Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как понизить КБМ и уменьшить стоимость ОСАГО

Как понизить КБМ и уменьшить стоимость ОСАГО

При расчете стоимости страхования учитываются все коэффициенты, которые применяются в данной местности, поэтому вопрос, как уменьшить стоимость ОСАГО, актуален для всех автовладельцев. Но зачастую при прочих равных условиях цена за полис может быть завышена из-за ошибки в базе данных страховщиков для водителей одинаковых категорий.

Чтобы этого не допустить, необходимо проверить КБМ водителя по базе РСА (коэффициент бонус-малус). Как понизить цену за ОСАГО, расскажем в статье.

  1. Чем важен КБМ и зачем его снижать
  2. Причины ошибок
  3. Как исправить или вернуть КБМ
  4. Как еще можно снизить цену за ОСАГО

Не только подорожание ОСАГО портит статистику

Основной причиной негативной тенденции сами страховщики называют дорогое ОСАГО. Действительно, в 2015 году полис дорожал дважды после более чем 15-летнего удержания цен на одном уровне. В итоге обязательная страховая услуга стала едва ли не единственным продуктом, который оказался в Москве дешевле, чем в регионах.

Но эксперты спешат развеять миф о том, что только цена полиса привела к резкому падению продаж. Слишком дорогим автострахование стало не после увеличения базовой ставки и корректировки коэффициентов. Страхователь нуждается в снижении стоимости ОСАГО на фоне сопутствующих событий:

  • из-за кризиса закрылись многие компании (их автопарки простаивают на площадках или ждут покупателя);
  • снизился доход граждан почти на 3,5%;
  • растут цены на продукты обязательного использования (страхователь львиную долю семейного бюджета вынужден тратить на питание и одежду, ему не хватает на страховку);
  • уменьшились объемы реализации новых авто (по итогам сентября – почти на 30%).

Как страхователь реагирует на новые реалии?

Как на эти условия может отреагировать страхователь? Логично, что в его интересах поиск ответа на простой вопрос: как снизить стоимость ОСАГО? На конкретных действиях, если верить Игорю Юргенсу (глава РСА), этот интерес выражается в форме:

  • отказа от использования второй машины в семье;
  • ограничения эксплуатации машины 1-2 сезонами;
  • покупки поддельного полиса.

Последняя тенденция – наиболее настораживающая. По данным РСА, на 42 миллиона оформляемых договоров уже приходится миллион подделок.

Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

Я восстановил КБМ. Что делать дальше?

Внесите изменения по КБМ во все текущие полисы. Это важно! Даже если это не влияет на стоимость полиса ОСАГО. Если этого не сделать — после окончания полиса Ваш восстановленный КБМ потеряется. Для этого обратитесь в свою страховую компанию (или в несколько, если у вас несколько полисов от разных СК) и напишите «Заявление на внесение изменений в полис в связи с неверно примененным КБМ». Для уверенности, можете заранее распечатать результат запроса КБМ со страницы проверки КБМ.

Вам необходимо написать заявление о перерасчете страховой премии в связи с неверно примененным КБМ и возврате средств. Эти заявления рассматриваются также до 1 месяца

Теперь вы можете приобрести ОСАГО со скидкой у нас, либо в своей страховой компании

Выгодно ли понижать КБМ

Сомнений нет, КБИ понижать выгодно. К примеру, если страховка стоила 15 000 рублей при коэффициенте 1,4 (2 класс), то при коэффициенте более низком, к примеру, 1, она будет стоить 10715 рублей. Экономия в этом случае составит 4285 рублей. Это значение будет сохранено для следующего периода заключения страховки, если при управлении авто ДТП не происходило. Причем с увеличением безаварийного стажа будет расти класс водителя, и скидка при заключении нового договора будет расти. Таким образом, на страховке за 10 лет безаварийной езды можно сэкономить приличную сумму.

Как проверить КБМ?

Проверить КБМ по ОСАГО для конкретного водителя – не так-то просто. В расчет берется стаж вождения, а также весь предшествующий опыт (страховая история). Получить эту ценную информацию можно одним из нескольких способов.

Для расчета КБМ существует АИС (автоматизированная информационная система). Эту систему обслуживает Российский Союз Автостраховщиков. В этой базе данных имеется информация обо всех водителях, получавших полисы ОСАГО. Если предшествующая страховая компания исправно внесла информацию в эту базу данных, то она станет доступна для каждого, кто обратится к этой системе. Например, на сайте страховой компании можно самостоятельно при помощи специального калькулятора ОСАГО рассчитать стоимость полиса, который будет брать за основу информацию из базы АИС РСА.

Что формирует цену страхования

Порядок расчёта стоимости страхового полиса ОСАГО прописан в Указаниях Центробанка РФ № 3604 от 20.03.2015 и №53241 от 29.12.18. При этом закон устанавливает единую методику расчёта стоимости автостраховки для всех страховых компаний.

Подсчитать сумму, которая необходима для заключения страхового договора, каждый автовладелец может самостоятельно.

Чтобы определить, от чего зависит цена страховки автомобиля по ОСАГО, водителю следует учитывать такие показатели, как базовый тариф и специальные коэффициенты.

Базовый тариф устанавливается в зависимости от вида транспортного средства, юридического статуса владельца и цели использования транспортного средства.

С 9.01.2019 вступили в силу новые базовые ставки для определения стоимости полиса ОСАГО, согласно Указания ЦБ РФ №53241 от 29.12.18. Так для легковых авто (для физлиц) коридор тарифа расширен на 20% и теперь составляет 2746-4942 рублей. Для легковых авто, пренадлежащих юрлицам, по сравнению с прежним он снижен на 5,7%, для мотоциклов – на 10,9%. Изменены коридоры базовых ставок и для других категорий ТС: такси, грузовиков, автобусов.

Что касается принятых для расчёта специальных коэффициентов, то они определяются техническим состоянием автомобиля и показателями возраста и стажа водителя. Каждому коэффициенту соответствует определённый фактор.

Рассмотрим подробнее значение и порядок применения коэффициентов при расчёте стоимости полиса ОСАГО.к содержанию

Мощность ТС

Коэффициент мощности автомобиля устанавливается в зависимости от количества лошадиных сил в двигателе. При этом значение коэффициента варьируется в пределах от 0,6 до 1,6. Минимальная величина назначается для машин мощностью 50 л. с., а максимальная – для 150 л. с. и более.

Начисление высокого коэффициента для машин с мощным мотором объясняется тем, что законодатели считают данный вид транспорта более опасным для участников дорожного движения, чем машины со слабым двигателем.к содержанию

Место регистрации

Определяя, от чего зависит сумма страховки автомобиля, следует принимать в расчёт и регион регистрации авто, то есть место прописки для физического лица или место регистрации фирмы для юридического лица.

Читать еще:  Проверка полиса осаго по гос номеру автомобиля

Коэффициент региона регистрации определяется количеством транспортных средств в определённой местности и вероятностью наступления ДТП. Данный показатель варьируется в пределах от 0,6 до 2.

Самая высокая вероятность дорожно-транспортных происшествий предполагается в городах с населением более миллиона и с большим транспортным потоком, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск и другие. Здесь устанавливается максимальное значение коэффициента, равное 2.

Минимальный коэффициент района регистрации, равный 0,6, применяется для малонаселённых местностей, например, для Чеченской республики. На всей территории Чечни проживают всего 1,5 миллиона человек, и это значит, что плотность населения невелика и количество дорожно-транспортных происшествий относительно низкое.

Бывает так, что срок действия страхового полиса заканчивается во время пребывания автовладельца вне его региона регистрации. Это не означает, что продлить страховку можно только по возвращении домой. Кроме того, управление транспортным средством без страховки наказывается штрафом.

Поэтому закон предусматривает возможность оформления полиса ОСАГО в любом регионе РФ по выбору водителя. Однако при этом рекомендуется выбирать такую страховую компанию, которая имеет представительство в регионе регистрации автовладельца.

Подробно об этом в статье «Можно ли застраховать автомобиль в другом регионе».к содержанию

Возраст и стаж вождения

Коэффициент возраста и стажа (КВС) водителя устанавливается с учётом степени риска, возникающего при управлении транспортным средством. Поэтому чем старше и опытнее водитель, тем ниже назначенный ему коэффициент. В связи в вступлением в силу изменений внесенных Указанием ЦБ №53241 от 29.12.18 значение КВС теперь будет в диапазоне 0,96-1,87, вместо прежнего 1.0-1,8. Кроме того, вместо 4 категорий вводятся 56, на которые будут разделены все водители, в зависимости от возраста и стажа. Каждой категории будет соответствовать свой коэффициент.

Если право на управление данным транспортным средством имеют несколько человек, коэффициент определяется по водителю с наименьшим опытом.к содержанию

История дорожных происшествий

В поощрении безопасной езды заинтересовано не только государство, но и страховые компании. Если в период действия полиса автовладелец не попадает ни в одно ДТП, то он экономит средства страховщиков, поэтому получает от них заслуженную скидку.

Определяя, от чего зависит стоимость страховки автомобиля, следует принимать во внимание коэффициент бонус-малус (КБМ), который повышает или снижает цену страховки в зависимости от показателя аварийности вождения отдельного водителя.

Каждый год безаварийной езды снижает стоимость полиса ОСАГО на 5%. Водитель, не попадающий в дорожные аварии в течение десяти лет, может рассчитывать на скидку 50% от первоначальной стоимости полиса ОСАГО.

Иначе обстоит дело для участников ДТП. Для них предусмотрено увеличение стоимости страхового полиса до 50% даже в случае одной аварии в течение года.

Для применения данного коэффициента страховщики используют информацию из АИС Российского союза автостраховщиков – единой базы данных всех страховых компаний.

С 9.01.2019, согласно Указанию ЦБ, КБМ будет определяться один раз в году – 1 апреля. Кроме того, при перерыве в страховании больше года он обнуляться, как раньше, не будет. При наличии нескольких КБМ (в разных полисах) будет приниматься значение наименьшего.к содержанию

Количество водителей данного тс

При оформлении полиса ОСАГО владелец транспортного средства должен указать количество лиц, допущенных к управлению им.

В случае, если водитель один, выписывается полис с ограниченным количеством водителей. При этом коэффициент равен единице. Если количество водителей не ограничено, например, в компаниях-перевозчиках, назначается коэффициент 1,8. Увеличение коэффициента связано с повышением риска наступления страхового случая при использовании транспортного средства разными лицами.

С порядком начисления специальных коэффициентов можно ознакомиться в статье «Коэффициенты ОСАГО».к содержанию

Теперь, когда понятен принцип того, как рассчитывается ОСАГО, резонно возникает желание найти страховщика с самым низким тарифом. Компании назначают ставки ежегодно на основании установленных ЦБ РФ для текущего временного периода тарифного коридора.

Все тарифы компании обязаны размещать на своих официальных сайтах. Нет возможности проанализировать данные по всем городам, но вся информация есть в открытом доступе. Кроме того, вы всегда можете обратиться к специалистам нашей компании для консультации по ОСАГО.

Стоит отметить, что не всегда самый дешевый вариант покупки полиса – это лучшее решение. Чтобы не остаться в проигрыше, стоит избегать сомнительных предложений, привлекающих своей неоправданно заниженной ценой. Часто такие предложения распространяют мошеннические сайты, созданные аферистами очень похожими на сайты крупных компаний, чтобы ввести в заблуждение обычных потребителей. Настоящий полис ОСАГО можно купить только в проверенной страховой компании, имеющей лицензию Банка России. Сайт этой компании, помимо наличия информации о лицензии от регулятора в разделах о компании и на главной странице сайта, также уже при выдаче в поисковике «Яндекс» будет отмечен специальной галочкой и меткой «ЦБ РФ», как проверенный экспертами Банка России и прошедший верификацию. На официальном сайте страховой компании будут указаны телефоны, адреса филиалов, история компании – в общем, вся необходимая, согласно законодательству, информация.

При выборе страховщика с низкой тарифной ставкой настоятельно рекомендуем:

  • Изучить обратную связь от клиентов, почитать отзывы в сети, спросить знакомых;
  • Рассмотреть информацию на официальном сайте, можно позвонить оператору для уточнения ответов на вопросы;
  • Узнать рейтинг надежности компании;
  • Узнать процент выплат по страховым случаям.

Также существуют еще хитрости, которые позволяют сэкономить на покупке полиса:

  1. Установить меньший период использования, если машина нужна непостоянно или только сезонно. Например, авто используется только для поездок на дачу или предстоят длительные командировки;
  2. На этапе выбора авто можно купить модель с меньшей мощностью двигателя, так получится ощутимое снижение тарифа стоимости ОСАГО;
  3. Коэффициент «бонус-малус», рассчитываемый для физических лиц, позволяет в случае безаварийной езды претендовать на следующий год на уменьшение тарифа по цене ОСАГО на 5% за каждый безаварийный год вождения;
  4. Покупать полис ОСАГО в «пакетных» предложениях. Крупные компании часто предлагают комплексную защиту не только для машины, то также готовы застраховать другое имущество или жизнь водителя и пассажиров. В результате итоговая цена при покупке «пакета» из двух или трех видов страхования может быть существенно ниже, чем при покупке каждого полиса отдельно. При этом каких-либо дополнительных снижений тарифов по ОСАГО не будет, стоимость «автогражданки» будет рассчитана по всем стандартам и со всеми положенными коэффициентами. Однако если вы планируете приобрести несколько видов полисов, то это хороший вариант сэкономить на итоговой цене комплексной страховой защиты.
  5. Уменьшить количество водителей, допущенных к управлению вашим транспортным средством. Стоит ли учитывать желание тёщи ездить на вашей машине на дачу, решать, конечно же, вам. Но нужно помнить, что чем больше людей допущено к управлению автомобилем, тем дороже будет полис ОСАГО. Если в страховке указано конкретное число водителей, то на стоимость полиса будет влиять их возраст и стаж вождения. Чем старше и опытнее водитель, тем меньшей будет для него такая страховка. А вот если вы впишите в полис начинающих водителей, то полис вам обойдется дороже.
  6. Покупать онлайн. В этом случае сам полис будет прежним по цене, но времени на его покупку потратите гораздо меньше.
Читать еще:  Можно ли вернуть франшизу по каско

Полисом Е-ОСАГО называют электронную версию классической «автогражданки». Документ можно распечатать и возить с собой. Сотрудник ГИБДД может проверить истинность полиса через базу РСА или горячую линию. Кстати, любой пользователь может сделать это самостоятельно при необходимости.

Как уменьшить стоимость осаго?

Какие факторы страховщики будут использовать для установления тарифа на ОСАГО? Как Центробанк будет контролировать правильность выбора этих факторов страховыми компаниями? Насколько мог бы подорожать полис, если принять сейчас те поправки, которые были отложены? Обо всем этом, а также о новой концепции ипотечного страхования рассказал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин на «Деловом завтраке» в «Российской газете», который прошел в онлайн-формате. Он отметил, что для аккуратного водителя стоимость полиса сократится, а для рискованного вырастет. Индивидуализация тарифа будет учитывать различные факторы.

— Владимир Викторович, какие «иные факторы и обстоятельства» будут влиять на стоимость полиса?

— Иные обстоятельства, иные факторы будут устанавливать страховые компании. Перед принятием закона мы подробно анализировали зарубежные законодательства и те примеры, которые могут использоваться в качестве этих иных факторов. Что это может быть? Это может быть возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение водителя — от этого тоже зависит аккуратность, с которой он водит. Владение иными видами собственности тоже может говорить об осторожном отношении к имуществу. Страховщики могут учитывать установку телематических устройств. В какое время эксплуатируется автомобиль — ночью или днем. Все эти факторы в той или иной степени могут влиять на стоимость страховки для конкретного автовладельца. Но эти факторы должны устанавливаться страховыми компаниями не волюнтаристски, а должны основываться на актуарных расчетах. То есть на той статистике, которая есть у страховой компании. И это мы и планируем контролировать.

— То есть страховая компания не может назначить понижающий тариф для красных машин или повышающий, если у нее нет соответствующих расчетов?

— Да, это мы будем смотреть в том числе.

— Вы сказали про использование телематики. В прежней версии закона, которая вносилась Минфином, телематика предусматривалась как понижающий фактор. Более того, там был еще один лакомый кусочек для автомобилистов — повышение выплат по жизни и здоровью до 2 млн рублей. Все эти «плюшки» для автомобилистов отложены. Надолго ли?

— Телематика может использоваться в качестве тех или иных факторов, которые могут учитывать страховые компании. Другое дело, что они не имеют права навязывать телематические устройства потребителю. Такое устройство может быть установлено на автомобиль только с согласия самого автовладельца. И если он с этим согласен и готов через телематическое устройство предоставлять информацию о стиле вождения, о том, какого рода происшествия происходят на дороге, то, конечно, страховая компания на основе этих данных с высокой степенью точности будет знать о манере езды и может предложить тариф ниже.

— А что касается возмещения по жизни и здоровью в размере 2 млн рублей?

— Ряд изменений, которые казались привлекательными, но не вошли в итоге в законопроект, требовали серьезного пересмотра тарифной политики. Например, вопросы, связанные с жизнью и здоровьем, оценивались приблизительно в 25% от действующего тарифного коридора вверх. Обсуждалась отмена таких коэффициентов, как территориальный, и коэффициент мощности. Точно так же рассматривался вопрос неиспользования амортизации запчастей при оплате деньгами. Это все неплохие предложения, но очень тарифоемкие. Для того чтобы лучше себе представлять последствия введения таких мер, мы договорились еще раз комплексно собраться, обсудить их и понять, насколько мы готовы улучшения разменять на увеличение тарифа.

— Как может вырасти стоимость полиса, если отменить коэффициенты на мощность и территории и ввести 2 млн по жизни и здоровью?

— Про 2 миллиона я уже сказал: плюс порядка 25%. Территориальный коэффициент и коэффициент мощности — это 40 и 30% дополнительного повышения. Повышение в итоге получалось на Это существенное изменение. Мы и в первоначальном законопроекте предусматривали поэтапное введение. Но на тот момент депутаты решили, что надо выполнить главную задачу — ввести индивидуализацию тарифа. А потом уже переходить к решению дополнительных вопросов, которые тоже важны, но, еще раз повторяю, могут иметь серьезные ценовые последствия.

— Вводится такой фактор, влияющий на тариф, как неоднократные и грубые нарушения правил. Но у нас только порядка 15% «опасных водителей».

— Мы даже считаем еще меньше — не более 10%.

— Не получится ли, что мы опять будем финансировать злостных нарушителей?

— Полностью кросс-субсидирование убрать невозможно. Наша задача — существенно его снизить. Тарифный коридор должен давать возможность тем, кто водит максимально аккуратно, получить самую нижнюю ставку тарифа. А те, кто водит максимально рискованно, нарушает правила дорожного движения, должны получить тот максимум, который есть. Конечно, мы не можем в абсолюте этого достигнуть, но будем стараться этой концепции следовать.

Страховку по ипотеке купит банк, а не заемщик

— Недавно Банк России предложил закрепить обязательность страхования ипотеки и переложить его с заемщиков на кредиторов. То есть риски банк будет страховать сам, включая цену страховки в стоимость ипотеки. Так страховки будут обходиться дешевле и так заемщику будет проще выбирать, где взять ипотеку. Банки и страховщики на это говорят, что, наоборот, издержки на страховки вырастут, заемщик лишится выбора, условия страховок будут хуже. И напоминают о сложностях, с которыми сталкивается госрегулирование ОСАГО. Как вы относитесь к этой критике?

— Во-первых, мы не предлагаем обязательное страхование, и поэтому его некорректно сравнивать с ОСАГО, где автовладелец не может не купить ОСАГО, а страховщик не может его не продать. То, что мы предлагаем, — это вмененное страхование, когда обязанность возникает только у одной стороны — у банка. Концептуальная разница в том, что, как правило, при обязательном страховании определяется жестко и тариф, и условия страховки. По ипотечному страхованию мы исходим из того, что тариф как раз определяет рынок, и рыночная сила банков должна привести к тому, что как минимум страховые компании должны уменьшить тариф. Потому что сегодня потребитель не может быть сильным игроком на этом рынке. Он фактически оппонирует как банку, так и страховой компании, часто не понимая разных правил и нюансов. Очевидно, что когда оппонировать друг другу будут два сильных рыночных субъекта, страховая компания и банк, то банк сумеет добиться от страховых компаний больших уступок, и это будет способствовать снижению общей стоимости ипотеки.

Да, у гражданина уменьшается выбор в том смысле, что вроде бы не он выбирает страховую компанию. Но на практике и так в подавляющем большинстве случаев это никакая не воля гражданина, а это та страховая компания, которую ему предлагает банк. Да, ему может быть предложено несколько компаний, но ровно на тех условиях, которые устанавливает банк. И, как правило, бенефициаром страхования и предмета залога, и жизни и здоровья является сам банк, а не заемщик или его близкие.

Читать еще:  Виды дтп и их характеристика

Что мы предлагаем взамен: когда наступит страховой случай, банк не сможет требовать с заемщика возврата ипотечного кредита. Все должно быть покрыто страховкой. Это уже вопрос банка — как он договорится со страховой компанией, учел ли он все риски. Именно банк будет разбираться со страховой компанией, если реализовался тот минимальный перечень рисков, который мы прямо предлагаем прописать (по утрате или повреждению имущества ЦБ предлагает в него включить пожар, взрыв, затопление, стихийные бедствия, кражи, грабежи, разбой, умышленное уничтожение третьими лицами, а по страхованию жизни и здоровья — смерть, присвоение инвалидности I или II группы, длительный больничный, потеря дохода в результате борьбы с эпидемией. — Прим. ред.).

Давайте предположим крайний вариант. Не дай бог, заемщик погибает или умирает от болезни. Сегодня его семья почти наверняка столкнулась бы со сложностями в выплате этого кредита, и на заложенное имущество было бы обращено взыскание. То есть мало того, что семья лишилась кормильца, она должна еще и лишиться квартиры. В нашей конструкции с потерей кормильца — не во всех, но в большинстве случаев — семья не теряет одновременно и квартиру.

И, наконец, наша система предлагает большую прозрачность. Когда мы начинаем разбираться, а что такое полная стоимость ипотеки, банки кивают на страховые компании, страховые компании кивают на банки. Все говорят, что это не наш тариф, это их тариф, а с нас берут большую комиссию. Разобраться в этом очень сложно. Наше предложение исходит из того, что банк какую-то часть страховки заложит в процентную ставку. И гражданину будет намного яснее, за что он платит, какова полная стоимость кредита, включая страховку.

— Вы не услышали обоснованных аргументов против?

— Как правило, это аргументы достаточно радикального толка: вы нам разрушите бизнес. Но мы и хотим изменить этот бизнес! Потому что маржинальность продукта как для банка, так и для страховых компаний крайне высокая. Мы подсчитали, что от собираемой премии по итогам 2019 года страховые компании выплачивали, если брать и страхование залога, и страхование жизни и здоровья, около 11%. Представляете, маржинальность 89%! Конечно, банки и страховые компании несут еще операционные расходы, но все равно это крайне высокая цифра. Например, в ОСАГО на выплаты идут собранных страховых премий, и это считается не так плохо.

Либо некоторые банкиры предлагают нам урегулировать этот вопрос посредством административного влияния на тарифы страховщиков: не трогайте систему, просто скажите, что страховщикам должны жестко платить сумму не более чем. Но это искажение рыночного ценообразования, и оно приведет к тому, что страховые компании будут работать себе в убыток и просто начнут отказываться от этих видов страховок. И тогда в принципе ипотеку получить будет невозможно.

Банки обяжут работать с несколькими страховщиками

— Как быть с тем, что у многих банков есть свои страховые компании?

— С учетом того, что страховку будет покупать банк, то есть в нашей концепции это именно банковская страховка, главное, чтобы не уменьшился уровень конкуренции между страховыми компаниями. Вполне возможно, придется либо на стороне страховщиков, либо на стороне банков установить правила, которые ограничат концентрацию или лимит риска по данному виду страхования на одну страховую компанию. Чтобы банк работал с несколькими страховщиками.

— Когда может заработать эта система, учитывая, что потребуется внесение многочисленных поправок в законы?

— Мы дорабатываем нашу концепцию, смотрим на предложения от ассоциаций банков и страховщиков, от отдельных банков и страховых компаний. В ближайшее время разместим ее еще раз для публичного обсуждения. После этого двинемся через правительство и Госдуму.

Граждан оградят от рискованных инвестиций

— Новые требования к инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ) сильно снизили продажи этого продукта. Банки уже не могут предлагать их под видом более доходных депозитов. Насколько сейчас ЦБ беспокоит этот сегмент, есть ли другие продукты в страховании, которые вас настораживают?

— Хотя число жалоб на ИСЖ упало, проблема как таковая не исчезла полностью. А она более широкая: гражданину часто не говорят о сутевых условиях той сделки, которую он заключает как с банками, так и со страховыми компаниями и с иными профучастниками. Иногда это не просто умалчивание о рисках, а настоящая фальсификация. Конечно, эта проблема не решена. Вот банки сократили продажи ИСЖ, но резко начала расти доля договоров накопительного страхования жизни. Мы готовы предположить, что граждане просто в поисках доходности посмотрели на новый инструмент. С другой стороны, мы точно так же опасаемся, что этот интерес может подогревать такое же искажение информации, как было с ИСЖ. Это ведь не ограничивается одним страхованием. Какие-то банки поняли, что ЦБ обратил на страхование пристальное внимание, и начали продавать клиентам какие-то сложные структурные бумаги, говоря о том, что это доходное, достаточно защищенное вложение.

Здесь очень большое внимание надо уделять не только изменению правил, но и изменению ментальности профессионального сообщества. Оно должно очень серьезное внимание обратить на вопросы этики. Плюс к этому мы считаем принципиально важным принятие закона о квалификации инвесторов. Когда он заработает, профучастники не смогут не учитывать степень понимания клиентом продукта и должны будут при необходимости запрещать ему приобретать тот или иной продукт, если у него нет ни квалификации, ни достаточной готовности, чтобы перенести потерю рискованных инвестиций.

Рынок страхования подхватил вирус

— Понятно, что в этом году рынок страхования потеряет какую-то часть премий. Каков ваш прогноз?

— Пока можно только сказать, что у первого квартала достаточно неплохие результаты, но его пандемия зацепила только немного. Второй квартал будет минусовым, и неизвестно, какими будут третий и четвертый. Хорошо бы удержаться на том же уровне, который мы достигли к концу 2019 года. Напомню, что по итогам прошедшего года страховые премии практически не выросли, то есть рынок уже находился фактически в стагнации. Очевидно, что в этом году должны просесть страховки выезжающих за рубеж, добровольное страхование мигрантов. Вполне могут просесть и другие добровольные виды по той простой причине, что граждане сейчас намного лучше считают деньги и, возможно, покупку каких-то страховок просто отложили. Но сумеют ли они купить эти страховки в будущем, будет зависеть в том числе от того, как быстро будет восстанавливаться экономика.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector