Evakuator-gruzovik.ru

Авто журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коллизия на колесах: кого накажет Литва за еврономера в Украине

Коллизия на колесах: кого накажет Литва за «еврономера» в Украине

Таможенные и налоговые органы Литвы начали расследование, насколько законно ввозятся в Украину автомобили с литовской регистрацией. А таковых, по результатам проведенной налоговиками проверки, уже оказалось 59 000 единиц. Компаниям и лицам, участвовавшим в «поставках» этих авто, может быть предъявлено обвинение в незаконном экспорте.

Mind обратился к украинским и литовским юристам с просьбой прокомментировать ситуацию и пояснить, какие схемы использовались для ввоза, какая ответственность может грозить участникам этих схем и на какие действия могут пойти власти Украины и Литовской Республики, чтобы приостановить массовую нелегальную «миграцию» подержанных авто из Литвы в Украину.

Михаил Можаев, адвокат, управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры»:

Есть три варианта того, каким образом литовские автомобили попадают в Украину. Первый – самый надежный и легальный – машина приезжает транзитом. В таком случае у нее есть пять дней, чтобы выехать через тот же таможенный терминал, через который она и въехала. Если через другой, то – 10 дней. К примеру, въехала в Чернигове, выезжает через Львов. Если машина не выезжает, то, согласно Таможенному кодексу, к водителю применяется штраф в размере 170 грн (10 не облагаемых налогом минимальных доходов граждан), если просрочен выезд на один день; если до 10 дней – 3400 грн (200 необлагаемых минимумов); если срок превышает 10 дней, то максимальный штраф составит 8500 грн.

Но разные таможенные посты по-разному применяют законодательство: для некоторых достаточно, если человек допустил просрочку в один день, на него одноразово составили административный протокол и выписали штраф. И в следующий раз за одно и то же нарушение его уже не будут штрафовать. Другие, наоборот, штрафуют.

И такие автомобили находятся в режиме транзита. В Украине отсутствует какое-либо законодательство, которое запретило бы им ездить, обязывало бы их изъять, наказать водителей и т. д. Авто в основном принадлежат компаниям, зарегистрированным в Литве, Польше, Германии и других европейских странах; а люди ездят по доверенности.

Еще есть вариант, когда создается акционерное общество в Литве. Некоторые украинские бизнесмены пользовались этой схемой: они открывали бизнес – и это давало право получить вид на жительство и литовский паспорт, а также зарегистрировать на юрлицо транспортные средства.

Чтобы купить машину на территории Литовской Республики, нужно пройти техосмотр. А он там намного серьезнее, чем в Украине. После этого машину ставят на учет и выдают технический паспорт. И компания должна быть легальной, вести бизнес, получать доход, сдавать налоговые отчеты. Если она этого не делает, то по литовским законам такую компанию можно признать нелегальной.

Если люди создали в Литве компанию, зарегистрировали на нее автомобили, а потом эти автомобили попали в Украину, то к ним могут быть вопросы – они не ведут официально деятельность, не платят налоги, а за компанией числятся несколько машин. Литва может возбудить уголовные дела против лиц, которые нарушают действующее законодательство.

Есть еще одна схема – временный ввоз. В таком случае владелец машины – литовец или поляк – ввозит в Украину свое авто и возвращается обратно автобусом, пешком или на другом автомобиле, а здесь на ней ездит другой человек – гражданин Украины – по доверенности.

Это ввоз сомнительного характера. Прежде всего, потому, что именно этот иностранец имеет право ездить за рулем машины, он должен раз в год выезжать и заезжать обратно. Если этого не делать, то тоже предусмотрен штраф. Но есть Стамбульская конвенция, которая позволяет пользоваться автомобилем по такой схеме . Она ратифицирована Украиной и является частью нашего законодательства, при этом имеет высшую юридическую силу относительно национальных законов. В итоге, кроме штрафа, другого наказания нет.

Чтобы депортировать автомобиль, ввезенный в Украину по сомнительным схемам, если в Литве по этому факту возбудят уголовное дело, нужны межгосударственные договоренности. Должно быть соглашение, в котором прописано, как осуществляется передача вещественных доказательств. Но на сегодня такого документа нет. То есть нет механизма, по которому Литва могла бы требовать от украинских правоохранителей задержания транспортных средств с литовской регистрацией. И эти механизмы еще предстоит выстроить.

Лаура Алтун, адвокат Altun ir partneriai A&P law group, преподаватель факультета права в Университете Казимира Семеновича (Вильнюс)

Десятки тысяч автомобилей с литовскими номерами в Украине вызвали озабоченность не только украинских властей, но и могут стать основой для принятия определенных мер в соответствующих государственных службах Литовской Республики.

Схема появления таких автомобилей в Украине в обход уплаты налога на импорт позволяет говорить не только о нарушении и незащищенности прав покупателей, но и о возможной юридической ответственности.

Несмотря на то что покупатель оплатил продавцу всю стоимость автомобиля, автомобиль остается собственностью предприятия, зарегистрированного в Литве. Следовательно, такое авто может быть изъято у водителя в любое время. И ему очень повезет, если правоохранительные органы не начнут проверку, на каком основании автомобиль находится в Украине и им пользуется водитель.

Как показывает практика, несмотря на то что трудовой договор якобы подписан (в случае если авто вроде бы передается в пользование украинцу – сотруднику литовской компании. – Mind), трудовые отношения не оформляются так, как установлено законодательством Литовской Республики. Реальные трудовые отношения между этими субъектами не возникают, поскольку продавец не заинтересован в уплате налогов, необходимых после соответствующего оформления, а также в соблюдении многочисленных формальностей – получения разрешения на работу и т.д.

В итоге складывается ситуация, которую можно оценить по нескольким аспектам: с одной стороны, те документы, которые указывают, что украинский гражданин якобы использует автомобиль в качестве сотрудника литовской компании, попадая в руки правоохранительных органов Литовской Республики, могут быть основанием для установления факта нелегального труда. А это влечет за собой административную ответственность работодателя. Нелегальный труд, как правило, признается в тех случаях, когда нет письменного договора о трудовых отношениях, не была уведомлена Государственная институция социального страхования «Содра» и когда был нарушен порядок трудоустройства граждан третьих стран. В настоящее время штраф за незаконное трудоустройство составляет от 1000 до 5000 евро, при повторном нарушении предусмотрен штраф в размере от 5000 до 6000 евро.

С другой стороны, если предприятие не декларирует доход от продаж, компания или ее руководитель могут быть привлечены к уголовной ответственности за недобросовестное ведение бухгалтерского учета. А наказание за такое правонарушение может составлять до четырех лет лишения свободы. Уголовная ответственность также может грозить и за фальсификацию документов.

Законы Литовской Республики позволяют налоговым органам применять принцип главенствования содержания над формой. Поэтому несмотря на существующие на предприятии официальные соглашения, договора и другие документы, контролирующие органы имеют право насчитать налоги, неустойку и применить другие санкции, учитывая рыночною стоимость автомобиля, как если бы сделка купли-продажи состоялась.

Поэтому, если будет раскрыт хоть один случай вывоза автомобиля по такой схеме, все имущество компании может быть арестовано. И автомобили, которыми пользуются водители в Украине, попадут в руки судебных приставов.

Наконец, следует отметить, что в соответствии с законодательством Литовской Республики автомобиль, владелец которого не имеет действующего обязательного страхования гражданской ответственности, не может участвовать в дорожном движении. А если это страхование не оформляется в течение шести месяцев, автомобиль снимается с учета.

Покупатель рискует пользоваться автомобилем, которому не только запрещено ездить по дорогам, но и который снят с учета. Риск состоит в том, что договор обязательного страхования гражданской ответственности продавцы зачастую заключают лишь на один месяц – на то время, которое необходимо, чтобы автомобиль покинул территорию Литвы. Покупатель не может контролировать этот аспект, так как не является владельцем автомобиля и самостоятельно не может заключить страховой договор.

Все вышеперечисленное – не единственный фактор, способный привести к негативным последствиям. Каждая ситуация оценивается индивидуально, и характер последствий может быть различным. Есть даже вероятность того, что будет рассматриваться вопрос о лишении временного вида на жительство для гражданина Украины – руководителя или владельца компании.

Кроме того, покупателю даже может инкриминироваться присвоение имущества – все зависит от того, какую линию защиты выстроит продавец. И отстоять свои права в этом случае покупателю может быть крайне тяжело. Поэтому все, кто участвует в таких либо в подобных схемах, должны в полной мере оценивать риск юридической ответственности и ее последствий.

Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.

Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.

Нам очень важна ваша поддержка!

Почему мы вводим платную подписку?

Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.

Читать еще:  Насколько опасны вибрации в автомобилях

Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.

Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.

Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:

  • Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
  • Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
  • Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
  • Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
  • Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
  • Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.

Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.

Все познается в сравнении

Что происходит на украинском авторынке, «РГ» попросила рассказать нашего постоянного эксперта, руководителя «Вильнюсской автомобильной компании» Кирилла Шумейко.

— На мой взгляд, «евробляхи» не были бедой. Они стали доступными автомобилями для большого числа украинцев. Подержанные машины в стране в среднем в 3-4 раза дороже, чем в ЕС и в два — чем в РФ, хотя новые незначительно дороже. Этот парадокс не поддается объяснению. Так как денег у украинцев немного, машины с пробегом из Европы жители выбирали довольно тщательно, в большинстве случаев это были хорошие автомобили, в хорошем состоянии, но были, конечно, и исключения.

Второй положительный момент от «евроблях» — это уменьшение таможенных платежей при ввозе автомобиля в Украину. Страна, которая стремится в Евросоюз, в будущем должна будет отказаться от «растаможки» европейских автомобилей. Думаю, следующим шагом будет отмена таможенной пошлины и акциза, останется только НДС. Вопрос, когда это произойдет.

Но понижение таможенных ставок привело к увеличению импорта американских и канадских автомобилей. В США отсутствует НДС и большое количество машин, использовавшихся в прокатных или лизинговых компаниях, пострадавших в ДТП, пожарах, затоплениях или иных стихийных бедствиях, выставляется на аукционы. Существует четыре популярные площадки, но есть и мелкие. Самые маленькие таможенные ставки сейчас на электромобили и гибриды.

Кстати, если ранее на вторичном рынке в Европе у украинских покупателей спросом пользовались в первую очередь дизельные автомобили, то теперь на первом месте гибриды, затем машины на газе и бензине, а потом электромобили.

Конечно же, по-прежнему спросом пользуются Volkswagen (Passat и Jetta), модели BMW и Mercedes, но множество автомобилей — на электрической тяге. Среди них можно выделить три наиболее популярные модели: Nissan Leaf, BMW i3, Tesla Model S.

Нюансы экономики

На бирже инвестиционных проектов Startup.ua множество предложений по организации утилизационного бизнеса. В среднем для старта нужно 20 тысяч долларов, которые необходимы для закупки специального инструмента и первой партии «сырья» – аварийных машин. Рентабельность может достигать 50%.

В утиль сдается в основном так называемый «тотал» – автомобили, которые уже не подлежат восстановлению. «Вытягиваем, что осталось более-менее живое, остальное сдаем на металл», – говорит предприниматель. Кроме «тотала», утилизируются также кузова советских авто и неликвидные запчасти. Хотя двигатели, мосты и коробки переключения передач с 30-летних «Жигулей» и «Москвичей» вполне можно перепродать автолюбителям-ретроградам. Альтернативных поставщиков узлов и агрегатов у владельцев древних, как патефон, «ласточек» просто нет.

За каждый килограмм черного металла в пунктах по приему металлолома платят от четырех до семи грн. Стоимость зависит от веса, качества материала и дополнительных услуг: порезки, погрузки и пр. Историей клиента, как правило, не интересуются: только в одной компании из пяти, в которые обратился журналист «ГМК-Центра», сказали, что просят клиента показать документы на автомобиль и подтверждение, что авто снято с учета. «Документы на кузов спрашивают редко, а если и спрашивают, то просто для «галочки», никто их не проверяет. Кузов легковушки – это обычно несколько сотен килограммов металла. Конечно, если ты владелец утилизируемого авто, то должен снять его с учета. Но зачастую люди этим даже не хотят заморачиваться», – комментирует ситуацию владелец броварской разборочной мастерской.

Цена тонны металлолома на оптовом рынке на 30-45% выше той, которую предлагают мелкие пункты приема.

Но компаниям, способным отладить полную цепочку утилизации авто в Украине, идти в этот бизнес пока неинтересно – много сложностей на уровне законодательства и слишком мал рынок. «В Украине еще нет критической массы старых автомобилей, которые бы могли создать рынок для утилизации. Рынок появится через 10-15 лет, когда ввезенные в Украину автомобили на европейских номерах превратятся в автохлам», – считает Владимир Бублей, президент ассоциации УА «Втормет».

Правда, для этого нужно в Украине урегулировать вопрос с машинами на еврономерах. Пока же такие автомобили невозможно законно утилизировать – их сначала нужно зарегистрировать и поставить на учет. Кроме того, у владельцев нет стимула легально сдавать свои старые машины на утилизацию. По закону, если авто находится на регистрации, оно остается транспортным средством, у которого есть владелец. И даже если эта машина – полусгнивший кузов, ни одна служба не может вывезти ее на свалку. Поэтому такие авто могут годами ржаветь во дворах. «У владельцев таких машин нет обязанности, как в некоторых других странах, вывозить авто на утилизацию», – комментирует Виталий Мазур, адвокат, партнер ЮФ SENSUM. «Сейчас нет экономического смысла снимать автомобиль с учета для того, чтобы его утилизировать», – добавляет Олег Омельницкий, директор консалтинговой компании Autoconsulting.

Приемлемый вариант, который устроил не всех

По соседству с Владимиром Максимуком живет его свояк Анатолий. 24-летний парень ездит на старой Audi, которую он также не собирается растамаживать. Еще недавно Анатолий считал себя активистом движения «евробляхеров», участвовал в различных акциях. Теперь отношение к происходящему несколько изменил:

— Стоимость растаможки до ноября прошлого года была просто сумасшедшая. Из-за этого многие украинцы не могли легально купить даже 10-летнюю иномарку, поэтому до сих пор и ездят на ржавых «Жигулях». Конечно, людей такое положение дел возмущало. Активисты требовали снизить стоимость таможенного оформления хотя бы до 500—700 евро. Мне кажется, найден приемлемый выход из ситуации. Да, недешево. Но гораздо дешевле, чем было прежде. К тому же нам предложили 50-процентную скидку на оформление ранее ввезенных авто. Льготный период уже закончился, но даже сейчас акцизный сбор за 8-летнюю «бензинку» составит где-то 650 евро. Это несравнимо с тем, что было раньше. Теперь раздаются другие требования: объявить амнистию, обнулить ввозные пошлины. На мой взгляд, закон и так прописан с максимальными послаблениями для тех, кто ввез авто нелегально. Их ведь могли просто объявить вне закона.

Анатолий убежден — проблему нужно было решать еще и потому, что по дорогам страны ездили и ездят сотни тысяч фактически бесхозных машин:

— Владельцы таких авто, совершив ДТП, часто скрываются с места аварии. Найти их сложно. Практически нереально. Некоторым эта безнаказанность просто сносила крышу: лихачей с «евробляхами» на наших дорогах стало слишком много. То есть эта проблема не только экономического характера.

«Полиции плевать. Раз остановили такого на иностранных «номерах», тут же слетелось десять таких же машин — и они все вместе «нагрузили» полицейских, чтобы те «свалили»

Соответственно возникает вопрос, а будет ли новый украинский владелец через год продлевать временный ввоз? Об этом мы спросили у украинского журналиста.

«Перегонщик от руки вписывает имя покупателя в бумажку формата А4, где все на литовском и ничего не понятно. Говорит, мол, это наш договор, через год напиши мне в Viber, а я приеду, заберу машину и загоню ее опять на год. Но вы же сами понимаете, что с таким раскладом он через год только и должен будет обслуживать проданные ранее авто. Так что все это вранье. Машина, вероятнее всего, останется нерастаможенной. В лучшем случае ее оформляют на литовскую или польскую фирму, на которой числится машина. Самые «продвинутые» имеют реальные документы на работу в Польше или Литве и по ним ездят. Не страшно ли покупателю будет ездить на нерастаможенной машине? Полиции плевать. Раз остановили такого на иностранных «номерах», тут же слетелось десять таких же машин — и они все вместе «нагрузили» полицейских, чтобы те «свалили». Бывает, полицейские тормозят и реально «нагибают». Но если это «гробы» на колесах в такси, то они за год отбиваются, если заберут — не страшно. Или штраф, в долларах это 350. Владелец такой машины его заплатит — и дальше с этой бумажкой будет кататься, мотивируя при следующих остановках, что второй раз за одно нарушение он платить не будет. Вот такая у нас интересная ситуация».

Читать еще:  Tesla Model X P100D

Мы попытались поговорить начистоту с одним из «работодателей», но ответа, увы, не получили.

Возникает вопрос: а стоит ли ради 20 долларов рисковать потерей тысячи? И это еще неизвестно, что будет дальше, — украинские власти серьезно обеспокоены проблемой нерастаможенных автомобилей.

Будьте осторожны! И если вы уже подписались на эту авантюру, то об Украине на долгие годы можно забыть. Что будет с «вашей» временно ввезенной машиной — никому не известно.

Экономическая правда

Этот материал был опубликован 18 июня. Именно тогда были представлены законопроекты об уменьшении акцизов для импортных авто и усилении контроля над так называемыми евробляхами, которые в первом чтении накануне приняла Верховная Рада.

Один из авторов закона — Нина Южанина — объясняла, в чем суть изменений и как это повлияет на стоимость импортных автомобилей. ЭП обновила текст и предлагает с ним ознакомиться.

Также редакция собрала часто задаваемые вопросы от читателей, касающиеся законопроектов, и ответила на них в тексте «Закон о «евробляхах»: что делать владельцам нерастаможенных авто».

Там вы найдете ответы на следующие вопросы: как легализовать авто по новым правилам, сколько времени дадут владельцам «евроблях» на это, что делать с машинами, которые даже по новым правилам нет смысла растамаживать.

Ждать дальше некуда

Почему большинство наших граждан чувствуют себя дискриминированными, когда встает вопрос о приобретении авто? Вероятно, потому, что машина для украинцев стала роскошью, дорогим товаром, который далеко не каждый может себе позволить.

Причин, почему так произошло, немало, но главная — это акцизный налог, обязательный платеж, ставки которого очень огорчают украинских автомобилистов. Размер акциза для различных по объему двигателей машин может отличаться в 100-150 раз.

Именно дискриминационная система ставок акцизного налога, а также невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине машин, не соответствующих экологическому стандарту «Евро-5», привели к появлению в стране такого количества авто с иностранной регистрацией.

По данным таможни, 1 мая 2018 года в Украине находилось более 315 тыс авто, зарегистрированных в других государствах и ввезенных в Украину в режиме транзита или временного ввоза. Почти половина, 125 тыс, — с нарушением срока пребывания.

Таможенный режим транзита

Количество

ввезенных авто

Количество

не вывезенных авто

Количество пересечений таможенной границы

Всего

78 757

212 023

16 470

44 020

530 495

2 260 402

Таможенный режим временного ввоза

Количество

ввезенных авто

Количество

не вывезенных авто

Количество пересечений таможенной границы

Всего

221 236

753 376

46 288

145 362

524 800

2 779 894

По данным Нацполиции, в 2017 году в Украине произошло более 10 тыс ДТП с участием авто с иностранной регистрацией или 6% от общего количества автомобильных аварий в Украине. В первом квартале 2018 года количество таких ДТП выросло до 8,5%. Полисы обязательного страхования приобрели лишь 198 тыс с 315 тыс владельцев таких авто.

Это означает, что по украинским дорогам ездят потенциально опасные машины.

Учитывая это, а также для уменьшения стоимости таможенного оформления авто и создания правовых и экономических условий для регистрации ввезенных в Украину авто комитет по вопросам налоговой и таможенной политики внес в парламент законопроекты №8487 и №8488, которые накануне депутаты приняли за основу.

Как будет исчисляться новый акцизный налог

Акцизный налог для ввозимых в Украину авто будет изменен. Базовые ставки акцизного налога будут такими: для авто с бензиновым двигателем — 50 евро, для авто на дизеле — 75 евро.

Речь идет именно о базовых ставках, к которым будут применяться коэффициенты. Размер акцизного налога, который придется оплатить, будет равняться базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста.

Как будет рассчитываться коэффициент двигателя? Показатель объема двигателя будет делиться на 1000, а коэффициент возраста — это количество полных календарных лет. Формула вычисления будет выглядеть так.

Чем отличается новый акцизный налог от действующего

Главное — акцизный налог с авто, рассчитанный по предложенной формуле, будет значительно меньше нынешнего.

Благодаря этому импортные легковые транспортные средства станут для украинцев доступными, а разница в размере ставок для различных по объему двигателя авто не будет существенной.

В то же время, акцизный налог на старые авто будет выше из-за возрастного коэффициента, что будет стимулировать покупать новые авто.

Сравнение нового акцизного налога с действующим на примере авто разного возраста и с разным объемом двигателя (бензин)

Объем двигателя, см 3

Действующий акциз, евро

Новый акциз, евро

Какими будут контроль и новые штрафы

Конечно, будет усилен контроль за ввозом и использованием авто с иностранной регистрацией.

Во-первых, вводится ограничение на количество авто, которые можно ввозить без денежного обеспечения. Так, нерезидент без денежного обеспечения сможет ввезти в режиме временного ввоза только один автомобиль.

Ввоз следующих легковых транспортных средств предусматривает наличие гарантии. Гарантом может быть финансовое учреждение, которая возьмет на себя обязательство уплатить сумму всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено.

Во-вторых, усиливается ответственность за нарушение таможенных правил.

Лицо, которое ввезло в Украину автомобиль в режиме транзита или в режиме временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его.

Также ему будет запрещено использовать такую машину в предпринимательской деятельности или получать доход, например, для работы в такси. За нарушение установленных правил предусмотрен штраф 34 тыс грн.

Любое другое лицо, которое вопреки установленным правилам получит транзитное или временно ввозимое авто во владение, пользование или распоряжение или будет использовать такое авто в предпринимательской деятельности для получения дохода, также будет оштрафовано.

Первая фиксация указанных нарушений работниками Нацполиции предусматривает взыскание с нарушителя 8,5 тыс грн, повторная фиксация — 17 тыс грн, лишение права управления на год и изъятие авто за счет нарушителя.

Действие

Действующий штраф

Предложенный штраф

1. Передача авто во владение, пользование или распоряжение другим лицам.
2. Использование авто для целей предпринимательской деятельности или получения доходов.
3. Раскомплектование авто.

Нарушитель — любое лицо, управляющее автомобилем

Авто

Действующий штраф

Предложенный штраф

1. Срок транзита или временного ввоза которого завершился.
2. Переданное водителю во владение, пользование или распоряжение лицом, которое его ввезло.
3. Используется для целей предпринимательской деятельности или получения доходов.

17 000 грн и лишение права управления на год с изъятием авто за счет нарушителя

За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза, то есть за невывоз авто за пределы страны своевременно, нарушители должны оплатить штрафы. Размеры штрафов будут зависеть от количества дней превышения установленных сроков.

За один день просрочки вывоза транзитного авто с нарушителя будет взыскано 170 грн, за три дня отсрочки вывоза временно ввозимой машины — 850 грн.

Лишний месяц пребывания такого автомобиля на таможенной территории Украины будет стоить нарушителю 170 тыс грн или даже транспортного средства, которое может быть конфисковано по решению суда.

Нарушение сроков транзита
(разрешено пять суток в зоне деятельности одной таможни, десять суток — в зоне деятельности двух таможен)

Чем рискует «перегонщик»? Истории брестчан, которые погнались за 20-50 долларами…

Об этой проблеме в украинских СМИ трубят с прошлого года. С тех пор, как последовали изменения в Таможенном кодексе «южан». В частности, машины на номерах Евросоюза теперь можно в течение года не растаможивать. Особенно выгодно, если авто ввозится нерезидентом Украины. И Брест стал настоящим скопищем таких «нерезидентов». Однако жажда заработать затмевает реальность: участие в подобных схемах может выйти боком. Корреспондент «Вечерки» поговорил с тремя брестчанами, которые уже попались на финансовый «крючок».

Коллаж — ABW.BY

«Предлагают любому алкоголику — был бы паспорт»

В редакцию «Вечерки» позвонил брестчанин Олег. Мужчина на пенсии, он около года назад решил подзаработать 20 долларов на перегоне машины.

«Мне позвонили, спросили, не хочу ли я заработать деньги без особого труда, — рассказывает Олег. — Я, конечно, согласился: никто от такого не отказывается, особенно пенсионеры. Сказали, мол, за тобой приедет парень, поедете на украинскую границу.

С собой нужен только паспорт. Парень приехал, забрал меня и еще двоих человек. Доехали до «Мокран», оставили машину и пошли пешком через белорусскую сторону границы. Пересекли без проблем. А затем подъехал «Опель» на польских номерах. Я сел за руль, подъехали к украинским пограничникам, прошли и таможню — никаких проблем. На той стороне мне и еще двум «коллегам» выдали по 20 у.е., после чего мы вернулись пешком в Беларусь. Тот же парень, что привез нас, забрал всех троих обратно в Брест. И такая схема проворачивается постоянно. Бывает, просто подъезжает машина к любому «ночнику», и водитель спрашивает у местной алкобратии — не хотят ли подзаработать. Нужен, опять же, только паспорт — даже не важно, в каком состоянии человек».

Читать еще:  Peugeot Rifter 4×4 Concept 2018

По словам Олега, первое время эта история его никак не беспокоила. Машину перегнал, деньги получил, все нормально. Проблемы начались, когда мужчина снова попытался въехать в Украину на личном автомобиле.

«Нашу границу прошли, а вот на украинской стороне возникли претензии. Говорят, мол, вы уже одну машину в течение года в Украину пригнали, вторую нельзя. Пришлось оформлять доверенность на дочь, она и села за руль». Так впоследствии и ездили несколько раз.

Олега такая ситуация не устраивала. Мужчина попытался разузнать, каким же образом снять тот ввезенный польский «Опель» с себя на границе. Однако ни в украинском консульстве, ни в брестском УВД, ни в нашей таможне ответа он не получил — компетенция исключительно таможенной службы Украины.

«Как-то раз приехал на границу, оставил машину и поехал на велосипеде к начальнику украинского таможенного поста, — рассказывает Олег. — Тот мне и говорит: «А что ж вы хотели, когда за легкими деньгами гнались?» Правда, выписал мне регистрационные данные автомобиля и посоветовал съездить в МРЭО Ковеля. Я туда съездил, мне местные «гаишники» обрисовали ситуацию. Как вариант, можно заявить об угоне машины — тогда и меня обязаны будут найти».

Срок ввоза автомобиля, который перегонял Олег, заканчивается 23 марта. Что будет дальше, мужчина не знает. «Говорят, что украинский хозяин может позвонить и попросить вывезти машину, а потом ввезти заново. За это предлагают уже до 100 у.е. Но ввозить ее в Украину повторно я точно не буду. Да только могут ведь и не позвонить. А если машина останется там, то на мне при пересечении границы останется висеть огромный штраф».

Депортировали до выплаты штрафа

А вот брестчанин Денис уже осознал последствия «легкой наживы» в полной мере. Буквально на прошлых выходных он попытался въехать на территорию Украины на автобусе, но тут же был отправлен в кабинет начальника местного таможенного поста. И там ему заявили: «Плати штраф!»

«На меня полтора года назад вышли знакомые знакомых, предложили за 50 у.е. перегнать машину в Украину. Я поехал, перегнал, получил деньги, потратил. После этого спокойно ездил автобусом около года. Эти же знакомые убедили, что машина на мне уже не числится, потому не было никаких опасений. А вот в марте «тормознули» на украинской границе. Сказали, плати штраф — 17 тысяч гривен (более 630 долларов). У меня таких денег не было. Говорят, мол, звони кому-нибудь — пусть привозят. Но в итоге после пары часов ожидания просто пришлось написать заявление о депортации — теперь мне закрыт въезд в Украину, пока не выплачу этот штраф. Обратно в Беларусь возвращался попутными машинами».

Цена вопроса — 300 долларов

«Вообще с перегоном автомобилей налажена целая сеть из украинских и белорусских перегонщиков, — рассказывает брестчанин Эдуард, которому также довелось поучаствовать в серой схеме и с трудом избежать печальных последствий. — Конечный покупатель в Украине находит такого перегонщика у себя, тот уже связывается с белорусским перегонщиком, а наш ищет здесь людей, которые могут эту машину доставить на ту сторону. Покупатель в среднем платит около 300 долларов. Сотню украинский перегонщик оставляет себе, столько же отдает белорусскому «коллеге», а еще сотня уходит на «решение вопроса» непосредственно на украинской таможне. Получается, что из 100 долларов, которые белорусский перегонщик получает с каждой машины, он 20 отдает тому, кто перегоняет, а 80 кладет себе в карман. Причем гоняют машины не только из Польши — очень большой поток идет из Литвы и Латвии. На границе оформляется доверенность либо транзитный въезд — с этим проблем не возникает. У тех, кто записывает авто на себя, они начинаются позже».

Штраф в 50 раз выше «навара»

В Таможенной службе Украины автомобильному порталу ABW.BY финансовую сторону проблемы прокомментировали следующим образом:

«Нерезидент имеет право на временный ввоз автомобиля на срок до одного года. После этого он обязан его вывезти. Если этого не произойдет, ваш соотечественник будет привлечен к ответственности по статье 481 Таможенного кодекса Украины. Если будет установлен факт просрочки временного ввоза менее чем на трое суток, штраф — 50 необлагаемых минимумов доходов. 50 умножаем на 17 гривен (один необлагаемый минимум доходов, согласно украинскому законодательству. — Авт.) — штраф на данный момент составит 850 гривен, или 32 доллара. Просрочка от 3 до 10 суток — 300 необлагаемых минимумов, или 192 доллара. Если срок просрочен более чем на 10 суток, штраф составит 1000 необлагаемых минимумов доходов, или 640 долларов. Кроме того, лицо, которое временно ввезло автомобиль, не имеет права передавать управление другим людям. Если этот факт будет установлен, то ответственность наступает по части 2 статьи 469 Таможенного кодекса Украины. Это 500 необлагаемых минимумов доходов, или 320 долларов».

Нехитрая математика приводит к неутешительному выводу. В погоне за 20-50 долларами белорусы рискуют нарваться на штраф почти в тысячу (640+320). К тому же, велик риск остаться без собственного автомобиля, который у «особо забывчивых» может конфисковать украинская сторона, или товаров, которые вы прикупили у соседей. Однако брестчане то ли по наивности, то ли от бедности продолжают вестись на подобные предложения. И не знают, чего им ждать.

Лотерея за 50 рублей

Если маркированные сигареты производятся на заводах с многоступенчатой системой контроля качества, то для нелегального товара это не является аксиомой. На таких предприятиях в сложный химический состав сигаретного табака может попасть все, что пролетало или пробегало мимо, витало в воздухе или заведомо было добавлено, чтобы сэкономить на сырье не теряя объем. Случается и так, что качество вполне себе приемлемое, но плохие сигареты от хороших в ассортименте контрабандистов никак не отличить, поэтому риск нарваться на сюрприз есть всегда.

Есть даже шанс получить продукцию категории «антипремиум» — это могут быть подделки, произведенные в кустарных условиях из неведомо чего.

Доля нелегальной продукции на нашем рынке растет ежегодно и огромными темпами. К началу года этот показатель составил четверть всех челябинских сигарет. О том, насколько ситуация ухудшилась, мы, наверное, узнаем позже в этом году, но пока эксперты и активисты считают, что дело не идет на лад. Так, недавно в СМИ заявлялось о том, что Челябинская область вошла в ТОП-5 регионов, где с табачным подпольем наиболее серьезная проблема.

Табачные производители считают, что текущая ситуация – это лишь «цветочки». По данным компании JTI, которые содержатся в исследовании “Надвигающийся шторм”, «ягодки» нам скоро представит международная табачная мафия. Криминальные структуры без особых потерь перенесли первую волну эпидемии и даже расширили производственные мощности. На стороне игроков теневой экономики – повышенный спрос на продукцию в низком ценовом сегменте, рост цен на легальные сигареты, массовый стресс курящего населения и отсутствие действенного отпора со стороны правоохранительных структур. По результатам изучения обстановки в 50 странах мира, включая Россию, исследователи заключили, что подполье наращивает производство и готовится затопить рынок в нелегальной продукции.

Надеемся, что это понимают и в российских правительственных коридорах, так как «зарубежные гостьи» уже лишили госбюджет 100 млрд рублей в 2019 году и помогли криминалу заработать сопоставимую сумму. Сумму, которая может воплотиться в контрафакт в пищевой продукции, одежде, детских игрушках. В конечном счете любой нелегальный рынок всегда приводит к тому, что нас начинают окружать некачественные, а порой и опасные вещи и продукты.

Поддержать нельзя отказать

По данным опроса Киевского международного института социологии, большая часть украинцев против создания свободной экономической зоны в Донецкой и Луганской областях. 45% респондентов не поддерживают такую инициативу, «за» высказались – 33,5%. Еще 20% затруднились ответить.

Эти 20% затруднившихся легко понять. Покуда президент не объяснит, что он под этим подразумевает, единственный возможный ответ на этот вопрос «не знаю». Другие варианты могут быть истолкованы и интерпретированы провластными силами в собственных интересах.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector