Как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора? Когда хочется всему научиться
Как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора? Когда хочется всему научиться
Чтобы оценить состояние электрооборудования автомобиля, нужно знать, как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора. Особенно такие умения необходимы сегодня, когда установка многочисленного дополнительного электронного оборудования, круглогодичные поездки с включенными фарами не позволяют аккумулятору получить полноценную зарядку от автомобильного генератора. К тому же в холодное время года ускоряется процесс его саморазряда. В таких условиях необходим периодический контроль его состояния.
Как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора, полезно будет узнать для всех водителей, которые предпочитают несложные операции по обслуживанию своей машины проводить самостоятельно. Своевременный заряд батареи стационарным зарядным устройством позволит продлить срок её службы. Такой измерительный прибор особых финансовых затрат не потребует, а пользу может принести большую.
Типы и виды нагрузочных вилок для аккумуляторов.
Существует большое количество нагрузочных вилок. Но отличаются они лишь диапазоном измерения напряжения вольтметром и величиной нагрузки.
Еще можно разделить нагрузочные вилки по типу тестируемых аккумуляторов. То есть бывают вилки для кислотных аккумуляторов и для щелочных аккумулятор. Опять же различаются они лишь имеющейся в них нагрузкой.
Один из ярких примеров нагрузочной вилки для щелочных аккумуляторов вы видите на рисунке. Это вилка со сменными нагрузками от 1 до 12 ампер.
Почему я говорю, что данная вилка используется для проверки щелочных аккумуляторов, так потому, что максимальная нагрузка, имеющаяся в комплекте вилки, создает нагрузочный ток в 12 ампер. А как подобрать вилку, исходя из величины ее нагрузки, мы рассмотрим ниже.
К сожалению, тип этой нагрузочной вилки я так и не определил из-за отсутствия маркировки на корпусе.
Следующий вариант нагрузочной вилки предназначен для тестирования отдельных банок аккумуляторной батареи, если это позволяет конструкция аккумулятора.
Эля этих целей используется вилка НВ-Б. Она имеет вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения 3-0-3 вольта. Токовая нагрузка, создаваемая данной вилкой – 100 ампер.
Данную вилку можно использовать для проверки щелочных аккумуляторов напряжением 1,2 вольта и для проверки кислотных аккумуляторов напряжением 2 вольта.
Для проверки 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов необходима вилка с диапазоном измерения напряжения минимум до 15 вольт.
Например — вилка Э107 УХЛ4. Она имеет вольтметр со шкалой до 20 вольт, сопротивление нагрузки 0,1 Ома, то есть рассчитана на нагрузку в 100 ампер.
Наиболее современный вариант нагрузочной вилки это вилка НВ-03. Она имеет электронный вольтметр с жидкокристаллическим индикатором. В составе имеется две нагрузки в 100 ампер, с возможностью раздельного подключения их к вилке.
При подключении одной нагрузки (общая токовая нагрузка – 100 ампер) тестируются аккумуляторы емкостью от 15 до 100 Ач. При подключении двух нагрузок (общая токовая нагрузка 200 ампер) проверяются аккумуляторы емкостью от 100 до 240 Ач.
Схема нагрузочной вилки НВ-03 представлена на рисунке.
Так же нагрузочная вилка НВ-03 имеет несколько дополнительных функций: автоматическое определение степени заряженности аккумулятора; запись в память значений измеренных напряжений и др.
Внимание! Вилка НВ-03 имеет возможность калибровки вольтметра и диапазона временных измерений напряжения под нагрузкой. Поэтому перед использованием желательно убедится, что вилка откалибрована.
Выбор нагрузочной вилки в зависимости от типа аккумулятора.
Итак, перед нами встает вопрос: «Как выбрать нагрузочную вилку?»
1. Определение диапазона измеряемых напряжений вольтметром нагрузочной вилки.
Как я описывал ранее, нагрузочные вилки выпускаются на разные диапазоны измерения напряжения.
Наиболее часто встречаются вилки с диапазоном:
• 2-0-2 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в)
• 3-0-3 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в. и кислотных аккумуляторов напряжением 2 в)
• 0-15 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)
• 0-20 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)
• 0-30 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 24 в)
Здесь следует соблюдать лишь одно условие: измеряемое напряжение не должно превышать максимальное значения вольтметра нагрузочной вилки.
2. Выбор токовой нагрузки.
При проверке аккумулятора с помощью нагрузочной вилки следует правильно выбрать значение токовой нагрузки.
Во время проверки аккумулятора под нагрузкой мы физически подключаем нагрузку вилки к аккумулятору, создавая в полученной цепи разрядный ток.
Для более качественной проверки аккумулятора этот ток должен иметь максимальное значение, однако не превышать допустимую величину разрядного тока, рекомендуемую производителем данного аккумулятора.
Конечно не все производители приводят величину максимально-допустимого разрядного тока для своих АКБ (не путать со стартерным током!), да и не каждый владелец авто будет открывать паспорт на аккумулятор и искать значение этого тока.
Поэтому я рекомендую ориентироваться на нижеприведенные значения разрядного тока:
— для тяговых щелочных аккумуляторов — ток 3-часового режима разряда (0,33С, где С — номинальная емкость аккумулятора в А*ч);
— для тяговых кислотных аккумуляторов — ток 1-часового режима разряда (1,0С);
— для стартерных аккумуляторов кислотных и щелочных от 1,0С до 1,4С
Что такое ток n-часового режима разряда? То есть это ток, при разряде которым номинальное напряжение аккумулятора (для автомобильного АКБ это 12,6 в) понизится до допустимого минимального значения (опять же для автомобильного АКБ это 10,2 в) за заданный промежуток времени (n-часов).
Для определения n-часового разрядного тока нужно емкость аккумулятора, указанную на нем разделить на время разряда.
Например, для того что бы узнать 20-часовой ток разряда аккумулятора емкостью в 60 А*ч необходимо:
I = С/t = 60 А*ч/20 ч = 3 А.
Это означает, что производитель гарантирует, что при разряде этого АКБ током в 3 А в течении 20 часов его напряжение не станет ниже 10,2 в.
Таким образом, для автомобильных аккумуляторных батарей ток создаваемый нагрузочной вилкой должен лежать в пределах 1-1,4 от емкости указанной производителем.
На практике для аккумуляторов емкостью 15-100 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 100 А, для аккумуляторов 100-240 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 200 А.
Поэтому самые распространенные нагрузочные вилки для автомобильных аккумуляторов имеют токовую нагрузку 100А.
Устройство нагрузочной вилки
Устройство вилки может отличаться в зависимости от модели и дополнительных возможностей. Но есть несколько общих элементов:
- вольтметр (аналоговый или цифровой);
- нагрузочный резистор в виде спирали сопротивления в корпусе вилки;
- один или два щупа на корпусе (в зависимости от конструкции);
- минусовой провод с зажимом типа крокодил.
В простых приборах на корпусе вилки имеются два щупа для измерения под нагрузкой и напряжения разомкнутой цепи. Вольтметр используется аналоговый, который показывает напряжение стрелкой на циферблате с делениями. Более дорогие модели имеют электронный вольтметр. В таких устройствах легче считывать информацию и показатели более точные.
Внутреннее устройство нагрузочной вилки Ореон НВ-01
Разные модели нагрузочных вилок имеют различные характеристики и возможности. Они могут отличаться по:
- диапазону измерения вольтметра;
- измерению силы тока;
- температуре эксплуатации;
- назначению (для кислотных или щелочных).
Особенности измерения под нагрузкой
Применение нагрузочной вилки для проверки источника питания автомобиля при подаче тока ограничено. Во-первых, использование этого метода допустимо, только когда тестирование при разомкнутой цепи показало заряд аккумулятора 100%. Во-вторых, его нельзя часто повторять, так как это пагубно сказывается на состоянии батареи. Есть ряд важных условий при проведении процесса.
- Пробки банок в аккумуляторе должны быть завёрнуты.
- Соединение штыря и отрицательно заряженной клеммы сопровождается появлением искры.
- Измерения повторяются с перерывами не менее пяти минут. За это время должны остыть контакты, нагревающиеся при операции.
- В процессе сильно нагревается минусовой зажим прибора, поэтому по завершении его трогать нельзя.
Зная как работает нагрузочная вилка, можно определить ряд характеристик АКБ и других элементов ЭДС. Использование требует соблюдения мер безопасности как во время, так и после процесса. В противном случае появляется риск навредить здоровью человека и состоянию батареи. Количество разных показателей во многом зависит от конкретной модели. Правильный выбор последней позволяет найти оптимальный вариант для проверки аккумулятора с любоыми характеристиками и в самых тяжёлых условиях.
Как сделать нагрузочную вилку своими руками
Для начала находят вольтметр. Если шкала не до 20 Вольт, то делают новую градуировку (используется мультиметр или тестер). Формула такая: R=U/I, где R это сопротивление резистора, U напряжение, а I – сила тока. Мощность определяется по формуле P=UI. Сопротивление берется несколько выше.
Дальше к вольтметру прикрепляются изолированные провода с диаметром от 6 мм. Резистор накрывают пластиной, которые выдерживает высокие температур и не проводит ток. Далее для удобства использования на вилке нагрузке закрепляют самодельную рукоятку.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Популярные модели для проверки автомобильных АКБ
Модели чаще всего используемых нагрузочных вилок для тестирования аккумуляторных батарей.
Модель | Рабочее напряжение | Ток нагрузки, А | Ёмкость аккумулятора, А*ч | Диапазон рабочих температур, °С |
ВН-1 | 0–15 | 100 | 15–190 | +1. +35 |
НВ-01 | 0–15 | 100/200 | 15–190 | –30. +60 |
НВ-02 | 0–15 | 100/200 | 15–240 | –20. +60 |
НВ-03 | 0–16 | 100/200 | 15–240 | –30. +60 |
НВ-04 | 0–32 | при 12 В — 50, при 24 и 3 В — 100 | 15–240 | –20. +60 |
НВ-Б | 3–0–3 | 100 | до 500 | нет данных |
Что изначально проверить на автомобиле?
В самом начале хочется отметить такие особенности, прежде чем списывать батарею, нужно проверить:
- Уровень электролита в банках (конечно если аккумулятор обслуживаемый)
- Проверить утечки тока в бортовой сети автомобиля. Это обязательно!
- Проверить зарядку генератора.
- Попробовать правильно зарядить АКБ.
- Попытаться сделать десульфатацию пластин
- Обязательно осматриваем клеммы, на них возможны окислы
Зачастую из строя, изначально, выходит генератор или присутствуют большие утечки тока, что впоследствии приводит к сильным разрядам АКБ и может спровоцировать его досрочную смерть. Поэтому проверять ОБЯЗАТЕЛЬНО эти пункты!
Однако если у вас здесь все нормально, то есть и уровень электролита, и бортовая сеть ведет себя нормально, нет ни утечек, генератор работает хорошо. А в одной банке вы увидели — что она мутная или черная, значит время пришло (хотя банки могут быть и светлыми). Но все равно чтобы убедиться что дело именно в аккумуляторе, нужно его проверить и желательно под нагрузкой.
Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена
Нагрузочная вилка (НВ) для проверки аккумулятора автомобиля — специальный прибор, позволяющий проверить состояние АКБ и узнать, может ли батарея «держать» нагрузку. Ведь нормальное напряжение на клеммах – не показатель. Если АКБ сильно изношена, то даже при нормальном напряжении на клеммах и полной зарядке под нагрузкой она «сдуется» — напряжение упадет, а ни о каком пуске и речи идти не будет.
Важно! Кроме того, если батарея заведомо исправна, то при помощи вилки довольно точно можно оценить степень ее заряда. Именно эту функцию прибора почему-то большинство считают основной, но основное назначение нагрузочной вилки – проверка исправности АКБ.
Есть и еще одно назначение у этого прибора. С его помощью можно проверить исправность генератора и стартера. Но об этом чуть позже.
Конструкция и принцип работы
Конструктивно прибор представляет собой вольтметр, помещенный в корпус с ручкой. Внутри этого же корпуса расположен один или несколько резисторов, имеющих различное сопротивление. Один из выводов вольтметра (обычно положительный) сделан гибким и оснащен зажимом типа «Крокодил». Второй вывод обычно имеет вид жесткого острого штыря, хотя в некоторых конструкциях и второй вывод тоже гибкий.
Внешний вид простейшей нагрузочной вилки
Подключив к положительной клемме аккумуляторной батареи гибкий вывод и коснувшись жестким выводом отрицательной, мы можем измерить напряжение АКБ без нагрузки. Если теперь при помощи выключателя подключить параллельно вольтметру то или иное сопротивление, мы нагрузим батарею. Нагрузочный ток будет зависеть от сопротивления выбранного резистора или их группы , которые подключаются параллельно. Теперь мы имеем возможность измерить напряжение на батарее под нагрузкой. На рисунке ниже представлена электрическая схема простейшей НВ с двумя сопротивлениями.
Электрическая принципиальная схема простейшей нагрузочной вилки
Контакты «А» и «В» подключаются к клеммам АКБ с соблюдением полярности. Если в приборе используется вольтметр с нулем в середине шкалы, полярность можно не соблюдать. Сопротивления R1 и R2 подключаются каждый со своим переключателем. Благодаря такой конструкции можно получить 3 разных тока, подключая сопротивления R1, R2 или одновременно R1 и R2.
Есть вилки с еще более простой и удобной конструкцией, не требующей коммутации нагрузочных резисторов при помощи неудобных винтовых соединений. Схема такого решения приведена ниже.
Схема нагрузочной вилки с коммутацией вольтметра
Из схемы хорошо видно, что прибор имеет один общий гибкий вывод «А» и два штыря. При помощи «В» мы измеряем напряжение без нагрузки. Если необходимо провести измерение под нагрузкой, то нажимаем на кнопку S и касаемся клеммы выводом «С». Теперь кнопка подключает вольтметр к выводу «С» и отключает от «В», чтобы избежать поломки прибора при неправильном подключении («В» вместо «С»). Поскольку ток через вольтметр составляет доли миллиампер, кнопка может быть маломощной, но, правда, она должна быть на переключение.
Конструкция вилки с двумя жесткими контактами и коммутацией вольтметра (гибкий плюсовой вывод подключен к изолированному от штыря винту)
Единственный, пожалуй, недостаток такой конструкции – резистор всего 1, а значит, нагрузить батарею можно только одним фиксированным током. Это существенно снижает возможности диагностики, хотя большинство моделей все же комплектуются несколькими резисторами, которые можно подключать при помощи винтов.
Существуют и более сложные приборы с электронным вольтметром, амперметром, плавной регулировкой нагрузочного тока и даже принтером! Тем не менее принцип работы всех этих приборов независимо от их сложности один и тот же.
Нагрузочная вилка с плавной электронной регулировкой тока нагрузки
Какими они бывают
А теперь посмотрим, какие существуют нагрузочные вилки (тестеры аккумуляторов), как они могут выглядеть и каким функционалом обладать. Не будем делить их на «лучше/хуже» — тут все зависит от поставленных задач и личных предпочтений. Мы же просто посмотрим, что предлагает нам мировая промышленность.
Нагрузочная вилка НВ-01
Недорогой прибор со стрелочным вольтметром. Прост в использовании, позволяет проверить 12-вольтовую аккумуляторную батарею на холостом ходу и под нагрузкой фиксированным током в 100 А.
Нагрузочная вилка Вымпел 100а НВ-01
Благодаря довольно высокой точности вольтметра (2.5%) может быть использован для проверки генератора. Пригоден для тестирования свинцово-кислотных АКБ любого типа емкостью до 190 А-ч с открытыми выводами секций. Ориентировочная стоимость – 750 р., производство Россия.
Нагрузочная вилка НВ-03
Вилка оснащена цифровым вольтметром с выводом на ЖК-дисплей и отличается повышенной точностью измерения (0.5%). Позволяет измерять напряжение на ненагруженной батарее и под нагрузкой 100 или 200 А.
Нагрузочная вилка для проверки автомобильных аккумуляторов НВ-03
Пригоден для проверки исправности генератора и стартера (по просадке напряжения при пуске двигателя). Подойдет для тестирования 12-вольтовых свинцово-кислотных аккумуляторов емкостью от 15 до 240 А-ч. Ориентировочная стоимость – 2 800 р., производство Россия.
Нагрузочная вилка НТА-23175
Это устройство имеет три резистора с различными показателями сопротивления и предназначено для проведения теста одной секции АКБ (1.2 или 2 В). Коммутируя сопротивления, можно произвести установку разрядного тока в 0, 25, 50, 75, 100, 125, 150, 175 А. Коммутация резисторов производится при помощи гаек-«барашков».
Нагрузочная вилка для отдельных секций аккумуляторных батарей НТА-23175
Вилка оснащена стрелочным вольтметром с нулем посередине шкалы и не требует соблюдения полярности подключения. Точность измерения составляет 1.5%. Подходит как для кислотных АКБ, так и для щелочных емкостью от 35 до 900 А-ч. Ориентировочная стоимость – 7 300 р., производство Россия.
Нагрузочная вилка Н-2004
Прибор оснащен высокоточным цифровым вольтметром (точность до 0.01 В) и позволяет проверить состояние как 12-ти, так и 6-вольтовых аккумуляторов. Шестивольтовые АКБ можно нагрузить током 133 или 240 А, двенадцативольтовые – 226 или 480 А.
Нагрузочная вилка Н-2004
Устройство имеет защиту от короткого замыкания, переполюсовки, искрообразования, перегрева. Предназначено для использования совместно со свинцово-кислотными аккумуляторами любого типа емкостью от 9 до 500 А-ч. Ориентировочная стоимость – 4 200 р., производство Россия.
Цифровой тестер Вымпел ВА – 101
Это уже, пожалуй, не просто нагрузочная вилка, а настоящий диагност, и в этот обзор он попал из-за своего широкого заявленного функционала. Благодаря встроенному микроконтроллеру прибор самостоятельно выбирает разрядный ток исходя из емкости и состояния АКБ и выводит отчет о результатах проверки на дисплей.
Цифровой тестер ВА – 101
Заходим в полностью русифицированное меню, указываем емкость батареи, выбираем вид теста и подключаем устройство к АКБ. Микроконтроллер сам выберет ток, проведет все измерения и создаст отчет, который можно посмотреть на встроенном дисплее или по интерфейсу USB перенести на ПК для распечатки, накопления и дальнейшей обработки (диск с ПО в комплекте).
Варианты ввода исходных данных и получения результата
Еще одна интересная функция, которая может быть полезной – проверка работоспособности генератора при различных оборотах двигателя. Благодаря этой функции можно оценить состояние щеток, реле-регулятора, выпрямительного моста и самого генератора.
Меню проверки состояния генератора
Тестер может работать со свинцово-кислотными аккумуляторами напряжением 12 В и емкостью от 10 до 200 А-ч. Ориентировочная стоимость – 3 200 р., изготовлено в Китае.
Нагрузочная вилка. Назначение, виды, правила пользования, целесообразность приобретения
Автолюбители со стажем помнят, что в их гараже обязательно находилась нагрузочная вилка. С ее помощью контролировали состояние банок аккумуляторной батареи, их емкость. В процессе эксплуатации емкость аккумуляторной батареи уменьшается. Это происходит из-за разрушения пластин, процессов сульфатации. Действительно, свинцовые пластины постоянно находятся в агрессином электролите. Если такой электролит попадает на одежду, то через некоторое время на ней появляется дыра. Пластины также разрушаются при протекании экстремальных токов при запуске двигателя.
У меня в 80-х прошлого века была такая вилка и еще ареометр автомобильный. Я лично перебирал аккумуляторные банки, практически на каждой станции были штатные аккумуляторщики. Я уже, по-моему, писал на Буруме, что когда нас на СТО спрашивают «где можно найти хорошего аккумуляторщика», мы отвечаем, — «на кладбище».
При запуске мощного движка пиковый ток может достигать 500 и более Ампер. Для примера, смертельным для человека считается ток более 0,1 Ампера. Правда, при расчетном сопротивлении тела человека 1 кОм для достижения такого тока к телу необходимо приложить напряжение порядка 1000 Вольт. Но сейчас не об этом. Главный вопрос – нужна ли сейчас нагрузочная вилка в комплекте автолюбителя? Для чего она нужна вообще, и как ей пользоваться?
1. Нагрузочная вилка для проверки аккумуляторов
1.1. Что это такое
- измерительный стрелочный (или цифровой прибор);
- мощный нагрузочный резистор на небольшое сопротивление;
- переключатель режимов;
- клемму с толстым проводом для подключения к минусовому выводу АКБ;
- мощные щупы для контакта с положительной клеммой аккумулятора.
Типовая конструкция выглядит примерно так.
1.2. Как работает (принцип работы)
Нагрузочная вилка контролирует напряжение аккумуляторной батареи в двух режимах: без нагрузки и под нагрузкой. В первом режиме она работает подобно обычному мультиметру: измеряет напряжение на АКБ при отсутствии нагрузки. Во втором режиме она контролирует напряжение аккумулятора, когда он нагружен на сопротивление (резистор). Величина сопротивления около 0,1 Ома, мощность – более 500 Ватт. Через резистор протекает большой ток, он сильно нагревается. Напряжение на АКБ под нагрузкой уменьшается. По этому уменьшению можно судить о емкости АКБ, его состоянии.
Я не буду вдаваться в физические формулы, поясню физиологически. Я, например, спокойно могу пройти не груженым километров пять. Но, если на меня загрузить 50-килограммовый мешок картошки, я и 100 метров его не протяну. И скорость моего передвижения значительно уменьшится. Точно по такому принципу устроена нагрузочная вилка.
1.3. Виды
Наиболее простейшей, но иногда не в плане цены, является нагрузочная вилка со стрелочным измерительным прибором. Она самая надежная. Иногда в гаражах можно найти рабочие вилки, которые приобретали наши деды.
Более сложные приборы – нагрузочные вилки с цифровыми индикаторами. Они более наглядные, но не так надежны.
Можно найти нагрузочные вилки в бескорпусном исполнении. В принципе, корпус нужен. Он защищает пользователя от обжигания о нагреваемый нагрузочный резистор. Через него протекает большой ток (более 50 Ампер), резистор сильно нагревается.
2. Как правильно пользоваться нагрузочной вилкой
Если вы желаете оценить состояние вашей АКБ, тогда необходимо:
- зарядить аккумулятор, проехав без остановки порядка 30 километров (генератор авто исправный), или на исправном зарядном устройстве в течение не менее 10 часов;
- снять любую из клемм АКБ на машине;
- дать «отдохнуть» автомобилю и аккумулятору более 8 часов.
Далее можно приступать к измерениям.
2.1. Какие условия должны быть соблюдены
Во-первых, аккумулятор должен быть в технически исправном состоянии, без трещин и повреждений. При протекании большого тока во время измерений под нагрузкой протекает большой ток, который может привести даже к взрыву АКБ, если в нем будет трещина.
Многие заносят АКБ лютой зимой в дом или квартиру. А что делать, если нет другого отапливаемого помещения, а аккумулятор подгулявший. Заносить можно, если аккуратно, а вот производить измерения в квартире с помощью нагрузочной вилки крайне нежелательно. Во время измерения под нагрузкой проскакивает искра, это пожароопасно. Да и пролитый на дорогой ковер электролит приведет к хорошему скандалу и дырке в ковре. Аккумулятор во время измерений следует устанавливать на жесткую конструкцию во избежание его падения.
Помните, измерения, проведенные при сильно охлажденной АКБ, будут неточными. Например, на улице минус 30. Если вы будете измерять нагрузочные характеристики охлажденного аккумулятора, то они покажут, что АКБ разряжен в ноль. Нельзя делать поспешных выводов. Следует поместить АКБ в отапливаемое помещение, прогреть его пару часов, затем выполнять измерения и делать выводы.
В обслуживаемых АКБ перед проведением измерений следует проверить уровень электролита в банках, при необходимости дозаправить дистиллированной водой.
3. Как проверить АКБ при помощи нагрузочной вилки
Измерения выполняется в два этапа: без нагрузки и под нагрузкой.
3.1. Без нагрузки
Переключатель на приборе (если такой имеется) переводится в положение «без нагрузки». Если переключателя нет, то есть просто щуп с обозначением «+». Он соединяется с плюсовой клеммой АКБ. Минусовая клемма прибора тщательно соединяется с минусовым выводом аккумулятора. Записываются результаты показаний на стрелочном или цифровом приборе через 10 и 30 секунд. Они должны быть практически одинаковы. Если показания видимо отличаются, значит, АКБ полностью изношен или разряжен.
3.2. Под нагрузкой
Не отключая минусовую клемму, переводят переключатель в положение «под нагрузкой» (или подключают щуп, подписанный «нагрузка»). В момент подключения может проскакивать мощная искра. Записываются (запоминаются) измерения сразу после подключения и через 5-7 секунд, именно они нужны для внесения в поверочную таблицу. Больше держать щуп под нагрузкой нельзя: резистор может нагреться докрасна, выйти из строя.
3.3. Таблицы поверочные
Таблица значений при проверке АКБ без нагрузки: