Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Класс безубыточности осаго

Статьи

Полис обязательного автострахования – документ, который должен быть при себе у каждого автовладельца, однако его страхового лимита может попросту не хватить для полного восстановления транспортного средства. Тем не менее, у полисов «автогражданки» есть одно неотъемлемое преимущество: с их помощью можно существенно экономить на полисах КАСКО. Речь идет про коэффициент бонус-малус (КБМ), который дает скидки по «автогражданке». Чем меньше страховых случаев по ОСАГО и выше класс автовладельца по коэффициенту бонус-малус, тем больше скидка на КАСКО.

Почему скидка на ОСАГО пропала

Нередки случаи, когда при проверке КБМ обнаруживается пропажа или значительное уменьшение скидки на страховой полис. Если вам вернули стандартный класс и КБМ=1, нужно разобраться в причинах и исправить ситуацию.

Как накопить КБМ на скидку

  • Год безаварийной езды дает скидку 5% и повышает класс на один.

Если с момента последнего страхования автомобиля прошло менее 12 месяцев, скидка не положена. Аналогично происходит и в случаях вписывания третьих лиц (жены, друга) в страховку в середине срока действия полиса.

  • Скидка на полис действует при непрерывном страховании автогражданской ответственности.

После прекращения действия страхового договора скидка остается только на год. Если перерыв в страховании дольше 12 месяцев, дисконт сгорает, нужно начинать копить КБМ с начала.

  • Максимальный размер скидки 50 % достигается спустя 10 лет непрерывного вождения без аварий по вине водителя – это самый последний, 13 класс.

После достижения последнего класса последующие классы будут тоже под значением 13, пока вы не попадаете в аварию, и класс не снизится.

Ошибки в запросе на проверку КБМ

Часто ошибочный ответ на запрос выпадает при введении ошибочных данных владельца автомобиля. Если вы поменяли фамилию, в базе содержатся старые данные: обратите внимание на поле «Старая фамилия, если меняли» на странице заполнения формы для восстановления КБМ. Попробуйте ввести старые данные, и тогда увидите действующий КБМ и размер скидки на ОСАГО.

Аналогичная ситуация в случае с заменой водительских прав: введите номер прежнего водительского удостоверения (его можно узнать в разделе «Особые отметки» нового документа) и отправьте запрос.

Ошибка в КБМ по другим полисам

Иногда друзья и родственники вписывают друг друга в страховку на автомобиль, и если это ваш случай, стоит проверить значения КБМ в каждом из полисов, где значится ваша фамилия.

Ошибка могла произойти на стадии расчетов полиса другого человека, когда страховой агент случайно обнуляет скидки по всем полисам с одной фамилией, а владельцы машин не обращают внимания на ее отсутствие. В итоге вы попадаете в базу РСА с обнуленной скидкой, которую придется восстановить. При заполнении формы на проверку КБМ можно проверить, какой страховой полис утратил скидку.

Ошибки в КБМ в базе РСА онлайн

При возникновении проблем с расчетом скидки на ОСАГО страховщики любят ссылаться на ошибки в официальной базе РСА. Но часто это происходит именно по вине страхового агента, который вносит ваши данные в базу с ошибкой.

Дата рождения, фамилия, номер и серия водительского удостоверения – малейшая опечатка в этих сведениях приводит к нулевой скидке и начальному КБМ. Иногда в действиях страховщиков имеется прямой умысел: занесение данных с незаметной опечаткой – буква О вместо цифры 0 в дате рождения – не отображается в полисе ОСАГО и не может быть проверено вами на месте. Обнаружить ошибку можно при запросе справки о безубыточности, где указаны все данные из базы РСА.

Поддельный полис ОСАГО

Если вы страховали автомобиль на сайте непроверенного страховщика, есть риск приобрести липовую страховку. В таком случае естественно, что данные страхового полиса не отображаются в базе РСА – потому что их нет. Также сведения о страховании могут отсутствовать, если страховщик не передал их в базу. Сегодня случаи утраты договора практически исключены, потому что заключение оформляется на компьютере, а не вручную. Но если агент выписал бумажный вариант полиса и случайно утратил его по дороге в страховую, в базу РСА вы вряд ли попадете.

Намеренное сокрытие скидки ОСАГО

Страхование – доходный бизнес, и потому понятно желание страхового агента продать полис подороже. Нередки ситуации намеренного скрывания скидки от страхователя с целью получения крупной комиссии. Финансовая безграмотность клиентов страховой компании играет на руку нечистоплотным страховщикам. Вас могут обмануть сообщением об отсутствии связи с базой РСА или зависании компьютера. Поэтому следует заранее выяснить свой КБМ и положенную скидку, чтобы с этими сведениями идти страховать личный автомобиль.

Как исправить Кбм ОСАГО в базе АИС РСА и восстановить скидку

В предыдущей статье «Как правильно определить Кбм» мы рассмотрели законодательные аспекты применения коэффициента бонус-малус и особенности работы базы АИС РСА. Но часто наши пользователи сталкиваются с ситуацией, когда база выдает ошибку или коэффициент, которые не соответствует реальному положению дел. Страхователь в течение многих лет оформлял полисы ОСАГО, убытков по его вине не происходило, а значение Кбм либо равно единице, либо не соответствует количеству лет безубыточного страхования. Как же восстановить Кбм?

Почему значение Кбм может быть не верным и какие шаги необходимо сделать, чтобы восстановить справедливость?

Итак, рассмотрим причины возможных ошибок.

Замена водительского удостоверения

Первое, что нужно сделать, это проверить, не менялось ли водительское удостоверение за последние несколько лет. Так как данные о Кбм передаются на основании уже закончившихся полисов, в базе АИС РСА может быть запись о водителе со старыми правами. Если водительское удостоверение менялось, проверьте кбм, указав старые серию и номер прав. Серию и номер старых прав вы можете найти на обороте водительского удостоверения. Если ваша скидка по старым правам находится в базе, ее можно восстановить.

Ошибка при вводе данных

Как мы уже отмечали, страховая компания передает данные о водителях из своей базы данных, а вносят эту информацию в базу люди (операторы по вводу полисов). Тут может иметь место человеческий фактор – при вводе фамилии, имени, отчества или даты рождения водителя оператор мог допустить опечатку. Если хотя бы 1 буква или цифра в базе данных не совпадает с той информацией, которую вы вводите при обращении к АИС РСА, система вернет ошибку и ваша скидка пропадет.

Управление несколькими автомобилями

Водитель мог быть вписан в качестве лица, допущенного к управлению в несколько страховых полисов. При этом значение Кбм могло быть разным в каждом из этих полисов, так как до 01.01.2013 агент не обращался к единой базе для определения Кбм, а давал скидку на основании предыдущего полиса. Например: Иванов И. И. имеет собственный автомобиль, а также допущен к управлению автомобилем супруги, у которой стаж вождения равен 2 года. В своем полисе у него Кбм 0,5, в полисе супруги – 0,9 (так как страховая история супруги насчитывает всего 2 года, по количеству лет стажа). Если страховая компания передала данные по обоим полисам, значение Кбм для Иванова И. И. будет максимальным из двух, то есть 0,9.

Банкротство страховой компании

Страховая компания обанкротилась и не передала данные в систему АИС РСА. В этом случае в единой базе просто нет сведений о страховой истории водителя.

Недобросовестный агент или сотрудник страховой компании

По закону агент перед оформлением полиса должен в обязательном порядке проверить вашу скидку в базе РСА. Однако часто агент не делает этого, пользуясь неграмотностью клиента. Завышая Кбм, агент увеличивает стоимость полиса и тем самым зарабатывает больше. В этом случае в базу РСА передается кбм = 1, то есть так же, если бы страхователь оформлял полис впервые.

Что же делать, чтобы не потерять накопленную скидку за безубыточное страхование и восстановить утраченный Кбм?

До 1 июля 2014 страховщики могли использовать для определения значения Кбм «справку о безубыточности». П 35 правил ОСАГО гласит: «При досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя и вносятся в автоматизированную систему страхования». Таким образом достаточно было обратиться в страховую компанию, где был оформлен последний полис ОСАГО, получить справку по форме № 4 и на ее основании оформить следующий полис ОСАГО. При очередной передаче данных о значении Кбм в систему АИС РСА Кбм обновлялся.

Читать еще:  Виновник уехал с места дтп что делать

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в законодательство, которые не позволяют применять Кбм на основании справки о безубыточности, а именно:

Подпункт «з» пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) вносит изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

з) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

«10.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.»;

Таким образом, при оформлении полиса ОСАГО Страховщик в обязательном порядке должен проверить ваш Кбм по базе АИС РСА, а также проверить наличие действующего талона техосмотра в единой информационной системе ЕАИСТО. Без этого оформление полиса ОСАГО не допускается.

Принципы применения скидки по коэффициенту безаварийности

Теперь ключевые принципы изменения коэффициента безаварийности. Зная их, Вы сохраните скидку по ОСАГО, так как поймете механизмы.

  • Правило 1:
    Бонус-малус сохраняется 12 месяцев со дня завершения действия полиса.
    Исключение:
    После оформления нового бланка в течение двух дней страховая компания подает информацию в РСА. Если бонус-малус по новым условиям должен поменяться, он изменится сразу.
  • Правило 2:
  1. При смене полиса с ограниченного на открытый происходит изменения статуса страхователя с «водителя» (со всеми действующими скидками) на «собственника», который еще ничего не заслужил. Скидка обнуляется. На сайте РСА этот момент объясняется расплывчато, но это факт.
  2. При переходе с неограниченного на ограниченный бонус сохраняется. Страховщик мыслит так: «раз уж получили скидку, допуская к управлению своей машины других людей, Вы ответственный человек в жизни и на дороге. Вам можно доверять».
  • Правило 3:
    Люди, которые ездят по страховке другого «собственника», в страховку не вписаны и через год их класс сбросится на стартовый.
    Исключение: если внести себя в любой полис с ограничением(родных, друзей), скидка не сгорит.
  • Правило 4:
    Все, что происходит на автомобиле с открытой «автогражданкой», влияет на класс хозяина. Год без страховых случаев – коэффициент безаварийности снижается. ДТП по вине любого, кто управлял его транспортом – повышение коэффициента.
    Исключение: сменив машину, можно искусственно обнулить повысившийся показатель. Об этом следующий пункт.
  • Правило 5:
    При смене транспорта владельцем открытого бланка, бонус-малус сбрасывается до первоначального значения 1. Без исключений, хоть при десяти авариях за год, хоть при досрочном расторжении договора.
  • Правило 6:
    При досрочном расторжении страхового договора:
  1. При отсутствии страховых выплат в течение года показатель безаварийности остается на уровне даты подписания бланка. К примеру, человек с бонусом-малусом 0,85 (6 класс) за месяц до окончания срока безубыточного периода расторг соглашение. У него останутся все те же 0,85;
  2. При наличии страховых выплат, класс изменяется на обычных условиях.Человек с показателем 0,85 из предыдущего примера, совершив одну аварию и досрочно расторгнув договор, при следующем оформлении будет иметь коэффициент безаварийности 0,95 (4 класс).
    Исключение: все та же смена автомобиля при неограниченном страховании.

КБМ – что это такое и зачем он нужен?

Чтобы оценить риски возникновения будущих расходов, страховые компании учитывают не только региональную принадлежность и технические характеристики авто, но и навыки управления ТС конкретного водителя.

Страховщики напрямую заинтересованы в привлечении аккуратных водителей, которые не попадают в ДТП. А если и попадают, то очень редко и не по своей вине. Такие клиенты приносят компании прибыль, а она, в свою очередь, стимулирует подобный стиль вождения понижением значения КБМ.

Другими словами, коэффициент бонус-малус – это скидка водителю за безаварийное управление транспортным средством.

За каждый год безубыточного вождения страхователю начисляется 5% скидки, пока общий размер дисконта не достигнет максимального значения в 50%, что соответствует значению КБМ = 0,5. И наоборот, если водитель обращался за возмещением ущерба, то коэффициент бонус-малус повышается, увеличивая стоимость очередной страховки.

Сервис по расчету своего КБМ

Что это значит? Что каждый, рассчитывая цену ОСАГО, может сам прикинуть, на какую скидку за безубыточность он вправе претендовать по данным РСА о КБМ. Почему это актуально?

  • по данным ЦБ РФ, больше 50% российских компаний даже после увеличения тарифов на ОСАГО продолжают игнорировать КБМ, за что уже были наказаны некоторые организации, в том числе Росгосстрах;
  • учет КБМ для ОСАГО – законодательное требование, зачем его нарушать, лишая себя скидки?

Тем более рассчитать свой бонус-малус каждый водитель может у нас на сайте.

Как считать?

Как проверить КБМ для себя? Для этого надо заполнить форму, в которой должны быть указаны:

  • фамилия и имя с отчеством водителя;
  • дата его рождения;
  • данные удостоверения водителя (серия и номер);
  • свой статус (гражданин, компания);
  • тип полиса автостраховки (проверка КБМ выполняется для машин, с которыми работает один, несколько или неограниченное количество водителей).

Все, после останется только кликнуть на кнопку поиска, и оценить результат. Есть три важных момента, которые при этом следует учитывать. Во-первых, по базе РСА КБМ ОСАГО проходят только водители-резиденты (граждане РФ). Во-вторых, если сервис вас не найдет в реестре, это может значить, что:

  • недавно водительское удостоверение менялось, информация об участии в ДТП еще числится под старым документом;
  • допущена ошибка при вводе информации, что помешало идентифицировать водителя в базе КБМ по ОСАГО;
  • заполнены не все обязательные поля.

В-третьих, надо знать, какой коэффициент выбрать при его многократном расчете. Если автомобилем будут пользоваться несколько водителей, то принимать в расчет надо тот показатель, который выдаст проверка КБМ ОСАГО для самого «лихого» из них (максимальное значение). Переживать о лимитах поданных заявок на расчет не стоит. У нас можно считать бонус-малус неограниченное количество раз.

Сколько полагается за безаварийность?

А надо ли считать? Да, проверить КБМ для ОСАГО стоит: размер скидки за безаварийность согласно 40-ФЗ может достигать 50% от цены полиса. За каждый год безубыточного пользования страховкой водитель получает 5% дисконта. Сегодня, когда тарифы по автострахованию разом поднялись на 40-60% (а с учетом территориального коэффициента – в 2-3 раза в отдельных регионах), каждый процент, уменьшающий эту сумму, имеет значение.

Другой вопрос, что свой КБМ ОСАГО по РСА нужно знать, чтобы потребовать у страховой компании скидку. При отказе предоставить дисконт за ОСАГО безубыточному водителю страхователь имеет полное право пожаловаться на страховщика. И у последнего начнутся проблемы начиная с предписания от ЦБ устранить нарушение и заканчивая ограничением лицензии, как случилось с Росгосстрахом.

Не путать класс убыточности и скидку за безубыточность

Так что считать свой коэффициент безубыточности и стоит, и надо. Во-первых, чтобы проконтролировать страховщика (он будет определять бонус-малус по данным той же базы, что и вы). Во-вторых, чтобы понимать, на сколько денег рассчитывать.

Но определять его надо правильно. Здесь нельзя путать два похожих понятия:

  • класс убыточности;
  • скидка за безубыточность (бонус-малус).

Первый показатель – это категория, которая присваивается водителю в зависимости от того, как он ездит: участвует в ДТП или нет. А база КБМ – это поощрение тем, кто в авариях участия не принимает. При расчете определяется класс водителя и положенная ему скидка за соблюдение ПДД. Но не в процентах, на которые надо сократить цену, а в виде коэффициента от 0,5 до 2,45.

Тариф ОСАГО умножают на эту цифру, чтобы получить итоговую цену. Если расчет КБМ выдаст значение от 0,5 до 0,95, речь пойдет о скидке (50 и 5% соответственно). Все, что больше единицы, – удел аварийных водителей, им за участие в ДТП надо доплатить.

Читать еще:  Памятка по дтп для пассажира

«Каждый должен получать то, что заслужил»: реформа ОСАГО воздаст за дорожные грехи?

Вместо четырех категорий водителей теперь будет 58. И у ЦБ еще много идей на будущее — например, убрать региональный коэффициент

Сегодня вступили в силу изменения тарифов ОСАГО: коридор тарифа увеличился по 20% вверх и вниз, расширен коэффициент «возраст-стаж», реформирован коэффициент «бонус-малус». Татарстанские страховщики уверены, что большинство автолюбителей не заметят изменений, и считают нововведения справедливыми: «Для нормальных водителей будет снижение тарифов, потому что за них развернется реальная борьба». Мнения покупателей полисов в страховых офисах Казани узнавал «БИЗНЕС Online».

Сегодня вступили в силу изменения по ОСАГО: коридор тарифа увеличился по 20% вверх и вниз, расширен коэффициент «возраст-стаж», реформирован коэффициент «бонус-малус» Фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОСАГО

Сегодня вступили в силу изменения по ОСАГО — первый шаг по пути так называемой либерализации тарифов автогражданки. Как заверяют страховщики, в результате стоимость полиса будет более индивидуальной, учитывающей особенности каждого конкретного водителя. Теперь тарифный коридор расширен на 20% вверх и на 20% вниз. Так, например, диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей граждан установлен Центробанком от 2746 до 4942 рублей (ранее было 3432–4118 рублей), для мотоциклистов — 694–1047 рублей, для машин юрлиц — диапазон с 2058 до 2911 рублей, а для таксистов — и вовсе от 4110 до 7399 рублей.

«Указание Банка России — первый и важный шаг регулятора на пути к либерализации ОСАГО. В результате тарифы на обязательную автогражданку станут более справедливыми для автовладельцев, и безаварийные водители станут меньше платить. При этом автовладельцы с аварийным стилем вождения получат мощный экономический стимул для того, чтобы его менять в лучшую сторону», — цитирует пресс-служба слова президента российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса.

При этом, как заявлял в интервью «БИЗНЕС Online» исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, расширение тарифного коридора позволит страховщикам в проблемных регионах поднять тарифы, чтобы тем самым «обратить внимание местных властей» на проблему с мошенниками. «Зато в „хороших“ регионах, где страховщики продают с удовольствием, для безубыточных сегментов можно не повышать тариф, а даже ставить среднюю или минимальную границу», — заверял он.

Серьезные изменения претерпела система коэффициентов «возраст-стаж». Если раньше страховщики делили всех автомобилистов на четыре категории, то теперь выделены 58 возможных вариантов. При этом самый худший коэффициент получат молодые водители от 16 до 21 года — 1,87, тогда как раньше этот показатель для них равнялся 1,8. А вот возрастных водителей от 59 лет со стажем вождения от 6 лет, напротив, коэффициент «возраст-стаж» решено снизить — до 0,93. Или, например, для автомобилиста в возрасте 25–29 лет со стажем вождения 9 лет коэффициент по новым правилам составит 1,04, то есть на 4% больше базового тарифа. А вот для тех, кому за 30 лет и чей безаварийный стаж больше 10 лет, наоборот, ставка тарифа меньше на 4% — 0,96. При этом для обеих категорий раньше устанавливался коэффициент 1.

Юргенс не раз утверждал, что 80% водителей разницы от нововведений не почувствуют. Стоимость ОСАГО изменится только для 20% автолюбителей: для 15% аккуратных водителей страховка подешевеет, а для 5% – подорожает Фото: Алексей Белкин

В то же время, наконец, Центробанк добрался до реформы индивидуального коэффициента «бонус-малус» (КБМ), на который чаще всего жаловались автовладельцы. Теперь КБМ будет присваиваться раз в год — с 1 апреля, а не на день завершения предыдущего полиса. Раньше у водителя мог быть разный КБМ, если он был «вписан» в разные машины, теперь же за человеком на весь год будет закреплен единый коэффициент. На время переходного периода при наличии нескольких КБМ на разные машины будет выбираться лучший для водителя показатель. А вот если к управлению машиной допущены три-четыре человека, то на машину коэффициент «бонус-малус», наоборот, будет выбираться худший из тех, которые есть у кого-то из водителей. Например, если у человека в полис вписан сын, у которого стаж вождения полгода, возраст 20 лет и было ДТП, то КБМ будет самым жестким, каким бы примерным водителем ни был отец. Для юрлиц будет присваиваться единый КБМ — для всех машин в автопарке. Это, уверены в РСА, упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

Впрочем, наверняка автовладельцев больше всего интересует вопрос — как изменится стоимость полиса? В мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин указывал, что для среднеобобщенного водителя цена автогражданки вырастет с 5,8 тыс. до 7 тыс. рублей. Но уже в ноябре он пересмотрел свои оценки и заверял, что стоимость ОСАГО вырастет максимум на 1,5%. При этом Уфимцев доказывал нашему изданию, что если стоимость полиса и увеличится, то «буквально на первые два-три месяца, а потом опять откатится назад». «Страховщикам надо свои сбытовые сети поменять, заново что-то сделать и вложиться», — объяснял он временное подорожание автогражданки. Однако Юргенс не раз утверждал, что основная масса водителей — 80% — разницы от нововведений не почувствуют. Стоимость ОСАГО изменится только для 20% автолюбителей: для 15% аккуратных водителей страховка подешевеет, а для 5%, напротив, подорожает.

Пока продажа полисов ОСАГО в республике идет по прошлогодним тарифам
Фото: «БИЗНЕС Online»

«СУТЬ ВСЕХ ПОПРАВОК — РАЗГРУЗИТЬ «ХОРОШИХ» ВОДИТЕЛЕЙ»

Директор филиала СПАО «Ингосстрах» в РТ Игорь Волчков в беседе с «БИЗНЕС Online» рассказал, что решение по новой стоимости полисов ОСАГО в компании сейчас принимается в Москве, оно ожидается в начале следующей недели, так что пока продажа полисов в республике идет по прошлогодним тарифам. «Как ожидается, для тех, у кого плохая страховая история, у кого много ДТП, тариф поднимется. Это однозначно будет, это суть всех поправок — разгрузить „хороших“ водителей от платы за „плохих“ водителей. Средняя по рынку стоимость полисов ОСАГО от этого сильно не изменится, она может как остаться прежней, так и быть плюс или минус 5 процентов, потому что водителей с плохой историей примерно 6 процентов от общего числа», — говорит Волчков.

Волчков напоминает, что в ближайшие годы ЦБ продолжит дальнейшее изменение системы расчета стоимости ОСАГО. Он считает, что за рубежом существует схожая практика, когда страховщики борются за хороших водителей, предлагая им лучшие условия, а тем, кто постоянно попадает в аварии, будут предлагаться более высокие тарифы, что, в свою очередь, простимулирует водителей к хорошей езде. «Все, что сейчас делается, делается не в рамках повышения прибыльности страховых компаний, а для того, чтобы более прозрачно и четко делать расчеты для клиентов. Каждый должен получать то, что заслужил. Так что все это в интересах и клиентов, и страховых компаний», — заключает Волчков.

Вице-президент союза страховщиков Татарстана, директор ООО «Полиссервисконсалтинг» Рустэм Сабиров тоже считает, что система стала более справедливой. «То есть нельзя говорить о повышении тарифов, как пишут некоторые СМИ, — подчеркивает Сабиров. — Точно так же можно говорить и о снижении! Для нормальных водителей будет снижение тарифов, потому что за них развернется реальная борьба».

Он считает, что в зоне риска повышения тарифа в первую очередь те, кто много ездит — «Газели» и такси. «Это очередной шаг к свободному ценообразованию, когда страховые компании будут смотреть: господин Иванов 20 лет ездит без одной аварии, а студент Петров в год попадает в 10 аварий. Поэтому страховые компании скажут: „Иванову за 1 тысячу полис продадим, а Петрову — за 100 тысяч“, — потому что компании в год по 500 тысяч за него платят. А на следующий год страховые выставят ему тариф вообще в 1 миллион, и пусть Петров ходит пешком», — обрисовывает идеальный вариант Сабиров.

Сегодня же, по его словам, этому студенту Петрову дороже 15 тыс. рублей полис не продадут. «Это неправильно, потому что Иванов платит за Петрова», — возмущается Сабиров. Он считает расширение коридора по ОСАГО шагом к свободному рынку, а следующим шагом необходимо отменить коэффициент мощности, поскольку более мощные машины реже попадают в аварии. «Самый аварийный автомобиль — „Ока“, зато у него самая маленькая мощность. За рулем этих авто, как правило, неопытные юноши, которые хотят показать мастер-класс для своей девушки и доказать, что они тоже чего-то стоят. Так что в данном случае мощность двигателя влияет на убыточность страховых компаний в обратную сторону», — приводит пример Сабиров.

Читать еще:  2 основания для выплаты дольщикам страховки от недостроя

Он предсказывает небольшое снижение прибыльности на рынке ОСАГО для страховых компаний, работающих в Татарстане, в 2019 году, но ситуацию в республике в целом он оценивает как неплохую. По его словам, в Татарстане страховые компании закончили 2018 год с положительным результатом по рынку ОСАГО, так что они собираются увеличивать объемы страхования. «Во многих сегментах ОСАГО стало интересным видом страхования, но не во всех регионах», — замечает Сабиров. В России в целом убыточность на рынке ОСАГО за последние полтора-два года снизилась — это связано с тем, что появилась возможность «платить не деньгами, а ремонтом», также рынок ОСАГО был расчищен от автомошенников.

Серьезные изменения претерпела система коэффициентов «возраст-стаж». Если раньше страховщики делили всех автомобилистов на четыре категории, то теперь выделены 58 Фото: «БИЗНЕС Online»

УРОВЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ — «КОПЕЙКИ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» прошелся по казанским офисам страховых компаний, продающих ОСАГО. По словам одного из сотрудников этой СК, Эдуарда, пока еще первый день работы после праздников, идут первые клиенты и трудно делать какие-то выводы. «Получается, что нам дали диапазон и каждая компания будет работать в рамках своего диапазона. Но практика такова, что все компании будут делать максимальные базовые ставки. А что касается изменений, то они большей частью идут по коэффициенту, и получается подорожание для молодых и менее опытных водителей… Что изменится в нашей работе? Денег будем больше собирать», — предполагает Эдуард.

Чуть позже, выходя со мной во двор покурить, молодой человек дает более развернутый анализ происходящего.

«В принципе, изменения не такие уж и глобальные», — отмечает он. По его словам, ситуация складывается таким образом, что более молодые водители будут за ОСАГО платить чуть больше, а более взрослые и опытные — чуть меньше.

«Вот мне 26 лет и трехлетний опыт вождения. У меня ОСАГО подорожает. Потому что от 26 до 29 лет идет повышающий коэффициент. А дальше, чем старше — уже понижающий. То есть люди старше 40 лет будут платить меньше», — отмечает он.

Но уровень изменений наш собеседник называет копейками, говоря, что на себе он их практически не почувствовал.

«Это, конечно, первая волна изменений, потом планируются более глобальные», — констатирует он.

Один из клиентов НАСКО — Дамир — говорит, что изменение в новых тарифах по ОСАГО он почувствовал в том, что заплатил меньше, чем обычно. «Семь процентов мне скостили по возрасту и за безаварийное вождение. Все остальное, по-моему, осталось так же. Я пока не вникал в подробности. По деньгам получилось меньше рублей на 500», — говорит он. Поэтому автолюбитель своего страховщика менять не собирается. Да и в целом политику автострахования в нашей стране он считает нормальной.

«Судя по всему, страховщики стараются, что называется, быть ближе к народу», — говорит наш собеседник.

Клиент другой страховой фирмы — «Россгостраха» на улице Некрасова — Мансур в офис компании приехал совсем с другими целями: полис ОСАГО он оформил еще в конце прошлого года, так что нововведения его не коснулись. О новых правилах он уже слышал и, в принципе, относится к ним положительно. «То, что для опытных водителей ОСАГО стало подешевле, — это точно правильно. ОСАГО, конечно, нужно, но ведь и КАСКО подорожало. Я раньше по КАСКО страховал машину каждый год, а сейчас не страхую», — говорит он. По мнению Мансура, пришло время и для изменений в КАСКО, чтобы их условия были более либеральными.

Диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей граждан установлен Центробанком от 2746 до 4942 рублей (ранее было 3432–4118 рублей), для мотоциклистов — 694–1047 рублей, для машин юрлиц — диапазон с 2058 до 2911 рублей, а для таксистов — и вовсе от 4110 до 7399 рублей Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК — ЗЛОСТНЫЙ НАРУШИТЕЛЬ, ТО И СТРАХОВКА У НЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ ДОРОЖЕ»

Как уже было сказано, на этом комплексе изменений ОСАГО Центробанк останавливаться не собирается. Так, в интервью «Российской газете» начальник управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка ГУ Банка России по ЦФО Кирилл Табаков рассказал, что, например, в 2020 году ЦБ планирует отменить территориальный коэффициент, который сейчас влияет на стоимость полиса напрямую. Однако, по словам Табакова, косвенное влияние все же останется. «В Банке России убеждены, что страховщик сам должен смотреть: какова плотность движения в данном поселке, качество дорог и многое другое. Возможно, место жительства будет и в будущем влиять на тариф, но это будет менее формально, чем сейчас», — пояснил он.

Кроме того, на 2021 год запланирована отмена коэффициента мощности автомобиля. Например, сейчас для владельца машины с более чем 120 «лошадками» тариф вырастает на 40%, а при мощности более 150 л. с. — на 60%. «Прошли те времена, когда автомобиль с мощностью 120 лошадиных сил считался гоночным. Согласно статистике, самые распространенные автомобили обладают мощностью от 71 до 100 лошадиных сил, а для них все еще действует повышающий тариф», — пояснил Табаков. По его словам, после отмены коэффициента мощности страховщики смогут увеличивать тариф не более чем на 40%, однако должна появиться и возможность дополнительной скидки на все те же 40%. В ЦБ считают, что страховые компании могут сами решать, учитывать ли марку автомобиля или же внимательнее присматриваться к тем, кто за рулем. Однако Банк России, как заверил Табаков, будет рекомендовать страховщикам пользоваться телематикой, то есть когда на машину устанавливается специальный прибор, который фиксирует скорость разгона, резкость торможения и другие особенности вождения — все те факторы, которые влияют на вероятность попадания в ДТП. «Необходимо использовать и статистику ГИБДД. Если человек — злостный нарушитель ПДД, то и страховка у него должна быть дороже», — уверен представитель ЦБ.

Где проверить коэффициент

Прежде чем проверить, какая страховая скидка у вас действует, нужно иметь ввиду:

  • если вы попадали в ДТП по вашей вине, то ваш коэффициент бонус-малус ухудшится;
  • если вы более года после истечения срока действия предыдущего ОСАГО не стали его продлевать, скидка сгорает и накопления начинаются заново;
  • льгота 5% предоставляется за каждый безаварийный год. Поэтому, если вы ездите менее года, бонус не начисляется;
  • после достижения 13-го класса (максимальной скидки по ОСАГО в размере 50%) в дальнейшем увеличение невозможно. Поэтому если из года в год при отсутствии аварий применяется 13-й класс, это абсолютно правильно и нарушений со стороны страховой не допущено.

Итак, где можно узнать, есть ли понижающий коэффициент?

  1. На сайтах страховых компаний в информационном разделе.
  2. На таких сайтах, где предусмотрена возможность воспользоваться калькулятором ОСАГО и проверкой КБМ онлайн. Это могут быть отдельные сервисы, без привязки к определенной страховой компании. После того, как узнали свой КБМ, можно сразу же проверить и стоимость оформления полиса, подставив полученное значение в специальную форму расчета стоимости страхования.
  3. С помощью он-лайн сервиса на сайте РСА. Именно сюда автоматически направляются запросы от тех сайтов, которые занимаются проверкой скидки. Мы рекомендуем воспользоваться этим сервисом напрямую http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm.

При подготовке полиса ОСАГО с определенным перечнем допущенных к вождению лиц, расчетный бонус-малус будет учитываться по водителю, имеющему наименьший класс.

Все существующие коэффициенты бонус-малус и категории аккуратности езды водителей содержатся в объединенной базе российского союза автостраховщиков.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector