Как безопасно ездить в туман и в условиях недостаточной видимости
Как безопасно ездить в туман и в условиях недостаточной видимости
Езда в туман – одно из самых рискованных упражнений, которые приходится осваивать водителю. Особая опасность в том, что главную ошибку водителя исправить уже невозможно. О том, как нужно ездить в туман , в публикации 24Авто.
Туман – в отличие от гололеда, сугробов, ям и прочих типичных дорожных препятствий – не мешает давить на газ и нестись вперед с любой скоростью. Особенно, если дорога с разметкой и других машин на дороге мало. Но несется такой смелый водитель обычно прямо в бездну, потому что когда в 20 метрах от его капота из серой мглы вдруг выплывает медленно ползущий грузовик, предпринимать что-либо уже поздно.
Скорость
Поэтому разумная скорость – это первый ответ на вопрос, как нужно ездить в туман. Скорость должна быть такой, чтобы расстояния видимости вам хватило для экстренной остановки. Угадать нужный предел непросто, потому что густота тумана редко бывает стабильной, непрерывно меняясь. А также часто мешает обманчивое самоуспокоение, которое через некоторое время овладевает водителем: вот уже четверть часа я еду в этом белом молоке, и ничего плохого не происходит – и скорость как-то сама собой нарастает.
Парадоксально, но в светлое время в тумане транспорт заметен хуже, чем ночью, потому что в темноте фары и фонари видн е е
Между тем, расстояние, с которого видны габаритные огни других автомобилей, в тумане сокращается в несколько раз – и горе, если оно окажется меньше вашего остановочного пути. А ведь на наших дорогах встречается множество объектов, не освещенных и вообще никак не обозначенных.
Свет
Еще одна неприятность, которую несет с собой туман, это невозможность видеть дорогу. Во многих случаях немудрено съехать с проезжей части в кювет или еще дальше. Легче держаться на курсе, если на асфальте есть разметка и обочины обозначены столбиками или отбойниками. Ну, а если покрытие «украшено» ямами, то дела совсем плохи: ко всем прочим угрозам прибавляется перспектива ремонтировать подвеску или менять колесо на обочине в условиях ограниченной видимости.
Дальний свет в тумане обычно только вредит. Эффективнее всего противотуманки, но фары ближнего света освещают дорогу дальше
Днем свет фар в тумане помогает мало, но их нужно включить, чтобы сделать свою машину заметной для других участников движения. А вот ночью фары, естественно, необходимы. Дальний свет при езде в тумане только вредит, подсвечивая мельчайшие капельки воды, из которых состоит туман, он создает перед капотом белую непроницаемую стену. Иногда подобным образом ведет себя и ближний свет, в таком случае можно попробовать при помощи корректора фар опустить луч максимально вниз, обычно видимость после этого улучшается.
Конечно же, если машина укомплектована противотуманными фарами, их нужно включить. Они будут освещать дорогу лучше обычных, поскольку светят по низу, над дорогой, где плотность тумана всегда меньше. Как вариант, в некоторых условиях противотуманки лучше использовать без ближнего света.
Скорость в тумане должна быть такой, чтобы остановочный путь с нее не превышал дистанции видимости
У всех нынешних автомобилей есть задний противотуманный фонарь (фонари), который, по сути, является мощным габаритным огнем – обозначает автомобиль на дороге при виде сзади. Но им нужно пользоваться с оглядкой, поскольку он может слепить едущих сзади водителей. Наиболее эффективен этот свет на загородной дороге или в очень густом тумане.
Технические средства
Поскольку в туман из-за руля не всегда понятно, какие внешние осветительные приборы включены, нужно заранее разобраться, как правильно управлять передними и задними противотуманками. Дело в том, что не у всех автомобилей органы управления светотехникой интуитивно понятны, а при неожиданной встрече с зоной тумана фары и задние огни нужно включать незамедлительно.
С выключателями противотуманных фар и фонарей нужно разобраться заранее, чтобы не мешкать с их активацией при заезде в туман
В загородных поездках в густом тумане определенную помощь окажет включенный GPS-навигатор, экран которого будет подсказывать общее направление движения, предстоящие повороты и транспортные развязки.
Но главный совет касательно того, как правильно ездить в тумане, будет таким: если нет уверенности в безопасном движении, нужно остановиться в безопасном месте и переждать непогоду. Если возможности найти безопасное место нет, нужно съехать как можно глубже на обочину и не выключать огни и аварийку.
На что ориентироваться при езде в тумане
Хорошими помощниками при езде в тумане являются ограничительные столбы, которые излучают красный свет. Если их нет, нужно ориентироваться по асфальтовому полотну. Ориентироваться по задним фонарям впереди идущего автомобиля не стоит, поскольку водитель данной машины видит не больше остальных.
Осевая линия на некоторых перекрестках отсутствует, поэтому чтобы не сбиться с пути, можно уменьшить скорость до минимума и ждать, пока подсказывающая линия станет видна. Лучше также не съезжать со своей разметки и не перестраиваться.
В плотном туманре цвета источников света меняются. Короткие волны при прохождении через туманную пелену рассеиваются сильнее и быстрее, чем длинные. Длина красного луча в спектре наибольшая и воспринимается человеком быстрее и чётче. Красный цвет светофора виден издалека значительно лучше, чем жёлтый или зелёный — они даже при небольшом расстоянии рассеиваются и теряют яркость. Зелёный цвет превращается в желтоватый цвет, а жёлтый – в красноватый.
Купание в молоке: Безопасное вождение в туман
Наша зима нестабильна – холода чередуются с потеплением, морозная ночь сменяется теплым утром, и вот уже дорога теряется в густой молочно-белой пелене: туман.
Коварство тумана в том, что он может настигнуть автомобилиста неожиданно или, равномерно покрывая дорогу на протяжении многих километров, столь же неожиданно изменить свою плотность, сократив видимость до края капота. Кроме того, довольно часто туман зависит от рельефа местности, по которой проходит дорога. Нередко он образуется в низинах, горных долинах, поймах рек, или наоборот – высоко в горах. При этом в самых низких местах слой тумана может приподняться, оставляя чистое пространство над землей на высоту вплоть до человеческого роста. Интересно, что для зимнего тумана в отличие от летнего характерна относительно большая протяженность, отсутствие ярко выраженного запотевания стекол автомобиля (нагретых от отопителя) как изнутри, так и снаружи. Как правильно вести себя, если машина вдруг погрузилась в «молоко»?
Ко въезду в полосу тумана важно приготовиться заблаговременно: снизить скорость и включить фары.
Еще по теме:
Себя показать, других рассмотреть
Главная задача водителя при езде в туман, сильный дождь и снегопад – не только снизить скорость, но и сделать автомобиль на дороге видимым для других участников движения.
Как обеспечить видимость в туман и снегопад?
Главная задача водителя при езде в туман, сильный дождь и снегопад – не только снизить скорость, а и сделать автомобиль на дороге видимым для других участников движения.
Ориентация
И ночью, и днем правильно располагать свое транспортное средство на проезжей части при движении в тумане помогают дорожная разметка, ограничительные столбики на обочинах и ярко-красные вешки, которые иногда (жаль, что иногда) дорожники выставляют зимой вдоль трасс. Если данные элементы дорожной инфраструктуры отсутствуют (или скрыты снегом), ориентироваться придется по границе асфальта и обочины, снежному брустверу, колеям и следам других транспортных средств.
Ночью могут помочь светоотражающие дорожные знаки – чтобы лучше видеть их, можно кратковременно «присветить» себе дальним светом фар. Нужно помнить, что на перекрестках осевая линия может отсутствовать, и в такой момент водителю легко потерять ориентацию на дороге. В данном случае лучше снизить скорость и быть готовым к тому, что осевая линия «появится» в стороне от капота автомобиля. Хороший помощник при езде в густом тумане (особенно по незнакомой трассе) – спутниковый навигатор. Картинка на его экране помогает водителю контролировать направление дороги, повороты и изгибы шоссе – не говоря уже о развязках и перекрестках.
Линии разметки и навигатор – хорошие ориентиры в тумане.
Независимо от времени суток, при въезде в туман фары нужно включить немедленно, но только не на дальний свет. Потому что направленные горизонтально вперед лучи «дальнего» (особенно ночью) подсветят взвешенные в воздухе капли воды и создадут перед машиной непроницаемую молочно-белую стену. Лучше пробивает туман ближний свет, а еще эффективнее работают «противотуманки» – естественно, правильно настроенные.
Над самой дорогой обычно концентрация водяных капель наименьшая, и эти фары, расположенные низко и параллельно земле, не подсвечивая водяную взвесь, лучше других освещают поверхность впереди автомобиля. Ночью дальности ближнего света и «противотуманок» должно хватить для освещения дороги впереди при условии выбранной безопасной скорости. Днем свет фар нужен в первую очередь, чтобы сделать машину видимой для других участников движения. Противотуманные фары желтого цвета, как и специальные «всепогодные» лампы в основных фарах, благодаря своему спектру излучения улучшают видимость за окном.
Чтобы хорошо обозначить себя на дороге (в особенности днем), рекомендуется использовать задние противотуманные фонари – ими оснащены практически все современные автомобили. Следует помнить, что при хорошей видимости противотуманные фары и фонари могут слепить других водителей (поэтому ПДД европейских стран запрещают включать их при отсутствии тумана, снегопада и дождя). Изучить механизм включения светотехники своего авто нужно заранее, чтобы не разбираться с положениями ручек и клавиш на ходу, попав в полосу густого тумана.
Ближний свет фар и противотуманки необходимо включать в тумане и днем, и ночью.
Видимость
Отвлекаясь при разъезде на встречные автомобили, важно не пропустить транспорт, идущий впереди по вашей полосе более медленно.
Туман – это также своего рода вид осадков, который может ухудшить видимость через лобовое стекло, так что не стоит забывать о стеклоочистителях. При длительной езде в очень густом тумане могут запотевать стекла в салоне. Следует отметить, что в машинах без салонных фильтров это происходит раньше, чем у тех моделей, где имеется такой очиститель.
Исключить данное явление помогает перераспределение воздушных потоков системы вентиляции салона (климатической установки) на стекла, а если и это не помогает – активация кондиционера. Чтобы улучшить видимость машины в густом тумане, можно использовать мигание дальним светом фар или же включить аварийную сигнализацию. При необходимости остановки в тумане старайтесь не делать этого на обочине, найдите более глубокий «карман» или съезд с дороги.
Скорость
Как и при езде в обычных условиях, в тумане нужно держать скорость, достаточную для остановки машины при появлении впереди каких-либо препятствий. При этом следует учитывать, что на наших дорогах не редкость старые машины с неисправными габаритными огнями, которые заметны будут лишь с минимального расстояния. Поэтому безопасной скоростью в тумане могут оказаться кажущиеся мизерными 30–50 км/ч.
При езде в тумане по загородным трассам, особенно на большое расстояние, может появиться ложное чувство уверенности в безопасности: дорога знакомая, видна осевая линия и обочина, машина едет с довольно высокой скоростью и ничего нештатного не происходит. Но тех 40–50 метров, на которые видно вперед шоссе в густом тумане, может не хватить для остановки в случае обнаружения на своей полосе медленно движущегося или стоящего транспорта, другого препятствия. В таких поездках нужно постоянно контролировать свою скорость.
Скорость движения в плотном тумане должна быть минимум вдвое ниже обычной.
Маневры
С обгоном «тянущихся» впереди транспортных средств лучше подождать до ближайшего населенного пункта, где скорости ниже.
Любые маневры, связанные с выездом со своей полосы, в условиях тумана особенно опасны. Самым нежелательным при такой погоде является обгон, поскольку расстояние, необходимое для его полного выполнения (с возвращением на свою полосу) зачастую в несколько раз превышает дистанцию видимости. Так что при малейших сомнениях от обгона лучше отказаться, отложив его до более удобного места – свободного от тумана участка местности, отрезка дороги с несколькими полосами движения в попутном направлении или до населенного пункта, где идущий впереди «медленный» автомобиль снизит скорость.
Нужно отметить, что в тумане днем обгонять опаснее, нежели ночью, поскольку свет фар встречного авто в темное время суток гораздо заметнее – хотя оценить расстояние для него все так же трудно. При необходимости свернуть с основной трассы нужно убедиться, что вы поворачиваете точно на ответвление дороги, а не куда-нибудь в кювет. Опасность в том, что второстепенная дорога может не иметь разметки и ограничительных столбиков на обочинах, которые могли бы служить ориентирами. При этом нужно постараться как можно скорее покинуть полосы движения, если по какой-либо причине пришлось остановиться или просто замедлиться (поворот, потеря ориентации, поломка). Пребывание на дороге в таком положении повышает риск столкновения – в первую очередь с едущими сзади автомобилями.
Игорь Широкун
Фото автора и Hella
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поддерживайте скорость, пропорционально видимости
Умная скорость – это первый ответ на вопрос, как нужно ездить в туман. Скорость должна быть такой, чтобы расстояния видимости вам хватило для экстренной остановки. Протяженность видимой дороги должна быть вдвое длиннее, чем скорость автомобиля. Если вы видите на 20 метров вперед, то скорость должна составлять 10 км/ч.
Придерживайтесь правильной скорости / fakty.com.ua
Цвет настроения — жёлтый
Самые популярные цвета «противотуманок» — жёлтый и белый. Последний можно считать данью дизайну и моде — слишком уж выбиваются жёлтые фары из техностиля современных машин. Но именно жёлтые ПТФ наиболее эффективны в тумане.
Физически свет — это электромагнитное излучение с определённой длиной волны, от которой зависит видимый глазу цвет. Чем короче волна, тем сильнее рассеивание света. В условиях тумана этот фактор становится критичным: коротковолновая синяя часть спектра создаёт перед водителем засветку, поэтому не подходит для ПТФ. Белый свет является приемлемым компромиссом, но лучше всего туман «пробивает» длинноволновой жёлтый свет, почти не рассеиваясь в каплях воды.
Длина волны связана с цветовой температурой света, измеряемой в кельвинах (K). Для борьбы с туманом лучше всего подходят тёплые цвета от 2000 до 3500 K — учитывайте это при выборе ламп для противотуманных фар. Хотя если в ПТФ жёлтым выполнено само стекло, то достаточно установить обычную белую лампу согласно заводской спецификации.
Помните, что одних дневных ходовых огней или габаритов авто будет не достаточно
Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах в любых погодных условиях и в любое время суток, не управляйте автомобилем без включенных ближних фар. Например, не трогайтесь на машине с места, когда в ней горят только лишь дневные ходовые огни, так как они не заменят да и не смогут никогда заменить по своей сути основную головную оптику вашего автомобиля. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!
Если нет больше сил сидеть за еле наступающей на педали черепахой, то обгоняйте. Но: все маневры (перестройки, «вертушки», сброс скорости и т.д.) следует выполнять плавно. И заранее предупреждать о планируемом движении — чтобы другие участники движения заблаговременно заметили.
Катаясь на велосипеде в туман, вы должны светиться, как новогодняя елка. На руль — передний свет, на подседельный штырь — стоп-сигнал + «рыжие» светоотражатели (катафоты) на колеса. Есть возможность — красную мигалку наденьте еще и на шлем (или станьте счастливым обладателем одного из шлемов, уже оснащенных стоп-сигналом).
То же касается и велосипедной экипировки. Она должна быть максимально яркой, сразу бросаться в глаза. Нет денег на велокуртку да бахилы, купите специальный жилет-накидку: в Ашане такой стоит 50-100 гривен. Это дешевле, чем потом «чиниться», лежа на больничной койке.
Яркая экипировка и велосвет — must have (особенно во время езды в тумане / ночью)
Учимся безопасно двигаться в густом тумане
Туман – это недостаточная видимость. Насколько это серьезно? Настолько, что определение этого явления даже прописано в Правилах дорожного движения (ПДД). Недостаточная видимость — это результат ограниченного освещения на дороге, вызванный природными явлениями (не путать с ограниченной видимостью). Ежегодно в России и других странах из-за тумана происходят тысячи (если не десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий), в которых гибнут люди. Чтобы не попасть в аварию в условиях густого тумана, водителю следует быть предельно осторожным и очень аккуратным, однако многие автомобилисты пренебрегают усиленными мерами безопасности, что зачастую приводит к тяжелым последствиям. Наша задача – рассказать о том, какие правила безопасности следует соблюдать при движении в густом тумане.
Освещение
Первым делом поговорим об освещении, раз именно этот параметр указан в ПДД при определении недостаточной видимости. Некоторые водители ошибочно полагают: чем хуже видно дорогу, тем ярче надо ее освещать – включают «противотуманки», а для закрепления эффекта – дальний свет фар. Специалисты утверждают: последнее действие избыточно. В условиях тумана частицы воды в воздухе способны отражать свет фар и могут ослепить самого водителя. Не в прямом смысле – «врубив» дальний свет, он начинает думать, что туман усилился. Таким образом, дальний свет создает представление о еще более плотной пелене тумана. Необходимо использовать противотуманные фары, а если кажется, что это не помогает, «помочь» себе светом габаритных огней или ближнего света фар.
Кстати, вы никогда не задумывались, почему «противотуманки» располагаются ниже остальных световых приборов – как можно ближе к земле? Туман не стелется по земле: между ним и поверхностью (асфальтом) остается прослойка «чистого воздуха». Кроме того, «противотуманки» образуют четкий пучок света, который не способен ослепить водителя при движении в густом тумане.
Если пелена тумана густая, а движение на дороге интенсивное, не забывайте включать задние противотуманные фонари (если они у вас есть). В особо тяжелых случаях не лишним станет включение аварийной сигнализации.
Скорость движения
Скорость — немаловажный параметр при движении в густом тумане. На Московской кольцевой или на петербургском КАДе есть информационные табло, с помощью которых водителя обязательно предупредят о необходимости снизить скорость. Однако на подавляющем числе городских и пригородных дорог таких информаторов нет. Вы знаете, что можете ехать по автотрассе М-4 со скоростью 90 км/ч. Если вы не превышаете максимально разрешенную скорость на участке, КоАП в этом случае бессилен. Однако при движении в густом тумане вы должны сами понимать, с какой скоростью двигаться, чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения от аварий и других неприятностей, которые могут возникнуть на дороге.
Ваш автомобиль в тумане должен двигаться с такой скоростью, которая бы позволила вам безопасно затормозить при появлении впереди неожиданного препятствия – затора на дороге или, например, столкнувшихся впереди на полосе автомобилей. Как ее рассчитать? Все просто: тормозной путь не должен превышать видимое расстояние. Как его считать? Если принять за аксиому утверждение, что тормозной путь увеличивается пропорционально квадрату скорости, значит скорость движения в густом тумане должна быть в два раза меньше видимого расстояния. «Противотуманки» пробивают метров на сто, двигайтесь со скорость не выше 50 км/ч. Еле-еле видите, что происходит в 50 метрах впереди вас, снизьте скорость до 25 км/ч. В этом случае вы можете быть уверены в том, что успеете затормозить перед внезапно появившемся препятствием впереди вас. Другое дело: соблюдает ли едущий позади водитель эти рекомендации?
Безопасная дистанция
Туман не очень густой и вы видите «корму» автомобиля, двигающегося впереди вас (или, по крайней мере, свет его габаритных огней). Следует помнить, что в тумане расстояние до автомобиля впереди может показаться больше, чем есть на самом деле. Вывод ясен: необходимо соблюдать безопасную дистанцию до идущего впереди транспортного средства. Важно: она должна быть такой, чтобы вы успели затормозить и не столкнуться с ним в случае, если он вдруг начнет экстренно тормозить. С другой стороны, будет идеальным, если вы не потеряете этот ориентир в тумане. Другими словами, держите дистанцию такой, чтобы всегда различать фонари едущего в попутном направлении автомобиля. Так вы сможете быстрее ориентироваться на дороге. Если видимость позволяет, держите в виду ситуацию, которая происходит перед ним. А вдруг он, в отличие от вас, не соблюдает безопасную дистанцию?
Следите за ориентирами на дороге. Ими могут стать не только дорожные знаки, но также разметка, деревья вдоль трассы, столбы и т.д. Думаете, кто-то случайно придумал знак «Извилистая дорога»? Если вы внимательно следите за ориентирами вдоль дороги, резкий изгиб трассы не станет для вас неожиданностью.
Остановка
Если туман слишком густой и вы решили не испытывать судьбу и переждать его, ни в коем случае не паркуйтесь на обочине дороги. Велика вероятность получить удар сзади. Найдите «укромное» место – безопасное расширение дороги (карман), стоянку, тропинку в лесу, на которую можно свернуть. Главное, самому не превратиться в опасное препятствие для других участников движения.
Сумерки на дороге
Темнота — тоже опасный при вождении фактор. В сумерки и ночью необходимо следить за работой фар. Если вам предстоит ночной выезд, убедитесь, что работают сигналы поворота и основное освещение.
Если вы установили качественные диодные автолампы, можно чувствовать себя спокойнее. Но даже в них может нарушиться контакт. Поэтому проверка будет не лишней. Если ваш путь пролегает рядом с лесом, учитывайте, что дикие животные перебегают дорогу. Нужно будет быстро сбавить скорость или объехать животное.
Слепящее низкое солнце
Ситуация противоположенная сумеркам, но схожая по опасности. Мы имеем в виду ослепление. Водитель может потерять ориентацию из-за лучей солнца, которые падают почти параллельно дороге. Чаще всего это случается вечером, зимой или утром.
Ухудшается также видимость светофоров, дорожных знаков и сигналов от других водителей. Чтобы уменьшить вредный эффект, используйте козырек от солнца. Он есть во всех машинах. А вот солнечные очки будут не лучшим решением. Из-за них предметы в тени видны гораздо хуже, а это помешает сориентироваться на дороге.