Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как получить справку о ДТП

Как получить справку о ДТП. Подробная инструкция по получению справки, сроке выдачи и обжалованию.

Справка о ДТП, которая заполняется по форме 154 должна быть приложена к документам¸ направляемым в страховую компанию для того, чтобы получить выплаты. Оформлять бумагу должны сотрудники ДПС, которые выехали на место происшествия, или же, в случае составления автовладельцами европротокола – в отделении полиции. О том, с какими сложностями можно столкнуться при оформлении справки, расскажем в статье.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

ГИБДД разъяснила требования нового регламента работы ДПС

Автомобилистам нужно приготовиться к ряду нововведений: 20 октября вступил в силу новый регламент ДПС по надзору за дорожным движением. Отменены справки о ДТП: инспекторы больше не выдают их, а страховые по идее не должны их больше требовать. Кроме того, автоматические камеры теперь появятся в зонах действия временных знаков желтого цвета, ограничивающих скорость во время ремонтных работ. Так же сотрудники ДПС получили право останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

В пятницу, 20 октября, в силу вступил приказ МВД №664, которым закреплен новый регламент для ДПС по надзору за дорожным движением. Прошлый регламент, утвержденный приказом №185, отменяется. Все положения документа уже доведены до 55 тыс. сотрудников дорожно-патрульной службы, рассказал начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков.

Отменяются справки о ДТП

Самое революционное нововведение, которое потенциально может упростить жизнь автовладельцам,— отмена справок о ДТП. Ранее на их получение требовалось значительное время, в определенных случаях — несколько дней.

Напомним, что справки требуют страховые компании для урегулирования убытков и последующих выплат. В случаях с ОСАГО требование предъявлять справку содержится в положении ЦБ №431-П 2014 года, в случаях с каско — во внутренних документах каждой страховой компании.

Господин Быков пояснил: выдача справок не предусмотрена с 2014 года, у МВД нет на это полномочий. Грубо говоря, последние два года инспекторы не имели право это делать. С 20 октября эта практика полностью прекращается.

Для страховых компаний нововведение, судя по всему, стало неожиданным сюрпризом, хотя ГИБДД предупреждала о своих планах довольно давно. Российский союз автостраховщиков уже договорился с Госавтоинспекцией о том, что инспекторы будут вписывать необходимые для страховых компаний данные в протокол или постановления (оформляемые, в большинстве случаев, на месте ДТП), соответствующие указания направлены в регионы. Страховщики, в свою очередь, пообещали не требовать справок с граждан. Подробнее о сложившейся ситуации читайте в газете »Ъ» от 20 октября.

В автошколах расскажут, как быть при мелкой аварии

Камеры в зонах ремонта

Еще одно важное нововведение связано с использованием автоматических камер: теперь они будут появляться в зонах, где скорость ограничена временными знаками желтого цвета. Юридически это выглядит так: в старом приказе №185 была фраза «применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается», в новом 664-м приказе ограничение это снято.

Александр Быков из ГИБДД подтвердил: комплексы в этих зонах будут применяться. Статистика показала, что количество ДТП в зонах сужения дорог (введенных из-за ремонта) растет — требуется усиление контроля. Устанавливаться такие камеры будут владельцами дорог по особым правилам, которые разработаны ГИБДД и уже переданы в Росавтодор. Должен быть, к примеру, зафиксирован срок проведения ремонта: по его истечении ГИБДД будет прекращать оформление «писем счастья» с временной камеры, даже если она не демонтирована. Господин Быков также уточнил, что применяться будут муляжи и имитаторы комплексов, чтобы водители видели их и снижали скорость: не всегда есть финансовая возможность поставить полноценный прибор.

В Подмосковье значительно увеличилось число камер, фиксирующих нарушения

В Росавтодоре “Ъ” пояснили: инициатива по администрированию фактов нарушений ПДД на участках производства дорожных работ была предложена изначально дорожниками. «Эта мера позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями установленных временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети,— пояснили “Ъ” в пресс-службе дорожного агентства.— Сейчас данный тип нарушений является одной из распространенных причин аварий».

Остановка водителей на постах ДПС

Для сотрудников ДПС с 20 октября вводится право останавливать машины для проверки документов в любом месте дороги, не только на постах ДПС. Как пояснил Александр Быков, количество постов за последние годы сократилось втрое, а вот количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло (2 млн случаев только в 2016 году) — требуется усиление контроля именно на улично-дорожной сети. В этом плане расширение прав инспекторов довольно условное, потому что до сих пор остановить и проверить документы за пределами поста сотрудник ДПС мог под разными другими предлогами: подозрение в совершение нарушения, проведение спецмероприятия, рейда и т. д. Просто речь идет о том, что сейчас предлогов для остановки машины становится больше.

Общение с водителем: не хамить, не курить

Ряд нововведений связан с общением инспектора с водителем. Так, если в старом регламенте было требование передавать документы без обложки, то с 20 октября добавляется новое правило: документы нужно передавать без «удерживающих устройств». Речь идет о случаях, когда водители присоединяют к документам цепь и не дают тем самым инспектору унести их в патрульную машину.

Инспекторы ГИБДД не будут курить и грубить

Подробно расписан порядок общения с водителем. Инспектор должен будет исключать высказывания и действия «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений». Также сотрудник не должен быть грубым, заносчивым, делать «предвзятые замечания», допускать «оскорбительные выражения или реплики», а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

В ГИБДД отдельно прояснили ситуацию про курение. Дело в том, что в первоначальной редакции была норма, запрещающая сотруднику ДПС курить при общении с водителем, но в финальной версии регламента она исчезла. Александр Быков пояснил: это не означает, что инспекторам разрешат курить и «дымить в лицо» водителям: «У нас есть типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих, там эта норма включена, поэтому мы исходили из того, что нормы не должны дублироваться».

Можно ли снимать разговор с инспектором

Читать еще:  Страховка без выплат при дтп

Активную дискуссию в соцсетях вызвала норма о видеосъемке разговора с инспектором. В 185-м приказе МВД была фраза: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, о существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». В новом регламенте эта фраза отсутствует, и это было воспринято многими как появление фактического запрета на запись. Господин Быков пояснил: это не так,

Поэтому в большинстве рядовых ситуаций видеосъемку можно вести, как и сейчас, исключение составляют только ситуации, описанные в законе «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Другой случай: в регионе введен режим контртеррористической операции, сотрудник ДПС должен сообщить об этом водителю и также попросить выключить камеру, тот должен будет подчиниться. В ГИБДД заметили: сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Изменения в правилах освидетельствования

В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено). В новом регламенте уточнено: возвращать автовладельца нужно и после освидетельствования, который проводит инспектор с помощью алкометра. Бывают случаи, пояснил господин Быков, что проверка эта проходит на посту ДПС, куда водителя нужно везти и потом, соответственно, возвращать.

Часть изменений носит технический характер и нововведениями как таковыми не является. К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров — эти меры ранее уже исключены из законодательства и не применяются. Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного (соответствующий закон принят еще в 2016 году). Довольно много обсуждали нововведения, якобы связанные со скрытым патрулированием. Но в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора за движением допускалась и раньше. Александр Быков пояснил, что патрульная машина ДПС по умолчанию должна быть видна издалека, но в исключительных случаях ее можно поставить за остановкой или за холмом. Например, когда участок дороги признан аварийно опасным, необходим дополнительный контроль, но поставить патрульную машину можно только в определенных местах, пояснил господин Быков: специально делать так, чтобы водители не видели полицейскую машину, инспекторам запрещено.

Справка с места ДТП: документ с большими возможностями

В июле 2015 года стало известно, что справки, выдаваемые на месте ДТП, планируется отменить, и возможные сроки обозначались осенью того же года. Однако время идет, а решение в Минюсте до сих пор не принято. Основной казус отмены справки состоит в том, что в свое время она была введена для предотвращения мошеннических схем при оформлении ДТП. И теперь, когда она больше не будет оформляться на месте аварии, мошенники могут получить «второе дыхание». О последствиях отмены документа для автовладельцев и страховщиков «КС» переговорил с участниками рынка.

Противоречие закону

Необходимость заполнения справки на месте ДТП на сегодня прописана в ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Форма справки приведена в приказе МВД России № 154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии». Министерство утверждало форму справки на основании Правил ОСАГО, установленных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года № 263.

«Этот документ утратил силу с 11 октября 2014 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1007, — рассказал «КС» начальник Управления европейского протокола Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов. — Действующая редакция закона об ОСАГО не устанавливает компетенции какого-либо федерального органа исполнительной власти в части утверждения формы справки о ДТП».

По сути дела на текущий момент функции утверждения формы справки с МВД сняты. Как заявили в РСА, их позиция состоит в том, что форму справки о ДТП должен утверждать уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти. Со стороны РСА соответствующие предложения о внесении изменений в закон об ОСАГО были направлены в МВД, Минфин и Банк России.

Тем временем неизвестно, какое решение примет Министерство юстиции РФ, где сейчас находится на рассмотрении вопрос о самой справке: отменять ли ее или изменять только форму. Так, в 2011 году форма справки уже изменялась, а о возможной отмене заговорили только в 2015 году. По словам директора Новосибирского филиала ПАО «Росгосстрах» Артема Сычева, вероятная отмена справки в 154-м приказе будет напрямую противоречить ФЗ 40. Кроме того, участниками рынка констатируется тот факт, что возможная отмена этого документа принесет немало хлопот, как самим страховщикам, так и страхователям. Справка, в которой описаны повреждения, полученные в результате ДТП, является на сегодняшний день главным документом, по которому осуществляются страховые выплаты по каско и ОСАГО. Справка не требуется страховой компанией только в случае составления европротокола, который пока в России не пользуется большим успехом среди автовладельцев.

«В справке отражается важная информация: число участников ДТП, факт и результат направления участников аварии на медицинское освидетельствование, факт наличия или отсутствия прав у водителей, факт заведения административного производства, — перечисляет директор Новосибирского филиала АО «СОГАЗ» Ольга Гаенко. — Без этих сведений страховщик не сможет установить, имел ли место страховой случай, есть ли основания для регрессных требований».

Особенную «ценность» справка имела в случаях, когда ДТП было совершено лишь с одним участником, застрахованным по каско. Нередко такие страхователи обращаются за возмещением ущерба, причиненным, например, в результате своей неосторожности или каких-либо хулиганских действий со стороны третьего лица. По словам вице-президента группы «Ренессанс страхование» Владимира Тарасова, для выплаты по каско по большинству аварий из документов ГИБДД достаточно только справки № 154, так как она содержит в себе все необходимые сведения для установления факта наступления страхового случая и размера ущерба.

«Самое простое, что позволяет справка — предотвратить страховые выплаты пьяным водителям по каско и предъявлять регрессы к пьяным водителям по ОСАГО», — добавил Владимир Тарасов.

Осторожно, мошенники!

Что еще немаловажно, так это присутствие инспектора ГИБДД, который, выписывая справку, одновременно являлся третьей независимой стороной и фиксировал сам факт ДТП и повреждения ТС. По мнению Артема Сычева, после отмены справки страховщикам могут начать предъявлять повреждения ТС, не относящиеся к данному ДТП, что повлечет за собой всплеск мошенничества.

Таким образом, все положительные результаты, достигнутые за последние годы борьбы с мошенниками, или так называемыми «автоюристами», могут быть сведены на нет.

Мошенничество в автостраховании является одной из самых больных тем. Убытки страховых компаний в этой сфере обусловлены большим количеством судебных исков со стороны так называемых «автоюристов». Они убеждают автовладельцев, попавших в ДТП, в том, что страховая компания может выплатить гораздо большую сумму, чем предполагалось изначально, и предлагают свои услуги. Подавая иски в суд на страховщика, «автоюристам», как правило, не удается добиться большей суммы выплаты для страхователя, чем это предусмотрено единой методикой ОСАГО, в которой прописаны все цены на автозапчасти. Зато «автоюристам» удается заработать на том, что страховщик как проигравшая сторона возмещает все судебные расходы: оплату госпошлины, представительства в суде, проведение независимой оценки ущерба. Автовладелец в результате ничего не выигрывает и получает к тому же задержку выплаты, а вот страховая компания несет убытки. Стоит отметить, что Новосибирская область является одним из самых благополучных для страховщиков с точки зрения количества судебных дел от «автоюристов».

«В Новосибирской области благодаря общим усилиям пока удается бороться с «автоюристами» и сдерживать убыточность в автостраховании, — рассказал Артем Сычев. — На текущий момент намечается новый тренд — «лжеаваркомы». Их действия, так же как и действия «автоюристов», направлены на извлечение денег со страховых компаний путем судебных разбирательств. Они могут описать несуществующие или полученные ранее повреждения, убедить автовладельца в бездейственности страховой компании и необходимости отстаивать свои права в суде. Все это относится к разряду так называемых «беловоротничковых» преступлений, которые действуют якобы в рамках закона, но по мошенническим схемам».

Директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Новосибирской области Дмитрий Шевченко также подчеркивает опасность активизации мошенников, если справка не будет оформляться на месте ДТП.

«Наличие комплекса данных о подробностях ДТП (место и время, показания участников, отметки инспектора, карта расположения ТС на проезжей части и т. д.) позволяло экспертам страховой компании анализировать каждый случай визуально, а также с использованием автоматизированных систем, чтобы выявлять признаки мошенничества, — добавил руководитель страховой компании. — Сейчас у страховых компаний не будет такого объема данных для анализа. Соответственно, открывается широкое поле для новых видов мошеннических действий в автостраховании».

Читать еще:  Наказание за езду без полиса осаго

Кроме того, по мнению Владимира Тарасова автовладельцы могут сами начать обращаться к автоюристам, поскольку количество споров относительно объема повреждений, покрываемых страховкой, существенно возрастет.

Именно по этой причине, как полагают участники рынка, возможно, появится необходимость требовать от страхователей дополнительные документы из ГИБДД (протокол, постановление, схему ДТП и т. д.) или обращаться туда самостоятельно.

«Справка, так или иначе, все равно необходима для формирования выплатного дела и расчета страховой выплаты, поэтому нам придется обращаться в ГИБДД за ее уточнением, — констатировал Артем Сычев. — Другой вопрос, как справятся сами сотрудники ГИБДД, если к ним начнет поступать порядка 6–7 тысяч запросов в месяц? Мы понимаем, что это может парализовать саму процедуру страховых выплат».

Обращения с запросами в ГИБДД могут в свою очередь привести к затягиванию сроков выплат со стороны страховых компаний. Дело в том, что, по словам Ольги Гаенко, ожидание ответа из ГИБДД длится до 30 дней, а закон об ОСАГО между тем отводит страховщику на выплату всего 20 дней.

Но увеличение сроков выплат — не единственный отрицательный момент для участников ДТП. Дмитрий Шевченко отмечает, что, скорее всего, отмена справки приведет к плавному увеличению тарифов и росту цен на полисы автострахования.

«Нужно понимать, что новые условия и новые риски мошенничества не были заложены в тарифы ОСАГО и каско, соответственно, может сложиться такая ситуация, когда страховщики будут вынуждены корректировать цены в рамках изменившихся реалий рынка, чтобы справиться с волной убыточности, в том числе и от мошеннических действий», — рассказал директор филиала СПАО «Ингосстрах» по Новосибирской области.

Цивилизованные методы работы

Чтобы максимально избежать взаимодействия с «автоюристами» и «лжеаваркомами», страховые компании все чаще прибегают к сотрудничеству со службами аварийных комиссаров. В полисах ОСАГО и каско указывается номер аваркома, вызов которого иногда уже оплачен страховщиком. Как рассказал председатель правления Сибирской Межрегиональной Ассоциации Страховщиков Геннадий Плотников, более года назад такие соглашения стали подписываться официально.

«Деятельность аварийных комиссаров необходима не только автовладельцам, но и страховым компаниям. Грамотно оформленные документы о повреждениях транспортных средствах в результате ДТП позволяют быстрее произвести оценку ущерба и, соответственно, выплату страхового возмещения для восстановительного ремонта, — заметил Геннадий Плотников. — Такое сотрудничество в некотором роде становится гарантом безопасности для страховщиков, поскольку в последнее время стали появляться компании-«однодневки», предлагающие услуги аваркомов».

Также председатель правления СМАС подчеркнул, что работа службы аваркомов была направлена в цивилизованное русло с 2007 года после того, как аварийные комиссары, страховые компании и ГИБДД на площадке СМАС обозначили единый порядок взаимодействия при оказании помощи владельцам транспортных средств при столкновениях автомашин.

«Теперь членами СМАС являются шесть компаний, которые предоставляют услуги аварийных комиссаров, прошедших обучение, аттестацию и работающих в отличительной форменной одежде. Сейчас прорабатывается вопрос о введении нагрудных знаков», — добавил Геннадий Плотников.

Для самих аваркомов особых изменений в работе в случае возможной отмены справки не предвидится. Более того, по словам заместителя генерального директора службы аварийных комиссаров ООО «Альянс» Оксаны Косицкой, услуги аварийного комиссара теперь будут востребованы как никогда.

«Во-первых, при возникшем споре не все смогут правильно сфотографировать повреждения автомобиля с привязкой к инфраструктуре местности, — заметила Оксана Косицкая. — Во-вторых, сейчас множество поддельных полисов, один из которых может оказаться у виновника аварии, и потерпевший в таком случае не сможет получить денег по прямому урегулированию убытков. Аварийные комиссары же фиксируют на месте ДТП абсолютно все, в том числе и полисы обеих сторон, и в дальнейшем разбирательстве в суде фотографии могут стать дополнительным доказательством».

Как рассказала Оксана Косицкая, сейчас, чтобы избежать проблем, связанных с отменой справки, страховое сообщество пишет письма, обращается в РСА, пытается воздействовать на Минюст.

Учитывая, к каким трудностям может привести отмена одной лишь справки, вероятнее всего, Минюст прислушается к мнению страховщиков и оставит порядок оформления прежним.

В каких случаях документ не получить?

Если сотрудниками ГИБДД не зафиксировано происшествие, справки о ДТП оформлено не будет. В предусмотренных случаях (когда нет пострадавших и разногласий относительно обстоятельств аварии) можно самостоятельно доехать до ближайшего поста или подразделения, где будут оформлены документы. В иных случаях выдача невозможна. Довольно распространена ситуация, когда один из участников скрывается. Причем часто подобные случаи инсценируют. Делать это весьма опасно: есть риск лишиться водительских прав за покидание места происшествия. Если же лицо реально покинуло место ДТП, то в документ вносятся сведения о присутствующих лицах, а также возвращенных до окончания составления документации.

С 20 октября 2017 года справка о ДТП больше сотрудниками ГИБДД не выдается. Вместо них в страховые компании можно предоставить такие документы, как извещение о ДТП, протокол об административном правонарушении (или отказ в возбуждении дела об административном правонарушении); постановление по делу об административном правонарушении.

Справка о ДТП формы 154: порядок и сроки представления

Действующая форма справки о ДТП утверждена приказом МВД России от 01.04.2011 № 154. Вероятно, поэтому ее часто называют справкой № 154, официальное же наименование документа — «Справка о дорожно-транспортном происшествии».

Справка о ДТП оформляется сотрудником полиции (ГИБДД), прибывшим на место аварии, и, в соответствии с информационным письмом Главного управления ГИБДД России № 45/1468 «Методические рекомендации по оформлению и выдаче справки о ДТП» и административным регламентом МВД РФ исполнения функции по надзору и контролю за соблюдениями участников дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утвержден приказом МВД РФ № 185 от 02.03.3009), предоставляется заинтересованным лицам незамедлительно, то есть сразу же после заполнения.

При наличии обстоятельств, не позволяющих выдать справку немедленно (необходимость выезда сотрудника полиции на другое происшествие, эвакуации транспортных средств, оказания помощи пострадавшим и т. д.), она предоставляется в течение суток с момента ДТП в помещении стационарного поста ДПС либо подразделения ГИБДД.

Какие документы о ДТП оформляет инспектор ДПС

Инспектор ДПС как правило оформляет следующие документы на месте ДТП:

Протокол осмотра места происшествия. Приобщается схема расположения транспортных средств, протоколы о прохождении медицинского освидетельствования. Объяснения всех участников ДТП. Справка о ДТП. Оригинал справки, как правило, выдается пострадавшей стороне, копия – виновнику ДТП.

Если в действиях водителей нет административного правонарушения, выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной (при тяжких последствиях) ответственности.

Важно проследить за корректностью составления документов на месте ДТП. От этих документов зависит, кто будет признан виновником ДТП:

  • Схема расположения транспортных средств должна соответствовать действительности;
  • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, обязательно должно быть пройдено медицинское освидетельствование и составлен протокол;
  • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
  • В справке о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

На руки вы получите справку о ДТП и постановление о правонарушении (либо определение об отказе). С этими документами в дальнейшем вы будете обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба.

Обратите внимание, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не означает отсутствие виновного в ДТП. Например, сотрудники ДПС, как правило, отказывают в возбуждении дела в ситуациях маневрирования задним ходом во дворах или придомовой территории. При этом виновным в ДТП в такой ситуации будет автомобиль, совершивший наезд на другое транспортное средство.

Неправильно оформленное ДТП. Можно ли исправить ситуацию

Для обычных людей любая авария — крайне неприятная ситуация, после которой сложно сосредоточиться, вспомнить все подробности и отследить правильность заполнения бланков. Тем более это трудно сделать новичкам, пожилым водителям, и просто тем, для кого заполнение формуляров всегда вызывало проблемы, не говоря уже об участниках аварии, получивших травмы. Тем не менее лучше в этот момент собраться и сделать все правильно. Начать можно с получения полного пакета документов.

Документы при ДТП

Основным документом, в котором отражены все факты о ДТП, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения и прилагаемая к нему схема. Также должно быть оформлено постановление по делу об административном правонарушении (при наличии виновных, нарушивших ПДД) и/или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пострадавшему).

Участникам аварии выдаются копии этих документов, оригиналы остаются у полицейских.

Что должно быть в протоколе

Согласно п. 4 статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:

  • дата и место его составления,
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
  • сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент аварии (ФИО, место и дата рождения, адрес регистрации и места жительства, телефон, водительское удостоверение и полис ОСАГО — для физических лиц; название организации, юридический и фактический адреса, ОГРН, ФИО водителя и реквизиты доверенности, путевого листа или другого документа, на основании которого он был допущен к управлению, — для юридических лиц),
  • тип, марка, модель, государственные регистрационные знаки, СТС транспортного средства,
  • если присутствовали понятые, свидетели и потерпевшие, то их ФИО, адреса места жительства и телефоны,
  • место, время совершения и описание события.
Читать еще:  Проверить машину на дтп по vin бесплатно

Именно в последнем блоке описываются все существенные детали ДТП: состояние дорожного покрытия, разметка, работа светофоров, скорость движения, положение автомобилей, следы торможения и т. п., а также последствия аварии.

К протоколу могут прилагаться фото- и киноматериалы, сделанные во время осмотра. И об этом в документе должна быть отдельная запись. Также рекомендуем самостоятельно сфотографировать и снять на видео место аварии и ее последствия.

На протоколе должны быть подписи всех, кто в нем перечислен — сотрудника ГИБДД, участников аварии, свидетелей, понятых, потерпевших. Если участники не согласны с тем, что написано в протоколе, — это нужно указать. Отказ от подписания документа также должен быть в нем зафиксирован. Подписание протокола не означает полное согласие с его содержимым. Подпись подтверждает то, что участник ознакомлен с содержимым, знает свои права и обязанности.

Все то же самое касается протокола, составленного на группе разбора — группе административной практики, — специальной структуре в местном подразделении ГИБДД для детального анализа ДТП. Обычно ее назначают в течение трех суток после аварии, когда один из участников не согласен с описанными в документах обстоятельствами аварии.

Постановление по делу об административном правонарушении по большей части дублирует протокол, а также содержит указание на пункт ПДД, который был нарушен, и на статью КоАП, по которой виновник привлекается к ответственности.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нужно потерпевшему в качестве доказательства своей невиновности при обращении в страховую по выплатам ОСАГО.

Ошибки бывают разные

Прежде чем подписывать протокол, нужно внимательно прочитать все, что в нем изложено — от даты составления до соответствия фамилий в подписях.

Если ошибки обнаружены на месте, то их лучше сразу же исправить. Рядом с каждой опечаткой ставится фраза «исправленному верить», подпись сотрудника полиции, который заполнял документ, а также подписи всех участников аварии.

Законодательство делит ошибки на несущественные и существенные. К первым относятся описки и опечатки, которые относительно легко проверить — ошибки в фамилиях, именах, датах рождения, реквизитах документов и т. п. Обычно к таким ошибкам цепляются виновники аварий в надежде избежать наказания. В практике бывали случаи, когда из-за большого количества описок и опечаток суды отменяли постановления, но чаще всего их исправляли, и решение оставалось в силе.

Существенные ошибки — это те, что оказывают значительное влияние на описание обстоятельств ДТП и даже искажают факты. Например, неправильно указано направление движения, стоит неверный адрес места ДТП и т. п. При этих ошибках дело может быть «развалено» и пострадавший останется без выплат.

Но бывают еще такие ситуации, когда в протокол просто не внесены существенные данные. Чаще всего это связано с повреждениями автомобиля или мотоцикла, когда обозначен конечный список деталей, а при ремонте их оказывается гораздо больше. Если есть сомнения в оценке состояния транспортного средства, лучше сразу записать фразу о наличии скрытых повреждений. Другой вариант недостатка данных — травмы участников аварии. В состоянии аффекта человек не смог адекватно оценить свое самочувствие, к тому же сотрудники ГИБДД ради хорошей статистики стараются не фиксировать телесные повреждения, аргументируя это тем, что дело перейдет на рассмотрение в суд, а значит, займет много времени. Но при посещении медиков выясняется серьезность травм и возможность получить по ним страховые выплаты, поэтому нужно менять протокол.

И самая неприятная ситуация, когда один из водителей или пострадавший не может принять участие в оформлении из-за полученных повреждений. Соответственно, информацию об аварии можно получить только от других участников и свидетелей, которые оценивают произошедшее субъективно.

Если ошибки не были выявлены при составлении документов или уже после получения протокола на руки выяснились новые обстоятельства, то придется приложить усилия, чтобы внести правки.

Как вносить изменения

Вносить правки в документы самостоятельно — бессмысленно. На руках у участников только копии, и без исправлений в оригинале они не будут иметь юридического значения. Для того, чтобы исправить ошибки в оригинале, нужно обратиться в то подразделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, оформивший протокол. Делать это нужно лично, единственное — можно предварительно договориться о времени посещения по телефону.

При самом удачном стечении обстоятельств, когда нужно исправить техническую ошибку, опечатку или внести более существенные правки при обоюдном согласии, участники аварии приезжают в подразделение ГИБДД, и должностное лицо, составившее протокол, вносит изменения в оригинал и копии документа. Водители также ставят свои подписи на всех экземплярах. Если участники не могут собраться в одно время, то внесение изменений затянется, но главное, чтобы все экземпляры были одинаковы и были подписаны. И самое сложное, когда один из участников уклоняется от визита в ГИБДД, — тогда нужно ждать, пока пройдет процедура его извещения, и после ее завершения отправить ему копию протокола.

Если сотрудники ГИБДД отказываются вносить изменения, то их действия можно обжаловать у руководства этого подразделения или в суде. Важно, чтобы при подаче жалобы были доказательства того, что нужно поменять. Если с техническими ошибками все понятно, то для того, чтобы изменить схему ДТП, нужно повторно осмотреть место аварии, опросить свидетелей, в крайнем случае провести транспортно-трасологическую экспертизу. Они могут быть произведены как по запросу суда, так и по запросу адвоката, представляющего одну из сторон.

Сроки исправления

Обычно все документы оформляются на месте ДТП. Но КоАП предусматривает, что при необходимости выяснения обстоятельств аварии можно составить протокол в течение двух дней. Если же необходимо провести расследование, то протокол заполняется после него. Максимальный срок составления протокола — шесть месяцев с момента нарушения.

Срок подачи извещения о ДТП в страховую компанию при наличии документов от ГИБДД соответствует общему сроку исковой давности и составляет три года — достаточно для того, чтобы внести исправления в протокол.

Срок для обжалования постановления исчисляется со следующего дня после вручения его копии виновнику ДТП. С этого момента у него есть десять суток на то, чтобы оспорить его содержание. Сначала в подразделении ГИБДД, а затем уже через суд.

Оформление по европротоколу

При оформлении аварии по европротоколу главным документом становится извещение о ДТП. В нем допускаются исправления — главное, чтобы они были идентичны и заверены подписями обоих водителей. Исправить ошибки можно на месте аварии, а можно и позже. Наличие ошибок в извещении может грозить отказом в выплате пострадавшему и регрессным иском о возмещении виновнику. Поэтому обе стороны заинтересованы в исправлении неточностей.

Важно помнить, что извещение должно быть подано в страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Если ошибка выявлена в момент подачи, то факт обращения должен быть зафиксирован, чтобы не было отказа из-за пропуска срока.

Итак, ошибки в документах при оформлении ДТП исправлять можно, и лучше это делать на месте аварии, когда все участники могут подтвердить исправленное подписями. Устранить неточности можно и после получения документов на руки, но каждое исправление должно быть подтверждено сотрудником ГИБДД и участниками ДТП. Отказ от внесения изменений можно оспаривать через суд. В любом случае неплохо подстраховаться и сделать фото- и видеосъемку места ДТП и его последствий, чтобы иметь доказательства в суде.

Оформление справки №154

Справка № 154 выдается на соответствующем бланке с печатью МВД РФ. Бланк справки о ДТП стандартен. Сама справка в обязательном порядке должна содержать:

  • дату, а также время произошедшей аварии;
  • государственные номера транспортных средств, участвовавших в аварии;
  • ФИО участников ДТП, номер их водительских удостоверений;
  • наименование страховой компании и номер страхового полиса каждого из участников;
  • если есть пострадавшие, то указывается также информация о них;
  • описание повреждений, которые появились в результате ДТП.

Важно, чтобы справка о ДТП по форме 154 была заполнена без ошибок. Любые неточности могут привести к тому, что страховая фирма откажет в выдаче страховой компенсации. В справке указываются все видимые дефекты, но, если после выплаты страховки будут выявлены и скрытые дефекты, получить за них компенсацию будет нельзя.

Подробнее о заполнении справки 154 в видео:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector