Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Украине дорожают все виды топлива

В Украине дорожают все виды топлива. Каких цен ждать в июле-августе

Бензин и дизель подорожают еще больше, а газ пока на паузе

В Украине дорожают все виды автомобильного топлива. Если бы не ранее сделанные нефтетрейдерами запасы, рост цен мог бы быть еще больше.

В частности, согласно данным «Консалтинговой группы «А-95», если сравнивать цены 9 июня и 8 июля этого года, ценник на украинских заправках изменился следующим образом:

  • «95-й» бензин вырос в цене с 21,88 до 22,39 грн/л;
  • дизель – с 21,32 до 21,83 грн;
  • автогаз – с 10,65 до 11,41 грн.

Это средние цены по стране (у премиальных сетей цены, ясное дело, выше, но и там рост цен, как говорится, налицо).

Цены на бензин в июле

По состоянию на 8 июля цены на топливо в Украине в среднем зафиксировались на таком уровне:

Цены на топливо:

  • Бензин А-95 премиум – 23,88;
  • Бензин А-95 – 22,39;
  • Бензин А-92 – 21,33;
  • Дизельное топливо – 21,83;
  • Газ автомобильный – 11,44.

Это несколько выше, чем в июне. Ожидается, что в дальнейшем цены продолжат расти.

Ожидаем, что до конца июля цены продолжат рост, потенциал до 1 гривны за литр,
– написал Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95.

Почему цены на топливо растут

Цена бензина зависит от ряда факторов. Об этом мы подробно пишем дальше в материале, но сейчас остановимся на одном из них – наиболее нестабильном сейчас – мировых ценах на нефть.

АЗС реагируют на изменение цены нефти через 1-2 месяца, рассказал 24 каналу эксперт нефтепродуктов рынка Александр Киримов.

Такая задержка связана с тем, что импортеры топлива в Украине имеют законтрактованные объемы по цене нескольких дней назад или месяц назад и они сначала должны продать дороже объем топлива.

«Сейчас те нефтепродукты, которые потребляет Украина и в вообще мир – это отложено производство, то есть то, что было произведено 1-2 месяца назад. Оно хранилось на складах, в резервуарах кораблей или других транспортных средствах. И вот оно доезжает до той же Украине , где-то здесь перегружается через нефтебазы и попадает на заправочные станции», – рассказывает эксперт.

Мировые цены на нефть восстанавливаются уже более 2 месяцев, а цены на украинское топливо не реагировали на это восстановление, ибо имели большие запасы.

По нашим оценкам, на сегодня в стране сформированы рекордные запасы дизельного топлива (350-400 тысяч тонн) и бензина (150-180 тысяч тонн). Но запасы понемногу исчерпываются, им на смену приходит дороже закупка,
– отмечает Сергей Куюн.

Мы решили посмотреть, как цены на украинский бензин А-95 реагируют на изменения цены нефти Brent. Для этого мы посчитали в процентах как менялась цена по сравнению с 1 мартом.

Тогда цена нефти Brent была 50,5 доллара за баррель (то есть определенное падение уже произошло). А бензин А-95 на украинских АЗС стоил 26,47 гривны за литр. Видно, что после резкого падения в марте, цены на бензин в Украине начали падать только через месяц – и то не сильно.

Самые низкие цены наблюдались в июне, когда бензину удалось сбросить 17% в стоимости относительно цены 1 марта. Теперь, когда цена нефти возвращается к своему уровню, а запасы с дешевой нефтью в Украине заканчиваются, стоит ожидать подорожание бензина и другого горючего.

Почему цены на нефть растут

Страны ОПЕК+ договорились о снижении добычи нефти на 9,7 миллиона баррелей в сутки. Это примерно 10% суточного потребления по миру. Через эти ограничения спрос и предложение выравниваются, а цены на нефть развернулись и начали медленно расти.

Почему спрос падает, а цена нет?
АЗС частично объясняют цены на бензин тем, что упало потребление и они не могут себе позволить снизить цены. И действительно потребление упало на 10-40% из-за карантина в зависимости от сети заправочных станций. АЗС имеет постоянные расходы: амортизация автозаправочной станции, покрытие кредитных средств, за которые эта станция построена, операционные расходы, то есть заработная плата, плата за электроэнергию и тому подобное. Со снижением спроса, абсолютные прибыли падают, а вышеперечисленные расходы не меняются. АЗС тратят те же деньги на поддержку станций, зарплаты и оплату услуг. Поэтому, чтобы и дальше получать прибыль, АЗС не снижают цен существенно.

Курс гривны влияет на стоимость бензина, потому что Украина закупает бензин, так и нефть, которые привязаны к иностранной валюте, а также акциз на бензин установлен в евро. Однако удешевление гривны нивелировалось падением цен на нефть.

Что произошло на рынке нефти: короткоАмериканская нефть рекордно потеряла в цене. Майские фьючерсы на нефть WTI в один момент стоили -55 долларов за баррель. Это минимальная отметка за всю историю. Рекордное падение произошло из-за переполнения американских нефтехранилищ в условиях рекордно низкого мирового спроса. Резкий скачок цен нефти WTI вниз произошел из-за того, что заканчивался срок майских фьючерсов.

Импорт российского газа

«Что касается возможного изменения акцизов на нефтепродукты, то определенные предпосылки к перемене существующего порядка таки есть», — считает Куюн.

«У нас сейчас очень большой импорт сжиженного газа из России. Однозначно, когда в стране производится все больше бензина, то возникает вопрос: для чего мы должны импортировать автогаз из России, тем самым сдерживая потребление отечественного бензина? Да, в случае принятия предлагаемого закона привлекательность газа для потребителей резко снизится, так как выгода от его использования нивелируется», — заявил Куюн.

По его словам, именно в этом смысл предлагаемого изменения ставок акциза, чтобы газа потреблялось меньше, а бензина больше. «Даже если расходы на использование бензина и газа сравняются, то, по крайней мере, людям станет невыгодно устанавливать новое газовое оборудование на свои автомобили. То есть количество потребителей автогаза не будет расти. А значит, будет остановлено увеличение потребления этого топлива и в дальнейшем начнет повышаться потребление бензина, в том числе и производимого в Украине», — подытожил Куюн.

Сводных данных нет — профильное министерство их не публикует. Подсчитать можно, если отдельно сделать запросы на нефтеперерабатывающие заводы, «Укртранснефть» и сети заправочных станций.

«Бабель» уже отправил в Минэнерго и Государственный резерв запросы о формировании стратегических запасов нефти и нефтепродуктов.

Читайте также:
  • Во многих странах дефицит медицинских масок, а в Финляндии — нет. Как им это удалось? (У финнов есть бункеры с запасами!) — пересказываем статью The New York Times
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Viber

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter — мы исправим

Стабильный бензин

А это значит, что в ближайшее время розничные цены на бензин и дизель расти не будут.

«Будем, конечно, смотреть, но мне кажется, что сейчас нет предпосылок (для повышения цен на бензин в рознице), даже, если котировки нефти дойдут до 45 долларов/баррель, потому что у сетей остается хороший запас прочности, и я думаю, что июнь пройдет при стабильности», — говорит Сергей Куюн.

Александр Сиренко также считает, что в ближайшее время бензин и дизтопливо дорожать не должны: «Было бы логично сохранить текущие цены – уж если они не упали (когда котировки шли вниз), то пока нет предпосылок и к подорожанию».

Кроме того, по словам эксперта, нефтяные котировки могут снова снизиться, а это неизбежно потянет вниз и цены на нефтепродукты.

Исключать такого варианта действительно нельзя, учитывая наметившийся экономический кризис во многих странах, включая США.

Геннадий Рябцев, в своею очередь, не столь оптимистичен. По его словам, рынок сейчас находится в ожидании того, кто «первым сменит таблички на стелах», а за ним уже будут подтягиваться все остальные.

«Но рост не будет большим — по несколько десятков копеек в неделю, то есть, за две-три недели гривна наберется», — подчеркнул Геннадий Рябцев.

По словам эксперта, многое будет зависеть от поведения сетей автозаправок, которые контролирует группа «Приват» (всего более десятка брендов), поскольку именно они определяют нижнюю границу розничных цен (кроме неофициальных продавцов).

«А «Приват» обычно повышает цену либо на 50 копеек, либо на 1 гривну», — сказал специалист.

«Российский топливный рынок – в тисках»: почему в Крыму дорожает бензин

Цена бензина марки А-95 на некоторых заправках аннексированного Крыма преодолела отметку в 50 рублей за литр. Об этом, в частности, пишет российское информационное агентство «Новый день». В целом на полуострове наблюдается подорожание на все виды топлива – на 2-2,5 рубля с начала июня.

Все это – на фоне относительно невысоких цен на нефть на мировом рынке: так, марка Brent сейчас торгуется на уровне 40 долларов за баррель. При этом на российском внутреннем рынке, к которому фактически относится аннексированный Крым, предусмотрен ряд механизмов, чтобы внешняя конъюнктура как можно меньше влияла на ценники на заправках. О том, что и почему происходит с ценами на топливо на полуострове, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.

Общественный активист, живущий в Крыму, Сергей Акимов рассказал Крым.Реалии, что обещания российских властей о снижении цен, в том числе и на бензин, после запуска железнодорожного сообщения по Керченскому мосту не оправдались.

Читать еще:  Новый кроссовер Ford EcoSport 2018

– В целом что по бензину, что по дизелю или газу – цены сейчас остаются примерно на одном уровне. Может, некоторые колебания вверх-вниз есть, но, честно говоря, люди к этому уже привыкли: рубль туда, рубль сюда. Единственное что – нам обещали, что построят мост, что начнется железнодорожное сообщение, и тогда цены упадут, отдыхающие хлынут, однако ничего подобного не происходит и вряд ли уже произойдет. Сегодня крымчане больше всего заостряют внимание именно на этих обещаниях. Кроме того, люди удивляются, почему во всем мире цены на нефть падают, а у нас почему-то иногда даже поднимаются – на тот же 95-й бензин. Вообще, во время курортного сезона топливо у нас обычно дорожает.

Руководитель аналитического центра российского Независимого топливного союза Григорий Баженов объясняет, почему цены на топливо на российских заправках по факту не зависят от колебаний на мировом рынке нефти.

– Надо понимать, что в целом российский рынок в ценовой динамике не зависит от мировых рынков нефти и нефтепродуктов. Он находится в так называемых регуляторных тисках. Во-первых, есть высокие акцизы и демпфирующий механизм. Последний действует в новой редакции со второго полугодия 2019 года, его задача – сглаживать влияние внешней конъюнктуры на внутренний рынок. Если цены на нефть очень высокие, то нефтяные компании получают субсидии. Если они очень низкие, то нефтяные компании должны, наоборот, платить средства в бюджет. Когда цены на нефть очень сильно упали, демпфирующий механизм превратился в налог на кризис для нефтеперерабатывающих компаний. Вторая часть регуляторной конструкции – режим ценообразования в рознице, которые эксперты называют «инфляция минус». То есть цена на бензин таргетируется на инфляцию за вычетом 1-1,5%.

Нефтяной кризис: сможет ли Россия содержать Крым?

Григорий Баженов сетует на то, что даже в условиях относительно низких цен на нефть российские власти не пошли на пересмотр демпфирующего механизма, который теперь приносит убытки нефтеперерабатывающим компаниям.

– Вместо этого власти вдвое снизили нормативы реализации объемов на бирже и ограничили импорт. Но если у вас предложение падает, то при растущем спросе цена будет только увеличиваться. Так что мы закономерно увидели рост оптовых цен на топливо на внутреннем рынке еще в мае – в первую очередь на мелком опте. Мы направили письма в Федеральную антимонопольную службу, в Минэнерго – предупредили их о том, что складывается такая ситуация, и призвали срочно принимать определенные меры. Сроки ответов еще не вышли, однако мы уже наблюдаем, что независимые нефтяные компании терпят убытки. Жители Крыма ощутили это за счет заметного подорожания 95-го бензина. Цены корректируются и по 92-му, и по дизельному топливу, но там изменения пока незначительные, буквально на копейки.

«Золотой бензин» в Крыму

Григорий Баженов прогнозирует дальнейший рост цен на все виды топлива, в случае если российское государство не скорректирует или не отменит демпфирующий механизм.

Между тем на материковой части Украины также растут цены и на бензин, и на дизельное топливо, и на сжиженный газ, но незначительно, – отмечает украинский эксперт топливного рынка, директор Научно-технического центра «Психея» Сергей Cапегин.

– За последнюю неделю это три-пять копеек по бензину, семь – по дизтопливу, газ прибавил в цене 38 копеек. С одной стороны, темпы вроде бы небольшие. С другой стороны, на нашем топливном рынке системный кризис. Почему? Первое: государство не выполняет свои функции по управлению рынком, нет органа надзора, и поэтому нельзя ничего сказать о качестве топлива. Неизвестна официальная позиция государства относительно действующих цен. Второе: по нашим оценкам, на украинском рынке розничная инфраструктура избыточна в 4,5 раза. Именно настолько у нас больше заправок, по сравнению с необходимым количеством, и потребители переплачивают. Третье: нефтеперерабатывающая отрасль стагнирует, и в итоге более 80% топлива у нас относится к импорту. А это означает зависимость от колебаний на внешних рынках, где биржевые цены далеки от критериев спроса и предложения.

«В Крыму проблема одна – доставка»

По данным Сергея Cапегина, карантинные меры из-за эпидемии коронавирусной инфекции не привели к снижению потребления нефтепродуктов в Украине – при том, что покупательная способность населения падает.

– Видно, что все больше потребителей переходит с бензина на сжиженный газ и дизельное топливо. Таким образом они ищут, как сэкономить. Между тем есть все основания для того, чтобы потребление топлива на мировом рынке снижалось. Борьба экспортеров за клиентов может привести к такой же ситуации, как и несколько месяцев назад – к резкому падению цен на нефть в мире. Думаю, такие ценовые войны будут только обостряться.

Почему в Украине «подскочил» автогаз, и какой будет цена на бензин: прогнозы экспертов

Затянувшийся период ценовой стабильности на топливном рынке подходит к концу. Стоимость сжиженного газа длительное время снижалась. Оптовая цена еще в начале зимы была около 30 тысяч гривен за тонну, а феврале она уменьшилась в два раза.

Сейчас же автогаз в Украине дорожает. За последние две недели он вырос в цене в среднем на 30 копеек и стоит около 10,5-11,5 за литр. А вот бензин стабилен после февральского подорожания.

На рынке топлива есть несколько факторов формирования цены. Среди прочих, это цена нефти, спрос, курс гривны и конкуренция между АЗС.

Как сложились эти факторы сегодня, и сколько будут стоить бензин и газ до и после выборов?

Сезонность и спрос

Причиной резкого роста цен на автогаз может стать любой дефицит, то есть ситуация, когда спрос превышает предложение.

За февраль стоимость закупки бензина возросла на 77 долларов за тонну, а дизель подорожал на 62 доллара. Но на цены на заправках это повлияло несущественно. Дело в достаточных запасах нефтепродуктов в торговых сетях. То есть предложение было высоким, а спрос был низким. На рынке накопился излишек автогаза, который исчерпался только в начале марта.

Но сейчас нет причин ожидать снижения цен на внешних рынках, когда активности потребителей возобновилась.

«Народ начал ездить больше, снег сошел, а потребление увеличилось. Оптовыми ценами пытаются снизить потери за предыдущие периоды, когда разбор топлива был не такой большой. Уже в марте постепенно розничные цены вырастут на гривну за литр газа, но это подорожание не будет критичным. Цена не будет превышать 55% от цены бензина», — спрогнозировал эксперт топливного рынка Леонид Косьянчук.

В основном спрос проявляется в зависимости от сезона. И если цены на бензин от этого фактора почти не колеблются, то двигатель на газе в мороз завести не так легко. Поэтому сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом. Обычно цена на газ — это примерно 30-40% цены на бензин. Зимой газ стоит около 35-40% от цены бензина, а летом может достигать и 55%.

Январь-февраль — так называемые “сонные” месяца, в которые газ продается хуже всего. Зато весной рынок газа увеличивается, а рынок бензина традиционно падает. В прошлом году бензин потерял 7% объема на рынке, тогда как на эту же величину возрос газ.

Экономист Борис Кушнирук говорит, что примерно через неделю может произойти несущественное сезонное подорожание бензина. Но он подчеркивает: если конфликт в Венесуэле усугубится, бензин может стать дороже.

Некоторые экономисты также считают, что из-за высокого спроса автогаз в марте будет дорожать даже сильней, чем бензин. Причина проста: длительное время на автогаз были минимальные цены и АЗС не делали никаких запасов.

Также на ситуацию накладывается еще и то, что в этом году замедляются темпы роста мировой экономики. Это угрожает сырьевым рынкам и экономикам, которые развиваются. Вероятно снижение экспорта на топливном рынке, падение инвестиционной привлекательности и сужения внутреннего потребления. Гривна может девальвировать, и люди станут экономить топливо. Пока же на ситуацию в Украине позитивно влияют приближающиеся выборы.

Цена на газ

Динамика по автогазу в 2019 году будет не такая, как в прошлые годы, когда фиксировались большие скачки цен. На нее будет влиять заметное падение тарифа на газ в Европе, рассказал NEWSONE финансовый аналитик Алексей Кущ.

«Цена на газ на рынках составляет до 200-220 долларов за тысячу кубов. Это, конечно, касается промышленных потребителей, но есть корреляция между ценами в Украине и спотами. Она срабатывает косвенно и с определенным временным лагом. Резких скачков ожидать не стоит, цена может быть благоприятна.

Что же касается топлива — все будет зависеть от клубка экономических и глобальных политических факторов. Наш рынок — маленький фрагмент общемирового рынка. И у нас нет никаких механизмов минимизации ценовых влияний. Мы почти потеряли свою нефтепеработку. Несколько нефтеперерабатывающих заводов вышли из строя и не удовлетворяют потребности. Белорусский импорт составляет большую часть, чем украинское производство. Есть несколько позитивных, и, возможно, негативных моментов, подчеркивает эксперт.

Есть несколько позитивных, и, возможно, негативных моментов, подчеркивает эксперт.

«Цена на нефть в так называемом “боковом тренде”. Нет ни роста, ни падения. Это очень благоприятно для нашего потребителя. Учитывая смягчающие факторы, такие, как укрепление курса гривны и нефть, можно ожидать, что в ближайшие месяцы мы избежим скачков. Ситуация будет благоприятная, если не вмешается какой-то условный “черный лебедь” в виде прекращения логистики продуктов из Беларуси, но этого пока ждать не приходится».

В Украине цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо – зависят от их стоимости в Беларуси, России и Литве. В Украине перерабатывается не так много нефти, чтобы эти объемы влияли на цены.

Таким образом, цены на нефть сейчас не стимулируют подорожание топлива. Он добавил, что скорректировать ситуацию может геополитическая заваруха. Например, если ухудшится ситуация с добычей нефти в Венесуэле, в странах персидского залива.

Курс гривны

Ценообразование бензина и автогаза зависит от курса гривны. С января он только укрепляется.

Цена топлива формируется так: бензин покупается за валюту, государство начисляет налоги на топливо в евро и пересчитывается по курсу Нацбанка. А АЗС покупают евро, чтобы приобрести топливо. Соответственно, невыгодный курс оборачивается высокими ценами для потребителя.

Когда курс “твердый”, ценники тоже менять не торопятся. При сохранении стабильности гривны серьезных изменений цены не будет.

Эксперт в энергетике Дмитрий Марунич также основывается на стабильном курсе гривны в своем прогнозе. Он считает, что бензин в марте будет стоить 26 – 30 гривен за литр. Такой “шаг” в цене — из-за того, что маркетинговая политика на разных АЗС разная.

Таким образом, сейчас курс гривны тормозит рост цен на топливо. Но после выборов гривна будет девальвировать, и топливо существенно подорожает. Автогаз может стоить около 15 гривен за литр. Но экономисты подчеркивают: делать четкие прогнозы трудно, ведь работает слишком много факторов.

«Девальвация гривны, возможно, начнется с середины лета. И есть четкая корреляция с лагом в 20-30 дней», — говорит Алексей Кущ.

Конкуренция между заправками

Также на стоимость топлива влияет конкуренция среди АЗС. На рынке дизтоплива она высока, и это касается не цен, а скидок для постоянных клиентов. Но на рынке газа нет существенной конкуренции из-за небольшого количества поставщиков.

Рынок состоит из двух частей. Это легальные операторы рынка, то есть сетевые операторы по термконтрактам, и «серые» заправки.

«Впервые в истории Украины легальный рынок сдерживает рост цен в нелегальном сегменте, который все равно присутствует. «Подзаборники» работают в свободном рынке, не привязаны к ценам по термконтрактам. «Серые» заправки влияют на этот рынок так, что нет смысла устанавливать стабильные цены — все зависит от спроса», — говорит Леонид Косьянчук.

В среднем, «теневая» — каждая третья заправка. Есть так называемый налог с «пистолета», который должны платить АЗС в местные бюджеты. Но уплата налога действует на основе добровольного декларирования, поэтому нелегальные сети АЗС и АГЗС его утаивают. Работают они по стандартной схеме: до 90% расчета происходит наличными, продавцы выдают бутафорские чеки, а иногда вообще забывают о квитанции. Кстати, топливо , которое реализуется на нелегальных АЗС, зачастую произведено из сырья, которое дельцы воруют благодаря врезкам в нефтепровод госсобственности.

Таким образом, на рост цен на топливо влияют «серые» заправки.

Украина уже пыталась изменить законодательство, чтобы пресекать деятельность «серых» заправок. Петр Порошенко поручил руководителям Государственной фискальной службы и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики разработать комплекс мер для борьбы с нелегальными автозаправочными станциями. Лицензии хотели дать и оптовым, и розничным продавцам. Для их получения АЗС нужно иметь документы на земельный участок и акт ввода в эксплуатацию самой заправки. Оборудование планировали фискализировать — вся информация о приобретениях украинцами топлива должна была переходить на сервер налоговой.

Но сторонников «серых» заправок сейчас больше, чем противников.

«Я только там и заправляюсь, — говорит NEWSONE водитель Андрей. — И все наши ребята тоже. Нормальный там бензин, может, даже и лучше, чем то, что на легальных АЗС. Там даже работники СБУ и прокуратуры заправляются».

Эксперт по энергетике Валентин Землянский считает, что государство не контролирует отрасль, не заботится о здоровой конкуренции на рынке, а только наполняет бюджет. А ведь оно могло бы стабилизировать цены , если бы регулирова ло ставки акциза или таможенных платежей.

Также на скачки цен мог бы повлиять стабилизационный фонд топлива. Когда бензин и газ поднимаются в цене, можно вливать на рынок большое количество топлив а , а когда его много — скупать. Играя на этом, можно стабилизировать цену. Работает это точно так же , к ак регуляция курса нацвалюты.

Выгодно ли это АЗС

Принято считать, что любое подорожание выгодно АЗС. Но эта логика неправильная. На любое изменение в цене, установленной заправкой, реагируют налоговая и антимонопольные комитеты. Так как все чревато проверками, цены стараются удерживать на одном уровне. Обычно существенно меняются не цены на топливо, а только размеры скидок для лояльных клиентов.

А вот подорожание сж иженного газ а — это не так критично для заправок. П ока это не настолько привычное топливо, чтобы на него обращали внимание контролирующие структуры. Но оп ераторы розничного рынка не спешат повышать цены, ведь это означает меньше продаж после и без того длительного периода «застоя».

«Сжижений газ все равно остается востребованным топливом. Но это продукт с минимальным маржинальным доходом. На нем большую часть АЗС не зарабатывают, а просто поддерживают свое имя. Маржа составляет 18 копеек в среднем на рынок. А в нормальных сетях — где-то в районе гривны. Это в два раза меньше, чем в жидком топливе», — говорит Косьянчук.

«Автогаз привлекателен как альтернативный вид топлива только если не превышает 50-55% от цены 95-го бензина. Сегодня же это 38% от стоимости. То есть если 10, 68 — средняя на данный момент цена автогаза по Украине, то 28,44 — средняя цена бензина. И газу еще есть, куда расти в цене. Будет неудивительно, если в ближайшие 2-3 недели прибавится гривна к цене за литр газа. Тогда мы дойдем до показателя в среднем по рынку в районе 40-42% от стоимости бензина», — подытожил он.

Судя по всему, стоимость нефтепродуктов в Украине в марте сохранится. Существенней всего на цену топлива и автогаза повлияет сезонное повышение спроса, и на фоне этого — спекуляция «серых» заправок. Перед выборами топливо останется в прежнюю цену, или немного подорожает, а вот летом можно ожидать существенного повышения в цене.

В Украине подорожает бензин?

Об удешевлении бензина речи не идёт, подорожание вероятно

В данный момент стоимость топлива на АЗС привычна: бензин АИ-95 стоит на разных заправках от 43 до 47 рублей

Фото: Илья Бархатов

«Нефтяная война» — так называют острую борьбу за рынки сбыта, которая разыгралась после выхода России из соглашения со странами ОПЕК и решения Саудовской Аравии резко нарастить добычу. Стоимость нефти в результате упала до локального минимума, а курсы валют подскочили. Но что теперь будет с ценами на бензин? Отвечаем на самые распространённые вопросы.

Упадет ли цена на бензин и дизтопливо?

Обывательская логика подсказывает, что снижение стоимости сырья должно удешевлять и конечный продукт — топливо. На деле не всё так просто: посмотрите график изменения бензиновых цен на фоне стоимости нефти за последние 12 лет: если цена барреля колебалась в огромных пределах, падая и возрастая, то цена бензина преимущественно росла.

Стоимость бензина не повторяет колебаний нефтяных цен. А вот курсы валют связаны с последними достаточно явно

Фото: Полина Авдошина

Исключением был стык 2008 и 2009 годов, когда бензин за полгода подешевел на 5 рублей. Но тогда стоимость нефти обвалилась в 3-4 раза, тогда как сейчас — лишь на треть. Прочие обвалы нефти на стоимости топлива практически не сказывались: за последние 12 лет оно дорожало в среднем темпе — на 2 рубля в год.

Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Если вкратце, потому что доля нефти в себестоимости товарного литра составляет примерно 4–6%. При грубых расчётах это означает, что удешевление нефти вдвое снижает цену бензина примерно на 2–3%.

Помимо расходов на производство топлива, в стоимости литра бензина сидит много налогов — примерно 60%. Сюда входят НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, налоги с фонда оплаты труда и так далее. В последние годы резко выросли акцизы на топливо, например, для бензина АИ-95 в пересчёте на литр они составляют более 9 рублей.

Кроме того, мировые цены на нефть и внутренние отличаются: вторые зависят от первых, но не жёстко.

Ок, понятно, почему не дешевеет. Но может ли бензин подорожать?

Такое возможно. Например, во время обвала нефтяных цен во второй половине 2014 года был период скачкообразного роста цен на бензин летом 2014 года. Правда, за ним последовала некоторая стабильность, поэтому годовой рост стоимости остался в средних пределах. Поводов к повышению топливных цен при дешевеющей нефти может быть много, например, стремление нефтяных компаний компенсировать снижение доходов от импорта и растущие курсы валют.

Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков видит и другие риски:

— Выход России из соглашений по ОПЕК+ фактически снимает ограничения по поставке нефти на внешние рынки, поэтому нефтяные компании наверняка попробуют нарастить объемы экспорта, и это может привести к дефициту нефти и нефтепродуктов для внутреннего рынка, а как следствие — к повышению цен.

Российские топливные компании склонны использовать для поднятия цен любой повод: когда нефть дорожает, они жалуются на стоимость сырья, когда дешевеет — на курсы валют и общую конъюнктуру. Например, самый заметный скачок цен на топливо в мае 2018 года проходил на фоне умеренного роста цен на нефть до локального пика в $70 за баррель, что было связано с целым комплексом причин — помимо удорожания нефти, был дефицит нефтепродуктов из-за закрытия заводов.

Впрочем, аппетиты нефтяных компаний сдерживает правительство.

А что насчёт соглашения с нефтяниками о заморозке цен?

В России стоимость топлива — вопрос не столько даже экономический, сколько политический. Рынок контролируется небольшим количеством крупных компаний (ВИНКов), которые всегда на связи с правительством, а оно в свою очередь может использовать массу рычагов для влияния на цены: от изменения налоговых механизмов до прямых соглашений с ВИНКами.

Например, скачкообразный рост цен на бензин весной 2018 года вынудил правительство отказаться от плавного повышения акцизов в июле того года и заключить с ВИНКами «пакт о ненападении». Такое соглашение действовало год и ограничивало максимальную стоимость топлива на АЗС в обмен на ряд компенсаций (да, нефтяники не остались в накладе).

В полном объёме соглашение перестало действовать в июле прошлого года, однако договорённости о сдерживании цен остались. За этот период стоимость литра АИ-95 выросла примерно на рубль (2%), что соответствует разрешённой правительством поправке на уровень инфляции.

— Параметры, влияющие на стоимость топлива, регулируются практически в ручном режиме, поэтому, думаю, правительство не даст сейчас резко поднять цены и дестабилизировать социальную и экономическую обстановку в стране, — считает Ярослав Кабаков. — Тем не менее по опыту прошлых лет, когда ситуация нормализуется и благосостояние населения улучшается, нефтяным компаниям дают возможность отыграться за счёт повышения цен.

В любом случае стоимость топлива на АЗС зависит от множества факторов, и мировая цена нефти — лишь один из них и не самый значимый. Куда больше она влияет на курсы валют.

Залили некачественное топливо, столкнулись с недоливом или обнаружили резкое повышение цен на бензин? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции , в наши группы во « ВКонтакте », Facebook и « Одноклассники », а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

Почему бензин, дизель и автогаз становятся роскошью на Украине

По мнению экспертов, запрет поставок российской нефти для Украины наименее болезненный. С нефтепродуктами совершенно другая ситуация, поскольку потребности в бензине и дизельном топливе Украина на 80 процентов удовлетворяла за счет импорта из России, Белоруссии и Казахстана

В первый день лета вступили в силу ограничения на поставку российского топлива на Украину. Экспорт нефти запрещен полностью, а уголь, дизель, бензин и сжиженные углеводородные газы (СУГ) можно продавать в соседнюю страну лишь по специальным разрешениям Минэкономразвития. Как Киев надеется выжить без нефти, угля и газа из России — в материале РИА Новости.

Почему бензин подорожает

Об ограничительных мерах в отношении Украины премьер-министр Дмитрий Медведев объявил 18 апреля. Это ответ на введенные в марте Киевом санкции против российских компаний, бизнесменов, политиков, депутатов и сотрудников силовых структур, которые, как утверждают украинские власти, причастны к инциденту в Керченском проливе.

Кроме того, киевское правительство объявило эмбарго на поставки из России продукции машиностроения, металлообработки, легкой промышленности. Общий объем ограничений, по оценкам российской стороны, только за прошлый год приблизился к 250 миллионам долларов.

По мнению экспертов, запрет поставок российской нефти для Украины наименее болезненный. Дело том, что сырая нефть там не очень нужна: в стране просто не осталось нефтеперерабатывающих заводов, за исключением единственного НПЗ в Кременчуге, принадлежащего группе «Приват» бизнесмена Игоря Коломойского.

С нефтепродуктами совершенно другая ситуация, поскольку потребности в бензине и дизельном топливе Украина на 80 процентов удовлетворяла за счет импорта из России, Белоруссии и Казахстана.

Официальной информации о квотах, установленных Минэнерго на июнь, нет. Украинские СМИ со ссылкой на источники в российских нефтяных компаниях утверждают, что «Роснефть» в этом месяце сможет продать Украине 50 тысяч тонн дизельного топлива вместо обычных 205 тысяч (средний показатель с января по май). Второй основной поставщик, «Лукойл», снизит экспорт с 20 до 14,9 тысячи тонн.

Таким образом, общий российский импорт сократится в три-четыре раза, из-за чего топливо подорожает. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) уже предупредил об этом, пригрозив участникам рынка «соответствующими мерами» за необоснованное повышение цен.

Не погазуешь

Пять лет назад 95-й бензин на Украине стоил 11 гривен за литр, сейчас — 30 гривен (почти 73 рубля по текущему курсу). Многие автовладельцы переоборудовали машины под сжиженный газ, который гораздо дешевле — 13,5 гривны (33 рубля). Сейчас, по данным Госстата Украины, продажи бензина и автогаза в стране примерно одинаковые: 97,6 тысячи тонн против 84,9 тысячи тонн соответственно.

Однако газ для автомобилей на Украину тоже поступает в основном из России, и на него также введены ограничения. Как сообщают украинские СМИ, июньская квота — 32 тысячи тонн (с января по апрель было 53,5 тысячи в месяц).

В итоге сжиженный газ может стать для украинских автомобилистов такой же роскошью, как и бензин. По словам коммерческого директора «Укргаздобычи» Сергея Федоренко, закупочные цены в последнюю неделю мая уже выросли на треть — до 24,5 тысячи гривен за тонну.
Если информация о квотах на июнь подтвердится, в ближайшие дни автомобильный газ подорожает до 15 гривен за литр, превысив важную психологическую отметку — половину стоимости литра бензина.

«Рынок при всем желании не может позволить себе резких скачков. Два главных ограничителя — конкуренция и покупательская способность. Как только будет расти цена, в той же пропорции будут снижаться и объемы проданного продукта. А у нас зарабатывают в первую очередь на объемах, а не на высокой маржинальности. По автогазу также есть свое ограничение. Если цена на автомобильный газ превышает 50 процентов стоимости бензина, автогаз просто невыгодно покупать», — разъяснил эксперт топливного рынка Алексей Бобанец украинскому изданию «Обозреватель».

Замены не будет

Быстро найти альтернативу российскому топливу не получится, отмечают аналитики. Теоретически наиболее перспективный поставщик — Белоруссия с ее мощными НПЗ. Но белорусы и так почти полностью обеспечивают Украину бензином, и хватит ли у них мощностей еще и на дизель — большой вопрос. В любом случае белорусская нефтепереработка полностью зависит от российской нефти, так что украинские эксперты не советуют сильно рассчитывать на этот источник.

Конечно, можно закупать топливо в европейских странах: Польше, Румынии, Венгрии и Италии. Один танкер уже разгрузился в порту Одессы, еще два на подходе.

Однако это решит только проблему номинального дефицита бензина и дизеля. Цены на заправках продолжат расти из-за более дорогой логистики в сравнении с привычным маршрутом из соседней России. Не исключено, что в стране начнется кустарное производство топлива.

Казахстан, поставляющий на Украину и нефтепродукты, и газ, тоже попал под ограничения: квоты предусмотрены и для транзита. Казахстанская компания «Тенгизшевройл» еще 24 мая прекратила отгрузку сжиженного газа — до получения соответствующих квот от российского Минэнерго. В прошлом году из Казахстана на Украину поступило 257 тысяч тонн сжиженного газа.

Импортировать автогаз из других стран нереально — нет инфраструктуры. «Потенциально по морю можно заместить российские и даже белорусские объемы дизельного топлива. Но заместить поставки сжиженного газа из России и Казахстана украинская морская инфраструктура не способна даже на 50 процентов», — отмечают аналитики «Консалтинговой группы А-95».

В результате летом украинских автолюбителей ждет неминуемый скачок цен на топливо. Однако это может оказаться мелочью по сравнению с эффектом для энергетики и металлургии страны от ограничения поставок угля. Только в прошлом году Украина импортировала из России более 15 миллионов тонн угля на 1,8 миллиарда долларов.

В конце мая заместитель министра энергетики России Анатолий Яновский сообщил, что компании подали много заявок на поставку угля на Украину, причем «объем этих поставок гораздо выше прошлогодних экспортных показателей». Но сколько заявок Минэнерго одобрило, неясно до сих пор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector