Повышения штрафов в новой редакции КоАП не будет
Повышения штрафов в новой редакции КоАП не будет
27 апреля 2020 г. 14:43
Министерство юстиций приняло окончательное решение оставить в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) действующие размеры штрафов. Об этом ТАСС сообщили в ведомстве по итогам общественного обсуждения проектов КоАП.
«По результатам публичного обсуждения проекта нового КоАП решено согласиться с необходимостью снижения до действующего уровня размеров административных штрафов по тем составам административных правонарушений, по которым предусматривалось их повышение», — сообщили в Министерстве юстиций.
В ведомстве уточнили, что по итогам публичного обсуждения в Министерство юстиций поступили предложения от 77 граждан, широкого круга коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе предпринимательских объединений (55), от 11 органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 6 органов местного самоуправления.
«Всего поступило около 1 300 предложений по 467 вопросам, многие носили повторяющийся характер», — сообщили в министерстве.
Наибольшее количество предложений поступило по Особенной части нового КоАП — 70% ( где содержатся составы административных правонарушений – прим.); меньше всего — по разделу III «Субъекты административной юрисдикции» — 3%; остальная часть предложений касалась положений Общей части проекта нового КоАП.
Lorem ipsum dolor sit amet conse ctetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim .
Lorem ipsum dolor sit amet conse ctetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim .
- Главная
- Новости
- Государственный ветеринарный надзор
- Вместо штрафа – предупреждение
По поручению Президента РФ Федеральным Законом от 03.07.2016 г. № 316-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, который вступил в силу 04.07.2016 года. Данные изменения позволяют правоприменителям заменять наказание в виде штрафа на предупреждение при соблюдении определенных условий, для некоторых категорий правонарушителей. Эти изменения введены для того, чтобы предотвратить применение к малому и среднему бизнесу чрезмерных штрафов и сделать акцент на профилактике административных правонарушений.
Предупреждение – самая незначительная мера наказания, которая содержится в КоАП РФ. Это наказание выражается в официальном порицании правонарушителя и выносится в письменном виде, т.е. никаких материальных потерь он не несет.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Для применения указанной нормы необходимо соблюдение ряда условий.
- Совершение правонарушения впервые.
- Выявление нарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
- Лицо, совершившее административное правонарушение, является субъектом малого или среднего предпринимательства.
- Санкция статьи не должна содержать меры наказания в виде предупреждения.
- Отсутствие причинения вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде, культурным объектам, безопасности государства, не должна была быть создана угроза ЧС.
В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
Но следует помнить, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Безусловно, предупреждение предпочтительнее любого штрафа. И далеко не всегда хозяйствующие субъекты совершают административные правонарушения сознательно. Введение такой нормы, согласно которой к субъектам малого и среднего предпринимательства применяется административное наказание исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений, должно сыграть положительную роль в поддержке данной категории представителей бизнеса.
- Назад
- Вперед
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору приостановила действие разрешения на ввоз рыб семейства осетровых из Китая для предприятия, расположенного в Амурской области
Россельхознадзором в ходе анализа системы ФГИС «Меркурий» выявлена подозрительная схема оборота на территории России икры и рыбы осетровых видов.
Так, расположенное в Амурской области предприятие за текущий период 2020 года произвело 23 300 килограммов икры и рыбы осетровых видов, из которых 4 300 кг составила икра и 19 000 кг — рыба.
В производственных сертификатах, оформленных данной организацией во ФГИС «Меркурий», указано, что в качестве сырья использовались 438 шт. гибридов рыб семейства осетровых — калуги и амурского осетра. Рыба, согласно документам, была выращена в Китае и ввезена несколькими партиями в адрес организации в декабре 2019 года и августе 2020 года.
Система «Меркурий» помогла выявить фантомную площадку в Амурской области
Управление Россельхознадзора по Амурской области 28 октября в ходе мониторинга системы «Меркурий» выявило фантомную площадку по производству молочной продукции, расположенную в Серышевском районе Приамурья.
Установлено, что площадка зарегистрирована на ООО, которое, согласно юридическому адресу, указанному в системе «Цербер», находится в Республике Башкортостан, и имеет идентичные с ним форму собственности и наименование.
Россельхознадзор подготовил памятку для пользователей по работе в ФГИС «Аргус-Лаборатория»
В настоящее время продолжается активное внедрение в промышленную эксплуатацию ФГИС «Аргус-Лаборатория», которая предназначена для обеспечения прослеживаемости, а также систематизации и обобщения результатов деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Россельхознадзору.
Когда нельзя наказание заменить предупреждением
Для целого ряда административных правонарушений установлен запрет на замену предупреждением штрафа либо иного наказания. Это такие нарушения как:
- Злоупотребление свободой СМИ (статья 13.15 КоАП РФ)
- Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.21 КоАП РФ)
- Нарушение антимонопольного законодательства (статья 14.32 КоАП РФ)
- Недобросовестная конкуренция (статья 14.33 КоАП РФ)
- Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, СК, Росгваврдии (статья 19.5)
- Неисполнение предписания контролирующих органов (статья 19.5.1. КоАП РФ)
- Не были приняты меры по устранению причин совершения правонарушения (статья 19.6 КоАП РФ)
- Не представлены документы в антимонопольные органы, органы экспортного контроля , государственного регулирования тарифов, а также органы контроля иностранных инвестиций (статья 19.8, 19.8.1 и 19.8.2 КоАП РФ)
- Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт (статья 19.23. КоАП РФ)
- Представление ложных сведений с органы миграционного контроля (статья 19.27 КоАП РФ)
Если административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение дополнительное административное наказание не применяется.
За нарушение трудового законодательства по ст.5.27 КоАП предупреждения не назначат
За нарушения трудового законодательства и ответственности предусмотренной статьей 5.27 КоАП РФ действуют те же правила замены штрафа предупреждением, что и для всех административных правонарушений.
Но, руководителям и бухгалтерам нужно иметь в виду, что большинство нарушений трудового законодательства рассматривается в судах, если не как причинение вреда здоровью, то как угроза благополучию человека.
За нарушение трудового законодательства практически нереально получить предупреждение.
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
И остави нам долги наши. Президент подписал поправки о штрафах за неоплаченную парковку
30 января 2020 года Минюст опубликовал первую версию обновлённого КоАП. Она вызвала большой общественный резонанс — все обратили внимание на резко выросший размер штрафов по многим статьям. На фоне начавшихся вскоре событий, связанных с распространением коронавируса, проект был раскритикован лично премьер-министром Михаилом Мишустиным. И в конце апреля появилась новая версия кодекса, в которой штрафы остались по большей части на текущем уровне.
Ещё одним спорным нововведением могло стать увеличение срока давности правонарушений до 1 года. Оно сохранилось и в новой версии, но при этом были сделаны исключения для всех правонарушений, по которым срок давности в настоящее время меньше. То есть фактически всё осталось как прежде.
Многие уже отметили и то, что теперь Минюст предлагает существенно расширить использование такой меры ответственности, как предупреждение, как для физических, так и для юридических лиц. Между тем в новой версии КоАП есть и целый ряд других новшеств, важных для бизнеса. Dp.ru попросил юристов их прокомментировать.
«Одним из важных правил нового КоАП является запрет на одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (часть 13 статьи 2.10). При этом на данный момент неясно, кто в таком случае несёт ответственность по общему правилу — должностное лицо или юридическое лицо. Представляется, что акцент будет сделан на административной ответственности именно должностных лиц», — рассказывает юрист корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и Партнёры» Антон Лалак.
Этот пункт крайне актуален для многих компаний, которые подвергаются проверкам госорганов. Выписать за выявленное нарушение два штрафа — на юрлицо и генерального директора — является обычной практикой.
«К плюсам новой редакции кодекса можно отнести смягчение административного наказания в виде административного запрета деятельности — предельный срок его назначения предлагается сократить с 90 до 30 суток (часть 3 статьи 3.28 проекта)», — продолжает юрист. Если сейчас многие заведения общепита не знают, как прожить месяц в условиях запрета деятельности, то их коллег, пойманных на нарушениях, закрывают и на все три. Впрочем, к такой мере прибегают, как правило, если нарушения привели к серьёзным последствиям — например, массовому отравлению.
Кроме либерализации некоторых норм, в ряде позиций проект всё же закручивает гайки. Например, серьёзно увеличиваются штрафы за нарушение порядка сдачи бухгалтерской отчётности — до 1,5 млн рублей. «То есть штрафы за несдачу или несвоевременную сдачу отчётности будут повышены в несколько тысяч раз», — отмечает Антон Лалак.
Предупреждение вместо штрафа. Возможно ли изменить наказание?
Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее-КоАП РФ) предусматривает ответственность за целый ряд правонарушений в сфере предпринимательской деятельности. В большинстве случаев в качестве наказания за такие правонарушения КоАП РФ устанавливает штрафы, размеры которых могут достигать для должностных лиц и ИП десятков тысяч, а для компаний сотен тысяч рублей.
Что делать, если контролирующий орган вынес решение о назначении штрафа за выявленное административное правонарушение? Допускает ли закон возможность изменения наказания для предпринимателя на более легкое?
Ответим в статье на эти вопросы.
Что говорит закон?
Общие правила назначения административного наказания установлены частью 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ. Согласно положениям указанной нормы, наказание в виде предупреждения может быть назначено в случаях, если такая санкция предусмотрена соответствующей статьей КоАП РФ, если правонарушение совершено впервые и при условии отсутствуя вреда здоровью (жизни), а также имущественного ущерба.
Означает ли это, что предпринимателя могут предупредить только в случае, когда он совершил правонарушение по статье, предусматривающей такой вид наказания? Как уже отмечалось выше, значительная часть «предпринимательских» статей КоАП РФ в качестве минимального наказания предусматривает сразу штраф. Однако у предпринимателя есть шанс изменить наказание на предупреждение.
Основания для замены санкции
Согласно части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ, ИП и компаниям из сектора малого и среднего предпринимательства, а также их работникам, штраф может быть заменен предупреждением даже в случаях, если такое наказание не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ.
При том за некоторые правонарушения штраф на предупреждение не заменяется ни в каком случае. Например, такая замена невозможна за подделку документов, недобросовестную конкуренцию, предоставление ложных сведений в сфере миграционного учета. Полный перечень этих правонарушений закреплен частью 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ.
- Лицо, совершившее правонарушение, является представителем малого и среднего предпринимательства.
- Правонарушение не ходит в перечень, закрепленный частью 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ.
- Правонарушение совершено впервые.
- Отсутствует вред жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.
Пример из практики
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2019 № 303-ЭС19-21853
Компания продавала товары без применения ККТ, хотя по закону была обязана применять кассу. В ходе налоговой проверки правонарушение было выявлено, ИФНС вынесла решение о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Компанию обязали выплатить штраф в суме более 700.000 рублей.
Однако компания обжаловала решение налогового органа в суде. Постановление ИФНС было признано незаконным и изменено в части назначенного наказания. Штраф заменили на предупреждение.
Таким образом, при привлечении предпринимателя к административной ответственности в большинстве случаев штраф возможно заменить на предупреждение. Однако нужно учитывать, что контролирующие органы не заинтересованы в таком развитии событий и готовы представить обоснования необходимости применить к нарушителю именно штрафные санкции. По указанной причине рекомендуем доверить процесс изменения наказания опытному специалисту, в этом случае шансы на успешное решение дела существенно увеличатся.
О презумпции невиновности
Общество и власти обратили внимание Минюста, что в проекте КоАП не было принципа презумпции невиновности. Ведомство отметило, что его не включили в первоначальную редакцию Кодекса, потому что принцип презумпции невиновности регулирует проект Процессуального кодекса РФ. Но, важность этого понятия нельзя исключать, поэтому Минюст закрепляет его в ст. 1.12 проекта КоАП с дополнением:
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, является невиновным, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Подробные принципы будут раскрыты в проекте Процессуально кодекса РФ.
Порядок замены
Как же быть, если в отношении юридического лица ведется расследование по статьям КоАП, грозящее реальным штрафом? Нередко в числе рекомендаций для решения данной ситуации мы видим совет обратиться в ФНС с соответствующим ходатайством, в котором предлагается указать первичность нарушения.
Основывается такое предположение на ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, указывающей на возможность со стороны подозреваемого в правонарушении лица предоставлять комментарии и доказательства своей невиновности в рамках рассматриваемого дела. Однако при этом хотим отметить, что, согласно закону, ситуации, когда требуется подавать заявление, возникнуть не должно. Т.е. инспектор по умолчанию, без прошения со стороны виновника, должен ориентироваться на данную норму права.
Впрочем, как показывает практика, по собственной инициативе налоговики не всегда учитывают указанные нормы и все же выносят постановление в виде штрафа.
В том случае, если инспектор вынес постановление о штрафе, у совершившего проступок лица есть 10 суток, чтобы обратиться с соответствующей жалобой в вышестоящий орган или суд.
Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы
Какие санкции угрожают компаниям и ИП в ближайшем будущем
- Поделиться:
30 января 2020 года Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает многие существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за нарушения в различных сферах регулирования. В настоящее время проект КоАП РФ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, всё же становится законами. Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года.
Главным достоинством новой редакции КоАП РФ является то, что статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.
Так, в самостоятельные статьи выделены несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление персоналу средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, сокрытие несчастных случаев и т.д.
Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчётности в Росстат.
При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения. Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьёй. Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.
По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:
для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей);
для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей);
для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей);
для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн. рублей).
Если какой-либо статьёй минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.
Ещё одним плюсом новой редакции КоАП является закрепленное правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.
В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей).
Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.
Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращён с 90 до 30 суток.
Ниже рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. При этом не будем рассматривать некоторые штрафы (например, за грубое нарушение требований бухучёта или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счёта), которые останутся без изменений.
Непредставление СЗВ-ТД (ч. 2 ст. 8.1 КоАП РФ)
В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчётности по форме СЗВ-ТД. Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.
Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)
Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас — от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.
Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.
«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)
Воспрепятствование работодателем осуществлению сотрудником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.
Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций — до 50 000 рублей.
Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)
За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации — от 30 000 до 70 000 рублей.
Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.
Нарушение срока постановки на налоговый учёт (ст. 29.20 КоАП РФ)
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей.
Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.
Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчётности (ст. 29.21 КоАП РФ)
Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчёта по страховым взносам.
По новым правилам данное нарушение повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).
Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)
Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).
Несдача расчёта по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)
Нарушение сроков представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучёта и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.
Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности (ст. 29.29 КоАП РФ)
Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучёта касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчётности. По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчётности повлечёт наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.
Если организация вообще не сдаст бухотчётность, её должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчётность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для её должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации — от 1 млн. до 1,5 млн. рублей.
- Таким образом, штрафы за бухотчётность будут повышены в несколько тысяч раз!
Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчётности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.
Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)
Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей — для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей — для организаций.
Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, штрафы будут увеличены. Повторное неприменение ККТ повлечёт наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации — от 3 млн. до 5 млн. рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)
Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас — от 300 до 500 рублей).
Несдача статистической отчётности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)
За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.
По новым правилам это же нарушение повлечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП — от 3 000 до 5 000 рублей, на организации — от 5 000 до 10 000 рублей.
Изучить проект нового КоАП РФ можно на портале проектов нормально-правовых актов.
Когда решение ФНС неправомерно?
Решение ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ может быть признано неправомерным в судебном порядке в следующих случаях.
1. Проведение налоговым органом контрольной закупки.
В соответствии со ст. 13 Закона № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Учитывая положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которым не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, материалы проверочной закупки не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона и подтверждающие событие административного правонарушения.
2. Отсутствие у ФНС доказательств, подтверждающих факт продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В том случае, если административным органом не представлены сведения о проданной продукции и оказанных услугах, их стоимости, датах продажи (оказания) с применением ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, а также в случае отсутствия данных о денежных расчетах за проданный товар или оказанную услугу.
3. Истечение сроков давности относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, ― по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
4. Если штраф наложен за те нарушения в работе с наличными, которые не перечислены в ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Перечень нарушений в порядке ведения кассовых операций, за совершение которых организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать, является закрытым. В него включены:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленного лимита;
- неоприходование либо неполное оприходование в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличных денег сверх лимита остатка наличных, установленного самой организацией.
На практике налоговые инспекторы расширяют свои компетенции и штрафуют индивидуального предпринимателя, например за то, что он выдал деньги под отчет работнику, который не отчитался по ранее полученному авансу.
В этом случае имеется факт нарушения порядка выдачи наличных денежных средств под отчет, а не порядка ведения кассовых операций.
А за нарушения, допущенные при выдаче денег под отчет, административный штраф не предусмотрен. Можно привести другой пример: несвоевременное оприходование денежных средств в кассу не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
5. По причине приостановления санкции за неприменение ККТ в ряде случаев.
Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 КоАП РФ» внесены изменения в ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно которым до 1 июля 2020 года приостановлено действие ч. 2–4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольнокассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).
Вывод
Нарушение налоговым органом процедуры оформления указанных документов, ошибки, а также нарушение сроков рассмотрения протокола является основанием для признания неправомерным постановления ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ.
Цыгал Михаил Рафаилович,
адвокат Адвокатской палаты Омской области, регистрационный номер 55/1283 (Омск).