Протокол о дтп когда выдается?
В 2018 году в России ГИБДД было зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий. А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным. Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии.
Каждый день в России происходит около 450 ДТП
Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.
Почему отменили справку и что вместо нее?
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией
Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.
Если в ДТП погибли или ранены люди
Если в ДТП погибли или ранены люди, вы обязаны: принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.
- В экстренных случаях:
• если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую медицинскую организацию;
• если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить на попутном транспорте;
• сообщить в медучреждении свою фамилию, гос.номер автомобиля и возвратиться к месту происшествия; - Если ваш автомобиль блокирует движение, по возможности организуйте объезд. Если объезд организовать невозможно — освободите проезжую часть.
Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:
• положение автомобилей по отношению друг к другу;
• положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
• следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств;
Если телефонной связи нет, передайте информацию о ДТП на ближайший пост ДПС или подразделение полиции с попутным транспортом и дожидайтесь прибытия сотрудников полиции.
Оформить ДТП без ГИБДД: заполняем европротокол правильно
Когда ДТП можно оформить самостоятельно
При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно есть несколько условий:
В результате ДТП нанесен вред автомобилям, но не жизни или здоровью граждан;
Причиной ДТП стало столкновение двух автомобилей (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;
Обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений:
не вызывают разногласий между участниками аварии и зафиксированы в извещении;
вызывают споры, но водители передали информацию о ДТП в экстренные службы с помощью системы “ЭРА-ГЛОНАСС” или мобильного приложения “ДТП. Европротокол”.
Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда участвующий в ДТП автомобиль зарегистрирован за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Если все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший может получить страховую сумму до 400 000 руб.
Если у страховщика не будет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит страховое возмещение. Но его сумма не превысит 100 000 руб.
Чтобы правильно оформить европротокол без участия сотрудников ГИБДД, придерживайтесь следующей инструкции.
Шаг 1. Надо обеспечить безопасность движения после ДТП
Незамедлительно остановите автомобиль, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Если ДТП случилось в городе, то знак нужно поставить на расстоянии 15 м от машины, а если на трассе — не менее 30 м.
Если находитесь на трассе ночью, наденьте куртку или светоотражающий жилет, иначе водителю могут выписать штраф 1 000 руб. (п. 1 ст. 12.27 КоАП).
Шаг 2. Осмотр авто и оценка повреждений
Внимательно осмотрите место ДТП, столкнувшиеся авто и характер их повреждений с другим участником аварии, оцените предполагаемую сумму ущерба. Выясните, кто из водителей виноват, есть ли разногласия между вами и другим участником ДТП. Если их нет, а сумма ущерба не превышает 400 000 руб., приступайте к следующему шагу. В противном случае придется все-таки вызвать сотрудников ГИБДД.
Необходимо обратиться к виновнику аварии и взыскать с него недостающую сумму. Закон не предусматривает ответственность аварийных комиссаров и других лиц, в присутствии которых оформляются документы о ДТП*.
Шаг 3. Фиксация повреждений транспортных средств
Нажмите на кнопку «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле в течение 10 минут после ДТП или заполните европротокол через мобильное приложение в течение часа. Так вы известите страховщика об аварии и сможете получить возмещение.
Нет. Если сведения о ДТП зафиксированы с помощью мобильного приложения и переданы страховщику надлежащим образом, то вы увидите на экране смартфона уведомление об успешной передаче данных и присвоенный номер события. Если такого уведомления нет, то вы получите страховое возмещение в размере 100 000 руб. при согласии водителей с обстоятельствами ДТП. Если при оформлении извещения есть споры, то без зафиксированных данных о ДТП страховщик откажет в возмещении.
Сфотографируйте общий план происшествия, машины с повреждениями, а также следы и предметы, относящиеся к ДТП. Затем уберите авто с дороги, чтобы не создавать препятствия для движения транспорта. Иначе можете получить штраф 1 000 руб. (п. 1 ст. 12.27 КоАП).
С 1 ноября 2019 года в 5 регионах страны запустили новое мобильное приложение «Помощник ОСАГО» в тестовом режиме. Его использование заметно сократит время оформления ДТП без вызова сотрудников полиции.
Шаг 4. Проверка действительности полиса ОСАГО
Попросите другого участника ДТП предоставить полис ОСАГО и проверьте его действительность на сайте РСА. Для этого введите его серию и номер. Также обратите внимание на наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.
Если водитель отказывается показывать полис, то тоже придется оформлять ДТП в общем порядке. Тогда он будет обязан предоставить полис сотруднику ГИБДД, иначе получит штраф 500 руб. (п. 2 ст. 12.3 КоАП). Помимо полиса проверьте паспорт и водительское удостоверение участника ДТП, свидетельство о регистрации и паспорт машины.
Шаг 5. Заполнение извещения о ДТП
Бланк извещения о ДТП выдается вместе с полисом ОСАГО. При заполнении европротокола максимально полно опишите обстоятельства ДТП без противоречий с другим водителем и повреждения машины (царапины, вмятины, изгибы, деформации, трещины и др.), а также вещей, которые находились в авто (ноутбука, коляски и др.).
Укажите в схеме ДТП названия улиц, положение машин в момент столкновения и их конечное положение, расположение светофоров и дорожных знаков, линии дорожной разметки (сплошную и разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и др.), а по возможности — следы грязи, осколков, торможения.
Не забудьте прописать общее количество заполненных клеток, иначе обстоятельства ДТП не зафиксируются. Не оставляйте незаполненных граф, обозначая их прочерком. Также укажите, что между вами и другим участником ДТП нет разногласий или пропишите их в п. 7 европротокола. Подчеркните, что извещение о ДТП вы оформили без инспектора ГИБДД.
Нет, возвращение на место ДТП, информирование о происшествии ГИБДД не имеет смысла. Невнимательность при оформлении извещения о ДТП (незаполненные поля, указание неверной противоречивой информации) приводит к тому, что страховщик не получит информацию, которой достаточно для установления всех обстоятельств ДТП. И страховая фирма откажет в выплате возмещения. В этой ситуации приходится взыскивать причиненный ущерб непосредственно с виновника аварии.
Подпишите европротокол и разъедините его. Подлинник остается у потерпевшего, а виновник забирает копию.
Нажмите на картинку для увеличения
Шаг 6. Обращение в страховую компанию за возмещением после ДТП
Для получения страхового возмещения потерпевший обращается в страховую компанию в течение 5 рабочих дней и предоставляет следующие документы:
извещение о ДТП, заполненное обоими водителями;
заявление о возмещении убытков;
Страховщик попросит предоставить машину для осмотра и оценки повреждений в течение 5 рабочих дней. После осмотра он направит автомобиль на восстановительный ремонт или выплатит страховое возмещение по соглашению с потерпевшим в течение 20 рабочих дней.
Чтобы начать ремонт до истечения 15 календарных дней со дня аварии, за исключением нерабочих праздничных дней, то для этого нужно согласие обоих компаний, застраховавших ответственность участников ДТП.
Если европротокол составлен с ошибками и страховщик отказал в выплате, то исправьте его совместно с другим участником. Если тот не выходит на связь или отказывается переписывать извещение, то вызовите сотрудников ГИБДД и оформите ДТП в общем порядке. Кроме того, отказ в выплатах можно обжаловать в суде и взыскать страховое возмещение. Если при заполнении извещения об аварии вы не уверены в том, кто является ее виновником, а другой водитель не согласен с обстоятельствами ДТП и размером причиненного ущерба, то тоже придется обращаться к полицейским.
Самые популярные ошибки водителей при оформлении протокола
Ошибочное заполнение протокола | Правильное заполнение протокола |
Номер страхового полиса, водительского удостоверения или VIN автомобиля написан с ошибкой (п. 9, 10, 11 европротокола). | Данные о страховом полисе, водительском удостоверении и VIN номере автомобиля указаны в соответствии с документами. |
В п. 9 «Марка, модель ТС» указан VIN номер авто, который не соответствует VIN номеру из страхового полиса. | В п. 9 указан такой же VIN номер, что и в страховом полисе. |
В п. 14 «Характер и перечень видимых повреждений деталей и элементов» водители неправильно указали повреждения. Например, перепутали правую и левую стороны машины. | В п. 14 европротокола все повреждения описаны верно. |
Водители не заполнили п. 15 «Замечания», поставив прочерк, или написали «Замечаний нет». | В п. 15 виновник ДТП указал, что вину признает полностью, а другой — считаю себя невиновным в аварии. |
В п. 16 «Обстоятельства ДТП» водители проставили галочки в противоречии друг с другом, хотя разногласий между ними нет. Или один из водителей не заполнил этот пункт. | Необходимо выбрать наиболее подходящие обстоятельства ДТП и отметить их галочки без противоречий с другим водителем (если нет разногласий) или так, чтобы было видно, в чем водители не согласны друг с другом. |
В п. 16 водитель автомобиля «А» заполнил колонку водителя автомобиля «В» или наоборот. | Каждый из водителей заполняет обстоятельства ДТП в своей колонке. |
В п. 16 «Обстоятельства ДТП» не указано общее количество заполненных клеток. | Общее количество заполненных клеток прописано двумя водителями. |
Схема ДТП из п. 17 составлена без обозначения улицы, на которой произошло ДТП, а также без дорожной разметки и знаков | Схема ДТП составлена тщательно, на ней видно, где произошло ДТП, как были расположены автомобили относительно дорожной разметки и знаков. |
Водители не подписали п. 15 «Замечания», п. 18 «Подписи водителей. » и обратную сторону европротокола. | П. 15, 18 и обратная сторона европротокола подписана двумя водителями. |
Внесенные исправления в европротокол не подписаны водителями | Любое исправление в европротоколе обозначено фразой «Исправленному верить» и закреплено подписями водителей. |
* Вопросы найдены на автомобильных форумах.
Неправильно оформленное ДТП. Можно ли исправить ситуацию
Для обычных людей любая авария — крайне неприятная ситуация, после которой сложно сосредоточиться, вспомнить все подробности и отследить правильность заполнения бланков. Тем более это трудно сделать новичкам, пожилым водителям, и просто тем, для кого заполнение формуляров всегда вызывало проблемы, не говоря уже об участниках аварии, получивших травмы. Тем не менее лучше в этот момент собраться и сделать все правильно. Начать можно с получения полного пакета документов.
Документы при ДТП
Основным документом, в котором отражены все факты о ДТП, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения и прилагаемая к нему схема. Также должно быть оформлено постановление по делу об административном правонарушении (при наличии виновных, нарушивших ПДД) и/или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пострадавшему).
Участникам аварии выдаются копии этих документов, оригиналы остаются у полицейских.
Что должно быть в протоколе
Согласно п. 4 статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:
- дата и место его составления,
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
- сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент аварии (ФИО, место и дата рождения, адрес регистрации и места жительства, телефон, водительское удостоверение и полис ОСАГО — для физических лиц; название организации, юридический и фактический адреса, ОГРН, ФИО водителя и реквизиты доверенности, путевого листа или другого документа, на основании которого он был допущен к управлению, — для юридических лиц),
- тип, марка, модель, государственные регистрационные знаки, СТС транспортного средства,
- если присутствовали понятые, свидетели и потерпевшие, то их ФИО, адреса места жительства и телефоны,
- место, время совершения и описание события.
Именно в последнем блоке описываются все существенные детали ДТП: состояние дорожного покрытия, разметка, работа светофоров, скорость движения, положение автомобилей, следы торможения и т. п., а также последствия аварии.
К протоколу могут прилагаться фото- и киноматериалы, сделанные во время осмотра. И об этом в документе должна быть отдельная запись. Также рекомендуем самостоятельно сфотографировать и снять на видео место аварии и ее последствия.
На протоколе должны быть подписи всех, кто в нем перечислен — сотрудника ГИБДД, участников аварии, свидетелей, понятых, потерпевших. Если участники не согласны с тем, что написано в протоколе, — это нужно указать. Отказ от подписания документа также должен быть в нем зафиксирован. Подписание протокола не означает полное согласие с его содержимым. Подпись подтверждает то, что участник ознакомлен с содержимым, знает свои права и обязанности.
Все то же самое касается протокола, составленного на группе разбора — группе административной практики, — специальной структуре в местном подразделении ГИБДД для детального анализа ДТП. Обычно ее назначают в течение трех суток после аварии, когда один из участников не согласен с описанными в документах обстоятельствами аварии.
Постановление по делу об административном правонарушении по большей части дублирует протокол, а также содержит указание на пункт ПДД, который был нарушен, и на статью КоАП, по которой виновник привлекается к ответственности.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нужно потерпевшему в качестве доказательства своей невиновности при обращении в страховую по выплатам ОСАГО.
Ошибки бывают разные
Прежде чем подписывать протокол, нужно внимательно прочитать все, что в нем изложено — от даты составления до соответствия фамилий в подписях.
Если ошибки обнаружены на месте, то их лучше сразу же исправить. Рядом с каждой опечаткой ставится фраза «исправленному верить», подпись сотрудника полиции, который заполнял документ, а также подписи всех участников аварии.
Законодательство делит ошибки на несущественные и существенные. К первым относятся описки и опечатки, которые относительно легко проверить — ошибки в фамилиях, именах, датах рождения, реквизитах документов и т. п. Обычно к таким ошибкам цепляются виновники аварий в надежде избежать наказания. В практике бывали случаи, когда из-за большого количества описок и опечаток суды отменяли постановления, но чаще всего их исправляли, и решение оставалось в силе.
Существенные ошибки — это те, что оказывают значительное влияние на описание обстоятельств ДТП и даже искажают факты. Например, неправильно указано направление движения, стоит неверный адрес места ДТП и т. п. При этих ошибках дело может быть «развалено» и пострадавший останется без выплат.
Но бывают еще такие ситуации, когда в протокол просто не внесены существенные данные. Чаще всего это связано с повреждениями автомобиля или мотоцикла, когда обозначен конечный список деталей, а при ремонте их оказывается гораздо больше. Если есть сомнения в оценке состояния транспортного средства, лучше сразу записать фразу о наличии скрытых повреждений. Другой вариант недостатка данных — травмы участников аварии. В состоянии аффекта человек не смог адекватно оценить свое самочувствие, к тому же сотрудники ГИБДД ради хорошей статистики стараются не фиксировать телесные повреждения, аргументируя это тем, что дело перейдет на рассмотрение в суд, а значит, займет много времени. Но при посещении медиков выясняется серьезность травм и возможность получить по ним страховые выплаты, поэтому нужно менять протокол.
И самая неприятная ситуация, когда один из водителей или пострадавший не может принять участие в оформлении из-за полученных повреждений. Соответственно, информацию об аварии можно получить только от других участников и свидетелей, которые оценивают произошедшее субъективно.
Если ошибки не были выявлены при составлении документов или уже после получения протокола на руки выяснились новые обстоятельства, то придется приложить усилия, чтобы внести правки.
Как вносить изменения
Вносить правки в документы самостоятельно — бессмысленно. На руках у участников только копии, и без исправлений в оригинале они не будут иметь юридического значения. Для того, чтобы исправить ошибки в оригинале, нужно обратиться в то подразделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, оформивший протокол. Делать это нужно лично, единственное — можно предварительно договориться о времени посещения по телефону.
При самом удачном стечении обстоятельств, когда нужно исправить техническую ошибку, опечатку или внести более существенные правки при обоюдном согласии, участники аварии приезжают в подразделение ГИБДД, и должностное лицо, составившее протокол, вносит изменения в оригинал и копии документа. Водители также ставят свои подписи на всех экземплярах. Если участники не могут собраться в одно время, то внесение изменений затянется, но главное, чтобы все экземпляры были одинаковы и были подписаны. И самое сложное, когда один из участников уклоняется от визита в ГИБДД, — тогда нужно ждать, пока пройдет процедура его извещения, и после ее завершения отправить ему копию протокола.
Если сотрудники ГИБДД отказываются вносить изменения, то их действия можно обжаловать у руководства этого подразделения или в суде. Важно, чтобы при подаче жалобы были доказательства того, что нужно поменять. Если с техническими ошибками все понятно, то для того, чтобы изменить схему ДТП, нужно повторно осмотреть место аварии, опросить свидетелей, в крайнем случае провести транспортно-трасологическую экспертизу. Они могут быть произведены как по запросу суда, так и по запросу адвоката, представляющего одну из сторон.
Сроки исправления
Обычно все документы оформляются на месте ДТП. Но КоАП предусматривает, что при необходимости выяснения обстоятельств аварии можно составить протокол в течение двух дней. Если же необходимо провести расследование, то протокол заполняется после него. Максимальный срок составления протокола — шесть месяцев с момента нарушения.
Срок подачи извещения о ДТП в страховую компанию при наличии документов от ГИБДД соответствует общему сроку исковой давности и составляет три года — достаточно для того, чтобы внести исправления в протокол.
Срок для обжалования постановления исчисляется со следующего дня после вручения его копии виновнику ДТП. С этого момента у него есть десять суток на то, чтобы оспорить его содержание. Сначала в подразделении ГИБДД, а затем уже через суд.
Оформление по европротоколу
При оформлении аварии по европротоколу главным документом становится извещение о ДТП. В нем допускаются исправления — главное, чтобы они были идентичны и заверены подписями обоих водителей. Исправить ошибки можно на месте аварии, а можно и позже. Наличие ошибок в извещении может грозить отказом в выплате пострадавшему и регрессным иском о возмещении виновнику. Поэтому обе стороны заинтересованы в исправлении неточностей.
Важно помнить, что извещение должно быть подано в страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Если ошибка выявлена в момент подачи, то факт обращения должен быть зафиксирован, чтобы не было отказа из-за пропуска срока.
Итак, ошибки в документах при оформлении ДТП исправлять можно, и лучше это делать на месте аварии, когда все участники могут подтвердить исправленное подписями. Устранить неточности можно и после получения документов на руки, но каждое исправление должно быть подтверждено сотрудником ГИБДД и участниками ДТП. Отказ от внесения изменений можно оспаривать через суд. В любом случае неплохо подстраховаться и сделать фото- и видеосъемку места ДТП и его последствий, чтобы иметь доказательства в суде.
Электронное Извещение о ДТП
Извещение о ДТП может быть оформлено в виде электронного документа с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО» (доступно для скачивания в App Store и Google Play).
Обращаем внимание, что оформление электронного Извещения о ДТП с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО» доступно только при соблюдении следующих условий:
- Соблюдены общие условия его оформления Евпропротокола (только 2 ТС, не пострадали люди и не повреждено иное имущество, ответственность водителей застрахована по ОСАГО);
- ДТП произошло на территории Республики Татарстан, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, а также в Московской или Ленинградской областях;
- Собственниками обоих ТС являются физические лица;
- Оба участника ДТП имеют учетные записи на сервисе Госуслуг;
- У участников ДТП отсутствуют разногласия относительно обстоятельств произошедшего ДТП.
При оформлении электронного Извещения о ДТП с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО» заполнение бумажного бланка Извещения не требуется.
ВАЖНО: При оформлении электронного Извещения о ДТП, пожалуйста, удостоверьтесь, что данные из мобильного приложения переданы успешно – на экран мобильного смартфона были выведены данные об успешном оформлении электронного Извещения о ДТП и уникальный номер, а в разделе «История ДТП» мобильного приложения сохранена данная информация.
Что делать при попадании в ДТП Версия для печати
Сев за руль, каждый водитель отвечает за свою жизнь и жизнь пассажиров и пешеходов. И каждый из них должен знать, что делать и что делать категорически нельзя при ДТП, так как обычно при таких обстоятельствах людям свойственно предпринимать необдуманные решения. В этой статье вы узнаете пошаговые действия и основные правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб.
Виды ДТП:
• Наезд на препятствие
• Наезд на пешехода
• Наезд на велосипедиста
• Наезд на стоящее транспортное средство
• Наезд на гужевой транспорт
• Наезд на животных
Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства от 13 ноября 2014 года № 1196 (далее – ПДД), при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 2 раздела 7 ПДД, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, государственный регистрационный номерной знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- сообщить незамедлительно о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 раздела 1 ПДД;
- освободить проезжую часть дороги, если движение других транспортных средств невозможно;
- при необходимости освобождения проезжей части дороги предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению и обеспечить объезд места происшествия.
В случае дорожно-транспортного происшествия, если нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, они прибывают в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия.
Если говорить другими словами, в случае ДТП вам необходимо:
- удостовериться что нет пострадавших, если есть, то вызвать скорую помощь;
- включить «аварийную сигнализацию» и установить знак аварийной остановки;
- если были свидетели происшествия, следует записать их контактные данные. Это может пригодиться при особых случаях;
- вызвать сотрудников административной полиции (102 – если нет пострадавших / 112 – если есть (звонки бесплатные)) и страховых агентов (тел.: смотреть страховку).
По прибытию, сотрудники дорожно-патрульной полиции должны оформить все материалы дела:
- составить схему ДТП,
- протокол осмотра места ДТП,
- административный протокол,
- отобрать объяснения,
- направить водителей на медицинское освидетельствование.
Сотрудники дорожно-патрульной полиции так же проверяют все ваши документы, рисуют схему и просят отбуксировать транспортные средства в некоторых случаях, когда на месте ДТП транспортное средство затрудняет движения других автомобилей.
Далее сотрудник дорожно-патрульной полиции, выдает вам бланк объяснительной на имя начальника управления местной полицейской службы.
Вы заполняете бланк, в нем обязательно необходимо указать ориентировочное время ДТП, пересечение улиц (напротив чего), гос. номер автомашины, направления движения и детальное описание происшествия, также номер полиса ОГПО.
Составление схем, протоколов относительно ДТП
С целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий произвести осмотр местности, предметов, документов, живых лиц.
Далее сотрудник дорожно-патрульной полиции в схему обязательно вносит описание внешних повреждений автомобилей. Проследите, чтобы все повреждения были учтены. После вас направляют на освидетельствование на экспертизу.
Заполнением указанных документов занимаются непосредственно прибывшие на место ДТП сотрудники дорожно-патрульной полиции. Перед подписанием документов внимательно ознакомитесь с ними, и отстаивайте свои законные права.
Штрафстоянка
Транспортное средство может доставляться на штрафную стоянку сотрудниками дорожно-патрульной полиции в том случае, если при совершении ДТП есть пострадавшие и/или водителем, при этом допущены другие нарушения, такие как управление ТС в состоянии опьянения, отсутствие необходимых документов. В других случаях сотрудники дорожно-патрульной полиции не в праве ставить автомобили на штрафную стоянку.
Медицинское освидетельствование
Согласно пункту 2 Правил направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528, освидетельствование на состояние опьянения водителей производятся в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами, когда состояние опьянения является составом правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 Правил освидетельствование на состояние опьянения водителей, может производиться сотрудниками органов внутренних дел, непосредственно на месте совершения административного правонарушения с применением специальных приборов и средств, устанавливающих наличие опьянения.
Рекомендуется пройти освидетельствование добровольно и незамедлительно.
Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции) о прохождении в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, в соответствии с частью 4 статьи 613 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок три года.
Заполнение объяснительной
Сотрудник дорожно-партульной полиции, непосредственно прибывший на место ДТП выдает форму объяснительной. Данный документ непосредственно влияет на решение суда, поэтому ее необходимо заполнять внимательно.
В объяснительной обязательно должно быть указано время и место ДТП (пересечение, напротив чего и т д), стороны направления движения транспортного средства (Юг-Север – Запад-Восток), и детальное описание происшествия. Кроме того, в заявлении указываются сведения об ОГПО (страховому полюсу), соответственно наименование страховой компании и номер ОГПО, и ваши контактные данные. Также в случае, если участник ДТП не отказывается пройти медицинское освидетельствование, то он обязан написать, что медицинское освидетельствование пройдет добровольно, сразу же после оформления сотрудниками дорожно-патрульной полиции факта ДТП.
После экспертизы рекомендуется ехать на место ДТП и решить вопрос о транспортировке транспортного средства. Если автомобиль не имеет значимых повреждений и управлять им безопасно, то вы имеете право самостоятельно без привлечения эвакуатора или любого другого буксировочного транспорта отогнать свое авто на соответствующую парковку или стоянку.
Техническая экспертиза (оценка)
Автоэкспертиза – это оценка ущерба, которую проводят в целях возмещения материальных средств их владельцу.
Чтобы получить страховое возмещение после ДТП потерпевший обращается в страховую компанию. Здесь уже встаёт вопрос о том, как проводить оценку ущерба. Обычно страховщик проводит оценку сам, силами штатных специалистов либо же привлечённого эксперта.
В случае, если страховая компания существенно занижает сумму страхового возмещения и суммы выплаты по страховке не хватает, потерпевший может пройти независимую экспертизу, чтобы рассчитать реальный ущерб и получить положенное страховое возмещение. Независимая экспертиза поможет вам получить разницу между выплаченной суммой и реальной стоимостью ремонта.
Существует ряд советов, которые помогут каждому авто владельцу избежать проблем, связанных с прохождением автоэкспертизы и получения материального ущерба.
Для начала, если произошло ДТП, ни в коем случае нельзя уезжать с места аварии, а следует дождаться сотрудников дорожно-патрульной полиции. Далее, необходимо составить вместе с сотрудниками дорожно-патрульной полиции справку об аварии, где рекомендуется уточнять все мелкие детали. После составления документа, вы должны оповестить свое страховое агентство о происшествии, или же, напишите заявление о том, что вы сами выберете организацию, которая будет проводить автоэкспертизу.
Если произошла авария, а виновником ДТП выступает лицо незастрахованное, то автоэкспертиза проводится на месте, после того, как на место аварии приезжает дорожно-патрульная полиция.
Если виновником аварии вступаете вы, то проблемы могут обойти вас стороной в том случае, если вы застрахованы ОСАГО. Страховщики сами проведут автоэкспертизу.
Если же вам не удалось найти обоюдное решение ситуации, то возврат средств будет происходить путем судебного разбирательства. Суд не всегда смотрит на уже проведенную автоэкспертизу и предпочитает делать встречную автоэкспертизу. Это делается с целью обезопасить обе стороны от несанкционированных действий.
Специализированный районный и/или приравненный к ним административный суд
Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения административного правонарушения.
В случае, когда требуются проведение экспертизы, исследование специалистом, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента получения заключения экспертизы и (или) специалиста.
Протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента составления направляется для рассмотрения в суд, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение пятнадцати суток со дня получения судом, правомочным рассматривать дело. Касательно даты, времени и места проведения слушания, вас и проинформируют в установленном порядке.
При явке в суд вам необходимо иметь при себе следующие документы:
если вы потерпевший — удостоверение личности и заключение медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения.
если вы виновник — удостоверение личности, временное водительское удостоверение и также заключение.
Административная ответственность за совершение ДТП
Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб влечет штраф в размере 20 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.
То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью влечет штраф в размере 40 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до девяти месяцев.
Если вышеупомянутые действия были совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством влекут штраф в размере 60 МРП.
Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.
Если вышеупомянутые действие были совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством влечет штраф в размере 100 МРП либо административный арест на тридцать суток.
Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием медицинской помощи пострадавшему, освобождается от ответственности согласно статье 611 Кодекса об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность за совершение ДТП
Согласно статье 345 Уголовного Кодекса Республики Казахстан нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами влечет ответственность:
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Деяние, предусмотренное первым пунктом, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.
Необходимая страховщикам информация будет вписана в документы, оформляемые на месте аварии
20 октября вступает в силу новый регламент МВД по надзору за дорожным движением. Основное нововведение, к которому стоит подготовиться автовладельцам,— отмена справок о ДТП: ГИБДД больше выдавать участникам аварий их не будет. Тем не менее такие документы требуются гражданам по закону об ОСАГО и нормативным актам ЦБ РФ, в них содержатся важные для страховщиков сведения. Страховым компаниям и ГИБДД, по данным “Ъ”, уже удалось договориться: необходимая информация будет вписана в документы, которые оформляет инспектор на месте ДТП.
Новый административный регламент по надзору за дорожным движением (приказ МВД №664) приходит на смену действующему регламенту (приказ МВД №185), документ вступает в силу сегодня. В нем большое количество нововведений, “Ъ” неоднократно об этом сообщал (подробнее читайте на “Ъ-Онлайн”).
Самое революционное из них, пожалуй, отмена справок о ДТП. Страховые компании требуют их при обращении клиента за возмещением ущерба при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско. Справка не нужна только в случае мелких аварий без пострадавших с ущербом до 50 тыс. руб., оформляемых европротоколом.
ГИБДД разъяснила требования нового регламента работы ДПС
Прежде, пояснил начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков, правила обязательного страхования в рамках ОСАГО были утверждены постановлением правительства №263 2003 года, где было сказано: потерпевший передает страховщику справку о ДТП, которая выдается Госавтоинспекцией по установленной форме (приказ МВД №153 2011 года). Но в 2014 году постановление №263 отменили, с тех пор у МВД больше нет полномочий утверждать форму справки и выдавать ее. Несмотря на это, подразделения справки все равно выдавали, хотя в Госавтоинспекции неоднократно говорили о планах прекратить эту практику. Несколько раз полицейские уведомляли и регулятора страхового рынка — ЦБ, и Российский союз автостраховщиков (РСА). В итоге 20 октября выдача справок прекращается.
В пресс-службе РСА пояснили “Ъ”, что по закону об ОСАГО для решения «вопроса об осуществлении возмещения страховщик принимает документы о ДТП, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции». «Закон не дает страховщику права считать одного водителя потерпевшим, а другого — ответственным, если нет документов, оформленных полицией», за исключением случаев оформления европротокола, пояснили в РСА.
Впрочем, РСА и ГИБДД сумели найти компромисс: инспектор ГИБДД, оформляя аварию, внесет необходимую страховщикам информацию в копию постановления по делу об административном правонарушении или в копию протокола, которые выдаются пострадавшему сразу после аварии. В противном случае заявителю придется обращаться в суд за возмещением ущерба, предупреждают в РСА, поскольку только там возможно «распределить ответственность за причинение вреда».
Инспекторам ГИБДД разъяснили, как взаимодействовать с водителями
Иногда бывает, что установить виновника ДТП на месте не удается (авария с цепочкой автомобилей, например). В этом случае, выяснил “Ъ”, водители получают необходимые для страховой документы не сразу: прежде предстоит посещение группы разбора, по результатам которого полиция выдаст документы.
Официальный представитель «Альфастрахования» Юрий Нехайчук заверил “Ъ”, что с 20 октября компания не будет требовать справки от ГИБДД при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско. При этом, отмечает он, «компаниям понадобится время на подтверждение убытка (в ГИБДД.— “Ъ” ), то есть получение тех же самых данных, что были ранее в справках». «Выстраивание новых алгоритмов и изменение внутренних процессов также займут у страховщиков время,— говорит господин Нехайчук.— Есть опасение, что сначала мы увидим всплеск страхового мошенничества, а когда начнем бороться с ним, часть клиентов может обвинить страховщиков в затягивании процедуры урегулирования».
«Подразделениям урегулирования убытков даны указания принимать пока у клиентов вместо справки протокол и постановление,— сообщил “Ъ” глава дирекции розничного бизнеса компании “Ингосстрах” Виталий Княгиничев.— В дальнейшем мы будем руководствоваться указаниями ЦБ и РСА». Отметим, что обязанность граждан представлять справку о ДТП страховщику регламентирована положении ЦБ 431-П 2014 года, без нее клиент не может урегулировать убыток и предъявить претензию к страховой компании. Изменения в документ не вносились.
Страховое лобби подготовило два варианта отказа от регулирования обязательных тарифов ОСАГО
В Банке России на запрос “Ъ” ответить не смогли.
Справка о ДТП, как и любые документы подобного рода, давно является анахронизмом, считает президент Ассоциации защиты страхователей, основатель мобильной платформы урегулирования ДТП osaGO Николай Тюрников. Мошенники и раньше могли оформить липовую справку либо инсценировали ДТП (выставляя машины на проезжей части будто после аварии), чтобы вызвать инспектора и получить документ. Отметим, что справки не являлись документами строгой отчетности, в отличие от полицейских постановлений и протоколов. При этом, отмечает господин Тюрников, подобные нововведения должны быть сначала синхронизированы с законом об ОСАГО и правилами страхования. Если страховая компания будет отказываться принимать документы без справки о ДТП, суд почти наверняка встанет на защиту автовладельца, считает Николай Тюрников. «Надеюсь, история с отменой справки в итоге подтолкнет архаичный страховой рынок к глобальным изменениям, чтобы пострадавшие в ДТП вообще никаких бумажек не заполняли, а оформляли аварию через мобильное приложение или чат-бот»,— считает он.
Нервопротокол
Как оформить европротокол при ДТП без лишних нервов
Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.
На мое счастье, в рамках Всероссийской недели сбережений прошел информационно-разъяснительный семинар «Особенности оформления европротокола при ДТП», в рамках которого нас учили оформлять извещение о ДТП за 15 минут. Оказалось, все не так уж страшно: действительно, протокол можно заполнить довольно быстро. Само сложное, пожалуй, восстановить обстоятельства происшествия и аккуратно внести все данные — свои, автомобиля и полиса ОСАГО.
Напомню, европротоколом в быту принято называть как упрощенное оформление ДТП — без вызова гаишников, так и само извещение о ДТП. Эти извещения раньше заполнялись водителями только при упрощенной регистрации ДТП, хотя закон предписывает делать это при любом дорожном происшествии с участием двух и более автомобилей. Теперь же они стали насущной необходимостью, потому что ГАИ больше не выдает справок о ДТП, а протокол и прочие документы ГИБДД не позволяют страховщикам восстановить полностью картину произошедшего. Водители же в лучшем случае возят выданные им вместе с полисом ОСАГО бумажки в бардачке, не заглядывая в них. В худшем — бумажки лежат где-нибудь дома. Единственный документ, на основании которого страховая компания может принять решение о выплате, — то самое извещение, которое никто не знает, как заполнять. А изучать документ в нервной обстановке сразу после ДТП, согласитесь, не лучший вариант. Итак, разбираемся заранее.
Российский союз автостраховщиков (РСА) просит помощи у руководства ГИБДД России в связи с ситуацией, сложившейся вокруг оформления ДТП. В соответствии с приказом МВД, вступившим в силу месяц назад, инспекторы больше не выдают справки водителям — участникам аварий. Однако документ этот необходим по правилам ОСАГО, закрепленным положением Банка России, пишет «Коммерсант».
1. Вызывать или не вызывать сотрудников ГИБДД?
Начнем с ключевого вопроса: нужен ли нам кузнец, то есть представитель ГИБДД, для оформления ДТП.
Открывая семинар, его ведущий, автоэксперт, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов пояснил, что дожидаться приезда сотрудников ГАИ, как правило, необходимости нет, но позвонить им нужно обязательно. Скорее всего ГИБДД предложат вам зафиксировать произошедшее с помощью извещения и/или подъехать на ближайший пост ГАИ, чтобы оформить протокол и пр. Дожидаться приезда сотрудников полиции не только необязательно, но в большинстве случаев и не нужно, так как это может занять много времени, а столкнувшиеся автомобили мешают проезду других.
Для упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников полиции необходимо выполнение нескольких условий:
- в ДТП участвовало два автомобиля;
- не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;
- ущерб нанесен только автомобилям участников ДТП;
- водители единодушны в том, кто именно виноват в ДТП (разногласия отсутствуют);
- у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО.
Если все эти условия соблюдены, можно заполнять европротокол, предварительно переместившись в удобное место и освободив проезжую часть. «Когда вы с другим участником ДТП договорились о том, кто виноват, убедились в подлинности полиса ОСАГО и решили заполнить европротокол, вам необходимо уехать с места происшествия, чтобы не создавать пробку. Главное — предоставить европротокол в страховую компанию в течение 5 рабочих дней после ДТП», — уточнил Сергей Смирнов.
Начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов обратил внимание участников на то, что договор ОСАГО — одно из важнейших условий оформления европротокола. Перед началом заполнения извещения необходимо убедиться в том, что полис ОСАГО у сторон подлинный. Это может сделать на сайте РСА любой желающий, не только сотрудники ГИБДД. «Иначе в итоге вместо страховой защиты автовладелец остается просто с ненужной бумажкой, от которой ничего не зависит. Страховщик после заключения договора ОСАГО обязан в течение одного рабочего дня передать сведения об этом договоре в систему РСА. Единственная ситуация, когда у человека настоящий полис, а сведения о нем в базе не пробились (при условии, что страховщик надлежащим образом выполняет свои обязанности по передаче сведений о заключенных договорах страхования в базу данных РСА), — человек только что купил полис, поэтому страховщик его данные не передал. Но таких случаев, естественно, очень мало», — сказал Порватов.
2. Где взять бланк извещения, если он утерян или уже использован?
В теории у обоих участников ДТП эти бланки должны быть — они выдаются вместе с полисом. Но возможна такая ситуация, когда ни у одного из водителей нет с собой бланка либо он уже использован при оформлении предыдущего ДТП.
В этом случае Сергей Смирнов порекомендовал заглянуть в ближайший офис страховой компании и попросить двойные самокопирующиеся бланки там. Если офиса страховой рядом не наблюдается, можно попробовать остановить коллег-автомобилистов и попросить бланк у них, советует Смирнов. Если вы еще дома обнаружили утрату бланков, можно распечатать их на обычном принтере, но тогда придется вручную заполнять оба бланка.
Чем хороши оригинальные бланки: с их помощью протокол можно заполнить всего один раз. Обе части может заполнить даже один участник ДТП, но подписать должны оба по два раза внизу страницы: каждый в своей колонке плюс еще раз в средней. Бланки самокопирующиеся, кому брать первый лист, кому — второй, абсолютно неважно, пояснили нам на семинаре. Страховщики примут корректно заполненное извещение в любом виде, уточнил Смирнов.
3. Кто заполняет протокол?
После того как подлинность полиса ОСАГО подтверждена, водители убедились в отсутствии разногласий, нашли бланки, можно приступать к заполнению извещения о ДТП. «Так как это упрощенная процедура оформления ДТП, без присутствия сотрудников полиции, в графах 4—6, 8 необходимо поставить галочку в поле «Нет». Именно эти пометки говорят о том, что оформление европротокола возможно и законно. Здесь важно помнить, что исправления в документе не допускаются, поэтому постарайтесь заполнять его максимально аккуратно», — предупредил Сергей Смирнов.
Кто же заполняет извещение? Этот вопрос возник у слушателей одним из первых. В протоколе есть три столбца, объяснили нам эксперты: левая — для пострадавшего, правая — для виновника, средняя — для обоих. В левой и правой каждый указывает свои данные (владельца и управлявшего автомобилем в момент ДТП, для последнего обязательно указывается номер водительского удостоверения) и данные своего автомобиля (VIN, государственный номер, свидетельство о регистрации), а также страховки (страховая компания, номер полиса, срок действия полиса). В средней части необходимо отметить обстоятельства ДТП. Все довольно просто — как в тестах по ЕГЭ: нужно выбрать из предложенных вариантов. Но рекомендую сначала прочитать все, чтобы выбрать подходящий. Я, например, порывалась поставить галочки чуть ли не во всех строчках — очевидно, с перепугу.
Если вы не нашли вашего варианта, можете вписать свой — для каждого из участников есть своя строка. Характер повреждений можно описать любыми словами без использования специальной терминологии. «Сотрудники страховой компании переведут то, что написано в извещении в части описания повреждений, на официальный язык, указав, что «продолговатая штука сзади» — это задний бампер», — пояснил Сергей Смирнов.
Что касается второй страницы европротокола, где вас просят подробно описать обстоятельства ДТП, ее можно заполнить дома, в спокойной обстановке. Подпись второй стороны на ней не нужна. Главное, донести ее до страховой в течение 5 дней со дня ДТП.
4. Как рисовать схему ДТП?
Схема ДТП одна на двоих, можно рисовать ее в четыре руки, можно доверить кому-то одному, предварительно оговорив, что там будет изображено. Когда меня вызвали «к доске» рисовать схему гипотетического столкновения, честно говоря, я растерялась и испугалась, хотя ничего высокохудожественного, естественно, никто от меня не ждал. В итоге запуталась в количестве полос, засомневалась, рисовать ли сплошную, двойную сплошную или прерывистую линию между встречными полосами. Сергей Смирнов успокоил меня, пояснив, что важно лишь обозначить правильно количество полос и направление движения обеих машин. Сам автомобиль можно изобразить прямоугольником, внутри которого просто пишется буква (А — пострадавший, Б — виновник) и ставится стрелочка в направлении движения.
На схеме нужно также указать адрес места ДТП, ближайший номер дома, дорожные знаки, светофор. Такая схема позволит максимально точно идентифицировать место ДТП. Помимо схемы необходимо сделать как можно больше фотографий происшествия. «Хоть они официально и не требуются, но помогут в случае возникновения спорных ситуаций», — добавил Михаил Порватов.
Также важно стрелочкой отметить направление удара в картинках каждого из участников. В пункте 13 извещения вы найдете три схематических изображения: грузовое авто, легковое и мотоцикл — нужно выбрать ваше транспортное средство и показать стрелкой, куда пришелся удар. Даже если вы случайно поставили стрелочку не к тому виду транспорта – не страшно, важно, чтобы направление было правильным. Хотя перепутать «Газель» с мотоциклом еще нужно суметь.
5. Как определить сумму ущерба?
Вопрос, можно ли применять упрощенное оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции, часто упирается еще и в сумму ущерба. Возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения предоставляется только в том случае, если ущерб не превышает 50 тыс. рублей.
Для Москвы и Московской области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области при оборудовании автомобиля технологией глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС) теоретически размер возмещения ущерба может составить до 400 тыс. рублей, но на практике система ГЛОНАСС еще не работает. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект о расширении правил применения европротокола — в частности, об увеличении суммы ущерба до 100 тыс. рублей и возможности фиксировать обстоятельства не только системой ГЛОНАСС, но и различными гаджетами с установленными мобильными приложениями РСА. Однако пока этот законопроект принят только в первом чтении. Страховщики надеются, что в ближайшее время он не будет принят, так как рынок ОСАГО и без того переживает не лучшие времена, а изменение условий европротокола все только еще больше запутает.
Так или иначе, при заполнении извещения о ДТП необходимо примерно определить размер ущерба, чтобы понять, укладываетесь ли вы в сумму до 50 тыс. рублей. Многие присутствующие на семинаре отметили, что это довольно сложно для несведущего человека и очень страшно промахнуться. Ничего страшного, если вы немного ошибетесь с суммой ущерба, успокоил собравшихся Сергей Смирнов. Если вы не вписались в лимит европротокола, никто вам не откажет в возмещении, просто ущерб сверх 50 тыс. придется возместить самостоятельно. Барышням и другим персонажам, не представляющим даже примерную стоимость той или иной детали автомобиля, Смирнов посоветовал совершить «звонок другу» — проконсультироваться с понимающим человеком или просто позвонить на сервис, которому доверяете.
6. Что будет, если второй участник ДТП не донес до страховщика свой экземпляр извещения?
Особо дотошных слушателей семинара (меня, например) взволновал вопрос ответственности участников ДТП. Можно же все заполнить, согласовать, подписать, отнести в страховую компанию, а потом выяснить, что другой участник манкировал своими обязанностями. Если вы пострадавший, для вас это не страшно, утешили нас эксперты. Ваша страховая компания, куда вы принесете документы, выплатит вам возмещение, а затем урегулирует убыток со страховщиком виновника через систему ПВУ. А вот виновник ДТП, не донесший свой экземпляр европротокола до своего страховщика (забыл или не захотел портить себе страховую историю и ухудшать КБМ), может потом получить регрессный иск от своей страховой компании, которая предварительно расплатилась с вашей.
7. Можно ли вообще не оформлять извещение?
Если ваш автомобиль был застрахован не только по ОСАГО, но и по каско, нужно поставить соответствующую галочку в пункте 12 извещения. При наличии двух страховок пострадавший волен выбирать, по какой из двух получать возмещение. В договорах каско часто есть опция ремонта без справок о ДТП — при небольшой сумме ущерба, так что, в принципе, можно извещение не заполнять вовсе. Не заполнять протокол можно и в том случае, если вы оба не собираетесь информировать о произошедшем свои страховые компании. Например, если вина обоюдная или виновник добровольно на месте выплатил возмещение пострадавшему (обязательно возьмите расписку!).
Однако в этом случае вас может ждать неприятный сюрприз: другая сторона может передумать и заявить о ДТП или подать заявление на возмещение по ОСАГО, хотя планировала обратиться по каско, при этом не поставив вас в известность об изменении своих планов. В этом случае если вы виновник, то рискуете получить регрессный иск. Так что лучше все же заполнить извещение на месте, получить подпись второй стороны и отнести документ в страховую.