Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли оформить полис ОСАГО после аварии задним числом: решение Верховного суда РФ

В суд с иском к известной страховой компании об осуществлении страховой выплаты обратилась автовладелица, с автомобилем которой произошло дорожно-транспортное происшествие в августе 2017 года. Причем сомнений в том, что в ДТП есть хоть какая-либо вина гражданки, у органов дорожного порядка (ДПС) не возникло, автомобиль в момент ДТП автомобиль не двигался. Однако это не помогло избежать столкновения с иномаркой Honda Civic и последующего удара в другой автомобиль, которым оказался ГАЗ 310221, он же «Волга».

По итогу происшествия стоимость ремонта составила более 330 тыс. рублей.

Но вот проблема: страховщик отказал потерпевшей стороне в выплате, сославшись на то, что в момент дорожно-транспортного происшествия полис виновника ДТП не действовал, при этом, согласно самому полису обязательного страхования, ответственность виновника на тот момент была застрахована:

«Согласно полису страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ответственность (ФИО виновника ДТП) на момент аварии застрахована в АО «АльфаСтрахование», которое отказало истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что на момент дорожно-транспортного происшествия данный страховой полис не действовал».

Первая судебная инстанция, рассмотрев спор, встала на сторону автоледи, частично удовлетворив требования в феврале 2018 года. Требования автомобилистки были удовлетворены частично, а именно: в ее пользу взысканы страховое возмещение, компенсация морального вреда, штраф и расходы на оплату услуг представителя.

Страховщика такой поворот дела, естественно, не удовлетворил, была подана апелляция. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда уже в июне 2018 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований автоледи было отказано.

Дальше – больше. Как говорится, сражение проиграно, но не война. Далее с разбирательствами обратились в Санкт-Петербургский городской суд. На календаре – на секундочку! – был уже декабрь 2019 года.

Согласно документам гражданского иска:

«Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 19 декабря 2018 г. указанное апелляционное определение отменено, решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 г. оставлено в силе».

Будучи уверенным в своей правоте и, вероятно, предполагая, что страхователь могла использовать мошеннические схемы, до недавнего времени достаточно распространенные среди нечистых на руку страховых агентов (в частности, оформление полиса ОСАГО задним числом), страховщик подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой ставил вопрос об отмене решения суда первой инстанции и постановления президиума Санкт-Петербургского городского суда.

«Если в ДТП кто-то пострадал, без вызова ГАИ не обойтись»

По закону заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности должен каждый автовладелец.

— Если вы — виновник аварии, ваша страховая компания возместит ущерб пострадавшему, — разъясняет нюансы заместитель начальника управления страхования и перестрахования Антонина Шоломицкая. — Конечно же, в пределах лимитов, установленных нашим законодательством. Для обязательного страхования это 10 тысяч евро за причиненный имуществу ущерб и еще 10 тысяч — за ущерб жизни и здоровью потерпевшего. Кстати, теперь в «Промтрансинвест» застраховать гражданскую ответственность можно онлайн.

Также можно оформить полис добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: он действует в ситуациях, когда лимит по обязательному страхованию исчерпан. Пример: человек попал в аварию и должен потерпевшему 15 тысяч за ремонт авто. 10 тысяч покроет полис обязательного страхования, а потом вступит в силу добровольный — по нему будет выплачена оставшаяся часть ущерба.

Еще один вид добровольного страхования для автомобилистов — «АвтоКАСКО». Его итоговая цена зависит от стоимости машины, года ее выпуска, выбираемого варианта страхования: «Базовый», «Стандарт» или «Премиум». Такой договор защищает автовладельца по полной: например, если вы попали в ДТП, маневрируя, зацепили ограждение или вашу машину кто-то поцарапал, вам выплатят возмещение.

— Договор «АвтоКАСКО» страхует автомобиль как имущество, — отмечает Антонина. — Это значит, что если вы признаны виновником ДТП, обязательная страховка покроет расходы пострадавшего, а КАСКО — ремонт вашего авто.

Что делать, если произошло ДТП? По словам специалистов, в первую очередь нужно оценить ситуацию.

— Допустим, повреждение мелкое, пострадавших нет, ущерб причинен только автомобилям. Сомнений в том, кто именно виноват в ДТП, тоже, — моделирует ситуацию начальник управления защиты страховой деятельности ЗАСО «Промтрансинвест» Валерий Аголец. — В таком случае можно обойтись без ГАИ и самостоятельно заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии. В народе его называют европротоколом.

Составить европротокол несложно: примеры заполнения таких извещений есть на сайтах компаний, страхующих гражданскую ответственность автовладельцев. Но стоит учесть, что этот документ позволит возместить ущерб лишь в пределах 800 евро.

Есть у европротокола и другие нюансы. Составлять такое извещение нельзя в следующих ситуациях:

  • в ДТП более двух участников (например, более двух авто и пешеход);
  • неясно, кто виноват в аварии;
  • один из водителей пьян;
  • есть пострадавшие (причинен ущерб здоровью);
  • у одного из водителей нет прав или страховки.

— Если причинен ущерб вашему здоровью, пусть даже незначительный, после составления сотрудником ГАИ протокола нужно обратиться в больницу или травмпункт, — отмечает Валерий. — Вам помогут и выдадут документ, подтверждающий причинение ущерба здоровью, с которым вы обратитесь в страховую компанию за возмещением в рамках полиса обязательного страхования.

