Как выбрать свечи зажигания для авто
Как выбрать свечи зажигания для авто
Свеча зажигания – устройство, предназначенное для воспламенения топливовоздушной смеси сильным электрическим разрядом (искрой) в бензиновых двигателях. Этот разряд возникает между центральным и боковым электродом.
Свеча накаливания – в отличие от предыдущего устройства, не вырабатывает искру, а прогревает и сушит камеру сгорания, что упрощает холодный пуск дизельного двигателя.
Важно: свечи накаливания заменяется гораздо реже, чем свечи зажигания. Такие запчасти ищут по номеру или коду под конкретный мотор.
Одноэлектродная свеча зажигания
Многоэлектродная свеча зажигания
Как подобрать свежи зажигания
К чему приведут неправильно подобранные свечи:
- повышенный расход топлива;
- снижение мощности двигателя;
- ухудшение разгонной динамики;
- поломки в топливной системе;
- сокращение ресурса двигателя.
Для разных типов двигателей изготавливаются разные типы свечей, которые между собой отличаются материалом изготовления, калильным числом (эффективность теплоотдачи) и размерами. Это основные параметры, которые необходимо учитывать при подборе комплектующих.
Нормальная рабочая температура свечей – 500-700С. Работая в таком диапазоне, на электродах и других элементах свечи не появляется нагар, так как избытки попадающего в камеру сгорания моторного масла полностью выгорают на изоляторе и электродах. Это похоже на самоочищение, полезная функция для деталей, так как чистые свечи проработают дольше и лучше.
Калильным числом называют давление, необходимое для самопроизвольного поджига топливовоздушной смеси. Калильное зажигание – воспламенение смеси не от искры зажигания в точно заданный момент, а от контакта с разогретой свечей. Это приводит к неконтролируемому сгоранию смеси и разрушительно влияет на двигатель.
Иногда двигатель может работать некоторые время после выключения зажигания. Это называется «дизелинг» и является признаком неправильно подобранных свечей.
Нетрадиционные конструкции
Всегда хочется получить от двигателя большего, и этим пользуются многие: вспомните хотя бы недавно рекламировавшиеся свечи «Бугаец», якобы обеспечивающие непревзойденную экономичность, увеличение мощности и так далее. Консервативность мировых производителей свечей зажигания – не инерция мышления: улучшить отлаженную десятилетиями конструкцию сложно.
Прорывом в свое время стало появление иридиевых и платиновых свечей – они по ряду параметров превосходят обычные, но разительно отличается и цена.
Что следует знать про конструкцию свечи зажигания
Сегодня существует несколько видов свечей. Они могут быть одноэлектродными, а также многоэлектродными или платиновыми, иридиевыми.
Одноэлектродные свечи
Конструкция одноэлектродных свечей предельно простая. Обычно такая свеча состоит из белого керамического корпуса, а также стакана с резьбой. Стакан сделан из металла. Искры вырабатываются при помощи нескольких металлических электродов. Подобные свечи известны уже много лет и считаются самыми дешёвыми, хотя срок их службы ограничен.
Многоэлектродные свечи
В многоэлектродных цепях центральный электрод способен взаимодействовать одновременно с 4 электродами (боковыми). Это важное преимущество, позволяющее существенно увеличить срок службы свечей зажигания.
Платиновые свечи
Все свечи зажигания, сделанные из благородных металлов, никак нельзя назвать бесполезными. К примеру, платиновые свечи появились на массовом рынке после того, как они зарекомендовали себя в области автоспорта. Инженерам удалось заметить, что очень тонкие электроды позволяют увеличить стабильность двигателя. Также это положительно сказывается и на отдаче двигателя, ведь искра получается очень мощной. Однако слишком тонкие электроды имели и недостатки. В частности, они не могли выдержать слишком высокой температуры, а также быстро изнашивались. В итоге центральные электроды тоже стали изготавливать из платины.
Иридиевые свечи
Иридиевые свечи считаются самыми современными. Иридий — это очень ценный металл, ведь температура плавления иридия существенно выше, чем у платины. Также иридий отличается устойчивостью к коррозии и к очень высоким температурам. Эти качества позволяют использовать его для изготовления свечей зажигания. Такие свечи отличаются высокой эффективностью и рекомендуются в том числе и по той причине, что они могут обеспечить оптимальный режим сжигания топлива.
Размеры и виды свечей зажигания
Свечи зажигания также еще классифицируются по диаметру резьбы, по длине резьбовой части корпуса, по типу уплотнительного кольца, по размеру свечного ключа-шестигранника, по количеству боковых электродов и по некоторым другим параметрам.
По типу резьбы:
— M10×1 (это мотоциклы, газонокосилки и другие механизмы с одноцилиндровыми двухтактными моторами);
— M12×1,25 (мотоциклы), и M14×1,25 (автомобили старых образцов, свечи типа «А»);
— M18×1,5 — свечи типа «М», так называемые тракторные, под старый американский стандарт, но которые, тем не менее, подходят к автомобилям «советской эпохи»: М-20 Победа, ГАЗ-51 грузовик, ГАЗ-69 Бобик; а также подходят для газопоршневых моторов.
По длине резьбы:
— короткая 12 мм (мотоциклы, а также фактически все советские авто «дожигулёвской эпохи»: ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ, ЗАЗ (Запорожец и его модификации);
— длинная 19 мм (ВАЗ, ЗАЗ (современный), текущие модели ГАЗ и практически все современные иномарки массового сектора мировой автомобильной промышленности);
— удлиненная — 25 мм (современные и форсированные ДВС для люкс-сегмента мирового автопрома, также спортивные их модификации);
По размеру головки под свечной ключ (шестигранник):
— 24 мм, под свечи марок «М8» и с резьбой M18×1,5;
— 22 мм, под свечи марок «А10» «А11» для двигателей советского ГОСТа 2043-54;
— 20,8 мм, под свечи европейских стандартов времен ДВС с двумя клапанами на цилиндр (производились до конца 70-х годов);
— 19 мм, под свечи для двигателей некоторых моделей мотоциклов, кроме японских;
— 16 мм и/или 14 мм, для свечей современных ДВС с тремя и/или четырьмя клапанами на цилиндр.
По способу уплотнения под резьбовой частью:
— с плоским сжимаемым кольцом;
— с конусным уплотнением, без кольца.
По количеству и виду боковых электродов:
— одноэлектродные, с одним боковым и одним центральным электродом, традиционные для большинства моторов из массового сектора мирового автопрома;
— многоэлектродные, с одним центральным и несколькими боковыми электродами, предназначены для форсированных, спортивных моторов;
Специальные свечи: факельные, с конусными резонаторами, плазменно-форкамерные с боковым электродом в виде сопла Лаваля и некоторые другие в современной автомобильной промышленности применяются редко, зачастую в двигателях особых конструкций и в широкой рознице не появляются.
Виды свечей зажигания — какие свечи зажигания лучше?
На вопрос, какие свечи зажигания лучше, ответа не существует. Сегодня производители в Инструкциях к своим автомобилям не только рекомендуют типоразмеры свечей зажигания к той или иной модели, но иногда даже предписывают (едва ли не в директивном порядке) производителя и поставщика свечи. На самомо деле это маркетинг и корпоративные требования холдингов, объединений и автомобильных групп производителей.
Однако существует еще один параметр свечей зажигания, и он в последние годы становится все более популярным – это ресурс свечи.
Рекомендации экспертов: как выбрать свечи зажигания, советы по уходу
Подавляющее большинство современных свечей зажигания изготавливаются из легированных сталей (из железно-никелевого сплава и порой с добавлением меди и хрома) и имеют моторесурс, который исчисляется в пределах 10-15 тысяч километров пробега. За этот период центральный электрод свечи выгорает, зазор между электродами увеличивается, и начинаются пробои в искрообразовании. Нагар счищают специальной железной щеткой, боковой электрод подгибают, чтобы уменьшить зазор, и свеча (якобы) снова работоспособна.
Для уменьшения скорости выгорания (и, понятное дело, для увеличения срока службы свечи) на рабочую поверхность электродов напыляют палладий, золото, платину, иттрий, а в некоторых конструкциях используют платиновые напайки или вовсе электрод из иридия. Во многом это, конечно же, опять маркетинг и бизнес (такие свечи дороже стандартных в 3-4-5-6 раз), но некоторые свечи действительно ходят дольше — по 50-60 тысяч км.
Как не ошибиться и купить комплект «тех самых» свечей? Ответ прост: следует обратиться к специалистам и для начала произвести диагностику и системы питания, и системы зажигания, да и вообще всего двигателя. Ведь еще неизвестно, сколько и как будут работать «платиновые» или «иридиевые» свечи в вашем моторе, и будут ли вообще работать?
Чтобы ответить на эти вопросы и существует наш ресурс, Аutоbооkіng.com, он поможет вам и профильную СТО найти, да и при этом еще и – в вашем городе.
Воспользуйтесь формой ниже, чтобы найти СТО для замены свечей зажигания.
Из каких материалов делают свечи зажигания?
Кроме всего прочего, свечи различаются и по материалу, из которого они изготовлены. Свечи могут быть одно или биметаллическими, но так как времена, когда свечи производились только для советской техники прошли, в нынешнее время изготавливаются из двух металлов – медного (или хромо-никелевого) сердечника и стальной оболочки. Такой метод применяется чтобы обеспечивать быстрый и надежный пуск двигателя, а также быстрый отвод тепла во время работы, поскольку стальная оболочка быстро прогревается на начальном этапе работы, а медный сердечник хорошо отводит тепло при рабочей температуре от 500 до 900 °C.
Но для повышения устойчивости к коррозии и, соответственно, увеличения срока службы, такую классическую компоновку разбавляют тем, что на центральный электрод делают напайку, из сплавов стали и других дорогих металлов типа платины, иридия, палладия или вольфрама или полностью заменяют медный сердечник.
Самостоятельный подбор свечей зажигания
На начальном этапе самостоятельного подбора пристальное внимание следует уделять геометрическим размерам свечей. Если свеча окажется слишком маленькой по размеру, тогда вкрутить в блок такую свечу зажигания не получится или электроды свечи не будут доставать до камеры сгорания. Если же свеча будет больше рекомендуемой, тогда существует риск удара электродов об поршень, в результате чего возникнет серьезная неисправность двигателя. Помните, только после подбора свечи зажигания по размеру можно переходить к выбору калильного числа.
Как уже было сказано, калильное число определяет тепловые режимы работы свечи зажигания. Более высокое значение калильного числа указывает на то, что свеча «холодная». Такие свечи могут работать в условиях высоких температур и подходят для форсированных и спортивных двигателей. Установка «горячих» свечей на данные моторы будет означать, что устройство быстро перегреется, возникнет эффект калильного зажигания и т.д. Также не следует ставить «холодные» свечи с низким калильным числом на обычные двигатели, конструктивные особенности которых не предполагают использование подобных свечей зажигания. В этом случае свечи не будут очищаться, мотор может работать с перебоями и т.п.
Для простоты общее многообразие свечей зажигания сегодня можно условно разделить на три основных типа:
- привычные классические с одним электродом;
- свечи зажигания с несколькими электродами;
- иридиевые и платиновые свечи зажигания;
Простые свечи зажигания представляют собой керамический корпус, в котором находится центральный электрод. В нижней части выполнена металлическая резьба и расположен боковой электрод. Свечи данного типа наиболее доступны по цене, но имеют небольшой срок службы (до 15 тыс. км.) и наименее качественно осуществляют воспламенение смеси в камере сгорания. При этом продуты разных производителей могут иметь определенные конструктивные отличия в виде медных электродов, а также различной формы бокового электрода для улучшенного искрообразования.
Многоэлектродные свечи отличаются от обычных тем, что вокруг центрального электрода выполнены до 4 боковых электродов. Главным преимуществом является увеличенный срок службы и стабильное образование искры. Если один электрод выходит из строя или загрязняется, искра начинает создаваться на другом электроде. Также свечи зажигания данного типа имеют дополнительный плюс сравнительно с одноэлектродной конструкцией. В обычных свечах боковой электрод немного перекрывает образующийся факел при воспламенении топлива в цилиндре, в то время как свечи зажигания с несколькими электродами воспламеняют факел строго по центру искры. Это значит, что заряд топлива во втором случае лучше поджигается и сгорает более полноценно. В результате происходит увеличение мощности двигателя, снижается токсичность выхлопа и расход горючего. Многоэлектродные свечи зажигания не сильно отличаются по цене от обычных аналогов, имеют больший срок службы и позволяют мотору работать более стабильно.
По этой причине задачей разработчиков стало изготовление свечей зажигания с тонкими электродами, которые могли бы иметь повышенную устойчивость к износу. В результате электроды изготовили из редкоземельных элементов, которыми являются платина и иридий. Иридиевые и платиновые свечи зажигания сочетают в себе долговечность, высокую способность к самоочистке и максимально качественное искрообразование. Различные производители предлагают свечи с несколькими боковыми электродами, прячут центральный электрод глубоко в корпус, комбинируют платину и иридий, уменьшают толщину электродов и т.д. По заверениям изготовителя иридиевые или платиновые свечи могут служить от 40 до 50 тыс. км, увеличивают мощность двигателя и экономят до 5% топлива. Также встречаются позиции, которые рассчитаны на срок службы до 100 тыс. км. Главным недостатком можно считать достаточно высокую стоимость таких свечей зажигания, которая зачастую имеет минимальный порог от 50 у.е. за самый простой комплект.
Периодичность замены свечей зажигания
Каждый автолюбитель по своему относиться к этому вопросу: кто-то меняет свечи вместе с заменой масла, а кто то не меняет их вовсе.
Нельзя однозначно назвать цифру периодичности замены ведь она напрямую зависит от материала свеч:
- Медные/никелевые свечи зажигания имеют стандартный ресурс работы до 30 тыс. км., их стоимость вполне соответствует сроку службе, цена одной такой свечи будет в районе 250 рублей. Такие свечи я бы менял вместе с заменой масла.
- Платиновые свечи (подразумевается напыление на электрод) стоят на втором месте по сроку службы, применяемости и ценнику. Продолжительность безотказной работы искрового зажигания в два раза больше, то есть около 60 тыс. км. К тому же образования нагара будет значительно меньше, что еще более благоприятно влияет на воспламенение воздушно-топливной смеси.
- Свечи из иридия в разы улучшают тепловые характеристики. Такие свечи зажигания обеспечивают бесперебойную искру при самых высоких температурах. Ресурс работы составит более 100 тыс. км, но и цена будет куда выше первых двух.
Но не стоит вестись на рекламу, даже купив иридиевые свечи никто Вам не гарантирует 100 тыс. км. пробега.
Периодичность замены свечей во многом зависит от состояния двигателя и топлива, да и в общем вашего автомобиля. Если автомобиль “ест масло” то и свечи выйдут из строя намного раньше заявленного ресурса.
Свечи для популярных автомобилей
Когда вы поняли, что пришло время заменить изделия, то стоит заняться поисками подходящего варианта. Многие автолюбители отказываются от приобретения так называемых навороченных свечей зажигания. Это касается таких бюджетных авто, как Хендай, ВАЗ, Солярис, Логан. Также дорогие изделия не имеет смысла покупать водителям, чьи машины находятся на гарантийном обслуживании. Дело в том, что замена свечей в данном случае положена при каждом прохождении ТО. Практика показывает, что в среднем машина за это время успевает пройти примерно 15 тысяч километров. Поэтому нет смысла в приобретении дорогих изделий.
Более дорогие свечи обещают длительный срок службы, но, если по регламенту положена замена, то придется менять и их. А обычная никелевая свеча легко проходит 15 тысяч километров, при этом она рекомендуется изготовителем авто. У каждого изготовителя есть модели, которые входят в ряд бюджетных. Так, для Логана, если он находится на гарантийном обслуживании, можно подобрать бюджетные варианты BERU Ultra X UXF79, NGK BKR6E. Их стоимость является доступной, для приобретения потребуется примерно 150 рублей.
Если машина уже не стоит на гарантии, то можно отдать предпочтение более дорогостоящим вариантам. На сегодняшний день рынок предлагает отличные изделия с напылением из драгоценных металлов. Отдав предпочтение им, вы надолго сможете забыть о проблемах со свечами. Помните о том, что при замене изделий, мотор должен быть полностью исправен, так же как топливная и воздушная системы. Изготовитель изделий не может гарантировать стабильную и долгосрочную работу, если система является неисправной.
Потому оптимальным решением будет убедиться перед покупкой в том, что с машиной все в порядке. Система должна работать исправно на хорошем топливе. Если обнаружили какие-либо проблемы, то оптимальным выбором будет разобраться с технической частью. Только после этого можно будет менять изделия на новые. Так вы избежите напрасных трат.
Совершая покупку, помните о том, что стоит проверять свечи зажигания перед тем, как оплачиваете их. О подделке или же браке может говорить грязь на электродах, отсутствие маркировки, деформация составляющих изделия. Если вы будете регулярно проводить диагностику, своевременно менять свечи, то можете рассчитывать на длительный срок службы двигателя.