Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.

Алгоритм поиска неисправности

Если на вашей ВАЗ 2107 (карбюратор) не срабатывает электровентилятор охлаждения, нужно совершить следующие действия:

  1. Заглушить двигатель и включить зажигание.
  2. Плоской отверткой замкнуть выводы датчика включения вентилятора. Обратите внимание на то, что все управление идет по массе. Если включился вентилятор, то неисправен датчик. Если же не работает, то причина кроется глубже.
  3. Отключите колодку от электровентилятора и подайте питание от аккумулятора напрямую. Вращающийся ротор говорит о том, что двигатель работает. Если же электровентилятор не срабатывает даже так, придется думать насчет его замены.
  4. Если вентилятор и датчик исправны, нужно проверить электромагнитное реле (если имеется в схеме).
  5. Последними проверяются провода. Очень часто происходит окисление в местах соединения с кузовом автомобиля. А иногда и вовсе случается банальный обрыв.

Этот же алгоритм отчасти можно применить и к автомобилям, на которых установлен инжектор.

Но чтобы сравнить и оценить разницу, стоит рассмотреть и такие машины.

Особенности конструкции системы охлаждения

Мне нравится.

Но это мелочи для человека, который более-менее разбирается в электрике. На маневренность и скорость это не влияет.

В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления; комбинацией параллельного и последовательного включения.

Тройник ставить так, чтобы контакты датчика стояли под 90 градусов, а не как у меня на фото я чуть упустил данный момент, корпус печки немного не садится как надо. Попилен женой болгарина и завальцован молотком с обработкой напильником.

В современном мире всё чаще стали использовать вместо реле включения вентилятора блок управления вентилятором. Они оба должны идти на нормально разомкнутые выводы электромагнитного реле. Данный варинт довольно сложный для человека, который не сильно разбирается в электрике автомобиля.


Что касается последней, то тут постоянный привод осуществляется коленным валом. Не стоит использовать этот вариант, если ванная находится вблизи жилых комнат, так как ночное вентилирование может создавать довольно громкий шум. Свет в помещении и вентилятор работают параллельно, т.

Надо сказать, что таких датчиков на одном автомобиле может быть несколько. Он должен быть основан на том, какие условия присутствуют в вашей ванной комнате.

Он подошел по резьбе но у него другая фишка. Конечно, тут возможно врет приборная панель и по Бортовому Компьютеру показания совсем другие. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения ВСО. Схема подключения реле проста — нужно параллельно датчику подсоединить два провода.
2-х скоростное включение вентиляторов

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Подключение вентилятора охлаждения двигателя

  • Подключение вентилятора охлаждения двигателя
  • 1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя
  • 2. Установка и подключение вентилятора
  • 3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора

Все мы знаем, что при работе практически любого механизма выделяется определенное количество тепла. В бытовых условиях чаще всего подобное явление можно наблюдать при работе компьютера, и если его никак не охлаждать, то внутренние платы вместе с контактами просто сплавятся. Чтобы этого не случилось, конструкция компьютера предусматривает наличие специального вентилятора, предназначенного для охлаждения нагретых деталей. В автомобильном мире главным источником тепла транспортного средства выступает его двигатель, поэтому потребность в его охлаждении возникла практически одновременно с созданием указанного силового агрегата.

  • 1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя
  • 2. Установка и подключение вентилятора
  • 3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора

Изначально процесс эволюции охладительных систем машины шел двумя путями, из-за чего на выпускаемых транспортных средствах устанавливают системы охлаждения двух видов: воздушное и жидкостное (гибридное). Поскольку в обеих системах конечным носителем, призванным рассеивать отведенное от двигателя тепло, есть воздух, то в их конструкции используется один общий элемент – вентилятор. Данное устройство обеспечивает постоянный и равномерный отвод тепла в атмосферу, тем самым охлаждая внутренние элементы конструкции автомобильного двигателя.

1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя

Как мы уже говорили, работающий двигатель – это мощный излучатель тепла, и чтобы избежать перегрева самого агрегата, это тепло следует обязательно отводить. Решение указанной задачи положено на различные охладительные системы.

Так, например, в жидкостной системе охлаждения мотора, в качестве главного рабочего элемента используется вода или антифриз. Циркуляция жидкости проходит в блоке цилиндров и в головке блоков, где она забирает тепло от двигателя, нагревая тем самым себя. Естественно, для успешного выполнения своих обязанностей, охлаждающей жидкости необходимо отдать полученное тепло, чтобы вновь выполнить ту же функцию. Здесь в игру вступает радиатор.

Расположение радиатора системы охлаждения автомобильного мотора позволяет ему при движении машины «ловить» потоки набегающего воздуха, что существенно ускоряет отдачу тепла, а значит, и жидкость быстрее охлаждается. Однако автомобиль не может все время находиться в движении, поэтому в пробках или при длительных стоянках, когда транспортное средство не двигается, но его двигатель продолжает работать, тепло от радиатора отводится намного хуже, что нередко вызывает перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями. Такой результат можно получить и вследствии движения транспортного средства на малых скоростях, особенно в жаркий летний день.

Вентилятор, расположенный перед радиатором, предотвращает подобные ситуации и обеспечивает двигателю нужное охлаждение. Он включается при длительном простое автомобиля с работающим двигателем, когда в охладительной системе температура становится критической. Вентилятор разгоняет тепло, пропуская необходимый поток воздуха через радиатор, благодаря чему тепло отводится в атмосферу.

Несмотря на всю важность такого устройства, оно обладает достаточно простой конструкцией и обычно состоит из трех основных элементов: крыльчатки (как правило, имеет четыре лопасти, но их может быть и больше), кожуха и привода вентилятора.

Привод вентилятора, который как раз и обеспечивает его вращение, может быть трех видов (на одной машине, конечно, устанавливается только один из них): механический, гидромеханический или электрический.

Наиболее простым вариантом является механический привод вентилятора, в котором вращение передается от коленвала посредством ременной передачи. Но в данном случае вентилятор вращается всегда, когда работает мотор, что в отдельных ситуациях (например, при запуске холодного двигателя) вызывает крайне негативные последствия. Поэтому на выпускаемых сегодня автомобилях такой способ охлаждения уже не применяется.

Более совершенным считается гидромеханический привод, который использует для работы гидравлическую или вязкостную муфту. В гидравлическом варианте этого элемента крутящий момент передается или отключается от коленвала за счет изменения количества смазочной жидкости. В вязкостной муфте с этой целью применяется силиконовая жидкость, а ее вязкость зависит от температурных показателей, изменение которых дает команду включить или отключить привод вентилятора. На сегодняшний день оба вида не нашли массового распространения, из-за чего встретить их можно нечасто.

Самым совершенным, и в то же время, сравнительно несложным видом привода вентилятора является электропривод, который приводит вентилятор в движение с помощью простого электрического двигателя, подключенного к бортсети автомобиля. Благодаря электромеханической (используется на старых моделях машин) и электронной (применяется на новых) системе управления, вентилятор, оборудованный электроприводом, способен включаться и выключаться при изменении температурных показателей охлаждающей жидкости. Также он может вращаться с разными скоростями при разных рабочих режимах силового агрегата автомобиля.

Читать еще:  Как выбрать адаптер для диагностики автомобиля

В наше время вентиляторы, оборудованные электрическим типом привода, получили наиболее широкое применение, и вряд ли такое положение вещей изменится в ближайшем будущем.

2. Установка и подключение вентилятора

Учитывая, что автомобили оборудуются вентиляторами в штатном режиме, повторная установка может понадобиться только в ходе проведения ремонтных работ, то есть после замены сломанных частей старой детали или же при монтаже нового устройства. Кроме того, некоторые автолюбители устанавливают дополнительный вентилятор, который, по их мнению, сможет помочь более качественно решить проблему охлаждения двигателя.

Рассмотрим вариант установки вентилятора с электрическим приводом в ситуации полной замены детали. Итак, для того чтобы произвести монтаж нового устройства, сначала придется демонтировать старое. Для этого возьмите подходящий торцовый ключ и снизу немного ослабьте болты крепления электровентилятора. Затем, используя все тот же ключ, открутите болты крепления трубки радиатора, которая связывает его с системой кондиционирования (если, конечно, такова предусмотрена конструкцией автомобиля) и сместите ее в сторону.

Дальше, открутив верхние и нижние (уже ослабленные) болты крепления старого вентилятора, наклоните его немного назад и извлеките деталь из моторного отсека. Теперь нужно отсоединить колодку проводного жгута от кожуха вентилятора. Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе. Удерживая крыльчатку от прокручивания (можно использовать любой удобный способ), открутите торцевым ключом гайку ее крепления к электродвигателю, после чего, освободив его от связи с кожухом, просто снимите.

Монтаж новой детали выполняется в обратной последовательности, причем чаще всего электровентилятор меняют в сборе с новым кожухом. Обратите внимание! Устанавливая крыльчатку на ось электродвигателя, нужно совместить проточку, находящуюся на оси электромотора с выступом, размещенным на ступице крыльчатки.

Подключение вентилятора можно выполнить несколькими способами: например, через замок зажигания или через датчик температуры охлаждающей жидкости. В этих случаях он должен включаться при включении зажигания и при температуре тосола выше 90оС, а выключение происходит либо из-за снижения температуры указанной жидкости, либо при выключении зажигания. Также, параллельно температурному датчику, некоторые автовладельцы рекомендуют установить дополнительный выключатель (тумблер), с помощью которого можно активировать вентилятор по желанию водителя. При поломке температурного датчика такое дополнение поможет без проблем добраться до места ремонта, а в жару предоставит возможность охлаждения двигателя в условиях вынужденных простоев с работающим мотором.

3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора

Многие ответственные автолюбители могут часами пропадать в гараже, пытаясь не только устранить появившиеся проблемы, но и предупредить возникновение новых неисправностей путем различных усовершенствований и доработок. Основная цель доработки схемы включения электрического вентилятора – это получить возможность принудительного включения и последующей стабильной работы вентилятора, вне зависимости от положения ключа в замке зажигания или температуры жидкости охлаждения.

Выполнить указанную задачу можно несколькими способами. Приведем пример некоторых из них. Первый способ – наиболее идеологически правильный и наименее затратный. В этом случае, для принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя достаточно замкнуть на корпус один из контактов черного ящика, а при активации вентилятора радиатора, «плюс» должен появиться на другом контакте ЧЯ.

Выключатель можно разместить в любом удобном месте, например, вместо омывателя фар или выключателей подогрева передних сидений.

Второй способ – уже более трудоемкий и затратный, но при этом намного красивее и изящнее первого. Для его реализации, на начальном этапе необходимо будет снять накладку комбинации приборов, а новое реле включения вентилятора, имеющее специальный кронштейн для крепления устройства, можно разместить в салоне или в моторном отсеке, но в салоне, наверное, будет немного удобнее. Провести провода в салон – не проблема, и для выполнения задачи можно использовать резиновую заглушку корректора фар. На роль светового индикатора включения вентилятора отлично подойдет контрольная лампа «CHECK ENGINE» КП, а защитить контакты датчика включения от электродвижущей силы (ЭДС) поможет впаянный между ними диод.

Чтобы цепи электродвигателя и обмотки его реле были защищены предохранителем, в черном ящике между контактами устанавливают перемычку, материалом изготовления для которой могут послужить, к примеру, две клеммы «папы» и кусок толстого медного провода. По завершению работы все контакты следует обработать специальной смазкой.

Кроме того, выполняя такую доработку, нелишним будет прочистить и смазать моторчик вентилятора, а если еще и заменить стандартную крыльчатку с четырьмя лопастями на деталь с восемью лопастями, то проходящий через радиатор поток воздуха существенно увеличится, а значит, и качество охлаждения должно повыситься.

Мы вкратце описали лишь два варианта доработки схемы включения электрического вентилятора радиатора, но это далеко не окончательная цифра, ведь все зависит от фантазии автовладельца и возможностей его транспортного средства.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Обзор системы жидкостного охлаждения NZXT Kraken Z63

Оглавление

  • Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
  • Описание
  • Тестирование
  • Определение зависимости скорости вращения вентилятора кулера от коэффициента заполнения ШИМ и/или напряжения питания
  • Определение зависимости температуры процессора при его полной загрузке от скорости вращения вентиляторов кулера
  • Определение уровня шума в зависимости от скорости вращения вентиляторов кулера
  • Построение зависимости уровня шума от температуры процессора при полной загрузке
  • Построение зависимости реальной максимальной мощности от уровня шума
  • Выводы

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Описание

Поставляется система жидкостного охлаждения NZXT Kraken Z63 в строго оформленной коробке из тонкого гофрированного картона, на внешних плоскостях которой не только изображен сам продукт, но и приведено его описание, перечислены основные особенности, а также технические характеристики. Надписи выполнены на трех европейских языках, но перечисление особенностей – уже 11 языках, включая русский. Для защиты и распределения деталей используются форма из папье-маше, чехлы из картона и пластиковые пакеты. Подошва теплосъемника и термопаста на ней защищены колпаком из прозрачного пластика.

Внутри коробки находятся радиатор с подключенной помпой, вентиляторы, два кабеля, комплект крепежа и инструкция по установке.

Инструкция краткая, но понятная, она одна две модели серии Kraken Z, в ней есть вариант текста на русском языке. На сайте компании есть описание системы, ссылка на PDF-файл с инструкцией и на установщик ПО NZXT Cam.

Система герметичная, заправлена, готова к использованию и не предполагает штатной возможности по расширению. Помпа интегрирована в один блок с теплосъемником. Подошвой теплосъемника, непосредственно прилегающей к крышке процессора, служит медная пластина. Ее внешняя поверхность ровная, слегка отполирована, и имеет следы от очень мелкой концентрической проточки, как будто она была обработана на токарном станке.

Диаметр этой пластины — 54 мм, а внутренняя часть, ограниченная отверстиями, имеет диаметр примерно 43,5 мм. Толщину медной подошвы мы не определили, так как часть ее, возможно, утоплена в корпус помпы. Подошва к центру чуть-чуть, примерно на 0,2 мм, выпуклая. Центральную часть медного основания занимает нанесенная тонким слоем термопаста. Запаса для ее восстановления в комплекте поставки, к сожалению, нет. При тестировании кулера мы использовали качественную термопасту от другого производителя. Забегая вперед, продемонстрируем распределение термопасты после завершения всех тестов. На процессоре:

И на подошве помпы:

Видно, что термопаста распределилась тонким слоем до самых краев плоскости крышки процессора, а ее излишки выдавились за края. Большое пятно плотного контакта находится в центральной части.

Корпус помпы изготовлен из твердого черного пластика. На корпусе помпы закреплен цилиндрический кожух, изготовленный из алюминиевого сплава и имеющий стойкое черное полуматовое покрытие. Сверху на помпе находится круглый ЖК-экран. Матрица экрана прикрыта минеральным стеклом, между ним и матрицей воздушного промежутка нет.

Г-образные штуцеры, выходящие из помпы, можно вращать относительно корпуса самой помпы. Это, как и гибкие достаточно длинные шланги, существенно облегчает установку кулера. Шланги при измерении по гибкой части имеют длину порядка 375 мм, внешний диаметр шлангов 10,5 мм. Оплетка шлангов скользкая и не цепляется. Радиатор изготовлен из алюминия и снаружи имеет черное матовое относительно стойкое покрытие. Габариты радиатора — 316×144×30 мм. Максимальная толщина радиатора с закрепленными вентиляторами составляет 57,5 мм. Система в сборе с крепежом под LGA 2011 имеет массу 1396 г.

Читать еще:  Самые надежные аккумуляторы 2018

В углы рамки вентилятора вставлены виброизолирующие вставки из резины средней жесткости, которые чуть выступают наружу через крепежные отверстия.

Однако масса вентилятора и жесткость резиновых вставок позволяют обоснованно предположить, что из-за высокой резонансной частоты эта система не будет иметь сколь либо значимых антивибрационных свойств. Но хотя бы снижается вероятность дребезга из-за неплотного прилегания вентилятора к радиатору. Производитель утверждает, что данная серия вентиляторов оптимизирована для работы с радиаторами жидкостных систем охлаждения и характеризуется высоким статическим давлением. Крыльчатка вентилятора с виду имеет вполне обычную геометрию и только у краев есть специфические выступающие вверх элементы.

Крепеж изготовлен в основном из закаленной стали и имеет стойкое черное полуматовое покрытие. Рамка на обратную сторону системной платы изготовлена из пластика, впрочем, резьбовые отверстия в ней все равно в металлических втулках. Отметим большие гайки с накаткой, благодаря которым нет необходимости использовать инструменты при установке помпы на процессор.

Кабель от помпы оснащен двухконтактным разъемом (общий и датчик вращения) на ответвлении длиной 20 см, который предлагается вставить в трех-/четырехконтактный разъем для процессорного кулера на мат. плате. Контакт датчика вращения в этом разъеме передает импульсы, частота которых соответствует скорости вращения помпы. Вентиляторы кулера оснащены четырехконтактным разъемом (общий, питание, датчик вращения и управление ШИМ) на конце кабеля длиной 40 см. Этот кабель имеет нескользкую декоративную оболочку. Вентиляторы подключаются к ответным разъемам на кабеле, выходящем из корпуса помпы. С помощью ШИМ управляются оба вентилятора, но скорость вращения отслеживается только у одного, у того, который подключен к первому разъему со всеми четырьмя контактами. Длина кабеля от помпы до разъемов для вентиляторов равна 43 см до первого разъема плюс два последовательно расположенных разъема через 3 см. Питание на помпу подается с разъема под ответную часть разъема питания для SATA-устройств. Длина этого ответвления равна 49 см. На сборном кабеле от помпы есть еще разъем для подключения устройств с RGB-подсветкой HUE 2, расположенный на расстоянии 50,5 см от помпы, но в данной конфигурации он не используется. Отдельный USB-кабель длиной 61 см, подключаемый к помпе, соединяет ее с разъемом внутреннего USB на материнской плате.

Для контроля и управления работой системы охлаждения используется ПО с кратким названием Cam. Функциональность этого ПО, относящаяся к данной системе, заключается в том, что пользователь может отслеживать текущие значения скорости вращения вентилятора и помпы, а также температуру охлаждающей жидкости; выбирать из имеющихся или создавать собственные профили скорости вращения вентиляторов и помпы в зависимости от температуры процессора, графического ускорителя или охлаждающей жидкости.

Также с помощью Cam можно управлять работой экрана на помпе.

На экран можно выводить одно или два значения данных мониторинга системы.

Также есть режим последовательной смены нескольких значений, режимы вывода логотипа производителя внутри переливающегося цветами кольца и режим вывода анимированного GIF.

В настройках (пункт О Kraken Z) можно включить поворот экрана на 90 градусов. Некоторые варианты вывода на экран, включая демонстрацию анимированного GIF, показаны на видео ниже:

В этом экране используется матрица типа TN, поэтому углы обзора плохие, но в данном случае это неважно. Яркость экран достаточная, чтобы изображение не выглядело бледным даже в ярко освещенном помещении.

На систему NZXT Kraken Z63 установлена гарантия в 6 лет.

Тестирование

Полное описание методики тестирования приведено в соответствующей статье «Методика тестирования процессорных охладителей образца 2020 года». Для теста под нагрузкой использовалась программа powerMax (AVX), все ядра процессора Intel Core i9-7980XE работали на фиксированной частоте 3,2 ГГц (множитель 32). Потребление процессора при замерах по дополнительному разъему 12 В на материнской плате под нагрузкой меняется от 221 Вт при 49 °C температуры процессора до 277 Вт при 93 °C. Во всех тестах, если не указано иное, помпа работает на максимальной скорости, а это 2900 об/мин. Максимальную скорость вращения помпы можно выставить в ПО Cam. Если это ПО не запускать, а просто подключить помпу к питанию, то скорость вращения на холодной системе равна 1900 об/мин.

Определение зависимости скорости вращения вентилятора кулера от коэффициента заполнения ШИМ и/или напряжения питания

Отличный результат — широкий диапазон регулировки и плавный рост скорости вращения при изменении коэффициента заполнения от 20% до 100%. Отметим, что при КЗ 0% вентиляторы не останавливаются, поэтому в гибридной системе охлаждения с пассивным режимом на минимальной нагрузке такие вентиляторы придется останавливать, снижая напряжение питания.

Изменение скорости вращения при изменении напряжения питания также плавное, но диапазон регулировки с помощью напряжения существенно уже. Вентиляторы останавливаются при 4,2/4,3 В, а при 4,3/4,4 В запускаются. Видимо, в случае необходимости их допустимо подключать к 5 В.

Определение зависимости температуры процессора при его полной загрузке от скорости вращения вентиляторов кулера

Формально в этом тесте наш процессор Intel Core i9-7980XE при 24 градусах окружающего воздуха не перегревается даже на минимальных оборотах вентиляторов в случае регулировки с помощью только ШИМ. Можно даже понизить напряжение питания вентиляторов до 10 и 8 В (две первые точки), но температура при КЗ = 20% и 8 В уже близка к критической.

Определение уровня шума в зависимости от скорости вращения вентиляторов кулера

Уровень шума этой системы охлаждения меняется в широком диапазоне. Зависит, конечно, от индивидуальных особенностей и других факторов, но где-то от 40 дБА и выше шум, с нашей точки зрения, очень высокий для настольной системы; от 35 до 40 дБА уровень шума относится к разряду терпимых; ниже 35 дБА шум от системы охлаждения не будет сильно выделяться на фоне типичных небесшумных компонентов ПК — корпусных вентиляторов, вентиляторов на блоке питания и на видеокарте, а также жестких дисков; а где-то ниже 25 дБА кулер можно назвать условно бесшумным. В данном случае фоновый уровень равен 17,5 дБА (условное значение, которое показывает шумомер). Уровень шума только от помпы при 2900 об/мин равен 22,6 дБА. При желании помпу можно через ПО переключить в режим низкой скорости (или наоборот, не использовать ПО), что снизит общий шум от системы в случае малых скоростей вращения вентиляторов. Например, при 1900 об/мин уровень шума только от помпы равен 17,8 дБА.

Построение зависимости уровня шума от температуры процессора при полной загрузке

Построение зависимости реальной максимальной мощности от уровня шума

Попробуем уйти от условий тестового стенда к более реалистичным сценариям. Допустим, что температура воздуха, забираемого вентиляторами системы охлаждения, может повышаться до 44 °C, но температуру процессора под максимальной нагрузкой не хочется повышать выше 80 °C. Ограничившись этими условиями, построим зависимость реальной максимальной мощности (обозначенной как Макс. TDP), потребляемой процессором, от уровня шума (подробности описаны в методике):

Приняв 25 дБА за критерий условной бесшумности, получим примерную максимальную мощность процессора, соответствующих этому уровню. Это порядка 260 Вт для процессора Intel Core i9-7980XE. Если не обращать внимания на уровень шума, то пределы мощности можно увеличить где-то до 325 Вт. Еще раз уточним, это в жестких условиях обдува радиатора нагретым до 44 градусов воздухом, при снижении температуры воздуха указанные пределы мощности для бесшумной работы и максимальной мощности возрастают.

По данной ссылке можно рассчитать пределы мощности для других граничных условий (температуры воздуха и максимальной температуры процессора) и сравнить эту систему с несколькими другими кулерами, протестированными по такой же методике (список пополняется).

Выводы

На основе системы жидкостного охлаждения NZXT Kraken Z63 можно создать условно бесшумный компьютер (уровень шума 25 дБА и ниже), оснащенный процессором типа Intel Core i9-7980XE (Intel LGA2066, Skylake-X (HCC)), если потребление процессора под максимальной нагрузкой не будет превышать 260 Вт, а температура внутри корпуса не повысится выше 44 °C. При снижении температуры охлаждающего воздуха и/или менее жестких требованиях к уровню шума пределы мощности можно существенно увеличить. Отметим хорошее качество изготовления, антивибрационные вставки в рамке вентиляторов, оплетку шлангов и кабелей (как минимум помогающую сохранить единый стиль оформления внутренностей компьютера), относительно длинные шланги, подключение помпы к разъему питания SATA, а также продвинутое ПО Cam для гибкого управления системой охлаждения и контроля за состоянием ПК в целом. Главная «фишка» данной системы – это ЖК-экран на помпе, на который можно вывести полезную диагностическую информацию, анимированный GIF или просто надпись NZXT в переливающемся цветами кольце.

Читать еще:  Автомобильный гороскоп на неделю с 10 по 16 декабря

За красочное и функциональное оформление помпы, отличные технические характеристики и функциональное ПО Cam система жидкостного охлаждения NZXT Kraken Z63 получает редакционную награду Original Design.

Варианты схем

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.

Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.

Введение

В процессе эксплуатации усилителя [1], работающего совместно с ИП [2], было выявлено, что при их работе в режиме максимальной мощности или близком к нему радиаторы охлаждения как самого усилителя, так и ИП нагреваются до неприемлемо высокой температуры (до 50 °C и выше), тогда как при малых и средних мощностях (а это львиная доля всех режимов работы) температура радиаторов находится на приемлемом уровне, то есть конвективный способ охлаждения радиаторов в таких режимах вполне себя оправдывает. Снизить температуру радиаторов, как известно, можно двумя способами: либо увеличив площадь поверхности радиаторов, либо применив принудительное охлаждение с помощью вентиляторов. Первый способ, на взгляд автора, излишне затратен, так как стоимость радиаторов напрямую зависит от их размера и для достаточно габаритных радиаторов может достигать единиц тысяч рублей. Охлаждение радиаторов вентиляторами (второй способ) связан с приобретением промышленных дорогостоящих устройств охлаждения на основе вентиляторов и датчиков температуры, стоимость которых еще выше: например, подобные устройства на основе двух вентиляторов и датчика температуры, найденные автором в Интернете, продаются по цене от 2 тысяч рублей и выше. Кроме того, шум, создаваемый подобными устройствами, неприемлемо высок (до 40 дБ и более). В то же время существуют вентиляторы, применяемые для охлаждения видеокарт. Это наиболее современные, малогабаритные и малошумные (до 20 дБ) вентиляторы, стоимость которых не превышает 100 руб. Но устанавливать подобные вентиляторы на радиаторы охлаждения и включать их на постоянную работу также неприемлемо, поскольку, как отмечалось выше, уже при средних уровнях мощности принудительно охлаждать радиаторы не требуется, и даже такой малый уровень шума (20 дБ), особенно при малых уровнях громкости (мощности), может создать дискомфортное восприятие музыкального сигнала.

У автора возникла идея: а нельзя ли сконструировать электронное устройство охлаждения на базе вентиляторов и датчика температуры, которое бы включало вентиляторы только при достаточно высоком нагреве радиаторов, а при слабом нагреве не включало их вообще. Анализ схем подобных устройств, найденных автором в Интернете, показал, что таких схем масса: начиная от самых простых, сконструированных на дискретных компонентах (например, на базе термистора и полевого транзистора), и кончая достаточно сложными с применением биполярных транзисторов и ОУ. Однако ни одна из подобных схем автора не устроила, поскольку, на его взгляд, все они либо достаточно сложны, либо сконструированы с применением устаревшей элементной базы, из-за чего имеют достаточно крупные габариты.

В связи с вышеизложенным, автором была разработана собственная схема такого устройства, которое показало надежную работу, имело достаточно миниатюрные габариты, а стоимость входящих в него электронных компонентов не превысила 100 руб.

Описание подобного устройства и является предметом настоящей статьи.

Таким образом, дальнейшее изложение будет построено следующим образом. Вначале будут приведены принципиальные схемы устройств (их два), затем – разводка их плат и фотографии. Далее будет рассмотрен способ их настройки (градуировка) и, наконец, приведены результаты их работы.

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector