Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Суброгация по каско или взыскание ущерба с виновника ДТП

Суброгация по каско или взыскание ущерба с виновника ДТП

При дорожно-транспортном происшествии основные финансовые обязательства виновника принимает на себя страховая компания, в которой оформлен полис ОСАГО. Он гарантирует пострадавшей стороне выплату компенсации в размере до 400 тыс. руб. при повреждении транспортного средства и до 500 тыс. руб. при причинении вреда жизни и здоровью. Если у пострадавшего лица есть полис каско для авто, то страховку ему выплатит его страховщик, который затем получит право на взыскание ущерба с виновника ДТП в порядке суброгации. Что представляет собой суброгация по каско с виновника ДТП? Когда она возникает? Можно ли не платить компенсацию страховой компании? Ответим на эти вопросы в данной статье.

В каких случаях возможна суброгация по ОСАГО

Нужно разграничивать взыскание в порядке суброгации и регресса, так как они имеют совершенно разные правовые основания. Вот какие правила перехода прав требования действуют в программах КАСКО и ОСАГО:

  • по полису автогражданки может предъявить только регрессный иск по основаниям, прямо указанным в законе;
  • суброгация применяется, если ущерб от ДТП был компенсирован по КАСКО, а требования будут предъявлены к виновнику или его страховой компании по ОСАГО;
  • взыскать можно только сумму, фактически выплаченную потерпевшему.

В рамках суброгации допускается только возмещение имущественного вреда, причиненного автотранспорту. Это связано с особенностями полиса КАСКО, по которому не страхуется жизнь и здоровье граждан. Если в дорожном происшествии причинены телесные повреждения, пострадавший сможет их получить только по ОСАГО.

Таким образом, единственным основанием предъявления претензии и суброгационного иска является выплата страховщиком компенсации по КАСКО. Так как в этом случае не был использован лимит обязательного автострахования ОСАГО, за счет него и пройдет взыскание. Если этой суммы окажется недостаточно для полного возмещения убытков, страховая компания пострадавшего взыскивает недостающий остаток с виновного водителя.

Что такое суброгация

Правовое определение данному понятию содержится в статье 965 Гражданского кодекса РФ.

Суброгация представляет собой переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба.

Рассмотрим данное понятие применительно к правоотношениям, вытекающим из причинения вреда при ДТП.

Например, произошла дорожно-транспортная авария — столкнулись два автомобиля. Разумеется, в той или иной степени транспортные средства повреждены.

Потерпевший, к своему счастью, имеет на руках полис страхования автомобиля КАСКО. После оформления происшествия и получения в группе разбора копий протокола, постановления по делу об административном правонарушении и справки о ДТП, участники аварии расходятся.

По результатам рассмотрения страховщиком заявления о страховом случае, потерпевший, без каких-либо сложностей, получает причитающееся ему возмещение по договору КАСКО.

Действия водителя, признанного виновным в случившемся автопроисшествии, как правило, могут осуществляться в двух направлениях.

При согласии с постановлением о привлечении к административной ответственности или иным документом, устанавливающим вину, участник происшествия не обжалует его и становится потенциальным ответчиком по «суброгационному» иску.

При полном или частичном несогласии с выводами, содержащимися в окончательных процессуальных документах, обвиненное в совершении ДТП лицо, обжалует постановление в установленном законом порядке.

Статьи в помощь:

В случае отмены постановления и прекращении производства по делу, вопрос об ответственности по иску страховой в порядке суброгации решается по умолчанию.

Отсутствие вины участника автодорожного происшествия исключает возможность предъявления к нему рассматриваемого нами иска.

Дальнейшие действия лица, доказавшего свою невиновность, будут иметь своей целью возмещение причиненного ему ущерба.

Статьи в помощь:

Конечно же, не всегда у лица, привлеченного к административной ответственности, имеется возможность отменить вынесенное в отношении него постановление.

Причин тому может быть множество.

Наиболее распространенными являются: пропуск срока на обжалование, недостаток доказательственной базы, незнание закона и, как следствие, неправильная избранная тактика при рассмотрении жалобы и пр.

В таких случаях для тех, кто уверен в своей правоте, мы советуем подать иск на лицо, которое, по-вашему, мнению является виновным в дорожно-транспортном происшествии.

Статьи в помощь:

Таким образом, при наличии оснований для обжалования виновности, жалоба или иск на фактического виновника о возмещении ущерба, причиненного дорожным происшествием, являются единственными средствами защиты от суброгации по КАСКО.

Как взыскивается ущерб при суброгации

Страховая компания, возместившая потерпевшему ущерб по договору КАСКО, в соответствии со статьей 965 ГК РФ приобретает право требования выплаченной суммы страховки с виновника ДТП, то есть право суброгации.

На практике взыскание ущерба в порядке суброгации с виновника дорожно-транспортного происшествия осуществляется страховой компанией по правилам искового производства, установленным разделом 2.

ГПК РФ. Перед подачей иска страховщик направляет в адрес причинителя ущерба претензию с требованием о добровольном возмещении выплаченной суммы страхового возмещения.

В претензии содержится обоснования заявленных страховой компанией требований, и указывается срок для их исполнения.

Если виновная сторона не удовлетворила заявленные в претензии требования, то через какое-то время появляется иск о взыскании ущерба в порядке суброгации.

В соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ истец – страховая компания должна доказать основания своих требований к ответчику — виновнику ДТП.

В противном случае, в иске может быть отказано.

В иске о взыскании ущерба в порядке суброгации должны содержаться доказательства, подтверждающие следующие обстоятельства:

Факт заключения договора страхования и его условия.

К иску должен быть приобщен действующий на момент дорожно-транспортного происшествия договор страхования (страховой полис) КАСКО и правила страхования.

Факт наступления страхового случая по договору страхования.

Страховым случаем является событие ДТП, которое подтверждается материалом, оформленным должностным лицом ГИБДД в соответствии с требованиями закона.

Размер ущерба, причиненного повреждением застрахованного автомобиля.

Данное обстоятельство доказывается заключением оценочной автотовароведческой экспертизы (оценки), а при страховом возмещении в виде ремонта автомобиля — сметой ремонта поврежденного транспортного средства, актами приема-передачи результатов работ.

Факт реальной выплаты страхового возмещения и его размер.

Доказательствами, подтверждающими указанное обстоятельство, являются платежные документы о перечислении денег страхователю или организации, производившей ремонт поврежденного автомобиля;

Вина ответчика и наличие причинно-следственной связи между убытками и противоправным поведением причинителя ущерба.

Совокупность перечисленных обстоятельств подтверждается вступившими в законную силу постановлениями компетентных должностных лиц государственных органов или суда, о привлечении участника происшествия к административной или уголовной ответственности.

Следует отметить, что все указанные выше обстоятельства должны подтверждаться доказательствами уже на стадии предъявления претензии в порядке досудебного урегулирования спора.

Поэтому, если претензия не имеет надлежащего обоснования, то следует запросить у страховщика предоставления дополнительных материалов, подтверждающих заявленные им требования.

Рекомендации для ответчика по иску при суброгации

Получив исковое заявление, внимательно ознакомьтесь с ним.

Изучите содержание приложенных к иску документов.

При ознакомлении с приложенными к иску документами особое внимание уделите заключению экспертизы о размере восстановительного ремонта (смете ремонтных работ).

Наиболее целесообразно привлечь независимого эксперта (оценщика) к ревизии представленных расчетных документов.

Если в заключении страховщика будут выявлены существенные недостатки, то их суть следует изложить в возражениях на исковое заявление, которые составляются в письменной форме и приобщаются к материалам гражданского дела.

При наличии спора о вине участников в дорожно-транспортном происшествии, ходатайствуйте о назначении профильной экспертизы, приобщите к делу все имеющиеся доказательства, подтверждающие вашу невиновность.

Статьи в помощь:

В обязательном порядке привлекайте к участию в деле страховую компанию, с которой у вас был заключен на момент ДТП договор ОСАГО.

Ответственность страховщика по ОСАГО по обязательствам, связанным с повреждением имущества потерпевшего составляет на сегодняшний день 400000 рублей.

Удостоверьтесь, что на момент обращения истца в суд с иском о взыскании ущерба в порядке суброгации не истек трехгодичный срок исковой давности.

При истечении указанного срока заявите об этом в судебном заседании и просите суд применить исковую давность в соответствии со статьей 199 ГК РФ.

Начало течения срока на судебную защиту совпадает с моментом дорожно-транспортного происшествия.

В заключение статьи обращаем внимание читателей, что решения многих вопросов, вытекающих из исков о взыскании ущерба в порядке суброгации, может быть максимально эффективным при своевременной квалифицированной помощи наших юристов.

Виновник ДТП заплатит дважды

Верховный суд внес хаос в порядок урегулирования убытков по ОСАГО

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму. Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели. От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

Читать еще:  Причинение тяжкого вреда здоровью в результате дтп

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ. Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС. Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума. «А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene. — А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может. «Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов. — С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист. К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ). Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско. «Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он. — Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую. «Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Страховщики против. страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру). «В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Читать еще:  Можно ли переоформить осаго на нового владельца?

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа. Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП. Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде. Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного. То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Дела о суброгации после ДТП

Мы помогаем «отбиться» от претензий и исков страховых компаний, когда они в порядке суброгации или регресса взыскивают с ответственного лица причиненный им ущерб. Например, когда в ДТП был поврежден автомобиль, застрахованный по договору КАСКО. На нашем сайте можно найти материалы о некоторых способах защиты интересов виновников ДТП . А здесь мы расскажем о достигнутых результатах.

1. Полный отказ в иске страховой компании в порядке суброгации

Так, в одном деле суд полностью отказал в иске страховой компании. Истец требовал взыскать возмещение ущерба в порядке суброгации с нашего доверителя как с виновника ДТП. С итоговым судебным актом по этому делу можно ознакомиться ниже. Мы провели собственное расследование и представили суду доказательства того, что иск страховой компании подлежит отклонению в полном объеме.

2. Значительное снижение суммы взыскания в суде

В другом деле страховая компания требовала взыскать с виновника ДТП в порядке суброгации 435 тысяч рублей. Мы представляли интересы виновника ДТП на двух уровнях судебной системы. Сначала в районном суде (первая инстанция), а затем — в областном суде (вторая инстанция). По итогам рассмотрения дела в обеих инстанциях было установлено, что размер ущерба составляет лишь 235 тысяч рублей. Как видно, размер «отбитых» сумм составил 200 тысяч рублей.

3. Полный отказ в иске страховой компании в порядке упрощенного производства

Закон разрешает судьям рассматривать «малые иски» в упрощенном порядке . «Малые иски» — это иски с небольшой ценой. Например, если размер требования не превышает 100 тысяч рублей. В упрощенном производстве ответчика никто не приглашает в судебное заседание. Никаких судебных заседаний просто не проводится. Всё, что может сделать ответчик для своей защиты, — это успеть подать письменный отзыв на иск.

4. Значительное снижение суммы взыскания в ходе досудебных переговоров

В ряде случаев возможно проведение переговоров с представителями страховой компании о снижении размера ущерба. Никогда невозможно предсказать исход судебного разбирательства с точностью на 100%. Поэтому нередко есть смысл прийти к какому-либо компромиссному мировому соглашению. Уже после получения досудебной претензии страховщика можно провести переговоры. Зачастую суд невыгоден обеим сторонам спора. Страховая компании не хочет терять время. А также нести риски того, что в дело вступит адвокат виновника ДТП. Виновник же ДТП в суде рискует попасть еще и на возмещение судебных издержек страховой компании. Дополнительно к сумме ранее причиненного ущерба в результате ДТП. Судебные издержки могут быть значительными. Например, стоимость некоторых судебных экспертиз может составить 50 и более тысяч рублей. Ниже приводим пример, когда удалось снизить на полмиллиона рублей размер взыскания в ходе переговоров. Мы провели ряд экспертных исследований. Их результаты убедили страховую компанию подписать с нами мировое соглашение, не доводя дело до суда.

Звоните +7 (901) 555-34-00, +7 (925) 829-51-03 и получите первичную консультацию Адвоката.

Наши практические знания основаны на многолетнем опыте. Об успехах читайте на странице РЕЗУЛЬТАТЫ. Отзывы смотрите на странице БЛАГОДАРНОСТИ.

Цены на платные услуги отличаются демократичностью. Возможна удобная рассрочка, в том числе частичная оплата за результат («гонорар успеха»).

Всегда рады Вашим звонкам и желаем ответить на возникшие у Вас вопросы!

Звоните +7 (901) 555-34-00, +7 (925) 829-51-03

Порядок суброгации по ОСАГО

Страховая суброгация проявляется в возмещении страховщикам убытка, полученного в дорожной аварии. Порядок суброгации по ОСАГО выглядит так:

  1. Устанавливаются виновник и пострадавший в ходе аварии.
  2. в соответствии с законодательством, пострадавший вправе обратиться к виновнику ДТП или к своему страховщику по поводу возмещения ущерба.
  3. Если страхователь обратился к страховщику за выплатами и ущерб был возмещен полностью, к страховщику переходит право требовать компенсации от виновной стороны.
  4. По факту суброгация — это замена потерпевшей стороны, на место которого после произведенной выплаты встает страховщик.

Именно в таком порядке суброгации осуществляется возмещение ущерба при ДТП. Суброгация представляет риск, которого следует опасаться каждому виновнику аварии при нанесении ущерба потерпевшему. Если у последнего есть договор страхования.

При любой возможности заявить соответствующее требование, страховая организация обязательно это сделает.

Изначально суброгационное требование предъявляется страховщику виновного водителя, а если размер требования превышает размеры страхового покрытия, то требование будет предъявлено к виновному лицу.

Документы

Страховая компания обязана подтвердить свое требование к виновному автомобилисту такими документами:

  • подтверждение наличия страхового договора, заключенного с потерпевшим и действительного на момент ДТП;
  • документы из ГИБДД, которые подтверждают факт ДТП;
  • подтверждение виновности водителя;
  • заключение экспертизы осмотра повреждений, расчет цены восстановления, акта приема передачи результатов ремонта;
  • подтверждение факта оплаты ущерба.

Выплаты по КАСКО при ДТП: оформление, сроки обращения

КАСКО — это услуга добровольного страхования автомобиля от хищения и ущерба любого характера. При желании клиента можно дополнительно учитывать страховые функции полиса — расширение гражданской ответственности, страхование от несчастных случаев, а также дополнительного оборудования. Стоимость услуги зависит от количества допущенных к управлению лиц, года выпуска транспортного средства, марки, модели автомобиля и даты ввода его в эксплуатацию. Что значит возмещение ущерба по КАСКО при ДТП, какие сроки и порядок действий при наступлении страхового случая?

Обратите внимание. Если нужно рассчитать стоимость страховки, например, КАСКО на полгода, калькулятор на сайте vbr.ru поможет быстро определить стоимость и выбрать максимально подходящий вариант. При каких условиях возмещается ущерб

Что делать после ДТП по КАСКО и за что предусмотрены выплаты? Владелец полиса добровольного страхования имеет законное право на возмещение ущерба при следующих обстоятельствах:

  • Автомобилю был причинён ущерб третьими лицами.
  • Ущерб вследствие ДТП.
  • Похищение или угон транспортного средства.

При оформлении ДТП по КАСКО, когда риски заранее застрахованы полисом, причитающиеся выплаты должны осуществляться в полном объёме и точно в срок. Компенсация ущерба может быть выполнена в денежном эквиваленте напрямую клиенту или специализированному сервисному центру, который ремонтирует повреждённый автомобиль. Выплаты по КАСКО после ДТП предусматривают покрытие ущерба даже в том случае, если виновником аварии является сам водитель (держатель полиса), а не третьи лица.

Действия при ДТП по КАСКО — пошаговая инструкция

Последовательность выплат, правила и форма урегулирования, ремонт по КАСКО без ДТП и срок обращения по полису при аварийной ситуации отражается в договоре страхования. Чтобы беспроблемно получить выплату КАСКО после аварии, важно придерживаться следующих правил:

  • Незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, не перемещая транспортное средство до составления протокола.
  • Тщательно проверить составленный протокол. Особенно факты и детали происшествия.
  • Не вступать в какие-либо неформальные договорённости с участниками ДТП.
  • Уведомить страховую компанию и представить все официальные документы (желательно сохранить копии себе).

В ситуации, если вы оказались виновником ДТП, законом предусмотрено условие суброгации. Это значит, что выплаты по КАСКО виновника потерпевшему происходят через страховую компанию.

Обратите внимание. Выплаты по КАСКО виновнику ДТП имеют такие же сроки восполнения ущерба, что и для пострадавшей стороны.

Сроки возмещения ущерба

Сроки возмещения ущерба КАСКО при ДТП не зафиксированы законодательно и не прописаны в правовом порядке. Они отображаются в договоре страхования или указаны в перечне правил страхового агента. Если проанализировать статистику и провести детальный анализ данных самих страховых компаний, можно вывести закономерные сроки выплаты по КАСКО при ДТП или прочих страховых случаях:

  • Крупные страховые компании — до двух недель.
  • Компании средних масштабов — около месяца (быстрее проходит оплата сервисным службам, нежели выплата напрямую).
  • Мелкие фирмы — от недели до неопределённого срока (чем меньше фирма, тем больше шансов проволочки с выплатой ущерба).
Читать еще:  Кто считается участником дтп?

Чтобы не было спорных ситуаций с выплатами по КАСКО после ДТП, рекомендуется оформлять автостраховку в надёжных известных компаниях. Если вы не сориентировались, куда обращаться после ДТП по КАСКО, не переживайте — изучите договор со страховой компанией. В нём вы найдёте адрес и контакты страхового агента, к которому необходимо обратиться незамедлительно.

Как происходит возмещение

Как получить выплату по КАСКО после ДТП или при возникновении страхового случая? После оформления протокола клиенту необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление о возмещении ущерба, приложив к нему пакет документов.

При ущербе ТС

  • Договор со страховой компанией.
  • Свидетельство о регистрации ТС.
  • Документы от ГИБДД — справка и протокол происшествия.
  • Копия водительских прав человека, управлявшего автомобилем.
  • Платёжные документы, подтверждающие ремонт в автосервисе.

При краже ТС

  • Договор со страховой компанией.
  • ПТС (паспорт технического средства).
  • Свидетельство о регистрации ТС.
  • Копия постановления о возбуждении уголовного дела.
  • Комплект ключей от автомобиля.

Как оформить КАСКО без ДТП, если вы повредили автомобиль без участия в аварии (например, поцарапали бампер при неудачном манёвре) и нужна ли справка о ДТП для КАСКО в таком случае? В этой ситуации справка от ГИБДД не требуется, но необходимо зафиксировать происшествие через аварийного комиссара или участкового. При этом в разных страховых компаниях перечень необходимых документов может меняться, а скорость выплат КАСКО после ДТП зависит от условий в договоре.

Обратите внимание. Перед тем как получить страховку по КАСКО без ДТП, нужно представить справку с зафиксированным ущербом в страховую компанию, написав заявление на возмещение убытков.

Получение компенсации КАСКО при ДТП — порядок действий

Основные способы получения компенсации КАСКО после ДТП — прямая денежная выплата, направление на ремонт, полная замена транспортного средства.

Денежная выплата напрямую

Оформляется заявление на получение страховой выплаты клиентом напрямую. Страховой компанией проводится осмотр автомобиля и фиксация ущерба. Прежде всего, проводится экспертиза автомобиля и рассчитывается стоимость повреждений. После чего страховому агенту предоставляются платёжные документы о затратах клиента в автосервисе. Сумму по КАСКО при ДТП можно получить наличными деньгами или переводом на банковскую карту клиента.

КАСКО после ДТП — направление ТС на ремонт

После проведения экспертизы клиент оформляет заявление на законное возмещение ущерба, а страховая компания самостоятельно направляет автомобиль на плановый ремонт в автосервисе. При полном восстановлении ТС страховая компания оплачивает предоставленные партнёром счёта, а клиент получает отремонтированный автомобиль.

Обратите внимание. Если нужно отремонтировать машину по КАСКО без ДТП, вместо протокола от ГИБДД клиент должен представить справку о происшествии от аварийного комиссара или уполномоченного участкового. Кроме этого, можно позвонить в службу 112 и вызвать на место происшествия сотрудника полиции. Замена транспортного средства

Замена утраченного ТС происходит при краже или полной гибели имущества, неподлежащего восстановлению. В случае если суммы не хватает для замены автомобиля на аналогичный (цена утраченного имущества меньше цены нового ТС), клиент осуществляет доплату самостоятельно. Чаще всего держатель полиса может сам решить, в каком виде будет осуществлена компенсация, а КАСКО в ДТП с пострадавшими всегда имеет силу в соответствии с пунктами договора.

Причины, по которым могут отказать в выплате

К сожалению, часто страховые компании отказывают в частичной или полной выплате компенсации клиенту. Самые основные и частые причины:

Водитель нарушил ПДД. Обязательно заранее изучите условия договора страхования. В нем могут быть прописаны случаи, при которых возмещение ущерба не предусмотрено.

  • Водитель не вызвал вовремя сотрудников ГИБДД.
  • Предоставление ложных сведений о ДТП.
  • Водитель скрылся с места ДТП.
  • Осуществление неформальных договорённостей с участниками происшествия
  • Самостоятельное осуществление полного или частичного ремонта ТС.
  • Пункты договора, которые противоречат получению выплаты и не соответствуют фактам происшествия.
  • Отказ на основании трассологической экспертизы.
  • Страховая компания потеряла лицензию, обанкротилась или прекратила своё существование.
  • Попытки оформить КАСКО задним числом, что является незаконным действием.

Нередко в договорах страхования пункты с условиями возмещения ущерба звучат двусмысленно и неточно. Обращайте внимание, какие документы нужны для КАСКО после ДТП и изучайте детали. В случае непонятных формулировок в договоре вы имеете право попросить откорректировать пункты.

Важно! Никогда не пытайтесь оформить КАСКО задним числом после ДТП, такие схемы легко открываются после проведения экспертизы и влекут за собой ответственность перед законодательством РФ.

Что делать, если страховая отказалась возмещать ущерб

Чтобы исключить негативные последствия в виде незаконного отказа от компенсации ущерба, изучите, как правильно оформить ДТП по КАСКО и тщательно выбирайте страховую компанию. Чем крупнее и известнее фирма, тем больше шансов благополучно получить положенную компенсацию. Если всё-таки сложилась ситуация спора и вы получили отказ от страховой компании, действуйте согласно рекомендациям:

  • Активизируйте досудебное разбирательство со страховой компанией самостоятельно, предъявив письменно официальную претензию.
  • Обратитесь с официальным заявлением в Федеральную службу страхнадзора РФ. Если вы правы, страховая компания будет обязана возместить ущерб. Кроме того, фирма рискует потерять лицензию для дальнейшей деятельности.
  • Подайте в суд на страховую компанию. Когда вы уверены в своей правоте — смело идите в суд. Закон будет на вашей стороне. Соберите пакет документов, включая историю претензионной досудебной переписки.

При любых обстоятельствах всегда внимательно изучайте рейтинг страховой компании и договор, который подписываете. Даже при отказе страховой фирмы возмещать ущерб ТС, не опускайте руки и не ремонтируйте транспортное средство самостоятельно. Существует ряд наивысших форм юридических законов, которые имеют большую правовую силу, чем страховой договор. Самое главное, следовать обязательным пунктам и грамотно оформлять происшествие. В таком случае вероятность выиграть спор — максимальна. При любых конфликтных ситуациях вы всегда имеете право на независимую экспертизу и законное разрешение спора.

Два пишем, один в уме

По информации «Эксперт Северо-Запад», довольно часто виновники ущерба получают «письма счастья» спустя 1,5-2,5 года после аварии, когда они уже и думать о ней забыли (срок исковой давности по такого рода делам составляет 3 года с момента ДТП). Специализированные форумы полны историями о том, что страховщики никак не обосновывают сумму, которую предлагают возместить и в ряде случаев обнаруживается прямой подлог документов.

Генеральный директор оценочной компании «КИТ Оценка» Евгений Тюлькин говорит о многочисленных махинациях страховых компаний: «Не секрет, что выплата по имущественному страхованию часто не соответствует ожиданиям клиента, и он самостоятельно делает независимую оценку ущерба, представляя ее в страховую компанию. Страховщик же, выплатив по своему акту, в порядке суброгации предъявляет уже акт оценки, принесенный клиентом, с суммой значительно выше. Однако в большинстве случаев представляется даже не акт оценки, а некая более чем спорная калькуляция, несостоятельность которой грамотный оценщик без труда докажет в суде». По оценке эксперта, в 30-50% случаев страховщики пытаются завысить сумму требований к виновнику.

По оценкам самих страховщиков, суброгацию вообще можно предъявлять не более чем в 25% случаев: исключаются все страховые случаи по вине самого страхователя; по обоюдной вине; когда виновник не установлен; в случае с автокаско немалая доля выплат приходится не на ущерб, а на угоны; на выплату мелкого ущерба без справок из ГИБДД и так далее. «Говорить о якобы безубыточном страховании, основанном на аккумулировании страховых премий и перекладывании ответственности, вообще не приходится», – возмущаются участники страхового рынка.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.

«Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова. При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector