Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опора для автопрома

Опора для автопрома. Рынок автокредитов по итогам года вырастет на 20% на фоне снижения продаж машин

Банкирам помогает рост цен.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев 2019 года рынок новых автомобилей в РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 2,8%. В декабре тенденция сохранится, и по итогам года российский авторынок покажет отрицательную динамику на уровне 3–3,2%, прогнозируют опрошенные «ДП» эксперты.

Алексей Токарев: Сформирован отложенный спрос на автокредиты

Несмотря на то, что пандемия еще не завершилась, банки уже ждут восстановления рынка автокредитования, пусть в мае 2020 года и было выдано только 29 тыс. кредитов, что в два раза меньше, чем в мае прошлого года. В ожидании положительной динамики они начинают изменять условия льготного кредитования. О том, что предлагают банки автовладельцам, что сейчас происходит на рынке и зачем снижать темпы потребительского кредитования, рассказал Алексей Токарев, президент — председатель правления Росгосстрах Банка — кредитной организации, входящей в группу «Открытие» и специализирующейся на автолюбителях и автобизнесе.

Ответственность перед клиентами и потребительское кредитование

— В 2020 году «Росгосстрах Банк» (РГС Банк) во второй раз получит дополнительные финансовые средства от банка «ФК Открытие». В этот раз речь идёт о 5,6 млрд рублей. С чем вы связываете возникшую необходимость в пополнении капитала банка?

— Дополнительная капитализация была запланирована в рамках бизнес-плана банка. У нас очень высокий темп развития бизнеса и амбициозные задачи по росту активов. Для этого необходим регуляторный капитал.

— Банк «Открытие», в состав которого входит РГС Банк, утвержден Банком России системообразующей кредитной организацией. Какие преференции дает такой статус перед другими кредитными компаниями?

— Статус дает скорее дополнительную ответственность перед клиентами и более высокие регуляторные требования, что обеспечивает стабильную и устойчивую работу не только банка, но и группы «Открытие» в целом.

— В чем вы видите нишу вашего банка и основное направление его развития?

— На сегодня РГС Банк по факту является единственным банком в России, полностью ориентированным на автомобилистов. Мы стремимся к тому, чтобы автолюбитель мог получить у нас позитивный клиентский опыт: быстро, безопасно, доступно оформить требующуюся ему услугу или продукт.

— Рейтинговые агентства, в частности агентство НКР, не прогнозируют скорого ослабления мер, принятых Центробанком, с целью ограничить потребительское кредитование. Как вы считаете, чем вызвана необходимость снизить темпы роста потребкредитования в России?

— Нужно понимать, что эти меры предназначены не для того, чтобы снизить объемы выдачи кредитов потребителям, а для того, чтобы уменьшить риски в портфеле. Сейчас есть проблема усиленного роста кредитов, который обгоняет рост доходов населения. Плюс структура портфеля не сбалансирована: в ней высокая доля заемщиков с задолженностями по нескольким типам кредитов, использующих кредит как способ погасить другие долги.

Когда мы говорим про кредит, всегда подразумеваем «возврат», потому что он — ключ этого финансового инструмента. Нельзя кредитовать кого-либо , не имеющего прозрачных источников дохода, потому что иначе банк рискует многое потерять. И физические, и юридические лица должны выстраивать расходы соответственно своим доходам, а не оглядываясь на возможность использовать заемные средства. Только тогда кредиты будут стимулировать экономику. Их применение в ситуациях с финансовыми трудностями — практически единственное исключение. В текущей ситуации Банк России принял ряд мер поддержки финансового рынка. Послабления не исключаются, если качество активов и эффективность банков будет это позволять.

Автокредиты и автолизинг

— РГС Банк занимается выдачей кредитов желающим приобрести автомобили. Как вы оцениваете ситуацию на рынке автокредитования в условиях высокой волатильности российской валюты и роста цен?

— Все экономические процессы, которые происходили в России начиная с января 2020 года, в полной мере повлияли на стоимость авто в пользу ее увеличения. В начале текущего года произошло повышение ставки НДС с 18% до 20%. Затем уже в марте наблюдалось падение курса рубля, началось масштабное внедрение режима самоизоляции на фоне пандемии, когда автомобильный рынок практически «встал». Все эти процессы отразились на стоимости автомобилей: с марта она начала активно расти.

Сегодня запасы машин, купленных ранее по «докризисному» курсу доллара или евро, почти исчерпаны. А новые закупки авто по текущему курсу будут прямо влиять на стоимость автомобиля для потребителя. И если волатильность курса рубля в течение года продолжится, то стоит ожидать дальнейшего роста цен. По нашим оценкам, стоимость автомобилей поднимется от 5% до 20% по году в зависимости от производителя и модели, поэтому на текущем фоне не стоит откладывать покупку авто как за собственные средства, так и в кредит. Тем более что банки сегодня в сотрудничестве с автопроизводителями и дилерами предлагают более чем интересные предложения, доступные для любого клиентского сегмента.

Пандемия при этом в некотором смысле «сыграла на руку» потребителю: несмотря на весьма активное подорожание ряда моделей в марте, сейчас мы наблюдаем рост цен в ограниченном диапазоне, так как его немного сдерживает желание игроков простимулировать продажи и нивелировать потери двух месяцев простоя. За время пандемии был сформированный отложенный спрос, который начал активно реализовываться в первые месяцы снятия ограничений. Вместе с возобновлением продаж автомобилей начала восстанавливаться и доля машин, проданных в кредит, особенно в части новых авто. Спрос также поддержали такие факторы, как обновленная государственная программа автокредитования (по которой с 01.06.2020 существенно улучшились параметры) и повышение доступности автокредитов на фоне смягчения денежно-кредитной политики ЦБ.

По нашим оценкам, основной спад рынок уже прошел, и сейчас в рамках 3–4 квартала будет постепенное восстановление. Однако рост цен и дефицит ликвидных автомобилей не позволят полностью восстановить продажи новых автомобилей, что неизбежно приведет к снижению объемов рынка по итогам года. С другой стороны, история с карантинными ограничениями уйдет в прошлое; в среднесрочной перспективе рынок вернется к привычному функционированию, только выиграв за счет скачкообразного развития цифровых технологий.

— К слову о выгодных программах: в июле 2020 года РГС Банк расширил условия получения кредита на покупку легковых автомобилей. У покупателей появилась возможность брать кредит напрямую у частных лиц. Какую сумму можно получить в кредит и по какой ставке?

— Кредит предоставляется на автомобиль любой марки, года выпуска и пробега, выдается на срок до 5 лет. Ставка начинается с 7,9% годовых, максимально доступная заемщику сумма — 3 млн рублей. Один из плюсов программы в том, что ни КАСКО, ни первоначальный взнос не нужны. Мы стараемся предлагать наиболее актуальные продукты авторынка. Сейчас из-за пандемии наблюдается серьезное снижение доходов россиян, поэтому предпочтения в марках и стоимости машины изменились. Есть даже усиление тенденции на приобретение авто с пробегом; большая часть сделок в этом сегменте происходит между частными лицами. Программа, которую предлагает РГС Банк, предназначена, чтобы повысить безопасность этих сделок для обеих сторон.

— В последние годы россияне всё чаще стали брать автомобили в аренду, несмотря на то, что автокредит всё-таки остаётся самым распространённым способом покупки машины. Как вы оцениваете перспективы развития лизинга автомобилей в России и можно ли в банке получить кредит на лизинг автотранспорта?

— Услуги лизинга банк не предоставляет. Однако в рамках группы «Открытие» существует компания «Балтийский лизинг», специализирующаяся на данном направлении. Если оценивать рынок, то стоит разделять рынок автолизинга для частных и юридических лиц.

Как таковой лизинг физических лиц в России практически не развит. Одна из причин в том, что в России не предусмотрены налоговые преференции на автолизинг для физических лиц, как, к примеру, в США, где автолизинг очень популярен: для населения, берущего авто в лизинг, предусмотрена «финансовая отчетность домохозяйства». То есть бюджет частного лица рассматривается так же, как бюджет предприятия, а гражданин получает те же налоговые льготы, что и бизнесмен.

Во-вторых, если в США или в Европе до 50% легковых авто покупаются именно в лизинг, то в России он исторически не настолько распространен. На Западе розничный лизинг является частой практикой еще с прошлого века, а в России он фактически начался с 2010 года. Плюс европейцы, например, активно пользуются автолизингом, работая по контракту в другом городе или стране, чтобы не пересаживаться на общественный транспорт.

В-третьих, розничный автолизинг — пока неконкурентная по сравнению с автокредитованием история. Классический заем средств в банке намного проще и прозрачнее для российского человека, в то время как подводные камни лизинга совершенно неясны и для кого-то могут оказаться неприятным сюрпризом. Например, то, что компания-лизингодатель при несоблюдении ряда условий моментально изымает машину. Здесь, кстати, прослеживается еще одна особенность менталитета — мы хотим владеть товаром, поэтому стремимся его приобрести, а по отдельным схемам лизинга без условия последующего выкупа получается аренда вместо владения. Многие россияне автокредит считают инвестицией в собственность.

Что касается юридического лизинга, то эти платежи можно отнести к корпоративным расходам и благодаря этому снизить налоговую нагрузку. Для юриков инструмент действительно интересный и выгодный, тем более что сейчас государство предлагает предприятиям разных отраслей льготный лизинг, основанный на субсидировании. Это удобно для бюджетной модернизации промышленных фондов компаний. Основные потребители корпоративного лизинга — малый и средний бизнес. Причем здесь популярны два типа лизинга: на автомобили для сотрудников, так происходит преимущественно в транспортной сфере. Второй вариант — лизинг на технологическое оборудование предприятий, которым пользуются организации из разных отраслей: и строительство, и производство.

— В июле этого года клиенты РГС Банка получили возможность приобрести страховую программу «Медпомощь при ДТП», которая оформляется на год. Какие возможности предоставляет владельцу наличие полиса?

— Количество ежегодно погибающего в ДТП населения РФ сравнимо с численностью небольшого российского города. Важный момент: спасти жизнь или хотя бы уменьшить тяжесть последствий аварии можно вовремя оказанной медицинской помощью. Для этого и был запущен страховой продукт, созданный совместно с «Росгосстрахом». Он позволяет владельцу получить экстренную медицинскую помощь при ДТП, а также полное лечение и реабилитационную программу. В полис можно внести до 5 человек: как водителей, так и пассажиров.

Перспективы банка и безопасность клиентов

— Каковы планы дальнейшего развития вашего бизнеса?

— Сейчас мы сфокусированы на развитии кредитного бизнеса. Мы объявили о смене стратегии чуть более года назад, в феврале 2019 года. Кредитный портфель банка на тот момент составлял меньше 5 млрд руб. На сегодняшний день портфель вырос кратно. По состоянию на 1 июля он составляет более 36 млрд руб. К 2022 году мы планируем войти в топ-15 банков на рынке розничного кредитования с долей рынка в 2% и стать лидером на российском рынке по выдачам автокредитов, заняв 10% рынка. Наша цель — создание крупного прибыльного бизнеса.

Читать еще:  Tagaz Aquila. Обзор бюджетного «суперкара»

— Планируется ли внедрение новых технологий и разработка новых продуктов?

— Да, конечно. Без инвестиций в новые технологии и продукты поддержать такие амбициозные цели невозможно — это основная часть нашей стратегии. В 2019 году сформирована базовая продуктовая линейка: программы автокредитования на новые машины и авто с пробегом, кредиты наличными на покупку авто, карты с кэшбеком в выгодных для автолюбителей категориях.

Мы постоянно работаем над развитием и созданием новых программ для целевого сегмента автомобилистов, в том числе в карточном направлении. Например, виртуальная карта, которую можно выпустить в течение нескольких минут и сразу токенизировать, начав использовать со своего смартфона. Разрабатываем новые приложения для дистанционного обслуживания корпоративных клиентов и новое мобильное приложение для физических лиц. Помимо этого, делаем серьезные инвестиции в создание современной, стабильной и надежной IT-инфраструктуры.

В июле реализовали онлайн-запись в наши отделения, которая позволяет экономить время клиента. Она уникальна тем, что талон с порядковым номером разработан в цифровом формате — клиенты получают специальные сообщения сразу после записи. Никаких бумажных талонов при посещении офиса получать не нужно. Вместо массивного терминала используется привычный планшет.

— Валерий Антонов, глава службы безопасности ПАО «РГС Банка», согласился с инициативой Ассоциации банков России узаконить заморозку переводов банковских клиентов на 25 дней в случае обвинения их в мошенничестве. Как вы относитесь к такому предложению?

— Действительно, законодательство в области борьбы с мошенничеством требует обновления. Инициатива АБР — тому подтверждение. Предложение полезное, хотя вряд ли это позволит снизить количество попыток мошенничества. Надежда больше на помощь жертвам мошенничества в вопросах возврата их денежных средств. Надежность банка всегда была одним из ключевых требований со стороны клиентов.

Беседовала Кристина Фирсова

Автомобильная отрасль как зеркало экономики: прогноз-2020

Константин Авакян

2019-й стал сложным годом для автомобильного рынка — продажи падают, а автопроизводители вынуждены повышать цены на авто. С начала года стоимость некоторых моделей выросла до 12%, на это повлияло и увеличение НДС, и рост акцизов. Замедлить сокращение емкости рынка не в силах и программы господдержки в том числе из-за того, что объем выделенных средств сократился (18,1 млрд рублей в 2018 году, 10 млрд — в 2019-м). Ожидать положительных изменений в следующем году также не стоит: реальные доходы населения не вырастут, а объемы субсидирования уменьшаются — в 2020 году на это будет выделено 10,5 млрд, в 2021–2022 годах — 5 млрд. Негативные тенденции также подтверждают итоги 2019 года.

Итоги 2019 года

По итогам одиннадцати месяцев 2019 года автомобильный рынок просел на 2,8%.Самыми популярными моделями авто стали Lada Vesta, Lada Granta и Kio Rio — автомобили, на которые в этом году распространялись программы господдержки. При этом сегмент SUV по-прежнему занимает самую большую долю рынка легковых авто — 43%. Лидерство здесь принадлежит корейскому бренду Hyundai.

Чаще всего автомобили в 2019 году приобретали в кредит. Так, по состоянию на октябрь 2019-го было выдано более полумиллиона кредитов на покупку авто на общую сумму в 598,5 млрд рублей. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года общая сумма автокредитов достигла 505,5 млрд рублей. Причем чаще всего россияне приобретают в кредит бюджетные модели, на которые в том числе распространяются программы господдержки. В этом году субсидии выделялись дважды — в марте и в июле. В среднем их хватало на три месяца, что было вызвано высоким спросом со стороны населения. Только по итогам мая количество автомобилей, реализованных по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», превысило 63 000 единиц. Продление программ поддержки простимулировало покупку еще 75 000 авто.

Прогноз на 2020

Прогноз на следующий год нельзя назвать позитивным. В первую очередь сказывается отсутствие роста реальных доходов населения, которое продолжается пятый год подряд. Во-вторых, свою роль играет политика государства. Несмотря на то, что правительство реализует программы льготного автокредитования, одновременно с этим на рынок негативно повлияет повышение утилизационного сбора, увеличение которого было одобрено в ноябре. Одновременно с ситуацией на российском рынке нельзя не отметить общее падение продаж новых автомобилей и в других странах — США (на 1,6%), Великобритании (на 6,7%), Китае (на 5,8%). Зато растет спрос на автомобили в Европе — в октябре этот рынок показал десятилетний максимум, продемонстрировав увеличение продаж на 8,6%. Однако спрос на авто в европейских странах формирует новый сегмент рынка — электрокары. В России спрос на эту категорию авто отсутствует, к 2025 году продажи могут вырасти на 30% (но в штуках это незначительные показатели), на что может повлиять политика государства, например увеличение утильсбора.

В целом в 2020 году снижения продаж также можно ожидать на уровне 2–3%. Свою роль играет общая экономическая ситуация в стране. Снижение продаж на авторынке в целом отражает состояние экономики — спад промышленного производства и отсутствие роста доходов россиян.

Отложенный спрос на премиум

Что касается премиум-сегмента, то здесь только у безусловного лидера — компании BMW — ситуацию можно назвать стабильной. Продажи новых автомобилей марки упали всего на 1,9%. А вот у остальных игроков из «немецкой тройки» всё не так радужно. Показатели Mercedes-Benz упали на 8,4%, у Audi — на 10,7%.

«Дилерские шоурумы в России были закрыты порядка двух месяцев и более в зависимости от региона. Однако реализация отложенного спроса в летние месяцы после открытия шоурумов, традиционно удачный сентябрь позволили нам по итогам трех кварталов продемонстрировать гораздо более позитивный результат, чем ожидалось в марте-апреле», — сообщили в пресс-службе российского офиса Mercedes-Benz.

Как россияне платят по автокредитам

Качество автокредитов остается на высоком уровне, считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По его словам, доля ссуд с просрочкой свыше 30 дней составляет 7,6% и практически не изменилась за прошлый год. «Пользователи автокредитов, как правило, не новички в розничном кредитовании. В 2019 году средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика, получившего автокредит, находился на уровне 712 баллов. Это выше средних значений по системе розничного кредитования», — уточняет Волков.

Опрошенные РБК аналитики соглашаются, что качество автокредитов пока считается приемлемым по сравнению с портфелем необеспеченных ссуд. «Наличие достаточно ликвидного залога в виде автомобиля по таким кредитам существенно сокращает потери для банков при дефолте заемщика», — говорит замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. Но первые признаки ухудшения состояния портфеля уже появляются. Так, доля непогашенных в срок автокредитов за 12 месяцев выросла на 1 п.п., а в ноябре 2018-го составляла 6,2%, замечает Щурихина.

«Объем автокредитов составляет всего 5% от общего объема розничных кредитов, включающих ипотеку, но с точки зрения ежемесячных платежей автокредиты дают существенную нагрузку, особенно в регионах. Количество заемщиков, имеющих автокредит в дополнение к другим розничным кредитам, также растет в последние годы», — предупреждает Дорф.

Из статистики НБКИ следует, что банки уже стали менее лояльны к желающим взять ссуду на машину. В 2019 году уровень одобрения заявок упал на 7,2 п.п., до 43,5%.

За последние четыре года число россиян, имеющих автокредит, было относительно стабильным. С 2015 года оно выросло с 1,7 млн до 1,8 млн человек, подсчитал ЦБ. Однако за это время росла численность тех банковских клиентов, для кого ссуда на машину не единственная. Так, на 1 сентября 2019 года 8 млн россиян в дополнение к автокредиту имели потребительскую ссуду и кредитную карту (в начале 2015-го таких заемщиков было 6,4 млн), еще 1 млн клиентов были должниками по всем перечисленным продуктам и ипотеке (против 0,4 млн в 2015-м).

Финансовая сфера

  • Журнал
  • Конференции
  • FINAWARD
  • Новости
  • Аналитика
  • Практика
  • Мероприятия отрасли
  • Соцпрограммы
  • Персоны
  • Рейтинги
  • Разговоры

  • Архив
  • Подписка

Показатели рынка автокредитования в течение первого полугодия 2020 года успели продемонстрировать резкий скачок — от локальных максимумов с докризисного 2014-го до фантастического по глубине провала. Эксперты рынка надеются, что расширение программ господдержки сработает в плюс как населению, так и банкам

Опрошенные «Б.О» эксперты рынка единодушны: год начинался лучше, чем ожидали даже оптимисты. «Автокредитование в начале текущего года показало отличную динамику. По сравнению с первым кварталом 2019-го число выданных автокредитов выросло почти на 12% и побило рекорд, оказавшись наивысшим значением для аналогичных периодов прошлых лет начиная с 2014 года», — сообщила Виктория Антонова, руководитель бизнеса «Автокредитование» департамента продуктов Банка «Санкт-Петербург» (БСПБ).

Наталья Русова, коммерческий директор Русфинанс Банка также наблюдала активную положительную динамику: «Результаты продаж Банка в первом квартале более чем на 20% превышали продажи аналогичного периода прошлого года».

Показатели впечатляющие, если учесть, что этот банк в первом полугодии 2019 года возглавлял топ-10 российских кредитных организаций по объему выданных автокредитов. А Группа Societe Generale в России (куда входят Росбанк и Русфинанс Банк) на 1 июля 2019 года располагалась на третьей строчке «горячей» десятки по объемам портфеля выданных розничных автокредитов. Более высокие показатели демонстрировали только участники Группы Сбербанка (Сбербанк и монолайнер Сетелем Банк) и ВТБ. При этом по данным «Русфинанса», в 2019 году на долю топ-4 банков и банковских групп рейтинга приходилось более 50% общего объема отечественного рынка автокредитования. На четвертой позиции и по объемам выдачи, и по объемам портфеля располагался Совкомбанк.

Внепрогнозная динамика

«Если говорить о динамике первого квартала, то для нашего банка, как и для рынка в целом он был очень продуктивным, — сообщила Лиана Малюга, начальник управления автобизнеса Банка УРАЛСИБ. — Официальная статистика это подтверждает: прирост по рынку за первый квартал 2020 года к первому кварталу 2019-го составил 18%. Выдачи УРАЛСИБа выросли в 2,6 раза — за счет запуска новых предложений в части автокредитования и развития партнерских программ». При этом рост в Банке показывал преимущественно сегмент подержанных автомобилей в связи с выводом на рынок новых промопрограмм, отметила она.

Впрочем, аналогичная тенденция — рост рынка автокредитования в основном за счет автомобилей с пробегом на фоне падения продаж новых автомобилей — отмечалась в целом по 2019 году. По сравнению с 2018 годом продажи автомобилей «с конвейера» сократились на 2,3%, отметили в PWC. На текущий год эксперты предрекали дальнейшее снижение интереса к приобретению новых авто — на 3,5%, связывая специфику спроса с падением уровня доходов населения и соответственно с ростом срока эксплуатации автотранспортных средств.

По факту же, как показывает статистика профильного аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в первом квартале 2020 года увеличился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Эксперты связывают этот непредвиденный ажиотажный спрос с началом коронакризиса.

Всего, согласно данным базы Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за период с января по март 2020 года была прокредитована покупка 218,2 тыс. автомобилей (новых и подержанных), в то время как показатель за тот же период 2019 года составлял 195,5 тыс. единиц (рост на 11,6%). По итогам исследования НБКИ и агентства «АВТОСТАТ», «количество проданных в кредит автомобилей в первом квартале 2020 года оказалось наивысшим для аналогичных периодов прошлых лет, начиная с первого квартала 2014 года» — тогда банки выдали 194,1 тыс. автокредитов. Наихудшие объемы с прошлого кризиса были зафиксированы в первом квартале 2015 года — на уровне 60,4 тыс. автокредитов.

Читать еще:  Кто поставляет автомобили в Украину

В 2019 году было выдано 947,3 тыс. кредитов на новые и подержанные машины, из них 45% — на новые автомобили. Рост по количеству выдач составил 11,9%, а по финансовым показателям — 18,9%). И это при том, что прошлогодний рост автокредитования происходил фоне снижения продаж автомобилей в принципе: новых — на 2,5%, подержанных — на 0,4%, подсчитали в НБКИ.

Драматично в разной степени

Однако из-за неожиданного наступления коронакризиса общая динамика по первому полугодию в отрасли выглядит вовсе не радужно. «Радость от роста продаж была недолгой. Пандемия заставила всех перейти на “удаленку”, автосалоны не работали. В апреле было зафиксировано рекордное падение авторынка — 73%», — рассказала Виктория Антонова.

«С момента введения режима самоизоляции и закрытия дилерских центров объем продаж автомобилей существенно сократился. В целом, продажи новых автомобилей в России за первые шесть месяцев текущего года упали на 23%, — сообщила Наталья Русова. — Следует отметить, что падение продаж на рынке подержанных автомобилей оказалось не столь драматичным: снижение за первое полугодие 2020 года оценивается в 10%».

Объем рынка новых легковых автомобилей в первом квартале 2020 года увеличился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года

Действительно, данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) показывают: за шесть месяцев 2020 года реализация легковых автомобилей и новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России снизилась на 23,3% по сравнению с первым полугодием 2019-го, составив 635,959 тыс. единиц. Если учесть, что за период с января по март показатели продаж в этом сегменте выросли на 1,8% по сравнению с первым кварталом 2019 года, то контраст со вторым кварталом станет еще более очевидным. По данным автодилера «Автомир», располагающего широкой региональной сетью, в зависимости от региона падение спроса на новые авто в период вынужденной изоляции варьировалось от 50 до 90%.

В целом, по данным НБКИ, за первое полугодие 2020 года было прокредитовано 364,0 тыс. автомобилей — новых и подержанных, снижение по сравнению аналогичным периодом 2019 года составило 17,8%, или 443 тыс. единиц. Схожие показатели за период с момента кризиса 2014 ода были зафиксированы в первом полугодии 2017-го.

Такие разные кварталы

«Б.О» поинтересовался у банковских экспертов: сохраняется ли в кризис спрос на дорогие модели или в основном банки кредитуют покупки бюджетных автомобилей либо авто с пробегом?

Наталья Русова пояснила: «Традиционно кризисные явления в меньшей степени отражаются на премиальном сегменте, спрос в котором относительно стабилен. Спрос в массовом сегменте более волатилен. При этом, как уже отмечалось, в период кризиса рынок подержанных автомобилей сокращается не сколь резко, как продажи новых автомобилей».

Лиана Малюга также отметила, что во втором квартале спрос сохранился в премиум-сегменте, в то время как в массовом сегменте наблюдалось его снижение. При этом в период с апреля по июнь текущего года рост продаж подержанных автомобилей в банке УРАЛСИБ продолжился, хотя общее падение рынка в связи с пандемией составило около 35%, сообщила она.

Виктория Антонова сказала, что во втором квартале 2020 года фиксировалось общее снижение спроса, но процентное отношение бюджетных автомобилей к дорогим моделям осталось без изменений. Спрос на автомобили б/у, напротив, возрос, но это связано скорее с изменением курса валют в первом квартале 2020 года, считает представитель БСПБ.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в первом квартале текущего года рост продаж новых автомобилей в массовом сегменте составил 1,3%, в премиальном — 9,3%. По итогам первого полугодия показатели снизились: в массовом сегменте — на 23,8%, в премиальном — на 17,9%.

Антирекорды на онлайн-продажах

Проследить в динамике, как отразился кризис на количестве выданных автокредитов, без деления на сегменты, позволяет статистика НБКИ — АВТОСТАТА с разбивкой по месяцам.

Таблица 1. Количество выданных автокредитов в первом полугодии 2020 года (помесячно) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, ед.

Vesta ждет обновления, а Tiguan ворвался в топ

Как следует из данных аналитического агентства «Автостат», первые 3 месяца года (еще до повсеместного введения режима самоизоляции) оказались для автопроизводителей в России в целом удачными. Четыре из пяти самых популярных моделей автомобилей в стране улучшили свои продажи, а некоторые модели из топ-25 стали популярнее на четверть, а то и в два раза.

Самой продаваемой машиной в России по-прежнему остается одна из самых бюджетных моделей, доступных на рынке страны, — Lada Granta. В январе — марте их продали в количестве почти 30 тысяч штук. Это на 4% больше, чем год назад. Kia Rio, сохраняющая третье место, стала покупаться на 3% чаще, чем год назад. У самой популярной модели другого корейского производителя — Hyundai Creta — еще более впечатляющие показатели: плюс 12% за год. Polo от немецкого Volkswagen отстает по росту совсем немного: за год рост продаж составил 9%.

А вот Lada Vesta, хотя и сохранила второе место по абсолютным цифрам продаж в России, но неожиданно стала менее популярной . Показатель по сравнению с январем — мартом 2019 года снизился на 4%.

По словам Азата Тимерханова, руководителя пресс-службы аналитического агентства «Автостат», причина снижения — в прошлогоднем успехе модели: «Здесь больше сказалась «высокая база» прошлого периода — март 2019-го для «Весты» был рекордным (порядка 13 тыс. проданных машин). Нынешние 11 тысяч (в марте 2020-го) выглядят меньше, но все равно остаются существенным показателем в нынешних условиях рынка. Это все сказывается и на квартальных показателях, так что минус 4% — это не критично, учитывая высокую сравнительную базу», — говорит он.

Главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов видит и другую причину снижения спроса на автомобиль: «Lada Vesta слегка сдала на фоне растущей «Гранты». Впрочем, модель, пожалуй, пора обновить, и в течение года, скорее всего, произойдет рестайл. До этого продажи должны вытянуть версии с вариатором — дебют прошлой осени», — считает он.

Тем не менее еще более неутешительные результаты — у «одноклассника» Vesta — Hyundai Solaris. Правда, популярность этой модели снижается уже довольно давно. Связано это сразу с несколькими причинами: Hyundai делает ставку на модель Creta, а Solaris вступает в прямую конкуренцию с Kia Rio, производящимся на том же заводе. Solaris в результате за год «просел» на 15%.

Снижение зафиксировано и еще у двух моделей, входящих в топ-10 по продажам в стране. Это — универсал Lada Largus, чей показатель снизился даже больше, чем у «Весты» — на 6%, и построенный на одной базе с «Ларгусом» Renault Logan. Его стали покупать меньше на 1%. Другие модели из топ-10 показали рост, причем довольно впечатляющий. Расположившийся на девятом месте Volkswagen Tiguan, например, поднялся сразу на пять строчек: таких машин купили на 20% больше, чем год назад.

А абсолютный лидер по росту популярности — «паркетник» Toyota RAV4. Число проданных машин выросло с 5,9 до 11,6 тысячи, то есть почти в два раза. Эксперты связывают это со сменой поколений автомобиля. Азат Тимерханов из «Автостата» говорит: «Предыдущее поколение выпускалось довольно долго, поэтому у почитателей марки накопился отложенный спрос на новую модель. Даже несмотря на столь высокий ценник (от 1,8 млн руб.), «Тойота» остается «Тойотой». Также сказывается и «низкая база» прошлого периода — в I квартале 2019 года у RAV4 было падение продаж более чем на 10%».

Отмечают эту причину и в пресс-службе сети автосалонов ТТС. Кроме того, по словам представителей компании, на вторичном рынке RAV4 может порадовать своих владельцев достаточно высокой остаточной стоимостью. «Плюс — завод изготовитель на год продлил срок гарантии на эти автомобили: с 3 до 4 лет. Все это в сочетании с хорошей маркетинговой поддержкой импортера оказывает влияние на принятие клиентами решения о покупке», — говорят в ТТС.

Рынок банковского кредитования: рост за счет крупного бизнеса

В 2018 г. ведущая роль в формировании заемных ресурсов корпоративного сектора вернулась к банковскому кредиту. В период с 2014 г. по 2017 г., прирост совокупной задолженности облигационного рынка превышал 1 трлн руб. ежегодно, что было сопоставимо с увеличением долга корпоративных заемщиков перед банками. В 2018 г. произошло заметное ускорение банковского кредитования. Оно сопровождалось фактической остановкой роста облигационного рынка. Как на рынке банковского кредитования, так и на облигационном рынке увеличилось присутствие крупного бизнеса.

В 2018 г. российские банки выдали новых кредитов корпоративным заемщикам на общую сумму в 45,0 трлн руб. Это на 17% больше, чем годом ранее (рис. 1). Более динамично рос сегмент кредитования крупного бизнеса. Этой категории заемщиков в 2018 г. было выдано 38,2 трлн руб. новых кредитов, что на 18% больше показателя предшествующего года. Представители среднего и малого бизнеса получили в 2018 г. 6,8 трлн руб. новых банковских кредитов, что превышает уровень 2017 г. на 11%. При этом объемы кредитования крупного бизнеса уже заметно превзошли докризисный максимум 2014 г., когда он получил банковских кредитов на 30,9 трлн руб. В то же время максимальные объемы рынка кредитования среднего и малого бизнеса (2013 г. – 8,1 трлн руб.) еще не достигнуты. Доля заемщиков из среднего и малого бизнеса на рынке банковского кредитования снизилась с 22% в 2013 г. до 15% по итогам 2018 г.

Расширение кредитования ускорило рост общего долга корпоративных заемщиков перед банками. В 2018 г. он вырос на 2,3 трлн руб., или на 7,8%. По номинальному объему это сопоставимо с приростом банковского долга за три предшествующих года (2,6 трлн руб.).

При этом весь прирост кредитной задолженности концентрируется в сегменте крупного бизнеса. Долг же предприятий среднего и малого бизнеса перед банками снижался четыре года подряд начиная с 2014 г. В 2018 г. (впервые с 2013 г.) задолженность клиентов среднего и малого бизнеса все же увеличилась – на 1%.

Таким образом, на рынке банковского кредитования в последние годы прослеживается явная тенденция преобладания крупного бизнеса. Во многом это объясняется качеством кредитного портфеля на соответствующих сегментах рынка. Кредитование среднего и малого бизнеса остается намного более рискованным, чем кредитование крупного бизнеса. Так, доля просроченной задолженности у крупных заемщиков по итогам 2018 г. составила 5,6% в общем объеме банковских кредитов крупному бизнесу. А в сегменте среднего и малого бизнеса доля просроченной задолженности оставалась по итогам 2018 г. на уровне 12,4%.

Читать еще:  Dodge Challenger SRT8 392
Основные элементы корпоративного долга на внутреннем рынке, млрд руб.

Заимствования корпоративных эмитентов на внутрироссийском облигационном рынке в течение 2018 г. существенно уступали показателям прироста в предшествующем году (рис. 2). Особенно заметное сокращение прироста займов наблюдалось в небанковском финансовом секторе.

Также не приходится говорить о существенном реальном увеличении заимствований корпоративных эмитентов в иностранной валюте, поскольку номинальный рост валютных займов при пересчете в национальную валюту обеспечило изменение обменного курса. В частности, за период с конца I квартала по конец IV квартала 2018 г. обменный курс доллара (в этой валюте размещен основной объем внутренних валютных займов) вырос более чем на 20%. В итоге доля валютных займов в общем объеме корпоративных облигаций по-прежнему составляет менее 6%.

Прирост объема облигационных займов, выпущенных нефинансовыми и другими финансовыми организациями (по итогам за квартал, млрд руб.)

Хотя совокупный объем корпоративных заимствований (без учета кредитных организаций) к концу 2018 г. оказался рекордным за всю историю облигационного рынка в России, достигнув почти 9,42 трлн руб. (рис. 3), прирост за год составил чуть более 2%. При этом прирост был обеспечен исключительно крупными компаниями реального сектора.

Динамика объема облигационных займов в номинальном выражении, выпущенных нефинансовыми и другими финансовыми организациями (на конец года)

В 2018 г. на рынке первичных размещений наблюдалось существенное снижение активности: совокупный объем размещенных эмиссий за год снизился более чем на 40% (по сравнению с 2016 и 2015 гг. показатель оказался ниже примерно на 30% и даже по сравнению с кризисным 2014 г. сократился почти на 10%). Наиболее значимое падение показателей первичного рынка наблюдалось во II и III кварталах 2018 г., хотя при этом сохранился традиционный рост размещений в конце года.

Крупнейшими заемщиками в истекшем году стали ПАО «Сбербанк» и АО «ДОМ.РФ» (включая аффилированные лица), в предыдущие годы лидерами по объему привлекаемых займов были производственные компании – «Роснефть» и группа компаний «Газпром» (рис. 4). Появление среди крупных заемщиков ипотечных компаний во многом обусловлено тенденциями на ипотечном рынке: объем выдачи ипотеки в России в 2018 г. вырос на 50% до рекордного уровня в 3 трлн руб. На долю заемщиков финансового сектора на первичном рынке по итогам 2018 г. пришлось более 55% внутренних займов.

Отдельно стоит отметить, что в IV квартале 2018 г. большую часть первичных размещений составили займы строительных компаний, в результате чего возросла доля этой отрасли в общей структуре рынка корпоративных облигаций. Примечательно, что это произошло в преддверии вступления в силу новых правил финансирования застройщиков.

Динамика эффективной доходности облигаций, входящих в индекс IFX-Cbonds, и объема размещения новых рублевых выпусков облигаций финансовых и нефинансовых организаций

Низкие показатели первичных размещений связаны как с внешними причинами (в частности, с введением в начале II квартала 2018 г. новых американских санкций в отношении российских компаний), так и с внутренними, в том числе с негативной динамикой доходности. Начиная со II квартала, когда средневзвешенная доходность корпоративных облигаций, входящих в индекс IFX-Cbonds, достигла минимума за последние несколько лет, наблюдается растущая динамика показателя, которая подкреплялась планомерным повышением ключевой ставки Банка России.

Тем не менее в 2018 г. было зарегистрировано большее количество программ облигаций по сравнению с предшествующим годом. Наиболее масштабные программы по выпуску долгосрочных облигаций были утверждены такими крупными эмитентами, как ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Сбербанк», АО «АЛЬФА-БАНК», «Газпромбанк» (АО), ПАО «Газпром нефть», ПАО «МегаФон», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «ТрансКонтейнер» и др. Также ряд небольших компаний (в частности, ООО «Талан-финанс», ЛК «Роделен» и др.) утвердили программы дебютных эмиссий, в том числе коммерческих облигаций (например, ООО «БИФРИ», ООО «Жилой микрорайон»).

Объем размещенных валютных займов на внутреннем облигационном рынке в 2018 г. сократился двукратно, что, как отмечено выше, объясняется возросшими валютными рисками.

В 2018 г. увеличилось количество и повысилось разнообразие структурных облигаций, которые предлагали инвесторам эмитенты финансового сектора. Дополнительный импульс придало появление законодательства, которое четко определяет понятие структурных облигаций, регулирует их размещение и обращение. Лидером по размещению структурных облигаций в 2018 г. стало ПАО «Сбербанк». Также структурные облигации выпустили еще несколько крупных кредитных учреждений. Правда, в большинстве случаев облигации размещались на сумму, существенно меньшую запланированного объема. Здесь сказались как недостаточно благоприятная конъюнктура рынка в целом, так и специфика самого финансового инструмента – основными приобретателями являются преимущественно физические лица.

Авторы – заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара, старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС и старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института Гайдара, доцент экономического факультета Института ЭМИТ РАНХиГС

Схема с евробляхами закрыта: как теперь сэкономить на ввозе авто

В Украине снова меняют автомобильное законодательство. На заседании 28 октября Кабмин принял сразу два постановления на этот счет. Эти документы изменят схемы ввоза в страну недорогих авто.

Евробляхеров начнут штрафовать по-настоящему

По инициативе МВД правительство расширило полномочия полиции: теперь правоохранители смогут эффективно вычислять евробляхеров-нарушителей. Что изменилось? Положение «О Национальной полиции» дополнено двумя новыми пунктами — 18.1 и 18.2. Первый вменяет в обязанности полицейским выявлять личные авто, которые ввезены больше месяца назад и не зарегистрированы положенным образом.

Второй – обязывает выявлять факты управления такими автомобилями. Также полиция отныне сможет отслеживать случаи разборки евроблях на запчасти, что действующее законодательство делать запрещает.

Формально полицейские имеют право штрафовать евробляхеров и сейчас. Кодекс об административных правонарушениях дает правоохранителям возможность выписывать штрафы водителям за управление авто на иностранной регистрации (если такие авто своевременно не покинули территорию Украины), а также за управление иномаркой в режиме временного ввоза, оформленной на другое лицо.

За подобные нарушения предусмотрен штраф в размере 8,5 тыс. грн, который выписывается на месте остановки. Авто при этом не изымается. Если нарушитель повторно погорит на подобных эпизодах, ему придется заплатить еще 17 тыс грн. Помимо этого водителя лишат прав на год, а машину отправят на платную штрафплощадку. Но решение о таком штрафе выносится судом. Максимальная сумма штрафа может составить 170 тыс грн с конфискацией авто.

Но до сих пор возможность штрафовать нарушителей у правоохранителей существовала лишь формально. Дело в том, что из-за отсутствия доступа к таможенной базе, вычислять машины с просроченными номерами было практически невозможно.

К тому же, в подзаконных нормативах, определяющих круг полномочий полицейских, ничего не говорилось о возможности выявлять не легализированные импортные авто.

Как пояснил глава адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, из-за этого даже выписанные штрафы легко оспаривались в судах. Теперь же, получив соответствующие полномочия, полиция уже на законных основаниях может наказывать евробляхеров-нарушителей.

Как решается вопрос с евробляхами

На данный момент в Украине осталось порядка 750 тыс. нерастаможенных евроблях. Их обещали не трогать, пока не будет принят закон о льготной растаможке. И такие проекты в парламенте уже есть.

В частности, один из законопроектов зарегистрировал депутат от «Слуги народа» Евгений Брагар. В документе оговаривается, что при растаможке не будут учитывать коэффициент возраста авто (который заметно повышает стоимость растаможки), а также отмена акциза.

Если документ примут, собственники авто на иностранной регистрации могут получить тариф на растаможку в несколько раз ниже, чем сейчас. В декабре прошлого года был подписан меморандум между «АвтоЕвроСилой» и министром МВД Арсеном Аваковым, в котором говорилось, что владельцев авто на иностранной регистрации не будут привлекать к ответственности до принятия закона о доступной растаможке.

«Новость о новом постановлении всколыхнула сообщество водителей авто на иностранной регистрации. Цена вопроса — огромные штрафы, которые можно выписывать снова и снова. Будет 10-15 дней, пока новые нормы доведут до личного состава Нацполиции, после чего начнутся репрессии на дорогах», — говорит один из руководителей «АвтоЕвроСилы» Александр Чернявский. Также он не исключает, что полицейские будут предлагать «договориться» и требовать взятки.

Чернявский видит один из выходов из ситуации в том, чтобы как можно скорее набрать голоса в петиции к президенту об ускорении принятия закона о льготной растаможке (она уже собрала порядка 20 тысяч подписей). Также евробляхеры готовят новый автомайдан.

Впрочем, перспективы законопроектов о льготной растаможке довольно туманны. Противников особых условий для евробляхеров много и в парламенте, и среди рядовых украинцев. «Почему я заплатил за растаможку, а кто-то нет, а теперь еще требует особого к себе отношения. Перед законом все должны быть равны», — говорит киевлянин Олег, который за оформление б/у Volkswagen заплатит порядка $3 тыс. — столько же, сколько стоил ему сам автомобиль в Германии. Поэтому он драконовские штрафы для евробляхеров поддерживает.

Если в ближайшее время вопрос не решится, можно ожидать, что владельцы проблемных авто попытаются избавиться от них — продать хотя бы за какие -то деньги на разборку.

Как теперь сэкономить на растаможке

Впрочем, для желающих заплатить по минимуму за ввоз иномарки открываются другие схемы. Кабмин утвердил список льготников, операции по бесплатной передаче которым во владение и пользование автомобилей освобождаются от обложения НДС. В него попали, в частности, инвалиды (в том числе дети), чернобыльцы, участники боевых действий. Они, а также лица или организации, которые изъявили желание передать им бесплатно автомобили, освобождаются от уплаты НДС, а это 20% от стоимости авто.

«Таких льготников в Украине — тысячи. При этом не указано, сколько именно авто и за какой период они могут оформить по льготе. Также в проекте не приведено веское обоснование — почему возникла необходимость вводить такую преференцию, и много ли автомобилей уже «подарили» инвалидам и чернобыльцам некие «третьи лица», которым теперь не нужно платить НДС с таких транспортных средств», — говорит Владислав Кравец.

Он не исключает, что механизм, прописанный в постановлении, может стать новой схемой для разного рода посредников, которые захотят легализировать иномарки без НДС. Оформив их на льготников, можно сэкономить 20% от цены, а затем попросту провести перепродажу или же оформлять авто на новых собственников по доверенности.

Разница в цене в 20% будет веским аргументом для потенциальных покупателей. Ведь сейчас, по словам главы компании Autoconsulting Олега Омельницкого, рынок подержанных машин перенасыщен, что давит на ценники и позволяет покупателям активно торговаться.

Подобная схема в Украине уже была успешно опробована несколько лет назад, когда был разрешен льготный ввоз иномарок «афганцам» и «чернобыльцам».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector