Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виноват, и без ОСАГО

Если водитель ездит без полиса ОСАГО, его накажут штрафом 800 рублей. Если он не вписан в полис или страховка просрочена, штраф — 500 рублей. Но несмотря на это, нарушителей меньше не становится. Борются с такими водителями давно, но пока без особого успеха. Ходили слухи, что с 1 января 2018 года штраф увеличат до 5000 рублей, но наказание так и не ужесточили.

Причина, почему люди не страхуют свои автомобили, одна — экономия. По ориентировочным подсчётам юридической компании «ГлавСтрахКонтроля», каждый пятый водитель на российских дорогах ездит без полиса ОСАГО или не вписан в него, либо с поддельной страховкой. Из 50 млн зарегистрированных в России автомобилей ОСАГО оформлено только на 40 млн машин. Выходит, риск в случае ДТП нарваться на такого экономного водителя очень высок.

Но вдруг избежать ДТП не удалось, и вы выясняете, что страховой полис есть только у вас. Значит, стандартные варианты решения проблемы не подойдут. Если у виновника ДТП не оформлена страховка, получить компенсацию от страховой не удастся. Урегулировать ситуацию по европротоколу не получится, так как потребуется страховой полис обоих водителей. Как же быть? Решить возникшую проблему можно несколькими способами.

Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП

Какие полисы являются недействительными и поддельными

Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.

Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).

К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:

выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;

такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;

полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;

выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;

выданы на старых бланках, использование которых не продлено.

Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».

Как проверить действительность страховки

Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.

Основные признаки действительного полиса ОСАГО

Какое наказание грозит за недействительный полис

Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):

за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;

использование заведомо ложного полиса ОСАГО.

Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.

Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе

Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.

Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.

Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.

Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».

Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником

Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.

Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.

После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.

Подаем иск в суд

Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.

Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.

В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.

Кроме этого, к иску следует приложить:

схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;

документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);

отчет эксперта об оценке ущерба;

досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;

квитанцию об оплате госпошлины;

уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).

Читать еще:  Страховая не доплатила по осаго что делать

Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».

Обращаемся к судебным приставам

После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.

Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Пресс-служба ГК «АвтоСпецЦентр:

Пострадавший в ДТП имеет право на компенсацию от страховой компании виновника происшествия. В случае, если один из участников аварии не застрахован, пострадавшее лицо все равно получает выплаты, а автомобилист, не вписанный в страховой полис, оплачивает штраф в размере 800 рублей за езду без страховки согласно ч. 1 ст. 12.37 КоАП, а также может получить регресс от страховщика в размере возмещенных пострадавшему средств. Также страховая компания может потребовать выплату ущерба непосредственно от собственника транспортного средства, ставшего виновником ДТП.

Если автомобилист, не имеющий страховки — виновник ДТП, ему придется оплачивать нанесенный ущерб из собственных средств или возместить страховой компании понесенные убытки. В случае, если вина обоюдная, то необходимо провести оценку степени виновности автомобилистов в судебном порядке. После этого возмещение осуществляется соразмерно определенной судом доле: например, участник происшествия с долей вины 40% получит 60% ущерба, а с 60% ответственностью за происшествие — 40% страховых средств. Если один из них не вписан в ОСАГО, страховая компания изыщет с него столько, сколько выплатит другому.

В случае ДТП пострадавшему участнику необходимо действовать согласно стандартному алгоритму:

  • записать регистрационные номера автомобиля, которым управлял виновник ДТП, чтобы избежать ситуации, когда участник аварии скрылся с места происшествия;
  • зафиксировать положение транспортных средств, и вызвать сотрудников ГИБДД;
  • обязательно нужно проконтролировать, что в протоколе содержатся личные данные виновника и стоит отметка об отсутствии у него страховки.

Виновник ДТП не должен скрываться с места происшествия, обращаться в страховую компанию владельца авто и ремонтировать транспортное средство до письменного разрешения страховщика.

Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне

Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?

Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?

К сожалению, для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.

Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.

«Сюрприз» замедленного действия

Вышеописанная ситуация произошла с корреспондентом «Известий», который на своем автомобиле Mazda 6 в мае прошлого года столкнулся с автомобилем Nissan X-Trail на одном из московских перекрестков. После небольшого разбора ДТП на месте сотрудники ГИБДД признали виновником водителя Mazda и вынесли соответствующее постановление. Оба автомобилиста были застрахованы по ОСАГО, а находящийся на гарантии кроссовер X-Trail вдобавок еще и по каско.

Страховые компании виновника и пострадавшего (ГСК «Югория») были вовремя уведомлены о наступившем страховом случае. Корреспондент хоть и оспаривал первоначально свою виновность в ГИБДД, но в итоге не стал доводить дело до суда, полагая, что страховка сможет покрыть ущерб. Тем более что Nissan X-Trail в аварии получил типичный страховой ущерб: повреждение бампера, правого крыла и правой фары и, как отметили сотрудники ДПС, возможные скрытые повреждения.

Учитывая, что стоимость запчастей и ремонта оценочно составляла не более 250 тыс. рублей, страхователь понадеялся, что страховой лимит по ОСАГО в 400 тыс. рублей сможет его покрыть. Однако спустя без малого девять месяцев внезапно на номер Сергея пришло сообщение из страховой компании с уведомлением о задолженности, возникшей в результате ДТП.

«По ОСАГО лимит по убытку 400 тыс. рублей, а всё, что выше, — претензия к вам. Общая сумма ремонта автомобиля 493,2 тыс. рублей за минусом 400 тыс. получается 93 тыс. рублей», — отрапортовал представитель «Югории».

Стоимость нового Nissan X-Trail составляла в середине 2019 года примерно 1,6–2,1 млн рублей. Таким образом, ущерб, оцененный страховщиками, составил 30–23,5% от стоимости нового автомобиля. Страховая компания «Югория» на запрос не ответила.

Ущерб здоровью по ОСАГО

По правилам ОСАГО предусмотрено возмещение , в случае наступления:

  • стойкого расстройства функций организма (инвалидности трех групп);
  • поражения нервной системы, органов зрения, слуха, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, выделительной системы, пищеварительного тракта, ОПА, мягких тканей и костей;
  • осложнений, отравлений, кровопотери.

Размер выплаты по обязательному автострахованию при легких повреждениях, ранах и ссадинах может не превышать 5-10 тыс.рублей, при условии, что нет потери пострадавшим трудоспособности.

При серьезных повреждениях, требующих лечение в течении 120 рабочих дней выплата существенно увеличивается и может составлять от 20 до 100% страховой суммы.

Таблица выплат по осаго за вред здоровью 2019

Как обманывают водителей

Зачастую автомобилистов, у которых истекает срок действия текущих страховых полисов, обзванивают сами мошенники. Под видом представителей известных компаний, у которых уже есть все данные о застрахованных лицах, они предлагают заключить новые договоры на приемлемых условиях.

Читать еще:  Не заметил дтп и уехал что делать

Многие автовладельцы соглашаются и, как итог, покупают ненастоящие полисы, оформленные на реальных бланках страховых компаний. И лишь немногие решают перепроверить подлинность документов. Так сделал, к примеру, москвич Сергей Гармаш. Недавно он рассказал в соцсетях, что «представитель» группы «Ренессанс Страхование» предложил ему оформить полис ОСАГО.

Полис и чек автомобилисту привез курьер. Однако Гармаш обнаружил, что все даты на документе были напечатаны со смещением, что не позволяло их правильно прочитать, а сам полис был оформлен 24 августа 1820 года.

После звонка непосредственно в страховую, оказалось, что в базе такого полиса не значится, указанная серия документа уже не используется, а пытавшийся оформить документ сотрудник в компании не работает. Если бы автомобилист не проверил полис, а потом стал виновником ДТП, то в дальнейшем платить за последствия аварии ему, скорее всего, пришлось бы из собственного кармана.

Кто отвечает за настоящий бланк к несуществующему договору

В куда более серьезную ситуацию попал автомобилист из Москвы Евгений Багдасаров, рассказавший «Известиям» свою историю — страховая компания вовсе пытается отсудить у него деньги, которые сама же заплатила по поддельному полису ОСАГО.

Еще 18 декабря 2016 года в его Volvo C30 врезался Nissan Primerа, управлявшийся гражданином А. Белозеровым, которого и признали виновником аварии. Независимая оценка повреждений Volvo показала, что восстановлению автомобиль не подлежит, была разбита передняя часть, сработали подушки безопасности.

Сначала участникам аварии показалось, что проблем не возникнет — у Белозерова на руках был действующий полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 0371478739 от компании «Росгосстрах» (РГС). Когда же Багдасаров обратился в свою страховую компанию «РЕСО-Гарантия» за выплатой, то получил отказ. Оказалось, что «Росгосстрах» не подтвердил наличие договора виновника ДТП в базе Российского союза автостраховщиков (РСА).

Так, по информации РСА, полис с такой серией и таким номером был зарегистрирован совершенно на другого человека и на другой автомобиль. Тогда потерпевший Багдасаров подал в суд на виновника ДТП, с тем чтобы добиться компенсации ущерба уже в гражданско-правовом поле.

До суда дело дошло только к июню 2017 года, и с тех пор слушания несколько раз переносились. В основном из-за постоянной неявки на заседания представителей РГС — компанию пригласили для участия в деле в качестве соответчика (информация об этом содержится в решении Бабушкинского суда). В итоге дело рассматривалось без представителей страховой компании.

На одном из заседаний виновник ДТП представил оригинал полиса и квитанцию об оплате от 11 июня 2016 года, доказав суду, что полис ОСАГО он приобретал официально, у страхового агента по довольно высокой на тот момент цене 14 231 рубль.

Верховный суд на стороне автомобилистов

После многочисленных заседаний Багдасаров, потеряв все надежды взыскать деньги с виновника ДТП, решил отказаться от исковых требований к Белозерову — дело не продвигалось, а на руках у ответчика был настоящий полис. Вместо этого был подан иск о взыскании заявленной им суммы с ПАО СК «Росгосстрах». Истец руководствовался Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Тогда, разбирая аналогичную ситуацию, ВС пришел к выводу, что страховая компания, на бланках строгой отчетности которой был оформлен полис ОСАГО, в любом случае должна нести ответственность за собственные документы. Ведь если бланки не реализовали, их необходимо утилизировать, а не оставлять на руках у страховых агентов. Согласно решению ВС, даже если бланки использовали без ведома страховых компаний, те всё равно должны нести ответственность за страховой случай. Исключение составляют лишь ситуации, когда о хищении бланков заявлено в полицию.

В итоге Бабушкинский районный суд Москвы суд решил, что, поскольку ответчик не предоставил никаких доказательств в опровержение доводов истца о покупке оригинального полиса ОСАГО, можно считать, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника была застрахована по полису ОСАГО в ПАО СК «Росгосстрах». И постановил взыскать с «Росгосстраха» всю сумму ущерба, а также штраф в размене 150 тыс. рублей и расходы на оплату экспертизы.

Страховщики отказываются платить за обманщиков

Несмотря на то что срок на подачу апелляционной жалобы истек и «Росгосстрах» даже выплатил все полагающиеся расходы, страховой компанией внезапно было подано ходатайство о восстановлении сроков. Представители РГС оправдывались, что не получили по почте копию решения суда.

Суд требование страховой компании удовлетворил, а во время последнего заседания в сентябре отменил свое решение. Теперь РГС подал встречный иск к Багдасарову и пытается вернуть выплаченные деньги. Потерпевший автомобилист вынужден судиться дальше, поскольку отвечать за поддельный полис фактически оказалось некому.

В «Росгосстрахе» на запрос «Известий» заявили, что ответственность за продажу поддельного полиса несет лицо, которое его изготовило и реализовало. А ответственность за ДТП в любом случае, вне зависимости от наличия или отсутствия полиса ОСАГО, несет виновник аварии. По этой причине законным решением в данной ситуации, по оценке РГС, должно стать возложение ответственности за причиненный ущерб на гражданина Белозерова.

— Согласно действующему законодательству страховая компания несет ответственность за полисы ОСАГО, которые переданы в страховую компанию из РСА, — заявили в «Росгосстрахе». — Автомобилистам следует заключать договоры страхования в офисах и агентствах страховых компаний, запрашивать у агента оригинал доверенности, выданной страховой компанией, проверять бланк на сайте РСА.

Также в РГС заявили, что регулярно проводят мероприятия по пресечению деятельности лиц, осуществляющих продажи поддельных полисов. Почему представители компании упорно не являлись на суд, в страховой не уточнили.

За поддельный полис отвечать некому

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) также возлагают все последствия пользования поддельными полисами на автомобилистов.

— Если страхователь вел себя добросовестно, он не несет ответственности за приобретение поддельного полиса, но несет риск неполучения выплаты по нему, — заявили «Известиям» в РСА. — Если полис поддельный, это равнозначно тому, что его просто не существует и выплаты по нему производиться не должны. Однако в этом случае страховая компания в суде должна доказать, что полис поддельный. Если же она этого не сделала, то суд может взыскать со страховой компании сумму ущерба.

— Получается, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя апелляционную жалобу «Росгосстраха» и вынося решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не исследовал все представленные в суд документы, не дал им должной оценки, — рассказал «Известиям» адвокат Дмитрий Зацаринский, знакомый с обстоятельствами этого дела. — Суд не принял во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что полис, имеющийся у Белозерова, является недействительным или поддельным.

Адвокат уточнил, что ответчиком в материалы дела представлена только копия страхового полиса с тем же номером и с датой печати 15 июня 2016 года, причем выдан он взамен ранее выданного полиса в связи с изменением условий договора страхования. Тогда как договор страхования с Белозеровым был заключен 11 июня 2016 года, то есть раньше.

Читать еще:  Как провести независимую экспертизу автомобиля после дтп?

Как проверить достоверность полиса

Руководитель отдела страхования ГК «Альфа-Лизинг» Татьяна Минаева также сообщила «Известиям», что в случае ДТП владелец поддельного полиса вынужден будет понести все убытки.

— Страховщик не несет ответственности за поддельный документ, и пострадавший в таком случае не получит страховую выплату, данную проблему будет решать в судебном порядке, — заявила Минаева. — Страховщики не несут ответственности за поддельные бланки.

По ее словам, при утере, пропаже бланков строгой отчетности, которыми являются ОСАГО, агенты и сотрудники страховой компании должны заявить в УВД для последующего списания на основании внутренних регламентов. Также страховая компания сразу передает информацию о произошедшем РСА и в специализированные СМИ. Проверить подлинность выданного полиса ОСАГО возможно на сайте РСА, введя номер и серию. Сайт покажет, на какое транспортное средство какой страховой компанией выписан полис и кто страхователь.

Чтобы избежать мошеннических схем, эксперт советует покупать полисы только у официальных источников, проверять наличие водяных знаков и голограмм. Также страховщик обязан выдать квитанцию об оплате. Электронный полис Минаева советует покупать только на официальных сайтах страховщиков либо на сайте РСА.

Реакция депутатов: страховщики должны заплатить

Заинтересовались ситуацией и в Государственной думе. Ответом со стороны депутатов на сложившуюся ситуацию, когда фактически сбором всех документов и доказательств для получения страховой премии заниматься приходится потерпевшей стороне, стал законопроект, предусматривающий возложение на страховщиков обязанностей по полной выплате ущерба и компенсации судебных расходов из-за ДТП даже при отсутствии полиса ОСАГО у виновника аварии.

В пресс-службе депутата Ярослава Нилова, являющегося одним из авторов документа, отметили, что сейчас участник ДТП, которому нанесен ущерб имущества, вынужден самостоятельно собирать документы и доказательства, нести судебные расходы и тратить время в процессе взыскания убытков.

При этом, по мнению авторов законопроекта, страховщики обладают и кадровыми ресурсами, и возможностями для того, чтобы взять на себя необходимые действия. Поэтому обязанности по возмещению ущерба пострадавшему следует возложить на страховую компанию, которая застраховала гражданскую ответственность потерпевшего, вне зависимости от наличия действующего полиса у виновника ДТП.

Что делать, если штраф выписан за отсутствие распечатанной копии Е-ОСАГО?

Электронное обязательное автострахование приравнивается к обычному. Разъяснительное письмо МВД РФ No 13/12-у-4440 от 03.07.2015 об этом неоднозначно заявляет: достаточно озвучить серию и номер документа для проверки. Поэтому выписка штрафа за отсутствие распечатки незаконна. К сожалению, не все инспекторы об этом осведомлены, и им желательно это сообщить при попытке составить протокол.

Если сотрудник ГИБДД все равно выписал взыскание, то его необходимо оспаривать в судебном порядке. Простой жалобой отделаться не получится – нужно будет подавать иск и требовать отмену взыскания. После решения суда можно также подать жалобу на сотрудника в прокуратуру.

ОСАГО больше не защищает виновника ДТП от выплат в полном объеме, как это было раньше

ОСАГО больше не спасет

Теперь, если вы попали в ДТП, а страховая компания выплатила слишком маленькую сумму, остальное можно взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд еще в марте 2017 года. Теперь износ считается только для ОСАГО. С виновника аварии разрешено требовать полную сумму ущерба. Если вы пострадавшая сторона, у вас есть такое право. Если вы виноваты в ДТП, то придется доплачивать за ремонт пострадавшему за минусом той суммы, что уже выплатила страховая компания по ОСАГО.

Страховые компании считают размер выплаты по единой методике Центробанка, ремонт и замена деталей берется с учетом износа в рамках ОСАГО. В большинстве случаев ОСАГО не покрывает всю стоимость ремонта.

Например, у шестилетнего автомобиля в ДТП повредили фару и бампер. Их нельзя отремонтировать и приходится менять на новые детали. Страховая компания выплатит только часть денег, а остальное доплатит автовладелец. Бампер и фара стоят как новые, но страховая компания почему-то считает, что они шестилетние.

Как рассчитывают ущерб по ОСАГО

По общим правилам взыскать ущерб с виновника ДТП можно, даже если у него есть полис ОСАГО. Например, если ремонт стоит 120 000 рублей, страховая выплатила с учетом износа составляет 70 000 рублей, то с виновника можно еще получить 50 000 рублей.

Но по факту суды отказывали автовладельцам в таких исках, ссылаясь на методику Центробанка, и Верховный суд поддерживал эту позицию. Но тут четыре автовладельца обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить недостающую сумму на ремонт. Конституционный суд решил, что методику ЦБ нужно применять только в рамках ОСАГО. Разницу между реальной стоимостью ремонта и выплатой страховой компании можно получить с виновника ДТП.

У такой ситуации есть несколько сторон.

Это хорошая новость для пострадавших в ДТП. Теперь они смогут получить возмещение с виновника ДТП в полном объеме без учета износа.

Плохая новость для виновников ДТП. Теперь, если ответственность застрахована по ОСАГО, это не гарантирует полной финансовой защищенности. Тем более если автомобиль пострадавшего в ДТП имеет дорогие детали и ремонт.

А как же новые поправки в Закон об ОСАГО о том, что страховая компания обязана отремонтировать автомобиль пострадавшему в ДТП? Это не выгодно для дорожных аферистов. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО.

Если внимательно прочитать эти поправки, то станет понятно, что выбор между ремонтом и выплатой остается за страховой компанией. Наши реалии таковы, что страховой компании не выгодно ремонтировать автомобили с большим износом (все по той же причине, что детали они обязаны поставить новые/аналоги/восстановленные). Даже если страховая компания предлагает выплату, многие из них заставляют подписать мировое соглашение, по которому вы не сможете требовать с них больше (даже по ОСАГО страховые считают мало). В том случае если вы не подписали соглашение , можно пересчитать размер выплаты по ОСАГО и получить дополнительные средства со страховой компании. В компании «ЮРЭКС» услуги по работе со страховыми компаниями в рамках ОСАГО бесплатны.

Что делать, если вы попали в ДТП?

Если вы пострадавшая сторона, можно получить часть денег на ремонт со страховой компании по ОСАГО, остальное — с виновника ДТП по реальным затратам или предоставив отчет о среднерыночной стоимости восстановительного ремонта . В первом случае ремонт вы делаете за свои деньги и предоставляете все чеки, во втором — обращаетесь в независимую экспертизу и предоставляете отчет, который является существенным доказательством в суде.

Если виновник откажется доплачивать деньги добровольно, обратившись в суд, вы также взыщете расходы на юриста и госпошлину сверх суммы ремонта.

Если вы виновная сторона и считаете, что сумма ущерба завышена, можете обратиться за помощью юриста и эксперта , чтобы избежать оплаты необоснованных расходов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector