Взыскание ущерба с виновника ДТП: порядок возмещения убытков
Страховщик часто отказывается выплачивать компенсацию, переложив ответственность на виновника аварии, ДТП. Взыскание ущерба, возмещение убытков производится, если:
- водитель пребывал в нетрезвом состоянии;
- виновник ДТП самовольно покинул место, где случилась авария;
- водитель не был внесен в страховой полис;
- виновник осуществлял управление автомобилем без прав;
- на время аварии водитель не имел при себе страхового полиса;
- авария случилась в не предусмотренный страховкой период;
- лицензия страховщика просрочена или отозвана;
- дорожно-транспортное происшествие не было зафиксировано сотрудниками ГИБДД.
В вышеперечисленных ситуациях произвести взыскание ущерба с виновника ДТП имеет право страхования компания, которая обязана предварительно возместить ущерб пострадавшему. Независимо от того, был ли водитель пьян или без прав, пострадавший к этому отношения не имеет, поэтому страховщик обязан выплатить ему положенную сумму, которую он потом сможет взыскать с виновника аварии в виде регресса.
(+7) 495 728 99 14
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Если на момент аварии водитель где-то забыл страховку ОСАГО, это не является основанием для того, чтобы отказаться выплачивать деньги. Страховка выплачивается сразу, как только удается установить, что виновник аварии владеет страховым полисом ОСАГО.
В ситуации, когда факт аварии не зафиксирован в ГИБДД, страховщик выплачивает 25 т. р. Если же водитель оформляет аварию согласно с необходимыми правилами, причиненный вред возмещается в размерах страховых ограничений. На случай, если у страховой компании отсутствует лицензия, покрытие убытков возложено на союз автостраховщиков.
Возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется лишь в двух ситуациях:
1. Масштабы полученного урона больше страховых лимитов.
2. Виновник аварии не владеет действительным полисом ОСАГО.
Ни один водитель не может быть полностью защищен от аварии, виновником которой иногда становится лицо, гражданская ответственность которого не застрахована. Тогда весь причиненный вред придется выплачивать водителю лично. Если же убытки настолько велики, что не вписываются в сумму, которую можно покрыть страховым полисом, оставшуюся разницу также придется платить лицу, по вине которого произошла авария.
Помощь агентства «Магистр» при взыскании с виновника ДТП
В ситуациях, когда требуется произвести взыскание с виновника ДТП, обойтись без профессиональной помощи очень сложно. Опытные юристы долгового агентства «Магистр», которые имеют ценный практический опыт, окажут содействие в возмещении убытков, полученных в дорожно-транспортных происшествиях ДТП, значительно увеличив шансы потерпевшего на справедливую компенсацию полученного ущерба. Специалисты, которые проведут консультацию с целью выяснения важных нюансов дела, не допустят, чтобы законные права пострадавшего были нарушены.
Кто возмещает ущерб при ДТП?
Обязательное страхование ответственности каждого владельца машины предназначается для того, чтобы при ДТП пострадавшая сторона могла без сложностей получить компенсацию от страховой компании. Поэтому после аварии обращаться надо непосредственно в эту организацию.
Но фирмы выплачивают компенсацию только при удовлетворении определенных условий, к которым относится то, что авария должна включаться в страховые случаи, поэтому если автовладелец при ДТП находится в состоянии опьянения, то фирма откажет в компенсации. В этом случае ему придется возмещать нанесенный ущерб за счет личных средств.
По ОСАГО возмещается не только ущерб, нанесенный имуществу, но и здоровью граждан, но только в размере установленного лимита. Если компенсация превышает данное значение, то происходит взыскание ущерба с виновника ДТП.
! Если водитель находящийся за рулем автомобиля в момент совершения аварии не является собственником ТС, то обязанность возмещения ущерба с виновника ДТП ложится на собственника автомобиля.
Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП
Какие полисы являются недействительными и поддельными
Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.
Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).
К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:
выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;
такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;
полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;
выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;
выданы на старых бланках, использование которых не продлено.
Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».
Как проверить действительность страховки
Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.
Основные признаки действительного полиса ОСАГО
Какое наказание грозит за недействительный полис
Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):
за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;
использование заведомо ложного полиса ОСАГО.
Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.
Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе
Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.
Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.
Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.
Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».
Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником
Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.
Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.
После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.
Подаем иск в суд
Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.
Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.
В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.
Кроме этого, к иску следует приложить:
схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;
документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);
отчет эксперта об оценке ущерба;
досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;
квитанцию об оплате госпошлины;
уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).
Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».
Обращаемся к судебным приставам
После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.
Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.
*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.
Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне
Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?
Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?
К сожалению, для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.
Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.
Виновник ДТП заплатит дважды
Верховный суд внес хаос в порядок урегулирования убытков по ОСАГО
Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.
Возмещение «на бис»
В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.
В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.
Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму. Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели. От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.
В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».
Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).
«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.
«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.
В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ. Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС. Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.
Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.
От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.
ОСАГО не защищает?
В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума. «А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene. — А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».
Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может. «Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов. — С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».
В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист. К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ). Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.
Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско. «Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он. — Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».
А судьи что?
Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».
Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.
В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».
Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.
Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.
«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую. «Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».
Страховщики против. страховщиков
Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.
Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру). «В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».
Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа. Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП. Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.
Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде. Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного. То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.
Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.
Сроки и суммы взыскания ущерба при ДТП
На взыскание отводится три года с момента происшествия. Большинство пострадавших обращаются за возмещением гораздо раньше – после документальной фиксации своих расходов. В претензионном заявлении о возмещении ущерба после ДТП указывают сроки перечисления денежных средств – обычно 30 дней. Если виновник получил претензию и не ответил в течение 10 дней, можно подавать судебный иск о возмещении ущерба после ДТП. Длительность процесса варьирует от нескольких недель до полугода и более, а взыскание осуществляют через месяц после вынесения вердикта в пользу истца.
Исковая сумма зависит от тяжести ущерба и выплат, которые пострадавший получил от страховщика. Объективный расчет может сделать юрист, который оказывает помощь с выплатами по ДТП.
Способы взыскания ущерба с виновника ДТП
Возмещение ущерба после ДТП виновником происходит добровольно или через суд. Сначала пострадавший должен:
- собрать пакет документов, включая протокол о ДТП и другие бумаги из ГИБДД;
- получить акт независимой экспертизы;
- получить компенсацию или отказ страховщика от выплат.
После этого виновнику адресуют досудебную претензию с указанием размера компенсации. При достижении согласия о сумме и сроках выплат стороны заключают мировое соглашение.
При отрицательном ответе на претензию ущерб после ДТП возмещают через суд по месту прописки виновника. Суд по возмещению ущерба после ДТП может отказать истцу, удовлетворить его требования полностью или частично. Для получения положительного вердикта истцу нужна грамотная правовая позиция и солидная доказательная база.
ОСАГО больше не защищает виновника ДТП от выплат в полном объеме, как это было раньше
ОСАГО больше не спасет
Теперь, если вы попали в ДТП, а страховая компания выплатила слишком маленькую сумму, остальное можно взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд еще в марте 2017 года. Теперь износ считается только для ОСАГО. С виновника аварии разрешено требовать полную сумму ущерба. Если вы пострадавшая сторона, у вас есть такое право. Если вы виноваты в ДТП, то придется доплачивать за ремонт пострадавшему за минусом той суммы, что уже выплатила страховая компания по ОСАГО.
Страховые компании считают размер выплаты по единой методике Центробанка, ремонт и замена деталей берется с учетом износа в рамках ОСАГО. В большинстве случаев ОСАГО не покрывает всю стоимость ремонта.
Например, у шестилетнего автомобиля в ДТП повредили фару и бампер. Их нельзя отремонтировать и приходится менять на новые детали. Страховая компания выплатит только часть денег, а остальное доплатит автовладелец. Бампер и фара стоят как новые, но страховая компания почему-то считает, что они шестилетние.
Как рассчитывают ущерб по ОСАГО
По общим правилам взыскать ущерб с виновника ДТП можно, даже если у него есть полис ОСАГО. Например, если ремонт стоит 120 000 рублей, страховая выплатила с учетом износа составляет 70 000 рублей, то с виновника можно еще получить 50 000 рублей.
Но по факту суды отказывали автовладельцам в таких исках, ссылаясь на методику Центробанка, и Верховный суд поддерживал эту позицию. Но тут четыре автовладельца обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить недостающую сумму на ремонт. Конституционный суд решил, что методику ЦБ нужно применять только в рамках ОСАГО. Разницу между реальной стоимостью ремонта и выплатой страховой компании можно получить с виновника ДТП.
У такой ситуации есть несколько сторон.
Это хорошая новость для пострадавших в ДТП. Теперь они смогут получить возмещение с виновника ДТП в полном объеме без учета износа.
Плохая новость для виновников ДТП. Теперь, если ответственность застрахована по ОСАГО, это не гарантирует полной финансовой защищенности. Тем более если автомобиль пострадавшего в ДТП имеет дорогие детали и ремонт.
А как же новые поправки в Закон об ОСАГО о том, что страховая компания обязана отремонтировать автомобиль пострадавшему в ДТП? Это не выгодно для дорожных аферистов. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО.
Если внимательно прочитать эти поправки, то станет понятно, что выбор между ремонтом и выплатой остается за страховой компанией. Наши реалии таковы, что страховой компании не выгодно ремонтировать автомобили с большим износом (все по той же причине, что детали они обязаны поставить новые/аналоги/восстановленные). Даже если страховая компания предлагает выплату, многие из них заставляют подписать мировое соглашение, по которому вы не сможете требовать с них больше (даже по ОСАГО страховые считают мало). В том случае если вы не подписали соглашение , можно пересчитать размер выплаты по ОСАГО и получить дополнительные средства со страховой компании. В компании «ЮРЭКС» услуги по работе со страховыми компаниями в рамках ОСАГО бесплатны.
Что делать, если вы попали в ДТП?
Если вы пострадавшая сторона, можно получить часть денег на ремонт со страховой компании по ОСАГО, остальное — с виновника ДТП по реальным затратам или предоставив отчет о среднерыночной стоимости восстановительного ремонта . В первом случае ремонт вы делаете за свои деньги и предоставляете все чеки, во втором — обращаетесь в независимую экспертизу и предоставляете отчет, который является существенным доказательством в суде.
Если виновник откажется доплачивать деньги добровольно, обратившись в суд, вы также взыщете расходы на юриста и госпошлину сверх суммы ремонта.
Если вы виновная сторона и считаете, что сумма ущерба завышена, можете обратиться за помощью юриста и эксперта , чтобы избежать оплаты необоснованных расходов.
Суд с виновником ДТП
К сожалению, несмотря на все попытки властей привлекать специалистов по урбанистике для оптимизации дорожного движения и, как следствие, снижения числа дорожно-транспортных происшествий, количество аварий на российских дорогах практически не снижается. Разумеется, самые прискорбные последствия аварий — это человеческие жертвы и вред, нанесенный здоровью пешеходов, пассажиров и водителей, но в нашем кратком обзоре мы рассмотрим материальный ущерб, а именно — возмещение этого ущерба через суд.
Возмещение ущерба с виновника ДТП через суд
В наше время все автовладельцы имеют полис страхования ОСАГО, в соответствии с которым пострадавший может в случае ДТП получить компенсацию от страховой компании, однако в некоторых ситуациях по закону обязательство по возмещению ущерба ложится на прямую на виновника аварии. Наша богатая практика показывает, что можно легко добиться взыскания ущерба с виновника аварии, если у виновника ДТП либо отсутствует действующий страховой полис, либо если на момент происшествия полис исчерпан.
Также непосредственно на виновника ДТП возлагается возмещение материального ущерба в том случае, если общая сумма нанесенного ущерба превышает установленные законом пределы; в таком случае (если судом выясняется и подтверждается превышение максимального уровня ущерба) как минимум разницу между реальным и максимальным ущербом обязуют оплатить виновника ДТП.
Полную компенсацию нанесенного материального ущерба возлагают на виновника ДТП, среди прочего, в тех случаях, когда автомобиль пострадавшей стороны получает повреждения, не находясь в движении, так как подобные случаи не относятся к разряду страховых.
Если в результате аварии пострадавшими оказываются три и более человека, то уровень максимальной страховой выплаты увеличивается, но, как правило, этой суммы все равно не хватает на полноценную компенсацию всем пострадавшим; тогда виновник ДТП тоже будет обязан по суду (если, разумеется, вести дело должным образом) из своего кармана возместить всё целиком; а уж если следствием аварии явились проблемы со здоровьем, и при этом медицинские затраты превышают страховой лимит, то и лечение пострадавших в результате его действий виновник будет обязан оплатить за свой счет.
(Важно иметь в виду, что по ОСАГО нельзя получить компенсацию морального вреда, так что для этих целей придется оформлять отдельный иск; хорошая новость заключается в том, что суд в таких случаях часто встает на сторону пострадавшего, если его требования в целом разумны и не чрезмерны.)
Сумма компенсации ущерба при суде с виновником ДТП
При столкновении автомобилей окончательная сумма страхового возмещения также сильно зависит от того, насколько изношен автомобиль пострадавшей стороны.
Практика показывает, что итоговая сумма компенсации в результате ДТП складывается из следующих составляющих: затраты на услуги компаний, оказывающих пострадавшим юридическое содействие в процессе оценки и взыскания; расходы на лечение пострадавшего, в том числе не только физическое, но и моральное (услуги психологов); средства, необходимые для осуществления полного ремонта автомобиля (с учетом его износа, для чего и необходима уже упомянутая оценка); также в счет итоговой суммы идут затраты на вспомогательные услуги (доставка документации по почте и т.д.).
В некоторых случаях виновная сторона также оплачивает санаторное лечение пострадавшего водителя, включая услуги сопровождающего, если суду предоставляются бумаги, подтверждающие необходимость сопровождения.
Еще один кейс — возмещение виновной стороной товарной стоимости автомобиля в том случае, если документально подтверждено, что поврежденный автомобиль пострадавшей стороны «моложе» двух лет (для моделей отечественного автопрома) или пяти лет (для иномарок). Уточнения насчет документального подтверждения очень важны: ущерб, не подтвержденный документально, сколь бы очевиден он ни был, в ходе суда с виновником ДТП для расчета суммы итоговой компенсации учитываться не будет.
Помощь юристов для суда с виновником ДТП
Опытные специалисты компании «Юрфилд» оперативно и исчерпывающе проконсультируют вас по любому, даже самому нестандартному случаю и представят ваши интересы в суде, чтобы взыскать максимальную компенсацию с виновника дорожно-транспортного происшествия. Обратитесь к нам, чтобы решить свои проблемы.
Какие документы приложить к иску дополнительно
Исковое заявление содержит в себе перечень прилагаемых документов, на основании которых истец основывает требования и подтверждает определенные действия. Перечень не является закрытым, поэтому истец вправе предоставить любой документ, имеющий отношение к делу, подтверждающий его правовую позицию.
Среди обязательных документов, прилагаемых к иску, выделяют следующие:
- квитанция об оплате госпошлины;
- документ, подтверждающий отправку копии документов лицам, участвующим в деле;
- претензия, подтверждающая досудебный порядок урегулирования спора.
Для юридических лиц обязательно предоставление:
- выписки из ЕГРЮЛ;
- свидетельства о регистрации;
- подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление.
В зависимости от обстоятельств дела исковое заявление пострадавшего в ДТП дополняется следующими документами:
- заключение экспертизы;
- порядок расчета суммы взыскания;
- документы по страховому случаю;
- справка о ДТП;
- медицинское заключение о характере причиненных травм;
- документы, подтверждающие утраченный трудовой доход.
Перед тем как подать иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП, отдельное внимание следует уделить отправлению досудебной претензии. Факт отправки следует подтвердить квитанцией об отправке либо уведомлением о вручении письма. Рекомендуем сделать опись вложения и зафиксировать перечень отправления с указанием номера, даты и темы документа.