Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужны ли ПДД для сегвеев и гироскутеров

Нужны ли ПДД для сегвеев и гироскутеров?

Статья о новых мобильных средствах передвижения — нужно ли регулировать их использование правилами дорожного движения. В конце статьи — видео о «дорожных гаджетах» и ПДД.

Содержание статьи:

  • Новые средства передвижения
  • Права и обязанности
  • Мировая практика
  • Видео о «дорожных гаджетах» и ПДД

Улицы всех крупных городов наводнили многообразные транспортные средства: электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи. Так как особых правил движения для них не существуют, граждане ездят на них как по тротуарам, так и по проезжей части.

Еще в начале года депутат Госдумы Александр Васильев поднимал данный вопрос, предлагая ГИБДД приравнять хотя бы сегвеи к полноценному транспортному средству. Васильев считает, что нельзя именовать «пешеходом» того, кто может передвигаться со скоростью в 25 км/ч.

Сотрудники ГИБДД в ответ предложили внимательнее перечитать ПДД, которые вполне доходчиво объясняют, что граждане на роликовых коньках, самокатах и прочих аналогичных средствах считаются пешеходами. А по характеристикам и эксплуатационным особенностям моноколеса, гироскутеры и сегвей в полной мере можно причислить к указанному в правилах транспорту.

Госавтоинспекция не хочет относить современные устройства к классическому транспорту именно по техническим показателям: отсутствию двигателя внутреннего сгорания, объему имеющегося электрического двигателя, а также максимальной скорости. А как смотрят на этот вопрос официальные правила дорожного движения?

Термин СИМ что это такое?

«Средство индивидуальной мобильности» – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Как видно, в категорию средств, улучшающих мобильность, попадают не только электросамокаты, разнообразные сигвеи с гироскутерами, но и вполне привычные нам обычные роликовые коньки, самокаты и скейтборды, то есть транспортные средства на мускульной тяге.

Сигвеи

Сигвей – двухколесный транспорт, оснащенный электромотором. Он отличается от гироскутера наличием руля, за который держится пользователь во время движения.

Для этого вида электротранспорта действует та же классификация, что и для гироскутеров:

  • скорость до 25 км/ч и мощность двигателя до 250 W – права не нужны;
  • скорость 25-50 км и мощность мотора 0,25-4 кВт – сигвей приравнивается к мопеду. Для езды на нем нужны водительские права.

Полезны или опасны гироциклы

С первого взгляда устройства кажутся игрушкой, однако, фактически любое являются портативным автономным электротранспортом. Вместе с увеличением их количества появились проблемы, связанные с использованием устройства для передвижения по тротуарам.

Многие из них утверждают, что их водителям необходимо получать права на гироскутер и регистрировать портативный электротранспорт в ГИБДД. Отправить его на проезжую часть невозможно по нескольким причинам. Передвижение по дороге крайне опасно для водителей портативного электротранспорта.

Важно, что ГИБДД гироскутер сегодня не считает транспортным средством. В Правилах дорожного движения водители подобных видов электротранспорта включены в категорию пешеходов.

Существуют определенные технические характеристики устройств, исходя из которых, их относят к транспортным средствам. Именно по характеристикам, можно определить, является ли гироскутер транспортным средством. Поскольку существует несколько разновидностей портативного электротранспорта, следует говорить о каждом отдельно.

Виды индивидуального электротранспорта

Индивидуальные средства передвижения, снабженные аккумуляторами и электродвигателями, появившиеся среди нас, имеют различный внешний вид. Разнообразие технических характеристик, позволяет каждому поклоннику автономного электротранспорта выбрать подходящую модель.

Несмотря на внешние различия, все модели объединяет имеющаяся у них система балансировки, позволяющая водителю уверенно себя чувствовать на внешне неустойчивом средстве передвижения. Не менее важно, что каждый из видов электротранспорта предназначен для использования только одним человеком – место для пассажира не предусмотрено.

Разделяются они на следующие виды:

  • сегвей – наиболее мощное из всех транспортных средств данной категории, оснащенное двумя колесами, чаще пневматическими. Для удобства управления на сегвее установлен руль, напоминающий велосипедный;
  • гироскутер состоит из площадки и двух колес. Представлены модели с жесткими шинами, пневматическими, с находящейся внутри камерой, и бескамерными. Управляются данные модели наклоном тела водителя;
  • моноколесо – отличается наличием одного колеса, по бокам которого находятся небольшие платформы для размещения водителя. Управление осуществляется переносом массы тела водителя.

Управлять такими устройствами просто, чтобы освоить любое из них понадобится минимум времени. Стоимость зависит от множества факторов – мощность, размер колеса, наличие дополнительного оборудования. Основное предназначение индивидуального электротранспорта – быстрое передвижение по городу. В некоторых странах используется полицейскими.

Можно ли считать гироскутер полноценным транспортным средством

Если изучить действующие ПДД, то ответить на вопрос – нужны ли права на гироскутер, однозначно невозможно. Учитывая мощность некоторых устройств, имеющих электродвигатель более 0,25 кВт, их можно отнести к мопедам, для управления которым необходимо получение прав.

Если гироскутер снабжен менее мощным двигателем, то логично ассоциировать устройства с велосипедами, для которых предназначены велодорожки и край проезжей части. Разрешается велосипедистам езда по тротуарам, но так, чтобы не причинить вреда пешеходам.

Однако в правилах указано, что при езде на велосипедах и мопедах запрещается ездить, не держась за руль. В управлении транспортом должна участвовать хотя бы одна рука. Каким же образом можно позиционировать гироскутеры, отталкиваясь от их мощности, если в конструкции отсутствует руль.

Сигвеи, снабженные рулем, вполне можно отнести к мопедам. Поэтому вполне возможно, что грядущие изменения ПДД их затронут. Сигвеи придется регистрировать в ГИБДД и получать права.

Что же касается вопроса – гироскутер это транспортное средство или нет? Ответить на него пока сложно. Все зависит от того, насколько эксперты, разрабатывающие изменения ПДД, подойдут к этой проблеме разумно.

Читать еще:  Jeep Grand Cherokee 2017

На что еще нужно обратить внимание

  • Если гироскутер относится к категории мопедов, при управлении им следует соблюдать ПДД, предназначенные для данного вида транспортных средств.

Это означает, что передвигаться можно только по проезжей части, в оговоренных ситуациях – по обочинам дорог. Движение по велосипедным дорожкам и тротуарам запрещается.

  • Это касается всех модификаций гироскутеров, двигатель которых имеет мощность свыше 0,25 кВт.

При покупке транспортной единицы с меньшим значением, потребуется соблюдать требования ПДД, разработанные для велосипедистов. В данном случае права на гироскутер в России не требуются.

  • Самая значительная проблема, связанная с электротранспортом, состоит в том, что при покупке большинство людей не подозревают о том, что фактически приобретают электрический мопед (и, соответственно, не знают о необходимом наличии водительского удостоверения для его использования).

Но даже в том случае, если покупатель предупрежден, он должен помнить, что передвигаться ему разрешено только по проезжей части. Такое движение может быть довольно опасным, особенно при отсутствии значительного опыта управления гироскутером. К сожалению, большинство продавцов умалчивают о данном факте.

Чтобы избежать неприятной ситуации, следует изучить все характеристики гироскутера перед приобретением.

Желательно выбрать средство с менее мощным двигателем, чтобы при передвижении быть приравненным к велосипедистам. Этого будет достаточно, поскольку при поездке по тротуарам и пешеходным зонам вряд ли получится разгоняться сильнее 15 км/ч.

Как ПДД рассматривают сегвеи, гироскутеры и т.п.

На конец 2020 года специальных определений и категорий для вышеуказанных транспортных средств в правила дорожного движения не внесено. А значит, классифицировать их можно только по существующим категориям ТС. Процитируем ПДД:

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Итак, если транспортное средство не подпадает под определение вышеуказанных транспортных средств из ПДД, оно точно не требует водительских прав. То есть моноколесо, не имеющее двух колес, водительских прав для езды точно не требует.

Однако и разрешения на езду по тротуарам и пешеходным зонам у водителей таких транспортных средств нет. Для движения безрельсовых транспортных средств предназначается проезжая часть:

ПДД РФ: «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Как же классифицировать сегвеи, электросамокаты, гироскутеры? Эти транспортные средства имеют два колеса и электрический двигатель, следовательно, могут рассматриваться как велосипеды, или мопеды, в зависимости от мощности электродвигателя и максимальной конструктивной скорости.

  • Если мощность электродвигателя менее 0,25 кВт, а максимальная скорость ниже 25 км/ч, такое транспортное средство рассматривается как велосипед.
  • Если мощность электродвигателя более 0,25 но менее 4 кВт, а максимальная скорость ниже 50 км/ч, такое транспортное средство рассматривается как мопед.
  • Если максимальная конструктивная скорость транспортного средства выше 50 км/ч, оно с точки зрения ПДД будет являться мотоциклом при любом установленном двигателе.

Таким образом, когда ГИБДД решит навести порядок в движении рассматриваемых нами транспортных средств, оно будет отталкиваться прежде всего от их паспортных характеристик. При это правилами дорожного движения не предусматривается обязанность для водителей таких транспортных средств (кроме мотоциклов) документы на них. Видимо это и является главной причиной того, что сотрудники ГИБДД не пытаются наладить передвижение сегвеев, гироскутеров и электрических самокатов в соответствии с ПДД. Кроме того, движение этих транспортных средств по проезжей части значительно увеличит количество пострадавших в ДТП, ведь водитель не защищен конструкцией транспортного средства.

На практике мощность выше 0,25 Квт имеют лишь некоторые сегвеи и электросамокаты. Максимальная их скорость также ограничена обычно 50 км/ч. Следовательно, мощные сегвеи и электросамокаты рассматриваются ПДД как мопеды, и не могут двигаться по пешеходным зонам и тротуарам. А вот гироскутеры имеют двигатель мощностью менее 0,25 кВт, поэтому подпадают под класс велосипедов, и они на тротуарах желанные гости, при этом допускается и их движение и по велодорожкам, и по краю проезжей части.

Если Ваше транспортное средство имеет электродвигатель мощностью выше 0,25 кВт, оно по действующим на 2020 год ПДД относится к мопедам. Это значит, что для управления им нужно действующее водительское удостоверение категории М (либо любой другой категории). Если сотрудник ГИБДД остановит при управлении таким сегвеем или гироскутером лицо без прав, он вправе привлечь его к ответственности и выписать штраф за езду без прав, который составляет до 15 000 рублей. Если транспортное средство принадлежит родителям, и они передают его ребенку «покататься», родителям грозит штраф за передачу управления лицу без прав, штраф по данному нарушению составляет 30 000 рублей.

Читать еще:  Что нужно знать при поездке на автомобиле в Чехию

Нужны ли права на гироскутер и его аналоги?

Электротранспорт сегодня набирает бешенную популярность. Увидеть человека на сигвее или гироскутере можно даже в небольших провинциальных городках, для них это тоже уже не экзотика. Только вот у наших читателей возник вопрос: не нужны ли случайно на электроскутер (гироскутер) водительские права?

Заглянем в ПДД и поищем там ответ.

Портативный электротранспорт

Все эти на первый взгляд игрушки можно назвать портативным электротранспортом. Взял подмышку и пошел. Но давайте копнем глубже и рассмотрим их определения.

Сигвей – электрическое транспортное средство с двумя колесами по бокам и рулем велосипедного типа.

Гироскутер – электрическое транспортное средство в виде горизонтальной планки с двумя колесами по бокам и без руля, управление происходит путем баланса веса тела водителя.

Моноколесо – одноколесное электрическое транспортное средство с системой управления «самабалансировка».

Все эти средства передвижения оснащены электродвигателями, всевозможными датчиками равновесия. Этот транспорт развивает скорость до 50 км/ч и даже выше, средней скоростью считается 15 км/ч. Судя по скоростному режиму – это вовсе не игрушки.

Кто ты: пешеход или водитель?

Теперь рассмотрим, к какому же виду транспортных средств можно отнести гироскутер, моноколесо и сигвей?

По ПДД этот электротранспорт можно приравнять к велосипедам, к мопедам и мотоциклам. Но в определениях этих транспортных средств говориться, что у них минимум 2 колеса, значит моноколесо не попадает ни в одну категорию ТС, описанных в ПДД. Права на него точно не потребуют.

А где на них разрешено ездить – не понятно. На проезжую часть выезжать опасно, на велосипедных дорожках не разрешено, на тротуаре создается опасность для пешеходов. Одно точно, раз моноколесо транспортное средство, то управляя им нужно соблюдать ПДД.

Относительно сигвеев и гироскутеров нужно смотреть на максимальную мощность. Их можно отнести и к велосипедам, и к мопедам, и к мотоциклам.

Нужны ли права — зависит от мощности

Гироскутер и сигвей будет приравнен к велосипеду, если его максимальная скорость не превышает 25 км/ч, соответственно мощность электромотора не более 0,25 кВт. Права на такое транспортное средство не нужны. Но ПДД соблюдать нужно.

Гироскутер и сигвей будет приравнен к мопеду, если он развивает скорость не более 50 км/ч, следовательно, его электродвигатель не мощнее 4 кВт.

На сигвей нужны будут мотоциклетные права, если его мощность выше 4 кВт и максимальная скорость выше 50 км/ч.

На практике большинство сигвеев и гироскутеров обладают мощностными характеристиками мопедов, значит на них нужны права как минимум категории М. Сейчас ее автоматически проставляют всем владельцам автомобильных и мотоциклетных категорий при замене прав.

Если Ваш электротранспорт мощнее 4 кВт, то права нужны уже категории А1 или А, в зависимости от точных характеристик. Но сигвеев до 11 кВт я не встречал в интернете, поэтому хватит и подкатегории А1.

Штраф за управление сигвеем без прав

Управление мощным сигвеем или гироскутером без водительских прав может повлечь наложение административного штрафа в размере 5-15 тыс. рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП). Если сигвеем или гироскутером управляет несовершеннолетний без водительских прав, то его родителей могут оштрафовать на 30 тыс. рублей за передачу права управления лицу, не имеющему ВУ (часть 3 статьи 12.7 КоАП).

С мопедами более или менее порядок навели – детей за рулем скутеров и мопедов не видно на дорогах. С увеличением числа гироскутеров и сигвеев на тротуарах сотрудники ГИБДД возьмутся и за их водителей.

В ряде зарубежных стран сигвеи и гироскутреы приравнены законом к мопедам со всеми вытекающими отсюда последствиями: номерные знаки, световые приборы, водительские права обязательны (Германия, Дания, Япония, Нидерланды, Швецария). Где-то считаются велосипедами (Швеция), а где-то запрещены до внесения в закон поправок (Англия, Австралия).

Не забывайте…

Сейчас заказать такой транспорт в интернет очень просто, поэтому при покупке гироскутера или сигвея не забывайте уточнить мощность электротранспорта. Чтобы потом не оказалось сюрпризом, что на него нужны водительские права.

И помните, сигвей и гироскутер не игрушка, управляя ими нужно соблюдать ПДД, чтобы не создавать опасность другим участникам дорожного движения, пешеходам и себе. Либо используйте как в Англии, в пределах частной территории.

Удачи в управлении транспортными средствами, будь то сигвей или огромный джип!

Автор: Дмитриев Виталий, дата публикации: 07.10.2016 г.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Сегвей, гироскутер, моноколесо с точки зрения ПДД

Итак, с точки зрения ПДД перечисленные транспортные средства могут быть отнесены к велосипедам, мопедам и мотоциклам:

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Читать еще:  Acura RLX 2014

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

В первую очередь хочу обратить Ваше внимание, что все перечисленные типы транспортных средств предусматривают наличие как минимум двух колес. Поэтому моноколесо с точки зрения ПДД ни в одну из перечисленных категорий не попадает.

Не знаю, радоваться или нет обладателям моноколес. Они не попадают ни в одну из перечисленных категорий, поэтому должны соблюдать общие правила дорожного движения, предназначенные для всех транспортных средств. Т.е. моноколеса должны ездить исключительно по проезжей части.

Перейдем к рассмотрению сегвея и гироскутера. Указанные транспортные средства имеют 2 колеса, поэтому в зависимости от своих характеристик могут считаться и велосипедами, и мопедами, и мотоциклами.

1. Гироскутер является велосипедом, если мощность его двигателя не превышает 0,25 кВт, а максимальная скорость не превышает 25 км/ч.

2. Сегвей является мопедом, если мощность его двигателя составляет от 0,25 до 4 кВт, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

3. Сегвей является мотоциклом, если его максимальная скорость превышает 50 км/ч.

Как видите, в данном случае решающее значение имеет мощность электрического двигателя сегвея или гироскутера. На практике подобные транспортные средства продают через интернет и мощность двигателя на странице зачастую не указывают. Это ведет к тому, что только получив товар его счастливый владелец обнаруживает, что мощность электродвигателя составляет в районе 500 Вт, т.е. транспортное средство относится к мопедам. Это вполне стандартная ситуация, т.к. большинство гироскутеров и сегвеев на практике действительно относятся к мопедам.

Кроме того, есть некоторые модели, которые способны развивать скорость более 50 км/ч. Они вообще относятся к мотоциклам.

Изменения ПДД

Минтранс доработал законопроект, который вводит специальные правила дорожного движения для самокатов, сигвеев, гироскутеров и моноколёс.

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, законопроект был разработан ещё в 2019 году. Необходимость его разработки была связана с ростом популярности средств индивидуальной мобильности (СИВ) – самокатов (в том числе с электромотором), сигвеев, гироскутеров и моноколёс.

Формально эти устройства никак не отражены в ПДД – на них распространяются требования, действующие для пешеходов. Но скорости движения этих устройств становятся всё выше, что требует введения отдельных требований для их эксплуатации.

В связи с этим, был разработан законопроект, который вводил в правовое поле все эти СИВ. Однако, после обсуждения законопроекта всеми заинтересованными ведомствами, он был существенно доработан, сообщили в Минтрансе России.

К примеру, в него добавлено предложение о внедрении световой секции светофора, информирующей водителя о том, что на пешеходном переходе, на который он поворачивает, включён сигнал светофора, разрешающий движение переходов. Это сделано для повышения безопасности при совмещении автомобильного и пешеходного движения.

Кроме того, лицам, использующим СИВ, предлагается разрешить пересечение дороги по пешеходным переходам. При этом их скорость должна быть снижена до скорости, с которой двигаются пешеходы. Указанные лица также смогут передвигаться в пешеходной зоне. Данные меры направлены на обеспечение безостановочного движения СИВ.

Добавлены требования по наличию в тёмное время суток включенного фонаря у тех, кто передвигается с использованием СИВ.

Для повышения безопасности дорожного движения предложено отменить действие знака 3.1 «Въезд запрещен» при движении велосипедистов и лиц, использующих СИВ, по тротуарам.

Согласно документу, передвижение СИМ разрешается:

  • по правому краю проезжей части дорог, на которых разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедов (если СИМ оборудовано двигателем и не использует гироскопическую стабилизацию);
  • по инфраструктуре для пешеходов, обочинам и проезжей части дорог (при определённых условиях);
  • по дорогам, имеющим ограничение скорости не более 60 км/час (при определённых условиях).

При этом, при совмещённом движении с пешеходами, пешеходы имеют преимущество перед СИМ. Во всех случаях совмещенного движения с пешеходами максимальная скорость СИМ не должна превышать 20 км/ч.

Также установлены ограничения по использованию СИМ, в зависимости от возраста пользователя.

Младше 7 лет

Передвижение СИМ разрешается по следующим участкам:

  • тротуар;
  • пешеходная дорожка;
  • пешеходная зона;
  • велопешеходная дорожка (на стороне для движения пешеходов).

Дети до 7 лет, использующие для передвижения СИМ, приравниваются к пешеходам.

От 7 до 14 лет

Передвижение СИМ разрешается по следующим участкам:

  • тротуар;
  • пешеходная дорожка;
  • пешеходная зона;
  • велопешеходная дорожка;
  • велосипедная дорожка.

Лица старше 7 лет, использующие для передвижения СИМ, должны двигаться по велодорожкам, велосипедным полосам и велопешеходным дорожкам с разделённым движением на стороне велосипедистов.

Старше 14 лет

Передвижение СИМ разрешается по следующим участкам:

  • пешеходная зона;
  • велопешеходная дорожка;
  • велосипедная дорожка;
  • проезжая часть велосипедных зон;
  • полоса для велосипедистов.

При отсутствии вышеуказанной инфраструктуры, разрешается движение по следующим участкам:

  • тротуар;
  • пешеходная дорожка;
  • обочина.

При отсутствии указанных дорожек и полос допускается движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по тротуару и велопешеходным дорожкам с совмещенным движением (в случае, если ненагруженная масса СИМ не превышает 30 кг), правому краю проезжей части (для лиц старше 14 лет) или обочине.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector