Признаки неисправности стартера и генератора
Признаки неисправности стартера и генератора
Неисправности стартера и генератора зачастую доставляют автомобилистам немало хлопот. Ведь, как это часто бывает, в процессе эксплуатации мы не особо обращаем внимание на те нагрузки, которые приходится выдерживать автомобилю. Однако это продолжается лишь до тех пор, пока наше авто вдруг перестает заводиться и требует ремонта.
Ниже мы расскажем о самых распространенных причинах неисправности стартеров и генераторов, а также о способах их устранения.
В конце статьи смотрите подробную видео-инструкцию по поиску причин неисправности автомобильного стартера.
Также вас могут заинтересовать следующие материалы:
Понимание того, что ломается любая вещь, если оставить ее без должного ухода, приходит слишком поздно, а единственным выходом из положения, зачастую, становится срочный ремонт стартера или генератора. Чтобы избежать поломки, нужно знать и уметь распознавать первые признаки грядущих неисправностей, и внимательно прислушиваясь к своей машине.
Основные виды неисправностей выявляемые при диагностике
В этом пункте мы выделили основные позиции относительно того, что может стать причиной неисправности. Наши мастера уже ни один год занимаются ремонтом и диагностикой агрегатов, поэтому научились быстро определять причины:
- Нарушение контакта в электрической цепи может стать причиной падения мощности стартера, что приведет к образованию дуги между коллектором и щетками. В результате происходит разрушение, которое сказывается на уровне выдаваемой устройством мощности.
- Если стартер очень долго работает, то это может привести к полному изнашиванию втулки, а также полной потери изоляции.
- При неисправных втулках вал якоря будет бить по стартеру, что приводит к поломке зубов маховика и прекращению работы устройства.
Если вовремя произвести диагностику, то это может уберечь водителя от замены стартера или очень дорогого ремонта.
- бесплатную диагностику;
- накопительные скидки;
- бонусы на ремонт каждый месяц;
Наиболее распространенными неисправностями являются следующие:
- стартер вращается, но не проворачивает маховик двигателя. Такая неисправность свидетельствует о том, что необходима замена бендикса. В зависимости от года выпуска и марки машины услуга по замене бендикса может стоить от 720 до 2880 рублей (в цену включена стоимость нового бендикса и работ по его установке);
стартер после поворота ключа зажигания издает слабый щелчок, но не вращается. Такая неисправность возможна в следующих случаях: а) закончились щетки стартера, из-за чего сгорел якорь стартера. в) вышло из строя втягивающее реле г) пропала масса стартера (внутри или снаружи) - стартер медленно вращается Подобное может происходить из-за сильной выработки подшипников скольжения, из-за чего якорь «цепляет» статор. — стартер сгорел полностью. Такое чаще всего происходит из-за вращения стартера на больших оборотах вместе с маховиком двигателя. Как правило, такая неисправность вызвана неисправностью в замке зажигания.
Когда мотор запустился, и вы отпускаете ключ зажигания, подача питания на тяговое реле прекращается и бендикс под действием пружины возвращается в исходное положение.
Если же питание продолжает поступать это с высокой вероятностью свидетельствует о спаивании главных контактов в соленоиде.
Первое, что нужно сделать, – исключить аккумуляторную батарею и генератор из перечня возможных причин.
Не забывайте, что стартер нормально работает только при условии, что батарея полностью (или достаточно) заряжена.
Следовательно, если двигатель не запускается, попробуйте запустить его от внешнего источника питания при помощи специальных соединительных проводов или воспользуйтесь пусковым устройством.
При удачном запуске становится понятно, что проблема заключается в электрической системе.
Профилактика неисправностей стартера
Как видите причин неисправности множество, но их можно избежать, выполняя процедуры очистки и обслуживания двигателя с извлечением стартера. После разбора детали необходимо прочистить с помощью сухой тряпки или мягкой щетки. Элементы, содержащие провода, необходимо протирать пропитанной бензином тканью, после чего тщательно продуть и оставить сушится на час-полтора. Простые металлические детали можно замочить в емкостях з растворителем на 10-15 минут и после протереть сухой ветошью и оставить сушится. Необходимо проводит ревизию на наличие повреждений и царапин, устранение которых проводится с помощью наждака. Не забудьте осмотреть и резьбовые соединения и устранить любые повреждения.
Исходя из выше сказанного, что причин помолом стартера множество, детали поддаются износу, кабеля повреждаются, движущиеся части подвергаются действию высоких температур, но, несмотря на все это, большинство проблем можно избежать. Для этого достаточно с ответственностью подходить к уходу за транспортом и вовремя проводить чистку и техобслуживание. Если присутствуют любые повреждения, справиться с которыми собственными руками невозможно, стоит немедленно обратиться к специалисту.
Принцип работы стартера
При повороте ключа зажигания в положение «запуск» срабатывает втягивающее реле, которое замыкает контакты для начала работы электродвигателя и одновременно выталкивая шестерню стартера для зацепления с маховиком. Войдя в зацеп стартер начинает раскручивать двигатель до оборотов, необходимых для его запуска. Для предотвращения передачи крутящего момента от двигателя стартеру, в случае, если двигатель запустился, а Вы не успели отпустить ключ зажигания, существует такая деталь, как обгонная муфта. Еще ее называют «бендикс» (по фамилии изобретателя). Проще говоря шестерня на валу стартера в одну сторону свободно прокручивается, а в другую сторону входит в зацеп с валом. Такая конструкция намного увеличивает срок службы устройства.
Неисправности стартера и диагоностика
Фактически неисправности стартера сводятся к трем поломкам. Но как определить их, если автолюбитель не «АС» в ремонте автомобиля. Проще говоря существуют некоторые показатели, по которым возможно определить, что именно вышло из строя. Если при повороте ключа слышны щелчки, но стартер не крутит, то виновно в этом втягивающее реле, если, конечно, не заклинил двигатель (но это уже не к нам). Так же вместо щелчков может присутствовать потрескивание или жужжание. Так же на неисправность втягивающего реле может указывать полная тишина (конечно, при повороте ключа в позицию «запуск двигателя»), но обычно такие случаи нечасты и характерны, только при обрыве катушки втягивающего реле. Второй неисправностью стартера является поломка бендикса. При этом стартер будет крутить в холостую, не прокручивая двигатель (жужжит, но не заводится). Второго тут не дано. Ну и в добавок, если, опять же при повороте ключа Вы слушаете тишину, то в данном случае есть еще причины и кроме неисправности стартера. Может у Вас просто сел аккумулятор? А может и перестало работать предпусковое реле. В любом случае необходимо обратиться в сервис. Мы сможем помочь Вам при любой неисправности стартера и готовы произвести ремонт стартера по выгодной цене и неизменно высоком качестве ремонта. И наконец двигатель стартера (ротор, статор или щеточный узел). Эта неисправность так же сопровожается щелчком после включения или, может такое случиться, что стартер просто не осиливает проворот двигателя и крутит на достаточно низких оборотах.
Замена щеток
Чаще всего для того, чтобы стартер заработал, достаточно его демонтировать, разобрать и почистить контакты. В большинстве случаев, такие простые действия решают возникшую проблему.
Какой бы ремонт вы не производили, вначале нужно демонтировать стартер. Для этого выполняются следующие действия.
- вам потребуется найти смотровую яму или эстакаду, в ином случае процесс демонтажа невозможен, так как стартер на большинстве автомобилей находится в нижней части двигателя;
- вначале отсоедините клемму массы с аккумулятора;
- если в нижней части моторного отсека есть грязезащитный щиток – снимите его;
- для удобства доступа к агрегату, демонтируйте аккумуляторную батарею с опорой;
- открутите зажим жгута проводов, которые подключены к стартеру;
- открутите провод с тягового реле стартера;
- теперь осталось отвинтить три болта крепления и снять стартер.
Далее необходимо приступать непосредственно к разбору изделия и ремонту.
- Открутите два болта и снимите корпус вместе с якорем и щетками;
- Осмотрите редуктор, сняв защитную крышку. Смажьте шестерни, поместите обратно крышку и отложите эту часть в сторону.
- Чтобы добраться до электрической части, то есть щеток и якоря, нужно вынуть ее из корпуса. Для этого, надавите пальцем на ось – она выйдет без проблем, так как удерживается исключительно магнитным полем.
- Чтобы снять верхнюю крышечку, выкрутите крестовой отверткой два винта.
- Осмотрите щетки. Чаще всего проблема именно в них. Если есть какие-то дефекты, замените щетки на новые.
- Прочистите и осмотрите якорь – при выходе из строя щеток с ним также могут быть проблемы. Поверхность, к которой прилегают щетки, зачистите при помощи наждачной бумаги.
- Соберите стартер в обратном порядке, смазав все движущиеся части (втулки и т.д.).
Вышеописанный процесс ремонта в большинстве случаев позволяет решить проблему с тем, что стартер не крутит, а реле щелкает. Новые щетки можно как приобрести, так и изготовить при помощи сильного паяльника. Но такие самодельные замены ненадежны, поэтому лучше купить новые щетки.
ПОЛОМКИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЕ СТАРТЕРА
Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания
Стартер не включается в связи с обрывом цепи питания стартера или его обмоток (что случается реже). Необходимо проверить:
При неисправностях стартера необходимо произвести несколько несложных тестов, чтобы определить причину поломки.
- реле включения стартера. Включите зажигание и замкните клемму 50 (на рис. 3) и клемму силового провода от АКБ металлическим предметом. Если стартер сработал (осторожно, может запуститься двигатель), то неисправно реле включения стартера или есть обрыв в его цепи. Если таким способом на Вашем авто неудобно воспользоваться из-за компоновки, то проверьте реле прозвонкой – лампочкой или тестером;
- «массу» двигателя. Обрыв или отгорание проводов, соединяющих кузов и двигатель, приводит к размыканию цепи. На современных авто отрицательная клемма АКБ соединена с корпусом мотора напрямую. На старых машинах часто просто соединяли кузов с картером КПП;
Проверка проводов стартера
- если цепь питания не нарушена снаружи, то, значит, стартер не крутит после поворота ключа зажигания из-за износа щёток стартера – они не входят в контакт с коллектором якоря. Иногда установить это удаётся, резко ударив по корпусу стартера металлическим предметом. Если изношенные щётки «застряли» в щёткодержателе, то иногда сотрясение, вызванное ударом, освобождает их, и стартер срабатывает. В общем, тут всё обстоит так же, как и с любым моторчиком со щётками.
При разборке стартера не забудьте проверить состояние угольных щёток и очистить коллектор якоря от угольной пыли.
Замена щёток производится на снятом стартере. Операция несложная, если их провода не припаяны. Можно заменить весь щёточный узел – смотрите по состоянию. Попутно очистите коллектор якоря от угольной пыли – этим вы предотвратите ненужный контакт между ламелями коллектора.
Если стартер щёлкает, но не заводится, то чаще всего это вызвано плохим контактом в проводке – ослаблены клеммы АКБ. Попытайтесь их обжать, а также почистите от налёта. Иногда щёлканье стартера говорит о том, что обгорели медные контактные болты втягивающего реле, т.наз. «пятаки» (на рис. 3 оранжевого цвета). Их можно заменить, зачистить, но современные втягивающие реле обычно неразборные.
Такой ремонт несложен для стартера на рис. 1 – корпус втягивающего реле соединён шпильками.
При заводке двигателя «трещит» стартер
Это вызвано с неисправностью втягивающего реле стартера – перегоранием удерживающей обмотки или нарушением контакта провода с клеммой 50 на рис. 3. Иногда провод, подводящийся к этой клемме, отпаивается. Проверить можно прозвонкой тестером или лампочкой – схема достаточно наглядна и универсальна. Треск может быть вызван и обгоранием «пятаков».
Если же стартер долго крутит при заводке, то причину ищите не в нём, а в системах, управляющих работой двигателя и самом двигателе – может, просто-напросто оборван ремень ГРМ.
Ремонт втягивающего реле стартера
Чаще всего тяговое реле не ремонтируется, так как его элементы в основном заключены в неразборный корпус. Единственное, что в таком случае можно сделать – аккуратно болгаркой снять завальцовку крышки. Под ней расположена контактная пластина.
Часто неисправность заключается в подгорании контактной поверхности. В этом случае пластину и контакты зачищают наждачной бумагой. После ремонтных работ корпус аккуратно запаивается.
Похожая процедура производится с разборной модификацией. Единственным отличием является принцип разборки и сборки конструкции.
Если с контактами все в порядке, но тяговое не срабатывает, то, скорее всего, проблема с обмотками. В таком случае деталь просто меняют на новую. Ремонт этих элементов крайне редко производится, и то только любителями ручной работы.
Диагностика бендикса
Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:
- засохла или загустела смазка;
- износились пружины;
- на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.

Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.
Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты. Эту деталь придётся заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.