Выгодно срулить: как сэкономить на личном транспорте в мегаполисе
Выгодно срулить: как сэкономить на личном транспорте в мегаполисе
За последние пять лет стоимость эксплуатации личного автомобиля в России увеличилась примерно на 40%, рассказал РБК руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Стоимость эксплуатации автомобиля складывается из нескольких составляющих: топливо, страховка, текущий ремонт, техобслуживание, налоги. По словам заместителя начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Дмитрия Ярыгина, основная часть годовых трат (43%) приходится на заправку. «Как показывает статистика, рост средней стоимости владения автомобиля пропорционален росту цен на топливо, так как это основная статья расходов для автовладельцев», — уточняет аналитик.
За последние пять лет цена за литр бензина АИ-95 в среднем по России увеличилась на 12,2 руб. (с 28,30 руб. в начале 2012 года до 40,25 руб. в августе 2017 года). Цены на дизельное топливо за этот период подскочили на 10 руб. (с 27,69 руб. за литр в 2012 году до 37,69 руб. за литр в 2017-м).
Страховка и техобслуживание тоже дорожают. «Около 33% от стоимости обслуживания машины приходится на каско, 10% — на техосмотр, 5–6% — ОСАГО, еще 2,5% составляют налоги. Остальное — текущий ремонт, замена шин, мойка», — рассказывает Ярыгин. В итоге на содержание автомобиля среднего класса в месяц уходит 14–16 тыс. руб. Если учесть остаточную стоимость (то есть то, сколько машина теряет в цене за три года с момента покупки), то в месяц владелец тратит 15–18 тыс. руб. «С каждым годом сумма затрат увеличивается в среднем на 5–10% в зависимости от модели», — говорит Дмитрий Ярыгин.
Рост расходов связан как с динамикой потребительской инфляции, так и с ростом курса доллара — эти факторы увеличивают стоимость ремонтных работ. С 1 января 2012 года накопленная инфляция в России составила 42,7%, а доллар укрепился к рублю на 67,5%, с 30,31 до 59,77 руб. Несмотря на то что производство самых популярных моделей локализовано в России, 50% комплектующих все равно поставляется из-за границы, поэтому автомастерским приходится повышать цены из курсовых переоценок, уточняет Канаев. Также на стоимость эксплуатации влияет массовое введение платных парковок в России, добавляет эксперт. Например, в Москве тариф на платную парковку составляет 40–200 руб. в зависимости от зоны, в Санкт-Петербурге — 60 руб.
Немного статистики
Специалисты агентства PricewaterhouseCoopers провели исследование и выяснили, что стоимость владения автомобилем в России выше, чем в Европе или США. Если в нашей стране на машину стоимостью около 700 тыс. рублей тратится 300 тысяч рублей в год, то в США все необходимые процедуры (в пересчете на нашу валюту) потребовали бы 223,4 тыс. рублей.
Porsche отдельно от Жигулей
Стоимость владения дорогими и массовыми автомобилями нужно считать отдельно. Иначе не получить точной картины, убежден правозащитник, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Средняя сумма в 32,2 тыс. рублей в месяц, на его взгляд, выглядит слишком большой.
«Даже если рассчитывать стоимость владения автомобилем для москвичей, то сумма в 32,2 тыс. рублей в месяц выглядит завышенной, ведь за год получается уже около 400 тыс. рублей, а это средняя цена автомобиля россиянина. К примеру, я делал похожий расчет на свой Hyundai i30, у меня получилось по 200 тыс. рублей в год. Из них половина расходов идет на бензин», — отметил Шкуматов.
Впрочем, по словам правозащитника, в процентном соотношении от зарплат россияне тратят на автомобили намного больше европейцев.
«У россиянина уходит на автомобиль 25% от его доходов, испанец, а я могу это судить по моим друзьям в Испании, на это тратит около 7% от своей зарплаты. Поэтому в России надо сравнивать статистический удельный вес в привязке к доходам граждан. Дайте россиянину зарплату в €2–3 тыс., и тогда можно говорить о какой-то объективности сравнения», — отметил Шкуматов.
Страхование (ОСАГО и КАСКО)
Страхование составляет существенную статью расходов в общей стоимости владения автомобилем – 19–26% по анализируемым классам. В прошлом году стоимость страхования составляла 21–27%. В среднем доля расходов на страхование снизилась с 23 до 21%. По результатам прошлого года как по ОСАГО, так и по КАСКО было заключено меньше договоров по сравнению с 2015 годом.
Однако в денежном выражении на рынке ОСАГО наблюдается рост. Падение на рынке КАСКО объясняется тем, что продажи новых автомобилей упали и многие владельцы предпочли не оформлять КАСКО, если автомобилю больше года. Более того, лимит по ОСАГО был повышен, что также негативно отразилось на рынке КАСКО-страхования.
Договоров по КАСКО заключили меньше
В денежном выражении чем дороже автомобиль, тем дороже страхование. Как результат, самые большие расходы на страхование приходятся на автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники.
Однако помимо цены автомобиля существуют другие факторы, оказывающие влияние на стоимость страхования:
- стоимость запчастей и ремонтных работ;
- коэффициент угоняемости;
- эксклюзивность автомобиля и проч.
Основные факторы, влияющие на стоимость содержания машины
Даже если отбросить спровоцированные самим владельцем траты, содержание машины за несколько лет может равняться ее первоначальной стоимости. И речь не только о подержанных автомобилях. В любом случае, траты на эксплуатацию внушительные.
За что придется платить:
Интенсивность эксплуатации
Пробег — главный «пожиратель» денег. Топливо, износ двигательной системы, подвески и других механизмов, поломки в результате нагрузок, необходимость часто менять шины — все это напрямую зависит от показаний одометра. Не говоря уже о том, что при желании продать машину цена ее будет уменьшаться с тем же постоянством, с которым будет расти пробег.
Условия эксплуатации
Одно дело, если машина ездит в основном по трассам, и совсем другое, когда ей приходится дергаться в городских пробках, притормаживать перед многочисленными «зебрами» и светофорами, ударяться о бордюры во время парковок.
Также следует учитывать и езду по бездорожью или гравийке, где завалиться в лужу или разбить стекло отлетевшим камнем — скорее правило, чем исключение.
Стиль вождения
Машина у спокойного опытного водителя прослужит гораздо дольше и ее содержание будет менее затратным, чем у «светофорного шумахера» и любителя трогаться с места так, чтобы запахло резиной.
Отношение к машине
Сюда относится не только бережное вождение. Регулярная диагностика, ремонт, качественные запчасти и хорошая мастерская являются залогом длительного и относительно дешевого содержания.
Конечно, за все это придется заплатить, но вряд ли дороже, чем за капитальный ремонт двигателя, необходимость в котором возникла в итоге невнимательного отношения к машине.
Страховка
ОСАГО
Обязательное страхование, и покупать полис придется. Стоимость ОСАГО зависит от многочисленных факторов: водительского стажа, региона проживания, уровня аварийности вождения и пр.
Если вы покупаете подержанный автомобиль, то придется пройти техосмотр, так как застраховать авто без предварительного техосмотра не получится. А это также дополнительный, пускай и небольшой, расход.
КАСКО
Стоимость рассчитывается индивидуально и зависит от марки, модели и прочих характеристик автомобиля. Цена полиса иногда может достигать до 15% от стоимости автомобиля. Впрочем, обычно колеблется от 5% до 10%.
Этот вид страхования не является обязательным, но при покупке новой машины в кредит оформление КАСКО обязательно. Основная причина — высокий процент угона новых автомобилей. Также этот вид страховки желателен, если машина дорогая. В случае угона, аварии и других неприятностей в виде дорогостоящего ремонта КАСКО окажется как нельзя кстати.
ДСАГО
Добровольная страховка. Не обязательна, но в некоторых случаях необходима. Например, для молодых неопытных водителей.
Кредит
Какими бы выгодными нам ни расписывали условия выдачи кредита, придется выплачивать и его, и проценты. Причем несколько лет. Это следует учитывать вместе с остальными расходами при выборе авто и его стоимости.
Регистрация в ГИБДД и покупка номерного знака
Пускай сумма небольшая и разовая (за все придется отдать около 2000 рублей), но все же. Если приобретаете подержанный автомобиль, то можно сохранить старые номера, если они в хорошем состоянии.
Техосмотр
Стоимость процедуры — около 500 рублей. Для старого автомобиля необходима ежегодная проверка. При покупке нового первый техосмотр производится через 3 года, второй — еще через 2 года, а дальше ежегодно.
Регулярное техническое обслуживание
Его стоимость имеет огромный разбег, примерно от 100 до 1000 долларов. Все зависит от марки и модели машины, ее характеристик и аппетитов дилера. А частота ТО будет зависеть от особенностей эксплуатации — пробег, условия службы и их воздействие на машину и т.д.
Транспортный налог
Разбег в стоимости тоже колоссальный — от 1— 2 тысяч рублей до 50 тысяч, а то и выше. На сумму влияет место регистрации (каждый регион уполномочен устанавливать свои правила взимания транспортного налога), модель и характеристики авто и пр.
Также следует учесть, что к основной сумме может быть добавлен так называемый налог на роскошь, которым облагаются владельцы дорогостоящих автомобилей. Перечень моделей «роскошных» авто утверждается Минпромторгом. Поэтому перед покупкой следует уточнить, не относится ли приглянувшийся автомобиль к категории настолько дорогих, что за это придется доплачивать.
Дополнительное оборудование
Машину придется укомплектовать в соответствии со своими требованиями. На этом, кстати, можно сэкономить, покупая подержанное авто, так как предыдущий владелец, скорее всего, оборудовал машину всем необходимым. И в отличие от заводской комплектации, там только действительно нужные «аксессуары».
Стоимость нового автомобиля комплектация взвинчивает ощутимо для кошелька. По этой причине многие автолюбители предпочитают приобретать машины с минимальным набором «аксессуаров» и устанавливать нужное (причем действительно нужное, а не ради «навороченности») оборудование самостоятельно. А это довольно внушительная статья расходов.
Эксплуатационные расходы
Здесь автовладельца ждут регулярные и немалые затраты, особенно это касается старых или «убитых» в ходе эксплуатации машин.
К этой категории затрат относится:
- топливо;
- шины (летние, зимние, замена износившихся плюс оплата услуг шиномонтажа);
- диагностика и ремонт.
Второстепенные расходы
Их не стоит сбрасывать со счетов, так как они составляют в сумме немалые деньги. Сюда относятся:
- мойка;
- оплата парковки,
- затраты на платные дороги;
- тюнинг;
- чистка салона;
- штрафы и т.д.
Непредвиденные расходы
Сюда можно отнести:
- аварии (даже страховка, если она имеется, не всегда полностью покрывает расходы на восстановление);
- серьезные поломки, вызванные внешними факторами, например, затопленный двигатель;
- поломка в случае заправки низкокачественным топливом (такое случается чаще, чем кажется);
- пожар в салоне по недосмотру или неисправности и пр.
Траты на автокредитование
Теперь давайте остановимся на еще немаловажной статье расходов, связанных со стоимостью владения автомобилем. Не секрет, что большая часть продаваемых в России автомобилей, осуществляется в кредит. Но с началом экономического кризиса в России рынок автокредитования существенно упал в связи с ростом кредитных ставок.
В результате падения доходов населения и непривлекательных ставок продажи новых автомобилей в России за последние годы существенно упали. Во многом это связано с недоступностью автокредитования в связи с большими кредитными ставками.
Но в последний год кредитный ставки существенно снизились. Также начали медленно расти доходы населения, что повлияло сразу на рост продаж новых автомобилей. В том числе, благодаря снижению кредитных ставок за последний год упала доля расходов связанных с выплатой автокредита.
*Данные «Pricewaterhouse Coopers»
Например, по данным компании PwC доля расходов владельцев автомобилей на выплату автокредита в 2015 году (доля в общей стоимости владения авто) составляла 16,1 процентов, когда как уже в 2016 году доля расходов по автокредитам в среднем составляла от 19 до 23 процентов.
Как мы уже сказали, это связано с большими кредитными ставками, действующими в этих периодах времени.
Однако, благодаря снижению процентных ставок по автокредитам, доля расходов связанных с выплатой кредита, в общей стоимости владения автомобилями, составила 14,4 процента.
Тут плати и там плати
Не зря в народе давным-давно появилась пословица: «Скупой платит дважды». Выбор машины подешевле может обернуться довольно крупными расходами.
«В последнее время крупные предприятия, владеющие большим парком техники, разрабатывают и внедряют собственные программы учёта стоимости владения, в первую очередь, с целью бюджетирования затрат.
Как правило, в основе расчётов лежат данные и методики дилеров, обладающих более глубокими знаниями в эксплуатации техники или оборудования, которое они представляют на рынке.
Кроме того, за счёт привлечения из дилерских центров квалифицированных специалистов, обеспечивающих высокую готовность техники и её гарантийную поддержку, предприятия могут повысить эксплуатационную эффективность приобретаемого оборудования», — объясняет руководитель отдела продаж запчастей и навесного оборудования JCB в России Дмитрий Ткач.
По сути, при покупке машины нужно учесть не только её цену, но и амортизацию, лизинговые платежи, страхование, налоги, затраты на водителя, расходы на шины и топливо, AdBlue, техническое обслуживание и ремонт автомобиля, платные дороги, затраты на компенсацию системы «Платон», стоимость негарантийного ремонта, а также расходников, таких как щётки у коммунальных машин или зубья ковшей (ground engagement tools) экскаваторов или погрузчиков.
«Необходимо также учитывать убытки, вызванные простоем техники в ожидании ремонта. Довольно распространено заблуждение, что чем дороже техника, тем больше её стоимость владения, однако зачастую это не так.
С одной стороны, дорогая техника подразумевает высокую стоимость владения (высокая стоимость нормочаса, дорогие запасные части), но в то же время обладает высокой степенью надёжности, которая позволяет компенсировать расходы на обслуживание.
С другой стороны, более дешёвая спецтехника или коммерческий транспорт не требует дорогих запчастей, стоимость обслуживания гораздо ниже. Однако надёжность дешёвой техники в подавляющем большинстве случаев крайне низка.
Поэтому частые поломки и, соответственно, простой техники, может легко перечеркнуть экономию на обслуживании техники», — делится директор по послепродажному обслуживанию клиентов АО «Коминвест-АКМТ» Александр Павлов.
Не меньше 138 тысяч за год езды на новой машине
Аналитическая служба «Реального времени» оценила стоимость владения 25 популярными моделями машин в столице региона. В результате выяснилось, что на их обслуживание придется потратить очень заметную сумму — от 138 до 246 тысяч рублей в год. Это стоимость, которая предполагает владение новым автомобилем и «ответственную» манеру пользования им: помимо трат, без которых эксплуатировать машину физически невозможно (таких как топливо или транспортный налог), мы также включили «необязательные» атрибуты, но тем не менее без них в современном городе сложно представить использование автомобиля не в ущерб окружающим, например, аренду парковочного места.
Всего параметров, по которым мы оценивали стоимость владения, около десяти. Обязательное страхование рассчитывалось как среднее между максимальным и минимальным тарифами ОСАГО для 31-летнего водителя с тремя годами стажа без понижающего коэффициента (на второй и третий год владения подразумевается увеличение возраста, стажа и понижающего коэффициента «бонус-малус»). Стоимость добровольного страхования каско относительно более универсальна: условно она составляет около 7% от стоимости нового автомобиля. Кроме этого, аналитики «Реального времени» посчитали в качестве обязательных платежей стоимость охраняемой стоянки или аренды гаража, единовременные внеплановые затраты — такие как штрафы и мелкий ремонт, а также транспортный налог. Посчитали мы и прохождение техобслуживания и одну из главных статей расходов — траты на топливо (исходя из среднего годового пробега в 15 тысяч километров, с учетом роста стоимости бензина). Наконец, в «обязательные» траты были включены восемь моек кузова в год и три комплексные мойки, комплект шин и «переобувка».
Траты на бензин, мойку, смену резины и подобные действия просто теряются на фоне дороговизны транспортного средства. Фото ceskatelevize.cz
В результате выяснилось, что каждый год владелец понесет расходы в среднем в размере 14—31% от стоимости машины. Величина эта обратно пропорциональна стоимости нового автомобиля: траты на бензин, мойку, смену резины и подобные действия просто теряются на фоне дороговизны транспортного средства. Больше всего они заметны, конечно, в случае с недорогими машинами: например, на Lada Granta в первый год придется потратить еще 32% от стоимости машины, на Toyota RAV4 или Mitsubishi Outlander — всего 15%. В «рублевом» выражении, правда, владельцам относительно дорогих автомобилей все равно придется тратить гораздо больше, чем владельцам «Грант» или Renault Logan: 138—153 тысячи против 246—247 тысяч в случае с Hyundai Tucson или Nissan Qashqai.
Если перевести эти суммы в «стоимость километра», учитывая годовой пробег автомобиля в 15 тысяч, то окажется, что каждый километр езды обойдется в сумму от 9,2 до 16,5 рубля. Самой дешевой машиной тут окажется «Гранта», а самой дорогой — Nissan Qashqai. В результате в некоторых случаях, учитывая тарифы на такси в Казани, использование чужой машины может выйти дешевле, чем своей. Особенно это касается людей, которые ездят на автомобиле немного, ведь стоимость километра заметно вырастет из-за повышения доли прочих (кроме бензина) расходов в общей структуре стоимости годовой эксплуатации. К примеру, если среднегодовой пробег уменьшить с 15 до 10 тысяч, то стоимость километра на «Гранте» увеличится с 9,2 до 11,9 рубля, а при снижении пробега до 5 тысяч один километр будет стоить почти 20 рублей. В случае с Nissan Qashqai 16,5 рубля превратятся в 22,2 и 39,3 рубля за километр.
ВЫВОДЫ
Прошедшая конференция позволила выработать основные принципы оценки стоимости владения автомобилем для потребителей автомобильной техники и акцентировать их внимание на принятие обоснованного решения перед покупкой более качественного и конкурентоспособного легкового и коммерческого автомобиля. Заслушанные в ходе конференции методические материалы будут способствовать принятию покупателем более аргументированного решения по приобретению автомобиля с учетом его первоначальной цены, стоимости владения автомобилем во время его эксплуатации, а также с высокой остаточной стоимостью при его дальнейшей продаже.
Предложено конференцию проводить регулярно — один раз в два года.