Кто берется за оформление КАСКО задним числом

Вообще для любой серьезной страховой компании, которая планирует существовать как можно дольше, весьма выгодно держать у себя дополнительный отдел безопасности.

Чтобы этот штат сотрудников полностью обеспечивал пресечение всевозможных попыток мошенничества, их следует обучать.

Поэтому не стоит думать, что крупнейшие компании пойдут на такой риск, чтобы выдавать полисы, оформленные не в том порядке, который утвержден их руководством. Политика у них просто не та – они всегда стараются придерживаться закона.

А вот отдельные ее представители или сотрудники, те вполне могут польститься на аферу подобного рода:

  1. Недобросовестные агенты (брокеры), представляющие страховые компании, которые могут выдавать полисы без проверки автомобиля на предмет его состояния
  2. Нарушители из кадрового состава сотрудников автодорожной полиции (ГИБДД).
  3. Нарушители из штатного состава самих страховых компаний – менеджеры, специалисты, сотрудники и должные лица страховой фирмы.
  4. Частные лица, для которых показалось заманчивым «заработать» лишние деньги и которые готовы предоставить свой автомобиль для подмены. При этом авто должно быть идентичным по цветы, марке, модели и т.д.
  5. Фальсификаторы, на руках которых имеются либо подлинные бланки полисов (подлежащие в страховой компании к списанию или украденные), либо фальшивые.

Эти люди просто ошиваются всегда рядом возле жертв аварий и предлагают им купить полис КАСКО по заниженной цене.

Если кто-то все еще намеревается незаконно заключить страховой договор и задается вопросом, можно ли сделать КАСКО задним числом, то ему следует знать, что большинство, уважающих себя, закон и свою деятельность, компаний потребует предъявить квитанции обо всех произведенных оплатах по липовому полису.

Кроме того – служба безопасности сейчас настолько натаскана во всех механизмах и махинациях аферистов, что ей не составит особого труда определить или заподозрить подделку или недействительный полис.

Поэтому при каждом обращении за выплатами все бланки полисов, предъявляемые клиентом, проходят проверку в службе безопасности.

«АльфаСтрахование» обязали заплатить компенсацию по полису ОСАГО, приобретенного после ДТП

Как сообщает портал Zakon.ru, 11 августа 2017 года в 10 утра Юрий Прутков, владелец Honda, не имея полиса ОСАГО, наехал на припаркованный автомобиль Kia Натальи Дегтяревой. После этого он срочно оформил автогражданку в компании «АльфаСтрахование» и стал требовать с нее возмещение.

Однако страховщик отказался делать выплату Дегтяревой (337 тыс. руб.), сославшись на недействительность полиса на момент ДТП: договор касается только тех случаев, которые произошли после оформления. Ведь полис был выдан уполномоченным агентом в день аварии, но почти на два часа позже – в 11 ч. 42 мин. В противном случае, по мнению «АльфаСтрахования», то, что случилось до договора, утрачивает свойство вероятности и случайности и не может быть признано страховым случаем.

Первая инстанция (Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга) не поддержала страховую компанию, посчитав полис действующим на момент ДТП: в нем было указано, что срок его действия – с 00:00 11.08.2017. При этом страхователь уплатил страховщику премию в полном размере. Поэтому суд взыскал с «АльфаСтрахования» выплату.

Однако у апелляции (Санкт-Петербургского городского суда) было другое мнение. На момент ДТП ответственность еще не была застрахована, потому что Юрий Прутков обратился за оформлением полиса после наезда на машину Натальи Дегтяревой. Кассация поддержала выводы первой инстанции: срок страхования охватывает момент ДТП, а «АльфаСтрахование» действительность полиса и факт оплаты страховой премии не оспаривала.

Кассация (Президиум Санкт-Петербургского городского суда) отменил определение апелляции. Она опять обратила внимание на срок начала действия полиса − 00:00 в день ДТП (11.08.2017).

Гражданская же коллегия ВС согласилась с этими доводами. Она аргументировала тем, что по закону об ОСАГО страховщик несет ответственность перед потерпевшим по обязательствам, удостоверенным полисом автогражданки. Освободить страховщика от ответственности получится при хищении бланка при условии, что страховщик заявит об этом в правоохранительные органы до страхового случая. Но в данном деле полис был подлинный, оформлен на бланке страховой компании, выдан уполномоченным агентом и распространял свое действие на весь день.

О несанкционированном использовании страховщик не заявлял. Значит, нет оснований признавать полис недействительным по правилам ст. 166 ГК РФ. Впрочем, о недействительности полиса «АльфаСтрахование» и не говорила. Главный довод компании касался именно срока действия полиса.

В результате ВС не нашел оснований освобождать «АльфаСтрахование» от выплаты в пользу Натальи Дегтяревой. Гражданская коллегия оставила в силе решения первой инстанции и кассации, удовлетворивших требования пострадавшей в ДТП, а жалобу «АльфаСтрахования» – без удовлетворения.

Страховое сообщество негативно оценивает это решение, считая, что такая ситуация может стать лазейкой для мошенничества в автостраховании.

Также в рубрике

Предприниматели – это в 99% случаев как раз «первоходы», они попадают в СИЗО, колонии в первый и чаще всего в последний раз. Нет у нас по экономическим составам такого явления, как «украл, выпил – в тюрьму». Кто у нас чаще всего оказывается на скамье подсудимых?

Одна категория – мелкий и средний бизнес, не очень грамотный, когда жилка предпринимательская у человека есть, а знаний не хватает: экономических, правовых. Вот ему «надежный» бухгалтер посоветовал оптимизироваться, директор послушал совета и… сел.

Еще одна категория – это те, кто работал добросовестно, но: кризис, форс-мажор, срываются сроки стройки, нет возможности платить кредиты. И вот мы получаем уголовные дела «о мошенничестве», мол, заранее не хотел кредит платить, а пять лет просто маскировался, выплачивая проценты.

Следующая категория – те, кто пострадал от заказных уголовных дел, от рейдерства. И уже дальше в процентном соотношении к общему числу экономических можно о тех, кто действительно осознанно шел на преступление, понимая, что действует незаконно.

Про замену реального срока штрафами

Что касается идеи заменить предпринимателям, впервые нарушившим закон, реальный срок на условный. С возможностью работать на воле. Я бы эту мысль трактовал чуть иначе и посмотрел бы на ситуацию под другим углом. Наша правоохранительная система, судебная и исправительная нацелены на наказание, на то, чтобы покарать нарушившего закон. А ведь изначальная идея уголовного судопроизводства – это не наказание. Это «восстановление социальной справедливости». В том числе и по отношению к потерпевшему, о котором у нас все забывают. Потерпевшим может быть и гражданин, и государство. И в случае с экономическими преступлениями им нанесен некий материальный вред. Я считаю, что компенсация этого вреда должна быть первоочередной. Вернуть деньги обманутому дольщику важнее, чем на 10 лет посадить застройщика. Исходя из этой логики, я считаю, что за экономику нужно наказывать прежде всего рублем, большими штрафами.

Штрафы у нас как раз не очень приняты, чаще потерпевшие заявляют в процессе уголовного судопроизводства гражданский иск. И вот по этому иску суммы присуждаются громадные (условно) 5 лет колонии и 200 млн рублей возмещения по гражданскому иску. Конечно, зачем идти в арбитраж, доказывать что-то, когда в рамках уголовного дела можно эти деньги «срубить».

Только вот чаще всего не получается с возмещением. Да, арестовывают счета, недвижимость, машины, банкротят бизнес осужденного, но эти средства, как правило, не покрывают ущерба и суммы гражданского иска. Поэтому еще раз вернусь к мысли, о которой говорил ранее: за экономику наказывать рублем. Пусть будет гражданский иск, пусть будет штраф, но не реальный срок. Чтобы мог предприниматель компенсировать ущерб потерпевшим.

Но вот в формате «объявим амнистию, выпустим, они пойдут работать и заплатят» это так не сработает. Не настолько проста и линейна связь. Те, кто уже сидит, кто выйдет по амнистии, уже, как правило, потеряли бизнес. Его или захватили конкуренты, или он просто разрушился без управления, или обескровлен тратами на адвокатов и годы защиты от уголовного преследования. Амнистия, безусловно, нужна. По другим соображениям. Но проблему компенсации ущерба она не решит прямо сейчас.

Почему не было амнистии в 2020 году и стоит ли ее ждать

Про амнистию к Дню Победы и почему ее нет. А не знаю. Не понимаю, почему было принято такое решение руководством страны. Я знаю, что амнистию ждали. Ассоциация защиты бизнеса проводила совместно с ВЦИОМ опрос об отношении граждан России к амнистии. Большая часть населения идею поддерживают, то есть политически это было выгодно государству. Но воз и ныне там. Амнистия-2020 обсуждается, но реальных шагов нет. Под реальными шагами я имею ввиду внесение уполномоченными лицами закона об амнистии в Госдуму и его принятие. Другого механизма нет.

О том, сколько предпринимателей сидят

Статистика по экономическим преступлениям – это очень хитрая история. 104 тысячи выявленных экономических преступлений за 2019 год, говорит нам сайт МВД. Что входит в эти цифры? Туда входят те статьи, которые формально считаются «экономическими», то есть если говорим о 159 статье, то это части 5–7. И в этой статистике нет «резиновой» предпринимательской 159 статьи, часть 4. А ведь согласно тем же данным сайта МВД, в 2019 году в производстве по 159 статье – 268 тысяч уголовных дел. Сколько из них по содержанию экономические, предпринимательские – такой статистики даже у МВД нет. Мы можем давать информацию только оценочно.

За период с января по август 2020 года Генеральная прокуратура России выявила 79,1 тыс. преступлений экономической направленности. При этом их удельный вес в структуре преступности сохранился на уровне прошлого года, составив 5,8%. В сентябре прошлого года, выступая на Восточном экономическом форуме, президент России Владимир Путин заявил, что в экономической сфере государства существует множество нарушений и в связи с этим необходимо обеспечить интересы общества. Вместе с тем он указал на необходимость либерализовать наказания по экономическим статьям Уголовного кодекса. «Вы знаете, моя позиция заключается в том, что эти статьи нужно либерализовать. И нет необходимости по экономическим статьям человека сажать за решетку», – сказал глава государства.

Казалось бы, все понятно. Тем не менее российские предприниматели, занимаясь бизнесом, ежедневно, ежечасно ходят по лезвию: шаг влево – нарушение закона, шаг вправо – тоже нарушение. При этом, по мнению заместителя главы Ассоциации защиты бизнеса по градостроительной политике в России Елены Киселевой, говорить об улучшении ситуации даже не приходится. Она отмечает, что в такой ситуации сейчас особо остро стоит проблема в строительном секторе. «Именно застройщики сильно зависимы и очень уязвимы. Потому что, в отличие от любого другого бизнеса, именно мы зависим от земельных участков, которые привязаны к конкретной локации, к конкретному региону, к конкретному объекту. И за каждым объектом стоит огромная ответственность перед дольщиками. Как правило, ответственность перед компанией, перед законодательством, сроками ввода в эксплуатацию. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день у силовиков есть одна очень мощная опция, для того чтобы внутрикорпоративные или арбитражные споры с легкостью на раз-два переводить в уголовную плоскость. Любое письмо, которое исходит из Следственного комитета в судебные инстанции, воспринимается как “Отче наш”, и подписываются все указания», – рассказывает Киселева.

И это притом что существует специальное постановление Верховного суда, что даже мера пресечения «арест» незаконна, напоминает эксперт. «Человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, максимально может нести меру пресечения. Либо домашний арест, либо это может быть даже подписка о невыезде. Потому что сразу парализуется экономическая деятельность, парализуется нормальный здравый смысл существования фирмы, компании, предприятия», – отмечает бизнесвумен.

Таких ситуаций много, поддерживает ее руководитель Центра правовой поддержки бизнеса «Деловой России», старший партнер адвокатского бюро «МАГРАС» Екатерина Авдеева: «Что обиднее всего, это далеко не всегда связано с нарушениями предпринимателей». «Вот сейчас я участвую в качестве защитника предпринимателя, которому вменяется [статья Уголовного кодекса РФ. – «Фингазета»] 159-я, часть четвертая [мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере], и пресловутая 210-я [организация преступного сообщества]. Сейчас это дело в суде, буквально в сентябре было направлено. По этому делу речь идет об исполнении госконтракта. Кстати, с госконтрактами – это весьма распространенная практика, когда все поставлено, все выполнено, все работает, что характерно. Однако оперативный работник приходит и говорит о том, что что-то не так», – рассказывает Авдеева.

Адвокат поясняет, что в случаях с госконтрактами речь идет о бюджетных денежных средствах, а соответственно, возбуждается уголовное дело не только по заявлению потерпевшего, но и по рапорту оперативника, который нередко не разбирается в сложных экономических процессах, особенно когда речь идет о налоговых составах. «Очевидно, что необходима экспертиза. Но экспертизу, к сожалению, нередко вообще не проводят. И вот такие дела, где по сути отсутствуют хищения, которые обязательны для мошенничества, расследуются. Люди находятся в СИЗО или под домашним арестом годами. Вот в качестве примера: дело о налоговой недоимке, в котором я участвую в качестве защитника, рассматривается уже почти 2,5 года, а бизнесмены продолжают находиться под домашним арестом, несмотря на всю необоснованность состава», – рассказывает эксперт.

По словам Авдеевой, как правило, налоговая недоимка вменяется в связи с неуплатой контрагентом, а учитывая, что такие действия у нас в стране относятся к категории тяжких, срок давности по этим преступлениям составляет 10 лет. «В периоде этих 10 лет нередко у нас и регламенты меняются, могут быть не сохранены какие-то документы, соответственно, когда предприниматель совершал какие-то сделки, в тот момент он действовал согласно действующему регламенту и полагал, что действует с должной степенью внимательности и осмотрительности. А спустя пять, шесть, семь лет (такие дела тоже есть, это реальные примеры), вменяют ему налоговое преступление в связи с неуплатой недоимки», – уточняет адвокат.

Вот и получается: за экономические преступления бизнесменам выносятся большие сроки заключения. Но этим, к сожалению, дело не ограничивается. Согласно устоявшейся в России практике на предпринимателя накладывают штрафы из тех сумм, которые заведомо исполнить нельзя, – экспертизы-то нет. Да и потом как можно выплатить штраф, находясь на зоне. «Государство несет тройные убытки. Вы знаете, что только на питание в месяц на заключенного уходит из казны 30 тысяч рублей. Это не говоря о том, что там целый штат содержится. Умножьте все это на количество заключенных по стране. Второе – предприятие парализуется, соответственно, для экономики оно становится убыточным. Если говорить про нашу сферу, строительную, человек, который попадает в такие условия, просто прекращает свое существование как предприниматель. Как правило, люди не возвращаются, потому что процесс восстановления компании именно в строительной отрасли – многолетний. Реанимировать бизнес удается крайне редко», – указывает Елена Киселева.

Киселева уверена, что в подобных ситуациях получается тройная нагрузка на экономику страны. «Я думаю, что необходимо в корне менять подход к этому вопросу, на уровне законодательной власти», – подчеркивает замглавы Ассоциации защиты бизнеса.

Она отмечает: попытки подготовить такой документ предпринимались неоднократно. И бизнес-омбудсмен Борис Титов неоднократно поднимал этот вопрос, и ассоциация. Однако успехом они не увенчались. «До сих пор остается эта порочная судебная практика – удовлетворять все требования Следственного комитета, не разбираясь», – вздыхает бизнес-вумен.

Вот и Екатерина Авдеева уверена, что в настоящее время необходим пересмотр всей системы, чтобы наказание за экономические преступления были соразмерны. «Можно правильно подойти, создать условия для исправления, а не для того, чтобы они там [в заключении] приобретали какие-то дополнительные криминальные навыки, чтобы они не деградировали в этот период, а, наоборот, развивались и приносили пользу обществу. У нас нестабильная экономическая ситуация. Есть риск, что предприниматель не сможет заработать. Нужно учитывать, что по многим статьям у нас нет нижней границы, а значит, совсем необязательно менять законодательство. Нужно просто изменить правоприменительную практику. А в части вовлечения осужденных в работу это, несомненно, требует обсуждения. И это тоже может сильно способствовать развитию экономики», – считает адвокат.

Выплаты по КАСКО при ДТП: оформление, сроки обращения

КАСКО — это услуга добровольного страхования автомобиля от хищения и ущерба любого характера. При желании клиента можно дополнительно учитывать страховые функции полиса — расширение гражданской ответственности, страхование от несчастных случаев, а также дополнительного оборудования. Стоимость услуги зависит от количества допущенных к управлению лиц, года выпуска транспортного средства, марки, модели автомобиля и даты ввода его в эксплуатацию. Что значит возмещение ущерба по КАСКО при ДТП, какие сроки и порядок действий при наступлении страхового случая?

Обратите внимание. Если нужно рассчитать стоимость страховки, например, КАСКО на полгода, калькулятор на сайте vbr.ru поможет быстро определить стоимость и выбрать максимально подходящий вариант. При каких условиях возмещается ущерб

Что делать после ДТП по КАСКО и за что предусмотрены выплаты? Владелец полиса добровольного страхования имеет законное право на возмещение ущерба при следующих обстоятельствах:

  • Автомобилю был причинён ущерб третьими лицами.
  • Ущерб вследствие ДТП.
  • Похищение или угон транспортного средства.

При оформлении ДТП по КАСКО, когда риски заранее застрахованы полисом, причитающиеся выплаты должны осуществляться в полном объёме и точно в срок. Компенсация ущерба может быть выполнена в денежном эквиваленте напрямую клиенту или специализированному сервисному центру, который ремонтирует повреждённый автомобиль. Выплаты по КАСКО после ДТП предусматривают покрытие ущерба даже в том случае, если виновником аварии является сам водитель (держатель полиса), а не третьи лица.

Действия при ДТП по КАСКО — пошаговая инструкция

Последовательность выплат, правила и форма урегулирования, ремонт по КАСКО без ДТП и срок обращения по полису при аварийной ситуации отражается в договоре страхования. Чтобы беспроблемно получить выплату КАСКО после аварии, важно придерживаться следующих правил:

  • Незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, не перемещая транспортное средство до составления протокола.
  • Тщательно проверить составленный протокол. Особенно факты и детали происшествия.
  • Не вступать в какие-либо неформальные договорённости с участниками ДТП.
  • Уведомить страховую компанию и представить все официальные документы (желательно сохранить копии себе).

В ситуации, если вы оказались виновником ДТП, законом предусмотрено условие суброгации. Это значит, что выплаты по КАСКО виновника потерпевшему происходят через страховую компанию.

Обратите внимание. Выплаты по КАСКО виновнику ДТП имеют такие же сроки восполнения ущерба, что и для пострадавшей стороны.

Сроки возмещения ущерба

Сроки возмещения ущерба КАСКО при ДТП не зафиксированы законодательно и не прописаны в правовом порядке. Они отображаются в договоре страхования или указаны в перечне правил страхового агента. Если проанализировать статистику и провести детальный анализ данных самих страховых компаний, можно вывести закономерные сроки выплаты по КАСКО при ДТП или прочих страховых случаях:

  • Крупные страховые компании — до двух недель.
  • Компании средних масштабов — около месяца (быстрее проходит оплата сервисным службам, нежели выплата напрямую).
  • Мелкие фирмы — от недели до неопределённого срока (чем меньше фирма, тем больше шансов проволочки с выплатой ущерба).

Чтобы не было спорных ситуаций с выплатами по КАСКО после ДТП, рекомендуется оформлять автостраховку в надёжных известных компаниях. Если вы не сориентировались, куда обращаться после ДТП по КАСКО, не переживайте — изучите договор со страховой компанией. В нём вы найдёте адрес и контакты страхового агента, к которому необходимо обратиться незамедлительно.

Как происходит возмещение

Как получить выплату по КАСКО после ДТП или при возникновении страхового случая? После оформления протокола клиенту необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление о возмещении ущерба, приложив к нему пакет документов.

При ущербе ТС

  • Договор со страховой компанией.
  • Свидетельство о регистрации ТС.
  • Документы от ГИБДД — справка и протокол происшествия.
  • Копия водительских прав человека, управлявшего автомобилем.
  • Платёжные документы, подтверждающие ремонт в автосервисе.

При краже ТС

  • Договор со страховой компанией.
  • ПТС (паспорт технического средства).
  • Свидетельство о регистрации ТС.
  • Копия постановления о возбуждении уголовного дела.
  • Комплект ключей от автомобиля.

Как оформить КАСКО без ДТП, если вы повредили автомобиль без участия в аварии (например, поцарапали бампер при неудачном манёвре) и нужна ли справка о ДТП для КАСКО в таком случае? В этой ситуации справка от ГИБДД не требуется, но необходимо зафиксировать происшествие через аварийного комиссара или участкового. При этом в разных страховых компаниях перечень необходимых документов может меняться, а скорость выплат КАСКО после ДТП зависит от условий в договоре.

Обратите внимание. Перед тем как получить страховку по КАСКО без ДТП, нужно представить справку с зафиксированным ущербом в страховую компанию, написав заявление на возмещение убытков.

Получение компенсации КАСКО при ДТП — порядок действий

Основные способы получения компенсации КАСКО после ДТП — прямая денежная выплата, направление на ремонт, полная замена транспортного средства.

Денежная выплата напрямую

Оформляется заявление на получение страховой выплаты клиентом напрямую. Страховой компанией проводится осмотр автомобиля и фиксация ущерба. Прежде всего, проводится экспертиза автомобиля и рассчитывается стоимость повреждений. После чего страховому агенту предоставляются платёжные документы о затратах клиента в автосервисе. Сумму по КАСКО при ДТП можно получить наличными деньгами или переводом на банковскую карту клиента.

КАСКО после ДТП — направление ТС на ремонт

После проведения экспертизы клиент оформляет заявление на законное возмещение ущерба, а страховая компания самостоятельно направляет автомобиль на плановый ремонт в автосервисе. При полном восстановлении ТС страховая компания оплачивает предоставленные партнёром счёта, а клиент получает отремонтированный автомобиль.

Обратите внимание. Если нужно отремонтировать машину по КАСКО без ДТП, вместо протокола от ГИБДД клиент должен представить справку о происшествии от аварийного комиссара или уполномоченного участкового. Кроме этого, можно позвонить в службу 112 и вызвать на место происшествия сотрудника полиции. Замена транспортного средства

Замена утраченного ТС происходит при краже или полной гибели имущества, неподлежащего восстановлению. В случае если суммы не хватает для замены автомобиля на аналогичный (цена утраченного имущества меньше цены нового ТС), клиент осуществляет доплату самостоятельно. Чаще всего держатель полиса может сам решить, в каком виде будет осуществлена компенсация, а КАСКО в ДТП с пострадавшими всегда имеет силу в соответствии с пунктами договора.

Причины, по которым могут отказать в выплате

К сожалению, часто страховые компании отказывают в частичной или полной выплате компенсации клиенту. Самые основные и частые причины:

Водитель нарушил ПДД. Обязательно заранее изучите условия договора страхования. В нем могут быть прописаны случаи, при которых возмещение ущерба не предусмотрено.

  • Водитель не вызвал вовремя сотрудников ГИБДД.
  • Предоставление ложных сведений о ДТП.
  • Водитель скрылся с места ДТП.
  • Осуществление неформальных договорённостей с участниками происшествия
  • Самостоятельное осуществление полного или частичного ремонта ТС.
  • Пункты договора, которые противоречат получению выплаты и не соответствуют фактам происшествия.
  • Отказ на основании трассологической экспертизы.
  • Страховая компания потеряла лицензию, обанкротилась или прекратила своё существование.
  • Попытки оформить КАСКО задним числом, что является незаконным действием.

Нередко в договорах страхования пункты с условиями возмещения ущерба звучат двусмысленно и неточно. Обращайте внимание, какие документы нужны для КАСКО после ДТП и изучайте детали. В случае непонятных формулировок в договоре вы имеете право попросить откорректировать пункты.

Важно! Никогда не пытайтесь оформить КАСКО задним числом после ДТП, такие схемы легко открываются после проведения экспертизы и влекут за собой ответственность перед законодательством РФ.

Что делать, если страховая отказалась возмещать ущерб

Чтобы исключить негативные последствия в виде незаконного отказа от компенсации ущерба, изучите, как правильно оформить ДТП по КАСКО и тщательно выбирайте страховую компанию. Чем крупнее и известнее фирма, тем больше шансов благополучно получить положенную компенсацию. Если всё-таки сложилась ситуация спора и вы получили отказ от страховой компании, действуйте согласно рекомендациям:

  • Активизируйте досудебное разбирательство со страховой компанией самостоятельно, предъявив письменно официальную претензию.
  • Обратитесь с официальным заявлением в Федеральную службу страхнадзора РФ. Если вы правы, страховая компания будет обязана возместить ущерб. Кроме того, фирма рискует потерять лицензию для дальнейшей деятельности.
  • Подайте в суд на страховую компанию. Когда вы уверены в своей правоте — смело идите в суд. Закон будет на вашей стороне. Соберите пакет документов, включая историю претензионной досудебной переписки.

При любых обстоятельствах всегда внимательно изучайте рейтинг страховой компании и договор, который подписываете. Даже при отказе страховой фирмы возмещать ущерб ТС, не опускайте руки и не ремонтируйте транспортное средство самостоятельно. Существует ряд наивысших форм юридических законов, которые имеют большую правовую силу, чем страховой договор. Самое главное, следовать обязательным пунктам и грамотно оформлять происшествие. В таком случае вероятность выиграть спор — максимальна. При любых конфликтных ситуациях вы всегда имеете право на независимую экспертизу и законное разрешение спора.

Как противостоять страховому мошенничеству

Нестабильная экономическая ситуация вызывает спад продаж страховых продуктов через банки и автосалоны, а также увеличивает риски мошенничества на фоне снижения платежеспособности населения. В таких условиях особую актуальность приобретает качественная оценка рисков в страховании. Применение скоринговых технологий дает возможность сократить затраты страховой компании на покрытие мошеннических операций до 10%; повысить качество принятия решения о выдаче полиса до 70%.

С целью снижения рисков мошенничества и автоматизации процесса оценки страхователей в мировой практике широко применяются скоринговые системы. Это комплекс высокотехнологичных инструментов, основанный на численных статистических методах. Такие мировые бренды, как Liberty Seguros, AXA, Grange Insurance и др., используют скоринговые системы для оценки мошенничества, анализа, оптимизации и мониторинга страхового портфеля, построения аналитической отчетности, организации кросс-продаж и прогнозирования наступления страховых случаев.

Страховыми компаниями, работающими на рынках стран СНГ, наиболее востребован учет и контроль рисков мошенничества в автомобильном страховании. По различным экспертным оценкам российских аналитиков размер выплат по мошенническим схемам только в сфере ОСАГО достигает 10-15% от общего объема выплат, и эта цифра стремительно возрастает. Как показывает исследование, которое проводило Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), большинство россиян не считают обман страховой компании преступлением.

Использование скоринга в страховом бизнесе позволит избежать ошибок и искажения данных при заполнении договоров, повысить качество принятия решения по оформлению страхового полиса, снизить риски мошенничества как на этапе заключения страхового договора, так и на этапе урегулирования убытков. Применение скоринговых технологий дает возможность сократить затраты страховой компании на покрытие мошеннических операций до 10%; повысить качество принятия решения о выдаче полиса до 70%.

Мошенничество в автостраховании можно условно разделить на две группы: мошенничество со стороны клиентов и со стороны других лиц. Первая схема мошенничества возникает, как правило, на этапе заключения договора или на этапе урегулирования убытков. Во второй непосредственно участвуют страховые агенты, эксперты, аварийные комиссары, а также банки, автосалоны и т.д.

Классификация мошенничества в автомобильном страховании

Источник: Scorto Consulting, 2009

Заключение договора

Одним из наиболее вероятных сценариев мошенничества на этапе заключения договора является умышленное страхование потенциальных мошенников. В этом случае при оценке страхователя агенты могут целенаправленно не учитывать риски мошенничества в виду того, что их главной задачей является заключение договора. Применение скоринговых систем позволит оценивать страхователя, например, на соответствие «портрету типичного мошенника». Результатом оценки будет отказ в страховании «плохого» клиента, что позволит исключить риск обхода отказных решений агентами и повысить качество страхового портфеля.

Не менее распространенным является страхование/ изменение условий страхования «задним числом». Для получения личной выгоды страховые агенты могут вступать в сговор со страхователем, умышленно страхуя автомобиль, который уже был участником ДТП, или изменять условия договора после наступления страхового случая. Использование скоринговых систем исключает возможность страхования и изменения условий страхового договора «задним числом». Также исключается мошенническая схема, при которой агент «умышленно теряет» договора и заполненные полисы.

Следующий сценарий — завышение/ занижение тарифов и премий. Определение страхового тарифа и премии осуществляется с помощью тарифных планов и калькуляторов, которые не всегда удобны в использовании. При такой схеме работы агент может сознательно допускать ошибки в расчетах основных параметров договора. Возможности скоринговых систем исключат как любые ошибки, в том числе и сознательные, позволят страховым агентам сократить время на обработку каждой заявки, уделять больше времени работе с новыми клиентами, увеличить клиентскую базу и повысить уровень обслуживания страхователей.

На этапе заключения договора возможно искажение и/или непредставление информации. Для получения более выгодных условий страхования клиент может искажать или предоставлять не полную информацию о транспортном средстве, доходах и пр. В случае применения скоринговых систем автоматическая обработка данных из различных баз и информационных систем в режиме реального времени позволит значительно сократить риски сокрытия или искажения информации.

Сокрытие информации о страховой истории влечет за собой необоснованные расходы страховой компании. Автоматизация процесса страхования, использующего скоринговые системы, не допускает некорректное использование данных.

Урегулирование убытков

На этапе урегулирования убытков может происходить инсценирование убытков, ДТП или ущерба — документальная фальсификация, ДТП с подкупом сотрудника ГИБДД, симуляция телесных повреждений, фальсификация медицинских документов. Существует вероятность искажения или преувеличения ущерба имуществу или здоровью — завышения сумм исковых требований, а также умышленного провоцирования ДТП или подставных ДТП — ДТП с выбором жертвы, ДТП со столкновениями автомобилей мошенников.

На этом этапе андеррайтеры проводят оценку страховых случаев по индикаторам мошенничества, используя информацию из различных баз данных и руководствуясь экспертными правилами. Ключевыми индикаторами при этом выступают: чрезмерно большой ущерб от страхового случая, страховое событие произошло сразу после заключения договора, событие, о котором заявляет страхователь, произошло раньше, чем был заключен договор, страхователь имеет серьезные материальные проблемы, объект застрахован в нескольких страховых компаниях от одних и тех же рисков, страхователь ранее неоднократно был жертвой страхового случая.

Инструменты построения стратегий принятия решения в скоринговых системах позволяют настраивать стратегии оценки мошеннических схем любого уровня сложности. Стратегия может включать в себя сколь угодно большое количество правил (индикаторов) и моделей, которые будут учитывать все основные критерии оценки потенциальных мошенников и помогут корректно оценивать страховые случаи на этапе урегулирования убытков.

Принципы работы скоринговых систем

Скоринговая система – это аналитический центр, который предоставляет страховой компании возможность гибко управлять страховыми правилами, политиками и скоринговыми моделями и обрабатывать более 30000 заявок в час.

Процесс принятия решения с использованием скоринговой системы

Источник: Scorto Consulting, 2009

Количество рабочих мест в системе варьируется в зависимости от потребностей страховой компании. Правила расчетов, графики выплат и т.п. могут быть настроены или изменены силами уполномоченных сотрудников страховой компании. Web-интерфейс рабочих мест позволяет осуществлять удаленный доступ к системе через интернет в любое удобное время.

Функциональность аналитического центра позволяет автоматизировать процессы: выявления мошенничества, принятия решения о страховании/ отказе в страховании, анализа страховых рисков, определения оптимального страхового тарифа, определения условий страхового покрытия по рискам, эффективной организации перекрестных продаж.

В скоринговой системе реализуется наиболее точный алгоритм оценки страхователя и выявления мошенничества на различных этапах — заключения договора, наступления страхового случая, анализа страхового портфеля, а также функция построения и анализа широкого ряда специализированных отчетов.

Использование скоринговых систем позволяет свести риски мошенничества со стороны страхователей до минимально возможного уровня, что поможет экономить денежные средства на размерах страховых выплат; исключить риски мошенничества со стороны страховых агентов и повысить эффективность их работы, что дает возможность повысить качество принятия решения; проводить обоснованное изменение процентных ставок и эффективно планировать кросс-продажи, что позволяет увеличить количество потенциальных клиентов.

Провокация ДТП — схемы подставных аварий

В вышеперечисленных случаях водитель так или иначе участвует в противозаконных схемах. Однако существуют целые преступные группировки, жертвами которых может стать любой законопослушный водитель. Этот вид мошенничества широко распространен, а прибыли мошенников исчисляются миллионами рублей. Цель — преднамеренная провокация намеченной жертвы и последующее вымогательство денежных средств.

Распознать мошенников сложно, в инсценировке участвуют несколько машин, зачастую прибегают к помощи недобросовестных сотрудников ГИБДД и страховых компаний. Признаками автоподставы можно считать следующие ситуации:

Настойчивые просьбы уступить дорогу от движущегося позади автомобиля, машина пособников движется справа. Как только водитель начинает маневр перестроения, автомобиль резко подставляется под удар;

Необоснованное резкое торможение впереди идущего автомобиля;

Наличие свидетелей, говорящих заведомую ложь;

Настойчивые требования «потерпевших» решить вопрос на месте, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Чересчур эмоциональное или агрессивное поведение «пострадавших» также должно насторожить водителя. Чаще всего повреждения автомобиля мошенников минимальны, но жертву пытаются убедить в обратном.

Кто может помочь

Можно с уверенностью сказать, что провернуть подобное действие крайне сложно без участия:

  • Представителей страховой компании. Пользуясь своим служебным положением, они, например, имеют доступ к бланкам договора, подлежащим списанию, знают все тонкости процедуры страхования, знакомы со статьями закона для ухода от ответственности и т. д. За свою помощь получают с владельца авто довольно солидную сумму.
  • Сотрудников ГИБДД. Могут входить в сговор с автовладельцем и оказывать ему помощь в провоцировании или фальсификации аварии, угона. Делают это для получения прибыли от страховой компании.

Информация: иногда сами хозяева машин решаются на оформление страховки с заведомо ложной информацией (страхуя транспорт с уже имеющимися повреждениями) или сразу в нескольких компаниях, чтобы потом получить возмещение по каждому договору. Все эти действия являются незаконными.

Последствия

Если документы оформляются уже после ДТП, риск возрастает существенно, и это одна из главных причин, почему стоит все-таки избегать подобного оформление, так как это уже не административное, а уголовное правонарушение, а если говорить более точно – это прямая подделка документов, за которую предусматривается срок до шести лет лишения свободы.

Помимо всего прочего, риски заключаются в следующем:

Можно столкнуться с мошенниками в лице страховых агентовПолучив от вас деньги, они могут просто отказаться от выполнения договоренных действий, а вернуть назад свои деньги вы уже никак не сможете.
ОСАГО будет недействителенПолучая документы на руки, вы должны будете убедиться в том, что информация о вас была занесена в базу Российского Союза Автостраховщиков, а иначе вы отдаете деньги за простую бумагу, которая нигде не будет иметь никакого веса.
Вы будете застрахованы по фактической дате подачи заявленияНередко агенты соглашаются на предложенные условия, но при этом все равно выполняют свои обязанности в соответствии с законом.

Чтобы вы минимально пострадали в случае обнаружения подлога вашего документа, лучше всего сделать так, чтобы оформлением полиса занималось третье лицо. Благодаря этому вы вообще не будете восприниматься как подозреваемый, а станете потерпевшим, но этот факт в любом случае не отменяет необходимость в последующем оформлении договора ОСАГО, а в случае создания аварии — в выплате компенсации.

Все эти действия являются непосредственным нарушением закона, поэтому ни при каких обстоятельствах не рекомендуется применять данные меры. Лучше всего просто расплатиться по нанесенному ущербу, и в дальнейшем учитывать возможные нарушения правил дорожного движения, тем более, что сумма штрафа за отсутствие полиса составляет всего 800 рублей.

В любом случае, потенциальная возможность оформления страхового полиса задним числом не стоит считать причиной отказа от покупки полиса официально, так как в конечном итоге это мероприятие не только окажется для вас крайне невыгодным, но еще и может вылиться в серьезные неприятности.

Суть процедуры выкупа ОСАГО состоит передаче прав требования долговых обязательств страховой компании от автолюбителя третьему лицу.

По какой формуле производится расчет выплаты по ОСАГО, можно прочитать тут.

Статья по этой ссылке поможет разобраться с составлением претензии по ОСАГО.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Читать еще:  Срок осмотра автомобиля после дтп страховой компанией
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector