Административный арест за неуплату штрафа гибдд
Административный арест за неуплату штрафа гибдд
- Главная
- Блог
- ПДД штрафы
- Неуплата штрафов ГИБДД: что грозит нарушителю?
- Новинки мира авто
- Новости автомобильного рынка
- Популярное
- Двигатель
- Кузов
- Салон
- Система охлаждения
- Трансмиссия
- Фильтры
- Шины и диски
- Электрооборудование
Что будет, если штраф не оплатить
В таком случае штраф передается для взыскания в службу судебных приставов (ФССП). Судебные приставы в течение суток с момента поступления материалов из ГИБДД принимают решение о возбуждении исполнительного производства.
Далее должнику отправляется уведомление с предложением добровольного погашения задолженности. На добровольное исполнение отводится 5 дней. Если в этот срок должник не расплатится с долгом судебные приставы могут:
- ограничить выезд должника из Российской Федерации (если сумма долга превысила 10 тыс. руб.);
- приостановить действие права управления транспортными средствами.
Или применить принудительные меры, такие как:
- взыскание долга за счет имущества должника, в том числе за счет денежных средств и ценных бумаг;
- взыскание долга из периодических выплат – заработной платы;
- взыскание долга за счет имущественных прав должника;
- наложение ареста на имущество должника.
Кроме первоначального штрафа должнику придется оплатить исполнительский сбор в размере 7% от суммы штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
И это еще не все. При первой же возможности на Вас, как уклониста, будет составлен протокол об административном правонарушении и вы будете доставлены в суд.
За это вам грозит наложение нового административного штрафа, уже в двукратном размере суммы неуплаченного (но не менее 1 тыс. руб.), либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Проверить наличие неоплаченных штрафов ГИБДД в официальном источнике данных — Государственной информационной системе можно на странице проверки штрафов.
Процедуры, которые предваряют административный арест
Дело об административном правонарушении открывается после составления протокола уполномоченными лицами – инспекторами ГИБДД. Если речь идет о просрочке оплаты штрафов, то открыть дело может и районный судья, протокол же в этом случаю будут составлять судебные приставы.
По неуплаченным штрафам составить протокол об административном правонарушении может и инспектор ГИБДД, помимо судьи. Единственное условие – инспектор сам назначал штраф по этому делу. Если мера ответственности не штраф, а арест, то после составления протокола дело сразу же передается судье.
Если составить протокол на месте нет возможности, то водителя перевозят в отделение полиции. Инспекторы вправе задержать нарушителя на срок до 48 часов, если это необходимо для рассмотрения и исполнения правосудия. Инспекторы ГИБДД могут задерживать водителей только в том случае, если имеют право составлять протокол по делу о правонарушении. С просьбой о задержании к ним могут обратиться и судебные приставы.
Важно! В соответствии с частью 3 статьи 27.2 КоАП РФ при административном задержании на руки водителю выдается копия протокола о доставке его в отделение полиции и задержания.
Протокол административного содержания содержит следующие обязательные сведения:
- дата, время и место написания протокола;
- сведения о задержавшем водителя должностном лице ГИБДД, включая Ф.И.О и нагрудный номер;
- сведения о задержанном лице – водителе;
- дата, время и место задержания, его законные основания.
Протокол административного ареста подписывает задержанный водитель и составитель – инспектор ГИБДД или судебный пристав. Задержанный имеет право не подписывать документ, о чем в нем и делается специальная пометка. Копию протокола задержания водитель вправе получить по первой просьбе. Она может пригодиться для представления по месту работы или учебы в качестве уважительной причины прогула.
Задержанный может попросить инспектора уведомить как можно быстрее о своем аресте родственников, начальника по работе или администрацию учебного заведения, личного адвоката или иного защитника. Сотрудник полиции обязан зачитать задержанному лицу его права и обязанности и зафиксировать этот факт в протоколе. Помимо составления протокола задержания, к нарушителю, в зависимости от конкретных обстоятельств, применяется:
- досмотр личных вещей и автомобиля;
- временное изъятие документов – водительское удостоверение, паспорт, документы на машину;
- задержание автомобиля или иного ТС, на котором совершено правонарушение, послужившее основанием для ареста;
- поездка в круглосуточный медицинский пункт для проверки на опьянение алкоголем или наркотиками.
Полезные ссылки
«Конкурент» – новостной сайт, на котором вы всегда найдете актуальные новости Искитима, Бердска, Искитимского района.
Новости обновляются ежедневно. Самые свежие искитимские новости различных тематик.
У нас вы найдете новости политики , культуры, спорта, экономики, происшествий Искитима, Бердска, Искитимского района.
Теперь на сайте «Конкурент» вы можете прочитать последние объявления.
Новости на «Конкуренте» обновляются ежедневно
Поиск |
Ответственность за неуплату штрафа ГИБДД по статье 20.25 КоАП РФ
Согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ: неуплата административного штрафа в срок, установленный законом, квалифицируется, как самостоятельное правонарушение и влечёт за собой риск привлечения неплательщика к административной ответственности.
Содержание статьи
В статье рассмотрены вопросы возбуждения дел по статье 20.25 КоАП РФ, порядок привлечения к ответственности за неуплату штрафа при нарушении ПДД РФ и освобождения от наказания при истечении срока давности штрафа ГИБДД.
Основания для привлечения к ответственности за неуплату штрафа ГИБДД
При неуплате штрафа ГИБДД за нарушение Правил дорожного движения РФ, а равно его оплаты в неполном размере, нарушитель привлекается по статье 20.25 части 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП, Кодекс).
На сегодняшний день, названная выше диспозиция статьи, распространяется в том числе и на лиц, совершивших нарушения ПДД РФ и выглядит следующим образом:
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КРФ об АП, влечет применение одного из следующих наказаний:
— административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей,
либо
— административного ареста на срок до пятнадцати суток,
либо
— обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Как видно из санкции цитируемой правовой нормы, наказания, установленные законодателем в статье 20.25 Кодекса, достаточно серьезны. Также, кроме административного наказания, к субъектам правонарушения могут применяться меры воздействия со стороны судебных приставов, в виде ограничения прав управления транспортными средствами, наложения ареста на имущество должника, запрет на выезд за пределы Российской Федерации. Логика законодателя, установившего такие наказания за неоплату штрафа понятна и закономерна, если рассуждать с точки зрения государства.
Несмотря на то, что статья 20.25 КоАП РФ действует уже много лет, но собираемость административных штрафов от этого не увеличилась. Свидетельством тому является норма, принятая не так давно, по которой сумма штрафа ГИБДД за нарушения ПДД РФ, снижается на 50 процентов автоматически, при оплате в двадцатидневный срок с момента его вынесения (статья 32.2 пункт 1.3 Кодекса). Что остается делать простому гражданину, который волею случая или жизненных обстоятельств не смог уплатить назначенный ему штраф ГИБДД за нарушение правил дорожного движения?
Поставленный вопрос требует прежде всего разъяснений, а ответ на него, напрямую зависит от конкретных обстоятельств того или иного случая. Ведь водитель или собственник транспортного средства, что бывает достаточно часто, мог и не знать о вынесенных штрафах за нарушения правил дорожного движения. Часто штрафы не оплачиваются и не доплачиваются из-за материального положения нарушителя, который потерял работу, заболел или попал в иную сложную жизненную ситуацию. В этих случаях, при возбуждении дела по статье 20.25 Кодекса, требуется обратиться к адвокату по автомобильному праву или автоюристу, которые помогут найти приемлемый выход из сложившейся ситуации.
Для того, чтобы не доводить дело до административной ответственности за неуплату штрафа ГИБДД, следует знать требования закона и возможности, которые имеются у водителя, при исполнении постановления по делу об административном правонарушении.
- Штраф за нарушение ПДД должен быть оплачен не позднее шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу. Важно правильно исчислить срок вступления решения о штрафе, так как от этого зависит решение вопроса о законности привлечения к наказанию за его неуплату.
- При невозможности оплаты штрафа по уважительным причинам, связанным с материальным положением лица, привлеченного к наказанию, ему надлежит обратиться в суд или орган, вынесший постановление о назначении административного штрафа, за нарушение ПДД РФ, с заявлением об отсрочке срока оплаты в порядке, предусмотренном статьей 31.5 Кодекса.
- Как правило, при обоснованном и правильно составленном ходатайстве о предоставлении рассрочки, административные органы, вынесшие постановления о штрафах, предоставляют дополнительное время для исполнения обязанности по оплате штрафа ГИБДД. Срок рассрочки составляет от одного до трех месяцев (в зависимости от обстоятельств дела). Таким образом, у вас появится законная возможность осуществлять платежи по частям без нарушения срока оплаты административного штрафа.
Срок давности штрафа ГИБДД по статье 20.25 КоАП РФ
Возбуждение производства по делу по части 1 статьи 20.25 КРФ об АП находится в компетенции сотрудников полиции. Как правило, административный протокол составляется сотрудником государственной инспекции по БДД или участковым уполномоченным ОВД. Кроме названных категорий должностных лиц, это может сделать и судебный пристав, исполняющий постановление о неоплаченном штрафе ГИБДД.
Возбуждение административного производства и документирование правонарушения по части 1 статьи 20.25 Кодекса происходит при его непосредственном выявлении сотрудником ДПС. Если после остановки транспортного средства и проверки водителя по федеральной базе данных должников подтвердятся сведения о неоплаченных ранее штрафах, то инспектор ГИБДД составляет административный протокол. В указанных обстоятельствах транспортное средство помещается на штрафстоянку, водитель задерживается до рассмотрения дела судьей.
Привлечь неплательщика штрафа ГИБДД за нарушение ПДД к административной ответственности можно только в установленном Кодексом порядке и в пределах срока давности, предусмотренном статьей 4.5 КоАП. Подробно мы уже рассматривали этот вопрос в статье:
Таким образом, за пределами трехмесячного срока давности, исчисленного со дня совершения правонарушения, то есть неоплаты административного штрафа, привлечь водителя по статье 20.25 часть 1 КоАП РФ невозможно! Однако, первоначальный штраф за нарушение ПДД, придется отплатить, если не истек двухгодичный срок, предусмотренный на исполнение наказания (статья 31.9 часть 1 Кодекса).
Оспаривание решения о привлечении к административной ответственности за неуплату штрафа ГИБДД
Соблюдение законности при производстве по делам об административных правонарушениях является ключевым принципом, которым должны руководствоваться государственные органы, осуществляющие административную деятельность и правосудие. Однако, как показывает практика, несоблюдение порядка и процедуры привлечения к административной ответственности за неуплату штрафа ГИБДД, является основанием к отмене постановления и прекращению производства по делу.
При наличии оснований к обжалованию постановления, вынесенного по части 1 статьи 20.25 Кодекса, это необходимо сделать. К сожалению, иногда, чтобы добиться справедливости, требуется пройти длительный путь обжалования, вплоть до Верховного суда РФ. В зависимости от правовых оснований и фактических обстоятельств дела, необходимо определить тактику обжалования. При этом всегда следует оценить возможность оспаривания первичного постановления, и сделать это, даже если истекли сроки для подачи жалобы, которые можно восстановить.
Общие вопросы, касающиеся процедуры обжалования, нами рассмотрены в статье:
Правильно разобраться с обжалованием незаконного постановления за неуплату административного штрафа по силам только подготовленным людям или специализирующимся юристам в области административного права.
Примером успешного обжалования постановлений мирового судьи и заместителя председателя областного суда Курской области является постановление судьи Верховного Суда РФ от 8 октября 2015 г. N 39-АД15-6. Обстоятельства дела таковы: гражданин О.Е.Н., был привлечен к ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, со штрафом в размере 30000 рублей.
По прошествии некоторого времени, судебный пристав-исполнитель составил в отношении О.Е.Н. протокол по части 1 статьи 20.25 Кодекса, а мировой судья назначил за это нарушение штраф в двойном размере – 60000 рублей. Н. безрезультатно обжаловал это постановление в федеральный суд, в областной суд. Только спустя более чем 10 месяцев от даты вынесения несправедливого решения, оно было отменено судьей Верховного Суда РФ, а дело по части 1 статьи 20.25 Кодекса прекращено. «На чём основано такое решение?» – спросите вы, на том, что к моменту составления административного протокола истёк срок давности привлечения к ответственности за неуплату штрафа ПДД.
Уважаемые друзья, при необходимости в получении юридического совета, размещайте ваши вопросы в комментариях к статьям. Обсуждение личного опыта на страницах портала, а равно и дискуссии по темам, рассматриваемым в статьях, приветствуются администрацией ресурса.
Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.
Ответственность за неуплату штрафа ГИБДД
За неуплату административного штрафа наступает дополнительная ответственность согласно статье 20.25 ч.1 КоАП, которая предусматривает следующие меры наказания:
- штраф в двойном размере от ранее назначенной суммы, начиная от 1000 рублей и выше;
- обязательное выполнение общественных работ в объёме до 50 часов;
- грозит административный арест до 15 суток.
Статья 20.25 ч.1 КоАП РФ:
1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В примечании к третьему пункту данной статьи уточняется, что арест не может применяться в отношении нарушителя ПДД, если правонарушение выявлено автоматическими дорожными камерами видеофиксации.
Статья 32.2 Кодекса в своём 1-м пункте определяет срок погашения административного штрафа в пределах 60 дней с момента вступления постановления в законную силу.
Статья 32.2 ч.1 КоАП РФ:
1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Статья 31.5 ч.2 предусматривает рассрочку на уплату административного штрафа. Максимальный срок рассрочки — 3 месяца, чтобы ее получить нужно обратиться в суд.
Статья 31.5 ч.2:
2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Постановление ГИБДД об административном правонарушение вступает в силу через 10 дней с момента его вынесения. Таким образом, общий срок на уплату административного штрафа составляет 70 дней. На вынесение постановления законом отводится 2 месяца с момента совершения нарушения и 3 месяца, если дело рассматривается в суде. Если по истечению 2-х лет и 10 дней законное постановление не исполняется, то тогда наступает срок давности и штраф ГИБДД можно не платить.
Другие нарушения
Есть ещё небольшой ряд других нарушений, не относящихся к ПДД, за которые может быть предусмотрен административный арест. К числу санкций относятся следующие статьи КоАП:
- 6.1.1. за нанесение побоев,
- 6.8 за хранение, переработку и изготовление наркотических средств,
- 6.12 за сутенёрство,
- 7.26 за мелкое хищение имущества стоимостью до 2 500 рублей,
- 17.3 за нарушение распоряжения судьи не нарушать правила в суде,
- 20.21 за появление в общественных местах в пьяном виде.
Самое распространенное правонарушение – неуплата административного штрафа
Судебный департамент при ВС РФ опубликовал отчет, в котором содержатся статистические показатели рассмотрения судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях за первое полугодие 2018 г.
Количество дел, поступивших на рассмотрение судов, выросло
Из отчета следует, что за первое полугодие на рассмотрение судов общей юрисдикции по первой инстанции поступили дела об административных правонарушениях в отношении 3 539 645 человек, а в отношении еще 137 814 человек дела оставались нерассмотренными с прошлого периода. Из них за первое полугодие суды рассмотрели дела в отношении 3 449 796 лиц.
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что в сравнении с предшествующим отчетным периодом абсолютный показатель количества дел, поступивших на рассмотрение судов, увеличился на 306 тыс. дел, что в контексте общего количества дел нельзя расценивать как существенный прирост. «Он обусловлен, в том числе, декриминализацией преступлений в уголовном праве, – пояснила эксперт. – В этом отношении важными представляются соблюдение баланса, неподмена одного вида ответственности другим».
Адвокат АП г. Москвы Александр Липатников добавил, что этот показатель неуклонно растет из года в год и говорит о постоянно увеличивающейся нагрузке на суды.
Стоит отметить, что суды привлекли к ответственности 2 913 920 человек. В этой связи Нарине Айрапетян обратила внимание, что при рассмотрении дел суды продолжают сохранять «обвинительный уклон»: «Количество лиц, подвергнутых наказанию по рассмотренным делам, составляет 82% от общего числа и отличается от идентичного показателя за 2017 г. только знаками после запятой».
В качестве интересного момента по анализу субъектного состава административных правонарушений адвокат АК «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачева отметила большое количество правонарушений, совершенных должностными лицами: их было привлечено к ответственности 525 011 – почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2017 г.
Также к административной ответственности было привлечено 132 837 юрлиц, 22 513 предпринимателей – соответственно, на 13,5% и 17,6% больше, чем годом ранее.
Число иных физических лиц, привлеченных к ответственности, почти не изменилось – 2 233 559 в первом полугодии 2018 г. против 2 243 394 в 2017 г.
Самые распространенные виды правонарушений
Как и в прошлом году, неуплата административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) остается лидером среди правонарушений, причем количество рассматриваемых нарушений по указанному составу продолжает расти.
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян полагает, что для борьбы с неуплатой штрафов потребуются изменения на законодательном уровне в части установления более гибкой дифференциации размера штрафных санкций. Также необходимо смягчение наказаний в виде снижения нижнего предела санкции с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, иных заслуживающих внимание обстоятельств. Второе предложение, по мнению эксперта, впоследствии приведет к «индивидуализированному» подходу к правонарушителям и, таким образом, наказание будет более справедливым, исполнимым по своей сути и адекватным размерам назначаемых штрафных санкций.
Между тем Ольга Рогачева заметила, что по расширенным данным статистики видно, что к административной ответственности за правонарушения в области несостоятельности (банкротства) привлекается очень мало лиц. «За неправомерные действия при банкротстве было привлечено 23 арбитражных управляющих. Изменения законодательства о том, что за совершение повторного правонарушения в области банкротства предусматривается дисквалификация, положительно сказываются на правоприменительной практике», – отметила она.
Александр Липатников добавил, что исходя из расширенных статистических данных можно говорить о стабильном преследовании граждан по «антиэкстремистским» статьям. Так, по ст. 20.3 КоАП о демонстрации нацистской символики и символики запрещенных организаций в первой половине 2018 г. наказание было назначено 904 раза, а в 2017 г. данный показатель составил 910. Причем 845 человек подверглись наказанию в виде тарафа, а 59 – административному аресту. Также адвокат обратил внимание на то, что число дел по ст. 20.29 КоАП за производство и распространение экстремистских материалов продолжает расти: за первое полугодие 2018 г. уже зафиксировано 1133 случая против 1846 за весь предыдущий год.
Правонарушения в сфере дорожного движения
Отдельно эксперты выделили дела о нарушении Правил дорожного движения. Всего в первом полугодии 2018 г. наказанию за такие правонарушения подверглись 441 213 человек, а за прошлый аналогичный период – 477 771 человек.
При этом существенно увеличилось количество дел по нарушениям, связанным с превышением установленной скорости движения, – почти в 2,3 раза.
В то же время заметно сократилось число лиц, привлеченных к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Также сократилось количество административных правонарушений, связанных с выездом на встречную полосу.
Александр Липатников отметил, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество дел по правонарушениям в области дорожного движения уменьшилось на 38 тыс. «Конечно, это положительная динамика, но говорить о том, что наши дороги становятся более безопасными, а количество ДТП снижается, еще рано, – считает эксперт. – Все же процентный показатель подобных дел по-прежнему слишком высок и уступает только делам в области финансов, налогов и сборов, страхования и рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ)».
Анализируя статистику административных правонарушений в области дорожного движения, Ольга Рогачева сделала вывод о том, что большое количество граждан привлекается к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Меры обеспечения стали применять реже
По сравнению с показателями предыдущего года за аналогичный отчетный период снизилось количество основных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых судами.
Нарине Айрапетян обратила внимание на то, что самой «популярной» мерой обеспечения по делу об административном правонарушении является административное задержание, второй по популярности – доставление. «Наиболее редко используются такие меры, как залог арестованного судна (5 случаев за полугодие), – вероятно, из-за специфического характера правонарушения, в отношении которого может быть применена такая мера, а также временный запрет деятельности (1491 случай)», – отметила она.
Административный штраф остается основной мерой наказания
Как отметила Нарине Айрапетян, анализ качественного состава видов наказаний по делам об административных правонарушениях показывает, что «приоритетным» в данном отношении является наказание в виде штрафа – 70%. «По сравнению с предыдущим отчетным периодом количество случаев назначения штрафов увеличилось на 13,59% в процентном отношении. Распространенность назначения наказания в виде административного штрафа связана, прежде всего, с его эффективностью», – указала она.
Обжалование по делам об административных правонарушениях
Анализируя данные по пересмотру вступивших и не вступивших в силу судебных актов, вынесенных по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях, Ольга Рогачева отметила, что лишь около 58% решений судов первой инстанции по таким делам являются законными и обоснованными.
Как отметила Нарине Айрапетян, постановления, не вступившие в законную силу, обжалуются в 5% случаев – на 1% меньше, чем в предыдущем отчетном полугодовом периоде: «При этом 29% из поданных жалоб/протестов привели к отмене/изменению постановлений суда. Данный показатель достаточно обнадеживает в сравнении с количеством оправдательных приговоров по уголовным делам».
Рассмотрение жалоб и протестов на не вступившие в силу постановления и определения
1-е полугодие 2017 г. | 1-е полугодие 2018 г. | |
---|---|---|
Остаток неоконченных дел на начало года | 48 485 | 44 998 |
Всего поступило за отчетный период | 266 114 (по протестам – 7113; по жалобам – 259 001) | 246 808 (по протестам – 6033; по жалобам – 240 775) |
Оставлено без рассмотрения | 63 987 | 55 993 |
Окончено дел за отчетный период | 195 730 | 184 724 |
Всего рассмотрено дел по жалобам и протестам | 195 730 | 184 724 |
Отменено с прекращением производства | 44 331 | 41 300 |
Отменено с возвращением на новое рассмотрение | 11 347 | 10 001 |
Отменено с направлением по подведомственности, подсудности | 492 | 342 |
Всего отменено | 56 170 | 51 643 |
Изменено | 13 278 | 12 067 |
По мнению Нарине Айрапетян, низкий уровень количества обжалований как таковых связан с «самоличной» защитой и представительством собственных интересов без привлечения профессионального юриста, а зачастую вообще даже без личного участия.
«Правовая основа участия адвоката в подобной категории дел задекларирована в ст. 48 Конституции РФ и ст. 25.5 КоАП РФ, предоставляющей не в императивной форме возможность участия защитника/представителя в производстве по делам об административных правонарушениях. С увеличением вовлеченности адвокатов в качестве защитников или представителей потерпевших в процессы по исследуемой категории дел анализируемые количественные и качественные показатели изменились бы кардинальным образом», – отметила она.
Управляющий партнер АБ Ольги Башковой Ольга Башкова отметила, что в сравнении с прошлым периодом количество рассмотренных жалоб и протестов на не вступившие в силу постановления и определения снизилось на 7% (19,3 тыс.).
Жалобы и протесты на не вступившие в силу решения
1-е полугодие 2017 г. | 1-е полугодие 2018 г. | |
---|---|---|
Остаток неоконченных дел на начало года | 3081 | 3024 |
Всего поступило дел за отчетный период | 35 368 | 34 889 |
Оставлено без рассмотрения | 2783 | 2682 |
Оставлено без изменения | 20 624 | 20 204 |
Решение изменено | 262 | 365 |
Решение отменено без отмены постановления | 1867 | 1656 |
Отменены решение и постановление с прекращением производства | 2635 | 2599 |
Отменены решение и постановление с возвращением на новое рассмотрение | 1863 | 2166 |
Отменены решение и постановление с направлением по подведомственности и подсудности | 159 | 27 |
Иные результаты рассмотрения жалоб | 2746 | 2492 |
Рассмотрено из числа оконченных жалоб (протестов) на определение (постановление) не по существу дела (в том числе промежуточное) | 1675 | 1849 |
Остаток неоконченных жалоб | 3935 | 3873 |
Ольга Башкова полагает, что количество поступивших жалоб и протестов на не вступившие в силу решения практически не изменилось по сравнению с 2017 г., поскольку отрицательная разница составила всего лишь 1%. «Лично меня, как адвоката, такая динамика очень радует, так как показывает активность участников процесса по обжалованию судебных решений», – отметила эксперт.
Жалобы на вступившие в силу постановления и решения
1-е полугодие 2017 г. | 1-е полугодие 2018 г. | |
---|---|---|
Остаток неоконченных производств (или жалоб) на начало года | 6720 | 6837 |
Всего поступило жалоб и протестов за отчетный период | 43 467 | 44 256 |
Возвращено, оставлено без рассмотрения | 12 468 | 12 289 |
Окончено производств по делам, жалобам или протестам в отчетном периоде | 29 958 | 30 852 |
по протесту прокурора | 1423 | 1202 |
оставлены без изменения постановление и все решения по делу | 24 544 | 17 364 |
Нарине Айрапетян заметила, что вступившие в силу постановления обжалуются гораздо реже. «С учетом остатка неоконченных производств на начало отчетного периода в 2018 г. окончены производства по делам, жалобам или протестам в отчетном периоде в 60% случаев, оставлены без изменения постановления и все решения по делу примерно в 33% случаев», – пояснила эксперт.
По словам Ольги Башковой, относительно рассмотрения жалоб на вступившие в силу постановления и решения наблюдается совершенно противоположная динамика – по сравнению с 2017 г. произошло увеличение на 2% (789). «Такая динамика в сторону хоть и небольшого, но увеличения по жалобам на вступившие в силу постановления и решения нуждается в позитивной оценке, – отметила эксперт. – Она явно отражает желание участников процесса отстаивать свою позицию в вышестоящих инстанциях, не ограничиваясь результатами только одного обжалования».
Текст: Зинаида Павлова
Инфографика: Андрей Тронин
Комментарии (102)
Из диспозиции части 1 статьи 20.25 КоАП РФ следует, что административно — противоправной и наказуемой признается неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Санкция части 1 данной статьи влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса (п.3 Примечания: Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа. После истечения данного срока в случае неуплаты штрафа, усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, не уплатившего штраф, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, разъяснены права и обязанности.
Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции судьи.
Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, то протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, может быть возбуждено по истечении 60 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. В случае обнаружения должностным лицом факта неуплаты административного штрафа протокол о совершенном правонарушении составляется и направляется судье немедленно. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассматривается в сроки, установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ.
По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч.1ст. 29.5 КоАП РФ).
Однако, как следует из разъяснения, содержащегося Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которого возложена обязанность по уплате административного штрафа, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
Исходя из вышеизложенного и учитывая, что обязанность по уплате административного штрафа лежит на конкретном лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, следует считать место жительства лица, не уплатившего административный штраф.
При назначении наказания в виде административного штрафа, мировым судьей учитываются такие обстоятельства, как личность виновного, а именно наличие у последнего постоянного источника дохода или уплата административного штрафа в добровольном порядке на день рассмотрения дела об административном правонарушении, а также смягчающие ответственность обстоятельства, к которым суд относит признание лицом, привлекаемым к административной ответственности своей вины, раскаяние в содеянном, наличие несовершеннолетних детей.
Назначение наказания в виде административного ареста преимущественно применяется судьей в случае отсутствия постоянного источника дохода у лица, привлекаемого к административной ответственности, а также учитывается и то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении штраф не был оплачен лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, . зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, . с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Порядок пересылки почтовых отправлений регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221. В частности, в п. 22 Правил закреплено, что на почтовых отправлениях отправителем должны быть указаны точные адреса отправителя и адресата. Это дало основание Верховному Суду РФ прийти к выводу, что выполнение требований данных Правил свидетельствует о принятии органом (должностным лицом или судьей), вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, а также органом почтовой связи всех необходимых мер по направлению и надлежащему вручению лицу копии постановления.
Рассуждая таким образом в Обзоре судебной практики за I квартал 2010 г., Верховный Суд РФ указал следующее: если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная лицу, привлекаемому к административной ответственности, по почте заказным письмом, не была вручена ему по причине отсутствия данного лица либо уклонения его от получения почтового отправления, то днем вступления постановления в законную силу будет считаться дата возвращения его копии в орган, должностному лицу или судье, вынесшим соответствующее постановление, указанная на почтовом отправлении.
Позднее Верховный Суд РФ уточнил свою позицию по данному вопросу и в п. 29.1 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) разъяснил, что такое постановление вступает в законную силу по истечении 10 суток после даты поступления (возвращения) в суд его копии: «Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, — пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).
В случае если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, — по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ). (п. 29.1 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40)».
В рассматриваемом случае необходимо было определить срок привлечения к административной ответственности, реальность направления материала в адрес привлекаемого лица. Доказательством по делу будут являться возвращенные в орган конверты с отметкой почтовой службы (если же они вообще были! указанный факт очень редко кем проверяется, а зря). Можно обратиться в ваше почтовое отделение и попытаться (при возможности) выяснить там факт доставления (не доставления) вам письма «счастья», поступало ли оно вообще на ваше почтовое отделение. Полученные сведения могут быть положены в основу вашей защиты, использованы как смягчающее обстоятельство.
Если при направлении первого административного материала со штрафом произведено на тот же адрес что и полученная вами повестка в суд, на вызов которого вы явились, это будет усматриваться судом как злоупотребление с вашей стороны: письмо из ГИБДД не получили, а судебное письмо получили, оба – направлены по одному и тому же адресу.
Не ленитесь отстаивать свою правоту, в противном случае – не «кормите» бюрократию! Оплатите штраф – и спите спокойно.
Как-то так.
Правовая диспозиция по поводу законности остановки ТС и пробития штрафов по базе полно изложена в разделе неоплаченные штрафы, но периодически возникают прецеденты, когда сотрудники ГИБДД всё-таки вымогают взятки у водителей, имеющих неоплаченные трафы.
По ч 1 ст 20.25. КоАП в качестве крайней меры административного наказания предусматривается «арест на 15 суток», что, вкупе с правовой неграмотностью водителей, сильно поспособствовало рождению следующей схемы вымогания денег со стороны сотрудников ГИБДД.
В КПЗ за неоплаченные штрафы, схема развода
То, что подобные инциденты имеют место быть, свидетельствуют периодически возникающие темы, как на самом сайте ГАИ так и на других сайтах и форумах.
Разберём ситуацию по существу.
1. Вообще дело по п 1 статьи 20.25 может возбуждать либо судья , либо то административное лицо, которое вынесло постановление о неоплаченном штрафе. Инспектор ДПС, который выявил эту неоплату, не имеет право возбуждать дело и составлять протокол АПН, это не в его компетенции. Об этом витиевато написано в пункте 5 ст 32.2 КоАП (чем и пользуются должностные лица ГИБДД), но чётко растолковано в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2006 года ответ на вопрос 11, 3-й абзац.
2. Административное задержание на 48 часов по части 3 статьи 27.5 Кодекса применимо только если дело уже находится в производстве , а производство по этому делу может открыть только суд.
Имейте ввиду, что по факту административного задержания должен быть составлен протокол задержания, в котором обязательно указывается мотив административного задержания — ч. 1 ст 27.4 КоАП РФ. Это подтверждено в Постановлении Верховного Суда РФ от 11 апреля 2005 г N 7-АД04-2, абзац 10. При задержании сотрудники обязаны известить родственников и защитника.
Кстати, по факту доставления в ОВД для составления протокола, так же составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе .
3. Сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица — см Постановление ВС РФ N 7-АД04-2 от от 11.04.05.
Далее в том же Постановлении: Доводы оперативного дежурного Ленинского РОВД г Иваново в ходе судебного заседания о том, что задержание обусловлено необходимостью обеспечить присутствие Г при рассмотрении дела мировым судьей, нельзя признать обоснованными. Г имеет постоянное место жительства в г Иваново, семью. Данных о том, что он намерен уклониться от явки в суд, по делу не имеется .
То есть, задержать водителя ТС на 48 часов инспектор ДПС, конечно, может — но потом, в зависимости от степени тяжести его «косяков», он либо лишится своих погон, либо получит взыскание за превышение должностных полномочий и заплатит 20 000 руб по ст КоАП.