Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

  1. Функции бортового компьютера
  2. Виды БК
  3. Универсальный
  4. Маршрутный
  5. Сервисный
  6. Управляющий
  7. Как считает расхода топлива
  8. Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля
  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Дата Категория: it

Компьютеры стали обычным явлением в каждом современном автомобиле. Бортовые компьютеры контролируют существенные аспекты функционирования автомобиля, включая торможение и рулевое управление.

Они также отвечают за подвеску, приборы и работу мотора. Водитель и пассажиры не могут управлять установленными в машине компьютерами; их программы хранятся в ПЗУ(постоянных запоминающих устройствах) и не могут быть изменены.

Сначала компьютеры устанавливались в автомобилях, чтобы снизить загрязнение воздуха, после того, как правительство [США] выпустило законы, устанавливающие нормы выбросов выхлопных газов в атмосферу. Сенсоры в выхлопной трубе анализируют выбросы и передают информацию в микропроцессор. Микропроцессор, в свою очередь, регулирует эффективность сжигания топлива для снижения уровня вредных выбросов.

Сенсоры, где бы они ни устанавливались, собирают информацию о состоянии колес, тормозов и подвесной системы, чтобы обеспечить безопасную мягкую езду. Компьютеры могут осуществлять десятки мельчайших исправлений в секунду, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям. Они предотвращают скольжение колес перед торможением. Компьютер регулирует уровень тормозной жидкости с тем, чтобы колеса продолжали вращаться. Компьютеры помогают смягчить тряску на неровной дороге, направляя давление на амортизаторы. Кроме того, компьютеры позволяют усовершенствовать автомобиль при помощи нововведений, таких как четырехколесное управление и бортовая навигация, которая осведомляет водителя о месте eft) нахождения и предлагает кратчайший путь в пункт назначения.

Контроль двигателя

Чтобы двигатель автомобиля заработал, в цилиндре смешиваются воздух и горючее, а затем смесь под давлением сжигается, выделяя энергию. Компьютер, используя данные о потоке воздуха, горючем, температуре в моторе и выхлопах, определяет наиболее эффективную смесь и количество горючего. Свечи зажигания тоже контролируются компьютером, который обеспечивает правильное таймирование. Компьютер делает постоянные поправки для каждой свечи и цилиндра, обеспечивая тем самым максимальную эффективность работы двигателя.

Контроль скольжения

Когда водитель нажимает на тормоз при скользкой дороге, неожиданное давление тормозов может вызвать стопорение одного или двух колес, то есть они перестают вращаться, хотя машина продолжает двигаться. Тяга прекращается, и водитель может потерять контроль управления. Сенсор вращения определяет, когда колеса должны застопориться. Компьютер при помощи насоса давит на тормоза со скоростью 10 раз в секунду, что ослабляет давление и позволяет колесам вращаться, тем самым предотвращая скольжение.

Амортизация ударов

Вес машины поддерживается колесами, пружинами и амортизаторами. Во время движения машину трясет, причем чем неровнее местность, тем сильнее толчки и удары. Сенсоры отмечают движения амортизаторов и регулируют давление с тем, чтобы обеспечить плавную езду. Когда груз в автомобиле не сбалансирован, к примеру, перегружен багажник, компьютер обеспечивает подачу воздуха в то место, куда это необходимо, чтобы поддержать уровень шасси.

Панель управления

Дисплеи компьютерных приборов придают автомобилю сходство с реактивным самолетом. Стрелочные приборы уступили место жидкокристаллическим дисплеям. Эти дисплеи проецируют данные прямо на лобовое стекло, освобождая водителя от необходимости отводить глаза от дороги.

Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров

Универсальный компьютер автомобиля (карпьютер)

Этот бортовой компьютер (карпьютер) является неким гибридом и включает в себя следующий функционал:

  • персональный компьютер РС;
  • GPS-навигация через спутник;
  • телевизор;
  • плеер DVD.

Кроме того, в карпьютер может быть внедрен дополнительный функционал:

  • система датчиков с исполнительной механикой для работы парктроника;
  • система регулировки форсунок и опережения зажигания (для регулирования мощности и экономии топлива);
  • управление двухсторонней радиосвязью.

Универсальные бортовые автокомпьютеры (карпьютеры) управляются через сенсорные ЖК-экраны размером от 7 до 15 дюймов. В качестве дополнительной опции, к универсальному компьютеру возможно подключение присоединяемой клавиатуры.

На данный момент конструкции бортовых карпьютеров не стандартизированы (за исключением ЖК-мониторов: 1DIN, 2DIN, 1/2DIN). Вследствие этого конструкция системных блоков карпьютеров может различаться. Чаще всего, универсальный «бортовик» устроен так же, как и обычный персональный компьютер, с такими же основными узлами.

Разница только в том, что в «бортовиках» системный накопитель состоит из электромеханических винчестеров в формате 2.5 дюйма. Также в них используются твердые SSD-накопители или микросхемы с электронной флеш-памятью (в старых моделях).
Карпьютер, изъятый из своей автомобильной ячейки, может быть использован как обычный ПК, от источника электропитания 12В.

Универсальный «бортовик» несложен в эксплуатации и легко устанавливается как в простой инжекторный автомобиль, так и в дизель, а также с турбонаддувом. Еще одним плюсом этого универсального устройства является то, что при смене автомобиля не нужно приобретать новый бортовой компьютер, а для успешной переустановки старого «бортовика» потребуется только обновить программное обеспечение.

Маршрутный бортовой компьютер

Узкоспециализированные (с минимальным набором функций) «бортовики-маршрутники» появились намного раньше, чем серийные автомобильные компьютеры «CarPC» от американской фирмы «Tracer», вышедшие на рынок в 2000 году. В то время, как узкоспециализированные «маршрутники» начали устанавливать на раллийных авто еще в 70-х годах прошлого столетия, в 90-х годах они уже прочно заняли свое место в серийной стандартной комплектации многих легковых автомобилей.

Кроме того, «маршрутник» оснащен графическим дисплеем с возможностью отображения на нем не только маршрутных данных, но и географической карты с указанием на ней месторасположения машины. При этом число отображаемых на дисплее параметров может быть увеличено.

Маршрутный компьютер считает, обрабатывает и выводит на экран следующие данные:

  • средний показатель скорости за конкретное время движения и за все время пути;
  • среднее потребление топлива;
  • продолжительность пути;
  • плановое время прибытия в указанный пункт;
  • сколько километров проехал автомобиль за все время поездки;
  • время простоя;
  • стоимость топлива, которое было израсходовано на передвижение;
  • потребление топлива в различных режимах передвижения (набор скорости, движение по инерции, торможение) и другие параметры.

Полученные и обработанные маршрутным «бортовиком» данные выводятся на символьный ЖК-дисплей или OLED-индикатор. Маршрутные «бортовики» для опциональной установки (в качестве дополнительной опции) имеют меньшую функциональность, чем уже установленные в серийно производящихся автомобилях. Чаще всего «маршрутники» работают совместно с управляющими и сервисными «бортовиками».

Сервисный бортовой компьютер

Довольно часто сервисный бортовой автокомпьютер называют «диагностическим». Данный «бортовик» является клиентским блоком общей диагностической системы, выявляющей системные и узловые неисправности, что существенно облегчает их устранение в сервисных ремонтных центрах.

В качестве самостоятельного устройства сервисный «бортовик» используется крайне редко. Как правило, диагностические функции выполняет системный компьютер, под управлением которого находятся узлы и механизмы автомобиля (по принципу работы маршрутного автокомпьютера).

Сервисный «бортовик» выполняет следующую работу:

  • диагностирует двигатель и сохраняет в электронной памяти код обнаруженной ошибки;
  • отслеживает состояние тормозов;
  • контролирует наличие масла в главных системах и узлах;
  • диагностирует электрическую сеть автомобиля.

При ремонте машины на СТС находящиеся в памяти автокомпьютера коды ошибок считываются сервером ремонтно-диагностической системы. После чего на основе считанных кодов принимается решение о целесообразности ремонта или настройки узлов и агрегатов.

Управляющий бортовой компьютер

Управляющий «бортовик» является главным блоком в системном электронном управлении. Самая распространенная конфигурация управляющего бортового компьютера – единая система с множеством разветвлений и цифровым специализированным функционалом. Реже встречаются варианты с несколькими независимыми цифровыми вычислительными блоками, с датчиками и исполнительной механикой.

Читать еще:  Как сделать диагностику двигателя автомобиля

Основная работа управляющего «бортовика» заключается в управлении:

  • форсунками;
  • зажиганием;
  • тормозной антиблокировкой;
  • автоматической коробкой передач;
  • скоростным режимом (круизный контроль);
  • климат-контролем.

Кроме того, управляющий бортовой компьютер контролирует рабочие показатели двигателя (охлаждение, число оборотов коленвала, давление масла), осуществляет корректировку напряжения в элекрической сети машины и зарядного тока для аккумулятора. Это устройство также аварийно сигнализирует о перегревании двигателя, перегрузках в электросети, превышении заданного скоростного режима, движении без фиксации ремней безопасности и т. п.

Управляющий «бортовик» устанавливается в автомобилях с бензиновыми моторами инжекторного типа, а также с дизельными агрегатами, кроме ДВС с карбюраторами.

Заключение

Бортовой автокомпьютер – это, прежде всего, полезная необходимость, которая повышает безопасность и дает возможность водителю своевременно выявлять возникшие неполадки и нештатные ситуации. Полезность данного устройства трудно переоценить, так как оно позволяет избежать множественной цепной поломки нескольких деталей и узлов, что сэкономит не только средства, но и время.

Что же касается сложности работы с автомобильными компьютерами, то здесь, конечно же, будет намного легче тем, кто знаком с работой обычного домашнего персонального компьютера. Другим водителям, не имеющим опыта работы с ПК, придется немного потрудиться и потратить некоторое время на изучение «матчасти».

Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин:

Параметры бортовых компьютеров

Маршрутный компьютер оповещает водителя об основных параметрах поездки — скорость, частота оборота двигателя и его температура, оставшийся объем топлива, температуру воздуха в салоне и открытого воздуха, напряжение электросистемы и много чего другого. С другой стороны, частично эти данные можно получить по штатным датчикам автомобиля, но покупка бортового компьютера не теряет своей актуальности, а наоборот. Хотя бы потому, что данные маршрутного компьютера отображаются более точно. А еще он может корректировать исходные данные для вычислений после замены разных комплектующих и систем автомобиля. Купить маршрутный компьютер в Киеве, Харькове, Одессе можно на 130.com.ua с доставкой по Украине.

Качественные и дорогие модели бортовых компьютеров, кроме тривиальных показаний датчика, помогут с планированием вашего маршрута, подберут оптимальную скорость на определенном участке пути, подсчитают километры согласно остатку топлива в баке. Бортовой компьютер проводит проверку всех узлов и систем автомобиля и при обнаружении «нестандартной» ситуации молниеносно оповестит водителя о выявленной проблеме или поломке.

Маршрутный (бортовой) компьютер «считывает» все имеющиеся датчики автомобиля. После тестирования начальных параметров, он делает анализ производительности автомобиля и предоставляет детальный отчет водителю. В компьютерах дорого класса обычно используется жидкокристаллический дисплей, а в более простых компьютерах — цифровой (3-х или 4х-разрядный).

С уверенностью можем сказать: не нужно экономить на таком помощнике. Интернет-магазин автотоваров «130» предлагает ознакомиться с описаниями бортовых компьютеров и купить бортовой компьютер по выгодной цене. Мы готовы гарантировать вам — маршрутный компьютер обеспечит сохранность ваших денег и времени.

Как пользоваться бортовым компьютером?

  • Как пользоваться бортовым компьютером?
  • Особенности бортового компьютера
  • Ошибки бортового компьютера
  • Как пользоваться бортовым компьютером?

Бортовой компьютер представляет собой очень сложный синтез множественных технических узлов и автомобильной электроники. Но при всём этом вы, скорее всего, недооцениваете его работу, полагаясь на то, что компьютер – это неодушевлённый электронный мозг, который только и способен, что отображать средний топливный расход, сколько осталось проехать до следующей заправки и тому подобное. В действительности он выполняет гораздо больше функций. Так как работает бортовой компьютер вашего автомобиля и как им пользоваться? Предлагаем разобраться в этом далее.

  • Особенности бортового компьютера
  • Ошибки бортового компьютера
  • Как пользоваться бортовым компьютером?

Особенности бортового компьютера

Бортовые компьютеры могут выполнять десятки всевозможных функций, количественное значение которых зависит от типа самого устройства, от производителя и от его стоимости. Каждый аппарат поддерживает фирменные протоколы отдельных автомобильных марок. Поэтому перед тем как остановить свой выбор на понравившемся вам бортовом компьютере, узнайте, возможен ли его монтаж конкретно на ваш автомобиль. Например, если вы являетесь обладателем автомобиля марки Skoda, тогда вам подойдёт Multitronics TC 50 GPL, а если у вас «десятка», тогда можно смело ставить Gamma GF 412.

Бортовой компьютер автомобиля сообщает водителю основные параметры движения – скорость, обороты силового агрегата и его температуру, температуру воздуха в салоне и «за бортом», количество оставшегося топлива, напряжение и множество других параметров и данных. Многие показатели, конечно же, можно получить, обратившись к штатным автомобильным приборам, но согласитесь, что в силу удобства установка бортового компьютера не утрачивает своей актуальности.

Первое – показания данного аппарата очень точны. Второе – он самостоятельно выполняет корректировку исходных данных для вычислений, после того как были изменены какие-либо системы или детали автомобиля.

Для наиболее детальной обработки данных и их вывода на дисплей, бортовой компьютер использует все датчики и блоки управления автомобиля. После того как исходные параметры получены, он выдаёт водителю свои выводы и рекомендации относительно возникшей ситуации. Информация выводится на монитор. В дорогих БК они жидкокристаллические, в более бюджетных – цифровые. Но экономить на таком помощнике нецелесообразно. Будьте уверены, что в серьёзных ситуациях он поможет вам сохранить время и деньги.

Ошибки бортового компьютера

Пожалуй, основным преимуществом бортового компьютера является его возможность уведомлять водителя о возникших неисправностях в узлах автомобиля и его системах, а также выдача конкретных рекомендаций по дальнейшим действиям. На появившийся сигнал необходимо отреагировать наиболее оперативно, заехав на ближайший диагностический автосервис. Там при помощи сканера расшифруют код выданной ошибки, а неисправность обнаружат и устранят на стадии её зарождения.

Это не только сэкономит ваши финансовые средства на проведение полной компьютерной диагностики автомобиля, но и предотвратит возможный дорогостоящий ремонт. Все данные касательно найденных ошибок и сбоев в работе автомобильных систем заносятся в память бортового компьютера и сохраняются там. В памяти также хранится информация по эксплуатации автомобиля, способам устранения возможных неисправностей и данные о центрах сервисного обслуживания.

Как пользоваться бортовым компьютером?

Прежде всего, бортовой компьютер необходимо установить и настроить, что вполне можно сделать самостоятельно. Воспользуйтесь специальным разъемом – диагностической колодкой для подключения бортового компьютера к системе диагностики автомобиля. Компьютер имеет специальный разъем, соответствующий автомобильному. Обратите внимание, что для подключения некоторых устройств применяются специальные переходники. Если переходника в комплектации нет, ознакомьтесь с инструкцией к бортовому компьютеру, чтобы подключить провода питания и диагностической линии напрямую.

Приступите к настройке бортового компьютера. Как только вы включите зажигание и заведете двигатель автомобиля, начнется считывание показаний, которые будут отображаться на электронном блоке управления. Обычно компьютер имеет два режима работы: установочный и пользовательский.

Задайте параметры отображения в режиме установок. Для этого определите тип блока управления и выберите его из списка как основной или укажите автоматический выбор компьютером. Задайте режим определения количества и расхода топлива в баке. Вы можете выбрать автоматическое определение блоком управления или ручное, где вы будете создавать таблицу расхода и заносить в нее данные самостоятельно, а бортовой компьютер будет определять нужные показатели и отображать на дисплее.

Читать еще:  Обзор Genesis G80 2017

Выберите в режиме пользователя параметры, которые должны отображаться на экране. Это зависит от доступных функций прибора. Важным параметром является температура включения вентилятора охлаждения двигателя. Также установите текущее время и подходящую яркость подсветки экрана. Узнайте из инструкции, где расположены клавиши переключения отображаемых данных на дисплее бортового компьютера. Обычно переключатели находятся в области дисплея устройства и руля. Короткое нажатие обеспечивает переключение между параметрами, а длинное – их сброс.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Разновидности БК

  • Маршрутный БК

Является первым бортовым компьютером автомобиля, который стал серийно выпускаться в 2000-х годах. Конечно, они появились еще гораздо раньше, примерно, в 70-х на раллийных автомобилях для простейших вычислений данных, из которых складываются все параметры движения автомобиля. А вот на серийные автомобили они стали устанавливаться только в 21 веке. Кроме того, современные маршрутные компьютеры стали оборудоваться системой спутниковой навигации, которая не только предоставляет информацию о передвижении, но и выводит информацию о месте нахождения, а то и сам рельеф местности.

Основными задачами маршрутных компьютеров принято считать:

  • Время, за которое был пройден какой-либо отрезок пути.
  • Средняя скорость движения.
  • Километраж.
  • Средний расход топлива.
  • Общее время поездки.
  • Стоимость расходов по заправке.
  • Расчетное время прибытия к пункту назначения.

И это далеко не все параметры устройства. Такие компьютеры, как правило, имеют символьно-буквенное отображение данных. Современные компьютеры могут включать в себя также не большой сервисный сканер или даже управляющий модуль.

  • Сервисный компьютер

По-другому, его называют диагностическим, потому как в его основные функции входит поиск неисправностей автомобиля. Отдельно диагностический компьютер встречается очень и очень редко, потому, как он уже постепенно становится лишь функцией общей системы БК. А в полный перечень функций такой системы входят:

Общий контроль за электрической частью автомобиля. Это могут быть обнаруженные замыкания, утечки тока, перенапряжения, проблемы в осветительных приборах и каких-либо датчиках.

  • Наблюдение за износом тормозных колодок и прочих элементах, подвергающихся износу.
  • Контроль за уровнем каких-либо жидкостей. Это может быть масло в двигателе, ОЖ, тормозная жидкость, масло в коробке передач, редукторах и прочих системах, нуждающихся в постоянной смазке.
  • Полная диагностика всех систем автомобиля, с сохранением данных, полученных в результате проверки.

В памяти устройства хранятся все данные о наличии тех или иных ошибках. На их основании формируется специальный отчет о состоянии различных систем автомобиля и необходимости проведения соответствующего ремонта.

  • Управляющий компьютер

Разновидность ЭБУ, или как его еще называют, главный блок управления. Впервые компьютер компании IBM был установлен на автомобили марки BMW еще в далеком 1981 году. Такой компьютер имеет собственные независимые датчики и исполнительные механизмы, но чаще всего, его применяют в тесном взаимодействии с контроллером автомобиля. Такой компьютер может влиять на работу следующих систем и устройств:

  • АБС
  • Блок, предназначенный для управления автоматической коробкой передач
  • Управление электромагнитными клапанами (форсунками)
  • Система, отвечающая за положение угла опережения зажигания
  • Системы, отвечающие за климатические условия
  • Круиз-контроль

И это далеко не весь перечень функций. Помимо них, компьютер может контролировать, отображать и другие, не менее важные параметры. К ним относятся:

  • Вождение автомобиля с непристегнутым ремнем
  • Количество потребляемого воздуха
  • Величина давления масла
  • Частота вращения коленчатого вала
  • Температура ОЖ
  • Регулировка электросистем, например, изменение напряжения бортовой сети и зарядного тока аккумуляторной батареи
  • Сигнализация, указывающая на перегрев мотора
  • Превышение скоростного режима

Давайте разберемся, как работает бортовой компьютер

БК подключается к колодке диагностики, к цепи зажигания, к цепи датчиков уровня топлива, скорости, расхода топлива и другим системам машины. В памяти штатного диагностического устройства заложено программное обеспечение, которое анализирует полученные данные. Получив информацию с датчиков уровня и расхода топлива, устройство может спрогнозировать пробег на остающемся топливе. Очень важной является информация, которая поступает в виде кодов неисправностей и указывает, какой агрегат или работают неудовлетворительно. Устройство получает информацию от всех датчиков в авто и выводит её на экран. Дисплей может быть монохромным или цветным.

БК выводит на дисплей множество показателей: количество топлива, его расход, температуру охлаждающей жидкости, количество оборотов двигателя, время поездки и другие показатели. Современный БК воспроизводит коды неисправностей на дисплее в текстовом виде, многие устройства еще и оснащены голосовым синтезатором, который позволяет «озвучивать» информацию.

Какими бывают бортовые компьютеры

Стоит признать, что автомобильными производителями было придумано множество видов бортовых компьютеров. Некоторые из них выполняют исключительно развлекательные функции. С их помощью можно выходить в интернет, смотреть фильмы и даже играть в игры. Другие же созданы для более серьёзных задач и помогают, к примеру, ориентироваться по карте. В общем, все устройства можно поделить на четыре вида.

Универсальный бортовой компьютер

Подобное устройство сочетает в себе множество функций и даёт водителю возможность как ориентироваться на местности, так и просматривать сайты в интернете. Главная задача универсального бортового компьютера для авто — это повышение комфорта и оптимизация эксплуатационных качеств транспортного средства.

Универсальный бортовой компьютер для авто позволяет просматривать ДВД-диски и имеет встроенный GPS-модуль. Некоторые модели дополняются специальными датчиками, которые позволяют устройству исполнять роль парктроника. Также к возможностям компьютера такого вида можно причислить:

  • наличие звуковых сигналов оповещения,
  • двустороннюю связь,
  • модуль управления форсунками,
  • регулировку мощности и повышение экономичности системы.

Безусловно, наличие тех или иных функций зависит от модели бортового универсального компьютера и его цены. Также не стоит забывать про последние тенденции развития мира технологий. К примеру, производители всё реже встраивают в конструкцию ДВД-плееры, ограничиваясь портом для флешки или возможностью подключения смартфона.

В большинстве случаев такие бортовые компьютеры имеют дисплеи с диагональю от 6 до 14 дюймов. К продвинутым функциям можно причислить выдвижную или присоединяемую клавиатуру.

Если такой компьютер вдруг выйдет из строя, то он совершенно не потеряет в функциональности. Системные блоки могут иметь такие монтажные размеры:

  • 1/2DIN,
  • 1DIN,
  • 2DIN.

Конструкция самого устройства ничем не отличается от общей схемы стандартного ПК. За исключением, размеров, конечно. В большинстве моделей используются жёсткие диски в форм-факторе 2,5 дюйма. Также есть модели с SSD-дисками на борту. Но подобные гаджеты стоят гораздо дороже.

Маршрутный бортовой компьютер

Первый маршрутный бортовой компьютер был создан ещё в 70-х годах прошлого века. Поначалу подобные устройства использовались исключительно на раллийных автомобилях, но уже через двадцать лет первые прототипы стали устанавливать на серийных машинах.

Бортовой маршрутный компьютер способен вычислить параметры движения транспортного средства без подключения к спутнику. Но если в качестве примера рассматривать новые модели, то все они оснащаются GPS за исключением узкоспециализированных устройств.

Маршрутный бортовой компьютер может отображать множество параметров, поездки, среди самых важных:

  • средняя скорость,
  • средний расход топлива,
  • сколько осталось до пункта назначения,
  • пройденный путь,
  • сколько автомобиль стоял во время пути,
  • стоимость путешествия.
Читать еще:  Как заменить насос гидроусилителя руля

Обычно именно эти параметры водители выводят на дисплей своего транспортного средства. Кстати, современные бортовые маршрутные компьютеры позволяют создать несколько вариантов дисплея. Переключать их между собой можно одним нажатием. В результате водитель может легко менять целый набор параметров в зависимости от необходимости.

Также нужно отметить, что бортовые маршрутные компьютеры могут показывать ряд специфических данных. К примеру, некоторые модели позволяют узнать расход топлива при торможении или резком ускорении.

В большинстве случаев бортовые маршрутные компьютеры встраиваются в приборную панель. Возможна и отдельная установка. Устройства такого класса часто совмещаются с сервисными и управляющими ПК.

Сервисный и управляющий компьютер

Устройство данного типа необходимо для того, чтобы определять неисправности основных узлов автомобиля и вовремя информировать о них водителя. Обычно такой аппарат представляет собой часть общей системы управления автомобилем. Но встречаются и самостоятельные гаджеты с расширенным функционалом.

Управляющее устройство представляет собой центральный блок системы управления. Впервые подобный гаджет появился в оснащении автомобиля в 1981 году. Это была разработка компании IBM.

Управляющее устройство представляет собой несколько вычислительных систем, каждая из которых имеет свои датчики. Или же это целостная цифровая система, которая имеет чётко определённый функционал.

Типы бортовых компьютеров:

  1. Универсальные. Включают в себя мультимедийную систему, могут подключаться к интернету и определять географические координаты.
  2. Узконаправленные. В этот класс входят маршрутные и диагностические компьютеры и электронные системы управления машиной.

БК, как правило, совмещает устройство, обнаруживающее неисправности, и диагностический сканер. Последний, на основании поступивших от датчиков данных, может делать заключения и ускорять как диагностику, так и ремонт авто. Его можно встретить на дизельных и инжекторных ДВС, но не на карбюраторных.

Универсальный БК отличается многофункциональностью, поскольку способен выполнять функции «бортовика», GPS-навигатора и DVD-проигрывателя. БК некоторых моделей автомобилей дополнен датчиками, входящими в состав системы управления форсунками, зажиганием, обеспечения экономичности или системы парктроников.

Как правило, БК реализованы с помощью сенсорного дисплея, и поскольку четких стандартов БК пока не имеется, каждый производитель изготавливает его в соответствии со своими представлениями. Конструктивно системные блоки выполняются по-разному: 1/2DIN, 1DIN, 2DIN. Обычно универсальный БК по своему устройству аналогичен полноценному домашнему ПК.

В автомобильных БК применяются:

  • В более ранних моделях – микросхемы электронной флэш-памяти;
  • Электромеханические накопители формата 2,5 дюйма;
  • Твердотельные накопители SSD.

Если извлечь БК из его посадочного гнезда, подключив затем к блоку питания на 12Вт, то на нем можно будет работать как на обычном ПК.

Маршрутный компьютер

Основной задачей маршрутного компьютера всегда было вычислять и выводить информацию о параметрах движения автомобиля, не прибегая к спутниковой системе навигации. Современные образцы БК могут обладать интегрированным модулем спутниковой навигации. А поскольку дисплеи у них графические, а не символьные, то и карта местности и координаты маршрута на них отображаются более наглядно.

Основные функции маршрутного компьютера – выводить на дисплей следующие данные:

  • Общий километраж поездки;
  • Определение оставшегося до пункта назначения расстояния;
  • Время нахождения в пути;
  • Средний расход топлива;
  • Средняя скорость движения во время поездки;
  • Средняя скорость за определенное время;
  • Прочие параметры.

Маршрутный компьютер с внешним исполнением может быть установлен в автомобиль самостоятельно, однако по сравнению с встроенными серийными образцами они обладают меньшим функционалом. Кроме этого, маршрутный компьютер порой совмещается с управляющим или сервисным компьютером.

Диагностический (сервисный) компьютер

Диагностический компьютер является пользовательской частью общей системы, задача которой – обнаруживать неисправности систем и узлов. Также, он упрощает диагностику на СТО и оперативно диагностирует все возникающие в дороге неисправности. В виде самостоятельного устройства встречается крайне редко.

Функции сервисного диагностического компьютера:

  • Диагностика двигателя с сохранением в памяти всех ошибок;
  • Контроль уровня масла в основных узлах;
  • Непрерывный контроль состояния тормозных колодок;
  • Контроль состояния электросистем.

Управляющий компьютер

Управляющим компьютером называется главный блок системы электронного управления. В него входят независимые цифровые вычислители, которых может быть как несколько, так и один. Вычислители обладают собственными датчиками и исполнительными механизмами. Как правило, управляющий компьютер имеет вид единой разветвленной цифровой системы, обладающей рядом функций и возможностей, среди которых следует выделить:

  • Систему управления форсунками;
  • Систему управления опережением зажигания;
  • ABS;
  • Блок управления скоростными способностями;
  • Блок управления АКПП;
  • Климат-контроль и пр.

Помимо этого, в число основных функций управляющего компьютера обычно включают мгновенное определение параметров работы двигателя, в числе которых:

  • Температура ОЖ;
  • Давление масла;
  • Скорость вращения коленвала;
  • Расход воздуха;
  • Регулировка напряжения бортовой сети и ток заряда АКБ;
  • Сигнализирование (аварийное) о перегреве двигателя;
  • Контроль за превышением рекомендованного скоростного максимума;
  • Контроль использования ремней безопасности и пр.

Эволюция бортовых компьютеров

В настоящее время наблюдается две абсолютно разные тенденции развития электронных систем управления автомобилем — объединения всех вышеописанных функций и способностей в одну супер-систему, образующую центральный бортовой компьютер и создание нескольких автономных систем, узкоспециализированных компьютеров.

Первый вариант — объединение всех систем управления, маршрута, диагностики, мультимедийных систем и прочих информационных функций в одно мультифункциональное устройство, способствует удешевлению производства устройств данного типа и упрощает их ремонт и работу с ними. Однако есть нюанс способный перечеркнуть все вышеописанные достоинства — в случае выхода из строя этой центральной компьютерной системы, владелец автомобиля в один миг лишится всего — средств связи, мультимедийной системы, средств диагностики, системы спутниковой навигации, а также аварийной сигнализации неисправностей. В некоторых более сложных случаях при глубоком интегрировании всех этих систем есть вероятность полного выхода из строя всего ТС в целом и отсутствии возможности движения в принципе.

Преимуществом отдельных бортовых компьютеров включающих в себя лишь самые главные и нужные функции является то, что они позволяют при минимальном вмешательстве в общую конструкцию двигателя оборудовать практически любой автомобиль бортовым компьютером, даже тот, конструкция которого не предусматривает его наличия. Однако в этом случае интеграция будет не глубокой, а сами данные будут, условно говоря, «частичными или поверхностными».

Система отдельных узкоспециализированных компьютеров может похвастаться хорошей производительностью, простотой в управлении и достаточной для многих лет работы надежностью, однако вместе с тем и весьма дорогой в производстве и сложной в настройке, что не может не отобразиться на ее стоимости и конечном удорожании автомобиля в целом. Большим плюсом является способность к наращиванию или упрощению опций, к примеру более дорогие авто могут иметь тот же бортовой компьютер, при этом обладать более широким набором опций. Также автомобили и с более простой начинкой со временем могут быть усовершенствованы по желанию владельца или в случае такой необходимости. К примеру, для получения дополнительных удобств или функций.

Развитием многофункционального бортового компьютера, который включает в себя полный набор функций и возможностей, занимаются производители цифровой техники. Второй тип БК, предусматривающий использование большого набора узкоспециализированных компьютеров разрабатывают и производят преимущественно сами автопроизводители.

На сегодняшний день процесс развития бортовых компьютеров второго типа имеет более широкое применение, нежели первый. Рынок постоянно обновляется и с каждым днем на рынке автомобилей все больше встречается моделей, у которых мультимедийная, навигационная, а также система диагностики включена в базовую комплектацию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector