ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля. Это один из самых популярных видов столкновения, при котором сложно выявить виновника дорожно-транспортного происшествия. Как минимум раз в пару месяцев похожие ДТП обсуждаются на форуме pddclub.ru, поэтому я решил рассказать о них в отдельной статье.
Суть ситуации заключается в следующем. По дороге едут одновременно 2 автомобиля (синий и черный). Синий едет впереди черного. Водитель синего автомобиля хочет повернуть налево, водитель черного хочет обогнать синюю машину. Оба водителя одновременно начинают маневр и происходит столкновение на встречной полосе.
Рассмотрим, кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля и как его можно избежать. Приступим.
Если рассматривать данный тип ДТП только теоретически, то понять, почему происходят подобные ДТП, довольно сложно. Поэтому для начала предлагаю Вам посмотреть видео. В данном случае видеорегистратор установлен на черном автомобиле, т.е. на обгоняющем:
Схема столкновения выглядит следующим образом:
Обратите внимание, в данном случае не имеет значения, куда поворачивает синий автомобиль. Он может выполнять поворот на перекрестке, въезд на прилегающую территорию или парковаться на свободное место на левой стороне проезжей части. В любом случае он выполняет поворот налево.
ПДД при повороте налево
Чтобы избежать аварийной ситуации, необходимо придерживаться основных правил дорожного движения, поворачивая влево:
- Выбирать положение на дороге, которое не запрещает запланированный манёвр. Действия выполнять с левой полосы, которая находится у края. Если разворот осуществляется рядом с трамвайными путями, то нужно передвигаться так, чтобы не затруднить проезд общественного транспортного средства.
- Во время поворотных действий не заезжать на встречную полосу. Нарушение этого ПДД закончится не только штрафными санкциями — вы можете лишиться водительского удостоверения.
- Если вы являетесь собственником крупногабаритного автомобиля (например, грузовика), то можете отступать от некоторых правил во избежание создания ДТП.
Для выполняющих поворот влево
Во время выполнения манёвра водитель должен следовать ряду требований:
- Не начинать движение сразу. Сначала необходимо дать сигнал другим водителям с помощью поворотников (по надлежащему направлению). Если поворотники неправильно функционируют или полностью отсутствуют, то можно указать на поворот рукой. Ваши действия должны быть направлены не только на то, чтобы не допустить аварийной ситуации, но и на беспрепятственное передвижение других автомобилей.
- Всегда уступать дорогу авто, которые едут прямо или вправо.
- Поворотники включать заранее, а выключать только после окончания манёвра.
Для обгоняющих и спешащих на обгон
Водитель обязан приступать к повороту налево только после тщательного осмотра дороги. Должна быть в наличии свободная полоса для совершения манёвра. Также требуется достаточное количество места, чтобы автомобиль не нарушал ПДД. Автовладелец должен двигаться так, чтобы не было риска для создания аварии или помехи для соседних машин.
Запрещено обгонять машины, которые движутся впереди и подали сигнал о предстоящем развороте. Категорически запрещено совершать обгон в следующих случаях:
- если вы едете по пешеходному переходу;
- в местах, где плохая видимость дороги (возвышенности или опасные переходы) — обычно на таких участках стоят предупредительные дорожные знаки;
- на железнодорожных переездах и на дистанции 100–150 м от них;
- на регулируемых перекрёстках;
- на пересечении дорог (нерегулируемом), где ваша полоса не является основной.
ДТП при обгоне, когда никто не поворачивал
Если движущаяся впереди машина еле тащится, другие идущие в том же направлении стремятся ее объехать. И в такой ситуации аварии случаются нередко. В большинстве из них виновным называют того, кто шел на обгон. Ведь это действие должно совершаться с соблюдением пунктов 11.1 и 11.2 ПДД:
ТС, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним ТС начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому ТС, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Нарушенными оба требования оказываются в следующих случаях:
- на дороге со сплошной разметкой;
- на пешеходных переходах;
- на перекрестке, если ТС движется по второстепенному направлению;
- в конце подъема;
- на отрезках дороги с плохой видимостью;
- на мостах, в тоннелях, эстакадах;
- на железнодорожном переезде или в 100 м от него.
Если авария произошла там, где обгон запрещен, виновным назовут того, кто совершал маневр.
В ПДД есть также пункт 11.3:
Если в ходе разбирательства ДТП докажут, что он намеренно мешал другому автомобилисту обойти его, водителя первого ТС и обвинят в случившемся. Но это при условии, что маневр осуществлялся в разрешенном месте.
ДТП при обгоне поворачивающего
Авария может возникнуть, если два автомобиля движутся по одной полосе. Транспортное средство, находящееся впереди, поворачивает налево. Водитель, едущий сзади, в этот же момент принимает решение совершить обгон. Участники ДТП при повороте налево видят ситуацию по-разному. Водитель, желающий повернуть, замедляется, чтобы совершить манёвр. Он не знает, что машина, находящаяся позади, уже близко. Второй гражданин не знает причин замедления находящегося впереди автомобиля. Человек считает, что снижение скорости произошло просто так, и решает выполнить обгон. Оба автолюбителя начинают совершать маневр. В результате возникает ДТП.
Вина в ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля определяется в зависимости от ситуации. Обычно представители ГИБДД учитывают, кто первый включил сигнал поворота. Этот человек будет признан невиновным. Процедура оценки ситуации выполняется с учетом записи видеорегистратора и свидетельских показаний.
Если водители не хотят оказаться в ДТП при повороте налево, эксперты советуют подавать сигнал о планируемом маневре заранее. Человек, движущийся позади, должен понимать, что замедление может быть выполнено не просто так.
Как избежать
Логика профилактики аварий при выполнении левого поворота или обгона такая же, как и для любых других схем движения, — нужно соблюдать ПДД. Кроме этого, водителям, вне зависимости от того, какой маневр они собираются выполнить, важно:
Рекомендуем прочитать:
- Внимательно следить за другими участниками движения и уметь на интуитивном уровне распознавать их намерения.
- Допускать возможность совершения другими участниками движения ошибок.
- Уметь правильно соотносить действия другого водителя с его фактическими возможностями в конкретной ситуации.
- Помнить негласное правило всех автомобилистов под названием «Три Д».
Например, если авто, которое вроде бы пошло на левый поворот, на середине перекрестка вдруг начинает останавливаться и мешкает с маневром, то, скорее всего, его водитель собирается сделать разворот либо пропускает встречный транспорт. Нужно понять это, чтобы не попасть в ДТП.
Другой пример — вы собираетесь повернуть и вовремя подали соответствующий сигнал, но видите, что машина позади вас по какой-то причине уже набрала скорость для обгона и не успеет сбросить ее до того, как вы начнете маневр. В этом случае вам следует немного притормозить и пропустить данное транспортное средство, выполнив поворот на пару секунд позже. То есть вы уступите другому водителю право проезда, чтобы избежать аварии.
Кроме этого, каждый водитель должен знать, как вести себя в случае, если авария все же произошла.
Информацию по этой теме вы найдете в следующем материале: Что делать при ДТП?
Как избежать аварии
Избежать аварии просто, надо соблюдать правила дорожного движения. Конечно в каждой ситуации водитель ведет себя по-разному, но основные моменты аварии происходят по следующим причинам:
- При движении внимательно следить за другими участниками дороги и уметь предугадать их маневр.
- Не лезть наражон и допускать ошибки других участников движения.
- Умение соотношение возможностей автомобиля дорожной ситуации в данный момент времени.
- Не нарушать скоростной режим и соблюдать дистанцию.
Ведь случае на дороге бывают разные. Вы увидели, что впереди идущий автомобиль включил поворот налево, но мешкает с маневром-это значит что он хочет развернуться и выжидает для этого подходящий момент. Поэтому ваши действия должны быть выверенные, чтобы не попасть в аварию. Таких случаев на дороге бывает много, а для аварии нужна всего секунда. Другой случай Вы включили поворот налево и уже собрались повернуть, но видите в зеркало заднего вида, что автомобиль который сзади вас уже пошел на обгон и вряд ли успеет затормозить. В этой ситуации Вам необходимо притормозить совершать поворот налево, пропустив его.
Иногда у водителей, в особенности начинающих, возникает вопрос поворот направо в какую полосу можно повернуть?- определенно необходимо перестроиться в правую полосу, а подробнее об этом написано в ПДД поворот направо.
При повороте влево на регулируемом перекрестке
Если авария случилась на перекрёстке с регулируемым движением, то определить виновника будет уже не так сложно. В случае, если автомобилист двигался на цвет светофора, запрещающий проезд, вся вина падает на этого водителя. Игнорирование такого сигнала — это серьёзное нарушение ПДД.
Чтобы определить виновника аварии, сотрудники ГИБДД принимают во внимание то, на какой цвет светофора двигался каждый из водителей. Помогают им в этом свидетели, видеорегистраторы либо камеры на ближайших заведениях.
ДТП на регулируемом перекрестке
Регулируемые перекрестки тоже оказываются местом аварий, в которых один из автомобилей пытался совершить поворот влево, а второй – обгон. В ДТП при обгоне и повороте налево виноватым может оказаться каждый из участников аварии. Вероятнее всего, такая ситуация возникла по причине того, что обгоняющий не оценил ситуацию и проигнорировал сигнал светофора. Согласно требованиям ПДД он должен был:
- убедиться, что впереди на полосе обгона нет препятствия в виде поворачивающего влево автомобиля;
- проанализировать дорожные указатели и светофор;
- начать маневр, убедившись, что этим он не мешает другим участникам;
- не начинать обгон, увидев, что впереди движущийся автомобиль включил левый указатель поворота.
Водитель, который поворачивал влево, тоже может быть виновником, если не убедился в безопасности маневра. Авария могла произойти по таким причинам:
- водитель не перестроился влево;
- поздно включил сигнал поворотника;
- не убедился, что сзади нет автомобилей, собирающихся обгонять;
- нарушил пункты 11.3 и 8.1 ПДД, не пропустив идущий на обгон транспорт.
В подобной ситуации очень сложно определить, кто нарушил правила. Поэтому в протоколе ГИБДД в качестве виновников чаще всего указываются оба водителя.
ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке
На регулируемых перекрестках тоже нередки случаи ДТП при повороте движущегося по главной дороге автомобиля влево.
Итак, поворот налево и обгон. ДТП. Кто виноват?
Нужно разбрать ситуацию, когда ваш автомобиль при пересечении перекрестка движется первым и вам необходимо совершить поворот налево. В это время в бок вашей автомашины врезается сзади идущий на обгон автомобиль. Последствия разберем чуть позже, а для начала попробуем выяснить, кто виноват.
При составлении протокола о ДТП сотрудник ГИБДД укажет, скорее всего, вину обоих водителей. И вот почему.
Справка о ДТП по форме 154.
Об исковом заявлении на возмещение страховых выплат узнайте тут.
О правилах составления схемы ДТП
Водитель, совершающий обгон
Скорее всего, водитель сзади идущего автомобиля, совершающего обгон, торопился «проскочить» при горящем зеленом свете светофора и не оценил сложившуюся ситуацию должным образом.
Он должен был, следуя ПДД:
- убедиться, что полоса для обгона свободна;
- совершать обгон только в том случае, если своими действиями он не создает помехи для движения остального транспорта;
- не совершать обгонный манёвр, если у впереди идущей в том же ряду машины включён сигнал поворота налево.
Водитель, совершающий маневр с поворотом налево
На водителя, который начинает манёвр с целью поворота налево, также налагается обязанность по максимальному обеспечению безопасности движения. Перед тем, как совершать поворот, он должен:
- если движение происходит на двух полосной дороге, перестроиться в левую полосу;
- убедиться, что позади него отсутствуют автомобили, идущие на обгон;
- включить сигнал поворота до начала манёвра, чтобы это могли увидеть сзади идущие машины;
- в случае, если заметил идущий на обгон транспорт, должен пропустить его и лишь потом продолжать манёвр, чтоб не создавать на дороге аварийную ситуацию. Это предусмотрено ПДД, пункты 8.1 и 11.3.
Чаще всего складывается ситуация, когда вина лежит на обоих водителях, и невозможно установить, кто из них начал манёвр с нарушением правил. Поэтому при составлении справки о ДТП инспектор указывает обоих водителей как виновников, нарушивших ПДД, в соответствии с установленными административным порядком требованиями.
Водитель, который считает себя невиновным в сложившейся ситуации и не признает свою вину, может оспорить решение о взыскании с него административного штрафа или вынесение приговора в суде. Это возможно в том случае, если речь идет об ответственности при отсутствии иска, или о «гражданском» иске одного из водителей, считающего себя невиновным, к страховой компании или к «виновнику» ДТП.
Важно! Согласно документу, составленному работниками ГИБДД, наступает административная ответственность за нарушение ПДД, а гражданско — правовую ответственность может определить только суд, с учетом всех сопутствующих обстоятельств.
Величина и способ возмещения нанесенного ущерба по гражданско-правовой ответственности назначается решением суда по степени величины ответственности каждого водителя. При этом могут возникнуть несколько ситуаций:
- в случае отсутствия доказанности вины обоих водителей никто не возмещает ущерб друг другу;
- при установлении вины одного из водителей, он возмещает нанесенный ущерб водителю, признанному потерпевшим;
- виновному водителю причиненный вред не возмещается;
- если установлено, что вина в совершенном ДТП лежит на обоих водителях, то величина нанесенного ущерба и сумма возмещения определяются пропорционально установленной вине обоих.
Бывают ситуации, когда административному взысканию подвергается лишь один из водителей — в том случае, если водитель, совершающий поворот налево, находился при этом в запрещенной зоне, а водитель, пошедший на обгон, не нарушал Правила, или в отношении одного из водителей по какой-то причине было прекращено дело по административной ответственности. Это не освобождает водителя, избежавшего административного взыскания, от ответственности по возмещению нанесенного вреда, установленной в судебном порядке.