Какое зажигание лучше раннее или позднее: чем чревато
Какое зажигание лучше раннее или позднее: чем чревато
Вопрос работоспособности автомобиля в некоторые моменты стоит особо остро. Всем известны ситуации, когда железный конь подводит в самый неподходящий момент. Из-за этого могут появляться серьёзные неприятности, поэтому следует постоянно следить за состоянием машины, чтобы в ответственный момент она не подвела. Главным элементом в автомобиле является двигатель, поэтому за его работой необходимо следить в первую очередь.
Раннее зажигание, признаки, причины
Раннее зажигание является одной из наиболее часто встречающихся неисправностей системы зажигания карбюраторных двигателей. Его суть заключается в слишком раннем (раньше чем требуется для нормальной работы двигателя) воспламенении топлива в камерах сгорания (намного раньше прихода поршня в верхнюю мертвую точку).
Изначальный угол опережения зажигания под определенный бензин выставляется при работе двигателя автомобиля на холостом ходу. Такое опережение необходимо для правильной работы двигателя. При его работе под нагрузкой необходимо еще большее опережение зажигания, что достигается за счет работы центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Но, если начальный угол выставлен слишком рано, то работа регуляторов накладывается на этот неправильный угол, делая зажигание настолько ранним, что приводит к большим проблемам в работе двигателя.
Признаки раннего зажигания
В зависимости от того насколько угол опережения зажигания отклонился от нормы признаки раннего зажигания будит либо практически незаметны, либо видны практически невооруженным взглядом.
Проблема с запуском двигателя
Двигатель запускается не с первого-второго раза. Может быть обратное вращение коленчатого вала после выключения зажигания.
Двигатель автомобиля неустойчиво работает на холостом ходу
Выровнять обороты ХХ винтами на карбюраторе невозможно или двигатель работает устойчиво только при установке повышенных оборотов.
Вялая динамика автомобиля на скорости
При этом трогание с места и разгон могут быть вполне приемлемыми, а вот на скорости мощность и приемистость двигателя недостаточные («машину как-будто кто-то держит сзади»).
«Стучат пальцы»
Постоянная детонация (дробный, стрекочущий звук от двигателя) при движении автомобиля, усиливающаяся при нажатии на педаль «газа» и не пропадающая после ее отпускания.
Свечи зажигания черные
Плохо сгорающее топливо оседает черным нагаром на свечах зажигания приводя к их быстрому выходу из строя.
Черный нагар на свечах зажигания
«Выстрелы» в глушитель при работе на холостом ходу
Не сгоревшее топливо догорает в глушителе хлопками. Пропуски зажигания через раз работающих свечей зажигания.
Черный дым из глушителя
Дымит не сгоревшее топливо.
Повышенный расход топлива
На выполнение своей работы в режиме слишком раннего зажигания двигателю требуется намного больше топлива.
Перечисленные выше признаки раннего зажигания могут быть признаками других неисправностей, например, с карбюратором («переливает»), топливной системы (слишком сильно качает бензонасос), системой зажигания и пр. Но, в любом случае при их появлении в первую очередь проверяем правильность установки угла опережения зажигания, а потом уже смотрим карбюратор и все прочее.
Причины появления раннего зажигания
— Причиной слишком раннего зажигания чаще всего является неверно выставленный момент опережения зажигания на холостом ходу двигателя. Все рекомендации и требуемые углы опережения зажигания см. в следующих статьях на сайте: «Установка угла опережения зажигания на ВАЗ 2108, 2109, 21099», «Установка угла опережения зажигания на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107».
Установка момента (угла) опережения зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099 под 92-й бензин
— Если начальный угол опережения зажигания выставлен правильно, а признаки слишком раннего зажигания все же имеются, то следует проверить центробежный регулятор опережения зажигания. Он должен включаться в работу на оборотах чуть выше оборотов холостого хода и постепенно, в зависимости от оборотов двигателя увеличивать угол.
Работа центробежного регулятора опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Ослабление или поломка пружин регулятора могут привести к тому, что центробежный регулятор будет сразу увеличивать угол опережения зажигания до недопустимых значений.
— На автомобилях ВАЗ 2105, 2107 с контактной системой зажигания следует проверить зазор между контактами прерывателя в трамблере, так как его величина напрямую влияет на угол опережения зажигания.
Контакты прерывателя в трамблере
Примечания и дополнения
— Основной проверкой наличия раннего или наоборот позднего зажигания на автомобилях ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099 является проверка в движении. Когда, двигаясь со скоростью 40-50 км/ч, на ровном участке дороги, резко нажимаем на педаль «газа». Должна возникнуть небольшая кратковременная детонация (дробный, стрекочущий звук со стороны моторного отсека). Если она появилась и пропала, хорошо, зажигание выставлено верно. Появилась и не пропадает, зажигание слишком раннее. Нет никакой детонации — позднее зажигание.
Регулировка момента
Если уж было выяснено, что угол опережения зажигания установлен неправильно, то это нужно сразу же исправить.
Я рекомендую следовать такой инструкции:
- Ослабить болт, который крепит корпус трамблера, для того, чтобы можно было осуществить его свободное вращение. Для того, чтобы отрегулировать анализируемый показатель, нужно будет поворачивать трамблер в разных направлениях, что зависит от того, какое зажигание нужно – более раннее или позднее.
- Если бегунок производит свои вращения по часовой стрелке, то при смене его движений (то есть поворот корпуса против часовой стрелки) будет установлено более раннее. Точно также, если наоборот. Тут может понадобиться помощник и даже не один, так как кто-то будет газировать, кто-то проверять, а кто-то крутить трамблер.
- Пока двигатель осуществляет свою работу на повышенных оборотах, нужно произвести настройку. Для этого: плотно взяться за корпус трамблера и медленно вращать его в разные стороны до тех пор, пока метка не окажется в положенном ей месте. Периодически положение метки следует перепроверять при помощи стробоскопа. Когда необходимая настройка будет достигнута, трамблер нужно зафиксировать, крепко затянув крепежный винт.
В целом, настройка описываемого показателя не относится к категории особенно сложных. Это в значительной мере упрощает жизнь автовладельца, но также и кладет на него огромную ответственность в виде регулярной проверки и, если нужно, обязательной регулировки момента зажигания. Я советую всегда помнить об этом, ведь данный показатель имеет весомое влияние на сроки эксплуатации авто.
Как сделать зажигание пораньше? Эта работа подразумевает регулирование УОЗ. Она должна проходит на холостом движении. Здесь важно соблюдать правильные обороты в интервалах 850 – 90 об/мин.
Значения угла наклона времени зажигания могут быть положительными или отрицательными. В первом случае они доходит до +1 градуса. Во втором начинаются от -1 градуса. Обозначенный градус – это градус взаимодействия с ВМТ.
Признаки раннего и позднего зажигания: во многих случаях этот момент устанавливается с применением стробоскопа. Этот прибор помогает достичь скрупулёзной настройки. Если этого устройства нет, можно поработать с контрольной лампой. Она присоединяется к массе и положительной клемме на зажигательном распределителе.
Далее предложены самые популярные методики, по которым можно качественно настраивать зажигание. За основу взята классическая техника отечественного выпуска.
Вопросы, на которые полезно знать ответы
Как выставить зажигание на слух?
Некоторые автолюбители чьи уши не были повреждены лапой медведя, одарены методом настройки на слух. Как они это делают? Они вращают прерыватель, и затем получают представление о работе мотора. Рассмотрим схему проверки детальнее:
- Необходимо включить двигатель.
- Затем немного попустить крепление вибратора. Позже гаечным ключом немного поворачиваем гайку против часовой стрелки.
- Трамблер нужно поворачивать самому, для понимания как действует сердце внутреннего сгорания.
- Идеальный градус должен функционировать, плавно не издавая резких звуков и не вибрируя. Но показывать самые высокие результаты по оборотам холостого движения.
- Когда идеальный угол найден следует зафиксировать положение гайкой, закрепляя ее гаечным ключом по часовой стрелке.
Как выставить зажигание методом искры?
Требуется сделать так, чтобы метки коленвала совпадали со знаками газораспределительного механизма. Стрелка ГРМ должна указывать на основной цилиндр. После чего не плохо было бы ослабить скрепляющую гайку вибратора и забрать провод из-под люка трамблера. Теперь высоковольтный проводок должен находиться рядом с массой на расстоянии не больше 6 мм. Включаем свечу. Теперь поворачиваем прерыватель приблизительно на 20-25 градусов по часовой стрелке, пока не увидите искру между массой и вибратором. На каком градусном значении увидели искру, там и фиксируйте положение закручивая гайку.
Как настроить зажигание точнее?
Чтобы диагностировать проблему рекомендуем воспользоваться этими пунктами плана:
- Перед началом диагностирования хорошо прогрейте область под капотом.
- Разгоните транспортное средство до скорости в 50 км в час.
- Переключите коробку передач на значение четвертой скорости, а затем надавите на педаль газа.
- Оцените обстановку как ведет себя моторчик, издает ли он металлические звуки, нет ли детонации?
- Если УОЗ скорректирован правильно, тогда после четвертой передачи на скорости 50 км в час, под капотом должна произойти небольшая детонация и длиться не больше трех секунд, она должна прекратиться после повторного нажатия на педаль движения.
Помните, если взрывы быстро не исчезли, то было установлено слишком ранняя затопка.
Проблема раннего зажигания
- Ранее зажигание чревато падением мощности мотора. Когда смесь воспламеняется раньше определённого срока, это приводит к неправильному воздействию силы газов, возникших при сгорании смеси. Она действует навстречу поршню в момент, когда он движется к ВМТ. При этом уровне регулировки нередко возникает детонация. Стоит отметить, что на нагрузочных режимах при выставлении оптимального угла зажигания может также происходить взрывное воспламенение смеси. Чтобы избежать этого угол опережения следует выставлять чуть-чуть больше по отношению к реальному значению.
- Позднее зажигания помимо ухудшения мощности силового агрегата приводит к чрезмерным нагрузкам детали мотора. Снижение КПД объясняется тем, что горючая смесь не успевает полностью сгореть в тот промежуток, когда поршень находится в положении ВМТ. Рабочая среда продолжает воспламеняться при движении поршня вниз, что вызывает падение эффективности и нагрев системы. Определить перегрев можно с помощью впускного трубопровода. Его температура будет выше нормы из-за того, что часть смеси будет догорать при выпуске.
Подготовка к установке
Все операции по изменению угла зажигания, как и его проверке, проводятся на ХХ. Частота вращения коленвала должна быть в диапазоне от 820-900 оборотов в минуту. Оптимальный угол наклона момента зажигания находится в пределах от -1 до +1 градуса относительно самой верхней мёртвой точки. Последствия неправильного угла зажигания приводят к падению мощности, повышенному расходу топлива или перегреву системы. Для проверки момента зажигания нужно демонтировать резиновую заглушку. В качестве ориентиров оптимального угла используются пометки (чёрточки) на маховике и шкале люка кратера сцепления.
Как понять, что зажигание позднее или раннее
Воспламенение рабочей смеси топлива и воздуха в цилиндрах с опережением или запаздыванием приводит к определенным сбоям в работе мотора. В списке основных признаков, по которым можно определить неправильно установленное зажигание, следует выделить:
- затрудненный запуск двигателя;
- ощутимое увеличение расхода топлива;
- двигатель теряет приемистость, падает мощность;
- отмечается неустойчивая работа в режиме холостого хода;
- пропадает отзывчивость на нажатие педали газа;
- возникает перегрев двигателя и детонация;
Неправильный угол зажигания может проявляться в виде характерных хлопков, которые отдают в систему выпуска, в карбюратор и т.д. Вполне очевидно, что дальнейшая эксплуатация ДВС со сбитым углом опережения зажигания может привести к более серьезным поломкам двигателя, особенно в случае появления устойчивой детонации.
Вкратце о работе зажигания
В бензиновых двигателях предыдущего поколения искрообразование и воспламенение горючего организовано так:
- Когда кулачок на вращающемся валу трамблера проходит мимо датчика Холла, последний отправляет импульс коммутатору, который прерывает цепь первичной обмотки высоковольтной катушки.
- Вследствие разрыва цепи вторичная обмотка катушки генерирует кратковременный импульс высокого напряжения, подающийся обратно в распределитель.
- Попадая на вращающийся контакт трамблера (в просторечии – бегунок), установленный на том же валу, импульс направляется к одному из высоковольтных 4 проводов.
- По проводу ток поступает на электроды свечи зажигания того цилиндра, в котором заканчивается такт сжатия топливовоздушной смеси.
- Между электродами проскакивает искра, поджигающая горючее. Раскаленные газы толкают поршень вниз – начинается рабочий такт.
Справка. В очень старых системах зажигания роль электронного коммутатора и датчика Холла играет механический контактный прерыватель.
Вышеописанная схема искрообразования настраивается вручную. Если регулировкой занимался несведущий автолюбитель, проявляются симптомы позднего либо раннего зажигания, описанные ниже. Причина – несвоевременное воспламенение топливной смеси, когда искра вырабатывается в середине такта сжатия или в начале рабочего хода поршня.
В дизельных силовых агрегатах искра отсутствует – солярка вспыхивает от сильного сжатия. Момент воспламенения совпадает со впрыском горючего в цилиндр (на такте сжатия поршень сдавливает воздух). В устаревших силовых агрегатах данный параметр тоже регулировался вручную.
Державка грузов регулятора. Рычаги с корректорами
1 33.1110040-12 Державка грузов регулятора
2 33.1110045-01 Груз регулятора
3 33.1110046-01 Державка грузов
4 33.1110049 Ось груза регулятора
5 236-1110532 Ролик груза регулятора
6 33.1110615 Трубка подвода смазки
7 33.1110620 Подшипник 106
8 33.1110321-01 Груз регулятора со втулками
9 33.1110047 Груз регулятора
10 33.1110056-01 Втулка груза
11 33.1110326 Ось ролика груза
12 334.1110160 Рычаги с корректорами
13 33.1110161 Рычаг рейки со штифтом
14 33.1110065-11 Пята упорная
15 33.1110080-10 Болт регулировочный
16 32.1110094 Палец рычага муфты
17 33.1110162 Рычаг муфты грузов
18 33.1110164 Рычаг регулятора
19 33.1110172-20 Шток корректора
20 33.1110174 Толкатель корректора
21 334.1110176 Пружина обратного корректора
22 33.1110177-01 Гайка корректора
23 33.1110412-10 Корректор
24 33.1110414 Пружина прямого корректора
25 33.1110416 Корпус пружины корректора
26 33.1110420 Втулка рычага регулятора
27 33.1110952 Шайба стопорная
28 33.1110954 Шайба стопорная
29 320.88333 Гайка М5-6Н
30 870505-П29 Гайка М10х1-6Н
31 870519-П15 Гайка М16х1-6Н
32 870779-П Палец
33 1/07342/01 Шплинт разводной 2х15
34 1/58062/11 Гайка М6-6Н