Авто перезагрузка
Авто перезагрузка. Как не стать владельцем битого автомобиля
Свежее предложение от мошенников: очистить историю автомобиля, убрав информацию о ДТП из всех баз данных, в том числе ГИБДД. Кому это нужно и насколько реально?
Мошенничество с мошенниками
В Instagram-группе chestniy_vikup владельцы битых автомобилей и перекупщики получают предложения о помощи в «чистке истории авто в базах данных». Навсегда удалить информацию о страховых случаях из всех источников они предлагают за 25 тыс. рублей, потратив 1—2 дня. Удаление записей в базах аукционов битых автомобилей займет 2—3 недели и обойдется клиенту в 15 тыс. рублей. Информацию из базы ГИБДД об авариях обещают удалить навсегда за 1—3 дня, но стоить это будет 70 тыс. рублей.
Предложение наверняка заинтересует продавцов битых машин. Ведь первое, что сделает грамотный покупатель, — «пробьет» автомобиль на всех доступных ему ресурсах:
— ГИБДД : история регистрации, участие в ДТП, нахождение в розыске и наличие ограничений;
— ФССП : арест и ограничения;
Помимо этих специализированных ресурсов, можно найти сервисы, которые аккумулируют всю информацию об авто в различных вариантах и предоставляют ее за деньги или бесплатно, например «Автотека» . По ним можно проследить в том числе предыдущие объявления о продаже, а значит, составить представление, сколько раз авто продавали и в каком состоянии.
Если прошлое автомобиля обновить во всех базах, это позволит продавцу попытаться выдать «дохлую рыбу» за крепко спящую, запросив за нее значительно большую цену, чем она стоит. Но реально ли это?
Руководитель компании «Автовист» Олег Степанов считает такие предложения мошенничеством. «Исправить информацию во всех базах и сервисах будет невозможно — их более десяти, — считает он. — К тому же независимые ресурсы периодически меняют алгоритмы работы — например, Авто.ру накапливает сведения, а AVInfoBot хранит предыдущие отчеты по автомобилю. У нас был случай, когда информации о ДТП в базе не было, но были фотографии разбитого авто, которые фигурировали в отчете по одному из ресурсов. Поэтому, когда проверку проводит профессионал, он запросит информацию не только в ГИБДД, но также истории обслуживания в сервисе, обращений в страховые компании, продублирует запросы в нескольких независимых системах, у официального дилера, где ранее обслуживалось авто. Найти людей, уполномоченных вносить изменения во все эти базы, уговорить их сделать это без всяких на то оснований и с рисками увольнения — практически нереальная задача».
Если интернет-ресурсы не кешируют информацию, а перенаправляют запрос пользователя, например, на сайт ГИБДД, то это упрощает работу мошенникам. Когда сведения о ДТП с него чудесным образом исчезнут, их уже не найдешь, потому что постепенно информация обновляется во всех ресурсах. Даже если она временно останется, то после обновления запроса удалится. Поэтому обнуление ее в базе ГИБДД, по словам источника Банки.ру, стоит гораздо больше, чем в выше процитированном объявлении мошенников. «Я знаю пример, когда информацию удалили за 150 тысяч рублей, — говорит он. — Но это единичные случаи, а не массовые. Что касается предложения с ценником вдвое меньшим, скорее всего, это мошенничество: деньги отдашь, а ожидаемого результата не увидишь».
Вторая жизнь «тоталя»
Помимо базы ГИБДД и ее производных, информация о битом авто может попасть в базы интернет-аукционов, на которых продаются машины, признанные страховой компанией «тотально уничтоженными».
Тотальная гибель автомобиля с точки зрения договора каско наступает, если сумма ущерба превышает 60—70% от его стоимости. Страховщику выгоднее списать такую машину в утиль, чем восстанавливать на СТО официального представителя. После того как автомобиль признается «погибшим», действие договора каско автоматически прекращается, и СК выплачивает автовладельцу полную страховую сумму за вычетом естественного износа автомобиля. После этого страховщик получает право на движимое имущество и выставляет его на специальном аукционе, где продают «годные остатки транспортного средства», или ГОТС.
Страхователь, конечно, может не согласиться с размером предложенной ему выплаты, оставить автомобиль себе и самостоятельно попытаться продать его. В этом случае он получит от страховщика разницу между суммой страховки и остаточной стоимостью автомобиля.
Так или иначе, машина попадет на один из интернет-аукционов, где реализуют «тоталь» и уцелевшие детали. Таких торговых площадок десятки, причем не только в России. Есть свои интернет-аукционы и у крупных страховых компаний, например у СК «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантии», ВСК. На них компании реализуют по 3—4 тыс. битых авто в год.
«Продажа «тоталя» через аукцион не обязательное требование, но страховой компании выгоднее реализовывать именно через него, — поделился с Банки.ру бывший работник одного из страховых аукционов. — В этом случае СК зарабатывает на повышении цены до 60% выплаченной автомобилисту страховой суммы. Бывает, одновременно торгуются до двух десятков покупателей, завышая первоначальную цену в несколько раз. Если еще и начальную цену выставить больше — например, не 300 тысяч рублей, которые выплатил страхователю, а 380 тысяч рублей, — можно не только часть убытков компенсировать, но и «наварить».
По его словам, работают многие аукционы непрозрачно и проходят преимущественно в закрытом режиме, как тендер: зарегистрированный участник видит только свою ставку, что не позволяет ему понять, продолжать торги или выходить, потому что деньги, потраченные на покупку плюс ремонт, не окупятся при продаже восстановленного авто. После окончания торгов по лоту система определяет победителя, чья ставка оказалась максимальной. Такая система торгов неудобна для покупателей, зато выгодна для организатора, который может вмешиваться в результат, а по сути, сам выбирает победителя, изменив итоги торгов по своему усмотрению. Существует и второй тип аукциона, который, по словам менеджера, применяется крайне редко. На нем участники видят начальную стоимость лота, ход торгов и максимальную ставку. Но опять же ничто не мешает организатору вручную завершить торги по лоту и признать победителем участника с максимальной на данный момент ставкой.
За участие в торгах покупатель должен заплатить организаторам аукциона абонентскую плату и внести депозит в размере от 10 тыс. до 120 тыс. рублей. Так что простых автомобилистов здесь не бывает: покупатель должен быть уверен в успешной перепродаже восстановленного авто.
Продам премиум дешево
«Перекупка ГОТС и восстановление автомобиля еще с советских времен и по нынешний день остается доходным бизнесом, несмотря на все криминальные сложности. Особенно если есть связи в страховой компании, — рассказывает координатор Национального агентства противодействия страховому мошенничеству Владимир Клеев. — Признанный страховой компанией тотально погибшим автомобиль не обязательно разбит так, что годится только на разбор. Просто страховая компания заниматься его восстановлением не будет — не ее профильная деятельность. Но есть много желающих купить и восстановить его».
По его словам, если автомобиль изначально был дорогостоящим и свежим по году выпуска, то, купив его «останки», например, за 500 тыс. рублей и примерно столько же вложив в «реинкарнацию», можно неплохо заработать. Несколько лет назад доход составлял несколько тысяч долларов, сейчас все зависит от автомобиля, но в среднем — от 50 тыс. рублей чистой прибыли.
«Два года назад, когда я занимался торгами, купить паспорт транспортного средства без отметки страховой компании, как нового собственника, стоило 5 тысяч рублей, — вспоминает бывший менеджер интернет-аукциона. — Причем предлагали их сами нечистые на руку сотрудники СК. Не покупателям «с улицы», конечно. Но их на торгах и не бывает — в страховых аукционах принимают участие в основном постоянные люди, связанные с сотрудниками этих СК. Они приобретают «тоталь» с чистым ПТС, восстанавливают «в гаражах» в 3—5 раз дешевле, чем на официальной СТО. Дальше выставляют на продажу машину от лица ее бывшего владельца (страховщик же в ПТС не вписан), подделывая его подпись».
Таким автомобилям и нужна «отбеленная» история, без ДТП и аукционов ГОТС. Но предложение удалить информацию с последних звучит, мягко говоря, странно. У аукционов нет единой информационной базы, сведения о торгах они никуда не передают. Значит, чтобы удалить запись о продаже, нужно знать, на каком аукционе машину продали, и искать пути выхода на его сотрудников или заинтересованных лиц в страховой компании, если площадка принадлежит СК. А поскольку эта информация и так закрыта для потенциальных покупателей «тоталя», то платить за ее удаление не имеет смысла. Независимые торговые площадки, которые работают открыто и на которых можно официально получить информацию о продаже ГОТС, страховые мошенники обходят стороной. Значит, и в этом случае деньги окажутся потраченными впустую.
Черный авторынок
Продавать восстановленный «тоталь» предпочитают, конечно же, не в столице, а в российской глубинке или странах СНГ, где покупатели не столь искушены в поиске информации.
«Спустя какое-то время «реинкарнированное» в России авто может обнаружиться, например, на дорогах Республики Беларусь или Казахстана, — говорит Владимир Клеев. — Либо купленный в России «тоталь» восстанавливают в Белоруссии, потому что там значительно дешевле, а затем продают в Казахстане. Не единичны случаи, когда в России «тоталят» и продают на аукционах машину, которая потом еще раз становится хламом в Белоруссии, хотя ее и после первого ДТП не восстанавливали. Схема выглядит так: в Белоруссию отправляют только документы на купленный на аукционе автомобиль, которые должны быть чистыми, а там подбирается угнанный «двойник», его и предоставляют в страховую компанию для осмотра, страхуют, затем «тоталят» второй раз, разбивая автомобиль-«двойник» и получая страховую выплату. То есть, не потратившись даже на ремонт, люди дважды получают страховое возмещение. Высший пилотаж, когда «двойника» в Белоруссии приобретают еще и в лизинг через местную компанию, то есть не потратившись даже на покупку, а затем признают тотально разбитой. Все такие схемы перемещения автомобилей никто не отслеживает, да и отследить их пока сложно, потому что в Белоруссии свои базы данных, не интегрированные с российскими».
Обнаружить, восстанавливали ли машину после ДТП, можно, только проверив автомобиль по базе калькуляций восстановительного ремонта Audtex . Сервис позволяет подобрать детали к автомобилю, а также их проверить, то есть по VIN автомобиля можно изучить список замененных деталей и были ли тотальные повреждения. Поскольку это немецкая компания, удалить информацию из ее базы невозможно из-за тройной защиты, в том числе от взлома. Но если калькуляцию ремонта производили на другом ресурсе, то информации об этом не останется нигде.
«Повышение доступности информации о транспортных средствах, ДТП, расчетах стоимости ремонта, аукционах и прочем сильно осложнило жизнь страховым мошенникам, — считает Владимир Клеев. — Причем без каких-либо дополнительных усилий со стороны государства и увеличения штата сотрудников полиции для выявления мошенничества в автостраховании. Открытое общество само себя сможет во многом контролировать».
Действуем по закону
Первое, что нужно сделать, — следовать правилам дорожного движения, иначе прибывшие сотрудники автоинспекции могут оштрафовать.
- Выставить знак аварийной остановки.
- Включить аварийные огни.
- Сообщить о происшествии автоинспекции.
- Если авто мешает проезду других транспортных средств, то нужно зафиксировать следы аварии на фото, видео, собрать письменные показания свидетелей, а затем убрать машину в сторону. Если трафик осложнен, но возможен, то оставляем авто на месте.
Попросите свидетелей ДТП дождаться приезда ГИБДД. Если это невозможно, то обязательно возьмите их контактные данные. Постарайтесь записать номера автомобилей, которые были поблизости во время аварии: возможно, у них установлены видеорегистраторы, которые записали происшествие.
Обязательно остановите запись на собственном видеорегистраторе. Схема их работы подразумевает удаление старой информации для освобождения места для новой: необходимо, чтобы запись ДТП обязательно осталась в памяти.
Когда прибудут сотрудники ГИБДД, оформите все бумаги. Убедитесь, что там отмечено, что один из участников аварии покинул место происшествия. Далее, чтобы найти виновника, нужно оформить заявление в отделении полиции.
Даже если вы пока не нашли сбежавшего водителя, напишите заявление в страховой компании. Необходимо строго соблюдать сроки, иначе вы не сможете рассчитывать на компенсацию, даже когда скрывшийся водитель будет найден.
Кто обновляет информацию
Если есть необходимость проверить автомобиль в базе данных, чтобы удостовериться, попадала ли машина в ДТП, безусловно, заинтересованному лицу любопытно, кто именно обновляет такие ресурсы. Существует ли вероятность, что в систему данных ГИБДД, например, смогут вмешаться сами владельцы, которые хотят «подчистить» историю ТС для успешной продажи?
Вполне логично, что за обновлением баз ДТП и других данных о российских автомобилях отвечают конкретные лица в каждой организации. Поэтому в ГИБДД есть свои ответственные — уполномоченные на то сотрудники. Соответственно, таковые лица работают и над другими базами ДТП. Посторонние лица не имеют доступа и, соответственно, изменит данные не в состоянии.
Традиционно информация обновляется достаточно оперативно. База аварий ГИБДД меняется едва ли не ежеминутно. Сведения о ДТП могут появиться буквально в течение 15 минут с момента, когда оно произошло. Так же быстро вносятся коррективы и в прочие подразделы, например, о перерегистрации машины.
Товарищ был лишен прав мировым судьей. Районный суд решение мирового отменил. Так как прошло 2 месяца, то дело было прекращено по истечению срока. Права вернули.
В справке ГИБДД о нарушениях осталась запись. «Лишен прав такого-то числа по статье такой-то, отменено решением районного суда такого-то числа».
Имеет ли товарищ право потребовать от ГИБДД в письменной форме убрать из базы полностью эту запись, чтоб не осталось от неё и следа? Или если даже тебя лишили прав незаконно, то клеймо в виде записи в справке о нарушениях будет пожизненно висеть?
Разве это клеймо?
Чем мешает такая запись?
Я бы не парился.
Ты работаешь водилой, к примеру. При устройстве к новому работодателю этот самый работодатель берет справку из ГИБДД о твоих нарушениях. Не спрашивай «как?». Через знакомых ментов. И видит там твой «н/с». И его уже не будет волновать — законно, или незаконно лишали. Не возьмет на работу и все.
В базе останется указание на то, что дело прекращено, ставится отметка (в Питере это цифра 7 в конце строки).
У меня есть клиент, за полгода «привёз» 3 встречки. Все дела прекращены. Он тоже сначала хотел убрать из базы все упоминания и просил меня обязать гайцев это сделать. Но после разъяснения передумал. А довод простой: Гаец перед составлением протокола как правило пробивает водителя по базе, а в базе — три прекращённых встречки. он трижды подумает, стОит ли связываться с таким крутым перцем. Отметка о прекращении — как медаль. Носи на здоровье !
Пробивали товарища по базе в патрульном автомобиле. Чист. А при обмене прав выкатили справку, там вся подноготная. При запросе от патруля там просто наверно ответ короткий приходит, есть ли неоплаченый штраф — или нет. Лишен, или не лишен. По моему так. Пробивали не по рации а по какому то карманному компьютеру без проводов, типа покетбука. А вот увидя три встречки гаец наоборот не подумает о снисхождении, а наоборот влупит по полной. И на***** ему на то, что суд потом отменит. ИМХО.
Последний раз редактировалось lisss123; 13.05.2010 в 11:12 .
Товарищ был лишен прав мировым судьей. Районный суд решение мирового отменил. Так как прошло 2 месяца, то дело было прекращено по истечению срока. Права вернули.
В справке ГИБДД о нарушениях осталась запись. «Лишен прав такого-то числа по статье такой-то, отменено решением районного суда такого-то числа».
Имеет ли товарищ право потребовать от ГИБДД в письменной форме убрать из базы полностью эту запись, чтоб не осталось от неё и следа? Или если даже тебя лишили прав незаконно, то клеймо в виде записи в справке о нарушениях будет пожизненно висеть?
Не имеет. Правовых оснований требовать удаления из базы данных записей не имеется. В гражданской информационной системе персональных данных можно было сослаться на
2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении. Но это не распространяется на информсистемы созданные
в целях «обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка». Данная информсистемя является государственной и (скорее всего) специальной и правила работы с ней разрабытывает оператор (в данном случае МВД), если оператор не предусмотрел изменение информации в базе данных по заявлению субьекта, то никто и не будет (легально) это делать.
Убираем оплаченный штраф из базы ГИБДД
Если прошло несколько дней с момента оплаты санкции, а ее статус продолжает быть «не оплачен», то автолюбителю следует начать действовать. Штрафнику необходимо предоставить сотрудникам ГИБДД копию квитанции об оплате для подтверждения факта ликвидации задолженности.
Сейчас это можно сделать двумя способами: нанести личный визит в ГИБДД или через Интернет.
Остановимся коротко на первом способе, который можно назвать еще традиционным. Водителю необходимо посетить подразделение ГИБДД за местом жительства. Там нужно написать заявление об изменении статуса штрафа и приложить к нему копию квитанции. Ответственный сотрудник внесет информацию в базу данных, и штраф будет числиться, как оплаченный.
Используем Интернет
Как убрать штрафы из базы ГИБДД? Для этого необходимо посетить официальный сайт ГИБДД (https://гибдд.рф). На главной странице справа размещена колонка с онлайн сервисами. Нужно выбрать сервис «Прием обращений». Сначала внимательно ознакомитесь с короткой инструкцией об отправлении обращений.
Нажмите кнопку «Перейти к заполнению анкеты для направления обращения». Вам предложат выбрать регион, в котором вы находитесь. В ниспадающем окне выберите регион. После этого нужно будет заполнить все появившиеся поля.
- фамилия, имя и отчество;
- какой способ получения ответа вы предпочитаете;
- свой контактный телефон;
- текст обращения;
- фотография квитанции или ее скан.
После того, как вы заполните все поля и правильно введете цифры с картинки, то можно нажимать на команду «Отправить обращение». По закону сотрудники полиции имеют 30 дней для рассмотрения вашего обращения. Они введут данные квитанции, и штраф попадет в базу данных оплаченных санкций.
Можно воспользоваться другим способом. Заходите в раздел штрафов. Там возле каждого наказания размещена кнопка, позволяющая загрузить скан или фотографию квитанции. После рассмотрения обращения автолюбителям отправляют на электронную почту письмо о том квитанция рассмотрена, информация об уплате штрафа подтверждена и внесена в банк данных ГИБДД. Также, указывается, что скоро штраф не будет отображаться, как неуплаченный.
Эксперты советуют для того, чтобы не попадать в список должников по штрафам. Сразу после оплаты наказания зайти на сайт ГИБДД и направить соответствующие обращение с приложенной копией квитанции.
Мошенничество с мошенниками
В Instagram-группе chestniy_vikup владельцы битых автомобилей и перекупщики получают предложения о помощи в «чистке истории авто в базах данных». Навсегда удалить информацию о страховых случаях из всех источников они предлагают за 25 тыс. рублей, потратив 1—2 дня. Удаление записей в базах аукционов битых автомобилей займет 2—3 недели и обойдется клиенту в 15 тыс. рублей. Информацию из базы ГИБДД об авариях обещают удалить навсегда за 1—3 дня, но стоить это будет 70 тыс. рублей.
Предложение наверняка заинтересует продавцов битых машин. Ведь первое, что сделает грамотный покупатель, — «пробьет» автомобиль на всех доступных ему ресурсах:
— ГИБДД : история регистрации, участие в ДТП, нахождение в розыске и наличие ограничений;
— ФССП : арест и ограничения;
Помимо этих специализированных ресурсов, можно найти сервисы, которые аккумулируют всю информацию об авто в различных вариантах и предоставляют ее за деньги или бесплатно, например «Автотека» . По ним можно проследить в том числе предыдущие объявления о продаже, а значит, составить представление, сколько раз авто продавали и в каком состоянии.
Если прошлое автомобиля обновить во всех базах, это позволит продавцу попытаться выдать «дохлую рыбу» за крепко спящую, запросив за нее значительно большую цену, чем она стоит. Но реально ли это?
Руководитель компании «Автовист» Олег Степанов считает такие предложения мошенничеством. «Исправить информацию во всех базах и сервисах будет невозможно — их более десяти, — считает он. — К тому же независимые ресурсы периодически меняют алгоритмы работы — например, Авто.ру накапливает сведения, а AVInfoBot хранит предыдущие отчеты по автомобилю. У нас был случай, когда информации о ДТП в базе не было, но были фотографии разбитого авто, которые фигурировали в отчете по одному из ресурсов. Поэтому, когда проверку проводит профессионал, он запросит информацию не только в ГИБДД, но также истории обслуживания в сервисе, обращений в страховые компании, продублирует запросы в нескольких независимых системах, у официального дилера, где ранее обслуживалось авто. Найти людей, уполномоченных вносить изменения во все эти базы, уговорить их сделать это без всяких на то оснований и с рисками увольнения — практически нереальная задача».
Если интернет-ресурсы не кешируют информацию, а перенаправляют запрос пользователя, например, на сайт ГИБДД, то это упрощает работу мошенникам. Когда сведения о ДТП с него чудесным образом исчезнут, их уже не найдешь, потому что постепенно информация обновляется во всех ресурсах. Даже если она временно останется, то после обновления запроса удалится. Поэтому обнуление ее в базе ГИБДД, по словам источника Банки.ру, стоит гораздо больше, чем в выше процитированном объявлении мошенников. «Я знаю пример, когда информацию удалили за 150 тысяч рублей, — говорит он. — Но это единичные случаи, а не массовые. Что касается предложения с ценником вдвое меньшим, скорее всего, это мошенничество: деньги отдашь, а ожидаемого результата не увидишь».
Вторая жизнь «тоталя»
Помимо базы ГИБДД и ее производных, информация о битом авто может попасть в базы интернет-аукционов, на которых продаются машины, признанные страховой компанией «тотально уничтоженными».
Тотальная гибель автомобиля с точки зрения договора каско наступает, если сумма ущерба превышает 60—70% от его стоимости. Страховщику выгоднее списать такую машину в утиль, чем восстанавливать на СТО официального представителя. После того как автомобиль признается «погибшим», действие договора каско автоматически прекращается, и СК выплачивает автовладельцу полную страховую сумму за вычетом естественного износа автомобиля. После этого страховщик получает право на движимое имущество и выставляет его на специальном аукционе, где продают «годные остатки транспортного средства», или ГОТС.
Страхователь, конечно, может не согласиться с размером предложенной ему выплаты, оставить автомобиль себе и самостоятельно попытаться продать его. В этом случае он получит от страховщика разницу между суммой страховки и остаточной стоимостью автомобиля.
Так или иначе, машина попадет на один из интернет-аукционов, где реализуют «тоталь» и уцелевшие детали. Таких торговых площадок десятки, причем не только в России. Есть свои интернет-аукционы и у крупных страховых компаний, например у СК «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантии», ВСК. На них компании реализуют по 3—4 тыс. битых авто в год.
«Продажа «тоталя» через аукцион не обязательное требование, но страховой компании выгоднее реализовывать именно через него, — поделился с Банки.ру бывший работник одного из страховых аукционов. — В этом случае СК зарабатывает на повышении цены до 60% выплаченной автомобилисту страховой суммы. Бывает, одновременно торгуются до двух десятков покупателей, завышая первоначальную цену в несколько раз. Если еще и начальную цену выставить больше — например, не 300 тысяч рублей, которые выплатил страхователю, а 380 тысяч рублей, — можно не только часть убытков компенсировать, но и «наварить».
По его словам, работают многие аукционы непрозрачно и проходят преимущественно в закрытом режиме, как тендер: зарегистрированный участник видит только свою ставку, что не позволяет ему понять, продолжать торги или выходить, потому что деньги, потраченные на покупку плюс ремонт, не окупятся при продаже восстановленного авто. После окончания торгов по лоту система определяет победителя, чья ставка оказалась максимальной. Такая система торгов неудобна для покупателей, зато выгодна для организатора, который может вмешиваться в результат, а по сути, сам выбирает победителя, изменив итоги торгов по своему усмотрению. Существует и второй тип аукциона, который, по словам менеджера, применяется крайне редко. На нем участники видят начальную стоимость лота, ход торгов и максимальную ставку. Но опять же ничто не мешает организатору вручную завершить торги по лоту и признать победителем участника с максимальной на данный момент ставкой.
За участие в торгах покупатель должен заплатить организаторам аукциона абонентскую плату и внести депозит в размере от 10 тыс. до 120 тыс. рублей. Так что простых автомобилистов здесь не бывает: покупатель должен быть уверен в успешной перепродаже восстановленного авто.
Продам премиум дешево
«Перекупка ГОТС и восстановление автомобиля еще с советских времен и по нынешний день остается доходным бизнесом, несмотря на все криминальные сложности. Особенно если есть связи в страховой компании, — рассказывает координатор Национального агентства противодействия страховому мошенничеству Владимир Клеев. — Признанный страховой компанией тотально погибшим автомобиль не обязательно разбит так, что годится только на разбор. Просто страховая компания заниматься его восстановлением не будет — не ее профильная деятельность. Но есть много желающих купить и восстановить его».
По его словам, если автомобиль изначально был дорогостоящим и свежим по году выпуска, то, купив его «останки», например, за 500 тыс. рублей и примерно столько же вложив в «реинкарнацию», можно неплохо заработать. Несколько лет назад доход составлял несколько тысяч долларов, сейчас все зависит от автомобиля, но в среднем — от 50 тыс. рублей чистой прибыли.
«Два года назад, когда я занимался торгами, купить паспорт транспортного средства без отметки страховой компании, как нового собственника, стоило 5 тысяч рублей, — вспоминает бывший менеджер интернет-аукциона. — Причем предлагали их сами нечистые на руку сотрудники СК. Не покупателям «с улицы», конечно. Но их на торгах и не бывает — в страховых аукционах принимают участие в основном постоянные люди, связанные с сотрудниками этих СК. Они приобретают «тоталь» с чистым ПТС, восстанавливают «в гаражах» в 3—5 раз дешевле, чем на официальной СТО. Дальше выставляют на продажу машину от лица ее бывшего владельца (страховщик же в ПТС не вписан), подделывая его подпись».
Таким автомобилям и нужна «отбеленная» история, без ДТП и аукционов ГОТС. Но предложение удалить информацию с последних звучит, мягко говоря, странно. У аукционов нет единой информационной базы, сведения о торгах они никуда не передают. Значит, чтобы удалить запись о продаже, нужно знать, на каком аукционе машину продали, и искать пути выхода на его сотрудников или заинтересованных лиц в страховой компании, если площадка принадлежит СК. А поскольку эта информация и так закрыта для потенциальных покупателей «тоталя», то платить за ее удаление не имеет смысла. Независимые торговые площадки, которые работают открыто и на которых можно официально получить информацию о продаже ГОТС, страховые мошенники обходят стороной. Значит, и в этом случае деньги окажутся потраченными впустую.
Черный авторынок
Продавать восстановленный «тоталь» предпочитают, конечно же, не в столице, а в российской глубинке или странах СНГ, где покупатели не столь искушены в поиске информации.
«Спустя какое-то время «реинкарнированное» в России авто может обнаружиться, например, на дорогах Республики Беларусь или Казахстана, — говорит Владимир Клеев. — Либо купленный в России «тоталь» восстанавливают в Белоруссии, потому что там значительно дешевле, а затем продают в Казахстане. Не единичны случаи, когда в России «тоталят» и продают на аукционах машину, которая потом еще раз становится хламом в Белоруссии, хотя ее и после первого ДТП не восстанавливали. Схема выглядит так: в Белоруссию отправляют только документы на купленный на аукционе автомобиль, которые должны быть чистыми, а там подбирается угнанный «двойник», его и предоставляют в страховую компанию для осмотра, страхуют, затем «тоталят» второй раз, разбивая автомобиль-«двойник» и получая страховую выплату. То есть, не потратившись даже на ремонт, люди дважды получают страховое возмещение. Высший пилотаж, когда «двойника» в Белоруссии приобретают еще и в лизинг через местную компанию, то есть не потратившись даже на покупку, а затем признают тотально разбитой. Все такие схемы перемещения автомобилей никто не отслеживает, да и отследить их пока сложно, потому что в Белоруссии свои базы данных, не интегрированные с российскими».
Обнаружить, восстанавливали ли машину после ДТП, можно, только проверив автомобиль по базе калькуляций восстановительного ремонта Audtex. Сервис позволяет подобрать детали к автомобилю, а также их проверить, то есть по VIN автомобиля можно изучить список замененных деталей и были ли тотальные повреждения. Поскольку это немецкая компания, удалить информацию из ее базы невозможно из-за тройной защиты, в том числе от взлома. Но если калькуляцию ремонта производили на другом ресурсе, то информации об этом не останется нигде.
«Повышение доступности информации о транспортных средствах, ДТП, расчетах стоимости ремонта, аукционах и прочем сильно осложнило жизнь страховым мошенникам, — считает Владимир Клеев. — Причем без каких-либо дополнительных усилий со стороны государства и увеличения штата сотрудников полиции для выявления мошенничества в автостраховании. Открытое общество само себя сможет во многом контролировать».
Из полного отчета сервиса Вы узнаете:
- Пробег авто;
- Участие в авариях;
- Историю штрафов;
- Наличие ограничений;
- Данные об ОСАГО и много другое.
Обратите внимание на пункт «Пробеги». Таксисты часто скручивают цифры на одометре.
В отличие от других сервисов, Автокод позволяет проверить автомобиль на работу в такси всего за 5 минут только по гос. номеру! Информация о работе собирается по 90 региональным базам регистрации транспортных средств в качестве такси.
С тарифами для бизнес-клиентов можно ознакомиться здесь.
Как исправить Кбм ОСАГО в базе АИС РСА и восстановить скидку
В предыдущей статье «Как правильно определить Кбм» мы рассмотрели законодательные аспекты применения коэффициента бонус-малус и особенности работы базы АИС РСА. Но часто наши пользователи сталкиваются с ситуацией, когда база выдает ошибку или коэффициент, которые не соответствует реальному положению дел. Страхователь в течение многих лет оформлял полисы ОСАГО, убытков по его вине не происходило, а значение Кбм либо равно единице, либо не соответствует количеству лет безубыточного страхования. Как же восстановить Кбм?
Почему значение Кбм может быть не верным и какие шаги необходимо сделать, чтобы восстановить справедливость?
Итак, рассмотрим причины возможных ошибок.
Замена водительского удостоверения
Первое, что нужно сделать, это проверить, не менялось ли водительское удостоверение за последние несколько лет. Так как данные о Кбм передаются на основании уже закончившихся полисов, в базе АИС РСА может быть запись о водителе со старыми правами. Если водительское удостоверение менялось, проверьте кбм, указав старые серию и номер прав. Серию и номер старых прав вы можете найти на обороте водительского удостоверения. Если ваша скидка по старым правам находится в базе, ее можно восстановить.
Ошибка при вводе данных
Как мы уже отмечали, страховая компания передает данные о водителях из своей базы данных, а вносят эту информацию в базу люди (операторы по вводу полисов). Тут может иметь место человеческий фактор – при вводе фамилии, имени, отчества или даты рождения водителя оператор мог допустить опечатку. Если хотя бы 1 буква или цифра в базе данных не совпадает с той информацией, которую вы вводите при обращении к АИС РСА, система вернет ошибку и ваша скидка пропадет.
Управление несколькими автомобилями
Водитель мог быть вписан в качестве лица, допущенного к управлению в несколько страховых полисов. При этом значение Кбм могло быть разным в каждом из этих полисов, так как до 01.01.2013 агент не обращался к единой базе для определения Кбм, а давал скидку на основании предыдущего полиса. Например: Иванов И. И. имеет собственный автомобиль, а также допущен к управлению автомобилем супруги, у которой стаж вождения равен 2 года. В своем полисе у него Кбм 0,5, в полисе супруги – 0,9 (так как страховая история супруги насчитывает всего 2 года, по количеству лет стажа). Если страховая компания передала данные по обоим полисам, значение Кбм для Иванова И. И. будет максимальным из двух, то есть 0,9.
Банкротство страховой компании
Страховая компания обанкротилась и не передала данные в систему АИС РСА. В этом случае в единой базе просто нет сведений о страховой истории водителя.
Недобросовестный агент или сотрудник страховой компании
По закону агент перед оформлением полиса должен в обязательном порядке проверить вашу скидку в базе РСА. Однако часто агент не делает этого, пользуясь неграмотностью клиента. Завышая Кбм, агент увеличивает стоимость полиса и тем самым зарабатывает больше. В этом случае в базу РСА передается кбм = 1, то есть так же, если бы страхователь оформлял полис впервые.
Что же делать, чтобы не потерять накопленную скидку за безубыточное страхование и восстановить утраченный Кбм?
До 1 июля 2014 страховщики могли использовать для определения значения Кбм «справку о безубыточности». П 35 правил ОСАГО гласит: «При досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя и вносятся в автоматизированную систему страхования». Таким образом достаточно было обратиться в страховую компанию, где был оформлен последний полис ОСАГО, получить справку по форме № 4 и на ее основании оформить следующий полис ОСАГО. При очередной передаче данных о значении Кбм в систему АИС РСА Кбм обновлялся.
С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в законодательство, которые не позволяют применять Кбм на основании справки о безубыточности, а именно:
Подпункт «з» пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) вносит изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
з) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:
«10.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.»;
Таким образом, при оформлении полиса ОСАГО Страховщик в обязательном порядке должен проверить ваш Кбм по базе АИС РСА, а также проверить наличие действующего талона техосмотра в единой информационной системе ЕАИСТО. Без этого оформление полиса ОСАГО не допускается.
Поисковики
Немаловажно пробить свою личную информацию в поисковых машинах — Google, «Яндекса» и Bing будет достаточно. Таким образом мне как-то довелось узнать, что мой пароль от древней почты на Rambler из нулевых оказался скомпрометирован и находился в общем доступе на нескольких полукриминальных форумах в базе таких же неудачников, что решили воспользоваться тем почтовым сервисом.
В первую очередь погуглите адрес своей почты. Неожиданно для себя я таким образом обнаружил оставленный лично комментарий в соцсети «ВКонтакте», в котором опубликовал свою актуальную почту в 2011 году для того, чтобы получить инвайт в «соцсеть будущего» Google+. Соцсети той и след простыл, а вот адрес почты оказался на виду у спам-ботов. К тому же благодаря этому комментарию легко было бы установить связь между конкретным человеком и его почтой.
Естественно, прогуглите свои имя и фамилию (как в кириллическом варианте, так и в написании латиницей). Это позволит отыскать страницы, где вы регистрировались, но про которые могли забыть. Полезно также будет пробить свои старые никнеймы. На древних форумах в профилях не стеснялись выкладывать свою дату рождения и ссылки на профили в допотопных мессенджерах или соцсетях.
Конечно же, пробейте свой актуальный номер телефона, притом в различных вариациях его написания: как в стандартной единой +375001234567, так и в «мелодичной» +375 00 123-45-67, с кодами, без кодов и так далее. Иногда свой номер телефона можно отыскать в каком-то старом объявлении об обмене стиральной доски на телефонный справочник.
Интернет в свое время начинался с анонимности, социальные сети ввели моду на открытость данных перед всем миром. История делает виток, и в моду снова входят анонимность и закрытость. Наиболее правильным поведением в сети становится то, которое в случае эксцессов не подарит злоумышленникам всю вашу подноготную.