Можно ли отъезжать с места дтп?
Разберемся, какие действия водителя являются оставлением места ДТП, а какие нет. Здесь сразу следует напомнить, что скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия водитель наказывается по ст. 12.27 КоАП РФ лишением прав на 12-18 месяцев. Наказание серьезное, а значит принцип справедливости при его вынесении особенно важен.
КоАП РФ, Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Итак, приступим. Рассмотрим самые часто встречающиеся ситуации, когда водителю может быть инкриминировано оставление места ДТП.
Когда нужно покинуть место аварии?
Покинуть место ДТП не только можно, но и нужно, в случае возникновения некоторых ситуаций. Если пострадали люди и им требуется неотложная медицинская помощь. Автомобилист может не ожидать карету скорой помощи, а самостоятельно доставить пострадавших в клинику. В больнице водитель сообщает свои данные, предоставляет документ удостоверяющий личность, регистрационный документ на автомобиль. Затем необходимо вернуться на место ДТП.
Авария может стать причиной образования пробки либо привести к другим ДТП. Поэтому водитель может отъехать на обочину, предварительно собрав свидетелей и составив схему происшествия. В интересах водителя оставить все в недвижимом состоянии и организовать объезд. Следы тормозных путей, осколки, вмятины и другие свидетельства аварии, помогут точней определить виновника и определить наказание.
Если на месте аварии отсутствует мобильная сеть либо нет средств для связи, то гражданин может самостоятельно составить схему ДТП и отправиться для оформления протокола к ближайшему пункту ГИБДД. Можно использовать средства для фото- и видеофиксации. При незначительном повреждении разрешается оформить Европротокол. Он подразумевает отсутствие сотрудников ГИБДД, а оформление бланка, чертеж схемы и определение причиненного ущерба производится участками происшествия.
«Ушиб фаланги мизинца не должен квалифицироваться как падение в автобусе»
Казанские перевозчики просят ГИБДД не идти на поводу у пассажиров-сутяжников
Ассоциация АТП РТ адресовала в ГИБДД РТ просьбу пересмотреть взгляд на «падение пассажиров» в салоне. В инспекции, по нашим данным, рассматривают возможность совсем исключить подобные происшествия из числа ДТП, определив их в категорию «нарушение техники безопасности». Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что в каждом случае должен разбираться суд — если пассажиров возят «как дрова», кто-то должен отвечать.
Ассоциация АТП РТ опубликовала обращение, которое адресовано республиканской ГИБДД: перевозчики призывают изменить трактовку понятия «падение в автобусе» Фото: «БИЗНЕС Online»
«ЕСЛИ ВОДИТЕЛЬ И КОНДУКТОР НЕ ЗНАЮТ, ЧТО КТО-ТО УШИБСЯ, КАК ЭТО МОЖНО СЧИТАТЬ ОСТАВЛЕНИЕМ МЕСТА ДТП?»
Ассоциация АТП РТ опубликовала свое первое в новом году обращение; правда, на сей раз оно касается не повышения стоимости проезда и компенсаций. Транспортники, временно насытившиеся новогодним повышением тарифа, переключились на другие наболевшие проблемы. Обращение адресовано в республиканскую ГИБДД: перевозчики призывают автоинспекцию изменить трактовку понятия «падение в автобусе».
Поводом для обращения стала очередная сводка ГИБДД, из которой ассоциация узнала о розыске одного из своих водителей за якобы оставление места ДТП. «Как правило, пассажир, который ударился о поручень, не обращается ни в полицию, ни к водителю, ни к кондуктору, а через три дня идет в травмпункт, показывает синяк, говорит, что получил травму в автобусе. Еще нужно разобраться, там ли это было. Тем не менее такое называется серьезным ДТП с ранениями, с оставлением места происшествия по вине водителя автобуса — и подобное попадает в сводку. То есть, если пассажир ударился о поручень, это уже падение получается, а другой юридической трактовки в ГАИ просто нет», — говорится в обращении ассоциации. Перевозчики подчеркивают, что если водитель знает о произошедшем в салоне «ДТП», то автобус снимают с рейса, на место вызывается скорая и ГИБДД. Но если ничего не подозревающий водитель продолжает движение, то впоследствии автоматически становится оставившим место ДТП, хотя, как остроумно подчеркивается в обращении, «на самом деле он уехал не с места происшествия, а вместе с местом происшествия». В итоге за полученный пассажиром синяк водителя могут лишить прав.
Сергей Темляков: «Обращение в травмпункт с ушибом фаланги мизинца через три дня не должно квалифицироваться как падение в автобусе, в результате которого водитель автобуса задним числом оказывается оставившим место ДТП» Фото: «БИЗНЕС Online»
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации Сергей Темляков подтвердил, что сейчас готовится официальное письмо в ГИБДД. «Обращение в травмпункт с ушибом фаланги мизинца через три дня не должно квалифицироваться как падение в автобусе, в результате которого водитель транспортного средства задним числом оказывается оставившим место ДТП», — конкретизировал требование Темляков. По его словам, пассажиры идут на это ради получения страховки, а в других регионах подобные эпизоды относят к несчастным случаям. «ГИБДД в этом руководствуется неким внутренним документом: она на него ссылается, однако нам не предоставляет», — говорит председатель ассоциации. Вопрос решается в целом на уровне МВД, и обращаться в кабмин или Госсовет РТ не имеет смысла.
В комитете по транспорту казанского исполкома о данной проблеме говорят уже несколько лет. Как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель комитета Айдар Абдулхаков, подобные случаи с падениями пассажиров — это примерно 60% всех ДТП, которые фиксируются в Казани по вине водителей автобусов.
«Мы не призываем к безнаказанности, не стремимся выгораживать нарушителей, — говорит Абдулхаков. — У водителей и кондукторов есть жесткая инструкция: в случае любых жалоб пассажиров на падение, на получение какой-либо травмы автобус необходимо остановить и вызвать сотрудников ГИБДД для того, чтобы зафиксировать ДТП. Однако очень часто пассажир не жалуется в автобусе, а вспоминает об этом через несколько дней, в травмпункте. И тогда к водителю приходит полиция, обвиняя его в ДТП, о котором он ничего не знает, — и подобное грозит ему лишением прав. По логике вещей он не скрывался с места ДТП, это просто несчастный случай, который и оплачивается-то по другой страховке — не КАСКО, не ОСАГО, а страхование ответственности перевозчика. Но водитель, который, возможно, много лет отработал на транспорте, за плечами которого десятки тысяч перевезенных пассажиров, просто лишается работы».
Подобная практика фиксирования несчастных случаев как ДТП распространена в Казани: строго говоря, ГИБДД просто не видит другой возможности запротоколировать такие случаи, хотя они скорее входят в сферу гражданских споров, а не административных.
Конечно, все происходящее в автобусах фиксируется видеокамерами, но записи не хранятся вечно — порой найти подтверждение «падения» невозможно. Однако водитель, будь он хоть 100 раз добросовестным, все равно рискует лишиться работы, что в ассоциации перевозчиков считают несправедливым.
В 2019 году в Татарстане по вине водителей автобусов произошло 131 ДТП. В результате 178 человек получили ранения, один погиб Фото: «БИЗНЕС Online»
исключат ли «падение пассажира» из списка ДТП?
В 2019 году в Татарстане по вине водителей автобусов произошло 131 ДТП. В результате 178 человек получили ранения, один погиб. Для сравнения: в 2018-м было 164 ДТП с 5 погибшими и 135 ранеными. Эти данные корреспонденту «БИЗНЕС Online» озвучил заместитель начальника ГИБДД РТ Дамир Бикмухаметов. По его словам, каждый такой инцидент становится поводом для административного расследования. «Мы стараемся разобраться в причинах произошедшего и не всегда приходим к выводу, что виноват водитель автобуса, — заметил Бикмухаметов. — Возможно, пассажир упал, потому что не держался за поручни во время движения. Бывает и такое, что человек вышел из автобуса и только потом обратился в трамвпункт. Для таких случаев в салонах автобусов и устанавливают видеорегистраторы, чтобы водители в случае чего могли себя защитить. В конечном итоге все подобные случаи разбираются в суде».
Но даже если инцидент произошел по вине водителя автобуса, далеко не всегда его ждет строгое наказание. «Возможно, он просто не увидел, что произошло в салоне, и неумышленно уехал с места ДТП — тогда это доказывается в суде, — заметил Бикмухаметов. — Одно дело, когда водитель умышленно оставил место происшествия, тогда его привлекут по части 2 статьи 12.27 КоАП, он получит лишение прав до полутора лет или 15 суток административного ареста. Но если пассажир получил травму не из-за водителя, то суд может другое решение принять — по части 1 статьи 12.27 КоАП назначается ответственность в виде штрафа в размере 1 тысячи рублей».
Что же касается самой инициативы перевозчиков, то сейчас республиканская ГИБДД руководствуется инструкцией по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (приводится здесь), которая определяет «падение пассажира» как «происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения». Падение человека из недвижущегося ТС при посадке или высадке на остановке не является происшествием.
Как сообщают источники нашего издания, в республиканской ГИБДД такой подход к учету ДТП с автобусниками тоже не всех устраивает. Более того, руководство республиканской Госавтоинспекции уже обращалось в главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения с инициативой вообще считать «падение пассажиров» не ДТП, а нарушением техники безопасности. Тогда разбирательство будет идти только между потерпевшим и перевозчиком, без участия ГИБДД.
Вячеслав Лысаков: «Если это небрежная манера вождения, когда водитель везет пассажиров как дрова, результатом чего становится травма пассажира, то тогда водителя надо привлекать к административной ответственности» Фото: «БИЗНЕС Online»
«ЗДЕСЬ ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, предложение автоперевозчиков Татарстана должно рассматриваться на местном уровне. «Раз есть такая проблема у перевозчиков, они должны обратиться в органы исполнительной или законодательной власти своего субъекта», — рекомендовал он.
«Здесь очень просто проблему решить. Должна быть понятна причина, по которой произошел этот неприятный инцидент. Почему человек упал? Он по разным причинам может упасть и получить травму. А если он получил травму, то за это должен кто-то отвечать, конечно. Либо человек сам виноват — не держался за поручни, либо… А вдруг случилось экстренное торможение, или это был наезд на какое-то препятствие, или причина кроется в дорожном покрытии — колесо там в яму попало и так далее. Для того чтобы разделить причину получения человеком некого физического ущерба, достаточно поставить видеорегистратор. Сейчас многие транспортные предприятия так делают. Ставят видеорегистратор, который считывает происходящее в салоне, а также перед движущимся транспортным средством. Если человек упал, то, конечно, нельзя автоматически водителя увольнять — надо разобраться. Если впереди идущий автомобиль резко затормозил или кто-то подрезал автобус, а водитель во избежание еще большего ДТП применил экстренное торможение, которое привело к падению пассажира… Виноват в данном случае водитель? Абсолютно не виноват! Он избежал больших возможных травм, потому что такими действиями предупредил возможное ДТП. За что же его увольнять? Ему, наоборот, премию надо выписать!»
Лысаков полагает, что проблема решится в том случае, когда будет понятна причина происшествия. «Если это небрежная манера вождения, когда водитель везет пассажиров как дрова, результатом чего становится травма пассажира, то тогда первого надо привлекать к административной ответственности. Такое абсолютно справедливо и соответствует здравому смыслу. Но огульно „бах, упал, водителя наказали“ — подобное неправильно. Это уже зависит от профессионализма руководителя транспортного предприятия», — отметил депутат.
За полученный пассажиром синяк водителя могут лишить прав Фото: «БИЗНЕС Online»
«лишение прав на один год за то, что водитель уехал с места ДТП, по сути, лишает человека профессии»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили обращение ассоциации АТП.
Владлен Копвиллем — юрист ФАР:
— Такие случаи встречаются сплошь и рядом. Но перевозчики, с моей точки зрения, неправильно формулируют это обращение. Водитель же наказывается не за ушибы, а за то, что уехал с места ДТП. Очень часто получается, что он о данном происшествии даже не знает. И кстати, не ГИБДД лишает водителей прав за оставление места ДТП, а суд. И именно последний, по идее, должен разобраться в том, что произошло. Конечно, бывают ситуации, когда пассажир обращается в медпункт на следующий день или даже в этот, но позже — через несколько часов. И в таких случаях он не говорит водителю автобуса, что сейчас упал, или ударился, или еще что-то. И здесь не нанесение травм, они как бы хотят провести такое по другой статье. Есть статья «Нанесение вреда здоровью», а есть «Оставление места ДТП» — и это совершенно разные статьи КоАП.
Также вполне возможно, что пассажиры пытаются нажиться на своих легких травмах в общественном транспорте. Самое обидное, что за подобное водителей лишают прав. Ту сумму, которую суд присудит, допустим, за моральный вред, автопредприятие все равно перекладывает на водителя. И неважно, как это делается — официально или нет, его все равно лишат премии или вычтут из зарплаты. Многие водители не знают своих прав, то, что они могут бороться против таких вычетов. А лишение прав на один год за то, что водитель уехал с места ДТП, по сути, лишает человека профессии и тем самым обрекают не только его, но и всю его семью на голод.
Альберт Ишбулатов — эксперт страхового бизнеса:
— Конечно же, ответственность всегда ложится на страховщика, если она застрахована, но в каждом случае нужно разбираться в отдельности. Злоупотребления со стороны пассажиров тоже бывают. Вот на железнодорожном транспорте в последнее время стали происходить такие случаи, когда люди обращаются к нам с травмами и в последующем получают возмещение за причиненный ущерб даже не с одной, а с нескольких компаний. Говорят, к примеру, что они упали в тамбуре и сломали палец, а потом выясняется, что данный клиент уже был со сломанным пальцем или же сделал это намеренно…
Неумышленное покидание
Неумышленное оставление — покидание места происшествия, если случившееся просто не было замечено.
К таким причинам относят:
- плохую видимость при погодных условиях;
- прослушивание громкой музыки в автомобиле, которая мешает расслышать посторонние звуки;
- ДТП было незначительным, не сопровождалось скрежетом и другими посторонними звуками.
К сожалению, понятие «неумышленное оставление» не предусматривается законом, поэтому ответственность будет аналогичной умышленному правонарушению.
Но если доказать, что отъезд не был умышленным, или самому прибыть в отделение с повинной, есть шанс отделаться штрафом в тысячу рублей. Но правомерность деяния и свою невиновность нарушителю придется доказать в судебном порядке.
Другой способ избежать серьезной ответственности — доказать, что ДТП было незначительным и без пострадавших, а автомобилю нанесли минимальный вред. Независимая экспертиза оценит ущерб.
Если есть пострадавшие, доказать неумышленность действий практически невозможно. Смягчить приговор суда смогут своевременное оказание виновником ДТП первой медицинской помощи, своевременное раскаяние в содеянном, возвращение на место аварии (когда еще не прибыли сотрудники ГИБДД), помощь в расследовании, добровольное возмещение вреда на стадии расследования, состояние аффекта водителя, совершение нарушения беременной женщиной или женщиной с малолетним ребенком.
Полностью нарушитель избежать ответственности не сможет.
Если пострадавший погиб, водитель не может оговорить о неумышленном оставлении, так как к летальному исходу обычно приводят только серьезные аварии. Органы расценят оставление места ДТП как попытку сбежать. Этот факт способствует увеличению срока ограничения свободы.
Если Вы стали виновником аварии, самые верные действия — остаться на месте, вызвать машину скорой помощи или оказать помощь самому, вызвать сотрудников ГИБДД, а если позволяют обстоятельства случившегося, оформить ДТП по европротоколу.
Видео: Что делать, если покинул место ДТП? Как не лишиться водительских прав?
Вас заинтересует:
7 комментариев
Здраствуйте хочу спросить .если человек без прав .з бил столб и ушел где прошло дтп.что ему грозит
Какая грозит ответственность и штрафы?
Если водитель покинул место происшествия, то он должен знать, что ему грозят штрафы. На самом деле есть разные причины, по которым водитель, а также пассажиры (являются свидетелями аварии) могут уйти с места ДТП.
Чаще всего это происходит по таким причинам:
- стрессовое состояние;
- алкогольное опьянение;
- нежелание отвечать за свои действия и прочее.
Ответственность, которую понесет виновник ДТП, будет зависеть от:
- тяжести аварии;
- наличия пострадавших;
- наличия погибших;
- обстоятельств аварии;
- состояния водителя.
Решение о том, каким будет наказание за совершенное ДТП, выносит суд, после того как изучит все материалы дела. Исход может быть разным и зависит от ситуации:
- Если авария была несерьезной и в ней нет сильно пострадавших, то на водителя могут наложить административный штраф в виде ареста на 15 суток, а могут забрать права. А вот материальных штрафов в 2019 году в данном случае не предусмотрено.
- Если виновник аварии покинул место ДТП, при этом есть пострадавшие, то водителю грозит штраф в размере 80 000 рублей, принудительные работы до 12 месяцев, общественные работы, арест на три месяца и даже лишение свободы до одного года.
- Если в ДТП погибли люди, то открывается уголовное дело.
Но стоит знать, что если виновник ДТП отъехал от места аварии, но до приезда сотрудников ГИБДД вернулся, то ему выпишут штраф в размере 1000 рублей.
Важно! Если в ходе судебного разбирательства было вынесено решение о лишении свободы, то приговор приводится в действие немедленно, то есть сразу в зале суда. Однако при этом виновник ДТП имеет право обжаловать судебное решение в течение десяти рабочих дней.
Как избежать наказания и уйти от ответственности?
Сегодня в действующем законодательстве нет определенных рекомендаций, как должен быть наказан или не наказан участник ДТП в случае оставления места аварии. Если при происшествии никто серьезно не пострадал, не был причинен серьезный ущерб, при весомой доказательной базе и убеждениях водителя, судья имеет полное право его оправдать и отпустить без каких-то серьезных последствий. Но это возможно только в случае действительно реально существующих доказательств и отсутствия серьезных последствий ДТП.
Внимание! В подобных случаях правильным будет решение проконсультироваться с грамотным юристом. Иногда не следует спешить делать чистосердечное признание, особенно при отсутствии явных доказательств вашей вины.
Как не оказаться виновным в ДТП
Как же поступить, чтобы избежать необоснованного наказания? Тем более, что с недавних пор право оставлять место аварии было закреплено законодательно: сначала в законе об ОСАГО, а потом и в Правилах дорожного движения. Речь о так называемом европротоколе, который позволяет оформить необходимые документы о ДТП не вызывая сотрудников полиции и, следовательно, не спрашивать их разрешения, чтобы оставить место аварии. Кроме того, иногда сами сотрудники ГИБДД предлагают водителям подъехать в подразделение для документирования происшествия.
«Европротокол» позволяет оформить ДТП, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Главное – сделать все правильно.
Надо помнить, что «европротокол» работает при соблюдении трех условий: в ДТП участвовали только две машины, отсутствуют пострадавшие и имуществу третьих лиц не нанесен ущерб, а у обоих водителей есть полисы ОСАГО. Во всех иных случаях документы должна оформить полиция.
Впрочем, бывает, что водители в силу тех или иных причин принимают решение вообще не документировать инцидент и разъезжаются каждый по своим делам. Вот тут надо обезопасить себя от того, что другой участник ДТП передумает и все же обратится в полицию. Поэтому, прежде чем разъезжаться, надо составить в двух экземплярах расписку о том, что стороны никаких претензий друг к другу не имеют и покидают место аварии по обоюдной договоренности. Закон этого не запрещает. А вот если этого не сделать, можно будет и пожалеть потом.
Что влияет на размер
Если мы говорим о штрафах в денежных суммах, то наказания кроме одной тысячи рублей могут возрастать для физических лиц.
И влияют на величину штрафа именно такие факторы, как наличие или отсутствие алкогольного опьянения водителя в момент столкновения на дороге с другой машиной, столбов или наезда на пешехода.
Так, за нарушение Правил дорожного движения в нетрезвом виде, вас могут оштрафовать на 30 тыс. руб. Причем, даже таким может оказаться и штраф за оставление места ДТП в 2020 году на парковке.
Ведь правильно припарковать машину – это тоже один из пунктов ПДД. И если в результате парковки в пьяном виде вы столкнулись с чьей-то машиной, а затем тут же сбежали, то, если кто-нибудь успел записать номер вашего авто, на почтовый адрес, где вы живете, может прийти уведомление об оплате штрафа.
Если же мы говорим о мотивах преступления уголовного характера, то водитель, из-за которого погибли люди, будет подлежать той ответственности и мере наказания, которые определит ему суд на основании не только законов административного, гражданского, но и уголовного права.
В случае если не было погибших лиц после аварии, водитель покинул место происшествия, то ему назначается мера наказания, либо лишение прав, либо арест. Причем, это не зависит от мотивов нарушения или по причине невнимательности человека, находящегося за рулем.
Наличие уважительных причин окончательно определяет суд, благодаря которому могу быть снижены меры наказания – уменьшат срок лишения водительских прав или свободы.
Редко, но бывает такое, когда судом назначаются меры наказания водителей, покинувших место ДТП, в виде лишения свободы сроком на 15 суток и, одновременно, у водителей были отобраны водительские удостоверения на максимальный срок – 1,5 года или на год.
Судебная практика чаще всего регистрирует подобные взыскания лишь при тех обстоятельствах, когда оставление места ДТП повлекло также и другие нарушения Правил дорожного движения, а также усугубило самочувствие пострадавших, которому водитель не помог после аварии.
И, конечно же, если же оказалось, что покинувший виновник автодорожного происшествия еще был пьян, когда сотрудники ГАИ успели его остановить, тогда к такому наказанию могут добавить еще и тридцатитысячный штраф.
На тот случай, если причины окажутся уважительными, то согласно Конституционному Суду РФ № 1702-О-О от 7 декабря 2010 г. судебный орган может закрыть дело, признав его малозначительность.
Обычно такое решение могут принять на тот случай, если окажется, что покинул место происшествия водитель не просто так, а по уважительной причине, из-за которой могли зависеть жизнь и самочувствие других людей.
И именно благодаря тому, что водитель покинул место ДТП, был предотвращен ряд других плачевных последствий аварии или устранены негативные факторы. Такое может случиться, если водителю пришлось на буксире оттащить что-то для того, чтобы уменьшить риск падения предметов на людей.
Или же если понадобилось срочно отъехать за водой к ближайшему источнику воды, чтобы потушить пожар, не дожидаясь пожарной службы.
Возможная ответственность за оставление места ДТП
Человек, оставивший место ДТП, получит лишение прав сроком от года до полутора или административный арест до 15 суток по 2 части ст. 12.27. Чаще всего суд назначает лишение прав, в редких случаях арест.
Арест применяется:
- когда у водителя нет водительских прав или он был лишен их;
- если водитель был в алкогольном опьянении или отказался от прохождения освидетельствования;
- если совершил иное нарушение, за которым следует лишение прав.
Арест не применяется:
- беременным женщинам;
- имеющим детей до 14 лет;
- лицам, не достигшим 16-летнего возраста;
- инвалидам 1 и 2 групп;
- государственным служащим и военным.
Срок лишения прав также зависит от следующих обстоятельств: кем является водитель, потерпевшим или виновником; насколько причинен ущерб автомобиля; какие усилия были затрачены для розыска виновного; есть ли у виновного смягчающие обстоятельства (например, если участник ДТП является водителем, для которого автомобиль- это единственный способ прокормить семью).
Разберем иные обстоятельства и их отличия.