Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Действия виновника после оформления ДТП по европротоколу

Регресс по ОСАГО — это ситуация, когда страховая компания оплатила ремонт ТС пострадавшей стороне из своих средств и требует возмещения убытков с виновника. Это положение регулирует пункт 1 статьи 11 Федерального Закона «об ОСАГО».

Если виновник проигнорирует претензию страхователя о возмещении понесенных убытков, на него будет составлено исковое заявление в суд. В этом ситуации отмахнуться от уплаты неустойки не получится. Судебная практика по этим делам неутешительна. Следует помнить, что для виновной стороны первоочередным действием является передать свой экземпляр европротокола за 5 дней после ДТП.

Желательно сделать это лично, посетив офис где был застрахован автомобиль, или направив заказное письмо с отметкой о получении. Но личное присутствие куда надежнее. Предпочтительно отснять копию европротокола и попросить сотрудника, принявшего документы сделать отметку о получении извещения о ДТП, указать дату, подпись и поставить печать. Это несложное действие обезопасит виновника от регрессных требований страховой компании.

«Сюрприз» замедленного действия

Вышеописанная ситуация произошла с корреспондентом «Известий», который на своем автомобиле Mazda 6 в мае прошлого года столкнулся с автомобилем Nissan X-Trail на одном из московских перекрестков. После небольшого разбора ДТП на месте сотрудники ГИБДД признали виновником водителя Mazda и вынесли соответствующее постановление. Оба автомобилиста были застрахованы по ОСАГО, а находящийся на гарантии кроссовер X-Trail вдобавок еще и по каско.

Страховые компании виновника и пострадавшего (ГСК «Югория») были вовремя уведомлены о наступившем страховом случае. Корреспондент хоть и оспаривал первоначально свою виновность в ГИБДД, но в итоге не стал доводить дело до суда, полагая, что страховка сможет покрыть ущерб. Тем более что Nissan X-Trail в аварии получил типичный страховой ущерб: повреждение бампера, правого крыла и правой фары и, как отметили сотрудники ДПС, возможные скрытые повреждения.

Учитывая, что стоимость запчастей и ремонта оценочно составляла не более 250 тыс. рублей, страхователь понадеялся, что страховой лимит по ОСАГО в 400 тыс. рублей сможет его покрыть. Однако спустя без малого девять месяцев внезапно на номер Сергея пришло сообщение из страховой компании с уведомлением о задолженности, возникшей в результате ДТП.

«По ОСАГО лимит по убытку 400 тыс. рублей, а всё, что выше, — претензия к вам. Общая сумма ремонта автомобиля 493,2 тыс. рублей за минусом 400 тыс. получается 93 тыс. рублей», — отрапортовал представитель «Югории».

Стоимость нового Nissan X-Trail составляла в середине 2019 года примерно 1,6–2,1 млн рублей. Таким образом, ущерб, оцененный страховщиками, составил 30–23,5% от стоимости нового автомобиля. Страховая компания «Югория» на запрос не ответила.

Как мы работаем и как заказать у нас оценку?

  • Вы приезжаете к нас на бесплатную консультацию, мы осматриваем ваш авто, и немного посчитав, так сказать в экспресс режиме, сможем сказать предварительную сумму в которую мы оцениваем повреждения;
  • Если вас все устроит, мы заключаем договор на оценку и назначаем вам дату когда и где будет проведена экспертиза и приглашаем вторую сторону, виновника или представителя от страховой. Если виновник ДТП в вашем случае физическое лицо, то экспертиза оплачивается сразу, а если суд предстоит со страховой, то экспертиза бесплатная, ее стоимость мы по суду взыщем со страховой, вы ничего не платите;
  • Вы приедете в назначенный день и время в сервис в котором будет проводится экспертиза, мы разберем поврежденное место вашего автомобиля, сфотографируем все дефекты и запишем их в акт осмотра после чего на основании данного акта и будут проводится все расчеты;
  • По готовности экспертизы мы сообщим вам;
  • Далее мы выдаем вам готовую экспертизу с итоговой суммой. С данной экспертизой можно выходить в суд на виновника или на страховую. У нас есть опытные автоюристы и мы можем вам предложить свои услуги по ведению вашего дела в суде. Идти в суд вам не придется, наши юристы все сделают за вас, то есть подготовят претензию, исковое заявление и прочие документы, от вас лишь нужна нотариально заверенная доверенность, которая дает право юристу ходить в суд вместо вас.
  • Только после того, как мы выиграем дело, вы оплатите юридические услуги, то есть деньги нам выплачиваются по факту выигранного дела.

Мы всегда рады вам предложить удобные и гибкие условия сотрудничества, провести качественную экспертизу, предложить услуги авто юриста и прочие полезные услуги.

Если у вас возникла проблема подобного рода, то придите к нас не бесплатную консультацию, мы оценим перспективы дела и поможем вам решить ваши проблемы, мы вам обязательно поможем.

В чем соль

Многие люди думают, что если они отремонтируют автомобиль до суда над виновником, то впоследствии виновник сможет либо сказать что повреждений в принципе не было, либо потребовать дополнительную экспертизу, реализовать которую будет уже не возможно. Это не так, ущерб уже подтвержден организованной вами независимой экспертизой, а для того чтобы отвергнуть ее результаты у суда должны быт существенные основания (сомнения) в ее достоверности Именно поэтому важно делать экспертизу по всем правилам у аккредитованных соответствующим образом специалистов.

Виды выплат

Чаще всего страховые компании напрямую оплачивают ремонт автомобиля на станциях техобслуживания (СТОА), с которыми у страховой компании есть договор. Это называется натуральной выплатой. Другой вид возмещения — денежная выплата. Она возможна только в нескольких случаях:

  • машину нельзя отремонтировать (гибель ТС)
  • потерпевший погиб
  • потерпевший — инвалид и владелец машины выбирает данную форму выплаты при обращении
  • потерпевшему нанесён тяжкий и средней тяжести вред и он выбирает данную форму выплаты при обращении
  • стоимость ремонта больше лимита в 400 000 ₽
  • если ремонт машины требует услуг, которые СТОА-партнёры страховой компании не оказывают

Разница между денежной и натуральной выплатами ещё и в том, что денежная рассчитывается с учётом износа деталей. Тогда как при «натуральной» выплате детали и запчасти автомобиля могут быть заменены на более новые, износ деталей в этом случае не учитывается.

Есть несколько причин, из-за которых страховая компания может отказать в выплате:

  • в машине находились опасные вещества для людей и окружающей среды
  • водитель ехал без прав
  • не установлен виновник аварии
  • полис ОСАГО поддельный или просрочен

Порядок действий для взыскания износа с виновника ДТП по ОСАГО

Чтобы получить возмещения от страховщиков, необходимо произвести такие действия:

  1. Подача в страховую компанию заявления о получении возмещения по автогражданке.
  2. Когда полный пакет документации будет предоставлен, страховщику даётся 20 дней, чтобы выдать направление на ремонт либо производить выплату.
  3. Если полученной суммы недостаточно либо автосервис требует доплатить за свои услуги (сотрудники СТО говорят, что восстановление обойдётся дороже), тогда возможны два варианта действий для взыскания денежных средств.
Читать еще:  Что делать при дтп по новым правилам?

Вариант № 1: Можно не определять отдельно сумму, которая требует возмещения

Нужно просто получить у страховщика акт расчета с указанием двух значений: с износом и без него. Последующие действия таковы:

  • Предложите виновнику добровольно компенсировать разницу.
  • Если он откажет, составьте досудебную претензию виновнику с расчетами, копией акта расчета страховой компанией и предложите в срок 10-20 дней выплатить обозначенную сумму.
  • В случае отказа, если стоимость спора по износу не превышает 50 000 рублей, направьте иск в мировой суд. Если сумма больше, тогда нужно подать иск в районный суд по месту прописки виновника аварии.

Вариант № 2: Необходимо заказать независимую экспертизу

Экспертиза позволит получить оценку ущерба. Чаще всего она больше, чем рассчитанная страховщиком. Если дело в суде будет выиграно, то расходы на экспертизу покроет виновник ДТП, в противном случае пострадавшему ничего компенсировано не будет. Следующие действия таковы:

  • Подача досудебной претензии страховой компании (разница между выплаченными средствами и рассчитанные независимым экспертом) и виновнику (разница между оценкой ущерба без учета износа экспертом и оценкой экспертизы).
  • Если в удовлетворении досудебной претензии будет отказано, в суд подаётся один иск, ответчиками по которому выступают страховая организация и виновник ДТП.

В последнем варианте лучше всего воспользоваться услугами экспертного юриста. Специалист учтёт различные тонкости и детали при составлении искового заявления. Также может потребоваться подтвердить реальные затраты на ремонт транспортного средства.

Взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

В наши дни периодически случаются ситуации, в которых полис ОСАГО зачинщика аварии просрочен на момент произошедшего, или он не имеет его вовсе. За такое нарушение обычно назначается штраф в размере 800 рублей. Зачастую, при незначительных повреждениях, участники ДТП решают вопрос между собой прямо на месте происшествия. Виновник аварии просто выплачивает лично пострадавшему сумму в качестве компенсации ущерба. При получении денег необходимо оформить расписку, где будет чётко указано, что виновный добровольно отдал денежные средства потерпевшему за нанесённый материальный ущерб.

Важный момент: владельцам договора КАСКО необходимо привлекать к аварии представителей ГИБДД при любом, даже малейшем, повреждении ТС. Иначе при более серьёзном ДТП в компенсации могут отказать из-за обнаружения повреждений, нанесённых автомобилю ранее.

Также немалое значение имеет количество автомобилей, задействованных в ДТП, а также имеет ли инициатор ДТП какую-либо страховку. В том случае, когда всех участники ДТП имеют полис ОСАГО, ремонт авто обязана осуществить страховая фирма. Но при отсутствии полиса все выплаты материального характера падают на плечи зачинщика аварии.

Так каков же план действий, если выяснилось, что у инициатора ДТП нет договора с ОСАГО?

Всё довольно просто, нужно лишь придерживаться некоторых пунктов:

  • Первым делом нужно вызвать представителей ГИБДД;
  • Оперативно собрать контакты всех участников ДТП, в том числе виновника, а также свидетелей аварии;
  • В идеале стоит вызвать на место аварии автоадвоката или эксперта автомеханика;
  • Зафиксировать на фото расположение авто, а также повреждения ТС, возможные осколки, и прочие обстоятельства произошедшей аварии;
  • Взять у представителей ГИБДД копию выписанного протокола.

Если зачинщик аварии скрылся с места преступления, нужно по возможности запомнить номерные знаки, а также необходимо вызвать органы ГИБДД для документальной фиксации аварии.

Скрывшийся злоумышленник будет разыскиваться. Страховая фирма должна будет произвести ремонт, но может оставить право потребовать возмещения у виновника при его обнаружении.

Зачем нужна досудебная претензия

Автоюрист советует при ДТП оформить претензию до визита в суд. Если инициатор происшествия никак не откликается на ваши претензии, при подаче иска в суд на рассмотрение истец имеет право предоставить всевозможные свидетельства о попытке уладить разногласия мирным путём.

При составлении досудебной претензии участники ДТП могут подписать мирный договор по выплате денежной компенсации, обойдя судебные издержки. Образца составления документа нет, поскольку он оформляется в вольной форме.

Однако досудебная претензия включает в себя следующие данные:

  • Личные данные. Сюда входят ФИО, адрес регистрации, контакты, информация о ТС, участвовавшем в инциденте, показания виновника и потерпевшего;
  • Обстоятельства аварии: данные о дате, времени и месте случившегося, контакты свидетелей и ход самого инцидента;
  • Суть претензии, с включенной в неё суммой расходов: лечение пострадавших, цена ремонта транспортных средств, перемещение испорченного авто, содержание его на автостоянке. Также можно указать утраченную стоимость, то есть разницу стоимости транспорта до и после происшествия. Далее стоит заявить о требовании возместить денежный ущерб в обозначенные потерпевшим отрезок времени, а также необходимо внести корректные реквизиты для последующей компенсации;
  • Также нужно приложить копии различных документов, таких как протокол ГИБДД, постановление о ДТП, квитанции о затратах, справки о медицинском осмотре и возможные чеки, заключения автоэкспертизы и другую сопутствующую документацию.

Немаловажным аспектом будет то, что вследствие отсутствия у виновного водителя ОСАГО, автоэкспертизу обязан провести беспристрастный эксперт. Также виновный довольствуется полным правом присутствовать лично при досмотре. С этой целью потерпевший обязан сообщить виновнику о дате, и месте проведения процедуры за 3-7 дней до неё.

Отправить досудебную претензию возможно по почте или курьером. Стоит запросить уведомление об успешной доставке этого документа, поскольку оно может стать доказательством в суде. Если адресат не принимает письмо, необходимо составить свидетельствующий об этом акт.

Срок рассмотрения досудебной претензии насчитывает не более 10 дней. Если по истечении этого срока виновник не пытается связаться с вами, смело идите в суд.

Виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО

В полис ОСАГО возможно занести до 5 лиц, которые будут допущены к вождению ТС. Существует также возможность приобрести такой полис, при получении которого автомобилем сможет управлять бесконечное число водителей. Обычно такой формат подходит фирмам, которые занимаются предоставлением ТС в аренду.

В более стандартном случае, когда ОСАГО ограничивает число лиц, допущенных к вождению авто, но зачинщик ДТП не вписан в список, страховая фирма всё равно должна оплатить ремонт пострадавшей стороне. Но после зачинщик аварии может быть посредством суда привлечен к возмещению убытков компании.

Сдающие в аренду транспорт учреждения всегда страхуют свои транспортные средства. Более того, прежде чем передать автомобиль в управление, составляют акт приема-передачи, а также должен быть подписан договор. В таком документе всегда отдельно выписываются обязанности клиента при попадании в ДТП, инициатором которого признается арендатор.

Все зависит от заключённого договора: если авто имеет полис КАСКО, то компания сама выплатит весь ущерб. Но также существуют фирмы, по договорам которых платить обязаны клиенты. Такое может стать возможным, если выделенных на ремонт средств не хватает или арендатор инициировал аварию.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности расчета страхового возмещения при ДТП по ОСАГО

Расчет ущерба проводят по методикам товароведческих экспертиз. Применяется следующая формула:

Читать еще:  Проверка полиса осаго по vin автомобиля

Ущерб = СР + СМ + СС * (1 – ФЗ) + ВТВ, где

СР – стоимость работ по ремонту и покраске;

СМ – стоимость материалов для восстановления;

СС – стоимость подлежащих замене деталей и узлов авто;

ФЗ – коэффициент физического износа;

ВТВ – величина товарного вида.

Из насчитанного страхового возмещения вычитается налог на добавленную стоимость. Но эту часть выплат можно дополучить, если ремонт производился на СТО.

Экспертиза по определению размера повреждений ТС и сумме компенсации проводится в присутствии владельца авто. Если он не согласен с выводами, может организовать независимое исследование.

Исходными данными для расчета являются год выпуска, марка, модель авто. В алгоритмы работы инструмента заложены цены запасных частей на все марки и модели авто, среднерыночная стоимость нормо-часа работы специалиста станции технического обслуживания. Онлайн-калькулятор дает ориентировочный результат.

Виновник ДТП заплатит дважды

Верховный суд внес хаос в порядок урегулирования убытков по ОСАГО

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму. Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели. От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ. Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС. Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума. «А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene. — А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может. «Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов. — С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист. К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ). Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско. «Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он. — Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

Читать еще:  Можно ли оформить осаго по временной регистрации

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую. «Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Страховщики против. страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру). «В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа. Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП. Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде. Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного. То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector