Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности езды на автомобиле зимой

Особенности езды на автомобиле зимой

Но у нас еще есть время на подготовку. Найдите час-полтора, чтобы выполнить некоторые организационные работы и освежить свои зимние навыки.

Основные трудности на дороге нам причиняют снег и лед: первый мешает машине двигаться вперед, а второй не дает тронуться с места и нормально остановиться. Плюс оба вредителя нарушают курсовую устойчивость автомобиля. Давайте вспомним, как нужно ездить в таких условиях.

Законы аккуратности

Самое главное зимой – без резких движений. Все нужно делать плавно: работать акселератором и педалью сцепления, тормозить, поворачивать руль.

Чтобы не возникало необходимости делать что-то спешно, придется отвыкать от летнего стиля езды и начинать просчитывать каждое свое действие наперед. Вся манера движения должна быть построена на осознании того, что под колесами в любой момент может оказаться лед или нечто подобное с нулевым коэффициентом сцеп­ления. Даже если за окном плюсовая температура, фрагменты льда могут сохраниться на мостах и путепроводах, под слоем воды или в низинах.

Умеренная скорость – второй фактор безопасности на зимней дороге. Эксперты советуют снизить скорость вдвое-втрое по сравнению с летним периодом, но мало кто из водителей готов на такие перемены. Тем более, что украинские дороги и зимой часто бывают чистыми на большой протяженности. И тем не менее, практически на всей территории Украины о летнем режиме движения нужно забыть до самой весны.

Давайте вспомним: зимой не только тормозной путь может увеличиться, но даже плавный поворот бывает невозможно пройти без замедления едва ли не до полной остановки. А если поворачивать придется без подготовки, без запаса по времени, например, для объезда выбежавшего пешехода? Ответ только один: невысокая скорость движения.

Тренировка в день жестянщика

Когда придут морозы и выпадет первый снег, утром не торопитесь отправляться в поездку в обычном темпе. Расположившись за рулем, вспомните, как вы ездили в прошлом зимнем сезоне – как трогались, как тормозили, поворачивали. Постарайтесь переключиться с летнего поведения на зимнее. Ведь незря дни первых снегопадов называют днем жестянщика – едущие по снегу и гололедице в летнем режиме водители массово устраивают ДТП. На второй-третий день интенсивность аварий непременно спадает, потому что автомобилисты вспоминают свои навыки езды по скользкой дороге.

В идеале при первом же снегопаде каждому, даже опытному, водителю следовало бы хоть 10 мин потренироваться в зимней езде на свободной от автомобилей площадке – пустой парковке, на окраинной улице, безлюдной загородной дороге с хорошей видимостью в обе стороны. Несколько торможений, поворотов, выходов из заноса и попыток тронуться с места на разных оборотах помогут вам освежить прошлогодние навыки.

Несколько нюансов

Накануне холодного сезона уместно напомнить о некоторых особенностях поведения автомобиля в зимних условиях. Так, антиблокировочная система тормозов ABS, используемая на большинстве современных машин, может существенно увеличить тормозной путь. Скажем, когда под разными колесами авто одновременно оказываются лед, рыхлый снег, асфальт.

Между тем, реально сократить тормозной путь поможет хорошая зимняя резина. А ABS зимой нужен для того, чтобы при торможении сохранить заданный курс движения автомобиля.

Еще одна электронная система безопасности, оказывающая влияние на поведение автомобиля зимой, – противобуксовочная система (типа ASC, TCS, ETS и др.). В некоторых случаях ее полезно отключать – перед штурмом отрезков дороги, где требуется повышенный запас крутящего момента на колесах и самоочищение их протектора под действием центробежных сил при быстром вращении. Например, на малых оборотах не всегда получается подняться на горку, выехать из сугроба или мокрой снежной каши.

Также хотелось бы напомнить водителям эффективный прием трогания с места на скользком покрытии. Вторая передача и низкие обороты двигателя помогут избежать срыва колес в буксование при старте. Владельцам машин с коробкой-автоматом без ручного режима нужно включить зимний режим трансмиссии – «W» (winter).

Что нужно иметь в багажнике

Если предполагается активная эксплуатация автомобиля зимой, стоит доукомплектовать его некоторыми средствами. Лопата поможет выбраться из сугроба или подготовить место на парковке.

Важный аксессуар – толстый провод-«прикуриватель», которым можно запитать свою машину от другого авто для запуска двигателя морозным утром. В поездках по нерасчищенным дорогам может пригодиться и трос, по возможности более длинный: им можно выдернуть автомобиль, оказавшийся в сугробе или глубокой колее.

Индикаторы гололеда

В морозные дни бывает очень важно вовремя понять, что под колесами у вас скользкая поверхность, чтобы вести машину соответствующим образом. Опытные водители обычно понимают ситуацию сразу, хотя бывают и особо коварные виды гололеда.

Например, так называемый «черный лед» – тонкий и прозрачный слой замершей воды на асфальте, который днем почти не блестит, но снижает коэффициент сцепления почти до нуля. Плотно укатанный снег тоже может не всегда выглядеть скользким, в особенности если он прикрыт слоем свежевыпавшего снега.Поэтому зимой стоит всегда прислушиваться к поведению автомобиля.

Треск ABS даже при незначительном нажатии на тормозную педаль сигналы контрольных ламп системы ESP или тракшн-контроля должны активировать ваше повышенное внимание, поскольку это явные признаки скользкого покрытия. Если при трогании с места в привычном вам стиле вы замечаете, что двигатель как будто самопроизвольно повышает обороты (по тахометру или на звук), это тоже может быть сигналом о гололеде.

Читать еще:  Регулируем форсунки омывателя автомобиля

Наконец, на многих современных автомобилях есть указатель забортной температуры, по которому можно следить за «гололедоопасной» погодой. Если за окнами сыро, а градусник показывает плюс + 2°С и ниже, имейте в виду: дорога может покрыться льдом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Механика» классическая

Хотя популярность такого рода трансмиссии постепенно снижается, отдавая все лавры вариатору, автоматической или роботизированной коробкам, она наиболее надежна для зимних поездок. Не зря же именно механика до сих пор применяется в автомобилях, предназначенных для раллийных гонок, так как только она позволяет водителю максимально чувствовать машину.

Водитель сам, без электронных помощников, определяет нагрузку осей, дозирует тягу, варьирует обороты под различной сложности повороты.

Первой реакцией неопытного водителя перед лицом опасной ситуации является желание нажать на тормоз. Но на льду такое действие может иметь роковые последствия, так как приведет к неконтролируемому заносу. Следует всего лишь аккуратно отпустить педаль газа и, не трогая педаль тормоза, дождаться постепенного замедления машины.

Другой сценарий: снизить передачу и осуществлять торможение короткими, резкими нажатиями на тормоз, чтобы не заблокировались колеса. Именно по такому принципу и срабатывает антиблокировочная система (ABS) , при отсутствии которой водитель самостоятельно может ее «сымитировать» вышеуказанным способом.

Когда машина застряла на дороге, то худшим действием окажется прибавление газа. Это приведет к тому, что автомобиль еще сильнее забуксует и не сможет тронуться с места. Если поблизости не окажется того, кто сможет подтолкнуть немного машину, следует самому постараться выехать « в раскачку».

На практике это выглядит следующим образом: немного добавить газ, плавно, но не до конца отпустить сцепление, удержать его, снова отпустить, приведя к раскачиванию автомобиля. В этой ситуации важно не перестараться, чтобы колеса снова не забуксовали.

Недостатком механической трансмиссии можно назвать подъем в гору, так как нужен немалый опыт, чтобы по обледеневшей дороге преодолеть уклон любой высоты. Если маршрута с подъемом не избежать, то потребуется добавить больше газа, чем при обычной поездке. Переключать передачи следует при достаточных оборотах, которых надо иметь определенный запас, так как, взбираясь в гору, машина стремительно будет терять набранную скорость.

Спускаться с горы следует на включенной передаче, чтобы машина не набирала неконтролируемо скорость, а водитель имел возможность среагировать при необходимости маневра или торможения.

Автомат в помощь

Другое дело — автомат. С ним много проще. Благо он доступен и для бюджетных седанов, таких, как Datsun On-Do, Renault Logan или Nissan Almera. Хорош он своим зимним режимом, то есть кнопочкой с изображением снежинки. В нём коробка ограничивает двигатель в оборотах и зависает на третьей ступени, стараясь всегда удерживать автомобиль под тягой.

Подобный японский автомат ставится и на Nissan Terrano. Благодаря ему внедорожник отменно рассекает сугробы в снегопад, а при снижении скорости на светофорах или поворотах быстрее переключается на « вниз и тормозить двигателем » .

Более дорогие 6-ступенчатые автоматы « снежной » функции не имеют. Они стоят на массовых седанах Volkswagen Polo или на Kia Rio. Однако, посмотрев на селектор, можно увидеть сбоку от него паз с изображением плюса и минуса. Так выглядит ручной режим коробки, позволяющий самостоятельно выбирать ступени. Приходится самому уже думать головой при езде по снегу. Алгоритм такой же, как на механике. Плавное торможение колодками при заблаговременном переключении трансмиссии вниз. Просто качаешь селектор вперёд или назад, и на приборке загорается цифра действующей передачи. Но в этом случае внимание притупляется. Следишь уже не за скользкой дорогой, но и за процессом переключения. Порой с непривычки качаешь ручку в противоположную сторону, и машина расправляет крылья, потеряв опору в шестернях трансмиссии. Приходится исправлять ошибку, орудовать селектором обратно, отводить глаза от дороги и получать кивок носом от резкого переключения. В общем, надо привыкать.

Концентрация внимания или как не уснуть за рулём

Водитель должен быть сосредоточен на управлении автомобилем. Поэтому его не следует отвлекать во время движения, особенно при движении на больших скоростях.

Удобнее, если рядом с водителем сидит пассажир, выполняющий функции штурмана. Штурман следит за дорожными указателями, за маршрутом и дублирует водителя при проезде некоторых дорожных знаков. На трассе к таким дорожным знакам следует отнести знаки ограничения скорости движения, знаки, запрещающие обгон, а также знаки запрета остановки и стоянки.

Диалог водителя и штурмана напоминает диалог в кабине электровоза:
— Красный!
— Вижу красный!

Или
— 70 км/час три километра!
— Вижу, 70 км/час три километра!

В дальней поездке важны первые часы путешествия. Именно в это время все ругаются, ссорятся и выясняют, что забыли взять с собой. Дальше все успокаиваются, перестают переругиваться и едут тихо, спокойно и молча. Аналогичную картину можно наблюдать при поездке на поезде. После посадки в вагон все суетятся, шумят, спешат в туалет, переодеваются, достают еду, заваривают чай и … успокаиваются, ложатся на полки и спокойно едут в тишине и приятности. Именно по этой причине водитель сразу, в начале путешествия должен навести порядок в автомобиле, всех утешить и успокоить.

Обычно рекомендуется первые несколько часов ехать немного медленнее, для того, чтобы и водитель, и пассажиры адаптировались к скоростному режиму. И наоборот, въезжая со скоростной трассы в населённый пункт водитель испытывает ощущение того, что авто не двигается, особенно если в населённом пункте скорость ограничена 40 км/ч, а на трассе он двигался со скоростью порядка 90 км/ч.

Читать еще:  Scion iM 2016

При движении по трассе следует постоянно следить за меняющейся дорожной обстановкой, причём не только впереди автомобиля, но и за ним.

Особое внимание следует уделять проблеме засыпания водителей за рулём. Дело в том, что утомлённый водитель склонен к самопроизвольному засыпанию. Засыпание происходит достаточно спонтанно и его трудно контролировать. Встречается вариант, при котором засыпание провоцирует пассажир, сидящий рядом с водителем. Засыпание водителя происходит как реакция на засыпание пассажира, который, засыпая «клюёт носом». В момент засыпания пассажира засыпает и водитель.

Засыпанию во время движения способствуют:

Духота и жара в салоне автомобиля

Нудная, успокаивающая музыка

Общее утомление, накопившаяся усталость водителя

Монотонный пейзаж за окном

Прямая дорога, не требующая руления

Дорога, обсаженная деревьями, которые отбрасывают на дорожное полотно ритмичный теневой рисунок, мелькание которого утомляет

Сон пассажиров в салоне автомобиля

Соответственно, для предотвращения засыпания водителя во время движения следует:

Поддерживать правильный микроклимат в автомобиле, не допуская перегрева и появления духоты. На старых автомобилях в передних дверях были специальные форточки, при помощи которых можно было направить поток воздуха на лицо водителя и пассажира

Слушать ритмичную приятную музыку, можно даже подпевать

Почувствовав утомление и накопившуюся усталость, водитель может поспать 15-20 минут и бодро продолжить движение

Если за окном монотонный пейзаж, то пассажиры, чтобы не уснуть, могут просто негромко разговаривать с водителем или между собой. Аналогично можно поступать и при движении по прямой дороге. Кстати на такой дороге следует смотреть в оба с тем, чтобы поворот или изменение направления дороги не стали неожиданностью

При движении по дороге, обсаженной деревьями, которые отбрасывают на дорожное полотно ритмичный теневой рисунок, мелькание которого утомляет. Можно воспользоваться солнцезащитными очками для водителей, которые уменьшают воздействие бликов. Кроме того, можно несколько снизить скорость движения, чтобы изменить частоту мелькания солнечных бликов. Можно сделать привал и подождать пока солнце изменит своё положение (тогда изменится и тень от деревьев)

Если в автомобиле спят все пассажиры, то водитель, чтобы не спать, может просто жевать свежую жевательную резинку. Это простое и достаточно эффективное средство от засыпания. Пассажиры могут грызть семечки, это тоже помогает не уснуть

Однако если все хотят спать, то всё же надо остановиться и отдохнуть. Чаще всего нет никакого смысла продолжать движение с засыпающим водителем. Тем более что поездка на отдых совершается ради отдыха.

Проблемы АКПП зимой и их решения

Ниже перечислены недостатки присущие автоматам, о которых надо помнить при зимней эксплуатации гидромеханических трансмиссий, а также варианты их устранения.

    Если после остановки машина не может тронуться с места — одно из колес «шлифует» лед, а другое неподвижно, ни в коем случае нельзя пытаться устранить проблему бездумно нажимая на педаль акселератора! Для АКПП это очень опасный режим. Следует бросить под оба ведущих колеса немного песка (зимой его желательно возить в багажнике, немного — 2-3 литровый пакет). Если песка нет, то в ближайшем магазине можно купить пачку соли крупного помола. Она не хуже песка восстановит сцепление колес с поверхностью. При попытке выехать из сугроба, где застряла машина, необходимо отключить систему курсовой устойчивости ESP, она в этой ситуации не помощник, и попеременно включая режимы «D» и «R», попытаться раскачать машину. При этом следует ОБЯЗАТЕЛЬНО переключать селектор через нажатие педали тормоза, и отпускать ее после легкого толчка в трансмиссии. Если выбраться из снежного плена сложно, лучше не рисковать трансмиссией, а позвать на помощь отзывчивых волонтеров, либо нанять буксир. Несоблюдение этих правил быстро и неизбежно приведут к дорогостоящему ремонту АКПП. При неисправности машины, в сервисную станцию для ремонта авто с АКПП лучше доставлять на эвакуаторе. В самом крайнем случае возможна буксировка при соблюдении правила «Пятьдесят/пятьдесят». Скорость буксировки не более 50 км/час, дальность буксировки до 50 км. Рычаг селектора коробки устанавливается в положение «N».

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач

Прежде всего, роботизированная КПП фактически представляет собой МКПП, в которой управление сцеплением, а также выбор и включение/выключение передач осуществляется автоматически. Другими словами, коробка робот это все та же «механика», только передачи переключаются без участия водителя.

  • Как и на АКПП, имеется режим «N» (нейтраль). В этом режиме крутящий момент на колеса не передается. Указанный режим нужно включать при простое с заведенным двигателем, в том случае, если выполняется буксировка авто и т.д. Режим «R» (реверс) означает движение назад.
  • Также коробка робот имеет режимы А/М или Е/М, что является аналогом режима D (драйв) для движения вперед. Такое обозначение свойственно простым «однодисковым» РКПП, то есть коробка имеет только одно сцепление. При этом следует отметить, что роботизированные коробки передач с двойным сцеплением (например, DSG) имеют режим, обозначенный литерой D (драйв), как и на обычных АКПП.
  • Что касается режима М, это значит, что коробка переведена в режим ручного управления (аналогично Типтроник), а обозначения «+» и «-» указывают, куда нужно двигать селектор для повышения или понижения передачи. Еще добавим, что на коробках типа DSG управление ручным режимом может быть выполнено в виде отдельной кнопки на селекторе.
Читать еще:  Обзор MG HS 2019

Итак, основные характеристики условий при вождении в летнее время:

  1. отличная видимость;
  2. сухое дорожное покрытие;
  3. высокая продолжительность светлого времени суток.

Единственной проблемой, с которой сталкиваются водители – это непомерная жара. Однако, для того, чтобы ее решить – достаточно будет всего лишь включить в автомобиле кондиционер, либо же открыть все окна.

В чем состоят отличия между ездой в зимнее время от езды летом?

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо четко знать характерные особенности вождения в разные времена года.

FWD — передний привод

Передний привод устанавливается на абсолютное большинство современных автомобилей.

Двигатель и КП расположены спереди, чаще — поперечно. Крутящий момент от мотора посредством ШРУСа передается на колеса передней оси.

Двигатель в автомобилях с FWD может устанавливаться продольно или поперечно установлен находиться перед, за, или над передней осью.

Встречается три типа компоновки мотора переднеприводных авто:

  • последовательная, когда двигатель, главная передача и коробка передач размещены друг за другом на одной оси;
  • параллельная, когда двигатель и трансмиссия располагаются на двух параллельных осях на одной высоте;
  • этажная, когда двигатель расположен над трансмиссией.

В любом случае, главной отличительной чертой устройства переднего привода является то, что двигатель, КП, привод и дифференциал объединены в единый блок передачи крутящего момента на переднюю ось.

Это одновременно преимущество и недостаток FWD: такое решение более выгодно в производстве, а отсутствие карданного вала позволяет максимально использовать пространство салона и снизить общий вес автомобиля. В то же время, конструкция самого узла усложняется, сложность ремонта возрастает.

Плюс нюансы по управляемости — да, заднеприводной автомобиль легче срывается в занос, но и выйти из него на RWD проще.

К преимуществам переднеприводных автомомобилей относят легкость в управляемости, хорошую проходимость — прибавив «газу», на машине с FWD можно выбраться из снежной каши и подняться под горку, потому что вес передней части автомобиля не смещается назад и передние колеса гребут, тащат машину за собой.

Зимой из-за того, что вес двигателя нагружает ведущую переднюю ось, создается лучшее сцепление с дорогой. Поэтому автомобили с передним приводом рекомендованы новичкам.

А еще переднеприводные автомобили — это выгодно. Во-первых, массовость их производства и констррукция обходится производителю и, следовательно, покупателю дешевле других типов привода. Во-вторых, из-за короткой трансмиссии двигатель теряет в мощности меньше, чем в случае с задним или полным приводом, что выражается в меньшем расходе топлива. Да и в обслуживании автомобили с FWD дешевле.

К минусам переднеприводных автомобилей относят низкий акустический комфорт — водитель всегда будет ощущать вибрации от двигателя, которые передаются на кузов.

Из-за того, что шарнир равных угловых скоростей полностью совмещен с рулевым управлением, на машинах с FWD радиус поворота будет выше, чем в случае заднеприводного авто — и это надо учитывать, заранее тормозить перед тем, как входить в поворот. Сами шарниры догостоящие, и если выходят из строя, владелец сталкивается с дорогостоящим ремонтом.

Из-за того, что передние колеса на автомобилях с FWD чрезмерно нагружены (они и передают крутящий момент, и управляют движением автомобиля, и демпфируют неровности дороги), а центр тяжести смещен на переднюю ось, маневренность переднеприводных автомобилей и динамика разгона оставляет желать лучшего. При интенсивном разгоне на переднеприводном автомобиле передние колеса могут пробуксовывать.

Если на переднеприводном автомобиле двигатель расположен поперечно, на колеса ставятся ШРУСы разной длины, что приводит к тому, что при ускорении машину начинает тянуть вправо или влево — и владелец вынужден применять «силовое подруливание», что также не добавляет комфорта вождению.

Подведем итоги

Как видно, умение управлять автомобилем с механикой позволяет полностью контролировать машину, использовать специальные приемы, а также развивать и совершенствовать практические навыки вождения.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется торможение на механической коробке передач. Из этой статьи вы узнаете, как правильно тормозить на механике МКПП. Также механическая коробка является надежной трансмиссией. При правильном обращении ресурс ее намного выше, чем у АКПП. Также МКПП позволяет экономить горючее, машину с такой коробкой можно активно эксплуатировать в различных условиях без особых ограничений, задействовать максимум мощности мотора и т.д.

Напоследок отметим, что водитель, который умеет ездить на механике, без труда управляет и автомобилем с АКПП. Если же говорить об обратной ситуации, переучиться с автомата на механику и приобрести необходимые навыки езды на такой коробке намного сложнее.

Езда на автомобиле с механической коробкой переключения передач: старт и начало движения, когда включать повышенные передачи, торможение, задний ход. Читать далее

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач МКПП: виды стандартного торможения на МКПП, экстренное и аварийное торможение, советы. Читать далее

Передачи включаются туго или не включаются скорости на механической коробке передач: основные причины неисправности и возможные неполадки. Читать далее

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации. Читать далее

Коробка передач «механика»: основные плюсы и минусы данного типа КПП, принцип работы механической трансмиссии автомобиля (МКПП). Читать далее

МКПП в машине: что это такое, какие особенности имеет трансмиссия данного типа. Преимущества и недостатки МКПП в автомобиле, на что обратить внимание. Читать далее

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector