Что делать, если попал в ДТП — порядок действий по ОСАГО в 2020 году
Что делать, если попал в ДТП — порядок действий по ОСАГО в 2020 году
- Что делать в первую очередь
- Если виновник не признает вину
- Как действовать по ОСАГО
- Процедура оформления без ГИБДД
- Как действовать виновнику
- Происшествие случилось из-за ямы
- Происшествия во дворе или стоянке
Дорожно-транспортное происшествие — не редкость, и любой водитель может оказаться его участником. Поэтому крайне важно заранее знать, что делать по новым правилам 2020 года в случае, если попал в ДТП. Однако у многих автовладельцев нет практического опыта урегулирования подобных ситуаций, поэтому после аварии многие теряются и начинают совершать ошибки.
Обязательные действия при ДТП
Если с Вами произошла авария, то главное – не паникуйте. В пункте 8 раздела 2 правил дорожного движения Республики Казахстан предусмотрены обязательные пункты действий водителя при возникновении ДТП.
При дорожно-транспортном происшествии водитель обязан:
- Остановить и не убирать с места транспортное средство и предметы, имеющие отношение к аварии до приезда сотрудников дорожной полиции; включить аварийную световую сигнализацию («аварийку») и выставить знак аварийной остановки. Знак должен быть установлен на расстоянии не менее пятнадцати метров от транспортного средства в населенных пунктах и тридцати метров вне населенных пунктов.
- Если после аварии есть пострадавшие, необходимо оказать им первую медицинскую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103. В экстренных случаях водитель должен отправить пострадавших на попутном автомобиле либо доставить его самостоятельно в больницу, где необходимо оставить свои данные: ФИО, регистрационный номер транспортного средства, данные удостоверения личности (водительского удостоверения), техпаспорта. После этого водителю необходимо вернуться на место происшествия.
- Сообщить о случившемся в ближайший орган внутренних дел по телефону 102, ожидать приезда сотрудников полиции. Для того, чтобы проще доказать факт невиновности, нужно записать фамилии, адреса и номера телефонов свидетелей и очевидцев. Если в ДТП нет пострадавших и все стороны взаимно согласны в оценке обстоятельств случившегося, то водители могут составить схему происшествия, подписать ее и направиться в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления ДТП.
- В случаях, если движение других транспортных средств заблокировано и невозможно, участники ДТП должны освободить проезжую часть для обеспечения объезда места происшествия и возможности проезда других транспортных средств. При этом необходимо предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению.
Что делать при попадании в ДТП Версия для печати
Сев за руль, каждый водитель отвечает за свою жизнь и жизнь пассажиров и пешеходов. И каждый из них должен знать, что делать и что делать категорически нельзя при ДТП, так как обычно при таких обстоятельствах людям свойственно предпринимать необдуманные решения. В этой статье вы узнаете пошаговые действия и основные правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб.
Виды ДТП:
• Наезд на препятствие
• Наезд на пешехода
• Наезд на велосипедиста
• Наезд на стоящее транспортное средство
• Наезд на гужевой транспорт
• Наезд на животных
Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства от 13 ноября 2014 года № 1196 (далее – ПДД), при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 2 раздела 7 ПДД, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, государственный регистрационный номерной знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- сообщить незамедлительно о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 раздела 1 ПДД;
- освободить проезжую часть дороги, если движение других транспортных средств невозможно;
- при необходимости освобождения проезжей части дороги предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению и обеспечить объезд места происшествия.
В случае дорожно-транспортного происшествия, если нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, они прибывают в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия.
Если говорить другими словами, в случае ДТП вам необходимо:
- удостовериться что нет пострадавших, если есть, то вызвать скорую помощь;
- включить «аварийную сигнализацию» и установить знак аварийной остановки;
- если были свидетели происшествия, следует записать их контактные данные. Это может пригодиться при особых случаях;
- вызвать сотрудников административной полиции (102 – если нет пострадавших / 112 – если есть (звонки бесплатные)) и страховых агентов (тел.: смотреть страховку).
По прибытию, сотрудники дорожно-патрульной полиции должны оформить все материалы дела:
- составить схему ДТП,
- протокол осмотра места ДТП,
- административный протокол,
- отобрать объяснения,
- направить водителей на медицинское освидетельствование.
Сотрудники дорожно-патрульной полиции так же проверяют все ваши документы, рисуют схему и просят отбуксировать транспортные средства в некоторых случаях, когда на месте ДТП транспортное средство затрудняет движения других автомобилей.
Далее сотрудник дорожно-патрульной полиции, выдает вам бланк объяснительной на имя начальника управления местной полицейской службы.
Вы заполняете бланк, в нем обязательно необходимо указать ориентировочное время ДТП, пересечение улиц (напротив чего), гос. номер автомашины, направления движения и детальное описание происшествия, также номер полиса ОГПО.
Составление схем, протоколов относительно ДТП
С целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий произвести осмотр местности, предметов, документов, живых лиц.
Далее сотрудник дорожно-патрульной полиции в схему обязательно вносит описание внешних повреждений автомобилей. Проследите, чтобы все повреждения были учтены. После вас направляют на освидетельствование на экспертизу.
Заполнением указанных документов занимаются непосредственно прибывшие на место ДТП сотрудники дорожно-патрульной полиции. Перед подписанием документов внимательно ознакомитесь с ними, и отстаивайте свои законные права.
Штрафстоянка
Транспортное средство может доставляться на штрафную стоянку сотрудниками дорожно-патрульной полиции в том случае, если при совершении ДТП есть пострадавшие и/или водителем, при этом допущены другие нарушения, такие как управление ТС в состоянии опьянения, отсутствие необходимых документов. В других случаях сотрудники дорожно-патрульной полиции не в праве ставить автомобили на штрафную стоянку.
Медицинское освидетельствование
Согласно пункту 2 Правил направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528, освидетельствование на состояние опьянения водителей производятся в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами, когда состояние опьянения является составом правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 Правил освидетельствование на состояние опьянения водителей, может производиться сотрудниками органов внутренних дел, непосредственно на месте совершения административного правонарушения с применением специальных приборов и средств, устанавливающих наличие опьянения.
Рекомендуется пройти освидетельствование добровольно и незамедлительно.
Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции) о прохождении в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, в соответствии с частью 4 статьи 613 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок три года.
Заполнение объяснительной
Сотрудник дорожно-партульной полиции, непосредственно прибывший на место ДТП выдает форму объяснительной. Данный документ непосредственно влияет на решение суда, поэтому ее необходимо заполнять внимательно.
В объяснительной обязательно должно быть указано время и место ДТП (пересечение, напротив чего и т д), стороны направления движения транспортного средства (Юг-Север – Запад-Восток), и детальное описание происшествия. Кроме того, в заявлении указываются сведения об ОГПО (страховому полюсу), соответственно наименование страховой компании и номер ОГПО, и ваши контактные данные. Также в случае, если участник ДТП не отказывается пройти медицинское освидетельствование, то он обязан написать, что медицинское освидетельствование пройдет добровольно, сразу же после оформления сотрудниками дорожно-патрульной полиции факта ДТП.
После экспертизы рекомендуется ехать на место ДТП и решить вопрос о транспортировке транспортного средства. Если автомобиль не имеет значимых повреждений и управлять им безопасно, то вы имеете право самостоятельно без привлечения эвакуатора или любого другого буксировочного транспорта отогнать свое авто на соответствующую парковку или стоянку.
Техническая экспертиза (оценка)
Автоэкспертиза – это оценка ущерба, которую проводят в целях возмещения материальных средств их владельцу.
Чтобы получить страховое возмещение после ДТП потерпевший обращается в страховую компанию. Здесь уже встаёт вопрос о том, как проводить оценку ущерба. Обычно страховщик проводит оценку сам, силами штатных специалистов либо же привлечённого эксперта.
В случае, если страховая компания существенно занижает сумму страхового возмещения и суммы выплаты по страховке не хватает, потерпевший может пройти независимую экспертизу, чтобы рассчитать реальный ущерб и получить положенное страховое возмещение. Независимая экспертиза поможет вам получить разницу между выплаченной суммой и реальной стоимостью ремонта.
Существует ряд советов, которые помогут каждому авто владельцу избежать проблем, связанных с прохождением автоэкспертизы и получения материального ущерба.
Для начала, если произошло ДТП, ни в коем случае нельзя уезжать с места аварии, а следует дождаться сотрудников дорожно-патрульной полиции. Далее, необходимо составить вместе с сотрудниками дорожно-патрульной полиции справку об аварии, где рекомендуется уточнять все мелкие детали. После составления документа, вы должны оповестить свое страховое агентство о происшествии, или же, напишите заявление о том, что вы сами выберете организацию, которая будет проводить автоэкспертизу.
Если произошла авария, а виновником ДТП выступает лицо незастрахованное, то автоэкспертиза проводится на месте, после того, как на место аварии приезжает дорожно-патрульная полиция.
Если виновником аварии вступаете вы, то проблемы могут обойти вас стороной в том случае, если вы застрахованы ОСАГО. Страховщики сами проведут автоэкспертизу.
Если же вам не удалось найти обоюдное решение ситуации, то возврат средств будет происходить путем судебного разбирательства. Суд не всегда смотрит на уже проведенную автоэкспертизу и предпочитает делать встречную автоэкспертизу. Это делается с целью обезопасить обе стороны от несанкционированных действий.
Специализированный районный и/или приравненный к ним административный суд
Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения административного правонарушения.
В случае, когда требуются проведение экспертизы, исследование специалистом, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента получения заключения экспертизы и (или) специалиста.
Протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента составления направляется для рассмотрения в суд, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение пятнадцати суток со дня получения судом, правомочным рассматривать дело. Касательно даты, времени и места проведения слушания, вас и проинформируют в установленном порядке.
При явке в суд вам необходимо иметь при себе следующие документы:
если вы потерпевший — удостоверение личности и заключение медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения.
если вы виновник — удостоверение личности, временное водительское удостоверение и также заключение.
Административная ответственность за совершение ДТП
Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб влечет штраф в размере 20 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.
То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью влечет штраф в размере 40 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до девяти месяцев.
Если вышеупомянутые действия были совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством влекут штраф в размере 60 МРП.
Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.
Если вышеупомянутые действие были совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством влечет штраф в размере 100 МРП либо административный арест на тридцать суток.
Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием медицинской помощи пострадавшему, освобождается от ответственности согласно статье 611 Кодекса об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность за совершение ДТП
Согласно статье 345 Уголовного Кодекса Республики Казахстан нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами влечет ответственность:
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Деяние, предусмотренное первым пунктом, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.
Действия при дорожно-транспортном происшествии
Если ты стал участником дорожно-транспортного происшествия, управляя нашим автомобилем, данная статья поможет тебе понять, что делать в такой ситуации и как правильно поступить.
Если случилось ДТП
- Не покидай место происшествия и не съезжай с него ни при каких обстоятельствах.
- Вызови патрульную полицию по телефону 102 и сообщите нам, в Службу поддержки, о происшествии, мы сразу же начнем консультировать тебя и помогать тебе.
- Запиши или сообщи Службе поддержки данные других участников происшествия: марку и модель автомобиля, регистрационный номер авто, по возможности ФИО и номер телефона второго участника, пострадавших.
- Дождись полиции, оформи все документы по происшествию. Внимание! Нельзя оформлять происшествие по европротоколу – это отказ к выплате страховки и твоя полная ответственность. Для того, чтобы сработало КАСКО и ОСАГО, пожалуйста попроси полицию оформить происшествие надлежаще. Они не откажут тебе.
- Передай документы нашему представителю, включая полис и свидетельство о регистрации на автомобиль либо по указанию Службы поддержки, оставь их в перчаточном ящике. Вышли в один из мессенджеров фотокопии протокола полиции и схемы места ДТП. Полиция обязательно даст эти документы сфотографировать по твоей просьбе.
- В период оформления документов, заверши аренду или попроси Службу поддержки помочь тебе завершить каршеринг, чтобы не понести дополнительные расходы.
Что ты потеряешь при ДТП
Если ДТП произошло по твоей вине, то ты будешь обязан компенсировать нам сумму франшизы за автомобиль (сумма, которая не оплачивается страховой).
Сумма франшизы зависит от настроек, установленных в твоем приложении. В базовом варианте она составляет 20 000 (двадцать тысяч) гривен. Если ты установишь меньшую сумму ответственности, то, соответственно, у тебя будет ежемесячная абонплата:
Ответственность 20 000 грн – абонплата 0 грн/месяц
Ответственность 10 000 грн – абонплата 300 грн/месяц
Ответственность 5 000 грн – абонплата 500 грн/месяц
Ответственность 0 грн – абонплата 700 грн/месяц
Абонплата снимается ежемесячно, каждого 25-го числа.
Если ДТП произошло не по твоей вине, виновник установлен, независимо от того, какая сумма ответственности (франшизы) у тебя выбрана, ты не понесешь расходов.
Если второй участник скрылся с места происшествия или тебе не известен, то сумма франшизы будет оплачена тобою, несмотря на отсутствие твоей вины.
Если у второго участника ДТП нет полиса ОСАГО, все равно, ты и мы сможем получить компенсацию франшизы. В таком случае мы поможем оформить документы для выплаты тебе суммы франшизы через МТСБУ.
При совершении ДТП, мы также удержим с тебя:
- Стоимость за администрирование дела о ДТП – 300 (триста) грн.
- Расходы на эвакуацию автомобиля или нахождения его на штрафной площадке.
- Штрафы и прочие расходы, которые были предъявлены тебе в результате ДТП и не возмещаются страховой компанией (штраф по админ протоколу, претензия по ущербу нанесенному городу, третьим лицам).
Советы
Если ты постоянно пользуешься услугой каршеринга, задумайся о том, чтобы приобрести дополнительное покрытие. Потраченные 300 – 700 грн/месяц, окупятся при первом, незначительном ДТП. Не стоит экономить на страховке.
Пользователь заплатит всю сумму ущерба
Пользователь заплатит всю сумму ущерба при таких обстоятельствах:
- Управление автомобилем в состоянии наркотического, алкогольного опьянения, под действием препаратов, замедляющих реакцию.
- Скрытие с места происшествия
- Заявление о заведомо ложном происшествии
- Погоня
- Нестандартное использование автомобиля, которое привело к наступлению происшествия: гонки, использование на дорогах без твердого покрытия, и т.д.
- Не оформление происшествия в полиции
- Отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Если данная статья была полезна для тебя, поделись информацией о нас в соцсетях
Оформление.
П осле согласования и подписания протокола со схемой вам выдадут справки о произошедшем ДТП. Инспектор ГАИ заберет права у предполагаемого виновника аварии, и выдаст ему временное водительское удостоверение. Кроме того, вам должны отдать справку, которую нужно будет предъявить страховой компании для возмещения ущерба. Без нее вы не сможете получить страховую выплату. Кстати, не надейтесь на мгновенное получение возмещения. Для начала вам придется дождаться изготовления и получения расширенной справки, а также узнать решение суда, в процессе которого будет выявлен истинный виновник ДТП. Свои страховые выплаты вы сможете получить не раньше 1-2 месяцев.
О бязательно запомните информацию, которую только что прочли в нашей статье. Правильные действия и отсутствие паники помогут избежать неприятностей и решить дело в вашу пользу.
Для эффективного решения проблемы ДТП стоит обратиться к юристам, которые занимаются этой сферой. Для этого уместно всегда иметь их контакты в автомобиле (например, в аптечке), позаботьтесь об этом заранее. Это не трудно сделать, а польза от этого бесспорна.
Опытный юрист сможет даже заранее примерно оценить ситуацию и степень сложности ДТП и посоветует, как действовать. Ведь каждое отдельно взятое дорожное происшествие имеет множество нюансов, присущих только ему. Обязательно юрист (лучше — адвокат) нужен, если в ДТП есть пострадавшие, а значит — предусмотрена уголовная ответственность.
«А если у меня КАСКО?»
В случае с КАСКО процедура в целом похожа, но есть приятные нюансы.
Если ваша машина застрахована по полному КАСКО, то в зависимости от условий страхового соглашения вам должны выплатить полную сумму на ремонт автомобиля. При этом КАСКО выплачивается автовладельцу вне зависимости от виновности в ДТП.
Выплату по КАСКО за ущерб в ДТП можно получить без обращения в ГАИ при повреждении стекол, зеркал, фар, парктроников, кузова и т.д. При этом размер ущерба не должен превышать 5−7% от страховой суммы по договору. Иначе – только с вызовом ГАИ. Также обратите внимание, что без обращения в ГАИ КАСКО могут выплатить лишь дважды в течение действия страхового договора. В третий раз придется вызывать инспекторов, даже если вы просто повредили боковое зеркало. Важно учитывать срок обращения в страховую компанию. В разных компаниях он отличается. Чаще всего это 2-3 дня.
Внимательно читайте страховой договор, знайте свои права и будьте внимательны на дорогах! Искренне надеемся, что вышеизложенная информация не пригодится вам на практике.
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!
Как обманывают водителей
Зачастую автомобилистов, у которых истекает срок действия текущих страховых полисов, обзванивают сами мошенники. Под видом представителей известных компаний, у которых уже есть все данные о застрахованных лицах, они предлагают заключить новые договоры на приемлемых условиях.
Многие автовладельцы соглашаются и, как итог, покупают ненастоящие полисы, оформленные на реальных бланках страховых компаний. И лишь немногие решают перепроверить подлинность документов. Так сделал, к примеру, москвич Сергей Гармаш. Недавно он рассказал в соцсетях, что «представитель» группы «Ренессанс Страхование» предложил ему оформить полис ОСАГО.
Полис и чек автомобилисту привез курьер. Однако Гармаш обнаружил, что все даты на документе были напечатаны со смещением, что не позволяло их правильно прочитать, а сам полис был оформлен 24 августа 1820 года.
После звонка непосредственно в страховую, оказалось, что в базе такого полиса не значится, указанная серия документа уже не используется, а пытавшийся оформить документ сотрудник в компании не работает. Если бы автомобилист не проверил полис, а потом стал виновником ДТП, то в дальнейшем платить за последствия аварии ему, скорее всего, пришлось бы из собственного кармана.
Кто отвечает за настоящий бланк к несуществующему договору
В куда более серьезную ситуацию попал автомобилист из Москвы Евгений Багдасаров, рассказавший «Известиям» свою историю — страховая компания вовсе пытается отсудить у него деньги, которые сама же заплатила по поддельному полису ОСАГО.
Еще 18 декабря 2016 года в его Volvo C30 врезался Nissan Primerа, управлявшийся гражданином А. Белозеровым, которого и признали виновником аварии. Независимая оценка повреждений Volvo показала, что восстановлению автомобиль не подлежит, была разбита передняя часть, сработали подушки безопасности.
Сначала участникам аварии показалось, что проблем не возникнет — у Белозерова на руках был действующий полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 0371478739 от компании «Росгосстрах» (РГС). Когда же Багдасаров обратился в свою страховую компанию «РЕСО-Гарантия» за выплатой, то получил отказ. Оказалось, что «Росгосстрах» не подтвердил наличие договора виновника ДТП в базе Российского союза автостраховщиков (РСА).
Так, по информации РСА, полис с такой серией и таким номером был зарегистрирован совершенно на другого человека и на другой автомобиль. Тогда потерпевший Багдасаров подал в суд на виновника ДТП, с тем чтобы добиться компенсации ущерба уже в гражданско-правовом поле.
До суда дело дошло только к июню 2017 года, и с тех пор слушания несколько раз переносились. В основном из-за постоянной неявки на заседания представителей РГС — компанию пригласили для участия в деле в качестве соответчика (информация об этом содержится в решении Бабушкинского суда). В итоге дело рассматривалось без представителей страховой компании.
На одном из заседаний виновник ДТП представил оригинал полиса и квитанцию об оплате от 11 июня 2016 года, доказав суду, что полис ОСАГО он приобретал официально, у страхового агента по довольно высокой на тот момент цене 14 231 рубль.
Верховный суд на стороне автомобилистов
После многочисленных заседаний Багдасаров, потеряв все надежды взыскать деньги с виновника ДТП, решил отказаться от исковых требований к Белозерову — дело не продвигалось, а на руках у ответчика был настоящий полис. Вместо этого был подан иск о взыскании заявленной им суммы с ПАО СК «Росгосстрах». Истец руководствовался Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Тогда, разбирая аналогичную ситуацию, ВС пришел к выводу, что страховая компания, на бланках строгой отчетности которой был оформлен полис ОСАГО, в любом случае должна нести ответственность за собственные документы. Ведь если бланки не реализовали, их необходимо утилизировать, а не оставлять на руках у страховых агентов. Согласно решению ВС, даже если бланки использовали без ведома страховых компаний, те всё равно должны нести ответственность за страховой случай. Исключение составляют лишь ситуации, когда о хищении бланков заявлено в полицию.
В итоге Бабушкинский районный суд Москвы суд решил, что, поскольку ответчик не предоставил никаких доказательств в опровержение доводов истца о покупке оригинального полиса ОСАГО, можно считать, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника была застрахована по полису ОСАГО в ПАО СК «Росгосстрах». И постановил взыскать с «Росгосстраха» всю сумму ущерба, а также штраф в размене 150 тыс. рублей и расходы на оплату экспертизы.
Страховщики отказываются платить за обманщиков
Несмотря на то что срок на подачу апелляционной жалобы истек и «Росгосстрах» даже выплатил все полагающиеся расходы, страховой компанией внезапно было подано ходатайство о восстановлении сроков. Представители РГС оправдывались, что не получили по почте копию решения суда.
Суд требование страховой компании удовлетворил, а во время последнего заседания в сентябре отменил свое решение. Теперь РГС подал встречный иск к Багдасарову и пытается вернуть выплаченные деньги. Потерпевший автомобилист вынужден судиться дальше, поскольку отвечать за поддельный полис фактически оказалось некому.
В «Росгосстрахе» на запрос «Известий» заявили, что ответственность за продажу поддельного полиса несет лицо, которое его изготовило и реализовало. А ответственность за ДТП в любом случае, вне зависимости от наличия или отсутствия полиса ОСАГО, несет виновник аварии. По этой причине законным решением в данной ситуации, по оценке РГС, должно стать возложение ответственности за причиненный ущерб на гражданина Белозерова.
— Согласно действующему законодательству страховая компания несет ответственность за полисы ОСАГО, которые переданы в страховую компанию из РСА, — заявили в «Росгосстрахе». — Автомобилистам следует заключать договоры страхования в офисах и агентствах страховых компаний, запрашивать у агента оригинал доверенности, выданной страховой компанией, проверять бланк на сайте РСА.
Также в РГС заявили, что регулярно проводят мероприятия по пресечению деятельности лиц, осуществляющих продажи поддельных полисов. Почему представители компании упорно не являлись на суд, в страховой не уточнили.
За поддельный полис отвечать некому
В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) также возлагают все последствия пользования поддельными полисами на автомобилистов.
— Если страхователь вел себя добросовестно, он не несет ответственности за приобретение поддельного полиса, но несет риск неполучения выплаты по нему, — заявили «Известиям» в РСА. — Если полис поддельный, это равнозначно тому, что его просто не существует и выплаты по нему производиться не должны. Однако в этом случае страховая компания в суде должна доказать, что полис поддельный. Если же она этого не сделала, то суд может взыскать со страховой компании сумму ущерба.
— Получается, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя апелляционную жалобу «Росгосстраха» и вынося решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не исследовал все представленные в суд документы, не дал им должной оценки, — рассказал «Известиям» адвокат Дмитрий Зацаринский, знакомый с обстоятельствами этого дела. — Суд не принял во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что полис, имеющийся у Белозерова, является недействительным или поддельным.
Адвокат уточнил, что ответчиком в материалы дела представлена только копия страхового полиса с тем же номером и с датой печати 15 июня 2016 года, причем выдан он взамен ранее выданного полиса в связи с изменением условий договора страхования. Тогда как договор страхования с Белозеровым был заключен 11 июня 2016 года, то есть раньше.
Как проверить достоверность полиса
Руководитель отдела страхования ГК «Альфа-Лизинг» Татьяна Минаева также сообщила «Известиям», что в случае ДТП владелец поддельного полиса вынужден будет понести все убытки.
— Страховщик не несет ответственности за поддельный документ, и пострадавший в таком случае не получит страховую выплату, данную проблему будет решать в судебном порядке, — заявила Минаева. — Страховщики не несут ответственности за поддельные бланки.
По ее словам, при утере, пропаже бланков строгой отчетности, которыми являются ОСАГО, агенты и сотрудники страховой компании должны заявить в УВД для последующего списания на основании внутренних регламентов. Также страховая компания сразу передает информацию о произошедшем РСА и в специализированные СМИ. Проверить подлинность выданного полиса ОСАГО возможно на сайте РСА, введя номер и серию. Сайт покажет, на какое транспортное средство какой страховой компанией выписан полис и кто страхователь.
Чтобы избежать мошеннических схем, эксперт советует покупать полисы только у официальных источников, проверять наличие водяных знаков и голограмм. Также страховщик обязан выдать квитанцию об оплате. Электронный полис Минаева советует покупать только на официальных сайтах страховщиков либо на сайте РСА.
Реакция депутатов: страховщики должны заплатить
Заинтересовались ситуацией и в Государственной думе. Ответом со стороны депутатов на сложившуюся ситуацию, когда фактически сбором всех документов и доказательств для получения страховой премии заниматься приходится потерпевшей стороне, стал законопроект, предусматривающий возложение на страховщиков обязанностей по полной выплате ущерба и компенсации судебных расходов из-за ДТП даже при отсутствии полиса ОСАГО у виновника аварии.
В пресс-службе депутата Ярослава Нилова, являющегося одним из авторов документа, отметили, что сейчас участник ДТП, которому нанесен ущерб имущества, вынужден самостоятельно собирать документы и доказательства, нести судебные расходы и тратить время в процессе взыскания убытков.
При этом, по мнению авторов законопроекта, страховщики обладают и кадровыми ресурсами, и возможностями для того, чтобы взять на себя необходимые действия. Поэтому обязанности по возмещению ущерба пострадавшему следует возложить на страховую компанию, которая застраховала гражданскую ответственность потерпевшего, вне зависимости от наличия действующего полиса у виновника ДТП.
Как оформить европротокол при ДТП
Что такое европротокол
Европротокол или акт извещения о ДТП — бумажный бланк, заполняемый сторонами дорожно-транспортного происшествия в случаях, не требующих участия ГИБДД. Порядок, условия и обстоятельства оформления протокола регламентированы ст. 11.1 ФЗ №40 «Об ОСАГО». Участники ДТП оформляют извещение самостоятельно без участия полиции при следующих обстоятельств:
- в ходе аварии нанесен имущественный ущерб машинам, не сопровождающийся причинением вреда жизни и здоровья водителей и пассажиров;
- в ДТП участвовали не более 2-х автомобилей;
- автомобилисты являются участниками программы обязательного авто страхования РФ либо добровольного международного страхования Green card;
- по предварительным оценкам стоимость причиненного ущерба не превышает 400 000 рублей
- стороны ДТП не имеют разногласий в отношении суммы причиненного ущерба и обстоятельств происшествия, что предполагает готовность к мирному урегулированию вопроса на месте.
Право на оформление ДТП без участия уполномоченных сотрудников лицам, обладающим международным полисом страхования «Зеленая карта» установлено п. 1.1 Статьи. По факту взаимной договоренности и оформления ДТП по европротоколу стороны передают бланки страховщикам для получения материальной компенсации вреда.
Мобильные приложения для составления европротокола
С 2020 года правительство и РСА экспериментально ввело официальные приложения для самостоятельного оформления евпропротокола при ДТП. Называются они «Помощник ОСАГО» и «ДТП. Евпропротокол». Ими можно воспользоваться на территории Москвы и области, Санткт-Петербурга и области, а также республики Татарстан (тут не работает «ДТП. Евпропротокол»).
Чтобы начать работу с приложениями по оформления европротокола самостоятельно нужно иметь аккуант в ГосУслугах. Также телефон с интренетом.
Чем отличаются? Как видно из названия приложения «Помощник ОСАГО» — он ориентирован на оформление страховки онлайн, а также оформление европротокола ДТП без бумажного извещения, когда между водителями нет разногласий Делаются снимки аварии, VIN-номера, заполняются данные и всё отправляется с точным указанием координат аварии. На это нужно портатить максимум 60 минут с момента ДТП.
Приложение «ДТП. Евпропротокол» нужно, когда есть разногласия. Или собираетесь получить максимальную выплату в 400 000. Но с оформление европротокола с помощью приложения придётся заполнять вручную бумажное извещение. Приложение не будет работать, если нет у любого водителя страховки, в аварии пострадало 3 и более машин, или собственник — юр.лицо.
Порядок оформления ДТП по европротоколу
При возникновении трудности в составлении европротокола следует обратиться за консультацией в РСА по телефону горячей линии: (495)-641-27-85 – для жителей Москвы и области. 8-800-200-22-75 – для жителей других городов. Аналогичным образом могут поступить страхователи «Green card», связавшись по телефону с центром поддержки.
При происшествии автомобилистам необходимо:
- прекратить движение, выйти из автомобиля, оценить масштаб происшествия и нанесенного ущерба;
- убедиться, что участники не пострадали, имущественный вред не нанесен сторонним автомобилям, у водителя есть страховка;
- предоставить друг другу документы, удостоверяющие личность и право на вождение машины;
- обеспечить сохранность следов происшествия до момента зарисовки схемы ДТП, а также фото- и видеофиксации;
- выставить знаки аварийной остановки в соответствии с п. 7.2 Правил Дорожного Движения;
- зафиксировать следы аварии средствами мобильной коммуникации или фото- и видеосъемки, сфотографировать общую панораму места происшествия, повреждения, регистрационные знаки, обломки комплектующих и следы торможения;
- приступить к оформлению европротокола по количеству участников происшествия в соответствии с рекомендациями РСА.
Форма и содержание протокола
Экземпляры бланков страхователям предоставляют страховые компании. При отсутствии документа можно обратиться к страховщику, либо найти в интернете на официальном сайте РСА или других сервисах. Документ представляет два листа формата А4 с нумерованными разделами. Заполняется, начиная с 1 пункта, шариковой ручкой с синими или черными чернилами.
Посмотреть образец составления бланка европротокола можно ТУТ (откроется в новой вкладке).
Заполнение шапки
- п. 1 — под наименованием документа указывается место происшествия: субъект РФ, населенный пункт, километр трассы, пересечение перекрестка или адрес близлежащего объекта;
- п. 2 — дата происшествия: число, приблизительное или точное время, зафиксированное видеорегистратором;
- п. 3 — количество поврежденных ТС: не более 2-х;
- п. 4 — количество раненных/погибших: в графах указывается 0, так как это является обязательным условием заполнения европротокола при ДТП;
- п. 5 — медицинское освидетельствование: галочка в графе «Нет», т.к. на это уполномочены только сотрудники ДПС;
- п. 6 — материальный ущерб: в отношении сторонних транспортных средств галочка в графе «Нет», если пострадало имущество, находящееся в автомобиле в момент происшествия, то напротив пометки «другому имуществу» ставится галочка «Да»;
- п. 7 — свидетели: указываются адреса, телефоны и полные имена 1-2 свидетелей;
- п. 8 — оформление сотрудником ГИБДД: ставим «Нет», т.к. это является существенным условием оформления европротокола.
Внесение сведений об автомобилях «А» и «В»:
- п. 9 — марка, модель, VIN- и гос. номера, данные свидетельства о регистрации;
- п. 10 — информация о собственниках: ФИО и адрес физического лица либо наименование и адрес регистрации юридического лица, либо адрес доверенного лица;
- п. 11 — информация о водителях: ФИО, дата рождения, адрес, телефон, категория, серия водительского удостоверения, реквизиты доверенности (при необходимости);
- п. 12 — информация о страховщике: наименование организации, серийные данные страхового полиса, срок действия, страхование ущерба;
- п. 13 — стрелкой указывается направление первоначального удара;
- п. 14 — описывается характер повреждений, например, деформация левого крыла, разбиты фары, треснуло боковое стекло;
- п. 15 — виновник происшествия признает свою вину, а пострадавший указывает, что в ДТП не виновен.
Заполнение оборотной стороны:
В первую очередь необходимо отделить оригинал извещения от копии, сформировавшейся под экземпляром, и передать его потерпевшему. На оборотной стороне участники происшествия указывают сведения, которые могут быть не идентичными.
- п. 1 — галочка в поле «А» или «Б»в зависимости от того, кто является заполнителем;
- п. 2 — обстоятельства ДТП: краткое описание произошедшего;
- п. 3 — указание на лицо, управляющее ТС: собственник или доверенное лицо;
- п. 4 — указывается, что в ДТП участвовало только 2 водителя;
- п. 5 — перечень и характер повреждений имущества, пострадавшего в момент ДТП (кроме ТС) ;
- п. 6 — галочка в поле, свидетельствующая о (не)возможности передвижения автомобиля;
- п. 7 — указание на проведение фото- и видеосъемки, а также характеристики оборудования.
Стороны заверяют протокол своими подписями в зарезервированных местах. Каждый участник авто ДТП забирает свой экземпляр заявления и направляется к страховщику за получением компенсации. Бланк протокола в PDF: http://www.garant.ru/files/9/6/609369/izveshchenie_o_dorogno-transportnom_proisshestvii.pdf
Если было непонятно, то посмотрите данное видео как заполнить европротокол при ДТП:
Порядок обращения к страховщику
После оформления протокола страхователи обращаются к своим страховщикам в срок, установленный законом, и предоставляют документы для получения материальной компенсации и регистрации протокола. Порядок передачи документа в страховую организацию регламентирован постановлением Правительства № 1002. Согласно п. 2, участники должны предоставить:
- экземпляр европротокола, оформленный на месте происшествия;
- заявление о возмещение убытков по форме, установленной Приложением 6 ПП № 1002;
- электронный носители с фотографиями и видеосъемкой происшествия;
- заявление, свидетельствующее о том, что информация на электронных носителях не подвергалась корректировкам.
Информация о сроках
В соответствии с п. 2 ст. 11.1 ФЗ №40 участники ДТП обязуются передать свои экземпляры протокола в страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Страховщики вправе запросить осмотр авто и проведения технической экспертизы.
Машину запрещено подвергать утилизации и восстановительным работам до получения страховых выплат либо как минимум до истечения 15 календарных дней с момента фиксации происшествия. В этот срок не входят рабочие и праздничные дни (п. 3 ст. 11.1).
Размер компенсации
С 1 октрября по всей территории России максимальный размер выплат составляет 400 тыс. руб.. Если есть разногласия, кто виноват в ДТП у водителей, то выплата по европротоколу составит 100 000 рублей. Для получения максимальной выплаты 400 тысяч рублей нужна точная фиксация координат ДТП по системе GPS или Глонасс.