Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Существенные изменения административной ответственности за нарушения валютного законодательства

Существенные изменения административной ответственности за нарушения валютного законодательства

Государственная Дума 7 июля приняла закон,[1] смягчающий ответственность за нарушения валютного законодательства. Вступление закона в силу может позволить не уплачивать или снизить штрафы за прежние нарушения, если эти штрафы не взысканы.

Этим же законом расширяются составы отдельных нарушений.

1. Изменения, смягчающие ответственность

1.1. Возможность избежать штрафа при зачислениях на зарубежный счёт

Устраняется ответственность за зачисление на зарубежный счёт по основаниям, не предусмотренным валютным законодательством (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ), и за неисполнение обязанности репатриации (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) при выполнении ряда условий из примечания к статье:

  • средства зачислены на зарубежный счёт по внешнеторговому договору в установленный срок;
  • не позднее 45 дней со дня зачисления на зарубежный счёт денежные средства перечислены на счет в уполномоченном банке (в случае частичного перечисления ответственность не применяется в соответствующей части).
Так как освобождение применяется только к внешнеторговым договорам, штраф сохраняется, если средства зачислены по иным основаниям, которые не входят в «белые» списки допустимых российским валютным законом (например, если счёт принадлежит физическому лицу, которое не занимается внешней торговлей), причём размер штрафа не снижен. Однако иностранные подразделения российских организаций смогут получать выручку и перечислять её в Россию.

1.2. Смягчение ответственности за неисполнение обязанности репатриации

Размер штрафов за нарушение обязанности репатриации средств, причитающихся от нерезидента, существенно снижается для большинства ситуаций. По общему правилу штрафы, если средства не зачислены, составят:

  1. от 5 до 30 процентов – по внешнеторговым договорам, предусматривающим оплату в иностранной валюте или договорам займа;
  2. от 3 до 10 процентов — по внешнеторговым договорам, заключенным и исполняемым в рублях (но не по рублёвым договорам займа с нерезидентами).

Также установлен сниженный штраф от 3 до 5 процентов, если резидент включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности. Эти размеры штрафов относятся только к внешнеторговым договорам. Непогашенные займы, выданные нерезидентам, влекут, как указано выше, штраф от 5 до 30 %. Перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности пока не утвержден, хотя ранее выставлялся на обсуждение порядок его формирования.

В отличие от ординарных составов нарушений правил репатриации, для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности не предусмотрен пониженный штраф из расчёта доли ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки, когда обязанность выполнена, но несвоевременно, т. е. при небольшой просрочке штраф 3% будет больше, чем если бы резидент не был профучастником. Однако длительная просрочка при расчёте штрафа по ключевой ставке в рамках ординарных составов могла бы привести к штрафу выше максимального штрафа 5%, установленного для профучастников.

Появились новые основания, устраняющие ответственность за нерепатриацию: ответственность наступит, если сумма обязательств по договору превысила в эквиваленте 200 тыс. руб., а просрочка – 45 дней.

Примечания к статье не распространили суммовой порог на невозврат аванса резиденту, а порог срока – на повторное нарушение правил репатриации для должностных лиц, наказуемое дисквалификацией. Также суммовой порог неприменим к нарушениям профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Штраф 75-100% за нерепатриацию остается только для нарушения на сумму свыше 100 млн. руб. (ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), которое при повторности влечёт уголовную ответственность (ст. 193 УК РФ).

Диспозиция состава при сумме нерепатриированных средств свыше 100 млн. руб. сформулирована через отсылку к базовым составам, но в нее не добавлена ссылка на ч. 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ (невозврат предоплаты профучастнику). До вероятного устранения этого дефекта юридической техники к профучастникам при невозврате предоплаты на сумму свыше 100 млн. руб. будет неприменим повышенный штраф.

1.3. Смягчение ответственности за непредставление документов и сведений

Ответственность за непредставление в банк форм учёта и отчётности, а также подтверждающих документов и информации будет наступать только при просрочке свыше 90 дней, то есть устранена ответственность за меньшую просрочку (новая ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Читать еще:  Гасятся ли штрафы гибдд?

Устранена ответственность за не связанное с просрочкой представления нарушение порядка представления форм учёта и отчётности, подтверждающих документов и информации в банк.

Из ч. 6 ст. 15.25 исключена ответственность за нарушение правил оформления паспортов сделок, но прямо не предусмотрена ответственность за непостановку договоров на учет в банке. Заметим, что в проекте нового КоАП РФ , разработанном Минюстом России, ответственность за нарушение порядка постановки договоров на учет в банке выделяется отдельно .

Ответственность за нарушения, связанные с представлением отчетов по зарубежным счетам, хранением документов и информации по валютным операциям, не меняется.

2. Изменения, вводящие ответственность

2.1. Введена ответственность за нарушения, связанные со счетами в иных иностранных организациях финансового рынка

С 2020 г. обязанность представления в налоговые органы уведомлений и отчётности распространяется на зарубежные счета (вклады) резидентов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка.

Рассматриваемый закон вводит ответственность за нарушение этих обязанностей, такую же, как для банковских счетов.

Законом также вводится ответственность за операции по счетам в зарубежных организациях финансового рынка, не допускаемые российским законом. Хотя Банк России разрешил без ограничений все такие операции[2], ФНС России напомнила, что это разрешение не относится к запрещенным операциям между резидентами и не освобождает от репатриации[3]. За запрещённые операции между резидентами и за нарушение правил репатриации и ранее была возможна ответственность. Однако за списание средств, которые зачислены на счета в зарубежных организациях финансового рынка в рамках запрещённых операций между резидентами, становится возможен штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в новой редакции.

Упомянутые выше поправки, устраняющие ответственность, если средства списаны с зарубежного счёта на российский, применяются только к счетам в зарубежных банках, распространять это освобождение на иные организации финансового рынка не стали, – и в этой ситуации изменения тоже не вполне согласованы друг с другом.

2.2. Введена ответственность граждан за нарушение правил репатриации

Закон вводит ответственность для граждан, такую же, как для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в состав, касающийся неполучения выручки и неполучения средств от заёмщика. Это связано с тем, что физические лица обязаны обеспечить репатриацию средств при предоставлении займов нерезидентам. В составе, касающемся возврата предоплаты, граждане по-прежнему не упоминаются.

По информации с сайта Правительства РФ, целью внесения поправок было введение ответственности именно за нерепатриацию по займам[4]. Однако ФНС России высказывала позицию, что физические лица обязаны репатриировать выручку[5]. Поэтому для физических лиц помимо ответственности за непоступление средств от заёмщиков появляется и риск ответственности за нерепатриацию выручки.

Размеры штрафов для физических лиц такие же, как указанные выше сниженные размеры штрафов для организаций и предпринимателей. Однако на граждан не распространяется упомянутый выше конфискационный штраф при нарушении на сумму свыше 100 млн. руб.

2.3. Введена ответственность за необеспечение прекращения обязательств по договорам в рублях, по которым ранее была отменена репатриация

С 2020 года частично или полностью отменена обязанность репатриации по большей части экспортных внешнеторговых договоров, заключенных и исполняемых в рублях. Вместо неё введена обязанность резидентов обеспечить прекращение обязательств по таким внешнеторговым договорам способами, разрешенными законодательством.[6]

Закон предусматривает за неисполнение этой обязанности предупреждение или штраф в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, на должностных лиц – от 20 до 30 тысяч руб. Штраф 5-30% предусмотрен и для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, что прямо указано в законе, тогда как за нарушение обязанности репатриации штрафы для них снижены. Основание этого различия неясно.

Штраф за нарушение новой обязанности, применяемой к договорам в рублях, выше, чем штраф за неисполнение обязанности репатриации, когда она по таким договорам сохраняется (3-10%), и равен штрафу за неисполнение обязанности репатриации в иностранной валюте.

Читать еще:  Какой штраф за нарушение закона о тишине

Более того, не предусмотрен пониженный штраф исходя из ключевой ставки Банка России, когда обязанность все же выполнена, хотя и с просрочкой.

Общая оценка изменений

В условиях, когда сама обоснованность многих валютных ограничений находится под большим вопросом, смягчение ответственности за ряд нарушений следует поддержать. Однако конструкция норм об ответственности становится все сложнее и запутаннее, а противоречия подходов к схожим нарушениям хотя и не лишают возможности применить закон, но вряд ли могут быть признаны оправданными. Ряд противоречий вызывает сомнения, отражают ли они сознательные цели законодателя или дефекты юридической техники.

О чем подумать, что сделать

Закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Принятие рассматриваемого закона даёт большому числу резидентов возможность уменьшения штрафа либо освобождения от административной ответственности.

Что касается новых штрафов, они распространяются на нарушение обязанностей, срок исполнения которых наступит после вступления закона в силу.

Помощь консультантов

Специалисты «Пепеляев Групп» имеют успешный опыт представления интересов организаций и их сотрудников в органах валютного контроля и судах, готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку по вопросам, связанным с применением валютного законодательства, включая применение нового закона с обратной силой для смягчения ответственности или освобождения от неё.

[1] Законопроект № 518084-7 «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» https://sozd.duma.gov.ru/bill/518084-7

[2] Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У.

[3] Письмо ФНС России от 17.04.2020 № ВД-4-17/6473.

[5] Раздел «Часто задаваемые вопросы» сайта ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/kb/). Вопрос: «Разрешено ли зачисление резидентами — физическими лицами иностранной валюты, полученной в ходе внешнеторговой деятельности и причитающейся за оказанные нерезидентам услуги…?»

[6] Ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ, а также ч. 4 ст. 24, п. 1 ч. 1.1 ст. 19, п. 21 ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Раздел 2. Административное правонарушение и административная ответственность

1. Административный штраф (далее — штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент наложения административного взыскания.

В случаях, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, размер штрафа выражается в процентах от:

суммы нанесенного окружающей среде вреда;

суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства;

суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений;

суммы неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов;

суммы стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства;

суммы, неучтенной в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо учтенной ненадлежащим образом;

суммы сделки (операции), совершенной (проведенной) с нарушением финансового законодательства Республики Казахстан;

суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, запрещенной Законом Республики Казахстан «О конкуренции», или нарушения законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, о естественных монополиях и регулируемых рынках, законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансового рынка и финансовых организаций;

стоимости энергетических ресурсов, использованных сверх утвержденных нормативов за период, в котором произошло правонарушение, но не более чем за один год;

суммы незачисленной национальной и иностранной валюты.

Если в предусмотренных статьях особенной части настоящего раздела размер штрафа выражается в процентах от суммы операции, проведенной с нарушением норм финансового законодательства Республики Казахстан, и такая операция проведена в иностранной валюте, пересчет суммы штрафа в тенге осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан, на день наложения административного взыскания.

Читать еще:  Забрали скутер на штрафстоянку без документов

2. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, за исключением указанного в абзаце втором настоящей части, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, а также юридическое лицо, за исключением указанного в абзаце третьем настоящей части, не может быть менее пяти месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может быть менее двадцати месячных расчетных показателей.

3. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, за исключением указанного в абзаце втором настоящей части, не может превышать пятьсот месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, а также юридическое лицо, за исключением указанного в абзаце третьем настоящей части, не может превышать тысячу месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчетных показателей.

4. Штраф, исчисленный в соответствии с абзацем вторым части первой настоящей статьи, может быть установлен в размерах, превышающих или менее установленных размеров штрафов, указанных в настоящей статье.

5. Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, за исключением штрафов, налагаемых акимами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в соответствии со статьей 576-4 настоящего Кодекса.

6. Отнесение юридических лиц к субъектам малого или среднего предпринимательства, крупного предпринимательства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Как выявляются нарушения?

Чтобы выявить нарушения, инспекторы по использованию и охране земель Управления проводят проверки соблюдения земельного законодательства юридическими, физическими или должностными лицами.

Кроме того, для выявления признаков нарушения закона инспекторы устраивают административное обследование земельных участков, когда контроль осуществляется дистанционными способами, без непосредственного участия собственников.

Если инспекторы выясняют, что кто-то уклонился от соблюдения закона, возбуждается дело об административном нарушении. Далее устанавливаются его обстоятельства и выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

Какие санкции предусматриваются при совершении повторных нарушений?

Правонарушение, совершённое во второй раз в течение года, считается повторным. При этом ранее совершённый проступок должен быть не каким-либо другим, а административным. При повторном совершении аналогичного проступка это служит отягчающим обстоятельством при определении меры наказания в случае привлечения лица к ответственности ранее и не истечении после этого проступка срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ.

За правонарушение, совершённое повторно, предусматривается более суровое наказание в виде большей суммы, которая в два раза увеличена по сравнению со взысканием, наложенным в первый раз.

Если, например, один и тот же человек был задержан за рулём в пьяном виде повторно во время движения автомобиля, то он должен будет заплатить уже в доход государства 50 тысяч вместо 30 тысяч за первое нарушение. Кроме этого, его могут лишить прав на управление машиной уже не на 4–6 месяцев, а на 3 года. Но и это еще не все: при повторном нарушении ПДД и управлении автомобилем в нетрезвом состоянии водителя могут привлечь ещё и к уголовной ответственности сроком до 2 лет, или к принудительным работам до 480 часов, или же наложить на него штраф в размере от 200 до 300 тыс. рублей.

Таким образом, закон устанавливает минимальный и максимальный предел административных денежных взысканий для физических, юридических и должностных лиц. Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector