Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли прощать АвтоВАЗу многомиллионные долги

Нужно ли прощать АвтоВАЗу многомиллионные долги

Некоторые дилеры, реализовав тысячи автомобилей, так и не рассчитались с «АвтоВАЗом»

Антон Денисов/РИА «Новости»

«АвтоВАЗ», согласно финансовой отчетности за третий квартал 2012 года, не смог взыскать с нескольких региональных дилеров более миллиарда рублей. Обанкротившись после кризиса, те так и не перечислили заводу средства за поставленные машины. И деньги, и автомобили, как выяснилось, были впоследствии похищены.

В отчете есть описание всех закончившихся судебных процессов, в которых участвовал тольяттинский завод. Несколько тяжб велось с дилерами «АвтоВАЗа», к которым завод имел финансовые претензии. Как выяснилось, несмотря на положительные судебные решения, завод направил часть долгов на списание. Другая часть классифицирована как «нереальная к взысканию».

Основным должником «АвтоВАЗа», согласно документу, является подразделение «Элекс-полюса» «Элекс-полюс Л»: убыток, «причиненный недостачей автомобилей», составил 562,1 млн рублей.

Ранее контрольный пакет в 51% акций дилера «Элекс-полюс» принадлежал самому «АвтоВАЗу», а эта сеть являлась крупнейшим партнером завода. В 2009 году выяснилось, что со складов компании пропало более четырех тысяч переданных на реализацию машин. «АвтоВАЗ» попытался компенсировать убытки, подав иски к двум дочерним компаниям холдинга на сумму почти в миллиард рублей, однако до сих пор денег в Тольятти так и не увидели.

Тяжба с «Элекс-полюс Л» тянулась с 2009 года до тех пор, пока компания не была ликвидирована в июле 2012 года. В августе долг был направлен на списание. По мнению завода, взыскать его уже нереально.

Аналогичным образом завершилась тяжба с ООО «Чехов-Лада», задолжавшим «АвтоВАЗу» 396,5 млн рублей. В марте этого года дилер был ликвидирован. «В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ долг является нереальным к взысканию», — констатируют авторы отчета. Под списание попали и долги воронежского ООО «Технология», задолжавшего заводу в общей сложности около 95,5 млн рублей. Обанкротившаяся компания была ликвидирована в апреле, и в отчете отмечается, что возместить ущерб уже нереально. Схожая ситуация сложилась и с долгами архангельского ООО «АвтоРИМ». Компания уже ликвидирована, и взыскать с нее заводу ничего не удастся. Во всех вышеперечисленных случаях были вскрыты факты хищения продукции завода.

Между тем завод из-за недобросовестных дилеров может понести новые убытки. В отчете перечислены судебные процессы, которые еще не закончены.

Продолжается тяжба с компанией «Электро-полюс Центр», которая должна «АвтоВАЗу» 435 млн рублей за пропавшие машины. Особых иллюзий по поводу исхода дела в компании не питают и оценивают шансы получить деньги как «маловероятные».

Чуть более 100 млн рублей, из которых 25 млн составляют проценты по долгу, «АвтоВАЗ» в рамках дела о взыскании убытков, причиненных недостачей автомобилей, пытается взыскать с ОАО «Саратов-Лада». Согласно утвержденному арбитражным судом мировому соглашению, дилер должен расплачиваться с заводом с марта 2011 по декабрь 2015 года. «АвтоВАЗ» оценивает шансы получить деньги «выше среднего».

Недостача автомобилей была отмечена и еще у одного крупного дилера «АвтоВАЗа» — ОАО «Кубань-Лада». Компания задолжала 237,6 млн рублей, в том числе 55,4% в качестве процентов по долгу. Согласно заключенному соглашению, деньги должны быть выплачены в период с января 2011-го по декабрь 2015 года, и в «АвтоВАЗе» оценивают перспективы возврата средств как «выше среднего».

Аналогичные тяжбы на сотни миллионов рублей «АвтоВАЗ» ведет и с другими региональными лидерами, в частности «Ростов-Лада» (долг 181 млн рублей) и «Брянск-Лада» (около 27,5 млн). Если в последнем случае завод все-таки рассчитывает возместить ущерб, то с ростовского дилера взыскать средства, скорее всего, уже не удастся.

Читать еще:  Нужно ли отменить знак «Ш»?

Согласно отчету, по итогам трех кварталов работы выручка «АвтоВАЗа» составила 133,67 млрд рублей, на 4% больше, чем в прошлом году. Но чистая прибыль компании за год снизилась в 2,5 раза, до 1,19 млрд рублей. Совету директоров холдинга, куда входят 12 человек, по итогам 2011 года за успешную работу был выплачен бонус в размере 37,2 млн рублей.

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что в сложившейся ситуации списание долгов является для «АвтоВАЗа» оптимальным вариантом. «Если компании-должники обанкротились и взыскать с них уже нечего, то для того, чтобы эти задолженности не болтались на балансе и с них не нужно было платить налоги, компания подчищает баланс, — объяснил он «Газете.Ru».

— Это лишние затраты, которые никому не нужны».

По словам аналитика, проблемы с дилерами в 2009 году у «АвтоВАЗа» возникали в основном потому, что компании-партнеры, набрав перед финансовым кризисом кредитов, не смогли по ним расплатиться. «Люди строились, вкладывали, беря деньги под большие проценты, а когда рынок рухнул, пошла волна банкротств, — пояснил эксперт. — Были и банальные случаи воровства, но это не главная причина».

По его мнению, кризис 2008 года сыграл и свою положительную роль. «Было некое оздоровление рынка: компании стали более осторожны при строительстве каких-то гигантских дилерских центров, — отметил Удалов. – При этом проблемы с дилерами были далеко не только у «АвтоВАЗа», но и других автопроизводителей».

«АвтоВАЗ» предпринял все необходимые, предусмотренные действующим законодательством меры для возвращения долгов, — сообщили в «Газете.Ru» в пресс-службе предприятия. — Все дальнейшие действия компании также находятся в рамках правового поля Российской Федерации. Следует напомнить, что само раскрытие фактов убытков, причиненных недостачей автомобилей, произошло после начала реформирования системы сервисно-сбытового обслуживания на «АвтоВАЗе». Одна из задач реформирования состояла как раз в том, чтобы исключить случаи хищения и поднять обслуживание покупателей и владельцев автомобилей на уровень, позволяющий удовлетворять их требования. Эта задача последовательно выполняется».

Ситуация аховая, убытки колоссальные

За прошлый год консолидированный чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился втрое (до 73,8 млрд. рублей). Это новый антирекорд. При этом доход снизился на 8% — до 176 млрд. рублей (если сравнивать показатели с 2014 годом). К тому же «АвтоВАЗ» не смог выполнить важные условия кредитных банковских договоров. Речь идет о коэффициенте финансового рычага, размере EBITDA, ликвидности и рентабельности. Задолженность по кредитам превышает 36 млрд. рублей.

Аудиторы Ernst&Young уточнили, что существует реальная возможность приостановки деятельности автопредприятия. Автогигант ведет переговоры с целью списания имеющегося долга и привлечения дополнительных средств.

Финансовая яма, в которой оказался российский автопроизводитель, сформировалась не вчера. Деятельность «АвтоВАЗа» является убыточной уже многие годы. Но предприятие сильно подкосило уменьшение спроса на автомобили в связи с кризисом. В прошлом году на заводах Тольятти и Ижевска было выпущено всего 468,5 тысячи авто четырех брендов (Lada, Datsun, Nissan, Renault). Это на 19% меньше показателя 2014 г. Эксперты утверждают, что в 2016 году производство «АвтоВАЗа» упадет еще на 13 процентов (до 405,5 тысяч машин).

Renault (ключевой акционер «АвтоВАЗа») за прошлый год получил 620 млн. евро убытка от участия в российском автопредприятии. Но все акционеры заявляют, что попытаются докапитализировать «АвтоВАЗ».

Президент России Владимир Путин будет способствовать разрешению ситуации вокруг ОАО «Златоустовский метзавод» (ЗМЗ) при ходатайстве полпреда президента в УрФО Игоря Холманских и губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Диалог между продавцом в лице ГК «Мечел» Игоря Зюзина и УВЗ будет продолжен, тогда как на самом предприятии протестные настроения «угасли» до очередного раунда переговоров между старым и возможным новым собственником. Эксперты считают, что при убедительном воздействии имеющегося у УВЗ ресурса стоимость завода, заявленная «Мечелом» на уровне 9 млрд рублей, снизится до адекватной цены как минимум на треть.

Читать еще:  Потеют стекла в автомобиле

11 и 13 ноября, как ожидается, будет окончательно решена судьба ЗМЗ. По словам зампреда правительства Челябинской области, куратора региональной экономики Ивана Феклина, «сейчас власти Челябинской области ищут всевозможные пути для оздоровления ситуации на ЗМЗ и в Златоусте в целом». Однако по данным источника, близкого к администрации президента России, 11 ноября губернатор Челябинской области Михаил Юревич во время визита Владимира Путина в Екатеринбург на X Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана постарается донести до главы государства ситуацию вокруг ЗМЗ и передать лично или через полпреда Игоря Холманских в руки президенту обращение от имени региональных властей с просьбой оказать содействие в оздоровлении ситуации, связанной с заводом ЗМЗ. «Это означает, что Владимира Владимировича попросят поговорить с главой госкорпорации Олегом Сиенко и как главу государства вмешаться в судьбу завода», – пояснил собеседник «Правды УРФО».

Однако, как стало известно «Правде УРФО», уже есть договоренность о личной встрече между Олегом Сиенко и Игорем Зюзиным по проблемам завода, которая запланирована на следующую неделю. «До этого 2 руководителя говорили между собой только по телефону на предмет ситуации. Если встреча будет подкреплена позицией Владимира Владимировича Путина, то заводу будет придано второе дыхание. Тем более что интерес УВЗ к спецстали ни в коем случае не остыл», – констатирует другой источник «Правды УРФО», знакомый с позицией АП по данному вопросу.

Генеральный директор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко

По словам руководителя профкома ЗМЗ Марата Сафиева, все протестные акции и планы их проведения приостановлены до 13 ноября, когда, как ожидается, будут возобновлены переговоры между «Мечелом» и УВЗ.

Положение на «Златоустовском метзаводе» обострилось, напомним, еще 11 октября, когда были остановлены все электропечи, а «Мечел» предупредил предприятие о полной остановке производства с 1 ноября 2013 года. Тогда под угрозой увольнения оказалось 4200 человек. В 2009 году ЗМЗ уже был в простое 1 месяц, когда под гнетом долгов собственника группы компаний «Эстар» экс-депутата Госдумы Вадима Варшавского ЗМЗ оказался на грани закрытия. Тогда «Эстар» задолжала «Мечелу» Игоря Зюзина $1,5 млрд, и чтобы заводы не прекратили работать и смогли выплачивать долги, «Мечел» завозил на предприятия сырье и забирал готовую продукцию. Но на данный момент у предприятия, производящего спецсталь, нет работы: для того чтобы удержать зарплаты, по оценкам экспертов, необходим заказ на 23 тысячи тонн продукции, но завод обеспечен только на половину.

После ряда переговоров между «Мечелом» и УВЗ с участием полпредства и руководства Челябинской области была достигнута договоренность о приходе на ЗМЗ госкорпорации. Впрочем, по комментариям официальных представителей УВЗ, на завод зайдет не сама корпорация, а менеджмент ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь». Однако «камнем преткновения» в переходе актива в руки нового менеджмента стала его стоимость, которая, по оценкам металлургического холдинга, должна составить 9,4 млрд рублей. Как сообщал ранее источник в холдинге, «Мечел» мотивирует данную сумму по перечню параметров. Во-первых, компания ранее инвестировала в модернизацию завода около 500 млн рублей, а в 2010 году перенаправила в адрес завода заказы «АвтоВАЗа», которыми ранее занималась дочка «Мечела» – ОАО «Челябинский металлургический комбинат». Источник в «Мечеле» также озвучил суммарную кредиторскую задолженность предприятия перед Сбербанком и «Росбанком» – 12 млрд рублей.

Читать еще:  Как правильно расторгнуть договор ОСАГО

Председатель совета директоров ОАО «Мечел» Игорь Зюзин

В «Мечеле» и УВЗ сегодня комментировать ситуацию вокруг ЗМЗ отказались. Однако источник «Правды УРФО», близкий к менеджменту завода «Красный Октябрь», пояснил, что команда, которая выводила из кризиса «Волгоградский завод «Красный Октябрь», готова была применить свои методы оздоровления и на ЗМЗ, но со стороны «Мечела» понимания не нашлось.

На данный момент, по крайней мере, как сообщают источники на ЗМЗ, стабильность в коллективе достигнута. «Новый гендиректор ЗМЗ Алексей Алексеев обеспечил предприятие контрактами до 26 ноября и в экстренном порядке ищет заказы на декабрь. Предварительно они подтверждаются, завод загружен не на полную мощность, но любые разговоры о сокращении персонала и остановки завода завершены. Иван Феклин встречался с представителями профсоюза и довел до них рациональные доводы, что не нужно выходить на улицы и перекрывать федеральные трассы. Во-первых, это уголовно наказуемо, а во-вторых, для этого нет предпосылок», – рассказал «Правде УРФО» источник на предприятии.

Марат Сафиев подтверждает, что предприятие на данный момент обеспечено заказами на 5 тыс. тонн продукции. «Нужно набрать минимум 15 тысяч, чтобы отстоять зарплату за ноябрь. Сегодня нам удалось удержать зарплату на уровне 20,5 тысячи. Действительно заказ на выплавку стали сейчас есть, но пока мы не можем его подтвердить. Аванс будет выплачен – порядка 15 миллионов рублей, на окончательные выплаты потребуется порядка 55–60 миллионов рублей. Пока электропечи стоят, работает полноценно до 20 ноября только стан 400, 20 ноября, возможно, заработает стан 350–500, который будет докатывать металл по заказу», – объяснил ситуацию на предприятии руководитель профкома. Рабочий добавил, что на данный момент переговоры с УВЗ затормозились в связи с нерешенностью судьбы долгов ЗМЗ.

«С УВЗ все обговорено, но куда долги девать – не решено, пытаются на новый завод перевести долги ЗМЗ, ну кто будет приобретать долги? По ОАО «ЗМЗ» однозначно принято решение, что оно не будет существовать – будет ли это ликвидация или банкротство, а коллектив должен перспективно перейти в другое предприятие», – объясняет профсоюзный лидер.

Марат Сафиев добавляет, что, несмотря на временное урегулирование ситуации на предприятии, коллектив в случае краха переговорного процесса по продаже ЗМЗ госкорпорации «настроен поддержать профсоюзный комитет». Впрочем, как заключают отраслевые аналитики, социальная напряженность не будет допущена: после вмешательства в ситуацию первого лица государства «Мечелу» «придется на треть снизить свои аппетиты до экономически обоснованных перед согласительной комиссией».

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Справочно:

«Златоустовский металлургический завод» основан 22 мая 1902 года, предприятие занимается выпуском проката черных металлов, нержавеющей стали, стали и стальных слитков, используемых в авиастроении и машиностроении. Предприятие входит в число активов группы компаний «Эстар». Летом 2009 года правительство Челябинской области, группа «Мечел» и «Златоустовский метзавод» договорились о стратегическом партнерстве. Убыток завода в 2012 году составил 424,7 млн рублей, компания сократила отгрузку металлопродукции на 13,3% по сравнению с 2011 годом – до 427,4 тыс. тонн.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector