Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Что нужно и нельзя делать, чтобы добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу? Как противостоять подставным свидетелям со стороны виновника ДТП? И в каком случае страховщик сможет взыскать с пострадавшего пешехода сумму, выплаченную водителю?

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов довольно распространены. За январь – апрель 2019 г. только в Москве произошло 1016 ДТП, в которых 57 человек погибли, 1005 человек получили вред здоровью разной степени.

Если пешеход стал участником ДТП, ему следует руководствоваться правилами, которые в последующем помогут добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, взыскать компенсацию морального вреда. Знание своих прав и обязанностей позволит защитить свои интересы в ходе проведения следственных действий и в суде.

Кто такой понятой

Понятые — это люди, которые не заинтересованы в исходе административного разбирательства или уголовного дела. Их основная обязанность — присутствовать при оформлении процессуальных действий и своим присутствием подтверждать, что действия эти происходили по закону.

В отличие от свидетеля понятой никогда не выступает очевидцем преступления или правонарушения. Свидетель — невольный участник событий, а понятой всегда участвует в расследовании добровольно. За отказ быть понятым нет никакой ответственности.

По закону понятых должно быть не меньше двух человек. Их можно привлекать при оформлении протоколов об административном правонарушении и во время предварительного следствия по уголовным делам.

Понятыми не могут быть:

  1. Несовершеннолетние.
  2. Участники уголовного судопроизводства и их родственники. Нельзя, например, в качестве понятого привлекать жену или брата человека, которого обыскивают.
  3. Сотрудники полиции или работники других силовых структур.
  4. Лица, заинтересованные в исходе дела.

Присутствие понятых обязательно далеко не всегда. По уголовным делам понятых привлекают к проведению следственных действий, которые связаны с личностью подозреваемого и имуществом: например, для осмотра места преступления, обыска, выемки и тому подобного. Такие следственные действия нужны для поиска и фиксации доказательств преступления, а понятой подтверждает, что эти доказательства не были подброшены или фальсифицированы.

В вашем случае, скорее всего, рассматривается дело об административном правонарушении: происходит осмотр места ДТП, досмотр или административное задержание. Полный перечень административных действий, при которых нужны понятые, содержится в главе 27 КоАП РФ. Но, если сотрудники полиции сделают видеозапись и приложат ее к протоколу об административном правонарушении, можно обойтись без понятых.

За и против

Правозащитники по-разному оценивают изменения. Главный плюс, по их мнению, — предоставление права сразу же зафиксировать на фото схему ДТП и строгий учет протоколов. По мнению автоюриста Владимира Караваева, фотофиксация со стороны потерпевшего или виновника не позволит фальсифицировать схему ДТП при рассмотрении дела в суде. А учет протоколов уменьшит взяточничество. Также Караваев говорит, что отмена требования свидетелей того, что водитель не подписал протокол о нарушении, не откроет путь к фальсификациям.

«Подписывать протокол или нет — это право, а не обязанность. И фиксировать с помощью свидетелей, что человек отказался использовать свое право, это нелогично. При медосвидетельствовании водителя на трезвость все равно должны быть понятые, это требование осталось, поэтому опасаться водителям, если они трезвы, не стоит», — разъяснил Караваев «Сегодня».

Адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на автомобильном праве, более критичен:

«Остановили водителя, проверили документы, зафиксировала данные. Водитель поехал дальше, а патрульные состряпали бумаги, что он отказался пройти освидетельствование на трезвость и не захотел подписывать протокол. В этом случае свидетели не нужны. Последствия для него очевидны».

Поэтому оба юриста советуют не отказываться от медосвидетельствования на трезвость и всегда подписывать протокол, написав при необходимости о своем несогласии с изложенным в нем. В патрульной полиции категорически отрицают возможность злоупотреблений со стороны патрульных.

«Все их действия фиксируются на боди-камеру. Также каждый админматериал можно обжаловать в суде или написать жалобу на незаконные действия патрульных», — разъяснили нам глава пресс-службы патрульной полиции Яна Кутова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Названа причина самого распространенного нарушения ПДД на Керченском мосту

Есть вопросЧто делать при ДТП?

Поговорили со специалистом

  • The Village Казахстан , 18 октября 2019
  • 4212

Только за шесть месяцев 2019 года в стране зарегистрировано 7 093 транспортных происшествий, около 17 с половиной тысяч водителей лишились права управления транспортным средством.

Поговорили со специалистом, чтобы знать, что делать при ДТП, к чему быть готовым и как защитить свои права.

ИП «ДТП ПОМОЩЬ», главный специалист

какие действия необходимо выполнить сразу после ДТП?

При столкновении необходимо остановить транспортное средство, убедиться нужна ли кому из участников ДТП медицинская помощь, сообщить о происшествии, позвонив 102 и вызвать скорую помощь, если есть пострадавшие.

Если имеется номер страховой компании, с которой заключен договор, нужно вызвать представителя компании. Если есть добровольный договор страхования (КАСКО), вызов представителя страховой компании на место обязателен. По ГПО (Страхование гражданско-правовой ответственности — Прим. ред) вызов страхового агента не обязателен.

Чего делать нельзя?

Категорически нельзя покидать место ДТП или передвигать транспорт с места аварии до приезда сотрудников полиции (Статья 611 КоАП РК — Прим. ред). В противном случае можно получить штраф размером в пять МРП или лишиться права управления транспортным средством сроком на один год (Статья 611 КоАП РК ч.2 — Прим. ред).

Многие автомобилисты, особенно при незначительных повреждениях, на эмоциях покидают место ДТП, после чего их лишают прав. В данном случае характер повреждений не имеет значения — избежать лишения прав не удастся.

Читать еще:  Получение страховых выплат по осаго после дтп

На место ДТП приехала полиция. Каков правильный порядок ее действий? Что делать участнику ДТП?

Главная задача патрульной полиции по прибытии на место ДТП — оценка обстановки и возможность установления, кем из участников ДТП были нарушены правила дорожного движения. Если ситуация спорная, то на каждого из участников ДТП будут составлять протокол. В таком случае водительские удостоверения изымаются у обоих водителей. После решения суда виновник либо оплачивает штраф и ему возвращают права, либо его их лишают. Решать судьбу виновника не в компетенции сотрудников дорожной полиции, осуществляющих оформление.

Дело дорожной полиции — приехать на место ДТП и сформировать материал: составить схему ДТП, протокол и передать их в районное управление. После чего дело отправляется в административную группу. Если ситуация спорная, материал отправят дознавателю, и он будет проводить дальнейшие действия.

Когда материал попадает в районное управление, в случае, если нет отягчающих обстоятельств и ситуация не спорная, административная группа формирует материал и передает в суд в течение трех рабочих дней. Вердикт только по материалам дела. Поэтому очень важно, чтобы схема ДТП была составлена правильно: с учетом всех дорожных знаков, ширины проезжей части, полос, расположения транспортных средств.

Если ситуация спорная или при ДТП есть пострадавшие, дело передается дознавателю, который собирает и готовит материалы, назначает экспертизы, в случае телесных повреждений — судмедэкспертизу.

Составление объяснительной и схемы дтп: порядок, правила, подводные камни

При составлении объяснительной обычно выдается образец с перечнем вопросов, на которые нужно ответить. Здесь нужно постараться описать все произошедшее в подробностях, но без лишних эмоций.

При составлении объяснительной сотрудники часто просят указать, что медосвидетельствование участник ДТП пройдет добровольно. Написав это, автовладелец обязуется пройти процедуру и самостоятельно оплатить ее согласно прейскуранту учреждения. Загвоздка в том, что при отказе автовладельца лишают прав. Однако, если написать в объяснительной, чтобы сотрудники выдали направление медосвидетельствование, то процедура будет бесплатной.

При составлении схемы ДТП нужны быть предельно внимательным. На ней должно быть отображено все, что касается происшествия, как видит сотрудник полиции по прибытию на место: как располагается транспорт, если его передвинули другие патрульные службы, то есть соответствующая разметка, по которой будет составляться схема ДТП. Необходимо точно указать место аварии, если оно спорно — сотрудник дорожной полиции обязан указать оба места, которые указывают участники.

Схему не нужно подписывать, пока не будут удовлетворены все требования, чтобы не возникло несоответствия действительности. К составлению схемы также должны быть привлечены двое понятых, не имеющих отношения к ДТП. Они должны присутствовать и при замерах, и при составлении самой схемы.

Нужно обратить внимание на все видимые повреждения для их описи в протоколе. Если что-то упустить, можно остаться без выплат от страховой компании. Скрытые эффекты и повреждения должен учитывать эксперт при оценке: от страховой компании либо независимый эксперт.

В каких случаях стоит заключать мировое соглашение при ДТП

Если повреждения транспортных средств незначительны и все участники ДТП готовы урегулировать инцидент на месте, а лицо, нарушившее ПДД, готово возместить ущерб, то следует помнить, что если договориться и покинуть место ДТП, а виновное лицо не выполнит своих обязательств, то при повторном обращении в полицию, права управления транспортом лишаются все участники ДТП. Но при установлении виновного лица, страховое возмещение потерпевший все равно получит. Однако только в том случае, если у виновного лица есть действующий договор страхования.

Ответственность за нарушение водителем правил ДТП, которое повлекло повреждения транспортного средства, составляет 20 МРП или лишение права управления на шесть месяцев (по усмотрению суда). Своим клиентам я всегда говорю: если ущерб незначительный и не превышает 70-80 тысяч тенге, то лучше договариваться на месте, потому что возможные расходы на штрафы и понижение страхового класса обойдутся примерно в ту же сумму. К тому же это потеря времени и гарантированное лишение прав в случае повторного ДТП.

Если инцидент исчерпан, то участникам необходимо разменяться расписками — это обязательно. Бывали случаи, когда все договорились, разъехались, а другой участник ДТП возвращался и оформил происшествие. Второго участника автоматически лишают права управления.

Примириться можно и в процессе оформления ДТП — достаточно позвонить в дежурную часть и сообщить о примирении сторон и отказе в оформлении. Вызов отменят. Речи об оплате вызова дорожной полиции быть не может, вне зависимости от того начали сотрудники оформление или нет.

Снятие номеров и водворение транспортного средства на спецстоянку

По статье 610 КоАП РК могут снять номера или водворить транспорт на спецстоянку. Однако перечень, в котором было бы указано, когда это действительно необходимо, отсутствует. На практике сотрудники сами принимают решение об ограничении эксплуатации транспорта. Из-за нежелания оформлять материал, сотрудники начинают запугивать автовладельцев штрафстоянкой даже при незначительных повреждениях, чтобы автовладелец подумал, стоит ли ему оформляться.

Мы не раз обращались к руководству УВД, получали устные ответы. Согласно одному из них, сотрудник должен водворять транспорт на спецстоянку либо изымать номера только в случае ДТП с отягчающими обстоятельствами, например есть пострадавшие. В других случаях необходимости нет.

В каких случаях прав лишают, а в каких просто штрафуют?

Всегда есть вероятность, что прав могут лишить. К сожалению, не всегда объективность в рассмотрении административного материала присутствует в полном объеме. Зачастую судьи выносят такие абсурдные решения, что точно сказать, останутся ли права, не сможет никто.

Читать еще:  Когда вводятся новые полисы осаго

На суде влияет мнение и остальных участников ДТП, и административная история за последний год: наличие штрафов и своевременность их оплаты. Если не явиться в суд, это может быть расценено как неуважение к суду и судья может выбрать максимальное взыскание — лишить прав управления транспортным средством. Если вина очевидна, отстаивая свою правоту в суде, можно только усугубить положение. Так случается часто.

Также лишения не избежать, если в течение календарного года участника дтп привлекают по одной и той же статье. Если при ДТП не вызывалась бригада скорой помощи, нет неоплаченных штрафов и многочисленных нарушений ДТП, то ответственность несется в виде штрафа.

«В протоколе с места аварии — дорожные знаки, которых там никогда не было»

Когда суд перешел к рассмотрению письменных материалов дела, представитель потерпевшего Вячеслав почти все время стоял у трибуны: сообщал о несоответствиях и подделке материалов следствия, которые он обнаружил.

— В материалах полтора десятка фальсифицированных протоколов осмотра места происшествия, допросов свидетелей, понятые в следственных действиях не участвовали. У нас есть доказательства, — заявил представитель.

Так, в деле указано, что ДТП произошло на 50 км трассы Р53 Слобода — Новосады. В протоколе осмотра места аварии указано, какие дорожные знаки там стояли.

Справа — супруга обвиняемого, слева — его сестра

— Но Александра сбили на улице Зеленый городок, а трасса Р53 находится в нескольких километрах от этого места. В протоколе указано, что место ДТП следователь осматривала с 10.00 до 11.00, а на самом деле она прибыла туда после 14.00. В это время там уже была совсем другая следовая картина. Там нет и никогда не было таких дорожных знаков, которые указывала Андрианова: следователь проводила осмотр не в том направлении, в котором произошло ДТП, — отметил Вячеслав.

Кстати, представитель утверждает, что первый протокол осмотра заменили. В первом варианте протокола следователь «забила» туда понятыми своих родителей, потом родителей убрала и во второй вариант протокола внесла свою подругу и ее мужа. Законом запрещено привлекать понятых, если они имеют связь со следователем. Пострадавший просил провести осмотр места ДТП повторно, но ему отказали.

Представитель считает, что в 2018-м уголовное преследование дальнобойщика Юрийса прекращать было нельзя: не было результатов экспертиз. По сведениям потерпевшего, фуру следователь отпустила из Беларуси 5 апреля, дело на Курмса прекратили 19 апреля, а предварительное расследование приостановили 20 апреля.

— Экспертизу провели 28 мая 2018 года, а расследование дела прекратили на месяц раньше, в это время автопоезд уже уехал за границу. Оказывается, следователь 20 апреля подала рапорт, что она связывалась с экспертом и, мол, тот ей сообщил, что экспертиза готова и уже в пути. Эксперт так и не смог ответить на некоторые вопросы: фура уехала, и материалы для исследования взять он уже не мог.

В материалах дела указано: на одежде пострадавшего были следы краски голубого и светло-зеленого цвета, но установить ее качественный состав нельзя. На задней части полуприцепа, которой, предположительно, и был нанесен удар пешеходу, есть небольшая сине-красная наклейка, однако исследования показали, что это не та краска, которая была на одежде пострадавшего.

— Исследовалась наклейка с другого авто, а не с того, который участвовал в аварии, а состав краски на разных полуприцепах может отличаться. Кроме того, экспертиза с одеждой Александра проводилась после того, как была постирана, — ее отдали жене пострадавшего в больнице.

По словам жены пострадавшего, следователь Андрианова изъяла вещи для экспертизы уже после стирки, но попросила подписать документы об изъятии не датой, когда это было сделано, а раньше.

— Я на эти даты тогда не обращала внимания, состояние было такое, поэтому я все подписала, как просила Андрианова, — сказала жена Александра.

Были у представителя замечания и по протоколу осмотра автопоезда: он утверждал, что это второй его вариант — первый был изъят.

— Мы просили нормально осмотреть фуру: там были синяя краска, выступающие части (следователь утверждала, что их нет), на наклейке были повреждения — их Андрианова скрыла: сделала один панорамный снимок издалека, а второй, крупный, — это неповрежденная наклейка с другой стороны полуприцепа.

Кстати, когда дело передали в УСК по Минской области, были проведены экспертизы, которые показали: выступающие части на полуприцепе есть. Одна из них — проушина на левой стороне полуприцепа, на высоте 170 см, именно эта часть и могла травмировать голову пешехода.

Были и другие факты, которые до сих пор вызывают вопросы у стороны пострадавшего. О них сообщали председателю центрального аппарата Следственного комитета.

— По фактам фальсификации проверка не проводится. Сейчас проверяются только некоторые подписи, которые мы считаем поддельными, — сообщил представитель.

Пострадавший несколько раз ходатайствовал, чтобы в суд для дачи показаний была вызвана следователь Андрианова. Однако на заседание она не явилась: в первый раз сослалась на рабочую занятость, второй раз от нее поступило письмо, где сообщалось, что допрашивать ее нельзя.

Выступая в прениях, гособвинитель заявила, что вина Курмса Юрийса доказана, и попросила лишить его свободы на три года с отбыванием наказания в колонии-поселении, а также лишить прав на пять лет. Гражданский иск о возмещении материальной компенсации морального и физического вреда к фирме-перевозчику прокурор поддержала, а к обвиняемому — нет. Также гособвинитель попросила вынести частное определение в адрес РОСК Борисовского района — за нарушения уголовно-процессуального законодательства, которые были допущены при расследовании уголовного дела.

Читать еще:  Нужно ли страховать жизнь при оформлении осаго

Защитник обвиняемого заявила, что собранных материалов по делу недостаточно, чтобы подвергать его уголовному наказанию, и попросила освободить обвиняемого от наказания. Сам же дальнобойщик к концу процесса уже не был так уверен в своей невиновности.

— Я не знаю, как это могло случиться. Но, наверное, это могло быть, хотя заноса я не чувствовал, — сказал Юрийс после нескольких дней судебных заседаний.

Понятые присутствуют не всегда. Обычно они привлекаются для уголовного расследования к действиям, связанным с установлением личности подозреваемого и досмотром имущества. Понятой подтверждает, что в процессе улики не были подброшены, а доказательства сфальсифицированы.

В ситуации аварий речь идет об административном правонарушении, поэтому требуется осмотр места ДТП и автомобиля или задержание нарушителя. Как быть, если авария произошла на ночной трассе? Будить жителей ближайшей деревни? Везти понятых с города? Разумеется, нет. Сделанная видеозапись досмотра, приложенная к протоколу, может вполне заменить собой понятого.

На месте происшествия

Правила поведения на месте ДТП общеизвестны. Надо немедленно остановить автомобиль, вызвать ГИБДД, записать данные очевидцев, оказать помощь потерпевшим. Следует активно участвовать в осмотре места происшествия, проверять все сделанные инспектором замеры, требовать фиксации в протоколе и, при необходимости, изъятия с месте ДТП вещественных доказательств. При необходимости зафиксируйте происходящее с помощью диктофона, фотоаппарата или видеокамеры.

На месте аварии инспектором могут составляться процессуальные документы и производиться определенные действия, о которых стоит рассказать подробнее.

Тянуть, толкать, импровизировать

«Если говорить в общем, то мы следим за тем, чтобы даже в самых неблагоприятных условиях город ехал нормально, — рассказывает Сергей Баринов. — Для серьезных случаев есть другие службы: МЧС, ГИБДД, скорая помощь. У нас же основная задача — убрать причину затора. Например, случилось где-то ДТП, машины столкнулись, заняли две полосы из трех — мы стараемся быстрее подъехать, составить европротокол. Если оформление по “евро” невозможно, связываемся с сотрудниками ГИБДД, согласовываем наши действия, перемещаем машины на обочину и открываем движение».

Бывает, просто сломалась машина или закончился бензин. Далеко за примером ехать не приходится: впереди затор. Его причина — старые жигули. Машина заглохла прямо посреди дороги, хозяин в растерянности ходит вокруг, в плотном потоке сделать что-то с автомобилем самостоятельно он не может. Первое, о чем заботится в таких случаях патруль, — ограждения. Дежурные выставляют на дороге оранжевые конусы и специальные знаки, чтобы обеспечить безопасность водителя и свою. А дальше начинается импровизация.

«Ситуации бывают разные. Вот, например, автомобиль заглох, мы его хотели подцепить на трос и отбуксировать, но машина старая и ее можно повредить», — объясняет Кирилл Чистов.

Завести авто «с толкача» тоже не удается, значит, придется переправить его на обочину, а оттуда вызвать эвакуатор. Для таких случаев в багажнике зеленого пикапа лежат строительные перчатки, а в салоне — жезл регулировщика. Один патрульный останавливает поток, второй подталкивает машину к безопасному участку. Как только препятствие с проезжей части убрано — затор рассасывается.

«А вы говорите, целый день за рулем, — шутят патрульные уже после того, как зарегистрировали случай в специальной системе. — С нашей работой и зарядку делать не надо».

Обратите внимание

  1. Тщательно изучите протокол, который передал вам в руки инспектор ДПС.
  2. Если сотрудник ДПС не объяснил вам ваши права, то сделайте соответствующую запись в графе «Объяснения лица». Помните, что разъяснение прав — это прямая обязанность гаишника. Вы не должны изучать нормативные документы самостоятельно.
  3. В графе «Объяснения лица» всегда пишите «Не согласен, ПДД не нарушал. Действия ИДПС не основаны на законе». Это лучше, чем расписывать всю произошедшую ситуацию, с которой вы не согласны, так как не все обладают юридически-грамотным языком. Можно своими же руками выкопать себе яму. Отметьте, что свидетели с вашей стороны не вписаны и не составлена схема нарушения. А если она все-таки составлена, то на ней также не оставляйте своей подписи. В суде это может быть воспринято как ваше согласие с описанием инспектора.
  4. Приложите свои показания, а также ваших свидетелей, собственную схему нарушения.
  5. Все незаполненные графы, такие как наличие свидетелей, необходимо перечеркнуть, чтобы потом туда не были подставлены липовые подписи.
  6. Найденные ошибки инспектора не торопитесь исправлять. Проанализируйте их и, если они вам пойдут на руку — не зачеркивайте.
  7. Обратите внимание на пункт «копию протокола получил на руки» и «с протоколом ознакомлен, разъяснены права и обязанности». Они объединены в одной графе. Таким образом, получается, что расписавшись за получение копии, вы подтверждаете разъяснение вам прав. При этом укажите в графе «Объяснения лица», что ваши права не разъяснены, а подпись о получении не ставьте.

Вот так выглядит протокол об административном правонарушении

Правильно составленный протокол об административном правонарушении, дает вам шанс при его рассмотрении на суде, обнаружить неточности и неверную трактовку правонарушения сотрудником ДПС. В итоге может сложиться и так, что инспектор действовал не по закону, а это уже ведет к закрытию дела за неимением состава правонарушения.

Знайте свои права и добивайтесь их соблюдения. В следующей статье мы расскажем о задержании водителя.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector