Нужна ли справка о дтп при европротоколе?
В 2018 году в России ГИБДД было зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий. А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным. Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии.
Каждый день в России происходит около 450 ДТП
Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.
○ Справка о ДТП по форме 154.
Приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. № 154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии» (далее – приказ № 154) законодатель ввел образец документа, который на практике все чаще именуется как справка о ДТП по форме 154 (по номеру приказа).
Несмотря на то, что приказом № 154 утверждена только форма справки и приложение к ней (при наличии пострадавших в аварии), имеются еще и методические рекомендации по ее заполнению, которые содержатся в письме МВД РФ от07.03.2012 № 13/12-73 «О направлении методических рекомендаций» (далее – методические рекомендации).
Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.
В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
б) данные обо всех транспортных средствах;
в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
г) описание повреждений.
Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.
Что такое европротокол?
Понятие европротокола закреплено в Законе Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (далее по тексту – Закон о страховании).
Европротокол – это бланк уведомления о дорожно-транспортном происшествии отвержденного МТСБУ образца. Такой бланк бесплатно выдается страховой компанией при заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (п. 17.5 ст. 17 Закона о страховании). С содержимым бланка европротокола можно ознакомиться, перейдя по ссылке .
Участники ДТП имеют право составить европротокол при совокупности следующих условий:
- Транспортные средства участников ДТП, которые изъявили желание составить европротокол застрахованы (у водителей в наличии действующие страховые полисы);
- Отсутствуют травмированные, или погибшие;
- Водители достигли согласия касательно всех обстоятельств ДТП (стороны согласны по поводу виновности водителя);
- Водители транспортных средств не находятся в состоянии наркотического, алкогольного или иного опьянения (п. 33.2 ст. 33 Закона о страховании).
Стоит добавить, что составив европротокол, такие водители имеют право покинуть место происшествия не уведомлять органы полиции про ДТП (абз. 2 п. 33.2 ст. 33 Закона о страховании).
Справки отменили: как оформить ДТП по новым правилам
Продолжая пользование настоящим сайтом Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных файлов cookie с использованием трекеров «Google Analytics» и «Yandex. В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.
Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте.
Это быстро и бесплатно! Это новшество предусмотрено новым административным регламентом МВД от Мы постараемся детально рассказать вам, какие документы при ДТП должны быть, кто имеет право их оформлять и куда после аварии с ними обратиться. Как действовать при ДТП должны знать все водители, как опытные, так и новички, это азы.
Основное, это не волноваться, сохранять спокойствие, ну а дальше все по схеме. Но практика показывает, что при наступлении дорожной аварии, проблемы возникают не с поступками водителей, а как раз с оформлением документов. Когда автовладелец находится в нервозном, стрессовом состоянии, он может наделать кучу ошибок в документах.
Это является главной причиной отказа страховой компании в выплате. Каждый водитель должен знать и о том, что при любой автомобильной аварии, необходимо заполнить Извещение, а если ущерб составляет менее 50 тыс. Если все вышеуказанное совпадает, участники автомобильной аварии могут заполнить бланк извещения Европротокола. Касательно страховщиков, то нужно написать их точное название, телефон, адрес, а также серию и номер страховки. Важным моментом является то, какие повреждения получило транспортное средство.
Страховщик вправе выплатить максимально 50 рублей, для Москвы и Санкт-Петербурга не более рублей, если документы были заполнены без присутствия сотрудников соответствующих органов. После процедуры оформления документов и их подачи в страховую организацию, пострадавший не может предъявлять претензии страховой фирме. Даже если в дальнейшем окажется, что у автомобиля были скрытые повреждения, потерпевший не сможет ничего предъявить страховщику. Сумму ущерба в этом случае должен будет выплатить виновник аварии.
Частым явлением бывает, что работники страховой компании проводят независимую экспертизу автомобилей, что были участниками ДТП. Такая процедура помогает выявить все повреждения, а также избежать спорных моментов при выплате ущерба.
Если при аварии не выполняется хотя бы одно из вышеперечисленных требований, тогда необходимо вызывать ГИБДД. Возможно, будут нужны разбирательства, которые касаются обстоятельств после аварии. Возможно, нужна будет и медицинская помощь, или свидетельство медработников об опьянении водителя, если он отрицает этот факт. Также присутствие органов ГИБДД является обязательным, когда сумма нанесенных повреждения превышает сумму в размере 50 рублей, для Москвы и Санкт-Петербурга более рублей.
Может быть и такое, что виновник будет настаивать на заполнении Европротокола, говоря о том, что самостоятельно вернет разницу. Такое поведение виновника, может быть связано с опьянением или боязнью попасть под экспертизу, а возможно другими незаконными причинами.
Если водитель имеет проблемы со страховкой, то может возникнуть опасность, что страховая компания воспользуется случаем и откажется возмещать ущерб и тогда придется требовать компенсацию с виновника аварии в судебном порядке. Этот процесс довольно утомительный и дорогой. Не стоит идти на поводу у виновника, ведь вы не знаете, чем это может обернуться в дальнейшем.
Процесс оформления зависит от того насколько тяжелыми были последствия аварии. Если при аварии не был нанесен вред здоровью, пакет документ будет таким же, только без документа из больницы. Водители, попавшие в ДТП должны ознакомиться с составленным протоколом, который должен был составляться в присутствии участников аварии.
Пока не прибудут соответствующие органы, вы можете выполнить следующие действия:. Уже ДТП позади, у вас на руках есть документы, заявляющие о его происхождении, теперь нужно их отнести страховщику. В перечне документов для страховой отсутствует справка о ДТП. Обратите внимание! Срок подачи документов после ДТП в страховую компанию — 5 дней! Пропуск срока подачи, самая распространенная причина отказа в выплате.
Добрый день. У меня не совсем стандартная ситуация. Авто не застрахован, ибо не эксплуатируется по причине неисправности.
Стоит на парковке с марта месяца. Я эту ситуацию видел из окна почти от начала и до конца. Беда в том, что я не понял, что пострадал мой авто.
В тот же день в обед я увидел, что от ночного происшествия пострадал мой авто, вызвал ДПС, они составили несколько бумаг, две их которых у меня на руках: справка о ДТП и Определение о возбуждении дела об АП.
В результате всех расследований с их стороны: мне выдали Определение об отказе в возбуждении дела об АП, а виновника через суд лишили прав на год. Сейчас у меня на руках: справка о ДТП, два определения — одно о возбуждении дела об АП, второе — об отказе в возб. Необходимо обратиться в страховую виновника. Извещение заполнял я один, без второго участника. Заранее благодарю. Сергей, документов подтверждающих факт ДТП достаточно, тем более в них указано конкретно виновное лицо.
Если не было страховки, то ущерб придется взыскивать с виновника через суд. Чтобы точно узнать перечень документов для страховой, позвоните на их горячую линию и вам продиктуют какие именно документы нужны для данное страховой компании. Вчера был участником дтп, я пострадавший, виновник вину признал, вызывали сотрудников гаи, оформляли все они, после посещения отделения гибдд мне выдали только постановление об административном правонарушении, больше ничего, должны ли были дать что то еще?
И извещение о ДТП, я так понимаю это и есть европротокол, мы не заполняли, есть ли действительно необходимость в этом документе для возмещения ущерба от страховой.
Добрый день! Виновник признал свою вину. Потом виновник обратился травмпункт. Александр, вами был вызван аварийный комиссар. Он должен подготовить полный пакет документов для вас в течение суток. С этим пакетом документов Вы идете в страховую и подаете заявление. Так что трясите аварийного комиссара. Я потерпевшая в ДТП.
После оформления и оценки эксперта страховой компании виновника ДТП получила письменный отказ в выплате и направление на ремонт. Ни от кого не могу добиться ни суммы ущерба, ни актов осмотра, страховая поясняет это тем, что это внутренние документы. Что делать дальше? Может меня не устроит сумма ущерба и я бы в суд обратилась за прямой выплатой.
Правомерны ли действия страховой компании? Если в устной форме страховщик вам отказывается выдавать акт, то Вы можете написать заявление о выдаче копии акта и вручить его страховщику. На вашем экземпляре заявления страховая организация должна поставить отметку о получении. Если страховщик отказывается принимать от вас заявление, смело направляйте его по почте, ценным письмом с описью вложения. Здравствуйте попал в ДТП полгода назад, пострадал я, виноват не я, в страховую ток начинаю собирать документы, а читаю что нужно было собрать в течение 5 дней, как я мог собрать если я месяц лежал ток в больнице.
Евгений, срок 5-ть дней жестко регламентированы для Европротокол. Спокойно подавайте документы в страховую компанию, только приложите документ, что Вы проходили лечение. Если вдруг страховая откажет, а этого не должно случится, смело идите в суд. Закон на вашей стороне. День добрый, месяц назад произошло дтп во дворе на пересечении проезжих частей между домами. У другого участника была помеха справа, и он должен был меня пропустить, но так как этого он не сделал мы столкнулись.
Приехали инспекторы, изначально так и говорили, что помеха справа. Я уже успокоился, думал что всё будет нормально и светлая дорога в страховую открыта, но не тут то было. Спустя час ко мне подходит сотрудник и говорит, что помеха справа отменяется, что я якобы не соблюдал скорость и не учитывал дорожные метеоусловия и из-за этого влетел в другого участника. Но все же мы знаем, что скорость определяется только радарами, либо другими камерами, которых нигде не было. Также у нас у обоих не было видеорегистраторов.
Свидетелей тоже не было. В итоге всю вину свесили на меня, с чем я сразу не согласился. Потом всё затянулось, потерял родственника, было не до этого, сейчас хочу выяснить что делать дальше и как быть. Василий, если исходить из комментария, то правы Вы, независимо от того с какой скоростью вы двигались и какие были метеоусловия. Первый — Обратиться к юристу и тот уже через суд восстановит справедливость, ну естественно это будет не бесплатно.
Второй — продать ваше страховое дело. Контор которые выкупают страховые дела в каждом городе предостаточно. И если по документам все так как вы пишите, они его выкупят без проблем. Пробуйте подавайте документы в страховую, а уж если возникнут проблемы тогда будете подключать юриста. Вчера произошло ДТП в котором я виновником не являюсь, вызвали гаи те приехали все оформили, но мне на руки не дали ни одного документа и сотрудники уехали.
Возможные причины отмены справки о ДТП
С какой целью была отменена справка о ДТП формы № 154 от 01.04.2011 года? Упразднение документа позволило значительно снизить нагрузку на подразделения Госавтоинспекции. Особенно остро загруженность ощущали сотрудники подразделений, работающих в крупных городах, где ежедневно случались сотни аварий. Кроме этого отказ от справки значительно ускорил процедуру оформления дорожно-транспортного происшествия. Теперь участники аварии, которая не соответствует критериям, позволяющим использовать Извещение о ДТП не должны ожидать оформления справки, а могут довольствоваться тем, что на месте происшествия выдал сотрудник Госавтоинспекции.
Примечательно, что после отмены справки в ФЗ №40 не были внесены изменения. Решение о выплате компенсации или отказе в возмещении убытков, как и прежде должно приниматься на основе документа, подтверждающего факт аварии.
Послу отмены справки №154 инспекторов региональных подразделений протокол (постановление) об административном правонарушении или в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении более детальную информацию, касающуюся участников аварии, их транспортных средств и обстоятельств происшествия.
На льду написано
Синоптики пообещали москвичам обильные снегопады 27 и 28 октября, в такие дни на дорогах столицы традиционно увеличивается количество аварий. Дороги покрыты ледяной коркой, а не все водители успели «переобуться», поменяв резину на зимнюю. В ряде областей — Смоленской, Ульяновской, Оренбургской и других — из-за непогоды уже столкнулись десятки машин. Столичные власти предупредили автомобилистов о гололеде и рекомендовали по возможности пересесть на общественный транспорт. Этой осенью изменились правила оформления ДТП — теперь справки от ДПС не нужны. Из-за этого у многих водителей, да и у самых страховщиков есть непонимание, как работают эти нововведения. Станет ли сложнее разбираться с последствиями аварий и готовы ли страховщики к наплыву обращений из-за предстоящей гололедицы — разбирался портал iz.ru.
Новость об отмене справок о ДТП встретили с недоумением как автолюбители, так и страховщики. Дело в том, что по регламенту без этого документа страховые компании не могут выполнять свои обязательства по возмещению ущерба. Это прописано в законе об ОСАГО (пункт 5 статья 11). То есть принятые в ГИБДД изменения прямо противоречат правилам работы страховых компаний.
Вместо справки гаишники теперь заполняют только один документ — постановление о возбуждении административного правонарушения. Его копию вручают участникам аварии. Также на месте аварии нужно заполнить бланк извещения о ДТП, который по идее должен быть при себе у водителя. Причем заполнить этот документ должны оба участника аварии. Водители могут оформить европротокол, но для этого необходимо соблюдение ряда условий: столкнулись не более двух машин, ответственность их владельцев застрахована и виновность не вызывает разногласий, а сумма ущерба не превышает 50 тыс. рублей. В противном случае водителям следует сфотографировать место ДТП, нарисовать схему и вместе отправиться на ближайший стационарный пост ДПС. После этого им предстоит приехать на группу разбора, чтобы получить нужные бумаги.
С этими документами пострадавший обращается в страховую. Таким образом, справку, по сути, заменили строчкой в протоколе. В какой-то степени ГИБДД решила облегчить своим инспекторам работу и частично отстраниться от бумажной работы.
Портал iz.ru обратился за разъяснениями ситуации к сотрудникам страховых компаний, а также агентам и юристам, занимающимся вопросами урегулирования убытков.
Юрий Нехайчук, официальный представитель компании «АльфаСтрахование»:
— На текущий момент есть промоина в законодательстве между тем, что должны делать ГИБДД и страховщики. С прошлой пятницы водители не могут получить справку, соответственно не могут ее предоставить в страховую компанию. Мы, в свою очередь, не можем выдать деньги — действуем согласно закону «Об ОСАГО». Его нарушение, в свою очередь, вызовет вопросы у органов власти. Нам бы очень хотелось синхронности в действиях при изменении законодательства, чтобы 40 млн россиян за рулем не сталкивались с проблемами.
Если убыток менее 50 тыс. рублей — при отсутствии разногласий стороны могут подписать европротокол и разъехаться по своим делам. Но в случае если есть несогласные с тем, кто виновен в ДТП, либо есть пострадавшие, либо убыток больше 50 тыс. рублей — в страховую компанию уже потребуется справка о ДТП, которую выдают после группы разбора. В нее включали данные об истинном виновнике аварии, о наличии опьянения у ее участников.
Но если страховщик не получит эту информацию — не смогут рассчитать коэффициент аварийности водителей, так называемый бонус-малус. Напомню, что ранее всем долго не нравился «уравнительный тариф», не учитывавший аварийность конкретного водителя. Тогда страховщики ввели коэффициент «бонус-малус», по которому тариф рассчитывается с учетом этого фактора: для тех, кто водит аккуратно, он меньше, кто часто попадает в аварии, —платит больше.
Если в протоколе или справке информации о виновности не будет, то страховые компании будут лишь знать только о том, попадал ли водитель в аварии в принципе или нет. При этом там ничего не будет сказано о том, был ли конкретный покупатель ОСАГО виновен. Таким образом, в следующий раз при оформлении полиса цена для него, вероятно, может стать выше просто из-за участия в авариях, а не из-за установленной виновности.
День жестянщика наступает не в первый раз, и у нас есть надежный и проверенный опытом долгого сотрудничества список автодилеров и сервисов. С падением температуры они сами «держат ушки на макушке». Вопрос в том, как дорожная сеть будет подготовлена к первым заморозкам. Как мы знаем, в эти дни случается большое количество именно небольших аварий. Это хороший тест для европротокола: справятся ли люди с заполнением бумаг.
Юлия Сергеева, эксперт отдела удаленного урегулирования убытков, «Автогермес»:
— За последние пять дней после принятия постановления к нам обратилось около 10 клиентов, но ни по одному обращению страховая до сих пор не дала ответ. Все случаи находятся на рассмотрении. Страховые компании, с которыми мы работаем, прислали официальное оповещение о том, что сотрудники ГАИ не выдают справок и нужно обязательно оформлять извещение.
Вместо справки выдается постановление или определение. С этими документами водители приезжают к нам. По европротоколу без дополнительных документов возможно возмещение только до 50 тыс. рублей. Чтобы полностью страховая компания возместила больший ущерб, нужно оформляться вместе с сотрудником ГАИ. В постановлении указывается, кто из участников нарушил ПДД. Кроме того, теперь нужно обязательно вносить личные данные водителей.
Также теперь водители обязаны самостоятельно фотографировать место аварии (например, на телефон): положение автомобилей, повреждения, полисы ОСАГО, водительские удостоверения. При этом совершенно не ясно, что делать, если у человека нет телефона с функцией фото. Недавно приезжал клиент и рассказал, что у него старая модель, на которую невозможно сделать снимок. К счастью, все необходимые данные были прописаны в определении.
Часто бывает так, что гаишники определение не оформляют и говорят: «Ой у вас тут царапина на бампере и фонарь разбит», и предлагают обойтись оформлением европротокола. Потом водитель приезжает в кузовной цех, там снимают бампер и оказывается, что скрытых повреждений у автомобиля еще на 50 тыс. И платить за них в таком случае придется самому водителю. Лучше всегда вызывать сотрудников ГАИ и оформлять определение и постановление.
Александр Цветков, частный страховой агент:
— Справка — это не подотчетный документ, и его убрали, заменив строчкой в определении. По сути, убрали ненужную бумажку, из-за которой водители ждали лишних полчаса. Она не имела ни номера, ни серии, нигде не регистрировалась. Раньше гаишники могли даже подрабатывать на выписке левых справок. Вместо бумажки теперь выдается официальный документ: постановление или определение.
Если на месте вопрос, кто виновен, решить нельзя, то водители должны ехать на группу разбора. По каско вы заявляете о ДТП в любом случае — таковы правила. В случае с ОСАГО нужно получить копию постановления. Оно под номером, всё фиксируется. Там указывается фамилия ответственного за выписку сотрудника.
Для Москвы и Питера сделали возможность оформлять европротокол при ущербе до 400 тыс. рублей. Но тут тоже есть свои нюансы: нужна запись с видеорегистратора, а сам автомобиль должен быть оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Причем регистратор должен быть официальным, не китайский аналог, а такие мало кто покупает.
Орест Мацала, ведущий юрист Европейской юридической службы:
— Сама по себе справка и раньше вызывало много вопросов, так как информация дублируется в протоколах, определениях и постановлениях об административном правонарушении, которые оформляются при ДТП. А повреждения, которые описывались в справках, не могли в полной мере отражать всего спектра поломок. Проще говоря, справка являлась лишним документом, на составление которого гаишники тратили дополнительное время.
К сожалению, из Положения о правилах ОСАГО не исключена справка о ДТП как обязательный для передачи в страховую компанию документ, а значит, страховые компании будут ссылаться на это обстоятельство, чтобы отказать в удовлетворении требований потерпевшего.
Страховые компании будут неправы и вот почему. В п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об ОСАГО» указано, что потерпевший должен предоставить документы о ДТП, оформленные сотрудниками полиции, а как мы знаем, ныне справка о ДТП в такой список не входит. Разумеется, этот документ имеет большую юридическую силу по отношению к правилам.
Исходя из этого любой суд сочтет смехотворным отсутствие справки о ДТП как основание для отказа. Именно поэтому никаких изменений в оформлении для водителей не будет. Добросовестный страховщик будет выдавать направление на ремонт или производить выплату как и раньше. Недобросовестный страховщик, скорее всего, будет отказывать в выплате либо занизит ее. А юристы, в свою очередь, будут биться с такими страховщиками.
Как оспорить справку о ДТП?
Выявив недостатки в оформлении или содержании справки о ДТП, необходимо подать письменное ходатайство о внесении изменений (дополнений).
При этом следует учитывать следующее:
- Ходатайство должно быть мотивированным и обоснованным.
- Ходатайство подается на имя инспектора ГИБДД, который составлял справку.
- Справку о ДТП дополняют необходимыми сведениями.
- Все дописки и исправления, вносимые в справку, должны удостоверяться должностным лицом.
- В случае отсутствия такой возможности необходимо составить новую справку о ДТП.
К сожалению, сотрудники ГИБДД часто отказываются от удовлетворения такого рода ходатайства. В таком случае закон предусмотрел возможность обжалования бездействия (незаконных действий) должностного лица.
Жалобу следует подать заинтересованному лицу или адвокату на имя директора подразделения ГИБДД.
Наиболее эффективный способ защиты нарушенного права — это подача заявления в суд об оспаривании действий должностного лица.
Оформление ДТП по европротоколу
Европротокол – исключительно европейское понятие. Именно в Европе используется способ оформления ДТП без участия полиции. Бумаги заполняют сами участники происшествия с целью дальнейшего получения страховой выплаты по ОСАГО. Европротоколом называется и специальная форма извещения о ДТП (ее-то и заполняют участники). Именно этот документ подтверждает право потерпевшего участника на получение страховки по ОСАГО. Но у европротокола есть свои особенности.
С 23 марта 2009 года вступила в силу законодательная норма, позволяющая любые незначительные ДТП оформить за 15 минут самостоятельно по согласованию сторон, не выстаивая на дороге мучительные часы в ожидании бригады ГИБДД или аварийного комиссара и не создавая заторы и пробки. Для этого просто надо воспользоваться процедурой упрощенного оформления ДТП — она-то и называется европротокол.
Для применения европротокола по ОСАГО ваше дорожно-транспортное происшествие должно соответствовать следующим условиям:
- в аварии пострадали только два автомобиля;
- оба участника имеют действующий полис ОСАГО;
- нет пострадавших и раненых среди водителей, пассажиров, пешеходов;
- не причинен вред иному имуществу кроме как двум транспортным средствам. Транспортное средство с прицепом считается двумя ТС;
- участники аварии пришли к соглашению относительно обстоятельств ДТП (вины, характера повреждений ТС и т.п.);
- ущерб не превышает 50 тысяч рублей, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области ущерб может быть до 400 тыс. руб., при условии фиксации момента аварии средствами видеозаписи, навигации. При этом неважен регион выдачи полиса ОСАГО, важен регион происшествия ДТП.
Если один из участников ДТП зарегистрирован не в России – это не проблема. Главное чтоб автогражданская ответственность водителя автомобиля из заграницы была застрахована по системе «Зеленая карта». В противном случае оформление ДТП по европротоколу Вам не подходит.
Внимание! Владельцам полисов КАСКО для осуществления выплат потребуются справки из компетентных органов. А потому процедура европротокола для них неприменима.
Дело обстоит так: страховщики для выплат по договору КАСКО требуют справку с места ДТП, а ее может составить только ГИБДД. Внимательно причитайте свой договор о добровольном страховании, в нем могут быть прописаны случаи, при которых можно оформить ДТП без ГИБДД.
Алгоритм действий автомобилиста, чтобы оформить европротокол
- Выставить знак аварийной остановки, как это требует пункт 7.2 ПДД.
- Произведите оценку ущерба (на глаз прикиньте стоимость восстановления ТС).
- Согласуйте со вторым участником ДТП картину происшедшего.
- Если Ваши взгляды полностью совпадают и по взаимному восприятию ущерб не превышает 50 (400) тысяч рублей, приступайте к упрощенному оформлению европротокола по ОСАГО.
- Позвоните по телефонам на страховых полисах, чтобы зарегистрировать страховой случай.
- Зарисуйте схему ДТП, по возможности сделайте фото- или видеосъемку. Лишь после этого можно переставить автомобили и освободить проезжую часть.
- Заполните извещение о ДТП, приложенное к полисам ОСАГО каждого из участников. Водители по очереди заполняют европротокол, один сторону А, другой сторону В, не важно, кто такую. Просто на схеме ДТП один будет автомобилем А, другой Б.
Европротокол имеет копирующий слой, на второй странице отпечатается все, что написано на первой. Обратные стороны страниц европротокола заполняет каждый водитель отдельно.
- Обменяйтесь телефонами/адресами.
- Если были свидетели ДТП, то возьмите их контактные данные.
- Передайте заполненное и подписанное обоими участниками извещение о ДТП и заявление о возмещении убытков в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней (п. 2 ст. 11.1 закона об ОСАГО).
- Дождитесь получения выплаты пострадавшей стороне и только после этого ремонтируйте свой автомобиль. Ни виновник, ни потерпевший не имеют право в течение 15 дней ремонтировать, ни утилизировать автомобиль.
Но это в идеале. Реальные обстоятельства оказываются в разы сложнее. Существенная проблема возникает у автомобилистов уже на этапе оценки ущерба. Вы должны четко понимать, что в случае использования процедуры европротокола страховая компания на сегодняшний день может Вам возместить не более 50 тыс. рублей (400 тыс. рублей для двух столиц и их регионов). Любые расходы сверх этой оговоренной законом суммы Вы уже оплачиваете из собственного кармана. На этот случай рекомендуется иметь под рукой телефонные номера сервисов дилерского центра или хотя бы прайс-лист работ и ценников на автозапчасти. Хотя вряд ли кто с собой возит такие документы, не каждый же день аварии.
Еще одна большая проблема — незнание того, как правильно оформлять бланк извещения ОСАГО (европротокол). Делать это следует без ошибок, оба бланка должны содержать максимально полную и четкую информацию, не должно быть никаких расхождений в описании обстоятельств случившегося у обоих участников. Какая-нибудь неточность приведет к отказу в страховой выплате. Все внесенные после заполнения исправления в европротокол должны быть заверены подписями обоих сторон.
И, наконец, страховые компании в целях борьбы с мошенничеством при использовании европротокола имеют право требовать представить автомобиль виновника аварии для его осмотра, который к этому моменту уже может быть отремонтирован.
Обязательно перед началом процедуры европротокола проверьте полис ОСАГО второго участника. Если страховка окажется просроченной или виновник не будет в нее вписан — это прямой повод для отказа в выплате.
Внимание! Европротокол — исключительно добровольная процедура. Если возникли какие-либо сомнение в размере ущерба, обстоятельствах случившегося, трезвости водителя, непременно вызывайте сотрудников ГИБДД, аварийных комиссаров и оформляйте аварию по классической схеме.
Ограничения по сумме при оформлении Европротокола
Единственное ограничение применения процедуры европроткола в максимальном размере выплаты при упрощенном оформлении ДТП. Согласно закону об ОСАГО, ст.11.1, п. 4, «В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 50 тысяч рублей». Это ограничение применяется лишь в России. В европейских же странах применение Европротокола ограничивается только причинением вреда жизни или здоровью.
Как и оговаривалось выше для Москвы, МО, Санкт-Петербурга и Ленинградской области максимальная сумма по европротоколу 400 тыс. рублей, но при условии фото-, видеофиксации происшествия, возможно представление данных систем навигации и ГЛОНАС (п. 5 статьи 11.1 закона об ОСАГО). В противном случае более 50 тыс. руб. Вам не выплатят.
Смысл данных ограничений Минфин комментирует так: это борьба с мошенничеством автомобилистов. Ведь инсценировать ДТП с помощью процедуры европротокола задумывались многие, желая получить страховые выплаты по ОСАГО. И пока не будет налажен контроль со стороны страховой компании за действиями участников ДТП, минимальный порог будет действовать.
Как составлять схему ДТП при процедуре европротокола
- Изучите, запомните и опирайтесь при составлении европротокола на типовые схемы ДТП.
- Чтобы составить схему ДТП, воспользуйтесь бланком извещения о ДТП, прикрепленным к талону страховки при оформлении ОСАГО.
- Обязательно сделайте привязку к местности (укажите название улицы, номер дома, перекресток и т.д.).
- Пометьте на схеме ДТП, в каком направлении двигались автомобили.
- Пометьте и дорожные знаки, установленные на участке дороги, расположение и сигналы светофоров в момент аварии, если это важно.
- Прорисуйте на схеме ДТП все полосы дорожного движения и направления движения по ним.
- Заполните каждую графу извещения о ДТП, а также оборотные стороны, не разъединяя экземпляры извещения о ДТП.
- С обратной стороны подробно изложите объяснения по факту ДТП.
- Внесите контактные данные свидетелей, очевидцев.
- Подпишите извещение и отдайте на подпись очевидцам.
Сроки выплат страховой суммы по европротоколу
Если вы правильно заполнили извещение о ДТП, как можно быстрее передайте его в центр выплат Вашей страховой компании. С Вас потребуют предъявить: паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, ПТС, написать заявление о возмещении убытков. Если виновник аварии не передаст в свою страховую компанию свой экземпляр европротокола, то страховая фирма в праве Вам отказать в выплатах.
По закону у страховщика есть 5 дней на проведение экспертизы, оценку ущерба. Страховщики могут попросить Вас и виновника аварии предоставить автомобили на осмотр, это требование Вами должно быть выполнено в течение 5 дней. В течение 20 дней со дня принятия заявления к рассмотрению должна быть произведена выплата или выдано направление на ремонт или же вынесен мотивированный отказ (п. 21 ст. 12 закона об ОСАГО).
Ирина Калина, 24.02.2012
Обновлено Дмитриевы Виталием 31.03.2016
Перепечатка без активной ссылки запрещена