Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДТП по вине работника: кто возместит ущерб

ДТП по вине работника: кто возместит ущерб

Работодатель имеет право на регрессный иск

Юрий Иванченко* работал в ООО «СПб-ТРАНС» водителем — экспедитором, когда на служебной машине он превысил скорость и въехал в автомобиль Игоря Ефремина*. Дело об административном правонарушении в отношении Иванченко не возбудили в связи с отсутствием состава. Пострадавший подал иск к ООО «СПб-ТРАНС». Калужский районный суд Калужской области постановил взыскать с общества 232 944 руб. ущерба, а также 15 000 руб. расходов на представителя (№ 2-12375/2016). Калужский областной суд подтвердил законность такого решения (№ 33-1192/2017). В итоге фирма перечислила взысканные суммы на банковский счёт Ефремина.

Поскольку ООО «СПб-ТРАНС» при приеме на работу заключило с Иванченко договор о полной индивидуальной материальной ответственности, общество обратилось в суд с иском о возмещении 247 944 руб. ущерба в порядке регресса (ст. 1081 ГК, ст. 243 ТК). Работник ссылался на отсутствие оснований для возложения на него материальной ответственности в полном размере. Он утверждал, что договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключён с нарушением требований действующего законодательства.

Работодатель несёт обязанность по возмещению третьим лицам вреда, причинённого его работником при исполнении им трудовых обязанностей. В случае возмещения такого вреда работодатель имеет право регрессного требования к своему работнику в размере выплаченного возмещения (ст. 1068, 1081 ГК).

Материальная ответственность возлагается на виновного

Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга взыскал с Иванченко в пользу ООО «СПб-ТРАНС» 247 944 руб. причинённого ущерба в порядке регресса и 5 679 руб. расходов на уплату госпошлины (№ 2-4750/2018). Санкт-Петербургский городской суд подтвердил законность этого решения (№ 33-4416/2019). Суды отметили: ДТП произошло по вине Иванченко в период исполнения им трудовых обязанностей в ООО «СПб-ТРАНС», размер ущерба никто не оспаривал. Ссылку на незаконность заключённого договора о полной материальной ответственности суд счел несостоятельной, поскольку встречный иск о признании такого договора недействительным не заявлялся.

ИСТЕЦ: ООО «СПб-ТРАНС»

ОТВЕТЧИК: Юрий Иванченко*

СУТЬ СПОРА: Взыскание с работника ущерба, причиненного в результате ДТП по его вине

РЕШЕНИЕ: Взыскание невозможно, пока не будет установлено наличие необходимых условий для возложения на работника полной материальной ответственности

Иванченко обратился в Верховный суд, который напомнил: материальная ответственность причинённого ущерба в полном размере может быть возложена на работника только в случае вынесения в отношении него постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК, постановление Пленума ВС от 16.11.2006 № 52).

Поскольку Иванченко не совершал административного правонарушения, вывод судебных инстанций нельзя признать правомерным, решил ВС. Судьи ВС разъяснили: материальная ответственность причиненного ущерба в полном размере возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК).

При этом должность водителя не включена в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества. Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (№ 78-КГ19-54). Пока еще оно не рассмотрено.

Работник не может заплатить больше среднего заработка

«Позиция ВС является абсолютно законной и обоснованной. ВС неоднократно вставал на сторону работников, незаконно привлекаемых к ответственности в полном объеме причиненного ущерба», — сообщил старший юрист Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Уголовное право группа Банкротство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × Кирилл Барановский.

Управляющий партнер юркомпании «Генезис» Артем Денисов заметил, что судебная практика по таким делам очень противоречива. Одни суды считают, что водителя нельзя обязать возместить вред в полном объеме, превышающем его средний месячный заработок (Обзор ВС за четвертый квартал 2009 года; N 33-727/2012; N 33-12974/2012). Другие суды придерживаются противоположной позиции (N 33-13873/2010). А руководитель практики «Интеллектуальная собственность» юркомпании Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг группа Налоговые споры группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Налоговое консультирование 13 место По количеству юристов 22 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 28 место По выручке Профайл компании × Александра Акимова напомнила: апелляционное определение ВС Республики Татарстан содержит вывод, что сохранность транспортного средства, осуществляющего перевозку, не может быть предметом договора о полной материальной ответственности (N 33-13727/2019).

Читать еще:  Что необходимо делать при дтп?

Системное толкование норм материального права, приведенное ВС, свидетельствует о том, что привлечение работников к полной материальной ответственности строго регламентировано и невозможно по основаниям, не установленным законом.

Марина Костина, адвокат ЮГ Яковлев и Партнеры Яковлев и Партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство ×

«Позиция ВС направлена на защиту прав и законных интересов наемного работника как более слабой стороны. Можно не сомневаться в том, что районный суд примет иное решение. Скорее всего, с виновника ДТП будет взыскан ущерб компании в размере, не превышающем средний месячный заработок водителя-экспедитора, как подчеркивается в ст. 241 ТК», — считает юрист Юлия Дымова. Руководитель практики юридического дивизиона RBS Павел Русецкий уверен: при повторном рассмотрении дела стоит ожидать от суда полного освобождения работника от обязанности возместить причинённый ущерб в связи с отсутствием его вины или снижения размера ответственности до среднего заработка работника. Русецкий порекомендовал всем работодателям оформлять не только полис ОСАГО, но и КАСКО.

* — имя и фамилия изменены редактором.

Как узнать сколько выплатили пострадавшему

В порядке регресса может взыскиваться только компенсация, фактически выплаченная пострадавшему. Если выдавалось направление на ремонт в СТО, эта сумма будет определяться по договору с автосервисом, заказ-наряду. Если страховая предъявила регрессное требование, узнать о фактически перечисленной компенсации можно следующими способами:

  • путем письменного или устного обращения к страховщику на стадии досудебного урегулирования спора;
  • путем запроса материалов страхового дела в судебном процессе (если страховщик сразу не приложил их к иску);
  • путем проведения независимой экспертизы через оценщика (если у вас на руках есть отчет по ранее проведенной экспертизе).

Сведения о фактически выплаченном возмещении всегда должны быть в страховом деле. Если такие документы отсутствуют, либо вызывают сомнение, в суд можно вызвать страхователя-пострадавшего. Если вам пришла смс от страховщика, претензия или регрессный иск, сразу обращайтесь на консультацию к юристу. Только в этом случае можно оспорить требования страховой, выбрать оптимальный вариант защиты.

Когда СК вправе обратиться в суд

Страховая фирма вправе взыскивать компенсацию за понесенные расходы с виновного автолюбителя, если он:

  • специально нанес вред жизни или здоровью пострадавшего;
  • управлял автомобилем в нетрезвом состоянии;
  • отказался от прохождения медицинского освидетельствования;
  • скрылся с места автомобильной катастрофы;
  • не указан в полисе ОСАГО;
  • управлял машиной в срок, не предусмотренный договором страхования;
  • самостоятельно произвел ремонт или утилизацию повреждённого автомобиля, предварительно не представив его для проведения независимой экспертизы;
  • имел просроченную диагностическую карту;
  • при заключении договора страхования представил недостоверные сведения, из-за чего произошло занижение страховой премии;
  • управлял автомобилем с прицепом, при условии, что в страховке не предусмотрено вождение машины с прицепом.

До 1 мая 2019 года у СК был еще один повод для предъявления регрессных требований. Он предусматривал возможность взыскания расходов с виновника, зафиксированного по Европротоколу, если виновное лицо не направило в адрес страховщика заполненный протокол в течение 5 рабочих суток после происшествия.

Регресс и суброгация: основные отличия

Кроме регресса существует такое понятие, как суброгация. Под ней следует подразумевать переход права требования с виновного в ДТП водителя возмещения причиненных убытков к страховой компании, осуществившей выплату по «автогражданке». Регулируется процедура ГК РФ (статья 965).

Данным правом СК наделяется в том случае, если при проверке обнаружена вина третьих лиц, застрахованных у другого страховщика. Эти обстоятельства позволяют истребовать затраченные деньги со страховой компании, продавшей вышеназванному гражданину полис ОСАГО.

Обязательное условие для подачи суброгации – официальное установление виновника. Истребовать средства в данном порядке можно при условии, что:

  • у спровоцировавшего столкновение лица имелась действительная страховка ОСАГО;
  • эксперт установил, что причиненные убытки превышают лимит по «автогражданке»;
  • СК признала случай страховым и выплатила средства в полном объеме.

Если ситуация соответствует перечисленным параметрам, страховщик получает право на суброгацию.

В случае если виновником ДТП является водитель служебного авто, важное значение имеет момент наступления ДТП.

Следует помнить, что работодатель возмещает причиненный его работниками вред, только во время выполнения ими своих трудовых (служебных) обязанностей. Если на момент наступления ДТП водитель служебного автомобиля не выполнял своих трудовых (служебных) обязанностей, должником по регрессным требованием СК должен выступать водитель служебного авто.

Читать еще:  Взыскание с виновника дтп разницы страхового возмещения

Не последнюю роль при применении этой нормы играет характер правоотношений между водителем служебного авто и автовладельцем. Если между водителем и владельцем транспортного средства заключен договор об оказании услуг, то в случае, если на момент наступления ДТП водитель служебного автомобиля действовал по заданию заказчика (владельца авто), ответственность за причинение вреда несет владелец авто. В противном случае ответственным за причинение ущерба будет выступать водитель служебного авто.

Законом предусмотрена обязанность страхователя в течение трех рабочих дней со дня наступления ДТП сообщить СК о наступлении ДТП. В случае невыполнения страхователем этой обязанности, СК имеет право после выплаты возмещения обратиться к страхователю с регрессным требованием.

Действительно, в судебной практике споры относительно несвоевременного сообщения страхователем СК о наступлении ДТП является одной из самых распространенных категорий дел связанных с регрессными требованиями СК. До 2015 года позиция страхователей в такой категории дел была достаточно сложной, поскольку до высказывания Верховным судом Украины (далее — ВСУ) своей позиции относительно рассмотрения такой категории дел, суды по таким делам обычно принимали сторону именно СК.

Решая похожий спор, ВСУ отметил, что обязанность страхователя сообщить СК о наступлении ДТП предусмотрена для обеспечения возможности СК осуществить проверку обстоятельств совершения ДТП собственными силами, и предотвратить необоснованные выплаты. Но в случае если СК признала ДТП страховым случаем, и в дальнейшем добровольно выплатила потерпевшему, то исключительно неуведомление виновником ДТП СК о наступлении ДТП не может быть основанием для удовлетворения регрессных требований СК.

Как не платить по регрессу законно? Есть способ!

На большинстве сайтов вы не найдёте информации о способах не платить или оспорить выставленное регрессное требование по ОСАГО в случае, если вы забыли уведомить страховую в течение 5 дней предоставлением европротокола. Казалось бы, так способов и правда нет, ведь законодательство чётко урегулировало право регресса при неисполнении обязанности виновником.

Но способ есть! Впрочем, он не стопроцентный, так как основан лишь на одном решении суда.

Дело в том, что право в нашей стране должно быть основано не только на законе, но и на обоснованности (Постановление Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года №23). Регресс по европротоколу на практике судебных решений также должен быть обоснован, как следствие.

И совсем недавно Советский районный суд города Новосибирска вынес свежее, довольно неординарное, но вполне логичное и, главное, положительное для виновника, которому был выставлен регресс и который его оспорил, решение с отказом для истца.

Обновление от 28.01.2020

Кроме того, читателям данной статьи также удалось отстоять своё право в суде. Одно из таких успешных решений вместе с образцом возражения опубликовано в одном из комментариев.

Суть дела заключалась в иске страховой компании виновнику ДТП на не очень большую сумму чуть более 26 тысяч рублей в порядке регресса с требованием её выплаты, так как тот не отправил европротокол в страховую.

Суд принял во внимание, что пункт 2 ФЗ Об ОСАГО, обязывающий виновника в течение 5 дней сдать европротокол в страховую компанию, тесно взаимосвязан со следующим – третьим – пунктом, где страховщик имеет право осмотреть автомобиль виновника, а тому запрещается ремонтировать его в течение такого же срока, ссылаясь на определение Конституционного суда РФ.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 №1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона №40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

Вполне логично, что, если у страховщика есть право 5 дней для осмотра авто, то у виновника аварии должна быть обязанность не ремонтировать его и, соответственно, вообще оповестить страховую о самом факте ДТП.

Читать еще:  Можно ли ездить с электронным полисом осаго?

Таким образом, суд учёл, что неисполнение обязанности виновником по извещению страховой в течение 5 дней не даёт тому безусловное право регрессного требования, а только если это повлияло на обязанность самой страховой в выплате возмещения потерпевшему.

Как следует из материалов дела потерпевшая С.М. представила в страховую компанию извещение о ДТП, содержащее подписи в том числе и ответчика Бочкарева Ю.А., данный случай был признан страховым и потерпевшему произведена выплата страхового возмещения, то есть данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении, произведённом страховщиком своему страхователю (потерпевшему).

. При рассмотрении дела не доказано, что отсутствие у страховщика сведений о наступлении страхового случая могло каким-то образом сказаться на обязанности выплатить страховое возмещение, так как объем повреждений был зафиксирован, он остался неизменным.

В конечном итоге суд вынес решение, в котором отказал истцу в регрессном требовании и, соответственно, позволил виновнику ДТП не платить по регрессу и избежать существенных финансовых потерь.

Но здесь также следует учесть 3 тонкости, которые поспособствовали вынесению отказа судом:

  • на время рассмотрения дела страховая компания предоставила бланк извещения, переданный потерпевшей в ДТП – это позволило суду убедиться в том, что страховщик всё же был извещён,
  • судья указал на тот факт, что из-за того, что виновник ДТП не предоставил свой экземпляр европротокола в положенный срок, страховой следует указать на недостаточность данных для возмещения (невозможность осмотреть автомобиль виновника, к примеру), то есть отказать в выплате, а не выплачивать по ОСАГО и затем выставлять регресс с виновника, а это уже может повлечь прямой иск от потерпевшего,
  • в данном примере суд никоим образом не отменил возможность взыскания регрессной выплаты с виновника и, тем более, никак не отменил соответствующую норму закона (районные суды не уполномочены на это), поэтому на это решение суда можно ссылаться и в вашем случае при выполнении условий выше, но это не значит, что и в вашем случае судья откажет в регрессном требовании и позволит вам не платить по регрессу.

Как можно снизить суммы выплат

Страховая компания может предъявить требования на любую сумму. Зачастую из-за этого происходит завышение. Итоговая цена иска складывается из нескольких составляющих, поэтому необходимо изучить:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • заключение эксперта о размере причиненного вреда;
  • информацию о стоимости и порядке выполнения ремонтных работ автомобиля.

Обычно страховщики при подсчете не учитывают возраст ТС, естественный износ. Стоимость ремонтных работ и деталей также указывается по самым высоким ценам.

Когда могут выставить регресс?

Получая полис ОСАГО, необходимо внимательно изучить раздел, в котором обсуждается возникновение регрессного права страховщика.

В каких случаях страховая компания может выставить регресс по ОСАГО? Страховая компания вправе предъявить виновнику возмещение суммы расходов в следующих случаях:

  1. ДТП произошло по причине алкогольного, наркотического состояния или другого опьянения на момент дорожной аварии.
  2. Виновный в ДТП водитель был с просроченными правами или вовсе без прав.
  3. Шофер управлял чужим автомобилем без доверенности на управление транспортным средством.
  4. У водителя грузового автомобиля просроченный талон о ТО.
  5. Виновник ДТП скрылся с места совершения автомобильной аварии.
  6. Виновник аварии не вписан в полис ОСАГО.
  7. ДТП случилось во время, которое не указано в полисе.
  8. Виновник умышленно спровоцировал ДТП или по своему замыслу был ее прямым соучастником.

Таким образом, основания для регресса по ОСАГО могут быть только в случае противозаконных действий виновника, но никак не при неумышленных и случайных причинах ДТП.

Видео: Что такое Регресс

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector