Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выплата по осаго не покрывает ущерб

  • 400 тыс. руб. — в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего;
  • 500 тыс. руб. — в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего.

Примечание: при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств.

Сумма страховой выплаты может не покрыть расходы на ремонт автомобиля в 2 случаях:

  • При занижении страховой компанией размеров страховой выплаты;
  • Если стоимость ремонта транспортного средства превышает максимальный размер страховой выплаты по договору ОСАГО (400 тыс. руб.).

Если конкретного виновника ДТП определить невозможно, то страховые компании должны произвести выплату владельцам поврежденных автомобилей в равных долях.

Если в ДТП виноваты оба водителя, то страховые компании производят страховые выплаты с учетом вины каждого из них, определенную судом.

Размер компенсаций так же зависит от способа оформлении ДТП. Водителям стоит помнить, что максимальный размер выплат по ДТП оформленным без участия уполномоченных работников полиции ограничен суммой 50 тыс. руб. (п. 4, 8 ст. 11.1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Примечите: если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области страховая выплата может быть осуществлена в полном размер (до 400 тыс. руб.), даже в том случае если ДТП оформлялось без участия уполномоченных сотрудников полиции. Однако, выплата в данном размере будет осуществлена только при фиксации ДТС с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (п. 5 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Для кого страхование убыточно

При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму. Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.

И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100−200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.

При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.

Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными. Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать. В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.

А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.

Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами). И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП. Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?

Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.

Шаг 2: Проведение независимой экспертизы

По правилам полиса ОСАГО страховые компании не осуществляют выплаты деньгами, а производят ремонт пострадавшего автомобиля. Если сделать ремонт невозможно, то компания выплачивает денежную компенсацию.

Страховщик будет рассчитывать сумму на ремонт с учетом износа авто. И в любом случае поступает так, как выгодно ей: выдает направление на ремонт или выплачивает ущерб. Если вы отдаете автомобиль на ремонт по решению страховой, то будьте готовы к тому, что сотрудники мастерской сообщат о нехватке суммы на полноценный хороший ремонт. Они могут предложить, чтобы вы доплатили за ремонт из собственных средств, причем рассчитывать на доплаты от страховой бесполезно.

Вы можете провести независимую экспертизу. Сделать это можно до визита в страховую, либо после. За проведение независимой экспертизы нужно заплатить, поэтому в данном случае будут приняты во внимание все ваши комментарии. По результатам экспертизы можно выявить все элементы, которые пострадали в аварии.

Благодаря такой услуге вы точно будете знать, какая сумма компенсации вам положена. Вы сможете выбрать СТО для ремонта автомобиля и в случае нехватки средств на ремонт, приводить аргументы независимой экспертизы.

Особенности расчета страхового возмещения при ДТП по ОСАГО

Расчет ущерба проводят по методикам товароведческих экспертиз. Применяется следующая формула:

Ущерб = СР + СМ + СС * (1 – ФЗ) + ВТВ, где

СР – стоимость работ по ремонту и покраске;

СМ – стоимость материалов для восстановления;

СС – стоимость подлежащих замене деталей и узлов авто;

ФЗ – коэффициент физического износа;

ВТВ – величина товарного вида.

Из насчитанного страхового возмещения вычитается налог на добавленную стоимость. Но эту часть выплат можно дополучить, если ремонт производился на СТО.

Экспертиза по определению размера повреждений ТС и сумме компенсации проводится в присутствии владельца авто. Если он не согласен с выводами, может организовать независимое исследование.

Исходными данными для расчета являются год выпуска, марка, модель авто. В алгоритмы работы инструмента заложены цены запасных частей на все марки и модели авто, среднерыночная стоимость нормо-часа работы специалиста станции технического обслуживания. Онлайн-калькулятор дает ориентировочный результат.

Как считать выплаты на ремонт по новой методике?

С 11 октября в России действуют повышенные на 23-30% тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) для всех типов транспортных средств. Например, базовый тариф на частную легковушку вырос с 1980 до 2440 рублей. Однако теперь установлен еще и «тарифный коридор», в рамках которого страховые компании могут менять цену полисов, и верхняя граница «легкового» коридора — это уже 2574 рубля.

Как и прежде, базовые ставки на деле почти не применяются, а реальная цена полиса формируется с учетом сис­темы коэффициентов, которые могут сделать страховку дешевле или дороже — в зависимости от мощности и места регистрации автомобиля, водительского стажа и «аварийности». Пересмотра самих коэффициентов, вопреки проекту Минфина, не произошло, и формула вычисления, по сути, остается прежней. А средняя цена полиса, которая в середине лета составляла 3309 рублей, теперь вырастет примерно до 4000-4300 рублей.

И, конечно, девять компаний из десятки крупнейших страховщиков (включая Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, Согласие, Альфастрахование и ВСК) почти на всей территории страны установили для частных легковушек максимальные базовые тарифы — 2574 рубля. Исключением стал лишь Ингосстрах со ставкой 2440 рублей.

Объяснение у всех одно: даже рост тарифов не покрывает расходов. Ведь со 2 августа лимит выплат по ОСАГО вырос до 400 тысяч рублей на каждый из поврежденных автомобилей. А средняя выплата с января по июль нынешнего года выросла на 23% — до 33043 рублей.

Но даже 33 тысяч рублей редко хватает на ремонт поврежденной машины, потому и идут автовладельцы в суды. Однако теперь вводится единая методика расчета расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО, которую утвердил Центробанк.

Это сокращенный и немного скорректированный вариант проекта, который РСА обнародовал в начале нынешнего года. Методикой обязаны пользоваться не только эксперты страховых компаний, но и независимые оценщики — и даже судебные эксперты, которые сейчас в тяжбах нередко встают на сторону автовладельцев и предприимчивых юристов, заставляя страховые компании раскошеливаться на крупные выплаты.

Читать еще:  Возврат денег за неиспользованную страховку осаго

Оценщик теперь обязан еще и восстановить картину произошедшей аварии: чтобы выявить те повреждения, которые к ней не относятся. При расчете затрат разрешено использовать цены неоригинальных (но сертифицированных) и даже подержанных запчастей! Для негарантийных машин прямо рекомендуется применение восстановленных компонентов — если это не повредит безопасности. Поврежденные пластиковые детали теперь будут не заменять, а ремонтировать, если это предусматривает «родная» восстановительная технология.

Интересно, что все затраты на ремонт определяются по ценам того региона, где произошла авария, а не того, где живет и эксплуатирует машину автовладелец.

Как и прежде, покупку запчастей страховая будет возмещать за вычетом износа поврежденных компонентов. Исключение прежнее — 102 детали и узла из тех, что влияют на безопасность (ремни, подушки, элементы тормозной системы, рулевого управления и т.д.): их замену на новые должны возместить полностью. А новшество в том, что предельный износ снижен с 80 до 50%, хотя на деле это облегчит лишь ремонт наиболее дряхлых автомобилей. Снижены и величины «дополнительного износа», который эксперт может «накинуть», исходя из состояния автомобиля, — максимум 45%.

Однако, вопреки нашим предостережениям, РСА и Центробанк все-таки выбрали упрощенную формулу расчета износа, учитывающую только возраст автомобиля, его пробег и марку, а точнее — «национальность» бренда. В итоге, скажем, кроссовер Nissan Terrano будет «стареть» на 17% быстрее, чем его близнец Renault Duster, а Шеви Нива у страховщиков стареет на 20% «медленнее» Лады 4х4 — наравне с «американцами» марок Jeep, Cadillac, Chrysler, к которым, кстати, отнесены и Lexus, Infiniti и Acura.

Приятных сюрпризов немного. Если раньше оценщики вычеркивали из калькуляции покраску тех деталей, на которых обнаруживались следы прежних повреждений (например, старые царапины в правой части бампера, который теперь потерт и слева), то отныне необходимо сначала оценить масштаб первоначальных дефектов. И если они занимают меньше 25% от площади детали, то страховая обязана оплатить покраску полностью.

Но чтобы назначить ремонт, требующий исправления геометрии кузова, эксперту теперь помимо внешнего осмотра необходимы результаты инструментальных замеров: то есть владельцу сперва за свой счет придется отвезти битую машину в мастерскую, где есть необходимое оборудование для замера степени перекоса. То же самое и с «диагнозом» для агрегатов: например, назначить замену коробки передач с повреждениями картера и протечками масла «на глаз» нельзя — для этого потребуется заключение по результатам ее диагностики или дефектовки: все за счет владельца.

Можно ли надеяться, что при таком подходе страховщики прекратят «зажимать» выплаты и мы, наконец, получим адекватный ремонт по ОСАГО? Окончательный ответ дадут только ценовые справочники, которые еще не утверждены. В них по каждому региону будут собраны средние цены на запчасти, материалы и стоимости нормочасов ремонтных работ — обязательные для использования всеми российскими экспертами и оценщиками.

Вывод? Новая система возмещения по ОСАГО направлена на то, чтобы автовладельцы не прибегали к альтернативной экспертизе. По-хорошему в этой ситуации страховщикам следовало бы подталкивать автомобилистов к выбору возмещения не деньгами, а ремонтом: ведь так легче было бы отсечь от потока страховых выплат и ушлых автоюристов. Но на деле страховые компании побаиваются давать направления на ремонт: во-первых, особой экономии не выходит, а во-вторых, по закону об ОСАГО в этом случае нужно еще и нести ответственность за качество работ.

Тем автомобилистам, которые все же решат выбрать направление на ремонт, напомним: все равно придется из своего кармана доплатить автосервису сумму вычета за износ.

Ну а тем, кто будет получать возмещение деньгами, необходимо знать: по новым правилам ОСАГО­ за возмещением нужно обращаться в свою страховую компанию. И нельзя приступать к ремонту до осмотра машины страховщиками или независимыми оценщиками. А в случае недовольства суммой выплаты, прежде чем подавать иск в суд, автовладелец сперва обязан направить претензию страховой компании — на ответ у нее есть пять календарных дней, не считая праздников.

Категория транспортного средстваБазовые тарифы до 10 октября 2014 годаБазовые тарифы с 11 октября 2014 года
Минимальный (+23,2%)Максимальный (+30%)
Мотоциклы и мопеды (категории «A» и «M»)121514971579
Легковые автомобили (категории «B» и «BE»):
— для юридических лиц237529263087
— для физических лиц, индивидуальных предпринимателей198024402574
— используемые в качестве такси296536543854
Грузовые автомобили (категории «C» и «CE»):
— с разрешенной максимальной массой не более 16 тонн202524952632
— с разрешенной максимальной массой более 16 тонн324039934212
Автобусы (категории «D» и «DE»):
— с числом пассажирских мест не более 20162019962106
— с числом пассажирских мест более 20202524952632
— используемые для регулярных перевозок пассажиров296536543854
Троллейбусы (категория «Tb»)162019962106
Трамваи (категория «Tm»)101012451313
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с колесными движителями121514971579

Перекос

Чтобы оценить разницу в калькуляциях по старой и новой методикам, мы попросили экспертов-техников из Группы Дельта пересчитать затраты на ремонт по нескольким недавним страховым случаям. Вот результаты.

Автомобиль и поврежденияСтоимость восстановления по старой методике, руб.*Стоимость восстановления по новой методике, руб.*Комментарий
Audi A4 2012 года, пробег 50676 км, степень износа 16,6%**, удар слева покасательной и вылет с дороги601225128719Из калькуляции исключена замена вариатора со сколами на картере (566 тыс. рублей без учета износа). По новой методике необходима дополнительная диагностика
BMW 118i 2012 года, пробег 54030км, степень износа 17,4%**, попутное столкновение4822958453Добавлены окраска капота и бампера, которые имели старые царапины и сколы. Новая методика допускает их покраску, так как площадь старых повреждений меньше 25%
Toyota RAV4 2012 года, пробег 5069км, степень износа 0,81%**, попутное столкновение сзади170002163502Из калькуляции исключены работы на стапеле по устранению перекоса заднего проема кузова. По новой методике необходимо предварительное измерение перекоса
* С учетом износа. ** За исключением износа шин и аккумуляторной батареи

Европротокол по-нашему?

Тонкости самостоятельного оформления ДТП

С 1 октября в России для всех новых полисов ОСАГО действует обновленный «европротокол» — то есть порядок оформления дорожных аварий, позволяющий водителям без вызова ГИБДД самостоятельно заполнить документы о страховом случае и передать их в страховую компанию для возмещения по ОСАГО. Лимит ущерба теперь увеличен до 50 тысяч рублей, а в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — до 400 тысяч рублей. Условий немного: в аварии без пострадавших должно быть всего два участника, у которых не будет разногласий по поводу виновника ДТП. Сперва нужно правильно заполнить бланк извещения, а в московском и питерском регионах к документам необходимо прикладывать фотоматериалы и данные спутниковой навигации. То есть под рукой нужно иметь не просто фотоаппарат, а смартфон или камеру с чипом GPS/ГЛОНАСС, чтобы вместе со снимком был создан Exif-файл, нечто вроде «электронного паспорта» фотографии, в котором зафиксированы место и время события. Но даже если вы технически вооружены и знаете, как грамотно сделать съемку, то ночь или плохая погода могут свести на нет все ваши усилия: без света или в снегопад качественных снимков не выйдет.

Как приложить электронный файл к бумажке? Раз точного ответа до сих пор не появилось ни в законе об ОСАГО­, ни в правилах страхования, значит, автовладелец может сделать это любым удобным способом: например, передать фотографии на компакт-диске или карте памяти. Вот только многие страховые компании весь октябрь всеми правдами и неправдами избегали приема таких документов. Так что, если вы все же отважились не вызывать ГИБДД, а подать в страховую извещение с фотофайлами и требовать возмещения, — настаивайте на том, чтобы вам дали расписку в получении всех документов.

Но, скорее всего, расписку потребуют и от вас — в том, что вы не редактировали изображения. А еще наверняка попросят копию оборотной стороны того экземпляра извещения, которое забрал себе виновник ДТП. Официальными инструкциями этой копии не предусмотрено: оба участника заверяют подписями только лицевые стороны извещений друг друга, где указаны данные машин и водителей, а на обороте каждый волен изложить свою версию событий. Но ведь разногласий в причинах аварии быть не должно! Поэтому заранее, еще на месте ДТП, сфотографируйте заполненный «тыльник» анкеты виновника.

Читать еще:  Особенности оформления дтп при наезде на препятствие

Кстати, по новым правилам ОСАГО­ виновнику, в свою очередь, необходимо не только передать извещение собственному страховщику (на это отводится пять дней), но и в течение 15 дней не приступать к ремонту машины: ее могут затребовать на экспертизу, и, если повреждения уже устранены, страховая компания выставит регрессное требование и обяжет автовладельца возместить ей выплату, которую получил потерпевший.

Сложно? Вот потому-то «европротокол» и буксует. И это не говоря о том, что оформление документов без участия полиции может открыть опасный простор для трактовки обстоятельств ДТП: ведь наверняка найдутся те, кто попытается, договорившись на месте и подкорректировав картину аварии, сокрыть «европротоколом» нарушения, грозящие крупным штрафом или лишением прав.

Так что пока надежнее по старинке: первым делом звонить в полицию. Однако для раскрутки «европротокола» с октября в России заработал бесплатный круглосуточный колл-центр ВОСЭП (Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим при ДТП), которую организовал Союз спасателей России при поддержке коммерческих служб аварийных комиссаров и некоторых страховщиков. По задумке, при звонке на номер 8-800-700-97-22 водителю дадут развернутую правовую консультацию по оформлению ДТП, а затем предложат вызвать на помощь аварийного комиссара — уже за деньги: примерно за 2000 рублей.

Что фотографировать к «европротоколу»?

— Общий вид места аварии с характерными ориентирами: вывесками, адресными табличками, дорожными указателями; — Положение машин с привязкой к дорожной разметке, а также к тем знакам, которые действуют в зоне ДТП; — Следы от шин, обломки на месте столкновения; — Общий вид автомобилей с госномерами; — Общий план поврежденных элементов автомобиля и поврежденные детали крупным планом.

Какие документы требуются для подачи искового заявления

Согласно Закона № 40-ФЗ (п. 21 ст. 12, п. 6 ст. 16.1), вы вправе заявить в своем исковом заявлении требование:

  • О взыскании разницы между размером полученного страхового возмещения и размером ущерба в соответствии с заключением независимого эксперта;
  • О взыскании неустойки за нарушение срока выплаты требуемой разницы в размере 1% от суммы взыскиваемой разницы за каждый день просрочки. Максимальная сумма неустойки, которую вы можете требовать, не должна превышать максимального предела страховой суммы;
  • Если речь идет нарушении срока направления мотивированного отказа в страховом возмещении – требование о взыскании финансовой санкции в размере 0,05% за каждый день просрочки от суммы максимального лимита страхового возмещения.

К заявлению необходимо приложить документы, примерный минимальный перечень которых представлен в списке ниже:

  • Копия заключения независимой технической экспертизы;
  • Копии документов, подтверждающих факт направления вами претензии в адрес страховщика;
  • Копии документов о ДТП, полученные вами от ГИБДД;
  • Копии документов о праве собственности на ТС;
  • Копия акта о страховом случае, полученного от страховщика;
  • Копия искового заявления и всех приложенных документов для ответчика (страховщика).

Истец в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1 и п. 2 ст. 16.1 Закона № 40-ФЗ вправе направить иск и документы по выбору в любое отделение суда: по месту нахождения страховщика (по месту нахождения представительства или филиала страховщика), по месту своего жительства или пребывания, или же по месту заключения или исполнения договора ОСАГО.

Если цена иска не превышает суммы в 50 000 руб., исковое заявление согласно п. 5 ст. 23 ГПК РФ, подается мировому судье. Если цена иска превышает сумму в 50 000 руб. или если наряду с имущественным требованием до 50 000 руб. истец предъявляет требование неимущественного характера, исковое заявление подается в районный суд, согласно ст. 24 ГПК РФ.

Если суд принимает решение об удовлетворении требований истца, в пользу истца ответчик уплачивает штраф в размере половины разницы между суммой страхового возмещения, которую страховщик выплатил добровольно, и суммой страхового возмещения, подлежащей выплате согласно решению суда (см. п. 3 ст. 16.1 Закона № 40-ФЗ).

ДСАГО

Понятно, что узаконенный и описанный выше размер страховой выплаты далеко не всегда покрывает размер фактического ущерба. А если в результате ваших «стараний» машина снесла рекламный щит и въехала в автобусную остановку – сумму свыше гарантий по ОСАГО придется доплачивать из собственного кошелька. Для того, чтобы избежать такого рода рисков, страховые компании предлагают добровольно расширить лимит своей гражданской ответственности и получить полис ДСАГО (часто вместе со страховкой каско).

Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос, который касается компенсации ущерба по ОСАГО: что делать, если потерпевший или его родственники не согласны с размером страхового возмещения? Законодательство отвечает на этот вопрос очень просто – если потерпевший и страховая не могут разрешить противоречия в досудебном порядке, то их спор рассматривается в суде.

Потерпевшей стороне необходимо обращаться в гражданский суд (города или района, где был заключен договор ОСАГО) с заявлением и доказательствами неправомерных действий со стороны страховой компании (независимой оценкой ущерба имущества и документами от страховой компании). Решение суда будет обязательным для всех сторон спора.

Документы для получения выплаты

Одно из основных условий получения возмещения — это полный пакет документов, который включает:

  • заверенную нотариально копию документа, удостоверяющего личность;
  • заявление на компенсацию ущерба;
  • извещение о ДТП с указанием всех обстоятельств аварии и подписями обеих сторон в комплекте с договором;
  • протокол об административном правонарушении (АП), постановление по делу об АП или определение об отказе в возбуждении дела по таковому (для ДТП, оформленных с вызовом сотрудников ГИБДД, не по Европротоколу);
  • документы, свидетельствующие о праве собственности на ТС;
  • по необходимости: доверенность на того, кто в момент аварии был за рулем;
  • счет для перечисления перевода выплаты. Если выгодоприобретатель — лицо, не достигшее совершеннолетия, то нужно разрешение органов социальной защиты;
  • иные документы, предусмотренные Правилами ОСАГО.

Полный перечень документов может отличаться в конкретном страховом случае, определяется Правилами страхования или уточняется у консультанта компании-страховщика.

Как возместить убыток после ДТП

В среднем за год в аварии попадают более 1,6 миллиона российских водителей. Основной инструмент возмещения убытков — страховка. Альтернативный вариант — взыскивать компенсацию напрямую с виновника аварии. Рассмотрим, на какое возмещение можно рассчитывать и как правильно его получить.

Кто получает возмещение и в каком размере

Проще всего владельцу полиса каско: он может восстанавливать автомобиль за счет страховщика независимо от того, является ли он пострадавшей стороной в ДТП или сам виноват в аварии. Страховая отремонтирует автомобиль и после стихийных бедствий или неправомерных действий третьих лиц, если соответствующие риски прописаны в договоре страхования. Каско покрывает все расходы за вычетом франшизы (об этом — чуть ниже).

При отсутствии каско виновник аварии не получает ничего, а пострадавшая сторона имеет право возместить убыток по ОСАГО. Если авария оформляется с привлечением полиции, то максимальный размер компенсации по «автогражданке» — 400 000 руб. При использовании европротокола лимит компенсации ограничен 100 000 рублей. На половину начисленного возмещения могут рассчитывать участники аварии, вина которых признана обоюдной. Единственное условие для получения компенсации по ОСАГО — на автомобиль виновника ДТП должен быть оформлен действующий полис.

Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, то для оформления выплаты по «автогражданке» участников нужно разбить на пары «виновник — потерпевший». Причем в ситуации, когда столкнулись машины, стоявшие друг за другом, виновники и пострадавшие будут во всех парах разные. А если один водитель не справился с управлением и помял несколько машин, то только он и будет виновником, а пострадавших — несколько. Для каждой пары оформляется отдельный страховой случай, а выплата рассчитывается по общим правилам.

Как происходит возмещение

Для оформления выплаты по ОСАГО нужно в течение пяти дней после происшествия обратиться в свою страховую либо в страховую виновника. О том, какой требуется пакет документов, обычно можно узнать на сайте компании или по телефону.

Для каско, как правило, требуется подтверждение факта наступления страхового случая от ГИБДД или МВД (хотя в договоре может быть указано, что, допустим, один кузовной элемент в год можно отремонтировать без справок). Аналогичный документ потребуется и для получения возмещения по ОСАГО, если ущерб превышает 100 000 рублей или если в аварии участвовало более двух транспортных средств либо пострадало имущество третьих лиц. Если соблюдаются все условия европротокола, то достаточно заполненного участниками извещения о ДТП. Причем с 2018 года даже не обязательно согласие обоих водителей с обстоятельствами ДТП. Свои разногласия они просто указывают на бланке.

Читать еще:  Каско для renault

Страховая компания может предоставить возмещение как в денежной форме, так и в виде направления на бесплатный ремонт. Фактически это зависит от условий работы конкретного страховщика и мало зависит от желания клиента. Ремонт чаще всего предлагают в случае с каско. Нужно просто доставить автомобиль в указанный сервис в назначенное время и забрать после выполнения всех работ. Оплату всех расходов произведет страховая компания.

Если выплата предполагается в денежной форме, то для расчета полагающейся суммы нужно будет предоставить автомобиль на экспертизу. Ее может провести сотрудник страховщика или независимая оценочная компания, у которой есть договоренности со страховой. На выплату возмещения у страховщика есть 20 дней (или 30 дней для выдачи направления на ремонт).

Если страховщик посчитает, что повреждения столь значительны, что автомобиль не подлежит восстановлению (ущерб — «тотал»), то по каско либо будет выплачена полная страховая и машина перейдет страховщику, либо — страховая сумма за вычетом остаточной стоимости машины, и тогда владелец оставляет автомобиль себе. Часто в договоре каско предусмотрена франшиза — определенная сумма ущерба, которую страховка не покрывает. Например, расходы в пределах 20 000 руб. оплачивает сам владелец. Если ущерб больше, то застрахованный получает всю сумму ущерба за вычетом франшизы.

Если страховая отказывает в выплате

Страховщик может отказать в выплате, если автовладелец нарушил условия договора или ДТП сопровождали нарушения водителя: он был пьян, скрылся с места аварии, у него не было действующих прав и т. п. Другой частый повод в отказе — несоблюдение срока подачи документов (пять рабочих дней после ДТП), отсутствие документа, подтверждающего факт наступления страхового случая или непредоставление транспортного средства для осмотра. Все эти условия отказа должны быть прописаны в договоре страхования, и если автовладелец считает, что он ничего не нарушил, то он может попробовать получить возмещение через суд.

Если страховая недоплатила

Такие случаи стали встречаться реже, поскольку все расчеты возмещения проводятся на основе единой методики и с применением единых ценовых справочников. В них учитывается и возраст автомобиля, и его пробег. Если автовладельца не устраивает полученная сумма, он может запросить результаты осмотра и экспертизы и получить копии актов оценки ущерба. Если, по его мнению, недоплата составила 10% и более от реального ущерба, то можно требовать увеличения выплаты. Сначала следует обратиться с требованием к страховой, а затем, при получении отказа, — в суд.

Бывают сложности, если то или иное повреждение не было вписано в извещение о ДТП и документы полиции (например, истинный масштаб ущерба обнаружился только при ремонте). Важно на месте аварии проверять полноту перечисленных повреждений и при сомнениях указывать возможность «наличия скрытых повреждений». Некоторые страховщики без проблем идут навстречу клиенту, если после ремонта застрахованный обращается с просьбой оплатить незамеченные ранее поломки (предоставив подтверждение из СТО). Другие же требуют предоставлять доказательства с места аварии (фото- или видеосъемку), вносить изменение в извещение о ДТП и подписывать его у другого участника, просить сотрудников ГИБДД исправить информацию в протоколе и постановлении. Это все крайне сложно сделать, поскольку правки должны быть внесены во все экземпляры.

Еще один повод для снижения выплаты — исключение детали, по повреждению которой уже была начислена компенсация за предыдущее ДТП по этому договору страхования. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно после восстановления автомобиля предоставить его страховщику на осмотр. Если этого не было сделано, то доказать причинение вреда в конкретном страховом случае можно, проведя независимую техническую экспертизу и предоставив ее результаты страховщику. Если он не согласится дополнить выплату, нужно обращаться в суд.

Если восстановительный ремонт сделан некачественно

Все претензии по качеству ремонта нужно обязательно указать в акте приемки. Если ремонт был произведен по каско, то претензии следует адресовать либо страховщику, либо СТО (это зависит от условий договора). Чаще всего гарантии на выполненный ремонт даются на обычных условиях, а в случае их нарушения споры разрешаются на основе Закона о защите прав потребителей.

В случае с ОСАГО за все недочеты отвечает страховая компания, которая сама разбирается с исполнителем. Срок гарантии на ремонт — шесть месяцев (на работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — год).

Если работы по восстановлению проведены некачественно и ни страховщик, ни сервис не готовы устранять недочеты, нужно обращаться в суд.

Если реальный ущерб больше, чем лимит выплаты по страховке

При возмещении по каско подобное невозможно, поскольку такая страховка предполагает, что максимальная выплата равна полной стоимости автомобиля. Исключения бывают, но они оговорены заранее с автовладельцем, и тот не имеет права претендовать на большее по условиям договора.

В случае с ОСАГО и ДСАГО лимита действительно может не хватить на восстановление машины. В таком случае получить недостающее можно только с виновника аварии — страховая уже ни при чем. Сначала нужно попробовать договориться, а потом — через суд.

Если у виновника нет ОСАГО или полис поддельный

В последние годы из-за роста цен на страховку более 10% автовладельцев не оформляют ОСАГО вовсе или покупают поддельные полисы для «отмазки» от ГИБДД. Лучше сразу на месте ДТП пробить номер страховки виновника по базе Российского союза автостраховщиков.

Если ОСАГО нет, то возмещать причиненный вред будет виновник ДТП. Бывают случаи, когда он предлагает компенсировать все на месте или в самое ближайшее время, обеспечив залог, — и это идеальный вариант. Нужно лишь быть готовым к тому, что придется написать расписку об отсутствии к нему претензий. А вот если у виновного водителя нет денег или он не признает себя виновным, то скорее всего придется решать дело как-то по-другому. Законный способ — через суд. Но чтобы быть готовым подать иск, нужно получить с виновника максимум данных: паспорт, прописку или место регистрации, водительское удостоверение, номер мобильного (лучше сразу проверить), а также оформить аварию в ГИБДД.

Обращение в суд

Вне зависимости от того, с кого вы требуете возмещение — со страховой или с виновника ДТП, нужно соблюсти досудебный порядок решения споров, то есть сначала направить письменную претензию. В ней должны быть перечислены все требования к будущему ответчику и приложены копии доказательств и основания требования, а также указан срок, отведенный для добровольного возмещения ущерба. Если в предложенное время ничего не произошло, то придется обращаться в суд.

У пострадавшего автовладельца есть три года с момента аварии (или выявления нарушения по выплатам) на то, чтобы подать иск на виновника или страховую. В случае претензий по каско — два года.

Исковое заявление подается в районный суд общей гражданской юрисдикции по месту нахождения ответчика (виновника или страховой компании). В иске описываются все обстоятельства дела, начиная с ДТП и заканчивая отказом в выплате. Иск должен быть подкреплен результатами независимой экспертизы или документально подтвержденными тратами на ремонт, актом осмотра автомобиля, заключением оценщика, а также доказательствами произошедшего страхового случая. Сумма иска должна включать не только полноценное возмещение, но и компенсации всех затрат на экспертизу, эвакуатор, представителя (автоюриста, если он был), госпошлину, проценты за просрочку выплаты, штрафные санкции и возмещение морального вреда, утерю товарной стоимости (она не учитывается при иске к автостраховщику).

Если дело выиграно, то по окончании всего процесса (заседаний суда может быть несколько) судья выносит решение в пользу пострадавшего автовладельца с обязанностью ответчика возместить все его убытки. На основании этого решения возникает задолженность, которую виновник ДТП или страховщик гасят в добровольном порядке или по принуждению с соблюдением норм исполнительного производства.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector